Применение су джок терапии в начальной школе

Обновлено: 05.07.2024

Автор: Шмакова Юлия Сергеевна

Организация: МКОУ Шайковская СОШ № 2

Населенный пункт: п. Шайковка, Калужская область

Су-Джок терапию я использую в работе со своими учениками наряду с обычными физкультминутками на уроке. Средством работы с Су-Джок является массаж кистей специальными шариками и эластичными кольцами. Шариком мы массажируем ладони, а колечки надеваем на каждый пальчик. Формы работы с Су-Джок могут быть самые разнообразные, здесь уже играет роль фантазия учителя. Примеры: зажимать шарик в кулачок под счет, сначала в левой руке, а потом в правой, а затем раскрывать ладонь, вращать шарик между ладонями по часовой или против часовой стрелки, перекатывание шарика от кончиков пальцев к основанию ладони, подкидывание шарика и ловля его между ладонями и т.д. К каждому упражнению мы подобрали небольшие стишки, потешки и т.д. С помощью упражнений Су-Джок, ребенок получает новые знания о собственном теле, при этом происходит развитие тактильной чувствительности, мелкой моторики пальцев рук, эти упражнения помогают в стимулировании речевых областей в коре головного мозга, способствуют укреплению детского организма в целом. Помимо этого, ученики в восторге от использования Су-Джок, уроки стали проходить интереснее и разнообразнее, обстановка на уроке стала еще более комфортна и благоприятна для работы детей. В этой работе, важно помнить, что успех от упражнений будет тогда, когда такие разминки проводятся системно, а не от случая к случаю.

На практике я убедилась в том, что этот метод действенен, так как многие дети стали гораздо быстрее и лучше разучивать стихотворения, строить связные рассказы, улучшилась координация речи с движением.

Автор: Ахметжанова Анастасия Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: город Прокопьевск, Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: "Использование Су-Джок в начальной школе"
Раздел: начальное образование

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа

Доклад на городское методическое объединение

учителей начальных классов

учитель высшей квалификационной категории

Ахметжанова Анастасия Николаевна

Прокопьевский городской округ 2019

Великий немецкий философ И. Кант писал, что рука является

вышедшим наружу головным мозгом. На кистях рук имеются точки и зоны,

которые взаимосвязаны с внутренними органами и различными зонами коры

головного мозга. Области коры головного мозга, отвечающие за движения

непосредственной близости друг от друга. Идущие в кору головного мозга

речевые зоны, стимулируя их активную деятельность.

Что это такое?

Метод Су-Джок соединяет древнейшие знания медицины Востока и

Пак Чжэ Ву, который считает, что на наших кистях и стопах есть точки, и они

повлиять на определенный орган человека.

Историческая справка.

В феврале 1987 года в одном из медицинских корейских журналов

появилась первая статья профессора Пак Чжэ Ву о системе соответствия.

Свою систему профессор так и назвал "кисть-стопа". Уже через месяц, в

марте 1987 года, в Сеуле профессором Пак Чжэ By был открыт Институт

Су - Джок акупунктуры, в котором он начал преподавать.

Первые семинары по Су - Джок терапии состоялись в России в 1992

В 1993 году в результате непрерывной просветительской работы профессора

международный общественный фонд ОННУРИ. В этом же году началось

преподавание Су -Джок терапии на кафедре рефлексотерапии МСГУ и на

Московской академии имени И.М. Сеченова. Су- Джок терапия вошла в

программы государственных медицинских учебных заведений России и стран

ближнего зарубежья. В 1994 году в Индии (г. Джайпур) открылась Су- Джок

Академия. В ряде городов Индии появились лечебные Су -Джок центры,

началось регулярное преподавание Су -Джок терапии.

В результате использования Су-Джок :

осуществляется благоприятное воздействие на весь организм;

стимулируются речевые зоны коры головного мозга;

развивается координация движений и мелкая моторика;

развиваются произвольное поведение, внимание, память, речь и другие

психические процессы, необходимые для становления полноценной

Приемы Су – Джок :

Использую су-джок - массажеры в работе со своими учениками наряду

с обычными физкультминутками. Средством работы с Су-Джок является

массаж кистей специальными шариками и эластичными кольцами. Шариком

мы массажируем ладони, а колечки надеваем на каждый пальчик. Формы

работы с Су-Джок могут быть самые разнообразные, здесь уже играет роль

фантазия учителя. Примеры: зажимать шарик в кулачок под счет, сначала в

левой руке, а потом в правой, а затем раскрывать ладонь, вращать шарик

между ладонями по часовой или против часовой стрелки, перекатывание

шарика от кончиков пальцев к основанию ладони, подкидывание шарика и

ловля его между ладонями и т.д. К каждому упражнению можно подобрать

ребенок получает новые знания о собственном теле, при этом происходит

развитие тактильной чувствительности, мелкой моторики пальцев рук, эти

упражнения помогают в стимулировании речевых областей в коре головного

мозга, способствуют укреплению детского организма в целом. Помимо этого,

интереснее и разнообразнее, обстановка на уроке стала еще более комфортна

и благоприятна для работы детей. В этой работе, важно помнить, что успех от

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры – социальные и психологические характеристики личности ребёнка на этапе завершения дошкольного образования, среди которых речь занимает одно их центральных мест как самостоятельно формируемая функция, а именно: к завершению дошкольного образования ребенок хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания. Также речь включается в качестве важного компонента, в качестве средства общения, познания, творчества в следующие целевые ориентиры:

– активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх; способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, стараться разрешать конфликты;

– может фантазировать вслух, играть звуками и словами;

– проявляет любознательность, задаёт вопросы, касающиеся близких и далёких предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем?), пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;

– обладает начальными знаниями о себе, о предметном, природном, социальном и культурном мире, в котором он живёт.

По сути, ни один из целевых ориентиров дошкольного образования не может быть достигнут без освоения речевой культуры.

Актуальность . Для достижения целевых ориентиров необходима систематическая профилактика и коррекция речевых нарушений у детей, поскольку многие из них имеют особенности, которые могут нарушить благоприятный ход онтогенеза речи, что наиболее явно проявляется к пятилетнему возрасту. В последнее время значительно увеличивается количество детей, имеющих нарушения речи, при этом наблюдаются количественные и качественные изменения в их развитии. Нарушения речи все чаще сопряжены с проблемами неврологического, психологического и социального порядка, что значительно утяжеляет речевую симптоматику нарушений.

В современной практике дошкольного образования возникает ряд проблем, требующих решения.

Во-первых, дети достаточно поздно, обычно в возрасте 4–5 лет, когда уже пройдены основные этапы онтогенеза устной речи, попадают в поле профессиональной деятельности учителя-логопеда.

Во-вторых, к данному возрасту ребенок уже приобретает ряд вторичных и третичных нарушений развития, значительно снижающих уровень его обучаемости.

В-третьих, коррекция нарушений речи у дошкольников остается недостаточно эффективной, если речевое нарушение не является предметом комплексного воздействия всех специалистов ДОУ.

С учетом этой приоритетной цели разработана данная рабочая программа кружковой деятельности.

В последнее время наблюдается рост числа детей, имеющих нарушения общей, мелкой моторики и речевого развития. Поэтому так важно заботиться о формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм языка. На сегодняшний день имеется обширный практический материал, применение которого способствует эффективному речевому развитию ребенка. Весь практический материал можно условно разделить на две группы: во-первых, помогающий непосредственному речевому развитию ребенка и, во-вторых, опосредованный, к которому относятся нетрадиционные логопедические технологии.

Новизна . Одно из направлений педагогической деятельности - коррекционная и развивающая работа по укреплению мышц и совершенствованию движений кистей рук у детей с использованием Су-Джок терапии. О необходимости целенаправленной работы в этой сфере написано немало статей, книг, проведено много исследований, с разных сторон освещающих проблему функциональных возможностей кистей рук детей, связь между степенью сформированности тонких движений пальцев рук и уровнем речевого и интеллектуального развития.

В настоящее время нетрадиционные формы и средства работы с детьми привлекают всё большее внимание. Су-Д жок терапия – одна из них. Основанная на традиционной акупунктуре и восточной медицине, она считается одной из лучших систем самооздоровления. Для лечебного воздействия здесь используется только те точки, которые находятся на кистях рук и стопах. (“Су” по-корейски — кисть, “джок” — стопа.)

Великий немецкий философ И. Кант писал, что рука является вышедшим наружу головным мозгом. На кистях рук имеются точки и зоны, которые взаимосвязаны с внутренними органами и различными зонами коры головного мозга. Области коры головного мозга, отвечающие за движения органов речи и управляющие движениями пальцев рук, расположены в непосредственной близости друг от друга. Идущие в кору головного мозга нервные импульсы от пальцев рук “тревожат” расположенные по соседству речевые зоны, стимулируя их активную деятельность. В следствии чего была выдвинута гипотеза , что если систематически использовать приемы су-джок терапии, то коррекционно-развивающий процесс будет протекать более эффективно, и, возможно, сократятся сроки коррекционной работы.

Чтобы будущий первоклассник умело обращался с ручкой, карандашом, фломастером, кистью, нужно развивать движения его пальцев, стремясь к тому, чтобы они были свободными, уверенными, согласованными. С ребенком следует выполнять упражнения, направленные на укрепления подвижности пальцев, развитие силы, координации движений. Все это – основные составляющие овладением письмом.

Цель использования Су-Джок терапии:

Коррекция развития речи путем активизации речевых зон мозга. Стимуляция высокоактивных точек соответствия всем органам и системам, расположенных на кистях рук и стопах. Развитие мелкой моторики для дальнейшей подготовки руки ребенка к письму и профилактики дисграфии в начальной школе.

Нормализовать мышечный тонус, стимулировать речевые области в коре головного мозга, используя приёмы Су-Джок терапии.

Развивать координацию движений у ребенка.

Развивать тактильную чувствительность, мелкую и среднюю моторику рук, речевую моторику, внимание, зрительное восприятие, мышление, память, речь.

Воспитывать интерес к деятельности, усидчивость, терпение, стремление к достижению позитивного результата.

Принципы работы кружка :

Научность (использование научно обоснованных и апробированных программ, технологий и методик).

Доступность (использование здоровьесберегающих технологий в соответствии с возрастными особенностями детей).

Активность (участие воспитателей группы и родителей).

Систематичность и последовательность (реализация мероприятий постоянно, а не от случая к случаю).

Оптимальность, сбалансированность, строгая дозированность нагрузки.

Комплексность и интегративность (решение коррекционных задач в рамках целостного педагогического процесса).

Результативность (реализация прав детей на получение необходимой помощи и поддержки, получения положительного результата независимо от возраста и уровня развития детей).

Методические рекомендации по организации занятий

Программа рассчитана на детей в возрасте 6 - 7 лет. Срок реализации программы – 1 год. Кружок “Волшебные шарики” проводится для детей подготовительной группы.

Структура и формирование дополнительного образования в рамках кружка:

продолжительность занятий - 30 минут;

периодичность занятий - работа ведется во второй половине дня:1 занятие в неделю . Всего 4 занятия в месяц. Итого 26 занятий в год. Не берутся в счет месяца – сентябрь, май;

схема организации занятий.

Формы организации обучения:

Специально организованное занятие.

Совместная работа воспитателей с детьми вне занятия.

Совместная деятельность родителей с детьми в условиях семьи.

Основной формой осуществления образовательного процесса является занятие, которое строится по схеме:

дидактическая игра, создающая мотивацию (3-5 мин.);

затруднения в игровой ситуации (1-3 мин.);

открытие нового знаний и умений (5-7 мин.);

воспроизведение нового в типовой ситуации (5 мин.);

повторение и развивающее задание (3-4 мин.);

итог занятия (2 мин.)

Пути реализации Су-Джок терапии:

Работа с детьми (организация деятельности на занятиях, в индивидуальной деятельности, в повседневной жизни).

Работа с родителями (практикум по использованию Су-Джок терапии, консультирование). Создание развивающей среды (приобретение массажных шариков, составление картотек игр, упражнений, художественного слова).

В процессе использования упражнений Су-джок терапии, применяем следующие методы и приемы:

1. Взаимодействие со сказочным персонажем.

Ребенку предлагается поиграть в сказку, используя Су-Джок.

2. Словесные приемы.

Потешки, прибаутки, стихи, вопросы, сказки, загадки.

3. Игровые приемы.

Занятие-игра, игровые упражнения.

4. Наглядные приемы.

5. Практические действия.

Массаж кистей, стоп и пальцев.

Этапы работы по Су-Джок терапии .

Знакомство детей с Су-Джок, правилами его использования.

Закрепление знаний в упражнениях, играх.

Самостоятельное использование шарика Су-Джок в соответствии с потребностями и желаниями.

При организации работы по Су-Джок терапии мы придерживаемся следующих требований.

Мотивационное обеспечение: привлекаем тот или иной внешний мотив, который наделяет правильный способ действия определенной ценностью (подражать литературному персонажу, подражать сверстникам).

Эмоциональное сопровождение:

атмосфера эмоциональных , положительных эмоций;

заинтересованность взрослых в успехах детей;

собственные эмоциональные проявления и детей, и взрослых.

Особенности взаимодействия с детьми: обеспечения понятного, интересного мотива деятельности.

В результате использования Су-Джок терапии мы ожидаем:

благоприятное воздействие на весь организм;

стимуляция речевых зон коры головного мозга;

развитие координации движений и мелкой моторики;

развитие произвольного поведения, внимания, памяти, речи и других психических процессов, необходимых для становления полноценной учебной деятельности.

Су - Джок терапия - нетрадиционная здоровье сберегающая технология.

В. А. Сухомлинский.

Как известно, массаж – это мощный биологический стимулятор, воздействующий на функции кожи, уровень снабжения организма кислородом и питательными веществами, на сократительные способности и работоспособность мышц массируемой кисти руки, а также на эластичность суставов и связок.

Массаж кистей рук является к тому же средством повышения иммунитета, поскольку на ладонях расположены нервные окончания. Если их деятельность активизируется, улучшается функциональное состояние внутренних органов. Помимо этого массаж кистей рук – важная составляющая сенсорного воспитания.

Массажер “Су-Джок”, “Су”-кисть, “Джок”-стопа представляет собой массажный шарик в комплекте с двумя металлическими кольцами. “Су-Джок” – последнее достижение Восточной медицины. Эффективен, безопасен и прост в применении. В работе с детьми полезно использовать самомассаж кистей. На кисти руки существует множество энергетических точек. Каждая точка имеет свое название и назначение. Если воздействовать на определенные точки, то можно достигнуть оздоровительных эффектов. Щадящий и эффективный метод – воздействие на точки кисти ребенка с помощью шарика и металлических колец. Он оказывает благотворное влияние на весь организм. Этот метод вызывает раздражение рецепторов расположенных на ладошках детей и вызывает приятные ощущения. Использование массажера способствует активизации деятельности у заторможенных детей и наоборот успокаивает гиперактивных. Кроме того, этот метод развивает мелкую моторику. Традиционная пальчиковая гимнастика вызывает возбуждение локальных участков мозга, а массажер “Су-Джок” – это уникальная тактильная гимнастика, которая оказывает тотальное воздействие на кору головного мозга, что предохраняет отдельные ее зоны от переутомления, равномерно распределяя нагрузку на мозг. Игровой самомассаж с массажером проводится в виде 5-ти минутных упражнений между основными частями занятия (динамических пауз).

Метод Су-Джок – это современное направление, которое объединяет древние знания восточной и последние достижения европейской медицины. В некоторых странах этот метод входит в государственные программы не только здравоохранения, но и образования. Су-Джок -терапия направлена на активизацию зон коры головного мозга с целью профилактики и коррекции речевых нарушений, поскольку стимуляция биоэнергетических точек способствует созреванию нервных клеток и их активному функционированию.

Наблюдая и анализируя результаты работы с использованием тренажеров Су-Джок-терапии совместно с работой по развитию пальчиковой моторики, отмечено, что данный метод благотворно влияет на речевую активность детей и положительно сказывается на коррекции у них речевых нарушений. Этот метод терапии принадлежит к числу эффективных средств коррекции, всё чаще применяемых в специальной педагогике и помогающих достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей у детей дошкольного возраста. На фоне комплексной помощи нетрадиционные методы терапии, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей и способствует оздоровлению всего организма ребёнка.

Проявляя живой интерес к занятиям с тренажерами, ребёнок развивает не только пальчиковую моторику, ловкость и координацию движений, но и способствует повышению физической и умственной работоспособности, создаёт базу для быстрого перехода на более высокий уровень двигательной активности мышц, также активизирует словарь, развивает лексико-грамматические категории, упражнения по коррекции звукопроизношения используются для автоматизации исправленных звуков (прокатывая массажер между ладонями, ребёнок проговаривает стихотворение на автоматизацию поставленного звука), развивает чувство ритма. Немаловажным является и настрой положительного эмоционального фона занятия. Эта работа проводится в игровой форме, с использованием наглядного материала.

Практическое применение Су-Джок терапии в коррекционно-развивающем процессе старших дошкольников.

Су - Джок – это также регулярное и опосредованное воздействие на биоэнергетические точки с целью активизации защитных функций организма.

Су - Джок используют и при плохой подвижности пальчиков. Эта процедура значительно улучшает мелкую моторику рук, поднимает настроение ребенку.

Шариком можно стимулировать зоны на ладонях, а массажные колечки надеваются на пальчики. Ими можно массировать труднодоступные места.

Применение Су-Джок массажёров способствует созданию функциональной базы для перехода на более высокий уровень двигательной активности мышц и возможность для оптимальной речевой работы с ребенком, повышает физическую и умственную работоспособность детей.

Для осуществления форм коррекционно-развивающей работы был составлен перспективный тематический план, в который включены темы, игры, упражнения с использованием элементов Су-Джок терапии.

Су-джок - не простой мячик, его иголочки стимулируют моторные центры речи, а также активизируют иммунную систему.

Внутри мячика находятся пружинные колечки, массаж пальчиков и ногтей путем надавливания и прокатывания специальных точек активирует и гармонизирует работу внутренних органов и систем.


Как это происходит?

В представлении аюрведической медицины все тело человека проецируется на кисть и стопу, а также на каждый палец кисти и стопы, эффективным способом профилактики и лечения болезней является массаж пальцев, кистей и стоп эластичным кольцом. Кольцо нужно надеть на палец и провести массаж зоны соответствующей пораженной части тела, до ее покраснения и появлении ощущения тепла. Эту процедуру необходимо повторять несколько раз в день.

Ручной массаж кистей и пальцев рук. Очень полезен и эффективен массаж пальцев и ногтевых пластин кистей. Эти участки соответствуют головному мозгу. Кроме того на них проецируется все тело человека в виде мини-систем соответствия. Поэтому кончики пальцев необходимо массажировать до стойкого ощущения тепла. Это оказывает оздоравливающее воздействие на весь организм. Особенно важно воздействовать на большой палец, отвечающий за голову человека.

1. Массаж Су – Джок шарами. /дети повторяют слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом/

Я мячом круги катаю,

Взад - вперед его гоняю.

Им поглажу я ладошку.

Будто я сметаю крошку,

И сожму его немножко,

Как сжимает лапу кошка,

Каждым пальцем мяч прижму,

И другой рукой начну.

2. Массаж пальцев эластичным кольцом. /Дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики/

Раз – два – три – четыре – пять, /разгибать пальцы по одному/

Вышли пальцы погулять,

Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой.

Этот пальчик для того, чтоб показывать его.

Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.

Этот пальчик безымянный, он избалованный самый.

А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.

3. Использование Су – Джок шаров при автоматизации звуков. /ребенок поочередно надевает массажное кольцо на каждый палец, одновременно проговаривая стихотворение на автоматизацию поставленного звука Ш/

Этот малыш-Илюша, (на большой палец)

Этот малыш-Ванюша, (указательный)

Этот малыш-Алеша, (средний)

Этот малыш-Антоша, (безымянный)

А меньшего малыша зовут Мишуткою друзья. (мизинец).

Эта малышка-Танюша, (на большой палец)

Эта малышка-Ксюша, (указательный)

Эта малышка-Маша, (средний)

Эта малышка-Даша, (безымянный)

А меньшую зовут Наташа. (мизинец)

Ребенок катает шарик между ладонями, одновременно проговаривая стихотворение на автоматизацию звука Ж.

Ходит ежик без дорожек,

Не бежит ни от кого.

С головы до ножек

Весь в иголках ежик.

Как же взять его?

4. Использование Су – Джок шаров при совершенствовании лексико-грамматических категорий

5. Использование Су – Джок шаров для развития памяти и внимания

Дети выполняют инструкцию: надень колечко на мизинец правой руки, возьми шарик в правую руку и спрячь за спину и т.д.; ребенок закрывает глаза, взрослый надевает колечко на любой его палец, а тот должен назвать, на какой палец какой руки надето кольцо.

6. Использование шариков при выполнении гимнастики

И.п.: ноги на ширине плеч, руки опущены вдоль туловища, в правой руке шар.

  1. руки развести в стороны;
  2. руки поднять вверх и переложить шар в другую руку;
  3. руки развести в стороны;
  4. опустить руки.

7. Использование шариков для звукового анализа слов Для характеристики звуков используются массажные шарики трех цветов: красный, синий, зеленый. По заданию логопеда ребенок показывает соответствующий обозначению звука шарик.

8. Использование шариков при совершенствовании навыков употребления предлогов На столе коробка, по инструкции логопеда ребенок кладет шарики соответственно: красный шарик - в коробку; синий – под коробку; зеленый – около коробки; Затем наоборот, ребенок должен описать действие взрослого.

Это лишь некоторые примеры использования су – джок терапии в нашей работе. Творческий подход, использование альтернативных методов и приемов способствуют более интересному, разнообразному и эффективному проведению коррекционно-образовательной и совместной деятельности педагогов и детей в детском саду.

Неоспоримыми достоинствами Су – Джок терапии являются:

  1. Высокая эффективность – при правильном применении наступает выраженный эффект.
  2. Абсолютная безопасность – неправильное применение никогда не наносит вред – оно просто неэффективно.
  3. Универсальность - Су – Джок терапию могут использовать и педагоги в своей работе, и родители в домашних условиях.
  4. Простота применения – для получения результата проводить стимуляцию биологически активных точек с помощью Су – Джок шариков. Они свободно продаются в аптеках и не требуют больших затрат.

Сочетание таких упражнений, как пальчиковая гимнастика, самомассаж с упражнениями по коррекции звукопроизношения и формированию лексико-грамматических категорий, позволяет значительно повысить эффективность коррекционо-логопедической деятельности в условиях детского сада, оптимизировать выполнение речевых упражнений в домашних условиях. Следовательно, использование Су – Джок терапии способствует коррекции речевых нарушений у детей.

1. Акименко В. М. Новые логопедические технологии: учебно-методическое пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2009.

2. Лопухина И. С. Логопедия, 550 занимательных упражнений для развития речи: пособие для логопедов и родителей. – М.: Аквариум, 1995.

Читайте также: