Причины террористических актов в школе

Обновлено: 05.07.2024

— Шесть лет назад Америку потрясла стрельба в начальной школе Сэнди Хук. Что побуждает молодых людей и подростков браться за оружие и почему подобные трагедии продолжают происходить? Если говорить о случаях стрельбы в школах, они становятся всё более частыми, всё больше жертв. Можно ли сказать, что это тенденция в США? И чем это вызвано?

— Трудно сказать наверняка. Официальная статистика обычно на пару лет отстаёт от реальности. Но, разумеется, проблема остаётся крайне серьёзной — независимо от того, выросло за последние годы число случаев или осталось на прежнем уровне. Мы очень обеспокоены этими нападениями.

— Джесси Осборн, открывший в 2016 году стрельбу на территории школы в Южной Каролине, признался, что хотел убить больше человек, чем Адам Ланза, который в 2012-м устроил бойню в начальной школе Сэнди Хук. Как вы думаете, масштабы подобных массовых убийств могут увеличиться, если теперь стрелки пытаются превзойти друг друга?

— Иногда стрелки действительно ориентируются на предыдущие нападения — как в случае с Джесси Осборном. Они знают, сколько жертв было раньше, и порой стремятся превзойти своих предшественников. Но большинство преступников не имеют никакой связи с прошлыми случаями. Их действия вызваны собственными чувствами острой тоски и гнева и никак не соотносятся с другими убийствами. Они не пытаются кого-то имитировать или кому-то подражать. Не следует относить всех школьных стрелков к одной категории. Не все из них идут по стопам своих предшественников. Не все пытаются таким образом прославиться или убить больше человек, чем другие.

— Какова главная причина таких поступков? Есть то, что их объединяет? Помимо того, что они, скорее всего, страдают психическими расстройствами.

— Есть мнение, что СМИ не следует называть имя стрелка при освещении нападения. Это правильно?

— Разные типы выделяют и среди террористов. Есть те, кто связан с некими организациями. А есть одиночки или агрессивные экстремисты, которые действуют самостоятельно. Даже здесь сложно делать обобщения: разные типы террористов совершают разные нападения по разным причинам. Но если говорить главным образом о тех, кто действует в одиночку и не связан ни с какими группировками, то, по данным моих исследований, у них и у школьных стрелков действительно прослеживаются некоторые схожие черты.

— Есть какие-то коренные различия между стрельбой в школах и массовыми расстрелами в общественных местах, как, например, на концерте в Лас-Вегасе?

— Массовые расстрелы, происходящие в школах и в других местах, зачастую похожи. Если нам сообщают достаточно информации о преступниках (а такое происходит не всегда), зачастую их можно отнести к тем категориям, которые я выделил. Я имею в виду типы школьных стрелков, в частности психопатический и психотический. То есть массовые расстрелы не только в школах, но и в других местах устраивают люди с такими расстройствами.

— Некоторые из стрелков, о которых вы пишете, например молодой человек из Финляндии, а также Брейвик объясняли свои действия политическими мотивами. Следует ли нам уделять больше внимания политической стороне дела? Или это лишь катализатор для человека с расстройством?

— Да, норвежец Андерс Брейвик утверждал, что у него есть политический мотив. И всё же, если мы изучим его как личность, то увидим, что у него долгое время наблюдались некоторые явные странности. Думаю, поступок Брейвика — это не просто политический мятеж. У него были серьёзные психологические проблемы, сложности личностного характера.

— Зачастую сигналы опасности и тревожные признаки довольно очевидны. Люди в открытую будут сообщать о своих планах, писать об этом в интернете, в соцсетях, обсуждать с друзьями. Порой они довольно откровенно рассказывают о намерении совершить акт насилия. Но бывают и ситуации, когда это не совсем понятно. Вам может казаться, что человек просто проявляет чрезмерный интерес к случаям стрельбы в школах или к какому-то убийце из прошлого. Таких людей чрезвычайно увлекает тема насилия, они уделяют слишком большое внимание огнестрельному и другому оружию. Это может быть не такой очевидный, но всё же серьёзный тревожный сигнал.

— Как отличить реальную угрозу от надуманной, от глупых шуток и лжи?

— В поведении человека следует искать признаки, которые указывают на то, что готовится нападение. Предпринимает ли он какие-то действия, чтобы осуществить план? Кто-то может выдать угрозу, рассердившись. Кто-то может шутить или даже фантазировать на тему того, как совершит атаку. Но если никаких шагов на практике нет, значит, нет и непосредственной угрозы. Но совсем другое дело, если люди запасаются оружием, делают взрывные устройства или рисуют план школы, чтобы решить, какие входы и выходы использовать, откуда вести стрельбу. Если они собирают данные и детально планируют нападение, в таком случае это не просто мысль или фантазия, всё серьёзно. Поэтому важно обращать внимание на поведение, характерное для готовящегося нападения.

— Вы говорите, что шаблонного портрета стрелка не существует, это разнородная группа. Некоторые школы пытаются при помощи искусственного интеллекта выявлять тревожные признаки в поведении учащихся в интернете, особенно в соцсетях. Может ли это стать решением? Есть некие общие алгоритмы, полезные для определения угрозы?

— Вы говорили, что наказание — не лучший вариант в случае с учеником, который проявляет склонность к насилию. Это может лишь ожесточить его. Как школам следует вести себя с теми, кого подозревают в намерении совершить преступление?

— Если школа ограничивается наказанием, таким как отстранение от занятий на два-три дня или даже исключение, значит, она не проводит надлежащее расследование, это увеличивает риски. Простая попытка убрать ученика из школы не помешает ему вернуться и совершить преступление — в тот же день или на следующий, или через неделю, или даже через месяц. Так что, если вы опасаетесь стрельбы в школе, простое отстранение от учёбы или исключение проблему не решит. Без детального анализа угрозы вы можете даже не осознавать глубины проблемы. Это не значит, что к школьнику никогда не следует применять вышеупомянутых мер. Но если не провести оценку угрозы и не установить, насколько реальна опасность, вы не помешаете ему совершить нападение. Так что в действительности это не решит никакой проблемы.

— При работе с потенциальными школьными стрелками у вас бывает ощущение, что вы сумели предотвратить трагедию, отговорили кого-то от преступления?

— С такими подростками я работаю уже 12 лет, и никто из них не устраивал стрельбы в школе. Выходит, если выявлять таких учеников достаточно рано, оказывать им необходимую поддержку и проводить лечение психических расстройств, они смогут выйти из кризиса и жить нормально. Они уже не станут проявлять насилие, которое, собственно, и встревожило окружающих и побудило оказывать помощь. Я считаю, что психотерапевтическое вмешательство может сыграть важную роль, уберечь наших детей от беды, и они будут спокойно жить дальше.

— Знаете, сейчас в школах регулярно отрабатывают порядок действий в той или иной экстренной ситуации — так же, как вот уже много лет детей готовят к поведению в случае пожара. Так что по-своему отработка мер безопасности — это элемент культуры.

— В одной из своих работ вы отмечаете, что нет прямой связи между расстрелами в школах и тем, что в том или ином округе так много оружия у жителей. Иначе все подростки, имеющие лёгкий доступ к нему, совершали бы преступления. Вы хотите сказать, что проблема не связана главным образом с вопросами контроля над огнестрельным оружием? Как же так? Ведь если бы не было возможности легко достать его, не было бы и случаев стрельбы!

— Если мы говорим о малолетних преступниках, то они, как правило, берут то оружие, которое есть дома. Их родители владеют им на законных основаниях. И здесь в большей степени речь идёт о том, чтобы научить людей лучше обеспечивать надлежащее хранение оружия дома. Более чем в 90% изученных мною случаев подростки попросту берут оружие, принадлежащее их родственникам. Иными словами, требуется не столько ужесточать законы, сколько добиваться от людей, чтобы они правильно его хранили.

— Вы отмечали, что СМИ, рассказывая о событиях по горячим следам, зачастую допускают много неточностей. А затем, когда ситуация проясняется, журналисты и общественность успевают переключиться на другие вопросы. Насколько хорошо мы в действительности знаем эту тему?

— По вашим словам, если говорить о связи между насилием на экране и стрельбой в школах, здесь не так всё просто. С одной стороны, большинство тех, кто играет в GTA или Call of Duty, не склонны затем идти и убивать людей в реальности. Но с другой стороны, потенциальные преступники видят тут примеры для подражания и своеобразную легитимизацию насилия. Как думаете, есть основания пересмотреть то, как насилие представлено в культуре?

— Нам определённо стоит обращать внимание на то, чем заняты наши дети. И это, пожалуй, больше вопрос родительского воспитания, чем чего-то ещё. Между насилием на экране и в жизни трудно проследить прямую зависимость, потому что подавляющее большинство тех, кто посмотрит жестокий фильм или сыграет в видеоигру, никогда не пойдёт убивать реальных людей. Возможно, в редких случаях (когда человек уже на пути к преступлению) какая-то связь существует. Но в целом сцены жестокости в фильмах или играх к насилию не приводят.

— После стрельбы в феврале 2018 года в одной из школ Флориды Дональд Трамп предложил вооружать учителей. С точки зрения психологии, если человек намерен устроить в классе бойню, присутствие вооружённого педагога его остановит?

— А как присутствие огнестрельного оружия на занятиях может повлиять на атмосферу в классе? Как думаете, школьники будут чувствовать себя в большей безопасности? Или есть риск, что это будет подстёгивать педагога или учеников к агрессивному поведению?

— Разные ученики могут реагировать по-разному. Сейчас во многих школах есть полицейские, которые дежурят там с огнестрельным оружием. Но это профессионалы. Их также готовят к тому, как общаться с детьми, налаживать взаимоотношения и так далее. И думаю, что их присутствие в школе — это благоприятный фактор.

— Опираясь на свой профессиональный опыт, скажите, возможно ли искоренить подобную проблему раз и навсегда?

— Не знаю, можно ли её искоренить, но точно надо постараться свести подобные нападения к минимуму. Как я уже говорил, необходимо рассказывать людям о тревожных сигналах, развивать системы оценки угроз и другие технологии. Всё это поможет выявить потенциальных преступников и остановить их до того, как они совершат нападение.

Что заставляет школьника готовить теракт и при чем здесь искусство?

17 октября 2018 года в Керченском политехническом колледже произошло массовое убийство

17 октября 2018 года в Керченском политехническом колледже произошло массовое убийство

Прошел ровно год после массового убийства в Керченском политехническом колледже. Студентка из Архангельска Дарья Порядина вспоминает трагедию, о которой писали все СМИ страны, и рассуждает, что может быть причиной агрессии и ненависти школьников или студентов.

17 октября, четверг. Сегодня миллионы студентов по всей стране пришли домой с занятий, но ровно год назад не все ребята вернулись из политехнического колледжа в Керчи.

Одной из причин произошедшей трагедии также называют несовершенство системы по выдаче лицензии на ношение оружия. После теракта 17 октября 2018 года Владимир Путин потребовал Росгвардию ужесточить контроль в этой сфере. Сейчас на законодательном уровне обсуждается повышение возраста, с которого можно будет получать лицензию на владение гладкоствольного оружия, с 18 лет до 21 года. Но здесь общественность не учитывает, что Росляков кроме оружия использовал и самодельные взрывные устройства, реализацию материалов для которого существующее законодательство никак не регулирует.

Иногда ребёнок играет несколько ролей – послушного сына, дерзкого одноклассника, а итоге становится хладнокровным террористом, который по ночам планирует захват школы. Чаще всего близкие видят только одну из этих ролей – ту, которую спокойнее видеть им. На мой взгляд, возлагать всю ответственность на родителей неверно, несмотря на то, что семьи действительно не смогли увидеть в своих детях будущих убийц. Какая мать согласится с предположением о том, что её сын – жестокий садист, способный убивать? Для родителей он всегда останется любимым ребенком.

Мне кажется, в России институт психологической помощи формально существует, но недостаточным образом выполняет свою основную функцию. В каждом образовательном учреждении есть педагог-психолог, который должен помогать обучающимся, попавшим в тяжелую ситуацию. Но зачастую случается так, что из-за нехватки кадров психолог ещё и преподаёт другой предмет, напрямую не связанный с его профессиональной деятельностью, занимается организацией развлекательных мероприятий или руководит какой-то творческой группой (нередко всё сразу). Отсюда следует недостаток времени на самое главное – оказание помощи студентам и школьникам.

Другой вопрос в том, что получить доверие студента или школьника подростка непросто.

Мало кто относится к психическим заболеваниям точно также, как к физическим, и понимает, что душевная болезнь – это тоже самое, что перелом или язва желудка – затягивать нельзя, иначе будет только хуже. Радует, что в последние годы эта тема стала предаваться медийной огласке, и о душевных расстройствах и их лечении стали писать в книгах и средствах массовой информации. Нужно чаще говорить об этой проблеме и с детства обучать людей тому, что психическое здоровье важно, а также внедрять в общественное сознание мысль о том, что обращаться к специалистам за помощью – это не стыдно.

Конечно, перевоспитать поколение сложнее, чем запретить очередную песню или клип. Но это будет гораздо эффективнее, нежели перекладывать ответственность за кровопролитие на искусство.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Автором колонки может стать любой. У вас есть свое мнение и вы готовы им поделиться? Почитайте рекомендации и напишите нам!

Утром 13 декабря 2021 года сработало самодельное взрывное устройство при входе в православную гимназию на территории Введенского Владычного женского монастыря в подмосковном Серпухове, есть пострадавшие. Страшно констатировать, но эта история уже далеко не первая в российских учебных заведениях. Почему такое случается? Как люди доходят до таких мыслей? И почему никто не успевает понять заранее, что человек решился на такой поступок? Мы собрали в этом материале мнения специалистов о причинах подобных трагедий.

Михаил Хасьминский, руководитель Центра кризисной психологии при Патриаршем подворье — Храме Воскресения Христова на Семеновском кладбище, в качестве основной причины подобных инцидентов называет неблагополучие в душе человека:

«Происходит нечто непредвиденное — и человек „срывается“ в агрессию против окружающих. Точно так же он может уйти и в аутоагрессию, нанести повреждения, увечья самому себе или даже покончить с собой. С технической точки зрения нет большой разницы, в какую сторону будет направлена агрессия такого человека: его выбор часто определяется тем, что сейчас больше „пиарят“ в СМИ и соцсетях, что „моднее“. Проблема в состоянии души человека, а состояние души зависит в первую очередь от того, как человек думает, как он умеет преодолевать кризисы, какое у него мировоззрение.

По словам психолога, проблема деструктивного поведения не решается простыми внешними мерами: «К сожалению, сейчас я вижу в нашем обществе недопонимание сложности этой проблемы, того, насколько крепко она увязана с системно организованным воспитанием, с мировоззрением, с разработкой национальной идеологии, чтобы подросток мог найти ответ на вопрос: „Кем мне становиться? И для чего?“

Почему молодые люди устраивают стрельбу в школах и вузах? Мнения специалистов

Полный текст комментария Михаила Хасьминского читайте здесь:

Ольховой подчеркивает, что многих трагедий можно было бы избежать, если бы люди регулярно наблюдались у психологов и психиатров, ведь все психиатрические заболевания, как правило, имеют наследственный компонент. При этом он отмечает, что «у нас в обществе существует панический страх психиатрического диагноза. Как же так, признать, что у моего ребёнка или родственника что-то не так?! Табуированность темы психического здоровья — это ещё одна серьёзная проблема.

Дело в том, что все психиатрические заболевания, как правило, имеют наследственный компонент. Эти гены могут проявиться, а могут и нет. Если у человека есть эта болезнь, она долгое время может находиться в стадии компенсации, но травмирующее обстоятельство может ее сорвать и вызвать манифест болезни. Тяжело перенесённый грипп, сломанная нога — любая гипер-встряска организма, необязательно психотрамва, могут вызвать эту декомпенсацию.

Особенно важно проходить обследование у психиатра, когда речь идет о выдаче лицензии на оружие. Правда, по словам Ольхового, здесь встает проблема — оказать психиатрическую помощь и провести психиатрическую диагностику лицам до 15 лет, по нашему законодательству, невозможно без согласия родителей пациента, а после — без согласия самого человека. Эта прореха в законодательстве, по мнению Ольхового, приводит к печальным последствиям.

Почему молодые люди устраивают стрельбу в школах и вузах? Мнения специалистов

Полный текст комментария Константина Ольхового читайте здесь:

В нашей подборке представлены случаи массовых убийств в школах, совершенных подростками. Жестоко и бессмысленно..

стрельба в Ивантеевке

Преступник был схвачен школьной охраной и передан приехавшей полиции. Учительница и несколько учеников, получивших переломы при прыжке из окна, были госпитализированы, сейчас их жизни ничто не угрожает.

Почему такое вообще происходит? Почему с виду благополучные подростки хватаются за оружие и идут убивать своих учителей и одноклассников?

Возможно, мы сможем ответить на эти вопросы, если вспомним самые резонансные массовые убийства в школах.

3 февраля 2014 года. Школа № 263, Отрадное, Москва, Россия

убийство в отрадном

Десятиклассник Сергей Гордеев, вооруженный винтовкой и карабином, ворвался в кабинет географии и двумя выстрелами убил учителя Андрея Кириллова.

учитель Андрей Кирилов

Когда к зданию школы прибыла полиция, Гордеев открыл огонь по полицейским, в результате чего старший сержант Сергей Бушуев получил смертельное ранение.

полицейский, погибший при стрельбе в Отрадном

Гордеев был задержан и доставлен в следственный изолятор. На суде его адвокат настаивал, что подросток психически болен:

По мнению адвоката, его подсудимый совершил убийство, чтобы доказать теорию солипсизма – учения, которое утверждает, что весь окружающий мир существует лишь в вашем воображении. Гордеев планировал также покончить с собой.

По решению суда Сергей Гордеев признан невменяемым и отправлен на принудительное лечение в психиатрическую больницу.

Сергей Гордеев

20 апреля 1999 года. Средняя школа Колумбайн, город Литлтон, штат Колорадо, США

Убийцы из школы Колумбайн

Одно из самых ужасных массовых убийств в истории США произошло в школе Колумбайн.

В 11:10 два вооруженных до зубов старшеклассника Эрик Харрис и Дилан Клиболд на своих автомобилях припарковались у здания школы и заложили в школьной столовой две бомбы с таймером.

стрельба в школе Колумбайн

Юнцы планировали дождаться взрывов на улице, а затем расстреливать всех выбегающих из здания людей. Школьники надеялись таким образом уничтожить около пятисот человек, однако бомбы, заложенные в столовой, не сработали. Тогда разочарованные преступники ворвались в школу и начали стрелять по всем, кто попадал в их поле зрения. Они убили одного учителя и 12 учеников, самому младшему из которых было 14 лет. Более 20 человек были ранены. После бойни убийцы покончили с собой: каждый выстрелил себе в голову.

Стрельба в школе Колумбайн1

Харрис и Клиболд - выходцы из обеспеченных добропорядочных семей. Оба не пользовались популярностью в школе и были увлечены компьютерными играми. Как следует из их личных дневников, подготовку к бойне они начали за год трагедии.

Адам Лэнза

Это преступление особенно чудовищно, потому что его жертвами стали маленькие дети.

В 9-35 он ворвался в здание и в течение 11 минут расстреливал детей и учителей. Затем, услышав, что приближается полиция, застрелился. Это произошло между 9-46 и 9-53.

Жертвами 10-минутной бойни стали 26 человек: 20 детей в возрасте от 6 до 7 лет и шестеро женщин. Директриса и школьный психолог были убиты при попытке остановить убийцу, 4 учительницы погибли, пытаясь спасти детей и прикрывая их своими телами.

погибшие в Сэнди Хук

Сэнди Хук
Сэнди Хук1
Школа Сэнди Хук
фигурки деревянных ангелов близ школы Сэнди Хук

11 марта 2009 года. Училище Альбертвиль-Реальшуле, город Винненден, Германия

Тим Крэтчмер

Бывший ученик училища, 17-летний Тим Кретчмер устроил стрельбу из отцовского пистолета, в результате которой погибли 15 человек. Сначала он действовал в здании училища, а затем переместился на улицы города, где убил еще нескольких человек. Оказавшись в окружении полиции, Кретчмер застрелился.

Мотивом зверского преступления стал отказ девушки, за которой ухаживал Кретчмер, встречаться с ним. Эта девушка училась в училище, где произошла бойня, и была убита одной из первых.

Винненден
Поминальная служба в Виннедеме

7 ноября 2007 года. Лицей Йокела, город Туусула, Финляндия

Пекка-Эрик аувинен

последствия стрельбы в Йокела

24 марта 1998 года. Школа Джонсборо, штат Арканзас, США

Джонсон и Голден

В этот роковой день ученики школы Джонсборо 11-летний Эндрю Голден и 13-летний Джонсон Митчелл открыли огонь по детям в школьном дворе. Оружие было похищено Митчеллом у собственного деда. В результате стрельбы погибли четверо детей в возрасте от 11 до 12 лет и учительница, которая заслонила учеников своим телом. Более 10 человек были ранены.

Погибшие в Джонсборо

ученики и учительница, погибшие при стрельбе

Полицейские, прибывшие на место происшествия, задержали подростков-убийц.

Митчелл Джонсон

Голден и Митчелл так и не смогли объяснить, что стало мотивом преступления. По некоторым данным, они увлекались оккультизмом. Преступники получили по 8 и 10 лет лишения свободы и в данный момент находятся на воле.

21 марта 2005 года. Школа Ред Лейка, штат Миннесота, США

Джеффри Уиз

16-летний подросток Джеффри Уиз застрелил 9 человек, а затем покончил с собой. Первыми жертвами Джеффри стали его дед, отставной полицейский, и его подруга. Расправившись с ними и вооружившись двумя пистолетами и дробовиком, принадлежавшими деду, Уиз отправился в свою школу, где убил еще семерых человек: пятерых учеников, учителя и охранника. По воспоминаниям очевидцев, во время убийств с лица Уиза не сходила улыбка.

После перестрелки с приехавшей полицией, подросток заперся в одном из кабинетов и выстрелил из дробовика себе в голову.

Уиз был тихим и застенчивым парнем, который подвергался издевательствам одноклассников. Он плохо учился, был одержим компьютерными играми и восхищался Гитлером. За 4 года до трагедии покончил с собой его отец. Через некоторое время мать Джеффри, страдающая алкоголизмом, погибла в аварии, поэтому воспитанием подростка занимался дед, с которым Уиз конфликтовал.




Захват школы в Беслане

О небольшом североосетинском городке в мире мало кто знал до 1 сентября 2004 года. После захвата школы №1 Беслан стал символом скорби. Первый звонок в 2004-м стал последним для 186 детей.

В заложники попало более тысячи человек. Среди них — учителя, дети и их родители. На праздничное мероприятия в тот день многие пришли семьями, а потому жертвами террористов стали и дети дошкольного возраста.

В первые минуты присутствующие на торжественной линейке из-за музыки и голосов даже не поняли, что происходит. Хотя первые выстрелы раздались под звон колокольчика, который по традиции прозвенел в руках девочки-первоклассницы.

Стало понятно, что школа захвачена, когда боевики начали загонять людей в классы. В суматохе территорию учебного заведения, окруженную террористами, покинули многие старшеклассники. Остальным предстояло провести в школе без воды и под прицелом боевиков два с половиной дня.

Уже в первый день террористы начали выбрасывать из окон второго этажа тела расстрелянных заложников. Спустя примерно шесть часов после захвата школы в ее стенах раздался первый взрыв.

2 сентября с террористами по телефону связался педиатр и общественный деятель Леонид Рошаль. Однако с ним они отказались вести переговоры. Около четырех часов дня в Беслан прибыл Руслан Аушев. Он стал единственным, кому боевики позволили пройти в школу.

После переговоров президента Ингушетии с главарем террористов было освобождено 26 заложников. Самому маленькому из них в тот день исполнилось два месяца.


"Мы пришли умирать и вас убивать" — говорили террористы, когда в спортзале школы №1 от жажды теряли сознание дети. Во второй день они продолжали расстреливать заложников. Многие погибли после взрывов 3 сентября, в результате которых рухнула часть крыши, и в ходе штурма. Общее число жертв — 333 человека, и это не считая родственников погибших, скончавшихся в результате психической травмы.

Более жестокого и циничного преступления против детей со времен Второй мировой войны мир не знает.

Обстрел школы в Багдаде

8 января 2008 года минометному обстрелу подверглась школа для девочек, расположенная на западе Багдада. Несколько помещений были разрушены в первые минуты после начала террористической атаки.

Большая часть учениц находились на внутреннем дворе. Тем не менее четыре школьницы погибли на месте. Пятая, доставленная в госпиталь в тяжелом состоянии, умерла на следующий день. Им было от 12 до 16 лет. 20 школьниц получили ранения разной степени.

Нападение на школу в Нигерии

В июне 2013-го исламские террористы захватили школу-интернат в городе Мамудо. В стенах учебного заведения находилось свыше 1000 подростков. Террористы открыли огонь по ученикам, затем устроили пожар. Погибло 42 человека. Один из очевидцев утверждал, что несколько своих жертв преступники сожгли заживо.


Массовое похищение школьниц в Чебоке

Громкое событие произошло в середине апреля 2014 года. 276 учениц средней школы города Чебока были похищены джихадистами. Часть девушек террористы позже освободили. Сейчас в их плену находятся 219 юных уроженок Чебока. Конфликт не решен и по сей день.


Теракт в Пешаваре

Трагедия произошла 16 декабря 2014-го. Боевики движения "Талибан" ворвались в военную школу пакистанского города Пешавара и открыли беспорядочную стрельбу по людям, находившимся там. Ученики пытались покинуть школу с черного входа. Тогда террористы стали расстреливать их из окон.

В заложниках оказалось свыше ста человек, среди которых был и директор. Но большую часть составили ученики — их террористы использовали в качестве защитного щита во время штурма. Пакистанский спецназ прибыл спустя 10 минут после захвата школы.

Штурм продолжался восемь изнурительных часов, в ходе которых погибло 145 заложников, среди них 96 подростков в возрасте от 10 до 14 лет.

Это самый громкий теракт из осуществленных на территории Пакистана и в некотором роде уникальный. Преступники не выдвигали каких-либо требований — их целью было уничтожить как можно больше будущих военных.

Стрельба в Керченском политехническом колледже

Событие, произошедшее 17 октября 2018 года, мало общего имеет с терактами, описанными выше. Человек, который устроил беспорядочную стрельбу в колледже, не террорист, не боевик, и цель обстрела, который он устроил, непонятна. Он — один из студентов этого учебного заведения.


Погибли 4 сотрудника колледжа и 17 студентов. Самому младшему 30 августа исполнилось 15 лет. 19 октября прошли первые похороны жертв "керченского стрелка".

Читайте также: