Приобщение к искусству в доу

Обновлено: 05.07.2024

Общеизвестно: основы эмоциональной и сенсорной культуры закладываются у детей в дошкольном возрасте. Поэтому так важно, чтобы уже в пяти-, шестилетнем возрасте были заложены и развиты в ребенке навыки культуры чувствования именно произведения искусства. Восприятие искусства – особый интеллектуально-эмоциональный труд. Он становится желанным лишь в том случае, если человек к нему подготовлен. И такую подготовку нужно начинать уже с детства. Чуткость, восприимчивость к красоте в детские годы несравненно глубже, чем в поздние периоды развития личности.

Искусство – не только один из способов познания мира, но и само являет особый мир, живущий по своим законам. Где-то эти законы сходны с законами реальной действительности, где-то идут вразрез. Эффект вхождения, присутствия себя в этом новом мире через элементы игры, доступного повествования, своеобразной театрализации просто необходим для детей.

Игровая форма проведения занятия-экскурсии захватывает детей, повышает их эмоциональную отзывчивость. Во время таких занятий используются приемы вхождения в картину, оживление картины, составление композиций, а также методы развивающего обучения: поисково-исследовательский, эвристический, проблемный.

Цели таких занятий – экскурсий: приобщить детей к миру искусства; знакомить с разными видами изобразительного творчества; учить любоваться созданными произведениями.

Именно в мини – музее для ребёнка открывается возможность проникновения в историю и культуру города, что, несомненно, является основой патриотического воспитания в дошкольном возрасте.

Когда ребенок непосредственно видит, слышит, осязает окружающий мир, воспринимает его в более ярких, эмоционально насыщенных, запоминающихся образах, чем те, которые предстают перед ним со страниц книг, учебных пособий, воспитывается любовь к Родине, её культуре, её природе, истории, людям.

Очень часто наши педагоги из репродукций, предоставленных культурно-выставочным залом, создают тематические выставки, которые с удовольствием посещают и родители наших воспитанников. С интересом слушают воспитателей, которые выступают в роли экскурсоводов и рассказывают о представленных произведениях искусства.


В статье рассматривается вопрос создания педагогических условий художественно-эстетического развития дошкольников через знакомство с произведениями живописи.

Ключевые слова: дошкольный возраст, изобразительное искусство, произведения живописи.

Понимать искусство — значит

открыть новую дверь в жизнь.

Потребность к красоте и доброте у ребенка отмечается с первых дней его жизни. Но человек может остаться равнодушным к искусству, если его с детства не приобщали к прекрасному. Приобщать детей к прекрасному надо как можно раньше, начиная с детского сада. Именно в детском саду дети получают первые сведения о различных явлениях жизни, впитывают уважение к своему народу, Родине, узнают много нового о прошлом и настоящем, знакомятся с мастерами, создающими красоту. Важно в этот период сформировать вокруг ребёнка такую среду, которая поможет познать этот мир через произведения искусства и будет одновременно развивать, и воспитывать.

В дошкольном возрасте необходимо максимально использовать возможности детей для общения с миром прекрасного. Ведь именно искусство помогает воздействовать не только на восприятие окружающего мира, но и на интеллект и чувства ребенка.

Искусство пробуждает у детей дошкольного возраста эмоционально-творческое начало. Огромную роль в дошкольный период играет ознакомление детей с живописью. С помощью живописи ребенок учится понимать гармонию окружающего мира, а также формируется связная образная речь, которая помогает выражать свои мысли и чувства, в логической последовательности описывать содержание картины. Рассматривая полотна картин великих художников, дети начинают понимать связи между содержанием произведения и выразительными средствами.

По мнению Р. Н. Чумичевой, живопись является самым эффективным направлением, в котором можно раскрыть творческий потенциал детей дошкольного возраста.

Психолого-педагогические исследования показывают, что именно дошкольный возраст является сенситивным периодом для приобщения детей к прекрасному. Именно в этом возрасте, по мнению Л. С. Выготского, А. В. Запорожца и П. М. Якобсона, ребенок более ярко понимает образы произведений изобразительного искусства.

Планирование по ознакомлению дошкольников с живописью

Нажмите, чтобы узнать подробности

Знакомить детей с музеем и его ролью в жизни общества. Раскрыть содержание музейной деятельности; напомнить о правилах поведения в музее.

Дидактическое обеспечение

Познакомить детей с профессией художника, значимости его деятельности для общества, орудиями труда. Воспитывать интерес к профессии художника.

Взаимодействие с родителями

Альбомы о видах музеев

Альбомы о видах музеев

Формы работы

Учить внимательно рассматривать художественную картину, подводя к пониманию того, что художник изображает реальную природу – то, что увидел, что вызвало у него радость, удивление. Развивать навыки восприятия, образного языка пейзажной живописи, эмоциональное восприятие цвета и цветосочетаний. Обратить внимание детей на то, что с помощью цвета можно рассказать о времени года, о своем настроении, отношении к изображаемому, на особенности цветовой гаммы золотой осени.

Дидактическое обеспечение

с этапами работы художника-пейзажиста. Развивать художественно-образные представления ребенка о

Взаимодействие с родителями

красоте и разнообразии времен года в пейзажной живописи, учить его наблюдать и сравнивать эти явления в реальной жизни; следить за изменениями погоды (солнце и тучи, дождь и снег). Учить видеть прекрасное в обычных явлениях (восход солнца, радуга, листопад и т. д.)

Учить внимательно рассматривать художественную картину, подводя к пониманию того, что художник изображает реальную природу – то, что увидел, что вызвало у него радость, удивление. Развивать навыки восприятия, образного языка пейзажной живописи, эмоциональное восприятие цвета и цветосочетаний. Обратить внимание детей на то, что с помощью цвета можно рассказать о времени года, о своем настроении, отношении к изображаемому, на особенности цветовой гаммы золотой осени.

с этапами работы художника-пейзажиста. Развивать художественно-образные представления ребенка о

красоте и разнообразии времен года в пейзажной живописи, учить его наблюдать и сравнивать эти явления в реальной жизни; следить за изменениями погоды (солнце и тучи, дождь и снег). Учить видеть прекрасное в обычных явлениях (восход солнца, радуга, листопад и т. д.)

Формы работы

Дидактическое обеспечение

Рассматривание, беседа-рассматривание, игра

Продолжать знакомство с натюрмортом; учить детей обращать внимание на основные свойства предметов: форму, цвет, поверхность. Вызвать эмоциональную заинтересованность к объектами. Развивать ассоциативное мышление, творческое воображение.

Взаимодействие с родителями

Знакомство с натюрмортом

Знакомство с натюрмортом


Январь выставка детских работ зимних пейзажей

Формы работы

Учить детей понимать основную мысль произведения художника; развивать умение выделять главное: построение изображения, его планов, материал и способы его использования для передачи выразительности образа.Обогащать и активизировать словарь детей, вводить в него лексику, обозначающую ощущения, эмоции, эстетические оценки.

Вызвать у детей радостные чувства от природы красавицы – зимы, эмоциональный отклик на настроение картины, воспоминания о собственном опыте восприятия зимнего пейзажа. Продолжать развивать воображение, умение видеть не только содержание, но и некоторые средства выразительности. Закрепить знания детей о пейзажной картине, обогатить речь эмоционально-эстетическими терминами.

Дидактическое обеспечение

Игра-занятие, беседа-рассматривание, беседа-описание, искусствоведческий рассказ.

Взаимодействие с родителями

Пополнение альбома с произведениями И.Э.Грабаря

Наши первые пейзажи

Наши первые пейзажи

Наши первые пейзажи Настя Сорокина Алина Умарова

Наши первые пейзажи

Оформление стендов для родителей и детей

Формы работы

Продолжать знакомить со средствами выразительности, используемые художниками: цвет, композиция, рисунок.Развивать ассоциативные связи с учетом опыта наблюдений детей за природой.

Дидактическое обеспечение

С овершенствовать умение детей внимательно рассматривать произведение, по­нимать, каково ее композиционное построение, рассказывать о том, что запечатлел на картине художник, что хотел рассказать зрителям.Воспитывать уважительное отношение к героическим образам воинов.

Игра-занятие, беседа-рассматривание, беседа-описание, искусствоведческий рассказ.

Взаимодействие с родителями


Формы работы

Вызвать у детей интерес к новому жанру живописи – портрету, желание его внимательно рассматривать, эмоционально откликаться на настроение художественного образа, испытывать удовольствие и радость от встречи с ним. Развивать воображение и образное мышление.

Игра-занятие, беседа-рассматривание, беседа-описание, искусствоведческий рассказ.

Дидактическое обеспечение

Продолжать знакомить детей с портретом как жанром живописи, поводя их к пониманию того, что портрет – это изображение реального, конкретного человека, который живет сейчас или жил когда-то, что художник изображает в портретах интересных или близких ему людей не только похоже, но и отмечая индивидуальные, присущие каждому человеку особенности, выражая свое отношение с помощью рисунка, цвета, построения изображения.

Игра-занятие, беседа-рассматривание, беседа-описание, искусствоведческий рассказ.

Взаимодействие с родителями

Обогащать словарь детей эмоционально-эстетическими терминами, образными выражениями.

Знакомство с портретом

Знакомство с портретом

Моя любимая мамочка Рисование портрета (мелки) Рисование портрета (гуашь)

Моя любимая мамочка

  • Рисование портрета (мелки)
  • Рисование портрета (гуашь)

Апрель

Вызвать у детей эмоциональный отклик на весеннее проявление природы, эстетические чувства и переживания, развивать умение соотносить увиденное с опытом собственного восприятия весенней природы; учить художественному восприятию пейзажной картины, стимулировать желание внимательно ее рассматривать. Обогащать речь детей эмоционально-эстетическими терминами.

Формы работы

Дидактическое обеспечение

Развивать эстетические чувства, эмоции, эстетический вкус, эстетичес­кое восприятие произведений искусства, формировать умение выделять их выразительные средства. Познакомить с произведениями живописи и изображением родной природы в картинах художников. Воспитывать умение видеть красоту в окружающей жизни.

Игра-занятие, беседа-рассматривание, беседа-описание, искусствоведческий рассказ.

Взаимодействие с родителями

Игра-занятие, беседа-рассматривание, беседа-описание, искусствоведческий рассказ.

Оформление стендов для родителей и детей

Оформление стендов для родителей и детей

«Что мы знаем о живописи 29.05.2018

Развивать интерес к произведениям искусства;вызывать желание рассказать о понравившейся картине. Уметь составлять рассказы-описания и фантазийные рассказы по картине, развивать связную речь. Воспитывать умение видеть и замечать красоту в художественных полотнах живописи.

Формы работы

Дидактическое обеспечение

Закрепление знаний детей о жанрах живописи; развитие активности зрительного восприятия; воспитывать уважительное отношение к художественному наследию России (на доступном уровне)

Игра-занятие, беседа-рассматривание, беседа-описание, искусствоведческий рассказ.

Взаимодействие с родителями

Игры – путешествия, викторины, игра –путешествие и др.

Книги о русских живописцах

Книги о русских живописцах

Грамоты

Лэпбук по творчеству И.И.Шишкина

Лэпбук по творчеству И.И.Шишкина

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ Карандаши Кисть Маска Фон краски Художник На момент создания шаблона все ссылки являются активными Вы можете использовать данное оформление для создания своих презентаций, но должны указать источники и автора шаблона Автор шаблона: Полшкова Виктория Валерьяновна, педагог дополнительного образования МАОУ ДО ЦРТДиЮ Каменского района Пензенской области Сайт http://minus-plus-mus.ucoz.ru/ © Полшкова В.В., 2018 © Полшкова В.В., 2018

На момент создания шаблона все ссылки являются активными

Вы можете использовать данное оформление для создания своих презентаций, но должны указать источники и автора шаблона

Автор шаблона: Полшкова Виктория Валерьяновна, педагог дополнительного образования МАОУ ДО ЦРТДиЮ Каменского района Пензенской области


Содержимое разработки

Перспективное планирование

по приобщению к искусству

Группа №5 (старшая, логопедическая)

воспитатель

логопедической группы №5

2021-2022 уч. год

О чем рассказывает пейзажная картина

Продолжать знакомить с жанрами изобразительного искусства. Продолжать формировать интерес к живописи. Развивать эстетический вкус, восприятие произведений искусства, формировать умение выделять их выразительные средства. Учить соотносить художественный образ и средства выразительности.

Развивать эстетические чувства, эмоции, эстетичес­кое восприятие произведений искусства. Познакомить с произведениями живописи (И. Левитан) и изображением родной природы в картинах художника.

Продолжать формировать интерес к музыке.

Выставка репродукций пейзажных картин Шишкин, Левитан, Грабарь

Портрет П. Чайковского

Устное народное творчество

Продолжать формировать интерес к народному музыкальному и литературному искусству. Расширять представления детей о народном фольклоре.

Нар.изделия, одежда, нар.музыка, книга русс. нар. сказки, потешки и др.

Русские народные песни, хороводные, колыбельные, частушки

Иллюстрированные детские книги с русскими народными сказками

Художник, рисующий сказки

Друг зверей и птиц.

Расширять представления о художниках — иллюстраторах детской книги, иллюстрировавших сказки.

Расширять представления о художнике иллюстраторе детской книги Е.И.Чарушине, иллюстрировавшем рассказы о животных.

Книги с иллюстрациями В.Конашевича, В.Сутеева И.Билибина, Е.И.Чарушина, портреты художников.

Рассматривание зданий разной архитектуры

Путешествие с волшебным клубочком по сказочным домикам

Продолжать знакомить с архитектурой. Закреплять знания о том, что су­ществуют различные по назначению здания: жилые дома, магазины, театры, кинотеатры и др. Обращать внимание детей на сходства и различия архитек­турных сооружений одинакового назначения: форма, пропорции (высота, длина, украшения — декор и т. д.). Подводить дошкольников к пониманию за­висимости конструкции здания от его назначения: жилой дом, театр, храм и т. д.

При чтении литературных произведений, сказок обращать внимание детей на описание сказочных домиков (теремок, рукавичка, избушка на курьих ножках), дворцов.

Книжки со сказками и

Продолжать знакомить с жанрами изобразительного искусства. Продолжать формировать интерес к живописи. Развивать эстетический вкус, восприятие произведений искусства, формировать умение выделять их выразительные средства. Учить соотносить художественный образ и средства выразительности. Познакомить с произведениями живописи

Расширять представления детей о народных художественных промыслах (косовская керамика, золотая хохлома, гжель); познакомить с историей; закрепить знания детей о процессе изготовления; познакомить детей с искусством гжельской росписи в сине – голубой гамме; формировать позитивные установки к творчеству.

Косовская керамика, Золотая хохлома,

Познакомить с произведениями живописи художников-портретистов Серова В.А. и Венецианова А. Продолжать формировать интерес к живописи, развивать эстетический вкус, восприятие произведений искусства, формировать умение выделять их выразительные средства.

Познакомить с произведениями живописи и изображением родной природы в картинах художников. Продолжать формировать интерес к живописи, развивать эстетический вкус, восприятие произведений искусства, продолжать формировать интерес к музыке, развивать эстетические чувства, эмоции, формировать умение выделять их выразительные средства.

Знакомство с театром

Формировать умение выделять, называть, группировать произведения по видам искусства (литература, музыка, изобразительное искусство, ар­хитектура, театр).

Продолжать расширять представления детей о труде взрослых. Знакомить детей с трудом людей творческих профессий (актёром, режиссёром, костюмером, гримёром и т.д.), результатами их труда.

Заинтересовать детей в театральном творчестве

Закрепление умений детей разыгрывать сценки знакомой сказки, умений передавать образ героев сказки через выразительные средства: мимику,

Картины театра, театральные профессии

Русские народные праздники, игры

Расширять представления детей о народном искусстве, фольклоре, музыке, играх.

Репродукции картин - праздники, игры

Знакомство с библиотекой,

Продолжать формировать интерес к литературе. Развивать эстетические чувства, эмоции, эстетический вкус, эстетичес­кое восприятие произведений искусства, формировать умение выделять их выразительные средства.

Продолжать формировать интерес к литературе. Развивать эстетичес­кое восприятие произведений искусства, формировать умение выделять их выразительные средства. Учить соотносить художественный образ и средства выразительности.

Расширять представления детей о народных художественных промыслах, познакомить с историей народного костюма.

Картины народного костюма

Слушание музыкального произведения М. Глинки

Развивать эстетические чувства, эмоции, эстетический вкус, эстетичес­кое восприятие произведений искусства, формировать умение выделять их выразительные средства. Познакомить с произведениями живописи (А.К. Саврасов) и изображением родной природы в картинах художника.

Продолжать формировать интерес к музыке.

Расширять представления детей о художественных промыслах.

Расширять представления детей о народном искусстве. Формировать у детей бережное отношение к произведениям искусства.

Изделия из лозы;

Народные игрушки: бирюльки, богородские игрушки и др.

Продолжать знакомить с жанрами изобразительного искусства (натюрморт). Продолжать формировать интерес к живописи. Развивать эстетический вкус, восприятие произведений искусства, формировать умение выделять их выразительные средства. Учить соотносить художественный образ и средства выразительности. Познакомить с произведениями живописи П.Кончаловский

Скульптура малых форм. Образ человека.

Развивать эстетические чувства, эмоции, эстетический вкус, эстетичес­кое восприятие произведений искусства. Формировать умение выделять, называть, группировать произведения по видам искусства. Продолжать знакомить с жанрами изобразительного искусства (скульптура). Формировать умение использовать в своей изобразительной деятельности средства выразительности разных видов искусства, называть материалы для разных видов художественной деятельности.

Керамические, стеклянные, деревянные скульптуры людей, животных.

Познакомить с произведениями живописи и изображением родной природы в картинах художников. Развивать эстетические чувства, эмоции, эстетический вкус, эстетичес­кое восприятие произведений искусства, формировать умение выделять их выразительные средства.


-75%

Читайте также: