Приемы стимулирования в доу

Обновлено: 07.07.2024

Разработка предназначена для проведения методических семинаров в ДОУ с педагогами, работающими с детьми старшего дошкольного возраста. Материалы посвящены актуальной теме мотивации дошкольников, важности использования мотивации к обучению и последующей развивающей работы с ребенком для его полноценного развития, при этом центральное место отводится роли педагога и применению различных приёмов мотивации.

Содержимое публикации

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Семинар-практикум

Подготовила и провела: Горелкина А.Ф.

Дата проведения: 06.11.19 г.

Цель: повышение уровня профессиональной компетентности воспитателей в ходе проведения НОД, совершенствование методики проведения образовательной деятельности путём применения подходящих методов и приёмов мотивации старших дошкольников.

1. Научить педагогов практическим приёмам мотивации детей в ходе НОД.

2. Дать представление о видах мотивации детской деятельности.

3. Повысить практические умения педагогов в применении методов мотивации.

4. Развитие творческих способностей педагогов.

План семинара:

1. Мотивация. Методы мотивации. Типы мотивации. Принципы мотивации.

2. Игра. Игровая мотивация. Персонажи.

3. Внедрение современных методов мотивации – ИКТ, как средство повышения мотивации к познавательной деятельности дошкольников.

4. Практическая работа педагогов.

Актуальность.

Именно с мотивации начинается всякое взаимодействие между ребёнком и взрослым.

Без мотивации со стороны взрослого у дошкольника не будет активности, не возникнут мотивы, ребёнок не будет готов к постановке целей. Изучение мотивов принадлежит к наиболее трудным практическим задачам, решать которые необходимо, если ставить цели повышения качества обучения и образования.

Мотивация – это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение цели. При этом необходимы такие приёмы, которые обеспечат возникновение нужной мотивации у подавляющего большинства детей. Это побуждение поведения детей (через их потребности, личные мотивы, интересные им цели, ценностные ориентации и т. п.), которое направляет детей и организует их, а также придаёт деятельности смысл и значимость для самого ребёнка.

Звучит спокойная музыка.

(Показ картинок, педагоги приветствуют друг друга рукопожатием, обьятиями. Похлопыванием по плечу и другими способами приветствия) Итак, мы начинаем.

Воспитатель: Педагогическая деятельность, должна способствовать развитию детей. Дети должны не только выполнять всё то, что от них требуется, но и переносить полученные умения и знания в свою самостоятельную деятельность. Накапливая тем самым, свой жизненный опыт.

1. Мотивация. Методы мотивации. Типы мотивации. Принципы мотивации.

Мотивация- это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение цели.

При этом необходимы такие приёмы, которые обеспечат возникновение нужной мотивации у детей.

В педагогической литературе выделяют2 вида мотивации:

1. Внешняя мотивация- мотивация не связанная с содержанием определённой деятельности (если я всё сделаю, то мне купят/подарят).

2. Внутренняя мотивация- (положительная или отрицательная).

Положительная основывается на положительных стимулах (Например: если я научусь делать что-либо, то меня похвалят).

Отрицательная мотивация основывается на отрицательных стимулах (Например: если я не сделаю что-либо, то меня накажут).

Позитивная мотивация у дошкольников остаётся актуальной проблемой для современной системы образования. Общество требует активного включения в обучение уже с детского возраста. Без мотивации со стороны взрослого у дошкольника не будет активности, не возникнут мотивы, ребёнок не будет готов к постановке целей. Поэтому мотивация должна быть максимально эффективной уже в детском саду.

Методы мотивации совпадают с традиционными методами воспитания дошкольников: словесные, наглядные, практические и игровые .

Метод - способ воздействия или способ передачи знаний.

Приём – вариант применения данного метода.

1. Словесные методы:

беседа;

разговор;

чтение;

рассказывание стихотворений;

рассматривание картинки.

2. Наглядные методы:

показ игрушек, предметов;

наблюдение явлений природы, труда взрослых;

рассматривание живых объектов;

показ образца;

использование кукольного театра, фланелеграфа;

диафильмы.

3. Практические методы:

упражнения (оказание помощи);

совместные действия воспитателя и ребёнка;

выполнение поручений.

4. Игровые методы:

дидактические игры;

подвижные игры;

игры-забавы;

инсценировки.

В педагогической литературе выделяютчетыре типа мотивации:

Создание этой мотивации строится по данной схеме:

1. Вы рассказываете, что игрушке нужна помощь, и помочь могут им только дети.

2. Вы спрашиваете детей, согласны ли они помочь игрушке.

3. Вы предлагаете научить детей делать то, что требуется игрушке, тогда объяснение и показ заинтересуют детей.

4. Во время работы у каждого ребёнка должен быть свой персонаж - подопечный (вырезанный, игрушечный, нарисованный персонаж, которому он оказывает помощь.

5. Эта же игрушка – подопечный оценивает работу ребёнка, обязательно хвалит ребёнка.

6. По окончании работы желательно, чтобы дети поиграли со своими подопечными.

При данной мотивации ребёнок выступает как помощник и защитник, и её уместно использовать для обучения различным практическим умениям.

Внимание, вопрос: В каких видах НОД (деятельности) можно использовать данную мотивацию?

Ситуация: Избушка лисы растаяла и она захватила избу зайки. Как помочь животным? (Построить домики из кубиков, палочек, нарисовать, выполнить аппликацию. И все при домике)

Создание мотивации строится по схеме:

1. Вы сообщаете детям, что собираетесь мастерить что - либо и просите детей помочь вам. Интересуетесь, как они могут вам помочь.

2. Каждому ребёнку даётся посильное задание.

3. В конце подчеркиваете, что результат был достигнут путём совместных усилий, что к нему пришли все вместе.

Внимание, вопрос: В каких видах НОД (деятельности) можно использовать данную мотивацию?

Ситуация: - Ребята, я хочу рассадить наших кукол в кафе. Но я одна, а кукол много. Я, наверное, не успею. Вы хотите мне помочь? После согласия детей распределяются поручения.

Создание этой мотивации осуществляется по данной схеме:

1. Вы сообщаете детям, что собираетесь заняться какой - либо деятельностью и просите детей научить вас этому.

2. Вы спрашиваете, согласны ли они помочь вам.

3. Каждому ребёнку, даётся возможность научить вас какому – либо делу.

4. По окончании игры каждому ребёнку даётся оценка его действий и обязательно следует похвалить его.

Внимание, вопрос: В каких видах НОД (деятельности) можно использовать данную мотивацию?

Ситуация: -Ребята, наша кукла Таня собралась погулять, мне нужно её одеть на прогулку. Я не знаю, как это сделать. Что именно ей надеть по-сезону? Вы можете меня научить?

Создание этой мотивации осуществляется по схеме:

1. Вы показываете детям, какую – либо поделку, раскрываете её преимущества и спрашиваете, хотят ли они иметь такую же для себя или для своих родных.

2. Далее показываете всем желающим, как изготовить этот предмет.

3. Изготовленная поделка поступает распоряжение ребёнка. Гордость за дело своих рук – важнейшая основа созидательного отношения к труду.

Если ребёнок, уже занят каким – либо интересующим делом, а значит, уже имеет необходимую мотивацию, можно познакомить его с новыми путями решения поставленных задач.

Внимание, вопрос: В каких видах НОД (деятельности) можно использовать данную мотивацию?

Ситуация: - Ребята, посмотрите какая у меня красивая открытка! Эту открытку можно подарить маме или бабушке на 8 марта. Вы хотите подарить такую же? И вы показываете, как можно её изготовить.

Следуйте соблюдению следующих принципов мотивации:

- нельзя навязывать ребёнку своё видение в решении проблемы (может быть у ребёнка будет свой путь решения проблемы);

- обязательно спросить у ребёнка разрешения заняться с ним общим делом;

- обязательно хвалить действия ребёнка за полученный результат;

- действуя совместно с ребёнком, вы знакомите его со своими планами, способами их достижения.

2. Игра. Игровая мотивация. Персонажи.

Игра – основной вид деятельности дошкольников.

К этим игрушкам и персонажам существует ряд требований.

- должны соответствовать возрасту детей;

- должны быть эстетичными,

- должны быть безопасными для здоровья ребёнка,

- должны иметь обучающую ценность,

- должны быть реалистичными;

- не должны провоцировать ребёнка на агрессию, вызывать проявление жестокости.

- игровых персонажей не должно быть слишком много.

Например, на занятия могут прийти Незнайка, Доктор Айболит, Мишутка .Они могут попросить о помощи и.т.п.

Внимание вопрос:

Какие игрушки – персонажи целесообразно вносить в деятельность в младшем- среднем дошкольном возрасте, какие – в старшем?

3. Внедрение современных методов мотивации – ИКТ, как средство повышения мотивации к познавательной деятельности дошкольников.

Компьютеры и игровые компьютерные программы широко используются в детском саду. С целью оптимизации процесса умственного развития дошкольников можно использовать обучающие компьютерные программы.

Использование компьютера позволяет активизировать непроизвольное внимание, повысить интерес к обучению, расширить возможности работы с наглядным материалом, что способствует достижению поставленных целей.

Вопрос к слушателям: В чём вы видите преимущества ИКТ в образовательной работе с дошкольниками? (ответы слушателей)

4. Практическая работа педагогов.

1 Упражнение «Каждый воспитатель – артист"

Слово - это тонкий инструмент, которым педагог должен владеть в совершенстве. Также воспитатель должен уметь выражать свои эмоции через интонации в речи. Задание для воспитателей:

Задание педагогам: по цепочке, передавая друг другу мяч, прочитать на память стихотворение, потешку, пословицу, рассказать, в каких ситуациях и режимных моментах они их используют.

Предложить поставить себя на место какой-нибудь геометрической фигуры, знакомого объекта и рассказать всем сказку о себе.

Например: (Взять картинку карандаша).

Я карандаш. Я такой красивый, острый. У меня деревянная рубашка. Я умею писать, рисовать, штриховать. Бываю разного цвета. Я не люблю, когда ребята со мной плохо обращаются, ломают меня или грызут. Я дружу с бумагой и кисточкой.

Довольно часто воспитатели, учителя и родители указывают на недостатки, ошибки, слабости детей, вследствие чего у детей формируется чувство беспомощности, снижается их самооценка.

Взрослым следует не только указывать на ошибки, но и акцентировать внимание на достижениях, успехах детей. Даже когда ошибок и недостатков много, стоит отметить позитивные изменения в определенном компоненте деятельности:

1. Пусть ошибок еще много, но… ( они не такие серьезные, как те, которые ты так часто допускал раньше).

2. Пусть трудностей еще немало, но… ( ведь ты продвинулся далеко вперед).

3. Пусть не все еще удается, но… ( обрати внимание, над этим ты хорошо поработал и уже видны изменения и успехи).

1 ситуация: У ребёнка не получается выполнить игровое задание “3-й лишний”. Ваши действия?

Варианты решения проблемы:

1. Предложите выполнить более легкий вариант.

2. Попросите назвать, одним словом все предметы.

3. Покажете ответ и объясните решение, потом повторите задание.

2 ситуация: Вы читаете детям 6 лет задачу: “Летели 8 ласточек, сели на дерево. На каждое дерево сели по две ласточки. Сколько было деревьев? Ребята решить задачу не могут, тогда что выделаете?

Варианты решения проблемы:

1. Повторно читаете задачу.

2. Упрощаете задачу.

3. Просите ребят при помощи знаков и символов нарисовать условие задачи.

3 ситуация: На занятии многие ребята выкрикивают. Что вы будете делать?

1. Поощряете вступление с вами в диалог.

2. Замолкаете.

3. Делаете паузу, чтобы предпринять дальнейшие действия.

4 ситуация: Ребенок из вашей группы заявил, что не хочет идти в школу. Как вы к этому отнесётесь?

Варианты решения проблемы:

1. Надо идти в школу. Все дети в 7 лет идут в школу.

2. Расспросить его о причине нежелания, объяснить, что он не прав.

3. Ответить: “Ну, нет, так нет!” Не торопить, понаблюдать за ним. В последующих беседах рассказывать о положительной стороне учёбы в школе

На доске вывешиваются рисунки чемодана, мясорубки, корзины.

Чемодан – всё, что пригодится в дальнейшем.

Мясорубка – информацию переработаю.

Корзина – всё выброшу.

Педагогам предлагается выбрать, как они поступят с информацией, полученной на семинаре-практикуме и установить магнит на определенном рисунке.

Воспитатель: Благодарю Вас за активное участие в семинаре-практикуме! Надеюсь, что информация была для Вас полезной.

В связи с вступлением в силу ФГОС достижения детей определяются не совокупностью конкретных знаний, умений и навыков, а формированием личностных качеств, которые обеспечивают психологическую готовность ребёнка к школе, а основным видом обучения должна стать совместная организованная образовательная деятельность детей со взрослым, то есть развитие ребёнка должно осуществляться в игре. Именно игра позволяет развивать способности, умственные и художественные способности, помогает малышу познавать мир. В игре он наблюдает, запоминает, развивает фантазию, выстраивает системы взаимосвязей. Игра позволяет, будто бы незаметно, решать различные задачи, порой очень сложные, и продвигаться вперёд по пути формирования и развития детского интеллекта. С помощью игры можно помочь ребёнку осознать самого себя, приобрести уверенность в собственных силах. Общение во время игры является важным элементом воспитания личности, источником взаимного обогащения.

И здесь на помощь приходит мотивационная направленность деятельности детей.

Мотивация - представляет собой совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности.

Для чего вообще нужна эта мотивация?

Мотивация позволяет решить сразу несколько задач:

  • Расширить и обогатить диапазон игровых умений и навыков.
  • Повысить познавательную активность и работоспособность детей.
  • Активизировать процессы восприятия, внимания, памяти, мышления.
  • Плавно регулировать поведенческие трудности детей, постепенно приучая их подчиняться правилам игры.

С мотивации начинается любое взаимодействие между ребёнком и взрослым. Без мотивации со стороны взрослого у дошкольника не будет активности, не возникнут мотивы, ребёнок не будет готов к постановке целей.

Метод - способ воздействия или способ передачи знаний.

Прием — варианты применения данного метода.

Методы и приемы подразделяются на игровые, словесные, наглядные и практические. Рассмотрим их в отдельности.

1. Игровые методы и приемы в обучении детей:

  • дидактические игры
  • подвижные игры
  • игры-забавы, инсценировки.

На первом плане стоят эмоции . Это актуально для раннего и младшего дошкольного возраста. Например: педагог (во время сборов на прогулку в летний период): ребята, зайка собирается с нами на прогулку, зайка, одевай кофточку и догоняй нас. А зайка отвечает, что не умеет. ребята давайте покажем зайке, как надо одеваться. зайка, посмотри, наши ребята сами умеют одеваться. дети показывают пример, как правильно одеваться.)

Яркость предлагаемого образа (красивая, эстетичная, анатомически правильная игрушка или пособие)

Новизна (незнакомый предмет всегда привлекает внимание. В детях просыпаются маленькие исследователи)

а) Внесение игрушек,

б) Создание игровых ситуаций (сегодня мы будем птичками)

в) Обыгрывание игрушек, предметов (например, чтение стихотворения "Уронили Мишку на пол", дидактическая игра "Скажи, что звучит")

г) сюрпризность, эмоциональность (показ "Птичка и собачка" — воспитатель показывает пищалку, вызывает желание прислушиваться "Кто это поет, поищите". Прилетает птичка, кружится над детьми, садится на руки, чирикает.)

д) Внезапность появления, исчезновение игрушки.

е) Изменение местонахождения игрушек (зайчик на столе, под шкафом, над шкафом) .

ж) Показ предметов в разных действиях (спит, ходит, кушает) .

з) интригующие обстановки.

2. Словесные методы и приемы:

1)Чтение и рассказывание стихов, потешек, сказок.

2) Разговор, беседа.

3)Рассматривание картинки, инсценировки.

  • Показ с называнием игрушек, предметов. Кукла Маша идет, идет, бах — упала, упала. Маша, ой-ой, плачет.
  • Просьба произнести, сказать слово (это платье) .
  • Перекличка до 1,5 лет ("скажи-повтори") .
  • Подсказывание нужного слова.
  • Объяснение назначения предмета (посуда — это из чего мы едим и пьем) .
  • Многократное повторение нового слова в сочетании со знакомым (у кошки котята, у курицы цыплята) .
  • Вопросы.
  • Договаривание слова в конце фразы ("Котята пьют (молоко) ", "Катя, ешь суп (с хлебом) ").
  • Повторение слова за воспитателем.
  • Пояснение.
  • Напоминание.
  • Использование художественного слова (потешки, песенки, стихи, шутки) .

3. Практические методы:

1)Упражнения (оказание помощи) .

2)Совместные действия воспитателя и ребенка.

4. Наглядные методы и приемы:

1)Показ предметов, игрушек.

2)Наблюдение явлений природы, труда взрослых.

3)Рассматривание живых объектов.

5)Использование кукольного театра, теневого, настольного, фланелеграфа.

  • Непосредственное восприятие предмета, игрушки.
  • Показ с называнием (это кролик) .
  • Пояснение к тому, что видят дети (это Катя пришла; Катя идет гулять; иди, Катя, иди; ой, побежала Катя и убежала) .
  • Просьба-предложение (Андрюша, давай, покорми птичку) .
  • Многократное повторение слова.
  • Активное действие детей.
  • Приближение объекта к детям.
  • Задание детям (иди, Вася, покорми кролика) .
  • Вопросы (простые для детей до 1,5 лет, с 2-3 лет сложные) .
  • Художественное слово.
  • Включение предметов в деятельность детей ("Вот я кладу кубик, на него еще кубик, еще кубик, получилась башенка") .
  • Выполнение игровых действий.

Выделим восемь типов мотивации:

При данной мотивации ребёнок выступает как помощник и защитник, и её уместно использовать для обучения различным практическим умениям. Данную мотивацию можно использовать в НОД аппликации, конструировании, рисовании.

Например: (для младшей и средней группы).

Аппликация: Ребята, посмотрите, кто это сидит на пеньке? (Зайчиха с зайчонком). Что – то зайчиха грустная, как вы думаете, почему она такая невеселая? Ребята, она сказала, что ее зайчата убежали в лес гулять в летних шубках, а на улице зима. Вот только старший зайчонок ее послушался и надел зимнюю шубку. Давайте ей поможем найти зайчат и переодеть.

Рисование: Ребята к нам пришел ёжик. А пришел он с друзьями. Они играют в прятки и не знают, куда им спрятаться. Попробуем спрятать их под листьями.

Лепка: Матрешка собралась гулять, а на улице прошел дождь, там лужи. Сделаем для матрешки дорожку из камешков.

Этот пример подходит для детей старшей, подготовительной групп.

Медведь разрушил теремок зверей. Они остались без домика. Как мы можем помочь животным? (Можем сами построить им домики из кубиков, аппликацию, нарисовать красками).

Здесь мотивом для детей является общение со взрослым, возможность получить одобрение, а также интерес к совместным делам, которые можно выполнять вместе.

Сообщаем детям, что собираемся мастерить и просим детей помочь. Интересуемся, как они могут помочь. Каждому ребёнку дается посильное задание. В конце подчеркиваем, что результат был, достигнут путём совместных усилий, что к нему пришли все вместе.

Эту мотивацию можно использовать в НОД сенсорика, ИЗО, в трудовой деятельности.

Сенсорика и лепка: Ребята, я хочу угостить наших гномиков печеньем. Но я одна, а гномиков много. Я, наверное, не успею. Помогите мне? Можно сделать разноцветное печенье.

Трудовая деятельность: Ребята к нам сейчас придут гости. Помогите мне, пожалуйста, убрать игрушки.

Этот тип мотивации можно использовать со 2 младшей группы.

Вы сообщаете детям, что собираетесь заняться какой - либо деятельностью и просите детей научить вас. По окончании игры каждому ребёнку даете оценку его действий и раздаете звездочки.

Игровая деятельность: Ребята, наша кукла Таня собралась погулять, мне нужно её одеть на прогулку. Я не знаю, как это сделать. Вы можете меня научить?

Рисование ладошками: Ребята хочу сделать необычную выставку, а не могу придумать, как превратить отпечаток ладошки в рисунок. Научите меня.

Использовать этот вид мотивации можно в игровой деятельности, в НОД в старших группах.

Например: Ребята, посмотрите какая у меня красивая открытка! Эту открытку можно подарить маме на 8 марта. Вы хотите подарить маме такую же? И я показываю, как можно это изготовить.

Использую в художественном конструировании, ориентировке, логике, ручном труде, художественном творчестве.

  • Незнайка с друзьями спорят, где есть воздух, для чего он нужен и как это можно узнать.
  • Дюймовочка хочет написать письмо маме, но беспокоится, что мама не сможет его прочесть из-за очень маленького шрифта.

Словесные мотивации использую в НОД, а также в итоговых мероприятиях. (в старшей и подготовительной группах).

Использование компьютера позволяет активизировать непроизвольное внимание, повысить интерес к обучению, расширить возможности работы с наглядным материалом, что способствует достижению поставленных целей.

Использовать этот тип мотивации можно в любом возрасте в НОД, а также на итоговых мероприятиях.

Каждая деятельность должна содержать то, что вызовет удивление, изумление, восторг, что дети будут помнить долго. Нужно помнить изречение "Познание начинается с удивления". При этом важно учесть возраст детей, приемы, которые подходят для каждого возраста. Данная система построения, проведения и анализа НОД помогает вам и детям получать необходимые знания и готовиться к школе с интересом и легкостью, не замечая, что его учат.

Таким образом, подводя итог, можно сказать, что мотивация в организации совместной и самостоятельной деятельности для дошкольников является непосредственным стимулом, без которого ребёнок просто не сможет включиться в предлагаемую взрослым педагогическую ситуацию. А педагог, в свою очередь, должен уметь соподчинять и компоновать разные мотивы для достижения своих учебно-воспитательных целей, учитывая при этом индивидуальные черты характера и интересы каждого из детей группы.

Методы и приемы мотивации дошкольников в соответствии с возрастными особенностями.

1. Методы и приемы мотивации дошкольников в соответствии с возрастными особенностями.

2. Мотивация-это общее название для процессов, методов, средств побуждения детей к активной деятельности.

Дети дошкольного возраста с большим энтузиазмом и рвением отправляются в "путешествие по стране знаний", но, увы, ряды желающих добраться до цели очень быстро редеют. Как сохранить интерес и желание ребенка развиваться? Главная роль в этом отводится воспитателям, на плечи которых помимо обязанности понять и обучить детей ложится необходимость стимулирования их к какой- либо деятельности, мотивации на достижение цели. Педагоги в своей практике применяют различные способы стимулирования. Многие из них воодушевленно отстаивают пользу балльного оценивания и рейтинговой системы для мотивации детей. Да, подобные методы используются в педагогике в дошкольных организациях. Почему? На этот вопрос довольно ясно ответила доктор педагогических наук, профессор, член- корреспондент РАО Н. Ф. Виноградова.

Во-первых, дети дошкольного возраста еще не понимают значения отметки как способа оценки их деятельности, поэтому часто воспринимают ее как отношение взрослого к себе, а не как результат своего труда.

Во-вторых, уровень интеллектуального развития, психических процессов детей одной возрастной группы существенно различается (необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка).

В-третьих, отрицательная отметка разрушает ситуацию успеха, снижает положительное отношение к какой-либо деятельности или формирует безразличие к ее результатам. И наконец, метод балльного оценивания совершенно не соответствует принципу возрастной адекватности педагогических воздействий.

Таким образом, для того чтобы желание ребенка не уменьшилось, а, наоборот, увеличилось, воспитателю нужно применять определенные методы и приемы воздействия. Какие же именно? На мотивацию дошкольника влияет множество психологических факторов. Рассмотрим наиболее применимые и важные по содержанию методы стимулирования поведения и деятельности, условно разделив их на две группы: методы словесно- эмоционального воздействия и метод наглядно-практического воздействия.

Методы словесно-эмоционального воздействия

Метод увещевания сочетает просьбу с разъяснением и внушением. Применяя увещевание как воспитательный метод, педагог проектирует в личности воспитанника положительное, вселяет в него веру в лучшее, в возможность достижения высоких результатов. Опора на положительное, похвала, обращение к чувству собственного достоинства, чести создают необходимые предпосылки для почти безотказного действия увещевания даже в очень сложных ситуациях. Самое главное, о чем должен помнить воспитатель, – это то, что все методы организации деятельности основаны на практической деятельности воспитанников.

Метод упражнения – практический метод воспитания, суть которого состоит в многократном исполнении требуемых действий, доведении их до автоматизма. Воспитатель создает такие условия, в которых воспитанник должен действовать и совершать те или иные поступки в соответствии с нормами и правилами поведения. Желаемый тип поведения можно сформировать, только привлекая воспитанников к активной целенаправленной деятельности.

Хороший результат дает метод поручений, с помощью которого воспитанников приучают к положительным поступкам, развивают у них необходимые качества. Поручения имеют разнообразный характер, например: накрыть и убрать стол, украсить к празднику игровую комнату, выучить стихотворение и т. п.

Метод поощрения – положительная оценка действий воспитанников. Поощрение закрепляет полезные навыки и привычки. Действие поощрения основано на возбуждении позитивных эмоций, именно поэтому оно вселяет в воспитанников уверенность, создает хороший настрой, повышает чувство ответственности.

Одобрение – простейший вид поощрения. Воспитатель может выразить свое одобрение по поводу поведения или работы воспитанников жестом, мимикой, положительной оценкой, доверием в виде поручения выполнить что-либо, одобрением перед остальными воспитанниками, педагогами или родителями.

В практике воспитания чаще всего употребляются вербальные виды оценки:

• прямая оценка – выражается в одобрении или порицании действия либо личностных качеств субъекта и адресуется непосредственно ему;

• косвенная оценка – выражается в одобрении либо порицании определенных моральных качеств и поступков оцениваемого через его непрямое соотношение с другим лицом;

• опосредованная оценка – выражается в оценивании действий и личностных качеств одного субъекта через прямую оценку другого субъекта;

• предвосхищающая оценка – выражается в одобрении предстоящих действий субъекта;

• отсутствие оценки как фактор отношения к деятельности и личности субъекта.

Главным условием формирования у детей способности к адекватной оценке своих действий является единство в оценке окружающих. Если оценка противоречива, ребенок обычно выбирает ту, которая лестна для него или в данный момент чем-то ему выгодна.

Принимая во внимание важную роль положительной оценки для различных сторон воспитательного процесса и зная механизмы ее воздействия на психику ребенка, необходимо целенаправленно использовать таковую для повышения результативности педагогической деятельности.

Стимулы в педагогическом процессе – специфические педагогические средства, способные выполнять побудительные функции по отношению к внутренним движущим силам развития ребенка.

соревнование – один из давнейшних методов стимулирования, основанный на присущем детям стремлении к соперничеству. Утверждение себя среди окружающих – врожденная потребность человека, реализуемая им путем соревнования с другими людьми. Результаты соревновательной деятельности прочно и на длительное время определяют и закрепляют статус личности в коллективе.

Метод наглядно-практического воздействия

Кроме вербальных оценок воспитатели могут использовать в своей практике специальные наглядные пособия, выполненные в различных вариантах, для работы с детьми среднего и старшего дошкольного возраста. В основу таких пособий положен метод соревнования. Рассмотрим примеры некоторых подобных пособий.

Кроме того, в карте перечислены имена детей, а для тех, кто еще не умеет читать, представлены индивидуальные эмблемы (значки-картинки). Каждому ребенку в соответствующую графу проставляют значок-оценку, свидетельствующий об успехе или неуспехе в освоении им конкретных действий.

При использовании представленных приемов стимулирования должны учитываться возрастные особенности детей, а также данные психологических исследований, касающихся проблемы оценки. Так, дошкольники оценивают успех и неуспех своей деятельности, переживая их. Неуспех, поражение отрицательно влияют на них и не стимулируют к проявлению настойчивости. Успех, удача, наоборот, оказывают подстегивающее воздействие и являются хорошим стимулом для преодоления трудностей в дальнейшем.

Желание быть лучшим в той или иной степени имеется у каждого. Мотивация детей не наказанием, а поощрением дает более эффективные результаты. Имея четкие представления о цели, дети стремятся к ее достижению. Главное, чтобы воспитатель конкретно определил им границы дозволенного, озвучил моральные принципы и правила. Как показывает опыт, в таком случае результат не заставляет себя ждать.

Все эти методы и приемы способствуют созданию условий для позитивной социализации личности, поддержки и развития детской инициативы, мотивации, способностей и познавательных интересов детей в различных видах деятельности.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

в рамках ФГОС ДО

Данный семинар-практикум является частью комплексной работы по перестройке учебно-воспитательного процесса по типу личностно-ориентированной модели взаимодействия с детьми. Он предназначен для оптимизации взаимодействия с воспитанниками, установлению эффективных контактов и актуализацию изменения педагогической позиции с субъект-объектных на субъект-субъектные отношения с детьми.

Цель: Повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах нетрадиционных форм взаимодействия с воспитанниками в соответствии с личностно-ориентированной моделью образовательного процесса.

- познакомить педагогов с особенностями взаимодействия с детьми в совместной деятельности

- познакомить педагогов с нетрадиционными методами педагогического воздействия на воспитанников

- закрепить на практике приемы привлечения и удержания внимания дошкольников в совместной деятельности

Во ФГОС ДО определено, что образовательная деятельность осуществляется в процессе организации различных видов детской деятельности, а также в ходе режимных моментов, в самостоятельной деятельности детей и во взаимодействии и с семьями воспитанников ДОУ. Образовательная деятельность дошкольной организации раскрывается в 3 аспектах.

Образовательный процесс должен строиться с учетом принципа интеграции 5 образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями развития воспитанников (слайд 2).

Залогом прогресса развития ребенка является его совместная деятельность со взрослыми во всех видах деятельности (слайд 3).

Есть ряд требований к совместной деятельности взрослых и детей (слайд 4).

В образовательном процессе взаимодействие педагога и детей осуществляется с помощью различных средств. К таким средствам, несомненно, относится оценка.

Оценка позволяет диагностировать, стимулировать и корректировать деятельность воспитанников.

Оценка является неотъемлемой частью образовательного процесса.

Педагогам нужно особое внимание уделять правильной оценке действий и поступков ребенка, т.к с амооценка ребенка, в первую очередь, зависит от взрослых.

Именно действий и поступков, но ни в коем случае не самой личности , так как дети, особенно в младшем дошкольном возрасте, склонны относить оценку своих результатов или результатов своей деятельности на себя в целом.

Так, дети среднего дошкольного возраста оценивают успехи или неуспех своей деятельности, переживая их. Неуспех, поражение отрицательно влияют на них и не стимулируют проявления настойчивости. А успех и удача, наоборот, оказывают подстегивающее действие. Поэтому негативную оценку детям среднего возраста лучше не использовать, а оценивать только успехи.

Для дошкольников старшего возраста успех является хорошим стимулом для преодоления трудностей в дальнейшем. С таршего дошкольника волнует оценка не только конкретных умений, но и себя как личности. Ребенок стремится к тому, чтобы оценки взрослого совпадали с его собственными.

У дошкольников 5 - 7лет проявляется обостренная чувствительность к мнению взрослого неуважительного к себе отношения; любое замечание может вызвать обиду. Поэтому в процессе оценивания главной точкой отсчета должны стать собственные достижения ребенка (равнение его с тем, каким он был еще совсем недавно; достижения сегодня по отношению к его результатам вчера). Нельзя резко подчеркивать, что ребенок еще чего-то не умеет, чтобы не отбить у него интереса к значимому для него занятию; важно внушить уверенность в своих силах и почувствовать свою значимость. Если взрослый постоянно делает замечания, критично оценивает подчеркивает неумение или неспособность ребенка в чем-либо, у него пропадает интерес к этому делу и он стремится избежать его (слайд 5).

Существует два вида оценок:

Упражнение 1.

Высказывания родителей и педагогов

Возможные варианты ответа

Упражнение 2 (слайд 11,12).

2. Невербальная оценка.

Кроме вербальных оценок, разрабатываются специальные наглядные пособия , позволяющие дошкольникам представить себе идеальный образец действия, т. е. его наглядную модель. Эти дидактические пособия выполняются в виде оценочных карт , где схематически изображены последовательности действий и требование к их качеству. Например, в оценочной карте "Умывание" зафиксированы следующие действия: закатывание рукавов, открывание крана и регулирование напора воды, смачивание мыла водой, намыливание рук, споласкивание и отжимание рук, разворачивание полотенца и вытирание рук, содержание в порядке личных принадлежностей (расческа, зубная щетка), мытье рук после посещения туалета. Их изображения понятны для дошкольников . Кроме этого в карте перечисляют имена воспитанников, а для нечитающих воспитанников представляют их индивидуальные значки-картинки. Каждому ребенку в соответствующую графу ставится значок оценивания, свидетельствующий об успехе или неуспехе в освоении им того либо иного действия.

Автор: Ромашова Лариса Анатольевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МАДОУ города Калининграда детский сад №132
Населённый пункт: Калининградская область
Наименование материала: Консультация для воспитателей
Тема: "Методы и приёмы стимулирования детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование

Консультация для воспитателей

отправляются в "путешествие по стране знаний", но, увы, ряды желающих

добраться до цели очень быстро редеют. Как сохранить интерес и желание

ребенка развиваться не только в раннем детстве, но и в отрочестве? Главная

роль в этом отводится воспитателям, на плечи которых помимо обязанности

понять и обучить детей ложится необходимость стимулирования их к какой-

либо деятельности, мотивации на достижение цели.

стимулирования. Многие из них воодушевленно отстаивают пользу бального

методы используются в педагогике, но только не в дошкольных организациях,

и даже не в первом классе начальной школы. Почему?

Во-первых, дети дошкольного возраста и шестилетки еще не понимают

воспринимают ее как отношение взрослого к себе, а не как результат своего

(необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка).

В-третьих, отрицательная отметка разрушает ситуацию успеха, снижает

безразличие к ее результатам.

И наконец, метод балльного оценивания совершенно не соответствует

принципу возрастной адекватности педагогических воздействий.

Таким образом, для того чтобы желание ребенка не уменьшилось, а,

наоборот, увеличилось, воспитателю нужно применять определенные методы

и приемы воздействия. Какие же именно?

На мотивацию дошкольника влияет множество психологических факторов.

группы: методы словесно-эмоционального воздействия и метод наглядно-

практического воздействия.

Методы словесно-эмоционального воздействия

Раньше в учебных пособиях методы этой группы имели более выразительное

название – «методы словесного воздействия, способствующие формированию

использовании приемов разъяснения, увещевания, упражнения, поручения,

поощрения, одобрения, похвалы и проч.

разъяснения

воздействие, ориентированное на данную конкретную группу или отдельную

о новых нравственных положениях, так или иначе повлиять на его сознание и

воспитанником педагогического воздействия. Незаметно проникая в психику,

Метод увещевания сочетает просьбу с разъяснением и внушением.

в возможность достижения высоких результатов. Опора на положительное,

даже в очень сложных ситуациях.

Метод упражнения – практический метод воспитания, суть которого

состоит в многократном исполнении требуемых действий, доведении их до

автоматизма. Воспитатель создает такие условия, в которых воспитанник

должен действовать и совершать те или иные поступки в соответствии с

во спит анников

а к т и в н о й

дает метод

необходимые качества. Поручения имеют разнообразный характер, например:

накрыть и убрать стол, украсить к празднику игровую комнату, выучить

стихотворение и т. п.

Метод поощрения – положительная оценка действий воспитанников.

Поощрение закрепляет полезные навыки и привычки. Действие поощрения

основано на возбуждении позитивных эмоций, именно поэтому оно вселяет

в воспитанников уверенность, создает хороший настрой, повышает чувство

выразить свое одобрение по поводу поведения или работы воспитанников

педагогами или родителями.

Похвала – словесная положительная оценка взрослого, направленная

прежде всего на действия и поступки ребенка. Педагоги должны правильно

пользоваться этим методом, поскольку дети склонны относить оценку своих

поступков или результатов своей деятельности к себе в целом. Оценивая

В практике воспитания чаще всего употребляются вербальные виды

оценка – выражается в одобрении или порицании действия

либо личностных качеств субъекта и адресуется непосредственно ему;

определенных моральных качеств и поступков оцениваемого через его

непрямое соотношение с другим лицом;

опосредованная

личностных качеств одного субъекта через прямую оценку другого

предвосхищающая

оценка – выражается в одобрении предстоящих

отсутствие оценки как фактор отношения к деятельности и личности

Можно выделить две функции педагогической оценки: ориентирующую и

Оценку как стимул широко применяют все педагоги («Умница моя, у тебя

реже, хотя педагогический эффект ее воздействия гораздо значительнее. В

оценивания, например: «Слава – культурный мальчик, потому что прикрывает

«Инна – заботливая девочка, не забыла, что, прежде чем одеться самой,

похвалить конкретного ребенка, но и помочь остальным ориентироваться в

правильности своих поступков.

Главным условием формирования у детей способности к адекватной

оценке своих действий является единство в оценке окружающих. Если

оценка противоречива, ребенок обычно выбирает ту, которая лестна для

него или в данный момент чем-то ему выгодна.

Принимая во внимание важную роль положительной оценки для различных

психику ребенка, необходимо целенаправленно использовать таковую для

повышения результативности педагогической деятельности.

Соревнование

основанный на присущем детям стремлении к соперничеству. Утверждение

себя среди окружающих – врожденная потребность человека, реализуемая им

деятельности прочно и на длительное время определяют и закрепляют статус

личности в коллективе.

Метод наглядно-практического воздействия

Кроме вербальных оценок воспитатели могут использовать в своей практике

специальные наглядные пособия, выполненные в различных вариантах, для

работы с детьми среднего и старшего дошкольного возраста. В основу таких

А4, сложенный пополам), на первой странице которой ребенок пишет свое

имя и рисует автопортрет. Последующие страницы озаглавлены по основным

Анализируя в течение дня действия и стремления детей, воспитатель ставит в

результат, сколько за старание и прогресс. Ребенок, собравший 10 печатей

Желание быть лучшим в той или иной степени имеется у каждого.

Мотивация детей не наказанием, а поощрением дает более эффективные

результаты. Имея четкие представления о цели, дети стремятся к ее

воспитатель

границы дозволенного, озвучил моральные принципы и правила. Как

показывает опыт, в таком случае результат не заставляет себя ждать.

приклеивается на шкафчики детей и классифицируется по временам года:

осенью – это корзина (банка), в которую в виде поощрения кладут осенние

игрушки; весной – ваза, заполняемая цветами; летом – ежик, на иголки

стараются собрать как можно больше наград.

По окончании определенного (заранее оговоренного) периода подводится

итог: дети самостоятельно или с помощью воспитателя могут сосчитать свои

наклейки. Также визуально легко оценить, чья корзина, ваза более заполнена

Читайте также: