Примерная аооп для детей с тнр в доу по фгос в ворде

Обновлено: 07.07.2024

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение - детский сад компенсирующего вида № 244 (далее – МБДОУ) реализует адаптированную основную образовательную программу дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающую коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (далее – Программа).

В группах компенсирующей направленности осуществляется реализация адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающей коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию воспитанников с ограниченными возможностями здоровья - де тей с тяжелыми нарушениями речи (общее недоразвитие речи) , с 4-х лет до 7(8)-ми лет.

Программа реализуется на государственном языке Российской Федерации, в течение всего времени пребывания детей в МБДОУ.

Срок реализации Программы – 3 года.

Программа способствует реализации прав детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (ТНР), на получение доступного и качественного образования, обеспечивает развитие способностей каждого ребенка, формирование и развитие личности ребенка в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого и физического развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.

Целью Программы является проектирование социальной ситуации развития, осуществление коррекционно-развивающей деятельности и развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающих позитивную социализацию, мотивацию и поддержку индивидуальности ребенка с ограниченными возможностями здоровья (далее – дети с ОВЗ), в том числе с инвалидностью, - воспитанника с тяжёлыми нарушениями речи.

Доступное и качественное образование детей дошкольного возраста с ТНР достигается через решение следующих задач:

– реализация адаптированной основной образовательной программы;

– коррекция недостатков психофизического развития детей с ТНР;

– охрана и укрепление физического и психического детей с ТНР, в том числе их эмоционального благополучия;

– обеспечение равных возможностей для полноценного развития ребенка с ТНР в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса;

– создание благоприятных условий развития в соответствии с их возрастными, психофизическими и индивидуальными особенностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка с ТНР как субъекта отношений с другими детьми, взрослыми и миром;

– объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

– формирование общей культуры личности детей с ТНР, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности;

– формирование социокультурной среды, соответствующей психофизическим и индивидуальным особенностям детей с ТНР;

– обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей с ТНР;

– обеспечение преемственности целей, задач и содержания дошкольного общего и начального общего образования.

При разработке и конструировании адаптированной основной образовательной программы используются комплексные образовательные программы, соответствующие ФГОС ДО.

Содержание образовательной программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей:

Для обеспечения полноценного развития личности детей важным фактором является взаимодействие дошкольного учреждения с родителями (законными представителями), так как семья является институтом первичной социализации и образования ребенка.

Сотрудничество дошкольной образовательной организации и семьи реализуется в форме совместной деятельности педагогов и родителей. Оно, во-первых, выстраивается

на добровольных, доверительных, партнерских отношениях и согласованных действиях обеих сторон. Во-вторых, на общей системе ценностей и основанных на ней целей воспитания детей и не противоречащих требований к ребёнку в семье и в детском саду. В-третьих, эта деятельность требует формирования взаимно ценных отношений между воспитателями и членами семьи, поддержки авторитета друг друга обеими сторонами.

Обмен информацией о ребенке является основой для воспитательного партнерства между родителями (законными представителями) и воспитателями, то есть для открытого,

доверительного и интенсивного сотрудничества обеих сторон в общем деле образования и

воспитания детей. Взаимодействие с семьей в духе партнерства в деле образования и воспитания детей означает, что отношения обеих сторон строятся на основе совместной

Педагогически целесообразное сотрудничество с семьями воспитанников планируется и реализуется педагогическими работниками дошкольного образовательного учреждения. Условиями продуктивного взаимодействия воспитателей и родителей служат специально организованная подготовка педагогов, их включение в исследовательскую деятельность по изучению особенностей семей воспитанников, передача воспитателям информации о современной семье, её запросах, требованиях в области дошкольного образования.

Одним из центральных принципов, на которых основывается педагогически обусловленное взаимодействие взрослых и детей в дошкольном образовании с позиций ФГОС ДО, служит гуманизация. Гуманистический подход в воспитании ребёнка дошкольного возраста основан, прежде всего, на эмпатии, то есть на понимании чувств и переживаний, умении принять нужды и потребности, проявить сочувствие, сострадание, выражающиеся в соответствующем стиле взаимодействия взрослых с детьми. Поэтому педагогическое просвещение родителей включает обучение взрослых способам гуманистического взаимодействия с детьми. Такую педагогическую работу воспитатели могут проводить при оптимальном гармоничном сочетании пребывания детей дошкольного возраста, как в семье, так и в организации дошкольного образования.

Условия реализации сотрудничества педагогов и родителей воспитанников в соответствии с современными требованиями ФГОС ДО опираются на комплекс методов и форм совместной деятельности детей и взрослых, обусловленных педагогическим содержанием. Важно осознание родителями и воспитателями собственной педагогической функции. При этом формы сотрудничества могут быть различными:

• опрос (анкетирование, интервью, беседа);

• день открытых дверей;

• родительское собрание; родительский клуб;

• родительская гостиная (встречи со специалистами);

• круглый стол; деловая игра;

• беседа с родителями;

• экскурсия; субботник по благоустройству;

• праздник; интернет-сайт дошкольного учреждения;

• выставка (подборка) литературы на педагогическую тему;

Эффективное и педагогически целесообразное сотрудничество детского сада и семьи основывается на взаимномпризнании взрослыми, воспитывающими ребёнка, педагогического авторитета друг друга как субъектов единого педагогического процесса и непременном утверждении значимости друг друга в глазах детей. Формирование уважительных взаимоотношений субъектов образовательного процесса служит одним из перспективных направлений его гуманизации в современных организациях дошкольного образования.

АООП ДО для детей с ОВЗ (ТНР) 4-7(8) года жизни Документ подписан электронной подписью Серийный номер 603332450510203670830559428146817986133868575868 Директор/Заведующий Безрукова Марина Александровна Дата подписания документа 11.09.2021 10:00:38 (скачать) (посмотреть) (текст документа)

Читайте также: