Приобщение детей к родному краю в доу

Обновлено: 05.07.2024

Автор: Колесник Галина Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №54 "Веснушки"
Населённый пункт: г. Междуреченск, Кемеровская область
Наименование материала: учебно-методический материал
Тема: "Совместная работа детского сада и семьи в приобщении ребенка к культуре родного края (города)".
Раздел: дошкольное образование

Учебно-методический материал

Совместная работа детского сада и семьи в приобщении ребенка к культуре

родного края (города).

Исполнитель:

Колесник Галина Александровна

У каждого из нас есть своя малая Родина – близкая, знакомая с детства и большая необъятная

Патриотическое воспитание ребенка — сложный педагогический процесс. В основе его

р а з в и т и е

н р а в с т в е н н ы х

Важной частью нравственного воспитания является приобщение ребенка к культуре своего

города, поскольку раскрытие личности в ребенке полностью возможно только через включение

воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Для маленького ребенка Родина

способствует развитию эмоционального, бережного отношения к традициям и культуре своего

Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей – одна из основных задач

взаимосвязь с родителями, семьей, как ячейкой общества и хранительницей национальных

дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного края (города).

Данная работа включает в себя следующие задачи:

Приобщение детей и родителей к истории и культуре родного края, города, сближение

поколений, укрепление детско-родительских отношений;

Воспитание у детей любви и привязанности к своей семье и своим предкам.

Формирование патриотических чувств и развитие чувства гордости за свой родной

Формирование бережного отношения к природе и всему живому;

Воспитание уважения к труду;

Развития интереса к народным традициям.

изумляются и что вызывает отклик в их душах. И хотя многие впечатления еще не осознаны

с т а н о в л е н и и

л и ч н о с т и

которые помогут им стать патриотами и гражданами своей Родины. Ведь яркие впечатления о

родной природе, об истории родного города, полученные в детстве, нередко остаются в памяти

человека на всю жизнь.

устанавливает тесную связь с семьёй. В соответствии с федеральным законом «Об образовании

задач, стоящих перед детским садом, является «взаимодействие с семьёй для обеспечения

семьи является обеспечение полноценного развития ребёнка. Для этого ДОУ должны помогать

семье в повышении её педагогической культуры и стремиться к установлению единства в

воспитании детей в семье и в детском саду.

актуальных, поэтому мы считаем данную проблему актуальной не только для нашего детского

сада, но и для общества в целом. Одной из важнейших задач нравственного воспитания

является воспитание любви к родному краю.

Сложность решения данной задачи связана, прежде всего, с возрастом детей. Нужно

дошкольном возрасте.Нравственное воспитание подрастающего поколения неразрывно связано

с приобщением к культуре и истории родного края. Ведь семья, достояние культуры, родная

природа, история народа - это то, что составляет фундамент становления личности.

На наш взгляд, необходимо воспитывать у дошкольников те качества, которые помогут

им легко общаться, ориентироваться в многообразии культур, расти духовной личностью,

уважающей традиции не только своего народа, но и других. Закладывать фундамент гармонично

развитой, социально ориентированной личности, гражданина необходимо с первых дней жизни

ребёнка.Рождаясь, ребёнок попадает в самый близкий для него мир - семью. Именно с семьи

которые в дальнейшем будут сопровождать его всю жизнь. И то, какие нравственные чувства

разовьются у ребёнка, зависит именно от окружающих, от того, как они его воспитают, какими

уважение к семьям других детей.

Родители - первые воспитатели и учителя ребёнка, поэтому их роль в формировании его

личности огромна. В семье ребёнок приобретает первый социальный опыт, первые чувства

гражданственности. Поэтому воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свою страну

должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов,

к каждому человеку в отдельности, независимо от цвета кожи и вероисповедания.

Теоретические

приобщению ребенка к культуре родногокрая (города).

Для того, чтобы лучше узнать каждую семью, уклад ее жизни, систему воспитания

ребенка, чтобы установить необходимые взаимопонимание и доверие, работники дошкольных

учреждений используют разнообразные формы индивидуальной работы с родителями: беседы,

консультации, развлечения, выставка совместного творчества, анкетирование, приглашение в

детский сад, индивидуальные памятки и папки-передвижки.

Учитывая условия жизни и воспитания детей в отдельных семьях, трудности, с которыми

сталкиваются родители, их ошибки и промахи в воспитании, педагог составляет памятки, в

которых лаконично изложены советы и рекомендации на определенную тему, например: как

воспитывать у ребенка вежливость, трудолюбие, волевые черты характера, как использовать

дома книгу и т. д.

Материал, подробно освещающий одну из проблем воспитания, рассчитанный на помощь

родителям, может быть оформлен в папке, которая дается на некоторое время в семью. В папке

материалы, дидактические игры.

Умелый подбор, сочетание и использование различных форм индивидуальной работы с

семьей позволяют выявить положительный опыт семейного воспитания для дальнейшего его

изучения и распространения, а также оказать родителям конкретную помощь в воспитании

ребенка, учитывая условия жизни данной семьи.

В ДОУ практикуются такие формы работы с родителями:

День открытых дверей

Совместные экскурсии, целевые прогулки

Родительские конференции и др.

Одна из нетрадиционных форм работы с родителями является совместная деятельность

детского сада и семьи в приобщении ребёнка к культуре родного города.

Культура – это свод правил и образцов поведения людей. Следовательно культура родного

края – это совокупность производственных, общественных, духовных достижений, свод правил

дошкольников приобщение к культурному наследию и

творчеству идет через песенки, потешки, прибаутки, загадки, чтение русских народных сказок,

драматизации, театрализованные представления, семейные праздники (Масленица, Рождество).

В среднем дошкольном возрасте формируются нравственно – патриотические качества на

ознакомлении с культурой и историей наших предков, бытом, повседневной жизнью. У старших

дошкольников уже трансформируются зачатки патриотизма: есть интерес к истории своего края,

наблюдать и анализировать действия и поступки. Им необходимо показать красоту созданных

веками культурных и бытовых ценностей,

свое родное, близкое. Формы

старшее поколение делится опытом с младшим. Знакомство с национальными окружающими

предметами, впервые пробуждающими душу ребенка, воспитывающими в нем чувство красоты,

любознательность. Знакомство с народными праздниками и традициями. В них фокусируются

накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года,

погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Знакомство детей с народно-

декоративным искусством. Обращение к праздникам народного календаря является одной из

самых эффективных форм работы с семьей.

Патриотическое воспитание включает в себя решение задач не только нравственного, но и

трудового, умственного, эстетического, а также физического воспитания. Задачи эти должны

решаться в совместной работе детского сада и семьи. Ведь любовь к родному краю, знание

культуры родного края начинается с любви к семье.

В детском саду эти задачи решаются в повседневной жизни: на занятиях, при проведении

экскурсий, праздников, на целевых прогулках, при чтении художественной литературы и т. д.

Однако семья – основное связующее звено между ним и более широкой общественной средой,

окружающим миром. В семье при общении с родным у ребёнка формируется социально- ценная

способность к сопереживанию. Любовь близких к ребёнку, их забота о нём вызывают у него

ответный отклик. Так, начиная с раннего возраста, закладывается эмоциональный фундамент, на

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Воспитание у дошкольников любви к родному краю.……………………. ….5

Способы реализации привития любви к родному краю……………………. 7

Малая Родина… У каждого человека она своя, но для всех является той путеводной звездой, которая на протяжении всей жизни определяет очень многое, если не сказать – все.

Какая притягательная сила заключена в том, что нас окружает с детства. Почему даже уехав с родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплотой, а живя в другом городе, селе, он постоянно с гордостью рассказывает гостю о красоте и богатстве своего родного края. Мы точно знаем: это выражение глубокой привязанности и любви ко всему, что с ранних лет вошло в сердце как самое дорогое.

Природа очень рано входит в жизнь малыша. Сколько открытий делает ребенок, общаясь с ней! Погружаясь в мир природы, впитывая его звуки, краски, наслаждаясь его гармонией, ребенок совершенствуется как личность. Поэтому во все времена и у всех народов общение с природой, стремление понять, познать ее законы всегда рождало желание сделать свой край еще прекраснее.

К данной проблеме в свое время обращались педагоги и ученые: К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, Я.А. Коменский, Г.Н. Волков, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский.

В чем же актуальность данной темы? В настоящее время среди наиболее острых проблем выступает и проблема становления у дошкольников ценностного отношения к родной стране, к своей малой родине.

Дошкольный возраст имеет свои возможности для развития высших нравственных чувств, в том числе отношения к малой и большой Родине, воспитание основ гражданственности. Основой в воспитании дошкольников гражданских чувств является накопленные детьми социального опыта жизни в своем Отечестве, усвоение принятых в обществе норм поведения, развития интереса к ее истории и культуре, формирование позитивного отношения к прошлому и настоящему родной страны, родного края.

Дошкольный возраст - важный период для становления личности, период развития представлений о человеке, обществе, культуре. Изучение краеведческого материала, знакомство с историко-культурными, географическими, климатическими, национальными особенностями своего региона помогает повысить интерес к истории своего народа, развить духовные потребности, воспитать чувство привязанности к своей малой и большой Родине.

Соприкосновение ребёнка с народным искусством, традициями историей, природой родного края, участие в народных праздниках помогут:

духовно обогатить ребёнка,

поддержать его интерес к прошлому и настоящему,

воспитать любовь к своей малой Родине.

Цель нашей работы: создание условий для привития любви к родному краю;

содействие развитию патриотического воспитания в дошкольном учреждении;

обеспечение условий для воспитания любви к родному краю.

познакомить ребёнка с прекрасным миром родной природы;

пробудить любовь ребёнка к Родине, которая начинается с порога, отчего дома;

научить бережно, относиться к окружающему его миру: растениям, животным, воде, земле, воздуху, людям;

приобщить к сельскохозяйственному труду, воспитывать уважение к человеку труда;

знакомить с историческим прошлым и культурой родного края;

воспитать интерес и уважение к обычаям народов Кузбасса.

Воспитание у дошкольников любви к родному краю

Знание родного края – наша

сила и величие Родины.

Россия, Родина, родной край… До боли знакомые каждому человеку слова. Какая притягательная сила заключена в том, что нас окружает с детства? Почему, даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплотой, а живя в городе, селе, он постоянно с гордостью рассказывает гостю о красоте и богатстве своего родного края? Думается, это выражение глубокой привязанности и любви ко всему, что с ранних лет вошло в сердце как самое дорогое. Свою любовь к родным местам, представление о том, чем они знамениты, какова природа, каким трудом заняты люди – все это взрослые передают детям, что чрезвычайно важно для духовно-нравственного воспитания, и активную позицию в этом вопросе должны занять педагоги.

Дошкольный возраст – это уникальный период в жизни человека, когда закладываются основы социального, эмоционального, волевого, познавательного развития, происходит приобщение к духовным ценностям, развитие способностей и индивидуальности ребенка. Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего возраста. Но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с личной духовностью человека, ее глубиной. Поэтому, не будучи патриотом сам, педагог не сможет и в ребенке пробудить чувство любви к Родине

Чувство патриотизма зарождается на основе любви к Родине (малой и большой, своей семье, обществу (культуре, истории, государству. С самого раннего детства ребёнок учится не только ходить, говорить, но и любить. Любить родителей, семью, малую и большую Родину, гордиться сначала своей семьёй, а затем и своей страной. Именно в семье, родителями, изначально прививается любовь к родному краю, преданность памяти своих предков и гордость за них. Чувство Родины. Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Очень важно вырастить ребенка в мире национальной культуры, поскольку именно в народном творчестве сохранились черты и мышление нации. Погружая ребенка в национальный быт, мелодику речи, песен, мы создаем естественную среду для овладения языком родного народа, его народными традициями, укладом жизни, и таким образом, формируем любовь к малой и большой Родине.

Нравственность, патриотизм – это приобретение личности, то есть осознанная свобода выбора и ответственность

Творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально, он создаётся культурой человека, её нравственной глубиной.

Способы реализации привития любви к родному краю

Работа по воспитанию любви к родному краю нравиться не только ребятам, но и воспитателям, родителям. Данная работа очень нужна, ведь если ребёнок знает, сколько усилий нужно приложить, чтобы вырос хлеб, такой ребёнок никогда не бросит кусок. Научив детей чувствовать себя едиными с природой, можно быть спокойными, они не сломают дерево, не будут засорять водоём.

И, конечно, если ребята будут знать, сколь необычна история нашего края, какими славными делами прославили себя земляки, им будет, чем гордиться, за что любить свою маленькую Родину.

Первое знакомство ребёнка с искусством слова начинается с фольклорных произведений - колыбельных, а затем и других форм устного народного творчества. Как правило, в начале жизни ребёнок знакомится с малыми жанрами фольклора, доступными его восприятию

В повседневной жизни общение с ребёнком часто сопровождаю прибаутками. Это небольшие весёлые произведения или высказывания, нередко в стихотворной форме. Как правило, они описывают короткую забавную ситуацию, насыщенную действиями. В целом прибаутки развивают у ребёнка творческое воображение и, вовлекая его в словесную игру с быстрой сменой событий, учат его мыслить быстро и образно.

Уже с младшей группы нужно знакомить детей со считалкой, одной из самых живых и подвижных фольклорных форм, считалка легко допускает импровизацию и отвечает стремлению ребёнка к словотворчеству. Кроме того, считалки развивают чувство ритма - ведь именно ритм организует художественное пространство считалки: отсюда параллелизм в структуре предложений, динамичные фразы и яркая концовка.

В целом пословицы и поговорки развивают образное мышление и учат развивающегося ребёнка за внешней стороной явлений видеть самую суть

Работу по воспитанию любви к родному краю нужно начать с изучения литературы и систематизации материала в картотеке.

Далее нужно создать соответствующую развивающую среду: оформила патриотический и книжный уголки и уголок природы.

Перед тем, как приступить к планированию работы, необходимо провести анкетирование родителей, беседы с детьми для выявления уровня знаний, диагностику.

Оценка осуществляется по таким критериям: 1. Знание государственной, городской символики. 2. Знание и применение пословиц, поговорок, их нравственная оценка. З. Народные праздники (Масленица, Рождество, Пасха). 4. 3нание русских, народных сказок. 5. Национальные костюмы. 6. Знание известных людей города и России

В работе нужно использовать разнообразные формы, такие как посещение краеведческого музея города; памятников; изучение краеведческой литературы о городе и крае; организация выставки фотографий и открыток; сбор и систематизация пословиц и поговорок, отражающих разные стороны жизни русского народа; посещение Областной детской юношеской библиотеки.

Приобщение к народным праздникам и традициям - важная особенность патриотического воспитания. Широко использую все виды фольклора: игры, сказки, песенки, пословицы, поговорки. В устном народном творчестве, как нигде сохранились особенные черта русского, присущие им нравственные ценности, представления о добре и правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя с поговорками, загадками, сказками, приобщаю детей к нравственным общечеловеческим ценностям.

Любовь к Родине, к своему народу начинается с малого - с любви к матери, с уважения к людям, окружающим тебя, с родного дома, улицы, с умения находить вокруг себя то, что достойно восхищения.

При организации работы в данном направлении используются специально организованные занятия, экскурсии по родному городу, оформление семейных альбомов, сюжетно - ролевые игры, богатейший материал устного народного творчества, пословицы, поговорки, загадки.

В изобразительной деятельности, в беседах, в чтении книг, рассматривании открыток, фотографий, воспитывала интерес к прошлым и сегодняшним событиям города. Нужно как можно больше читать с детьми, инсценировать сказки, участвовать в народных играх и праздниках: Рождество, Масленица, Пасха и День смеха.

Дети дошкольного возраста по природе своей исследователи. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянно, проявляемое желание экспериментировать, самостоятельно искать истину распространяется на все сферы деятельности детей.

Большое место в организации работы по теме принадлежит игре, так как она является основной деятельностью дошкольника. Нужно использовать игры с бытовыми, трудовыми, общественными сюжетами, игры- драматизации по сказкам с использованием различных видов театра: кукольный, пальчиковый, настольный, плоскостной. Очень важно, что в процессе творчества происходит приобщение ребёнка к традициям народной культуры, при этом ребёнок испытывает радость, удовольствие, восхищение.

Через игру, систему занятий, организацию выставок поделок и рисунков нужно дать представления о разнообразных произведениях декоративно-прикладного искусства, об их назначении и особенностях, традициях образов, узоров, орнаментов, их связи с природой, народным бытом, культурой и обычаями.

Таким образом, комплексный подход к патриотическому воспитанию представляет собой совокупность общечеловеческих ценностей: понятия любви, дружбы, добра, истины сливаются с познавательной активностью, представлениями о современной действительности, деятельно-практическим отношением к миру.

Воспитание патриотических чувств, было, есть и будет одним из главных составляющих воспитания маленького гражданина, поэтому очень важно привить ему именно общие непреходящие человеческие ценности

Д. А. Медведев

1. Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значения для совершенствования учебно – воспитательного процесса.

В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощенных в самобытных жанрах фольклора, семейно-бытовых обычаях, обрядах.
Проблема приобщения детей дошкольного возраста к национальной культуре, народным традициям неоднократно рассматривалась учеными и практиками. Предметом изучения были вопросы, связанные с ролью народной культуры и народных традиций в становлении личности дошкольника, обсуждалось соответствующее содержание, условия, методы ознакомления детей с народными традициями с учетом возрастных и индивидуальных особенностей. В ряде психолого-педагогических исследований подтверждалось, что приобщение детей к народной культуре обеспечивает связь поколений, способствует всестороннему, гармоничному развитию личности.
Сегодня актуальным остается приобщение дошкольников к истории и культуре родного края, посредством языкового восприятия в условиях дошкольного образования через развитие сознательного и уважительного отношения к прошлому, к национальной культуре, традициям, к родному языку.
Правильно организованное воспитание и процесс усвоения ребенком опыта общественной жизни, сформированное условие для активного познания дошкольниками окружающей его действительности имеют решающее значение в становлении основ личности.
Я, как воспитатель детского сада, на протяжении многих лет веду работу по приобщению дошкольников к национальной культуре, воспитании любви к малой родине, знакомлю детей с историей, культурой, языкам мордовского народа.
Практика показывает, что, общаясь в социуме, у детей рано проявляется интерес к людям разных национальностей, их внешности, языку, манере одеваться, питаться, обустраивать быт. Предполагается, что благодаря обращению к особенностям национальной культуры и быта, дети осознают свою принадлежность к культурно - природной среде, понимают меру своей ответственности за её сохранение и приумножение.
В каждом городе есть свои особенности исторического развития, специфические черты культуры и природы, составляющие тот феномен, который формирует в каждом человеке интерес и привязанность к родному краю, его патриотические чувства.

4. Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приёмы воспитания и обучения:
Необходимость воспитания и обучения детей в условиях детского сада с учетом особенностей региона проживания обусловлена социально – педагогическими потребностями современного общества. По утверждению ученых, Л. И. Божович и М. И. Лисиной, в дошкольном возрасте преобладают предметная и игровая деятельности; формируются познавательная и творческая. К пяти годам ребенок овладевает широким кругом знаний, умений и навыков, появляются оценочные суждения и познавательные интересы. Через народные игры, игровой фольклор ребенок незаметно усваивает народные образы и символику, легче запоминает язык своего народа, что является основой интереса к народной культуре и развивает патриотические чувства у дошкольника. Необходимо помочь детям найти место в их еще не окрепших душах для патриотизма и гражданского сознания, подготовить к дальнейшей жизни в обществе, чтобы дети имели элементарные представления об истории своего края, знали и чтили обычая и традиции, не стеснялись говорить на родном языке.
Цель работы: приобщение дошкольников к национальной истории и культуре посредством ознакомления с мордовским (мокша) языком.
Задачи:
1. Воспитывать у ребенка любовь и привязанность к своей семье, городу, республике, стране.
2. Воспитывать патриотические чувства к культурному наследию России и Мордовии.
3. Развивать интерес к русской и мордовской истории, культуре, через изучение родного языка.
4. Формировать навыки речевого общения на родном языке.
Основные направления деятельности :
воспитание интереса к более глубокому изучению истории, традиций и языка своего народа;оказание помощи родителям в создании системы семейного воспитания по приобщению к народной культуре мордвы и обучению родного языка; --разработка сквозной системы обучения мордовскому языку в детском сада.
Для выбора наиболее эффективных методов развития творческих способностей ребенка дошкольного возраста и выявления уровня их эмоционального состояния, проводится предварительная работа, включая изучение методической литературы по проблеме, а также приобретается или изготавливается (своими руками, помощь родителей) необходимый дидактический материал для организации предметно - развивающей среды. В группе оформлен мордовский уголок, приобретены и изготовлены куклы в национальных костюмах, организован мини-музей национального быта, где собраны подлинные предметы национального быта, национальный костюм, мордовская вышивка. Разнообразные игры повышают эмоциональный тонус, снимают напряжение, активизируют внимание детей. Изучение мордовского языка и малого фольклора включается в самостоятельную деятельность, деятельность детей и взрослых в свободное время, в сценарии праздников и развлечений.
Ведущая педагогическая идея данного направления проявляется в прогнозируемых результатах воспитания устойчивых нравственных качеств у детей дошкольного возраста, а также наличие базы знаний, умений и навыков, переноса их в новые виды деятельности, умение не только активно использовать запас знаний, но и потребность обогащать их.

6. Анализ результативности.
Соприкосновение с народным искусством и традициями, участие в народных праздниках обогащают и наших детей, формируют у них чувство гордости за свой народ, поддерживает интерес к его истории и культуре. Отрадно, что мои воспитанники освоили мордовские народные игры, активно используют в речи мордовский фольклор, знакомятся с традиционным мордовским костюмом, его элементами, могут самостоятельно составлять узоры на мордовские мотивы. В процессе знакомства дошкольников с традиционной культурой Мордовии используются различные методы и виды работы, в том числе целевые прогулки, беседы, чтение и рассказывание сказок и легенд, игра на народных музыкальных инструментах, изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация), рассматривание иллюстраций.
Результатом данной работы являются выставки, комплексные занятия и развлечения.

7. Трудности и проблемы при использовании данного опыта.
Данную работу может провести любой заинтересованный воспитатель дошкольного учреждения, педагог дополнительного образования, учитель. Многие рекомендации могут использовать также родители и другие участники образовательного процесса.
Организация данной работы не трудоемка при наличии художественных материалов, методической базы и соответствующей подготовки самого педагога. Для выполнения заданий нужны определенные средства – оборудование, видеотека.
Трудоёмкость в использовании моего опыта работы состоит в том, что в настоящее время недостаточно методической литературы по приобщению детей к мордовской культуре. Представленный опыт накладывает на педагога определённые обязанности и требования к уровню его знаний, к самостоятельному сбору и систематизации материала о родном крае.

8. Адресные рекомендации по использованию опыта.
Полученные результаты будут иметь практическую ценность:
– для педагогов дошкольных образовательных учреждений
для родителей в плане организации совместной деятельности с ребенком в домашних условиях;
Наиболее приемлемыми формами трансляции опыта работы считаю:
информационные брошюры, содержащие описание и иллюстративный материал методики проведения игр, организованных форм образовательной деятельности, совместной деятельности педагога с детьми, родителей с детьми;
– мастер-классы, мероприятия
– консультации;
– дни открытых дверей для родителей и педагогов других дошкольных образовательных учреждений;
– сайт ДОО.

9. Наглядное приложение.
В своём опыте предлагаю материалы по организации и проведению работы по социально-коммуникативному развитию дошкольников в детском саду в разнообразных формах: образовательная деятельность, консультации, перспективное планирование, игры и игровые упражнения, организация театрального кружка, драматизация детских произведений совместно педагогов с воспитанниками.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощенных в самобытных жанрах фольклора, семейно-бытовых обычаях, обрядах. Проблема приобщения детей дошкольного возраста к национальной культуре, народным традициям неоднократно рассматривалась учеными и практиками. Предметом изучения были вопросы, связанные с ролью народной культуры и народных традиций в становлении личности дошкольника, обсуждалось соответствующее содержание, условия, методы ознакомления детей с народными традициями с учетом возрастных и индивидуальных особенностей. В ряде психолого-педагогических исследований подтверждалось, что приобщение детей к народной культуре обеспечивает связь поколений, способствует всестороннему, гармоничному развитию личности. Сегодня актуальным остается приобщение дошкольников к истории и культуре родного края, посредством языкового восприятия в условиях дошкольного образования через развитие сознательного и уважительного отношения к прошлому, к национальной культуре, традициям, к родному языку. Правильно организованное воспитание и процесс усвоения ребенком опыта общественной жизни, сформированное условие для активного познания дошкольниками окружающей его действительности имеют решающее значение в становлении основ личности.

Мы, педагоги, воспитатели детского сада, ведем каждодневную работу по приобщению дошкольников к национальной культуре, воспитанию любви к малой родине, знакомству детей с историей, культурой, костюмами, играми, традициями и обычаями, праздниками, народностями родного края.

Практика показывает, что, общаясь в социуме, у детей рано проявляется интерес к людям разных национальностей, их внешности, языку, манере одеваться, питаться, обустраивать быт. Именно, благодаря обращению к особенностям национальной культуры и быта, дети осознают свою принадлежность к культурно - природной среде, понимают меру своей ответственности за её сохранение и приумножение.У каждого из нас, в каждом родном городе есть свои особенности исторического развития, специфические черты культуры и природы, составляющие тот феномен, который формирует в каждом человеке интерес и привязанность к родному краю, его патриотические чувства.

Дети – будущий человеческий капитал, ценный ресурс страны, залог её будущего развития, поэтому становления у дошкольников ценностного отношения к родной стране, её истории, приобщение к культурному наследию, должно встать на первое место в дошкольном образовании. Культурное наследие формируется у детей не только под влиянием окружающей жизни, но с помощью совместного воздействия педагогов и родителей. Важную роль играет накопленный ребенком социальный опыт жизни в своей стране, городе, с их традициями и культурой. На современном этапе, в связи с введением в действие Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования возникла необходимость обновления и повышения качества дошкольного образования, использования программно-методического обеспечения дошкольного образования нового поколения, направленное на выявление и развитие творческих и познавательных способностей детей. Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры осуществляется по календарно - тематическому планированию, разработанному на основании актуальных образовательных программ. Необходимость воспитания и обучения детей в условиях детского сада с учетом особенностей региона проживания обусловлена социально – педагогическими потребностями современного общества. В дошкольном возрасте преобладают предметная и игровая деятельности; формируются познавательная и творческая. К пяти годам ребенок овладевает широким кругом знаний, умений и навыков, появляются оценочные суждения и познавательные интересы. Через народные игры, игровой фольклор ребенок незаметно усваивает народные образы и символику, легче запоминает язык своего народа, что является основой интереса к народной культуре и развивает патриотические чувства у дошкольника. Необходимо помочь детям найти место в их еще не окрепших душах для патриотизма и гражданского сознания, подготовить к дальнейшей жизни в обществе, чтобы дети имели элементарные представления об истории своего края, знали и чтили обычаи и традиции, не стеснялись народных костюмов и праздников. Для выбора наиболее эффективных методов развития творческих способностей ребенка дошкольного возраста и выявления уровня их эмоционального состояния, проводится предварительная работа, включая изучение методической литературы по проблеме, а также приобретается или изготавливается (своими руками, помощь родителей) необходимый дидактический материал для организации предметно - развивающей среды. В группе любой возрастной категории целесообразно оформить народный уголок (в различной сменной наполняемости с учетом возраста детей, времени года, изучаемой темы и т.д.), приобрести или изготовить кукол в национальных костюмах, использовать музейную технологию для создания пространственного представления детей о культуре и быте русского народа -организовать мини-музей национального быта, где собраны подлинные предметы национального быта (или их имитация), национальный костюм, примеры рукоделия или изделия популярных ремесел края. Разнообразные народные игры повышают эмоциональный тонус, снимают напряжение, активизируют внимание детей. Нельзя недооценивать использование здоровьесберегающих технологий, которые позволяют чередовать двигательную активность и спокойное состояние для снижения утомляемости и повышения внимания детей. Изучение малого фольклора включается в самостоятельную деятельность, деятельность детей и взрослых в свободное время, в сценарии праздников и развлечений. Работая с детьми, можно утверждать, что наиболее эффективно проявило себя моделирование по русским народным сказкам, театрализация, драматизация, экскурсии, чтение познавательной литературы, разучивание потешек и закличек, в чем неоценимую помощь и поддержку оказали родители. Тематические беседы - общения, позволяют детям получить новые знания и ответы на интересующие их вопросы. Организовывая художественное творчество детей, они знакомятся с искусством народных промыслов (гжели, хохломы и др., с народной игрушкой, выполняют собственные рисунки в том или ином стиле, расписывают деревянные, глиняные заготовки например: матрешек, тарелки, рисют национальные узоры и их элементы на деревянных разделочных досках, делают детали для национальных костюмов: кокошник из картона. Каждый из нас должен выделять региональный компонент и использовать его как основу для организации деятельности- воспитанники с удовольствием смотрят презентации виртуальных экскурсий, на которых знакомятся с историей родного края, достопримечательностями и знаменитыми людьми родного города. Несомненно ценными будут мероприятия, организованные совместно с родителями, т.к. на семейных посиделках родители делятся своими традициями и умениями, есть возможность погрузиться в прошлое наших предков. Это и неспешные беседы, рассказы, и народные песни, и рукоделие. На посиделки в горницу можно пригласить мам и бабушек, которые поделятся с детьми своими секретами вышивки, вязания, шитья, плетения. Проведут обряды чаепития с самоваром. Для более эффективной работы с детьми по данному направлению важно организовать работу с социумом: Дом детского творчества, Художественная школа, посещение выставок, краеведческих музеев, экскурсии и т.д.

Работа по приобщению дошкольников к культурному наследию родной страны необходима. Пытаясь дать детям знания об истоках народной культуры, мы развиваем у детей самосознание принадлежности к нации, а значит, воспитываем в них уважение к своему народу, даем осознать важность сохранения именно наших русских традиций и обычаев. Прививаем любовь к родному краю, его природе и красоте. Стараемся привить уважение к людям и их труду, к соблюдению определенных норм поведения в обществе. Кроме этого формируем чувства причастности воспитанников к духовному наследию прошлого, настоящего и будущего. Пока нашим детям будет интересно культурное наследие родной страны, сохранится культура и быт великого русского народа!

Читайте также: