Применение международных стандартов в сфере доу в российской федерации осуществляется

Обновлено: 05.07.2024

Митченко О.Ю., Рысков О.И. Международный стандарт по управлению деловой документацией ISO 15489-2001 // Делопроизводство. 2003. N 3. С. 62 - 64; Митченко О.Ю. Распределение ответственности по управлению документацией внутри организации (требования международного стандарта ИСО 15489-2001) // Делопроизводство. 2005. N 1. С. 50 - 53.

Этот стандарт регулирует процессы управления документами как в государственных, так и в коммерческих и общественных организациях, как внутреннего, так и внешнего пользования (например, исходящие документы). Как и все стандарты, в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (ред. от 1 мая 2007 г.) стандартизация осуществляется в соответствии с принципами добровольного применения стандартов (ст. 12), то есть ГОСТ не имеет обязательного характера. Его положения являются рекомендациями по созданию систем управления документами, порядку включения в них документов и обеспечения соответствия документов установленным характеристикам.

Особую актуальность стандарту придает массовое внедрение в последние годы систем автоматизации делопроизводства, так как стандарт применим как к традиционным бумажным, так и к современным автоматизированным технологиям.

Стандарт распространяется на управление документами всех форматов и на всех носителях, создаваемыми или получаемыми организациями всех форм собственности в процессе их деятельности, содержит положения об ответственности, политике, процедурах, системах и процессах, связанных с документами организаций.

Сегодня все больше организаций проходят сертификацию на соответствие международным стандартам ISO:9000. В ходе подготовки управленческих бизнес-процессов к сертификации будут особо актуальны положения ГОСТ Р ИСО 15489-1-2007 по управлению документами, так как управление документацией в стандарте рассматривается как часть системы управления качеством, базирующейся на требованиях стандартов ИСО 9001 и ИСО 14001 . Также ГОСТ содержит методические рекомендации по проектированию и внедрению систем управления документами, которые будут необходимы всем организациям, решающим задачи совершенствования работы управленческого аппарата, повышения эффективности работы службы ДОУ и внедрения систем автоматизации делопроизводства, в том числе и электронного документооборота.

ГОСТ Р ИСО 9001-2001 "Системы менеджмента качества. Требования"; ГОСТ Р ИСО 14001-98 "Системы управления окружающей средой. Требования и руководство по применению".

Стандарт предназначен как для специалистов в области ДОУ, так и для руководителей организаций и всех сотрудников, работающих с документами.

Очень важный раздел ГОСТ - термины и определения. В нем даны определения: архивный орган; архивное учреждение (archival authority); система управления документами (records system); документ (record); доступ (access); индексирование (indexing); классификация (classification); конвертирование (conversion); контроль (tracking); контроль действий (action tracking); метаданные (metadata); миграция (migration); обеспечение сохранности (preservation); отбор и передача (disposition); перемещение (transfer) (в отношении места хранения); передача (transfer) (в отношении способа хранения); отчетность (accountability); регистрация (registration); уничтожение (destruction); управление документами (records management).

Все чаще сегодня документоведам приходится пользоваться англоязычной литературой по технологиям работы с документами и международными стандартами. При этом далеко не всегда прямой перевод передает точное значение терминов, так как используемый словарь тесно завязан на принятые технологии работы с документами, которые существенно отличаются на Западе и в нашей стране. Одному английскому термину в русском языке может соответствовать два разных термина, передающих различные оттенки технологий работы с документами, и наоборот. Поэтому большим плюсом является наличие английских терминов в скобках в разделе терминологии, что поможет сориентироваться при работе с зарубежными источниками.

Интересно сравнить термины с аналогичными, имеющимися в отечественном законодательстве. Например, в стандарте дается термин "архивный орган; архивное учреждение (archival authority): Учреждение, ответственное за отбор документов на хранение, комплектование и обеспечение сохранности архивного фонда, предоставление доступа к архивным документам и согласование уничтожения документов, не подлежащих хранению". А в Федеральном законе "Об архивном деле в Российской Федерации" (от 22 октября 2004 г. N 125-ФЗ) есть термин "архив" - "учреждение или структурное подразделение организации, осуществляющие хранение, комплектование, учет и использование архивных документов".

Особенно важны такие определения, как документ: "Зафиксированная на материальном носителе идентифицируемая информация, созданная, полученная и сохраняемая организацией или физическим лицом в качестве доказательства при подтверждении правовых обязательств или деловой деятельности", регистрация: "Присвоение документу уникального идентификатора при его вводе в систему".

Наличие определения "документ" особенно важно, так как в новый Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ), заменивший старый Закон "Об информации, информатизации и защите информации" (от 20 февраля 1995 г. N 24-ФЗ), это понятие не вошло, и приходилось ориентироваться только на старый ГОСТ 1998 г. (ГОСТ Р 51141-98 "Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения"), дававший определение: "документ; документированная информация: Зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать". Таким образом, мы видим, что новое определение шире старого.

Стандарт также вводит такие термины, как "конвертирование" и "миграция", ставшие актуальными ввиду широкого распространения документов на машинных носителях.

Кроме терминов и определений, стандарт включает несколько основных разделов:

  • Преимущества управления документами
  • Нормативная среда
  • Политика управления документами и ответственность
  • Требования к управлению документами
  • Проектирование и внедрение системы управления документами
  • Процессы управления документами и контроль
  • Мониторинг и аудит
  • Обучение

Раздел "Преимущества управления документами" содержит общие положения: что включает в себя понятие "управление документами в организации", какие преимущества системного подхода к управлению документами, значение документов для любой организации.

Раздел "Нормативная среда" дает список нормативных документов, которым должны соответствовать нормативные документы организации. Это то, что обычно называется "папкой по законодательству", которая должна быть в каждой службе ДОУ. ГОСТ относит сюда не только то, что обычно мы привыкли относить к нормативной базе: законы и нормативные акты, регулирующие сферу деловой деятельности в целом и в специфических отраслях, в том числе законы и нормативные акты, относящиеся непосредственно к документам, архивам, доступу, конфиденциальности, доказательствам, электронной коммерции, защите данных, информации; стандарты, относящиеся к практической деятельности, но и такие, редко встречающиеся в нашей стране документы, как правила рекомендательного характера, отражающие передовой опыт; добровольно применяемые этические кодексы и нормы; идентифицируемые социальные ожидания (потребности), касающиеся адекватного поведения в специфической отрасли или организации.

Раздел 6 ГОСТ: "Политика управления документами и ответственность" содержит общие положения в области постановки работы с документами в организации: необходимость утверждения правил работы с документами руководством организации, доведения их до всех сотрудников, определения ответственности за их соблюдение, регулярный пересмотр с учетом изменения управленческих процессов. Подраздел 6.3 "Ответственность" предполагает четкое распределение ответственности между всеми сотрудниками, работающими с документами: "управляющими документацией, специалистами смежных информационных профессий, руководством организации, руководителями структурных подразделений, администраторами систем управления документами и другими лицами, для которых работа с документами входит в их должностные обязанности" и закрепление ответственности в должностных инструкциях и организационно-распорядительных документах (инструкции по делопроизводству и т.п.).

ГОСТ Р ИСО 15489-1-2007 предполагает распределение ответственности:

  1. "специалисты в области управления документами отвечают за все аспекты управления документами, в том числе за проектирование, внедрение и сохранность систем управления документами и их эксплуатационные характеристики, а также за обучение пользователей управлению документами и применению систем управления документами в индивидуальной практической деятельности;
  2. ответственность руководства заключается в поддержке применения политики управления документами во всей организации;
  3. администраторы системы управления документами отвечают за то, чтобы вся документация была точной, удобной для восприятия и доступной для персонала организации;
  4. все сотрудники организации ответственны за сохранение аутентичности, целостности, достоверности и пригодности для использования документов, отражающих их деятельность".

Обратим внимание, что в стандарте прописана необходимость участия архивных органов "в процессе планирования и внедрения политики и процедур управления документами", то есть методическое руководство постановкой делопроизводства со стороны архива и архивных органов.

Основные разделы стандарта - 7 "Требования к управлению документами" и 8 "Проектирование и внедрение системы управления документами". Стандарт устанавливает основные требования к системам ДОУ - "создавать и сохранять аутентичные, надежные и пригодные для использования документы, а также защищать целостность этих документов в течение требуемого времени".

В нем расшифрованы такие требования к характеристикам документа, как аутентичность, достоверность, целостность, пригодность для использования. ГОСТ Р ИСО 15489-1-2007 определяет, что документ является аутентичным, если он:

  1. соответствует установленным правилам;
  2. был создан или отправлен лицом, уполномоченным на это;
  3. был создан или отправлен в то время, которое обозначено в документе.

Важным является раздел, описывающий требования к характеристикам систем управления документами. Первое требование - это надежность. Поэтому любая система должна:

  1. включать в себя все документы в соответствии с установленным порядком;
  2. организовывать документы таким образом, чтобы отражать деятельность организации;
  3. защищать документы от несанкционированного изменения, изъятия или уничтожения;
  4. выступать в качестве основного источника информации о действиях, зафиксированных в документах;
  5. обеспечивать доступ ко всем относящимся к определенному вопросу документам и связанным с ними метаданным.

Подчеркивается, что "перемещение документов из одной системы управления документами в другую следует проводить таким образом, чтобы не оказывать неблагоприятного воздействия на характеристики документов". Этот пункт особенно актуален для современных автоматизированных систем, в которых при переносе электронного документа с одного носителя на другой, из одной базы данных в другую не должна теряться вся необходимая информация, позволяющая однозначно идентифицировать документ.

Второе требование к системам управления документами - это целостность, то есть сохранность и неизменяемость. Организация должна планировать и осуществлять мероприятия по предотвращению несанкционированного доступа к документам, их уничтожения, изменения или перемещения путем учета всех проводимых операций с документами (мониторинг) и авторизации (верификации) пользователей. "В отношении электронных документов организация должна иметь возможность доказать, что любые системные сбои, обновления программного обеспечения или регулярная эксплуатация системы управления документами не влияют на качество сохранности документов".

Третье требование к системе ДОУ - это соответствие. Система должна соответствовать нормативно-правовой базе, требованиям организации управления, бизнес-процессов в конкретной организации. От западных стандартов в ГОСТ вошло требование соответствия системы "общественным ожиданиям".

Еще одно требование - это комплексность. Системы управления документами должны управлять всеми документами организации, возникающими в процессе всех направлений деятельности всех структурных подразделений. То есть речь идет обо всей совокупности документов организации, причем не только организационно-распорядительных, но и финансовых, и других комплексах документов.

И последнее требование к процессам создания и сохранения документов - это системность. "Системность работ в сфере управления документами достигается путем проектирования и применения как системы управления документами, так и других систем управления деловой деятельностью".

ГОСТ описывает функциональные характеристики, которыми должна обладать система управления документами. Это документирование всех операций, произведенных с документом (на самом документе или в регистрационной карточке). Для электронных документов важен выбор материальных носителей, среды хранения документов, физической защиты. Для электронных документов допускается распределенное управление, когда документы физически хранятся в одной организации, а управление ими и ответственность за них осуществляется либо организацией-создателем, либо другим полномочным органом. Также электронные документы в течение срока их жизни могут переноситься с одного физического носителя на другой, переводиться из одного формата в другой. При этом документы должны оставаться аутентичными, надежными и пригодными для использования.

ГОСТ Р ИСО 15489-1-2007 включает и такие требования к системам работы с документами, как контроль доступа, организация текущего хранения, отбора и передачи документов для последующего хранения или уничтожения.

Созданию и внедрению любой системы ДОУ, и в первую очередь автоматизированной, должно предшествовать проведение обследования организации и оптимизация существующих технологий ДОУ. То есть практически называются основные направления оргпроектной работы. ГОСТ включает в себя такие операции, как:

а) Предварительное обследование:

  • сбор информации на основе анализа документальных источников и путем интервьюирования;
  • изучение целей и задач организации, ее структуры, нормативной, деловой и политической среды, критических факторов и недостатков, связанных с управлением документами.

б) Анализ деловой деятельности:

  • сбор информации из документальных источников и путем интервьюирования;
  • идентификация и документирование каждой функции, вида деловой деятельности и операции;
  • установление их иерархии;
  • моделирование процессов и составляющих их операций.

в) Определение требований к документам:

  • сбор информации из документальных источников и путем интервьюирования;
  • выявление каждой функции и вида деловой деятельности, реализуемых с помощью документов;
  • определение степени риска в случае, если документы не были созданы и (или) не сохранены;
  • определение того, как каждое требование может быть выполнено в рамках процессов управления документами;
  • четкое формулирование и документальное оформление требований к документам;
  • выбор подходящей структуры документов, наилучшим образом соответствующей каждой функции, виду деловой деятельности или операции.

г) Оценка существующих систем ДОУ:

  • идентификация и анализ существующих систем управления документами и других информационных систем в целях оценки их эксплуатационных характеристик на предмет соответствия требованиям, предъявляемым к документам.

д) Обеспечение соблюдения требований к документам:

  • определение и формулирование требований к документам;
  • установление принципов политики, стандартов, процедур и практических действий;
  • проектирование новых систем управления документами и внедрение их таким образом, чтобы соблюдались установленные требования к документам.

Далеко не всегда всю информацию, поступающую и создаваемую в организации, необходимо включать в систему ДОУ. Например, в каждой организации есть список документов, не подлежащих регистрации. ГОСТ предусматривает регистрацию документов (п. 9.4), их классификацию (п. 9.5), предварительную экспертизу ценности документов и документированной информации, подлежащей включению в систему управления документами (п. 9.1), экспертизу ценности документов, их отбор и передачу на дальнейшее хранение или выделение к уничтожению (п. п. 9.2, 9.9), их хранение (п. 9.6), регламентацию доступа (п. 9.7). Отдельно рассмотрена организация контроля: контроль движения документа в организации и его исполнения и контроль местонахождения документа (п. 9.8).

И последний пункт стандарта описывает требования к постоянному обучению и повышению квалификации в области работы с документами как сотрудников служб ДОУ, так и всех работников, создающих или оформляющих документы в организации.

В целом стандарт, используя принятую международную терминологию, более полно, чем это было принято ранее, описывает требования к организации ДОУ и работы с документами в организации. Используемые понятия несколько отличаются от тех, которые традиционно использовались в Единой государственной системе делопроизводства, ГСДОУ или Типовой инструкции по делопроизводству, но важен тем, что приближает нас к международным требованиям к организации работы с документами, что немаловажно в условиях всеобщей глобализации, когда все больше организаций тесно сотрудничают с зарубежными учреждениями, предприятиями и фирмами. Наличие единых принципов организации работы с документами упрощает как проведение комплексного аудита международными компаниями, сертификацию менеджмента по стандарту ISO:9000, так и просто взаимодействие с зарубежными партнерами.

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности. --> Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

Дошкольное образование на современном этапе регламентирует Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года № 1155.

С 1 января 2014 года все дошкольные образовательные учреждения Российской Федерации перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО).

2

Стандарт дошкольного образования – это совершенно особый документ, связанный с поддержкой разнообразия детства, а не его унификации. Новый стандарт представляется нам как уникальное соглашение между семьей и государством.

Федеральный государственный стандарт дошкольного образования – это совокупность государственных гарантий и требований к программам, условиям и результатам получения бесплатного доступного качественного образования.

Федеральный государственный стандарт дошкольного образования – это совокупность государственных гарантий и требований к программам, условиям и результатам получения бесплатного доступного качественного образования.

Федеральный государственный образовательный стандарт направлен на достижение следующих целей

Повышение социального статуса дошкольного образования
Обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования, их структуре и результатам их освоения.
Сохранения единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования
Обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования.

Стандарт решает следующие задачи

3

Дошкольное детство – это главный и самый ответственный этап, когда закладываются основы личностного развития: физического, интеллектуального, эмоционального, коммуникативного. Это период, когда ребёнок начинает осознавать себя и своё место в этом мире, когда он учится общаться и взаимодействовать с другими детьми и со взрослыми.

Что же меняется в образовательном процессе ДОУ в связи с введением ФГОС ДО?

1.Введение ФГОС связано с тем, что настала необходимость стандартизации содержания дошкольного образования, для того чтобы обеспечить каждому ребенку равные стартовые возможности для успешного обучения в школе.

Но специфика дошкольного возраста такова, что достижения детей определяются не суммой конкретных знаний, умений и навыков, а совокупностью личностных качеств, в том числе обеспечивающих психологическую готовность ребенка к школе. Таким образом, обучение чтению и счёту не является целью дошкольного образования. Дошкольное учреждение призвано помочь ребёнку безболезненно перейти на новый уровень образования, эмоционально, коммуникативно, физически и психически развить ребенка, сформировать способности и желание учиться в школе.

В стандарте появляются требования к результатам, но это не означает, что выпускникам детских садов придётся сдавать экзамены! Никакой итоговой аттестации не будет. С помощью мониторинговых исследований на разных этапах будет фиксироваться уровень развития ребёнка, чтобы педагоги дошкольных учреждений, родители понимали, над чем нужно работать дальше.

Необходимо отметить, что наиболее значимое отличие дошкольного образования от общего образования заключается в том, что в детском саду отсутствует жесткая предметность. Развитие ребенка осуществляется в игре, а не в учебной деятельности. Стандарт дошкольного образования отличается от стандарта начального образования еще и тем, что к дошкольному образованию не предъявляются жесткие требования к результатам освоения программы.

И что еще очень важно, основная программа дошкольного образования обеспечивает преемственность с примерными основными программами начального образования, чего не было ранее.

2.Требования Стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования. К ним относятся следующие социальные и психологические характеристики личности ребёнка на этапе завершения дошкольного образования

4

Таким образом, целевые ориентиры представляют собой не оценку достижений ребенка в жестких рамках: знания, умения и навыки, а социальные и психологические характеристики возможных достижений ребенка.

Важно, чтобы у ребенка к окончанию подготовительной группы в детском саду были сформированы волевая и мотивационная готовность к обучению в школе.

Кроме игровой, ведущими видами детской деятельности станут: коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская, продуктивная и др. Необходимо отметить, что каждому виду детской деятельности соответствуют определенные формы работы с детьми.

4. Изменяется способ организации детских видов деятельности: не руководство взрослого, а совместная (партнерская) деятельность взрослого и ребенка.

Необходимо отметить, что образовательная деятельность осуществляется на протяжении всего времени нахождения ребенка в дошкольном учреждении. Это

5

Образовательная деятельность осуществляется в различных видах деятельности и охватывает определенные направления развития детей, которые называются образовательными областями. ФГОС определяет 5 образовательных областей

6

1) социально - коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, становление самостоятельности

2) познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации

3) речевое развитие включает овладение речью как средством общения и культуры, обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной речи

4) художественно - эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы, становление эстетического отношения к окружающему миру

5) физическое развитие включает приобретение опыта в двигательной деятельности, становление ценностей здорового образа жизни.

Образовательные области соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям детей и связаны друг с другом. Взаимосвязь образовательных областей обеспечивают формирование у ребенка целостной картины окружающего мира.

5. Одним из принципов дошкольного образования является сотрудничество дошкольного учреждения с семьёй, а государственные стандарты являются основой для оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.

В соответствии с ФГОС ДО дошкольное учреждение обязано

7

Так им образом, повышается роль родителей в работе дошкольного учреждения. Родители должны участвовать в реализации программы ДОУ, в создании условий для полноценного и своевременного развития ребенка в дошкольном возрасте и быть активными участниками образовательного процесса, а не просто сторонними наблюдателями.

Что такое МСФО: суть и понятие

Правила бухгалтерского, налогового и финансового учета в разных странах и правовых системах могут существенно отличаться. Это усложняет взаимодействие контрагентов из разных стран, создает препятствия для расширения бизнеса на международный уровень. Чтобы устранить такие проблемы, с 1973 года началась разработка единых правил и стандартов для работы бухгалтеров, аудиторов и финансистов, подготовки отчетности.

МСФО включает комплекс стандартов и интерпретаций. Также применяются приложения, которые не являются частью стандартов. Утверждены рекомендации по внедрению и использованию международных правил.

Отчетность, оформленная в соответствии с МСФО, нужна:

  1. контрагентам компании, которые могут оценить финансовые показатели до принятия экономических решений;
  2. инвесторам, которые принимают решение о вложении средств в действующие проекты;
  3. государственным структурам, которые контролируют определенные сферы деятельности.

Приоритетная цель оформления документации по МСФО – дать обязательную информацию внешнему пользователю. Это могут быть партнеры по бизнесу, потенциальные инвесторы, государственные структуры.

Если оформлять документы без соблюдения международных стандартов, указанная информация может быть неполной, необъективной. недостоверной. Использование стандартов, напротив, предусматривает оформление документации по единым требованиям. Также стандарты и интерпретации содержат правила ведения финансового учета, документы с рекомендациями об отражении хозяйственных операций.

История МСФО

Стандарты разрабатываются и корректируются на международном уровне на протяжении последних 50 лет. Сейчас по международным соглашениям МСФО используют более 100 государств, причем их перечень постоянно увеличивается. В большинстве этих стран действует обязательное оформление отчетности по данным стандартам.

Не перешли на МСФО такие ведущие экономические державы как США, Япония, Канада. Они используются собственные модели и схемы для подготовки финансовой отчетности. Однако и для этих государств ситуация меняется. Например, с 2002 года США входит в Норволкское соглашение, которое предусматривает поэтапную интеграцию МСФО и американскую систему отчетности US GAAP.

Россия начала следовать международным стандартам финансовой отчетности с 1998 года, когда началась реформа в сфере бухучета. С 2005 года обязанность оформлять документы по МСФО была возложена на кредитные организации. В 2011 года Минфин РФ издал Приказ № 160н, которым ввел международные стандарты для применения в России.

Сейчас на портале Минфина РФ размещены тексты стандартов и интерпретаций на русском языке. Также там можно найти обучающие материалы, которые можно использовать при переходе на международные правила.

Сравнение МСФО и американских стандартов

В США своя модель финансовой отчетности US GAAP. С 2009 года отменена норма о согласовании отчетности по МСФО и US GAAP. Это означает устранение несоответствий между американской и международной системами. Однако ряд отличий до сих пор остался. Например, по МСФО запрещено использовать такой способ учета запасов как LIFO. Он подразумевает, что последняя единица активов будет продана первой. В американской системе отчетности US GAAP такой способ активно применяется, как и еще в ряде стран.

Кто в России должен придерживаться МСФО

  • кредитные учреждения;
  • страховщики (кроме компаний, работающих исключительно по программе ОМС);
  • НПФ;
  • управляющие компании инвестиционных фондов, НПФ;
  • клиринговые компании;
  • ФГУП, чей перечень регламентирован Распоряжением Правительства РФ № 2176-р;
  • АО, чьи акции принадлежат государству (их перечень также есть в Распоряжении № 2176-р);
  • иные компании, если их ценные бумаги допущены к организованным торгам.

Для кого МСФО не обязательны

  • повысить деловую репутацию и рыночную цену бизнеса;
  • упростить взаимодействие с контрагентами, в том числе по сделкам с зарубежными партнерами;
  • выйти на рынки других государств с продукцией, работами или услугами.

Использование МСФО поможет с ведением бухучета по национальным нормам, так как они постепенно приводятся в соответствие с международными требованиями. Знание стандартов и умение применять их на практике фактически стало обязательным для аудиторов, бухгалтеров, экономистов, особенно если они работают в крупных компаниях. При подготовке специалистов в ВУЗах есть специальные программы обучения по международным стандартам.

Проблемы при внедрении

Сложности с внедрением стандартов в российскую правовую систему связаны со следующими причинами:

  • Отличия в системе нормативно-правовых актов. В частности, до сих присутствует несоответствие в терминологии, которое невозможно устранить мгновенно;
  • Отличия в объеме раскрываемой информации. Законодательство РФ предъявляет меньше требований к объему сведений и лицам, от которых зависят финансовые показатели компании, чем МСФО;
  • Сложности с точностью перевода. Эксперты отмечают несовершенство русского перевода стандартов, а процесс корректировки идет достаточно медленно;
  • Разный подход к классификации обязательств, активов. Создает сложности в трансформации итогов бухучета в отчетность МСФО.

Используя МСФО в бухгалтерии, компания все равно обязана вести проводки, обрабатывать и учитывать операции, работать с первичной документации по российскому законодательству. Непосредственно в международных стандартах таких правил нет. Поэтому для перевода показателей бухучета в отчетность по международным стандартам проводится трансформация.

Отличие от ПБУ и РСБУ

МСФО содержит основные принципы ведения учета и составления отчетности. Однако там нет предписаний по ведению первичной отчетности, проводок, регистров, планов счетов, ряда других документов. По сути, ПБУ конкретизирует правила и особенности бухгалтерского учета, а итоговый результат (отчетность) будет соответствовать единым международным стандартам.

РСБУ (Российские стандарты бухгалтерского учета) отличаются от МСФО по следующим показателям:

  • цель применения – основной целью использования РСБУ является подготовка отчетности для контролирующих и надзорных органов, тогда как МСФО имеет ключевой значение для внешних пользователей, инвесторов;
  • отчетные периоды – по РСБУ это календарный год, а международные стандарты допускают оформление отчетности по финансовому году;
  • валюта учета и отчетности – по РСБУ это только рубль, а в международных стандартах используется валюта, в которой организация получает выручку, ведет операции;
  • налоговая база – по РСБУ это суммы дохода или расходов, тогда как по МСФО возможны другие варианты определения налоговой базы.

Также есть отличия по дисконтированию, процентному доходу, по завышению балансовой стоимости активов, по многих другим показателям. Для внедрения и использования стандартов может потребоваться повышение квалификации, обучение бухгалтеров, аудиторов.

Стандарты МСФО

Рассмотрим, что входит в МСФО на 2021 год.
На данный момент в перечень основных международных стандартов финансовой отчетности входят:

МСФО/IAS 1 Представление финансовой отчетности
МСФО/IAS 2 Запасы
МСФО/IAS 7 Отчет о движении денежных средств
МСФО/IAS 8 Учётная политика, изменения в бухгалтерских оценках и ошибки
МСФО/IAS 10 События после окончания отчётного периода
МСФО/IAS 12 Налоги на прибыль
МСФО/IAS 16 Основные средства
МСФО/IAS 17 Аренда
МСФО/IAS 19 Вознаграждения работникам
МСФО/IAS 20 Учёт государственных субсидий, раскрытие информации о государственной помощи
МСФО/IAS 21 Влияние изменений обменных курсов валют
МСФО/IAS 23 Затраты по займам
МСФО/IAS 24 Раскрытие информации о связанных сторонах
МСФО/IAS 26 Учёт и отчетность по пенсионным планам
МСФО/IAS 27 Отдельная финансовая отчетность
МСФО/IAS 28 Инвестиции в ассоциированные и совместные предприятия
МСФО/IAS 29 Финансовая отчетность в гиперинфляционной экономике
МСФО/IAS 32 Финансовые инструменты: представление информации
МСФО/IAS 33 Прибыль на акцию
МСФО/IAS 34 Промежуточная финансовая отчетность
МСФО/IAS 36 Обесценение активов
МСФО/IAS 37 Резервы, условные обязательства и условные активы
МСФО/IAS 38 Нематериальные активы
МСФО/IAS 40 Инвестиционное имущество
МСФО/IAS 41 Сельское хозяйство
МСФО/IFRS 1 Первое применение МСФО
МСФО/IFRS 2 Платёж, основанный на акциях
МСФО/IFRS 3 Объединения бизнеса
МСФО/IFRS 4 Договоры страхования
МСФО/IFRS 5 Долгосрочные активы, предназначенные для продажи, и прекращённая деятельность
МСФО/IFRS 6 Разведка и оценка запасов полезных ископаемых
МСФО/IFRS 7 Финансовые инструменты: раскрытие информации
МСФО/IFRS 8 Операционные сегменты
МСФО/IFRS 9 Финансовые инструменты
МСФО/IFRS 10 Консолидированная финансовая отчётность
МСФО/IFRS 11 Совместная деятельность
МСФО/IFRS 12 Раскрытие информации об участии в других предприятиях
МСФО/IFRS 13 Оценка справедливой стоимости
МСФО/IFRS 14 Счета отложенных тарифных разниц
МСФО/IFRS 15 Выручка по договорам с покупателями
SICs/IFRICs Постановления об интерпретации стандартов

Принципы МСФО

Суть МСФО заключается в использовании единых требований, правил и принципов при подготовке отчетности.
Перечень основных принципов, характеризующих МСФО:

  • Приоритет экономического содержания над формой. На отчетность не влияют нормы внутреннего законодательства, финансовые модели, условия экономической деятельности разных стран;
  • Принцип начисления. Все операции и события отражаются в том периоде, когда они фактически состоялись (независимо от сроков движения денежных средств);
  • Непрерывность деятельности. Он гарантирует продолжение деятельности компании в будущем, отсутствие планов на закрытие бизнеса.

Полный перечень принципов нужно смотреть по стандарту, применяемому в конкретных случаях.

Трансформация отчетности под требования МСФО

В список основных документов по финансовой отчетности, согласно МСФО, входит:

  • отчет о финансовом положении (баланс);
  • отчет о совокупном доходе (может делиться на отдельные отчеты по доходам, убыткам);
  • отчет об изменении капитала (показывает изменение прибыли за определенный период);
  • отчет о движении средств (показывает финансовые операции компании с группировкой по инвестициям, финансированию, другим показателям).

Также к перечисленным отчетам готовятся приложения под свою учетную политику. Обычно при раскрытии отчетности прикладываются документы за предыдущий финансовый период. Это позволяет проверить изменения в показателях работы компании.

МСФО предусматривает оформление отчетности с использованием метода трансформации. Суть его заключается в следующем:

  1. разрабатывается учетная политика компании;
  2. определяется функциональная валюта для заполнения отчетов;
  3. выполняет насчет начальных балансов, активов;
  4. определяется модель (способ) трансформации;
  5. проводится анализ и оценка структуры компании (учитываются все филиалы, дочерние компании, совместные и аффилированные организации);
  6. собирается и анализируется информация для расчета корректировок при трансформации;
  7. проводится реклассификация, перегруппировка и трансформация под требования международного стандарта;
  8. заполняются отчеты.

Суть трансформации заключается в переводе показателей бухучета по нормам внутреннего законодательства под требования международных стандартов. Ввиду различий ПБУ, РСБУ и МСФО, трансформация включает корректировку статей, изменение группировки данных из бухучета. Для трансформации используется программное обеспечение, разработанное специально под эти цели.

Автоматизация МСФО

Вручную готовить отчетность под требования МСФО долго, неудобно. Поэтому под нужды компаний из разных сфер деятельности разрабатываются программные приложения, автоматизирующие трансформацию и подготовку отчетности. В самых простых случаях поможет даже использование таблиц Excel с различными формулами. Программы для автоматизации выбираются индивидуально под компанию. Они должны учитывать особенности учетной политики, сферу деятельности, другие показатели.

Заключение

Нормативно-методическая база документационного обеспечения управления – это совокупность законов, нормативных правовых актов и методических документов, регламентирующих технологию создания документов, их обработки, хранения и использования в текущей деятельности организации, а также деятельность службы ДОУ: её структуру, функции, штаты, техническое обеспечение и некоторые другие аспекты.

Нормативная среда (нормативно-правовая база) в соответствии с указанным стандартом включает:

  • законы и нормативные акты, регулирующую деловую деятельность в целом и в специфических отраслях, в том числе законы и нормативные акты, относящиеся к документам, архивам, доступу, конфиденциальности, доказательствам, электронной коммерции, защите данных, информации;
  • стандарты практической деятельности организации;
  • правила рекомендательного характера;
  • добровольно применяемые этические кодексы и нормы.

Законодательные акты РФ.

Различные аспекты ДОУ регламентируются кодексами Российской Федерации:

Гражданский кодекс Российской Федерации устанавливает виды и разновидности документов, создаваемых в целях фиксации актов гражданских взаимоотношений, регистрации фактов их возникновения, прекращения, подтверждения правоотношений.

Трудовой кодекс Российской Федерации устанавливает виды документов, создаваемых при возникновении трудовых правоотношений.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливает административную ответственность за нарушение порядка сбора, хранения, использования или распространение информации о гражданах; за нарушение правил защиты информации; за нарушение порядка представления статистической информации; за нарушение правил хранения, комплектования, учёта или использования архивных документов; за нарушение порядка представления обязательного экземпляра документов, письменных уведомлений, уставов и др.; за незаконную деятельность в области защиты информации; за разглашение информации с ограниченным доступом.

Уголовный кодекс Российской Федерации устанавливает наказание за разглашение сведений, составляющих государственную тайну; утрату документов, содержащих государственную тайну; неправомерный доступ к охраняемой законом компьютерной информации; собирание сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, путём похищения документов, подкупа или угроз, а равно иным незаконным способом и др.

Кроме кодексов общие принципы организации ДОУ прописаны в ряде Федеральных законов Российской Федерации.

Федеральные законы Российской Федерации

Положения, зафиксированные в законах, детализируются в правовых актах, принимаемых Президентом и Правительством Российской Федерации. Среди указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ, посвящённых или в какой-то мере затрагивающих вопросы документационного обеспечения управления, необходимо отметить следующие:

Перечень указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ, регламентирующих аспекты ДОУ.

Настоящие правила устанавливают единый порядок делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти.

Важной составляющей нормативной базы делопроизводства являются нормативно-правовые акты федеральных органов исполнительной власти, среди которых необходимо отметить:

Рекомендации предназначены для оптимизации процедуры и порядка разработки федеральными органами исполнительной власти инструкций по делопроизводству, определения их структуры и содержания. Их применение должно способствовать созданию единой методической основы ведения делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти. Методические рекомендации состоят из 3 основных разделов:

  • общие положения (обозначены цель разработки, сфера распространения рекомендаций, приведены законодательные и иные нормативные правовые акты в сфере информации, документации, архивного дела);
  • порядок разработки, утверждения, внесения изменений в Инструкцию по делопроизводству;
  • структура и содержание Инструкции по делопроизводству (включает подразделы: общие положения, основные понятия, создание документов в федеральном органе исполнительной власти, организация документооборота, документальный фонд федерального органа исполнительной власти, особенности работы с электронными документами, работа исполнителя с документами, изготовление, учёт, использование и хранение печатей, штампов и бланков документов).

Кроме того, в состав Методических рекомендаций включено 39 приложений, среди которых образцы бланков и документов, формы номенклатур, описей, актов документов, а также порядок формирования дел и составления описей, правила оформления дел и подготовки дел к передаче на архивное хранение и др.

Этот документ представляет собой совокупность принципов и правил, устанавливающих единые требования к документированию управленческой деятельности и организации работы с документами в органах государственного управления и организациях. Он был разработан с целью упорядочения документооборота, сокращения количества и повышения качества документов, создания условий для эффективного применения прогрессивных технических средств и технологий сбора, обработки и анализа информации, совершенствования работы аппарата управления.

Читайте также: