Приобщение к искусству в доу
Обновлено: 05.07.2024
Общеизвестно: основы эмоциональной и сенсорной культуры закладываются у детей в дошкольном возрасте. Поэтому так важно, чтобы уже в пяти-, шестилетнем возрасте были заложены и развиты в ребенке навыки культуры чувствования именно произведения искусства. Восприятие искусства – особый интеллектуально-эмоциональный труд. Он становится желанным лишь в том случае, если человек к нему подготовлен. И такую подготовку нужно начинать уже с детства. Чуткость, восприимчивость к красоте в детские годы несравненно глубже, чем в поздние периоды развития личности.
Искусство – не только один из способов познания мира, но и само являет особый мир, живущий по своим законам. Где-то эти законы сходны с законами реальной действительности, где-то идут вразрез. Эффект вхождения, присутствия себя в этом новом мире через элементы игры, доступного повествования, своеобразной театрализации просто необходим для детей.
Игровая форма проведения занятия-экскурсии захватывает детей, повышает их эмоциональную отзывчивость. Во время таких занятий используются приемы вхождения в картину, оживление картины, составление композиций, а также методы развивающего обучения: поисково-исследовательский, эвристический, проблемный.
Цели таких занятий – экскурсий: приобщить детей к миру искусства; знакомить с разными видами изобразительного творчества; учить любоваться созданными произведениями.
Именно в мини – музее для ребёнка открывается возможность проникновения в историю и культуру города, что, несомненно, является основой патриотического воспитания в дошкольном возрасте.
Когда ребенок непосредственно видит, слышит, осязает окружающий мир, воспринимает его в более ярких, эмоционально насыщенных, запоминающихся образах, чем те, которые предстают перед ним со страниц книг, учебных пособий, воспитывается любовь к Родине, её культуре, её природе, истории, людям.
Очень часто наши педагоги из репродукций, предоставленных культурно-выставочным залом, создают тематические выставки, которые с удовольствием посещают и родители наших воспитанников. С интересом слушают воспитателей, которые выступают в роли экскурсоводов и рассказывают о представленных произведениях искусства.
В статье рассматривается вопрос создания педагогических условий художественно-эстетического развития дошкольников через знакомство с произведениями живописи.
Ключевые слова: дошкольный возраст, изобразительное искусство, произведения живописи.
Понимать искусство — значит
открыть новую дверь в жизнь.
Потребность к красоте и доброте у ребенка отмечается с первых дней его жизни. Но человек может остаться равнодушным к искусству, если его с детства не приобщали к прекрасному. Приобщать детей к прекрасному надо как можно раньше, начиная с детского сада. Именно в детском саду дети получают первые сведения о различных явлениях жизни, впитывают уважение к своему народу, Родине, узнают много нового о прошлом и настоящем, знакомятся с мастерами, создающими красоту. Важно в этот период сформировать вокруг ребёнка такую среду, которая поможет познать этот мир через произведения искусства и будет одновременно развивать, и воспитывать.
В дошкольном возрасте необходимо максимально использовать возможности детей для общения с миром прекрасного. Ведь именно искусство помогает воздействовать не только на восприятие окружающего мира, но и на интеллект и чувства ребенка.
Искусство пробуждает у детей дошкольного возраста эмоционально-творческое начало. Огромную роль в дошкольный период играет ознакомление детей с живописью. С помощью живописи ребенок учится понимать гармонию окружающего мира, а также формируется связная образная речь, которая помогает выражать свои мысли и чувства, в логической последовательности описывать содержание картины. Рассматривая полотна картин великих художников, дети начинают понимать связи между содержанием произведения и выразительными средствами.
По мнению Р. Н. Чумичевой, живопись является самым эффективным направлением, в котором можно раскрыть творческий потенциал детей дошкольного возраста.
Психолого-педагогические исследования показывают, что именно дошкольный возраст является сенситивным периодом для приобщения детей к прекрасному. Именно в этом возрасте, по мнению Л. С. Выготского, А. В. Запорожца и П. М. Якобсона, ребенок более ярко понимает образы произведений изобразительного искусства.
Планирование по ознакомлению дошкольников с живописью
Знакомить детей с музеем и его ролью в жизни общества. Раскрыть содержание музейной деятельности; напомнить о правилах поведения в музее.
Дидактическое обеспечение
Познакомить детей с профессией художника, значимости его деятельности для общества, орудиями труда. Воспитывать интерес к профессии художника.
Взаимодействие с родителями
Альбомы о видах музеев
Формы работы
Учить внимательно рассматривать художественную картину, подводя к пониманию того, что художник изображает реальную природу – то, что увидел, что вызвало у него радость, удивление. Развивать навыки восприятия, образного языка пейзажной живописи, эмоциональное восприятие цвета и цветосочетаний. Обратить внимание детей на то, что с помощью цвета можно рассказать о времени года, о своем настроении, отношении к изображаемому, на особенности цветовой гаммы золотой осени.
Дидактическое обеспечение
с этапами работы художника-пейзажиста. Развивать художественно-образные представления ребенка о
Взаимодействие с родителями
красоте и разнообразии времен года в пейзажной живописи, учить его наблюдать и сравнивать эти явления в реальной жизни; следить за изменениями погоды (солнце и тучи, дождь и снег). Учить видеть прекрасное в обычных явлениях (восход солнца, радуга, листопад и т. д.)
Учить внимательно рассматривать художественную картину, подводя к пониманию того, что художник изображает реальную природу – то, что увидел, что вызвало у него радость, удивление. Развивать навыки восприятия, образного языка пейзажной живописи, эмоциональное восприятие цвета и цветосочетаний. Обратить внимание детей на то, что с помощью цвета можно рассказать о времени года, о своем настроении, отношении к изображаемому, на особенности цветовой гаммы золотой осени.
с этапами работы художника-пейзажиста. Развивать художественно-образные представления ребенка о
красоте и разнообразии времен года в пейзажной живописи, учить его наблюдать и сравнивать эти явления в реальной жизни; следить за изменениями погоды (солнце и тучи, дождь и снег). Учить видеть прекрасное в обычных явлениях (восход солнца, радуга, листопад и т. д.)
Формы работы
Дидактическое обеспечение
Рассматривание, беседа-рассматривание, игра
Продолжать знакомство с натюрмортом; учить детей обращать внимание на основные свойства предметов: форму, цвет, поверхность. Вызвать эмоциональную заинтересованность к объектами. Развивать ассоциативное мышление, творческое воображение.
Взаимодействие с родителями
Знакомство с натюрмортом
Январь выставка детских работ зимних пейзажей
Формы работы
Учить детей понимать основную мысль произведения художника; развивать умение выделять главное: построение изображения, его планов, материал и способы его использования для передачи выразительности образа.Обогащать и активизировать словарь детей, вводить в него лексику, обозначающую ощущения, эмоции, эстетические оценки.
Вызвать у детей радостные чувства от природы красавицы – зимы, эмоциональный отклик на настроение картины, воспоминания о собственном опыте восприятия зимнего пейзажа. Продолжать развивать воображение, умение видеть не только содержание, но и некоторые средства выразительности. Закрепить знания детей о пейзажной картине, обогатить речь эмоционально-эстетическими терминами.
Дидактическое обеспечение
Игра-занятие, беседа-рассматривание, беседа-описание, искусствоведческий рассказ.
Взаимодействие с родителями
Пополнение альбома с произведениями И.Э.Грабаря
Наши первые пейзажи
Наши первые пейзажи
Оформление стендов для родителей и детей
Формы работы
Продолжать знакомить со средствами выразительности, используемые художниками: цвет, композиция, рисунок.Развивать ассоциативные связи с учетом опыта наблюдений детей за природой.
Дидактическое обеспечение
С овершенствовать умение детей внимательно рассматривать произведение, понимать, каково ее композиционное построение, рассказывать о том, что запечатлел на картине художник, что хотел рассказать зрителям.Воспитывать уважительное отношение к героическим образам воинов.
Игра-занятие, беседа-рассматривание, беседа-описание, искусствоведческий рассказ.
Взаимодействие с родителями
Формы работы
Вызвать у детей интерес к новому жанру живописи – портрету, желание его внимательно рассматривать, эмоционально откликаться на настроение художественного образа, испытывать удовольствие и радость от встречи с ним. Развивать воображение и образное мышление.
Игра-занятие, беседа-рассматривание, беседа-описание, искусствоведческий рассказ.
Дидактическое обеспечение
Продолжать знакомить детей с портретом как жанром живописи, поводя их к пониманию того, что портрет – это изображение реального, конкретного человека, который живет сейчас или жил когда-то, что художник изображает в портретах интересных или близких ему людей не только похоже, но и отмечая индивидуальные, присущие каждому человеку особенности, выражая свое отношение с помощью рисунка, цвета, построения изображения.
Игра-занятие, беседа-рассматривание, беседа-описание, искусствоведческий рассказ.
Взаимодействие с родителями
Обогащать словарь детей эмоционально-эстетическими терминами, образными выражениями.
Знакомство с портретом
Моя любимая мамочка
- Рисование портрета (мелки)
- Рисование портрета (гуашь)
Апрель
Вызвать у детей эмоциональный отклик на весеннее проявление природы, эстетические чувства и переживания, развивать умение соотносить увиденное с опытом собственного восприятия весенней природы; учить художественному восприятию пейзажной картины, стимулировать желание внимательно ее рассматривать. Обогащать речь детей эмоционально-эстетическими терминами.
Формы работы
Дидактическое обеспечение
Развивать эстетические чувства, эмоции, эстетический вкус, эстетическое восприятие произведений искусства, формировать умение выделять их выразительные средства. Познакомить с произведениями живописи и изображением родной природы в картинах художников. Воспитывать умение видеть красоту в окружающей жизни.
Игра-занятие, беседа-рассматривание, беседа-описание, искусствоведческий рассказ.
Взаимодействие с родителями
Игра-занятие, беседа-рассматривание, беседа-описание, искусствоведческий рассказ.
Оформление стендов для родителей и детей
«Что мы знаем о живописи 29.05.2018
Развивать интерес к произведениям искусства;вызывать желание рассказать о понравившейся картине. Уметь составлять рассказы-описания и фантазийные рассказы по картине, развивать связную речь. Воспитывать умение видеть и замечать красоту в художественных полотнах живописи.
Формы работы
Дидактическое обеспечение
Закрепление знаний детей о жанрах живописи; развитие активности зрительного восприятия; воспитывать уважительное отношение к художественному наследию России (на доступном уровне)
Игра-занятие, беседа-рассматривание, беседа-описание, искусствоведческий рассказ.
Взаимодействие с родителями
Игры – путешествия, викторины, игра –путешествие и др.
Книги о русских живописцах
Лэпбук по творчеству И.И.Шишкина
На момент создания шаблона все ссылки являются активными
Вы можете использовать данное оформление для создания своих презентаций, но должны указать источники и автора шаблона
Автор шаблона: Полшкова Виктория Валерьяновна, педагог дополнительного образования МАОУ ДО ЦРТДиЮ Каменского района Пензенской области
Содержимое разработки
Перспективное планирование
по приобщению к искусству
Группа №5 (старшая, логопедическая)
воспитатель
логопедической группы №5
2021-2022 уч. год
О чем рассказывает пейзажная картина
Продолжать знакомить с жанрами изобразительного искусства. Продолжать формировать интерес к живописи. Развивать эстетический вкус, восприятие произведений искусства, формировать умение выделять их выразительные средства. Учить соотносить художественный образ и средства выразительности.
Развивать эстетические чувства, эмоции, эстетическое восприятие произведений искусства. Познакомить с произведениями живописи (И. Левитан) и изображением родной природы в картинах художника.
Продолжать формировать интерес к музыке.
Выставка репродукций пейзажных картин Шишкин, Левитан, Грабарь
Портрет П. Чайковского
Устное народное творчество
Продолжать формировать интерес к народному музыкальному и литературному искусству. Расширять представления детей о народном фольклоре.
Нар.изделия, одежда, нар.музыка, книга русс. нар. сказки, потешки и др.
Русские народные песни, хороводные, колыбельные, частушки
Иллюстрированные детские книги с русскими народными сказками
Художник, рисующий сказки
Друг зверей и птиц.
Расширять представления о художниках — иллюстраторах детской книги, иллюстрировавших сказки.
Расширять представления о художнике иллюстраторе детской книги Е.И.Чарушине, иллюстрировавшем рассказы о животных.
Книги с иллюстрациями В.Конашевича, В.Сутеева И.Билибина, Е.И.Чарушина, портреты художников.
Рассматривание зданий разной архитектуры
Путешествие с волшебным клубочком по сказочным домикам
Продолжать знакомить с архитектурой. Закреплять знания о том, что существуют различные по назначению здания: жилые дома, магазины, театры, кинотеатры и др. Обращать внимание детей на сходства и различия архитектурных сооружений одинакового назначения: форма, пропорции (высота, длина, украшения — декор и т. д.). Подводить дошкольников к пониманию зависимости конструкции здания от его назначения: жилой дом, театр, храм и т. д.
При чтении литературных произведений, сказок обращать внимание детей на описание сказочных домиков (теремок, рукавичка, избушка на курьих ножках), дворцов.
Книжки со сказками и
Продолжать знакомить с жанрами изобразительного искусства. Продолжать формировать интерес к живописи. Развивать эстетический вкус, восприятие произведений искусства, формировать умение выделять их выразительные средства. Учить соотносить художественный образ и средства выразительности. Познакомить с произведениями живописи
Расширять представления детей о народных художественных промыслах (косовская керамика, золотая хохлома, гжель); познакомить с историей; закрепить знания детей о процессе изготовления; познакомить детей с искусством гжельской росписи в сине – голубой гамме; формировать позитивные установки к творчеству.
Косовская керамика, Золотая хохлома,
Познакомить с произведениями живописи художников-портретистов Серова В.А. и Венецианова А. Продолжать формировать интерес к живописи, развивать эстетический вкус, восприятие произведений искусства, формировать умение выделять их выразительные средства.
Познакомить с произведениями живописи и изображением родной природы в картинах художников. Продолжать формировать интерес к живописи, развивать эстетический вкус, восприятие произведений искусства, продолжать формировать интерес к музыке, развивать эстетические чувства, эмоции, формировать умение выделять их выразительные средства.
Знакомство с театром
Формировать умение выделять, называть, группировать произведения по видам искусства (литература, музыка, изобразительное искусство, архитектура, театр).
Продолжать расширять представления детей о труде взрослых. Знакомить детей с трудом людей творческих профессий (актёром, режиссёром, костюмером, гримёром и т.д.), результатами их труда.
Заинтересовать детей в театральном творчестве
Закрепление умений детей разыгрывать сценки знакомой сказки, умений передавать образ героев сказки через выразительные средства: мимику,
Картины театра, театральные профессии
Русские народные праздники, игры
Расширять представления детей о народном искусстве, фольклоре, музыке, играх.
Репродукции картин - праздники, игры
Знакомство с библиотекой,
Продолжать формировать интерес к литературе. Развивать эстетические чувства, эмоции, эстетический вкус, эстетическое восприятие произведений искусства, формировать умение выделять их выразительные средства.
Продолжать формировать интерес к литературе. Развивать эстетическое восприятие произведений искусства, формировать умение выделять их выразительные средства. Учить соотносить художественный образ и средства выразительности.
Расширять представления детей о народных художественных промыслах, познакомить с историей народного костюма.
Картины народного костюма
Слушание музыкального произведения М. Глинки
Развивать эстетические чувства, эмоции, эстетический вкус, эстетическое восприятие произведений искусства, формировать умение выделять их выразительные средства. Познакомить с произведениями живописи (А.К. Саврасов) и изображением родной природы в картинах художника.
Продолжать формировать интерес к музыке.
Расширять представления детей о художественных промыслах.
Расширять представления детей о народном искусстве. Формировать у детей бережное отношение к произведениям искусства.
Изделия из лозы;
Народные игрушки: бирюльки, богородские игрушки и др.
Продолжать знакомить с жанрами изобразительного искусства (натюрморт). Продолжать формировать интерес к живописи. Развивать эстетический вкус, восприятие произведений искусства, формировать умение выделять их выразительные средства. Учить соотносить художественный образ и средства выразительности. Познакомить с произведениями живописи П.Кончаловский
Скульптура малых форм. Образ человека.
Развивать эстетические чувства, эмоции, эстетический вкус, эстетическое восприятие произведений искусства. Формировать умение выделять, называть, группировать произведения по видам искусства. Продолжать знакомить с жанрами изобразительного искусства (скульптура). Формировать умение использовать в своей изобразительной деятельности средства выразительности разных видов искусства, называть материалы для разных видов художественной деятельности.
Керамические, стеклянные, деревянные скульптуры людей, животных.
Познакомить с произведениями живописи и изображением родной природы в картинах художников. Развивать эстетические чувства, эмоции, эстетический вкус, эстетическое восприятие произведений искусства, формировать умение выделять их выразительные средства.
-75%
Читайте также: