Приемы городецкой росписи в детском саду

Обновлено: 04.07.2024

И побываем в городе Городце, который расположен на берегах реки Волга.

Это очень древний город-крепость.

Есть на Волге город древний

По прозванью Городец.

Славится на всю Россию

Своей росписью творец.

2.История возникновения росписи.

- Давным-давно на берегу Волги жил-был один мастер. Лучше всех он делал

разные изделия из дерева. И бала у него невеста, такая красавица, что ни в

сказке сказать, ни пером описать. Она тоже была большая рукодельница:

умела рисовать красивые цветы, волшебных птиц и чудо-коней. Попросил

тогда мастер свою невесту нарисовать на его работах красивые узоры.

Работали мастер и мастерица весело и с радостью и изделия у них получались очень красивые и весёлые. Люди с удовольствием их покупали для себя

и своих близких. Но вот нависла над городом беда. Подступили к городу вра-

ги. Решили враги город захватить, сжечь, а жителей и мастеров погубить.

Стали жители города думать, как спасти свой город, кого послать на под-

могу. Мастер был очень смелым и решительным. Он сел на своего коня,

который был такой быстрый, как ветер, и перелетел через стены города…

- Давайте подумаем, что же было дальше?

(дети вместе с воспитателем придумывают конец сказки)

-Молодцы, интересная сказка у нас с вами получилась.

3.Рассматривание образцов Городецкой росписи.

-Давайте теперь рассмотрим изделия и узоры городецкой росписи.

Вот какие красивые цветы рисуют городецкие мастера.

Маленькие цветы – бутоны, цветы с длинными лепестками – ромашки,

большие – розан, а с пуговкой и лепесточками- купавка. Вокруг очень мно-

го листьев и точек.

Городецкие цветы

Чудо, как хороши.

Они душу веселят

И на нас с тобой глядят.

- Какими же красками пользуются мастера?

- Где же рисуют свои красивые росписи мастера?

(мебель, детские игрушки, посуда, сундуки, шкатулки, хлебницы…)

- Из какого материала сделаны все эти предметы?

Из липы доски сделаны, и прялки, и лошадки.

Цветами разрисованы как будто полушалки.

Там лихо скачут всадники, жар-птицы ввысь летят,

И точки чёрно-белые на солнышке блестят.

-Сейчас Городецкие мастера тоже продолжают удивлять весь мир своей росписью и дарят нам изделия необычной красоты.

Программное содержание. Продолжать знакомить детей с городецкой росписью. Развивать художественный вкус. Учить приемам городецкой росписи, закреплять умение рисовать кистью и красками.

Цель: создание условий для ознакомления детей с городецкой росписью.

Познакомить с характерными особенностями городецкой росписи.

Учить приемам городецкой росписи, закреплять умение рисовать кистью и красками. Формировать умение детей составлять узор из нескольких элементов городецкой росписи : в середине большой розан, по бокам по одному бутону и листья, изображать гирлянду в указанной последовательности (от центра к краям, сочетать в окраске бутонов два близких цвета (розовый с красным или голубой с синим).

Формировать умение смешивать краски для получения розового и голубого цветов

Развивать художественный вкус, самостоятельность и творческую фантазию.

Воспитывать любовь к искусству, народным промыслам, уважение к труду городецких мастеров, интерес к их работе.

Ход НОД.

1. Мотивационно-побудительный этап.

Нарисуем мы цветы,

Что бы ожили цветы,

Нарисуй оживку ты.

Да добавь еще листочки

Ведь без листьев нет цветочка.

Вот тогда-то Городец

Ты не спутаешь вовек.

- Ребята, вы догадались, о каком декоративно – прикладном искусстве говорится в стихотворении?

(Городецкая роспись).

- Кто знаком с городецкой росписью?

- А вы хотели бы узнать, откуда появились эти предметы? (Обращаю внимание детей к фотовыставке изделий народного промысла г. Городца).

2. Организационно-поисковый этап.

Рассматривание фотовыставки изделий городецких мастеров с элементами беседы и рассказа воспитателя о Городецкой росписи.

- В России много лесов, и поэтому в разных местах страны делают красивые вещи из дерева. Сегодня мы рассмотрим деревянные изделия с росписью, которые изготавливают в городе Городце. На берегу Волги стоит славный и древний город Городец. Жители этого города и окрестных селений славились как умелые плотники, резчики по дереву. Леса давали дешевый и разнообразный материал, из которого делали все. Начиная роспись с прялок, городецкие мастера потихоньку стали оттачивать своё приобретённое мастерство на посуде, лукошках, игрушках для детей, коробах, даже на домах и кораблях. В домах появились ни на что не похожие пышные букеты, вороные кони, диковинные птицы. Вот и мы с вами станем такими мастерами и украсим цветочной гирляндой посуду (форму, заранее подготовленного шаблона посуды дети выбирают самостоятельно, по своему желанию: бокал, чаша, сахарница, ваза).

Показ образца городецкой росписи (определение элементов, составляющих узор, его колорит). Работа на ковре.

Дидактическая задача: закреплять умение детей составлять Городецкие узоры, узнавать элементы росписи, запомнить порядок выполнения узора, развивать воображение, умение использовать полученные знания для составления композиции.

- Сейчас мы станем настоящими городецкими мастерами!

- Ребята, вы выбрали силуэт посуды. Посмотрите на неё. Какая она? Что бы вам хотелось сделать? (Украсить её). Какие элементы вы бы выбрали для своей посуды? Как вы украсили её?

( Уточнение порядка работы: в середине большой розан, по бокам по одному бутону и листья. Дети выбирают вырезанные элементы городецкой росписи и украшают посуду).

- Вы молодцы, у нас получился прекрасный набор посуды мастеров городецкой росписи.

Городецкие узоры хороши! – (сжимают пальчики в ладошке)

Погляжу я на картинки, - (Показывают ладошки)

Улыбаюсь от души! – (Самомассаж уголков губ)

Розовые, жёлтые, синие, зелёные, - (Прищипывают большой и указательный пальчик на правой и левой руке)

Распустились розаны - (Раскрыли ладошки)

На доске берёзовой. – (Сложили ладошки тыльной стороной)

А купавки нежные – (Нажимают поочередно на серединку ладошки)

Кажется, качаются, - (Раскачивают ручками)

А бутоны толстые распускаются!. – (Показывают раскрывающийся бутон).

Продуктивная деятельность: рисование.

- Сначала готовят цветной фон (часто желтый, т. к. раньше окрашивали дерево луковой шелухой, на него наносят главные фигуры в виде крупных цветовых пятен.

Городецкие цветы отличаются разнообразием по цвету и форме. Цветы в городецкой росписи — символ здоровья и процветания.

Розан отражает главные признаки цветка, т. е. имеет лепестки и ярко выраженный центр. Силуэт в форме круга. По размеру может быть больше купавки. Центр цветка рисуют в середине. Розан в росписи Городца окружен скобками — лепестками одного размера, цвет которых совпадает с цветом середины.

Городецкие листья очень разнообразны по форме, размеру и расцветке. Они почти всегда расположены группами из пяти, трех или двух листьев. Листья всегда широки, округлы и растопырены.

В заключении делают оживку на бутонах и листьях белым цветом.

(Индивидуальная помощь и пояснение в процессе изобразительной деятельности).

- Посмотрите на ваши краски. Все ли необходимые краски есть в ваших палитрах? Каких цветов не хватает? (розовых и голубых). Что же нам делать? А кто знает, как нам из тех красок, что есть, получить розовый или голубой цвета? Какие краски нужно смешать, чтобы получить розовый? А как получить голубой?

Конь меня в дорогу ждет, (Руки за спиной сцеплены в замок).

Бьет копытом у ворот, (ритмичные и поочередные поднимания согнутых в коленях ног).

На ветру играет гривой

Пышной, сказочно красивой. (Покачивания головой, затем наклоны в стороны)

Быстро я в седло вскочу,

Не поеду – полечу (Подскоки на месте).

Цок-цок-цок (Руки полусогнуты в локтях перед собой).

Там, за дальнею рекой,

Помашу тебе рукой. (Подскоки на месте).

В конце рассмотреть все получившиеся гирлянды, выделить самые аккуратные, плотные.

3. Рефлексивно-коррегирующий этап.

Рисовали мы цветы,

Рисовали дружно мы,

Вот и ожили цветы!

- Скажите, дети, чем мы сегодня с вами занимались? Вам было интересно? Что удалось? В чём возникли трудности?

- Какие элементы росписи использовали? (Розан, бутон, листья).

- Какие краски использовали? (зеленая, голубая, красная, розовая, синяя).

- Ребята, вы молодцы, очень старались.

Оформление выставки юных мастеров городецкой росписи.

Прикреплённые файлы:

Роспись, которая сейчас называется городецкой, родилась в Поволжье на берегах чистой и светлой речушки Узолы. Там крестьяне нескольких деревень расписывали прялки и отвозили продавать свои изделия на нижегородскую ярмарку. Поэтому и роспись сперва называлась нижегородской. Точнее, еще до появления этой росписи прялки украшались резьбой. Со временем резьбу стали слегка подкрашивать — для большей нарядности, а позже резьба на прялках была полностью вытеснена росписью.

Никогда ни с чем не спутаешь радостных красок городецкой росписи, ее вороных коней с поджатой крючком ногой и лебединой шеей, ее птиц с диковинными хвостами в виде крыла бабочки. Кони всегда изображаются в профиль, а люди — только анфас. И все это - в окружении роскошных цветочных гирлянд.

Городецкая роспись символична. Конь в ней - символ богатства, птица - символ счастья, а цветы - здоровья и процветания в делах.

Сюжетами старинной городецкой росписи были всадники на конях, барышни в кринолинах, свадьбы, застолья, чаепития и другие торжественные сцены из жизни горожан. Но оттого что изображалось все это крестьянскими художниками, создался чрезвычайно своеобразный стиль росписи, в котором помпезность и вычурность городских элементов наивно перемешаны с простодушием и искренностью, свойственными простому народу.

В этом пособии я расскажу вам об элементах, сюжетах и приемах городецкой росписи. Это будут самые простые, азбучные истины, но их надо хорошо усвоить и не нарушать, когда приступите к росписи.

↑ Какие материалы и инструменты понадобятся

Городецкая роспись, как уже упоминалось, — это роспись по дереву. Но мы с вами начнем учиться рисовать городецкие элементы на бумаге. Впоследствии, когда вы овладеете простейшими приемами городецкой росписи, будет рассказано, как подготовить деревянные поверхности под роспись, как их расписывать и покрывать лаком.

Ну, а теперь запаситесь бумагой, краской и кистями.

БУМАГА нужна белая из альбома по рисованию, ватман или полуватман. Для первых тренировок в росписи можно взять бумагу и похуже: потом ведь вы все равно выбросите неудачные рисунки, а удачные старательно перерисуете в альбом с хорошей бумагой.

КРАСКИ. Городецкие мастера пишут свои работы масляными красками. А мы с вами будем выполнять роспись гуашью.

Из школьного набора гуаши (12 цветов) возьмите всего восемь красок: черную, белую, алую, краплак (вишневую), кобальт синий светлый (ярко-голубую), а также желтую, окись хрома (темно-зеленую) и охру красную.

Первыми пятью красками вы будете пользоваться прямо из баночек, а три последние для городецкой росписи не годятся, их нужно будет намешать друг с другом, чтобы получить гамму красок, напоминающую городецкую. Подробно об этом рассказано дальше. Кстати, необходима еще одна краска — киноварь. Это краска ярко-красного цвета, но в наборе гуашевых красок ее не бывает. Хотя эта краска дорогая, без нее не сделать хорошей росписи, поэтому вам придется ее купить в художественном салоне.

КИСТИ. Для росписи желательно иметь хотя бы три кисти: беличью художественную (N2 или N3), колонковую художественную (N1 или N2) и флейц (N2 или N3) — эта плоская кисточка из мягкого волоса используется для подмалевка, наведения рамок и т.п.

↑ О намешивании красок для городецкой росписи

Проследите, чтобы при намешивании этих разбелов кисти, краски и баночки были совершенно чистыми, тогда и разбелы получатся яркими, чистыми, светоносными. Очень часто случается, что при намешивании розового разбела к белой краске, добавляют не алую, а краплак, и тогда разбел нежно розового цвета не получается, а выходит синюшная краска, которой прилично рисовать разве что утопленника. Но поскольку мы этого делать не собираемся, то неудачный разбел придется выбросить и намешать новый, уже с добавлением алой (а лучше, как я говорила, киновари).

Теперь, если разбелы ваши получились хорошими, закройте их плотно крышками и поставьте в свой набор гуаши. Вы будете ими пользоваться постоянно.

Эти три краски я выделила в особую группу, потому что они в росписи не используются, но из них намешиваются новые оттенки красок, характерные для Городецкой росписи. Я расскажу, пока что только об одной, которая получается смешиванием этих трех красок. Итак, опять берем пустую баночку из-под гуаши. Кладем в нее пол-ложки желтой гуаши, добавляем капельку красной охры и немного окиси хрома (темно-зеленой краски); перемешиваем, пробуем на листке бумаги — должна получиться краска тепло-зеленого болотного оттенка. Это и есть городецкая зеленая краска. Краска должна быть сметанообразной. Закройте баночку плотной крышкой и следите, чтобы она не пересыхала. Если она станет гуще, чем вам нужно, подливайте в нее понемногу воды. Поставьте баночку с этой краской в ваш набор. Так же, как и разбелы, она будет необходима вам в работе.

Еще одно замечание. Понятно, что у всех, кто станет намешивать краску, получатся очень различающиеся оттенки городецкой зеленой, поэтому, изменяя количество составляющих красок, получите тот оттенок городецкой зеленой, который больше всего нравится вам. Это будет ваша городецкая зеленая. И все-таки есть общий для всех совет: желтой берите побольше, а зеленой — поменьше, от этого городецкая зеленая будет легче, воздушней, и на ней будут хорошо смотреться черные оживки. Если уж вы намешали краску темноватую, то оживки на ней могут быть и желтыми.

↑ Подмалевок и оживки

Городецкая роспись выполняется в два этапа: подмалевок и оживки. А цветы — в три этапа.

Для подмалевка используются широкие плоские кисти — флейцы. Флейц обмакивают в краску и закрашивают сразу все фигуры расписываемого изделия (обычно в 5-6 цветов).

Например, все кони целиком закрашиваются черной краской, кроме сбруи, окрашиваемой киноварью. Также черной краской закрашивают туловища птиц, краплаком — хвосты птиц, голубым и розовым — подмалевки цветов, а зеленым — крылья птиц и листья.

Выполнение подмалевка — простой малярный прием, он доступен даже пятилетним детям. По существу, такими же движениями кисти, какими выполняется подмалевок, мы красим рамы и полы у себя дома. Тут главное размазывать краски тонким ровным слоем, чтобы нигде не было ни пробелов, ни наплывов краски. Для этого и используют широкие кисти.

Когда выполнен подмалевок всего изделия, начинается второй этап — оживки. Оживки делаются белой краской. Но для оживок нужны уже и другие кисти, и другие приемы росписи.

Вот уж золотые слова! В меру должно быть оживок, тогда только они сказочно красивы, а переборщишь — и вся прелесть работы исчезнет, словно снегом залепит. И заметьте, что цвета подмалевков автор росписи иногда может изменять, а вот оживки всегда делаются одни и те же, потому что существует некий канон, нерушимое правило, как делать оживки на конях, как на цветах и только на туловищах птиц с оживками можно слегка повольничать.

Осталось рассказать, что, когда мы делаем оживки, белые мазки бывают нескольких видов. Это дуги, капельки, штрихи и точки. Как они выполняются, будет подробно рассказано позже. Главное, запомните, что, делая оживки, кисть надо держать в руке отвесно и касаться изделия самым тонким кончиком кисти, чтобы мазки получались аккуратные, изящные и упругие: от оживок зависит вся красота городецкой работы.

Теперь, когда мы познакомились с тем, что изображается в городецкой росписи, и с помощью каких красок и кистей это можно выполнить, поговорим подробно о различных элементах этой росписи. И начинайте уже сами (одновременно с чтением текста) изображать на бумаге все, о чем будет рассказано в последующих главах.

↑ Птица — символ семейного счастья

Городецкая роспись происходит от иконы, и, так же, как в иконе, в ней много символичного. Птица является символом семейного счастья.

Не знаю, правильно ли разгадан мною замысел наших простодушно-мудрых предков в отношении птицы, но вас я просто призываю уважать традицию и рисовать птиц таких, какими их рисовали тысячи художников до вас.

Птица в городецкой росписи имеет острохарактерный силуэт: у нее гибкая линия шеи и груди (синусоида), хвост — в виде крыла бабочки, нитевидные клюв и ноги. Традиционна такая расцветка птицы: туловище — черное, хвост — вишневый (краплак), крыло зеленое.

Два из этих трех цветов имеются в наборе гуашевых красок: черный и краплак, а городецкая зеленая — намешивается.

Городецкие птицы изображаются в два этапа: сначала тремя красками кистью делают подмалевок — это туловище, крыло и хвост птицы, а потом на нем рисуют белой краской оживки.

На рисунке 1 показаны наиболее характерные варианты оживки городецкой птицы. Оживки делаются на птице белой краской — с помощью тонкой художественной кисти. Здесь вы можете использовать весь арсенал городецких оживок: и дуги, и штрихи, и капельки, и точки.

Штрихи бывают очень разными по длине и ширине, а выполняются они так: кисть держат в пальцах отвесно и, едва касаясь бумаги концом кисти, проводят линию тонкую в начале и конце с большим или меньшим нажимом посередине. Штрихами сделаны оживки на крыле и хвосте птицы, на шее и внизу животика.

Капельки делаются методом примакивания, известным современным детям еще с детского сада, где их учат этому приему. Делаются капельки так: боком кончика художественной кисти (с белой краской) легко и плавно
прикасаются к бумаге, на которой при этом остается след в виде капли.

Как ставятся точки, проще понять, чем объяснить.

Советую начать рисовать птицу традиционной расцветки. Позже вы, конечно, перепробуете и другие варианты раскраски Городецких птиц. И все-таки сами со временем придете к выводу, что сочетание, которое я назвала традиционным, — самое удачное из всех.

↑ Конь в городецкой росписи — символ богатства

А вот в старину, те крестьяне, у кого лошади не было, были самые бедные на селе люди: ни землю в поле вспахать, ни сена коровушке привезти, ни на базар поехать что-то из своего урожая продать, ни врача больному доставить.

Словом, плохо в хозяйстве без лошади было. И настолько конь был значителен в жизни сельских жителей, что в крестьянской росписи он стал символом богатства.

Городецкий конь бывает только черного цвета. Это тоже традиция. И пошла она от того далекого времени, когда еще городецкие прялки украшались не росписью, а резьбой. Тогда конь, вырезанный из черного (мореного) дуба, врезался заподлицо в светлое донце городецкой прялки. Работа эта была тяжелая, так как дуб — очень твердое дерево. Поэтому со временем мастера, делавшие прялки, стали просто закрашивать коня на прялке черной краской, тем самым имитируя свою работу под инкрустацию мореным дубом. Это было дешевле. Прялки-то делали на продажу.

А потом стали подкрашивать и другие детали прялки и постепенно дорогостоящая резьба была заменена раскрашиванием (росписью).

С тех пор конь в городецкой росписи всегда черный.

Городецкий конь, так же как и птица, острохарактерен по форме и цвету. Весь конь — черный с белыми оживками, седло и сбруя — красные. У коня гибкая линия шеи и груди (и, заметьте, точно такая же, как у птицы!), округлый круп, пышный хвост и очень тонкие ноги. Причем, тонкие они только ниже колен.

Одна задняя нога крючком подогнута под животом, а одна передняя — круто согнута в коленке перед грудью.

Городецкие мастера коня пишут в два этапа: подмалевок и оживки. Вам я советую вначале нанести контур коня, затем закрасить седло и сбрую красной краской (рис. 2а), потом — коня — черной (рис. 2б), а затем белой краской сделать оживки с помощью точек, штрихов, капелек (рис. 2в).

Городецкие кони бывают двух видов, они отличаются только гривами, во всем прочем они всегда одинаковы, кроме мелких незначительных деталей.

↑ Цветы — символ здоровья

Цветы являются непременной частью любой городецкой работы.

Для хорошего овладения городецкой росписью достаточно уметь рисовать всего четыре цветка. Впоследствии будет рассказано особо еще об одном цветке, самом красивом, но без которого прекрасно можно обойтись, не в ущерб качеству росписи.

Итак, поучимся сперва изображать всего четыре цветка. Они рисуются в три этапа:

  • подмалевок;
  • наведение лепестков;
  • оживки.

Итак, приготовьте бумагу, карандаш, одну художественную кисть и пока лишь одну краску из набора гуаши — краплак. И с Богом!

Нарисуем карандашом на листе бумаги в ряд четыре кружочка: первый — поменьше, остальные одинаковые (см. рис. 3).

С помощью кисти и вишневой краски (краплак) нарисуем в каждом из этих кружочков круглое цветное пятно; на двух первых — сбоку, а на двух других — посередине (рис. 3). Давайте для удобства в дальнейшем называть это пятнышко носиком. Теперь дорисуем эти четыре цветка той же краской (краплак).

На первом кружочке рисуем дугу. Для этого, держа кисть в пальцах отвесно (перпендикулярно листу бумаги), начинаем наводить дугу вначале лишь слегка прикасаясь к бумаге кончиком кисти, потом делаем сильный нажим на кисть (при этом кисть оставляет широкий плавный след) и завершаем дугу опять тонкой линией. Получается красивая дуга в форме молодого месяца (рис. 3а).

На втором кружочке рисуем такую же дугу, но теперь не по краю, а внутри кружочка. А по краю его — округлые лепестки по форме в точности такие же, как и дуга, только меньшего размера. Получился цветок чем-то напоминающий розу (рис.3б).

На третьем круге лепестки нарисуем по краю окружности (рис. 3в).

На четвертом круге дорисовываем капельки методом примакивания. Они располагаются по радиусу вокруг носика, нарисованного в центре (рис. 3г).

Вот теперь сравните свои цветочки с теми, что на рисунке. И если они похожи, поздравляю вас от всего сердца: вы справились едва ли не с самой сложной частью городецкой росписи!

Если получились цветы не очень хорошие, потренируйтесь, пока не научитесь рисовать их с легкостью.

Следите, чтобы все дуги были округлы и выпуклы, как надутые ветром паруса, чтобы носики у третьего и четвертого цветков были достаточно крупные (не меньше, чем в 1/3 диаметра круга, в котором они размещены).

Теперь договоримся о терминологии. Удобнее будет дать название этим четырем цветкам:

  • бутон (рис. 3а);
  • роза (рис. 3б);
  • розан (рис. 3в);
  • ромашка (рис. 3г).

Второй этап (наведение лепестков) мы уже, я надеюсь, освоили, а теперь начнем с первого этапа (подмалевка).

Поговорим о том, какого цвета будут цветы, которые мы научились рисовать.

Пока мы будем все цветы рисовать только розовыми и голубыми. Розовых цветков в росписи много, а голубых — мало. Их может быть не больше одной четверти от общего количества цветков, или еще меньше, или даже вовсе может не быть в городецкой росписи. Но об этом будет рассказано во второй части этого пособия.

Так вот что интересно: городецкие цветы всегда рисуются на цветных кружочках. Когда начинают расписывать работу, вначале рисуют только цветные кружочки (это, собственно, и есть подмалевок). Почему же так? Неужели без кружочков не могли бы сделать городецкую роспись даже большие мастера?

Смогли бы, конечно. Но такова традиция.

Видите, до чего простодушна и бесхитростна эта крестьянская роспись, что в ней не делается никакого секрета из способа рисования их роскошных цветков и даже на работах прославленных мастеров Городца эти четыре цветка всегда рисуют на цветных кружочках. Вот оказывается, чтобы создавать немыслимо пышные и красивые городецкие композиции, достаточно уметь изображать всего четыре цветка, о которых здесь рассказано, а впечатление об огромном количестве этих цветков создается только благодаря их окраске — красные, розовые, голубые, синие, охристые, коричневые, вишневые и даже черные.

Не бывают цветы только оранжевыми, желтыми и фиолетовыми.

Итак, снова рисуем те же четыре кружочка, с которых мы начинали учиться изображать городецкие цветы.

Любой из четырех кружков закрасим голубым разбелом, а остальные три — розовым разбелом.

Теперь на этих подмалевках нарисуем те же цветы, что и на рисунке 3.

Советую эти цветы очень старательно зарисовать в своем альбоме — они войдут в ваш атлас городецких элементов. Обратите внимание на то, что на голубом кружочке лепестки и носик цветка наводим кобальтом синим, а розовые подмалевки расписываем красной краской.

Вот так же и вы будете расписывать: ярко-синим по голубому и красным по розовому.

Теперь перейдем к третьему этапу: осталось на цветах сделать оживки. Оживки на цветах делают белой краской с помощью художественной кисточки N2 и N3.

Кончик кисти осторожно обмакивают в белую гуашь и украшают цветки точками и упругими штрихами.

Первым делом ставят белую точку в центре всех носиков, потом окантовывают точками носики у розанов и ромашек, а носики бутона и розы обводят белой дугой (как рисуется такая дуга, уже объяснялось).

Все! Цветы мы научились писать! Мой вам совет — делать оживки на цветах только такие, какие указаны на рисунке.

Это — традиция. А традицию надо уважать.

↑ Листья

Городецкие цветы всегда окружены множеством листьев. Городецкий листок прост и незатейлив по форме: контуром он напоминает семечко тыквы, но эффектность роскошных городецких гирлянд во многом зависит именно от листочков.

Листья закрашивают городецкой зеленой краской.

Рекомендую потренироваться в написании этого важного элемента.

Все листочки с одного бока дугообразные, это — принципиально важная деталь, потому что оживки на листьях проводят черной дугой именно по этому краю листа. Следите за тем, чтобы листочки ни в коем случае не были извилистыми. Они всегда широки, округлы и упруго растопырены.

Вот теперь, когда, надеюсь, у вас получился правильный контур листка, закрасьте его городецкой зеленой краской, это — подмалевок листа. Листья изображаются в два приема: первый — подмалевок, второй — оживки. Оживки договоримся делать пока только черной краской. Тонкой художественной кистью (N1) черной гуашью сделайте дугообразные оживки на листьях.

Рассмотрите на рис. 5 композиции из листьев и нарисуйте их вместе с оживками в свой альбом.

↑ Элементы городецкой росписи

Городецкие цветы и листья

Чтобы создавать красивые городецкие композиции, достаточно научиться рисовать всего четыре цветка, изображенные на этой странице.

Последовательность изображения коня

Последовательность изображения птицы

Птица в городской росписи — символ счастья. У неё толстый животик, нитевидные ножки и клюв, и пышный хвост в виде крыла бабочки.

Цветы — символ здоровья и процветания в делах. Самая распространенная композиция из цветов и листьев. Вам предлагается раскрасить эти две гирлянды самостоятельно.

Композиция с птицей

Не забывайте, что цветы непременно рисуют на цветных кружочках

Закончив роспись, работу непременно надо обвести красной рамкой.

Композиции на круге (с гирляндой и одной розой)

Триада — очень эффектная композиция. Она хорошо компонуется на круглых и квадратных форматах: (тарелки, сиденья табуретов, стульев)

Полоса — используется для росписи длинных, узких изделий (карнизы, вешалки, полочки, скалки и пр.)

Композиция из трех цветов

Композиция с тремя цветками

Композиция с двумя цветками

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект НОД по рисованию в старшей группе на тему

Вид НОД - рисование.

Возрастная группа - старшая группа, 6-й год жизни.

Программное содержание :

Образовательные задачи : познакомить с городецкой росписью, учить узнавать и называть основные элементы росписи (бутон, листья, розан, купавка, ромашка), учить выполнять узор из ромашек и листьев, закрепить приемы работы кистью (концом кисти, всем ворсом).

Развивающие задачи : развивать художественный вкус, чувство цвета, умение любоваться предметами народного творчества, мелкую моторику, координацию движений, глазомер; Пополнять словарный запас (Городецкая роспись, подмалевок, оттеневка, оживка, бутон, розан, купавка, ромашка).

Воспитательные задачи : воспитывать интерес к народным мастерам и народному творчеству.

Методы и приемы :

Наглядные - Рассматривание выставки изделий с городецкой росписью, иллюстраций и образца воспитателя, показ воспитателя.

Практические - Прорисовка листика и ромашки, прикладывание кисти к бумаге, самостоятельная деятельность детей.

Здоровьесберегающие (игровые) - пальчиковая гимнастика, физминутка.

Словарная работа : Городецкая роспись, подмалевок, оттеневка, оживка, бутон, розан, купавка, ромашка.

Оборудование:

Демонстрационный материал - выставка изделий с городецкой росписью (доска, солонка, тарелка, закладка для книг, иллюстрации), образец воспитателя, бумага, кисти, краски гуашевые для частичного показа.

Раздаточный материал - бумаг формата А4, гуашь, кисти (белка №2), клеенки, стаканчики с водой, ватные палочки, полоски бумаги в форме закладок, салфетки.

Предварительная работа:

Предварительная работа воспитателя - подбор стихотворений, иллюстраций, изделий декоративно-прикладного искусства с городецкой росписью, изготовление образца.

Предварительная работа с детьми - Рассматривание изделий декоративно-прикладного искусства, знакомство с легендой Городецкой росписи.

Длительность - 25 минут.

Вводная часть:

В начале занятия дети стоят полукругом около воспитателя.

Воспитатель : Сегодня мы с вами побываем на выставке, где познакомимся с изделиями городецких мастеров. Давайте внимательно рассмотрим эти предметы, их прислали на нашу выставку мастера городецкой фабрики.

Звучит русская народная мелодия.

Основная часть:

Воспитатель : я расскажу вам об истории промысла.

Наша страна Россия богата народными умельцами. На берегу Волги, раскинулся древний город Городец – древнейший русский город – крепость. Много-много лет назад в городе возник промысел. Умельцы-мастера делали из дерева все: от детских игрушек до предметов мебели. Все эти деревянные изделия мастера украшали нарядными, яркими узорами. Отсюда и название Городецкая роспись.

Утонул в лесах зеленых

Город – сказка – Городец

В нем открыт для всех друзей

Тут и блюда расписные

Что известны в целом мире

Поставцы и сундучки

Коромысла с ведрами,

Доски яркие, цветные

И солонки расписные.

Я всегда, признаться, рада

Съездить в город Городец.

Там в цехах фабричных чистых

Трудится народ – творец.

Розы, травки и купавы

Вырастают из-под рук

Взглянешь – и полюбишь сразу

И изделия, и краски

Словно взятые из сказки.

Оригинальны изделия мастеров Городца: прялки, лубяные короба, детская мебель, игрушки, декоративные панно. Традиционная Городецкая роспись изображает различные жанровые сцены из жизни горожан: чаепитие, застолье, гулянье, гарцующих коней и всадников, птиц с распущенными хвостами. Бытовые картины дополняются пышными яркими цветами и ветками. Элементы в росписи – розан, ромашка, купавка, бутон, глазки, дужки.

Воспитатель: Понравилась вам наша выставка?

Воспитатель : Давайте присядем на свои места, и вы расскажете, чем вам понравилась выставка?

Дети занимают свои места за столами, которые расставлены так, чтобы видна была выставка. Рассматривание иллюстраций.

Повторение детьми названий (Городец, Городецкая роспись, оживка, подмалевок, бутон, розан, купавка, листья, ромашка).

Воспитатель : Так чем вам понравилась выставка?

Дети: Яркие краски, цветы, кони красивые, как в сказке.

Воспитатель : Из какого материала все эти изделия?

Дети: Из дерева.

Воспитатель : Да, городецкая роспись выполняется только по дереву. Давайте рассмотрим внимательно, из каких элементов состоит эта роспись – розан, ромашка, купавка, бутон, листик. Ромашку узнать легко, у нее много тонких лепестков. У купавки центр смещен. Яркие красные, розовые, синие, голубые, зеленые краски резко выделяются на золотистом или другом цветном поле изделия, придавая ему радостный, праздничный вид.

Воспитатель : Какие краски используют мастера?

Дети : розовую, красную, голубую, зеленую, белую, черную, оранжевую.

Воспитатель : Вот, посмотрите, какую красивую закладку для книг мы изготовим сегодня своими руками. На ней растительный узор из листьев и ромашки.

Рассматривание образца воспитателя.

Воспитатель: Давайте теперь поможем нашим пальчикам подготовиться к рисованию.

На двери висит замок,

Кто его открыть бы мог?

Покрутили ( выполнить упражнение для рук).

И открыли (подуть).

Воспитатель: Присаживайтесь, посмотрите внимательно, как мы будем рисовать листики и ромашку.

Показ воспитателя.

Воспитатель: Обратите внимание, что величина листьев в узоре разная. Ребята, как вы думаете, какими приемами следует рисовать крупные листья и какими мелкие? У крупных листьев рисуется контур и закрашивается. А маленькие листочки можно изобразить боковым мазким кисти.

А теперь посмотрите, в какой последовательности мы рисуем ромашку:

1. Смешивание красок для получения нужного цвета.

2. Рисования основы – круга .

3. Рисования серединки белым цветом способом тычка.

4. Рисования лепестков способом бокового мазка (примакивания) при расположении кисти от центра к краю круга.

Вы помните, как сделать розовую, голубую и оранжевую краски?

Дети : Для получения голубого цвета нужно на палитре смешать синюю и белую гуашь, а для получения розового – красную и белую, для получения оранжевого - желтую и красную.

Воспитатель : Сначала давайте потренируемся рисовать листики и ромашку на отдельном листе бумаги, а потом на закладке.

Самостоятельная работа детей. Индивидуальная работа воспитателя.

Звучит русская народная мелодия.

Воспитатель: Ребята, давайте подождем, пока наши работы подсохнут, чтобы нанести ромашку и оживку, и разомнем наши пальчики.

Дождик, дождик веселей

Капай, капай, воду лей

На листок, на цветок

На дорожку, на лужок

Тучка в небе синяя

Самостоятельная работа детей. Индивидуальная работа воспитателя

о время занятия обращает внимание на тех детей у кого не получается. Подбадривает. Помогает.). Звучит русская народная мелодия.

Заключительная часть

Воспитатель : Ребята, где мы сегодня с вами побывали?

Дети : На выставке мастеров городецкой росписи.

Воспитатель : Давайте вспомним, что нового мы с вами узнали на занятии?

Дети: Мы узнали, что есть такой знаменитый город Городец. А знаменит он изделиями из дерева, которые всегда пригодятся в хозяйстве – это доски, шкатулки, коромысла, ведра, солонки и другое. Рассмотрели, какие узоры бывают на изделиях, узнали, как они называются и как их правильно рисовать. А потом мы сами превратились в мастеров.

Воспитатель : Чему мы научились?

Дети: рисовать узоры из листиков и ромашки. Узнали, из чего состоят узоры городецкой росписи (подмалевок, оттеневка, оживка, бутон, розан, ромашка, листья).

Воспитатель : Что вам понравилось на занятии?

Воспитатель : Вы сегодня очень хорошо поработали, посмотрите, какие красивые закладки мы с вами расписали! Вам нравится?

Поощрение детей. Рассматривание готовых работ.

Воспитатель : А какие работы нравятся больше всего? Почему?

Дети : Пети, Коли, Ани! Потому что закладки аккуратные, красивые, яркие.

Воспитатель : Давайте повесим все наши работы на выставку, а когда ваши папы и мамы придут к нам в гости, тоже полюбуются ими.

1. Учить детей расписывать шаблон по мотивам городецкой росписи.

2. Учить выделять декоративные элементы росписи, их композиционное расположение, колорит.

3. Развивать у детей интерес к народному декоративно-прикладному искусству. Развивать чувство ритма, цвета, композиции.

4. Закрепить знания детей о характерных особенностях разных видов росписи.

Материалы: украинская керамика, гуашь, бумага, салфетка (на каждого ребенка), банка с водой.

Ход образовательной деятельности

– Ребята, сегодня у нас занятие по декоративному рисованию. Декоративное рисование – это украшение различными орнаментами предметов быта, т. е. украшение посуды, шкатулок, предметов мебели. Орнаменты, которые мастера используют для росписи своих изделий, бывают самые разные. Посмотрите, какую красивую выставку изделий я сделала для вас. Полюбуйтесь на эти чудесные красочные яркие узоры.

– Ребята, вспомните и назовите, какие росписи вы знаете. (хохломская, гжельская, городецкая). Ребята, а из чего сделаны эти предметы и какой росписью они расписаны? (Эти предметы сделаны из дерева, а расписаны городецкой росписью)

–Сегодня мы поближе познакомимся с городецкой росписью. (Слайд 2). Городецкая роспись по дереву – знаменитый народный промысел Нижегородского края. И название роспись получила от города Городец. (Слайд 3). Городецкие мастера изготовляли из дерева различные предметы: солонки, коробки, шкатулки, разделочные доски, другие предметы быта. (Слайд4). Роспись, которая зародилась в Городце, трудно спутать с какой – либо другой – так велико ее своеобразие. Ни одно городецкое изделие не обходится без пышных гирлянд, букетов цветов (слайд 5), напоминающих купавки, бутоны, ромашки. Мастера любили изображать прогулки кавалеров с дамами, лихих всадников, сцены чаепития. Очень нравилось городецким мастерам рисовать различных птиц – фазанов, петухов, кукушек, голубей.

Послушайте стихотворение о городецкой росписи:

Из липы доски сделаны,

И прялки, и лошадки…

Как будто полушалки.

Там лихо скачут всадники,

Жар-птицы ввысь летят.

И точки чёрно-белые

На солнышке блестят.

Надо составить из геометрических фигур городецкий узор. Перед каждым ребёнком лежит конверт с элементами городецкой росписи. Дети называют элементы, из которых составили узор.

– Ребята, а хотите стать мастерами и мастерицами? У меня есть не расписанные заготовки разной формы, я предлагаю вам придумать свой городецкий узор и расписать их самостоятельно. А чтобы вам было легче посмотрите на экран, там есть подсказки для росписи досок. (Слайды 6, 7, 8). А потом мы их все посмотрим.

Самостоятельно-художественная деятельность детей.

Роспись выполняется в несколько этапов.

– Украсим доску купавками. Вначале рисуем цветовые пятна. В середине узора крупное круглое цветовое пятно – купавка, слева и справа тоже такие круглые крупные пятна – это будут бутоны. (Слайд 9). Теперь украшаем основной цветок. (Слайд 10). Рисуем точку. Далее рисуем лепестки купавки в форме дуг. Купавка готова. Рисуем зелёной краской веточки слева и справа. Примакиванием кисточки рисуем вдоль веточек листочки.

Пока подсыхает краска, предлагаю отдохнуть.

Мы ногами топ-топ!

Мы руками хлоп-хлоп!

Мы глазами миг-миг,

Мы плечами чик-чик.

Раз - сюда, два - туда,

Повернись вокруг себя.

Раз - присели, два - привстали.

Руки кверху все подняли.

Заниматься нам пора.

Итак, краска подсохла, можно нанести оживку. (Слайд 11)

- Какие элементы используются в городецкой росписи.

- С чего начинаем рисовать городецкие цветы.

- На сырую или на сухую краску наносится оживка.

Конспект ОД по рисованию в подготовительной группе

Цель: Развивать интерес к народному творчеству, к городецкой росписи.

· Познакомить с многообразием вариантов решений композиционных задач городецкой росписи.

· Учить получать розовый и голубой цвет пластилина путем смешивания красного и белого пластилина, синего и белого пластилина.

· Закрепить представление о промысле, колорите, элементах росписи.

· Развивать творческую активность и интерес к рисованию пластилином.

· Воспитывать умение оценивать работу сверстников.

· Волшебная книга (коробка, оформленная под книгу).

· Конверты с образцами городецких цветов

· Шаблоны разделочных дощечек из картона желтого цвета,

· Пластилин красного, розового, синего, голубого, зеленого и белого цветов.

· Влажные салфетки для рук,

· Образец выполненной работы,

· Наглядный материал по городецкой росписи (в том числе - по этапам выполненный рисунок по элементам городецкой росписи - бутон, листик, ромашка, розан).

· Три образца досок с разной композицией узоров.

Воспитатель: Ребята, в библиотеке я взяла книгу, она мне очень понравилась, я хочу вас познакомить с ней. Вот первая страница и на ней написана сказка, послушайте ее.

«В некотором царстве, в некотором государстве жил-был могучий, красивый народ. Всем сердцем любили эти люди свою землю. Любовались ею, воспевали в своих песнях и сказках. Умели они и создавать красоту. Все, что они делали из дерева для дома (короба, полочки, панно) они украшали яркой, нарядной росписью.

Самой лучшей мастерицей была Даша. Простые предметы ее кисточка превращала в сказочные. Слава о ней разнеслась по всей земле. Велел царь забрать ее во дворец. Когда Даша увидела царских солдат, она все поняла и не захотела жить в неволе. Забежала она на высокий крутой берег, взмахнула руками и поднялась в небо. Превратилась она на глазах солдат в прекрасную Жар-птицу. Летела, и ярко горели на солнце ее перья. С тех пор летает над землей красавица Жар-птица и роняет на землю свои перья. Кто находит перья, начинает замечать красоту и становится мастером.

Ребята, а вам хотелось бы найти такое перо Жар-птицы?

Дети: (ответы детей).

Воспитатель: Давайте, посмотрим, о чем книга нам еще расскажет. (Воспитатель переворачивает страницу, а там лежат конверты с изображением пера Жар-птицы. В конвертах находятся цветы выполненные по мотивам городецкой росписи.)

Ребята, смотрите что я нашла в книге, здесь лежать конверты. Что на нем изображено?

Дети: (ответы детей).

Воспитатель: (Воспитатель раздает конверты детям.)Да, жар-птица подарила нам свои перья.

Посмотрите, что находиться в конвертах?

Дети: Городецкие цветы.

Давайте вспомним, из каких элементов состоят городецкие узоры. Для этого я буду загадывать загадки, а вы показывайте и говорите отгадки:

1. Словно чудо тут и там распускается… (розан).

2. Она круглая, как чашка, а зовут её … (ромашка).

3. Ей в жару не будет жарко. Она в воде, она … (купавка).

4. Он не броский, круглый он - нераскрывшийся … (бутон).

Воспитатель: Молодцы! Что же нам еще расскажет книга?

Воспитатель достаёт три доски расписанные (разные композицией узоров), а одну без узоров.

Дети с воспитателем рассматривают узоры на предложенных образцах, обращая внимание на воздушность росписи - элементы друг до друга не дотрагиваются.

Городецкая роспись необычная,

Композиция здесь симметричная.

В букеты собраны цветы необычной красоты.

Рисунки яркие мерцают,

Оживка белая их оживляет.

На первой доске две закруглённые цветочные гирлянды расположены сверху и снизу (показ). На второй доске гирлянда протянулась прямо посредине. На третьей доске тоже закруглённые гирлянды, но расположены они по углам. У всех этих гирлянд в центре красуется большой цветок – розан с разных сторон от цветка рисуются цветы среднего размера - ромашки, купавки.

(Дети отвечают, что надо расписать доски.)

Воспитатель: (Открывает книгу и достает оттуда пластилин.) Ничего не пойму, почему в книге оказался пластилин? Мы же на прошлых занятиях рисовали городецкую роспись красками. Наверно книга нам предлагает попробовать нарисовать городецкую роспись пластилином.

Воспитатель: Давайте немного отдохнем.

Раз –два-три выросли цветы (сидели на корточках, встаем)

К солнцу потянулись высоко: (тянутся на носочках)

Стало им приятно и тепло! (смотрят вверх)

Ветерок пролетал, стебелечки качал (раскачивают руками влево - вправо над головой)

Влево качнулись- низко прогнулись. (наклоняются влево)

Вправо качнулись – низко пригнулись. (наклоняются вправо)

Ветерок убегай! (грозят пальчиком)

Ты цветочки не сломай! (приседают)

Пусть они растут, растут,

Детям радость принесут! (медленно приподнимают руки вверх, раскрывают пальчики),

После физминутки дети берут пластилин и проходят на свои места.

Воспитатель:Мы немного отдохнули и сейчассмотрите внимательно, я покажу, как можнонарисовать городецкую роспись пластилином.

Бутончик: сделать шарик, прижать его пальцем к картону на намеченное место. Получается круг, наверх еще шарик, но меньше размером, полоска - скатать жгут из пластилина и прижать пальцем.

Ромашка: круг - шарик, лепестки – палочки.

Розан: круг - шарик, лепестки – шарики разной величины.

Листочки можно выполнить так: - скатать полочку, расплющить пальцем, потом пальцем размазать и вытянуть кончик. Затем стеком процарапать жилочки, которые в рисунке мы выполняли черной краской.

Завершение работы - оживка, скатывание двумя пальцами (большим и указательным) маленьких шариков и украшение ими работы.

Воспитатель: Перед тем как начинать творить красоту, выполним зрительную гимнастику:

Справа купавки, (взгляд вправо)

Слева розан, (взгляд влево)

Вверху завиток, (взгляд вверх)

Внизу лепесток. (взгляд вниз)

По кругу глазами мы обведём. (круговые движения глаз по часовой стрелке)

О Городецком узоре всё узнаём. (круговые движения глаз против часовой стрелке)

Закроем глаза. (глаза закрыты ладонями)

И наступает кругом темнота.

По чёрному полю, кони бегут,

По чёрному небу, тучи плывут.

Птицы летают, цветы расцветают.

А у ребят, глаза отдыхают.

Глазки откройте, всем улыбнитесь.

И за работу дружно беритесь.

Дети под музыку выполняют работу. Индивидуально воспитатель подсказывает детям, композицию, заполнение пространства, технику рисования пластилином, направляет детей на создание своего орнамента.

В конце занятия - выставка детских работ, обсуждение их. Упор сделать на правильность и аккуратность, соблюдение правил городецкой росписи (сочетание цветов, симметричность, композиция). Особо отметить, если дети в рамках росписи к образцу преподавателя сумели внести что- то свое, индивидуальное.

Примерные вопросы для анализа работ:

- Расскажи, какие элементы росписи ты использовал? (2 ребенка.)

- Аккуратно ли выполнены работы?

- Выберите работы, где розаны выполнены аккуратно. (3 детей.)

- Почему ты выбрал эту работу?

Воспитатель: Вы настоящие художники!

Мы выполняли одно и то же задание, а у каждого получилась своя, отличная от других работа. Это потому, что вы разные, так и должно быть: ведь и взрослые художники тоже рисуют по-разному, одни и те же предметы.

Читайте также: