Прием привлекательная цель в начальной школе

Обновлено: 03.07.2024

Презентация на тему: " Активные формы работы на уроке. Повышение интереса к учебному материалу Привлекательная цель Привлекательная цель. перед учеником ставится простая, понятная." — Транскрипт:

1 Активные формы работы на уроке

2 Повышение интереса к учебному материалу Привлекательная цель Привлекательная цель. перед учеником ставится простая, понятная и привлекательная для него цель, выполняя которую он волей-неволей выполняет и то учебное действие, которое планирует педагог. Отсроченная отгадка Отсроченная отгадка в начале урока учитель даёт загадку (удивительный факт), отгадка к которой (ключик для понимания) будет открыта при работе с новым материалом.

5 Опрос – итог Опрос – итог в конце урока учитель задаёт вопросы, побуждающие к рефлексии урока.

6 Уровни и виды домашнего задания Три уровня домашнего задания Три уровня домашнего задания учитель одновременно задаёт домашнее задание двух или трёх уровней. Особое задание Особое задание продвинутые ученики получают право на выполнение особо сложного задания. (Учитель всячески подчёркивает своё уважение к решению школьника воспользоваться таким правом.

7 Творчество работает на будущее Творчество работает на будущее ученики выполняют творческое домашнее задание по разработке дидактических материалов. Идеальное задание Идеальное задание учитель предлагает школьникам выполнить дома работу по их собственному выбору и пониманию.

8 Коллективная учебная деятельность Организация работы в группах Организация работы в группах Группы получают одно и то же задание Группы получают разные задания Группы получают разные, но работающие на общий результат задания. Пресс – конференция и вопрос к тексту Пресс – конференция и вопрос к тексту ребята составляют списки вопросов, разбившись по группам.

9 Учебный мозговой штурм Учебный мозговой штурм решение творческой задачи организуется в форме учебного мозгового штурма. Развитие творческого стиля мышления – вот основная его цель.

10 Игровая учебная деятельность Игры – тренинги Игры – тренинги Если необходимо проделать большое число однообразных упражнений, учитель включает их в игровую оболочку, в которой эти действия выполняются для достижения игровой цели Ученики соревнуются, выполняя по очереди действия в соответствии с определённым правилом, когда всякое последующее действие зависит от предыдущего.

Задачи современного обучения заключаются не только в том, чтобы обеспечить усвоение школьниками программ, но и в том, чтобы продвинуть их в развитии. Особенное значение работа над развитием детей имеет в начальных классах являющейся фундаментом дальнейшего становления личности школьника.

Общеизвестно, что личность развивается только в процессе собственной деятельности.

Научить человека плавать можно только в воде, а научить ребенка действовать можно только в процессе деятельности. Вопрос о движущих силах развития ребенка решается в контексте понятия ведущей деятельности. В младшем школьном возрасте ведущей является учебная деятельность.

Что же представляет собой учение как деятельность? В психологии есть разные подходы к этому пониманию, мы излагали понимание целостной учебно-познавательной деятельности как оно представлено в работах В.В. Давыдова и Д.Б. Эльконина.

Для того, чтобы осмыслить категорию познавательной деятельности, нужно знать её конкретную структуру. В структуру учения входят те же компоненты, что и в любой деятельности: цель, мотив, действие, средство, результат, оценка.

Для ученика цели обучения трансформируются в мотивы учебной деятельности. Вот почему смыслообразующим началом деятельности учения являются его внутренние побуждения. Если мы не хотим, чтобы с первых лет обучения ребенок стал тяготиться школой, мы должны заботиться о пробуждении таких мотивов учения, которые бы лежали не “вне”, а в самом процессе обучения.

Цель в том, чтобы ребенок учился именно потому, что ему хочется учиться, чтобы он испытывал удовольствие от самого учения.

Учебная деятельность не дана ребенку с самого начала, её нужно построить. Как и всякая деятельность, учение выполняется на основе определенной процедуры. Анализ вариантов описания процедуры учения в разных концепциях дан в работах И.И. Ильясова, А.Б. Ительсона, Н. Ф. Талызиной и других авторов.

Деятельностная теория учения всегда ставила положение о включении усваиваемых действий в процессе учения во главу угла. Она представлена в деятельностной теории учения, известной под названием теории поэтапного формирования умственных действий, которая заложена трудами П.Я. Гальперина. В свете данной теории процесс усвоения рассматривает и Н.Ф. Талызина.

Ядром формирования познавательной деятельности выступает познавательный интерес. Проблема познавательного интереса в педагогике актуальна и популярна. Центральный вопрос, изучаемый нашей дидактикой – это вопрос о месте познавательного интереса в учебном процессе, его источниках и приемах стимуляции, о взаимообусловленности его как мотива учения со способами познавательной деятельности. Этой проблемой занималась Г. И. Щукина и др.

Учебный процесс должен протекать в условиях мотивированного включения школьника в познавательную деятельность, которая становится желаемой, приносящей удовлетворение от участия в ней. Ученик сам оперирует учебным содержанием и только в этом случае оно усваивается осознанно и прочно, а также идет процесс развития интеллекта ученика, формируется способность и самообучению, самоорганизации. К. Д. Ушинский определил это так: “Деятельность должна быть моя, увлекать меня, исходить из души моей”. Формированию познавательной деятельности и способствуют познавательные интересы учащихся, создающие и внешние и внутренние условия обучения.

Структура учебной мотивации связана с эмоциональной сферой. Поэтому очевидно, что познавательный интерес у ученика формируется только в том случае, когда учебная деятельность успешна. Итак, через повышение интереса к учебному материалу и через возбуждение желания учиться, через развитие потребности ученика заниматься познавательной деятельностью мы и формировали познавательный интерес.

Мы выдвинули следующую гипотезу: специально построенная система формирования познавательной деятельности младших школьников способствует развитию у детей всех структурных компонентов учебной деятельности.

  • подбор занимательного материала;
  • правильную организацию формирования учебной деятельности, учитывая психологические особенности шестилеток;
  • формирование высокого уровня произвольности, умения планировать и контролировать собственные действия;
  • формирование активности и инициативности, самостоятельности в учебной работе;
  • умение оценивать правильность выполнения собственной работы, создавать предпосылку для формирования учебной деятельности и развития познавательного интереса.
  • путем проведения познавательных праздников;
  • занимательных часов по предметам;
  • факультативных занятий;
  • продолжать формировать познавательный интерес к учебной деятельности.

Одним из средств формирования познавательного интереса является занимательность.

Наиболее эффективным средством включения в процесс учения на уроке является игровая деятельность. В процессе игры учащиеся незаметно для себя выполняют различные упражнения.

Дети очень любят рифмованные строчки, лучше запоминают “правила в стихах”.

Например, каждый урок обучения грамоте мы начинаем с алфавитной песенки:

АБВГДЕЁ – постираем мы бельё,

ЖЗИЙКЛМ – апельсинку быстро съем,

НОПРСТУ - погуляем по мосту,

ФХЦЧШЩ – вот такая чаша,

ЪЫЬ – не запомнятся никак,

ЭЮЯ - вот такая моя семья.

Используем стихи на каждую букву алфавита

А - Вот два столба наискосок, а между ними поясок.

Для упражнения в скором и быстром, чистом произношении используем чистоговорки и скороговорки.

У нас есть коллекция скороговорок на каждую букву алфавита

Чистоговорки присутствуют на каждом уроке. Они повышают интерес к чтению, развивают творчество, познавательную активность, чувство рифмы и ритма.

Загадки дают благодатную почву для развития познавательных способностей детей. В работе используем книгу Елкиной “1000 загадок”. Кроме загадок в стихах используем загадки – шутки.

1. Как зовут девочку, у которой в руках красивая роза?

2. Каких зверей испугался в зоопарке Лева Зайцев? и т. д.

Игры “Доскажи словечко”

“Чей ребенок”
У белки – бельчонок У галки - …..
У мыши - ……… У свиньи - ……….
“Чья жена?”
Лев – львица Гусь - …….
Слон - слониха Индюк - ………
“Кто где спит?”, “Кто где работает?”.

С целью формирования активности детей можно предложить самим придумать предложения с продолжением.

Следующий занимательный материал – это ребусы, кроссворды, головоломки, лабиринты – позволяет ребенку потренировать внимание, память, формировать саморегуляцию, контроль за своей деятельностью.

Кроме обычных кроссвордов используем кроссворды-тесты, где на вопрос дается три ответа: ребенок выбирает правильный и заполняет кроссворд.

Например: “Игрушки” (по стихотворениям А.Л. Барто).

Дети очень любят слушать сказки. На уроках, при ознакомлении с новым правилом для создания проблемной ситуации, развития внимания, наблюдательности, включаем в урок учебные сказки. Например, при изучении знаков , используем сказку о жадном Петушке, который бегал от цифры к цифре и хотел съесть самую большую. Теперь дети никогда не перепутают, что открытый клювик – знак больше, всегда направлен к большему числу. (показать Петушка).

Приемы, которыми мы пользуемся для повышения интереса к учебному материалу:

1. Прием “Привлекательная цель”

Например, помоги Петушку выбраться из лабиринта чисел (а цель учителя - закрепление последовательности чисел первого десятка).

2. Прием “Удивляй”

Например, дети какой длины будет луч, чтобы на нем уместилось самое большое число? Назовите самое большое число.

3. Прием “Отсроченная отгадка”

В начале урока учитель задает загадку, а отгадка будет открыта на уроке, а может быть и на следующем. Например, перед чтением сказки Ш. Перро задать вопрос “Какой город славится “поющим” животным?”

4. Прием “Фантастическая добавка”

Дети любят фантазировать жить в мире фантазии, нужно дать им эту возможность и на уроке. Например: Мы попали на другую планету, где у инопланетян такие же буквы, но говорят они на непонятном для нас языке. Давайте расшифруем названия животных, которые там обитают.

РАСУСТ /страус/ ДУЗЕМА /медуза/ КУТИЛА /улитка/ КРИКОЛ /кролик/

5. Прием “Лови ошибку”

6. Прием “Свобода выбора”

На уроках обучения грамоте – читать на любой странице, но обязательно отчитаться – рассказать, нарисовать, а на математике – любое задание из тетради на печатной основе. Прием безотказный – ни одного скучающего лица.

7. Прием “Драматизации и театрализации”

В азбуке Н.М. Батеньковой много таких текстов, которые можно разыграть по ролям – потешки, сказки, диалоги. Или разыгрываем сценки на учебную тему, как в математике Н.Б. Истоминой диалоги Миши и Маши.

8. Прием “Да-нетка” - универсальная игра, которая учит слушать и слышать друг друга.

Таких приемов много, но не будем их перечислять.

Но далеко не все в учебном материале может быть для учащихся интересно. И тогда выступает ещё один источник познавательного интереса – сам процесс деятельности.

Нам нужно правильно организовать формирование учебной деятельности. В первом классе мы берем за основу игровой метод обучения и весь процесс формирования строим на игре.

Для того, чтобы игра стала методом, необходимо соблюдение ряда условий:

1. Учебная задача должна совпадать с игровой;

2. Наличие учебной задачи не должно “задавить” игровую задачу. Важно сохранить игровую ситуацию;

3. Одиночная игра не дает никакого эффекта обучения, поэтому должна быть построена система игр с постепенно усложняющейся учебной задачей.

Для успешного адаптирования к школе и полноценного включения в учебный процесс, преодоления страха перед школой, тревожности, необходимо развивать “комплекс произвольности” - умение контролировать себя, быть внимательным, способным на произвольные волевые и интеллектуальные усилия. Для этого, мы в течение первой четверти применяли программу игр для детей автора Н.В. Самоукиной. На уроке использовались 1 – 2 игры, они проводились на воздухе или в спортзале.

При проведении этих “уроков-игр” дети стали чувствовать себя намного увереннее и на основных уроках, у них ушла боязнь школы, стали преобладающими положительные эмоции, дети стали организованнее, лучше принимали учебную задачу. Данные игры с правилами – прекрасный способ развития произвольности поведения, формирования волевой и эмоциональной саморегуляции. Требования “к школьному” поведению должны вводится постепенно. Это мы делаем в форме стихотворных пожеланий. Например, для организации урока:

Я тетрадь свою открою
И наклонно положу,
Я от вас, друзья, не скрою,
Ручку правильно держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я примусь.

Самостоятельная работа – одно из важнейших средств для развития интереса. Но ребенку будет интересно, если он выполнит задания, поэтому вводим поуровневое обучение.

Следующая предпосылка учебной деятельности – умение планировать свои действия. Это умение более всего развивается на уроках труда, при различных видах конструирования. Важно учить детей самоконтролю. Этому помогают различные схемы, модели.

Нужно научить детей не бояться ошибок, а умело исправлять их. Хорошим средством для развития самоконтроля является комментирование.

Прием “Найди красивые…”

Например: Найди у себя самую красивую букву, а теперь самую некрасивую.

Познавательный интерес напрямую зависит от успешности школьного обучения. Он является реальной силой для преодоления отставания в учении. В первую очередь надо определить причины отставания. Они могут быть разнообразны, но в основном это недостаточная сформированность познавательных процессов. Поэтому учебные задания должны включать в себя всю систему познавательных операций, начиная с самых простейших действий, связанных с восприятием, запоминанием, припоминанием, осмыслением и заканчивая операциями логического и творческого мышления.

Мы использовали на уроках тщательно разработанную систему познавательных задач и ориентировали их на планомерное развитие и формирование устойчивого интереса и положительной мотивации учения. Для этого мы использовали пособие под редакцией Виноградовой Н.К. “Развиваем способности детей” 1 класс. Приведем пример, как на уроке математики, а затем обучения грамоте развиваем различные характеристики произвольного внимания и отрабатываем счет предметов, навык чтения.

1. Раскрась предметов столько, сколько написано под рисунком и т.д.

1. Развитие слуховой памяти игра “Учитель-ученик”. Работа в парах.

У детей карточки с набором слов. Первый читает медленно, задача второго найти закодированное слово, которое получается из первых букв каждого слова:

Сын облако кошка - СОК

Мама искра родина - МИР

2. Развитие ассоциативной памяти:

Учитель читает слово, дети рисуют значки. Или учитель говорит слово, дети - определение.

а затем подписывают к определениям исходные слова.

3. Задания на развитие пространственного мышления:

  • Если поросенок пошел на одну клетку влево, сколько морковок он нашел?
  • Видите ли вы на картинке овощ, о котором говорят “Сто одежек и все без застежек”?
  • В какую сторону надо идти поросенку, чтобы найти огурец?
  • Рассказы с перепутанными предложениями
  • Составь картинку из частей
  • Распредели картинки по порядку.
  • Продолжи закономерность.

В основе всех приемов лежат действия детей: действия с фигурами, с предметами, со словами, с числами. Ведь не зря гласит китайская мудрость: “Я слышу – я забываю, Я вижу – я запоминаю, Я делаю - я понимаю”.

Мы применяем много игр с использованием детской продуктивной деятельности:

“Сложи букву, цифру” из палочек, вылепи из пластилина, сложи из ниток и т. д.

  1. На природу.
  2. По родному селу.
  3. По главным объектам села.

Но обязательно перед проведением экскурсий замотивировать детей. Например, хотите узнать, где прячется осень? Или А вы знаете, как к нам в дом попадают газеты и журналы?

  1. “Здравствуй, это – Я”
  2. “Моя любимая игрушка”
  3. Праздники “Мои первые в жизни каникулы”
  4. КВН – букварь
  5. “До свиданья, первый класс”
  6. Викторины “Кто хочет стать Знайкой”

В рамках декад по предметам в младших классах проводим “Интеллектуальную ярмарку”, занимательные часы по предметам.

С целью преодоления неуспешности в учении и дальнейшего развития познавательного интереса мы проводим факультативный курс “Уроки психологического развития”. Это авторская разработка кандидата педагогических наук Натальи Петровны Локаловой.

1. Задания выполняются в игровой форме;

2. Осуществляется безотметочное оценивание;

3. Является средством личностного развития ребенка.

Эти уроки могут быть эффективны только при условии их систематического проведения: минимум 1 раз в неделю.

Задачи вводной части: создание положительного эмоционального фона.

Задания для основной части подбирались с учетом направленности на осуществление дифференциации познавательных структур.

Задача заключительной части - подведение итогов, обсуждение результатов работы и трудностей, которые возникали у детей.

В заключение хочется сказать, что мы постарались в нашей работе пронести мысль о том, что познавательная деятельность доступна для анализа: в ней всегда можно выделить конкретную систему действий. Учитель может управлять процессом учения. И это позволит ему повысить эффективность своей работы. Надеемся, что многие разделят нашу заботу по формированию положительных эмоций и познавательного интереса у первоклассников.

Постановка проблем, совместный поиск, игра и сказки – вот те средства, которые помогают открыть детское сердце, сделать пребывание на уроке радостным.

Экскурсии, часы общения, праздники, КВНы, викторины, факультативные занятия - все это помогает поддерживать и формировать интерес к учению.

Хотелось бы подчеркнуть, что формирование познавательной деятельности - не самоцель. Цель учителя - воспитать творческую личность, готовую свои познавательные возможности использовать на общее дело.

Учитель в процессе обучения опирается на веру во всеобщую талантливость детей, на известный с времен античности девиз “Учись обучая” и на психологическую парадигму “Успех рождает успех”.


Зайти в класс и объявить тему — это легко, но довольно скучно. А современным детям хочется чего-то захватывающего даже на уроках. Наш блогер, учитель математики Ирина Куликова, поделилась тремя простыми приёмами, как можно начать любой урок увлекательно и сохранять внимание учеников на протяжении всех 45 минут занятия.

Приём 1: Привлекательная цель

Представьте себе ситуацию: маленький ребёнок не хочет есть кашу. Мама не кормит его силой, а предлагает покормить кашей его любимую игрушку —плюшевого мишку! Такая цель ребёнку понятна и привлекательна — и вот он уже с удовольствием уплетает кашу вместе с плюшевым другом. А мама ненавязчиво достигла своей цели: накормить ребёнка-нехочуху.

Формула: перед учеником ставится простая, понятная и привлекательная для него цель, выполняя которую он волей-неволей выполняет то учебное действие, которое планирует учитель.

Приведём примеры:

Приём 2: Удивляй!

Хорошо известно, что ничто так не привлекает внимания и не стимулирует работу ума, как удивительное.

Формула: учитель находит такой угол зрения, при котором даже обыденное становится удивительным!

Примеры:

Приём 3: Отсроченная отгадка

Формула 1: в начале урока учитель даёт загадку (удивительный факт), отгадка к которой (ключик для понимания) будет открыта на уроке при работе с новым материалом.

Формула 2: загадку (удивительный факт) дать в конце урока, чтобы начать с неё следующее занятие.

Пример:

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Министерство образования Нижегородской области

Приёмы формирования мотивации учения.

Выполнила студентка группы ПНК-2

Исаева Вера Олеговна

С целью формирования мотивации младших школьников к учебной деятельности полезно через преднамеренно допущенные ошибки при выполнении какого-либо задания вызвать реакцию младших школьников на ошибку, выяснить причины и определить последующие действия.

Ромашка состоит из шести лепестков, на каждом из которых сформулирован вопрос. Данные вопросы связаны с классификацией уровней познавательной деятельности: знание, понимание, применение, анализ, синтез и оценка. Можно предложить учащимся сформулировать самостоятельно вопросы разного уровня сложности или ответить на имеющиеся. При ответе на вопросы учащиеся анализируют и интерпретируют информацию, строят гипотезы, отстаивают свою точку зрения. Вопросы являются средством стимулирования различных видов мышления на разных уровнях сложности, а также стимулируют мотивацию к учебной деятельности. Вопросы могут быть следующих видов: простыми, уточняющими, интерпретационными (объясняющими), творческими, оценочными, практическими. (Пример: Какие фигуры могут лежать в основании призмы? Какие виды призм бывают?

Использование данного приема дает возможность проверить усвоение основных моментов изученного материала; творчески переработать ключевые понятия темы, способствует умственной активности учащихся, поддерживает высокий уровень познавательного интереса и содействует формированию учебной мотивации. Правила написания син- квейна:
- 1 строка - тема (одно существительное);
- 2 строка - описание предмета (два прилагательных);
- 3 строка - описание действия предмета (три глагола);
- 4 строка - фраза из четырех слов, выражающая отношение к предмету;
- 5 строка - синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы (одно слово).
(Пример: Повесть Интересная, увлекательная Читать, узнавать, воображать Я восхищаюсь мудрой повестью Это зеркало жизни!)

Формирование школьной мотивации — это процесс длительный, кропотливый и целенаправленный. Устойчивый интерес к учебной деятельности у младших школьников мы формируем через следующие приемы:

- нетрадиционные формы урока (уроки - путешествия, уроки-викторины, уроки-исследования, уроки-встречи, уроки выполнения творческих заданий (создание творческих работ (проектов)), составление загадок, сказок, разгадывание ребусов, кроссвордов.)

- использовали необычное начало урока, (это использование музыкальных фрагментов, игровых моментов, соревновательных форм, положительного настроя на работу через стихотворение); на уроках

- здоровье сберегающие технологии (юмористические физминутки, пальчиковые гимнастики, гимнастика для глаз, оздоровительные игры на переменах)

- использовали информационно-коммуникационные технологий (мультимедийные учебные пособия, презентации).

- стимулирование познавательной активности школьников, учитывая их половые особенности их интересов. (Мальчики, как правило, проявляют больший интерес к спорту, автомобилям, вообще к технике, а также к военной тематике. Поэтому на уроках затрагивала те или иные проблемы, связанные с этими интересами или на переменах предлагались раскраски с кроссвордами на военную тематику или на тему транспорт).

Таким образом, целенаправленное и систематическое применение разнообразных форм и приёмов развития учебной мотивации у младших школьников укрепляет желание детей овладевать знаниями и формирует устойчивый интерес к большинству изучаемых предметов.

Чупрова А.К. Приемы формирования школьной мотивации[Электронный ресурс]: учебно-методический материал

Читайте также: