Причины невыполнения домашнего задания в начальной школе

Обновлено: 04.07.2024

Далеко не все школьники делают домашнее задание. Из-за этого на учебе у них возникают проблемы:

  • Дети не понимают материал.
  • Учителя ставят им плохие оценки, злятся, и звонят родителям.

С подобными проблемами сталкиваются многие семьи. Некоторые дети первое время серьезно относятся к выполнению домашнего задания. Но затем перестают его делать. То ли от лени, то ли от того, что они просто устают учиться, и теряют к этому интерес.

Причины отказа от выполнения ДЗ

Малыш отказывается выполнять ДЗ из-за усталости

Наиболее распространенное мнение родителей по поводу того, почему ребенок не выполняет домашнее задание - лень. И они отчасти правы. Некоторые малыши имеют врожденную склонность к лени. Сделать так, чтобы они начали интенсивно учиться, непросто.

Но думать, что все школьники поголовно ленивы - не нужно. Для начала, нужно внимательно проследить за поведением чада. Может оказаться, что малыш ленится делать только лишь домашнее задание. А вот играть в компьютер, читать интересные книги, и смотреть кинофильмы ему нравится. На эти процессы тоже уходит большое количество времени и сил. А, значит, у ребенка они есть. И он готов тратить их на интересные для него занятия.

Если вы заметите, что вся деятельность, кроме ДЗ, вызывает у ребенка интерес, то проблема в самом домашнем задании. Или в предмете, который ребенок изучает.

Если малыш ранее делал всё домашнее задание, которое ему задавали, и однажды перестал, то отнеситесь спокойно. Не проявляйте агрессии. Не кричите, не вводите санкции ("месяц без компьютера, телефона" и тд).

Узнайте, почему ребенок не хочет делать ДЗ. Если спросить об этом напрямую, то вы наверняка получите внятный ответ. Малыш скажет, что он либо устал, либо ему тяжело освоить тот или иной предмет. Также, ребенок может назвать и другие причины. Например, чрезмерную строгость учительницы по отношению к проверке ДЗ.

Если школьник устал, то дайте ему передохнуть. Накормите его, и дайте посмотреть фильм, сериал. Однако, поставьте условие: "сейчас ты можешь включить телевизор, но через два часа сядешь за домашнее задание".

Пока ребенок будет смотреть фильм или сериал, он отдохнет, и наберется сил. И после этого сможет выполнить домашнюю работу.

Ребенок боится неудачи


Некоторые дети отказываются от выполнения ДЗ потому, что боятся сделать его неправильно. Они считают, что лучше прийти неподготовленным, чем показать некачественно сделанное домашнее задание строгой учительнице.

Из-за страха выполнить ДЗ неправильно, продуктивность ребенка падает. Он сидит над заданиями по несколько часов. И ничего не может сделать. Подолгу листает книгу, и у него все равно не получается разобраться с ДЗ. Когда ребенок тратит столько времени на выполнение уроков - это очень плохо. Он может посидеть над ними день, два, три, неделю. Но потом школьнику надоест. И он перестанет вообще выполнять ДЗ. Потому, что на этот процесс у него уходит слишком много времени, нервов и сил.

Поговорите с ребенком. Спросите у него, в чем причина.

  • Если малыш боится преподавателя в школе из-за того, что он ругает за неправильно выполненное ДЗ, то пообещайте решить проблему. Скажите, что поговорите с сотрудником школы. И обязательно сделайте это. Позвоните учителю, и скажите, чтобы вашего ребенка он не ругал.
  • Если чадо волнуется, что за плохую оценку его будут ругать родители, то успокойте его. Скажите, что такого не будет. И в будущем поддерживайте чадо даже в том случае, если по какому-то предмету он получил неудовлетворительную оценку.

Главное, чтобы разговор был спокойным, без криков, и нервотрепки. Ребенок должен довериться вам. Только в таком случае он перестанет бояться делать уроки.

Ребенок не понимает предмет


Бывает и такое, что причина отказа от выполнения ДЗ - в непонимании определенной школьной дисциплины. Чаще всего случается так, что ребенок открывает дневник, видит задание, например, по "математике", и делает все уроки, кроме нее. Потому, что малыш помнит, насколько сложный материал он сейчас проходит в школе. И боится, что не сможет сделать задание по нему. Поэтому, он оставляет выполнение математики на последнюю очередь. А иногда и вовсе не открывает ее. Отметим, предмет "математика" мы взяли в качестве примера. Вместо нее проблемы могут быть с любой другой дисциплиной.

Если вы сами не сильны в технических науках, то не беда. Просто наймите репетитора. Он подтянет вашего ребенка по определенному предмету.


Желательно, нанимать репетитора прямо из вашей школы. Узнайте, проводит ли учитель по математике индивидуальные занятия на дому. Договоритесь о них, заплатите деньги, и преподаватель поможет подтянуть этот предмет.

Заниматься индивидуально со школьным учителем даже лучше. Потому, что он не только поможет понять определенную тему, но и будет разбирать с ребенком дальнейшие задачи по школьной программе. Это будет полезно.

Ребенку не хватает внимания со стороны родителей

Некоторые малыши перестают делать ДЗ потому, что считают, мол маме и папе до них нет дела. С помощью безразличия по отношению к домашнему заданию дети пытаются вывести взрослых на эмоции. Чтобы они обратили на ребенка хоть какое-то внимание. Пусть даже и негативное.

Если причина в этом, то действовать нужно немедленно. Родители должны начать проявлять знаки внимания по отношению к ребенку. Показывать малышу, что:

  1. Гордятся им .
  2. Что любят его, и уважают.

Для это малыша нужно хвалить за маленькие "победы" в быту, за хорошие оценки в школе. Спрашивать, как он себя чувствует. А также то, как у него прошел день.

Когда малыш придет домой, и начнет выполнять домашнее задание, хвалите его. Говорите, какой он хороший. И называйте его умницей после того, как он выполнит ДЗ и покажет вам.

Не забывайте и интересоваться тем, что у чада происходит в жизни. А также в школе. Регулярно спрашивайте об этом. Только так вы сможете построить доверительные отношения с ребенком.

Как сделать так, чтобы ребенок выполнял домашнее задание?

Детский психолог Е. Цуканова рассказала ряд правил, с помощью которых можно заставить ребенка положительно относиться к выполнению ДЗ.

Не выполняйте уроки за ребенка

Некоторые малыши специально притворяются, что не могут выполнить ДЗ по тому или иному предмету. И просят родителей помочь им. "Помощь" заключается в том, что взрослые должны сами выполнить домашнее задание за них.

Некоторые родители ведутся на эти манипуляции, и делают все за ребенка. Но стоит им повести себя подобным образом несколько раз, и ситуация ухудшается. Ребенок больше не хочет выполнять ДЗ самостоятельно. Он начинает постоянно требовать, чтобы уроки за него делали родители.

  1. Откройте решебник .
  2. Посмотрите, как задача решается там.
  3. Объясните ребенку алгоритм ее решения.
  4. Постарайтесь выполнить задание вместе.

Если решить задачу получится, то проделайте подобные действия несколько раз. До тех пор, пока ребенок не поймет определенную тему по математике или другому предмету.

Что делать, если ребенок устает?


Бывает и такое, что в нежелании делать ДЗ виновата усталость. Ваша задача в этой ситуации - создать комфортную атмосферу для учебы.

Покормите ребенка после школы. Сделайте ему чай, и бутерброды. Поставьте их на "рабочий стол" ребенка.

Введите систему мотиваций. Например, скажите, что если ребенок сделает ДЗ вовремя, и получит в школе 5, то вы дадите ему дольше посидеть за компьютером. Или позаниматься любым другим интересным для него делом.

Также, психологи рекомендуют вводить систему небольших санкций. За тройки и невыполненное задание наказывайте ребенка тем, что он любит больше всего. Если ему нравится сидеть за компьютером, то скажите, что за плохую оценку время игры на ПК снижается до 30 минут в день. В следующий раз ребенок сто раз подумает перед тем, как не делать ДЗ.

Заключение

Основные причины нежелания выполнять ДЗ заключаются в плохом отношении ребенка к предмету. Либо, в усталости, или невнимании со стороны родителей.

После того, как вы решите эти проблемы, ребенок будет регулярно делать уроки, и получать только хорошие оценки.


Домашние задания в РКШ — это всегда закрепление уже изученного на уроке. Они предназначены для самостоятельного выполнения и посильны, так как методики РКШ основываются на принципе природосообразности.

Здесь хотелось бы сделать небольшое отступление.

К. Д. Ушинский не рекомендовал давать домашние задания детям до девяти лет, чтобы не нагрузить их непосильным трудом и не вызвать отвращения к учёбе. Сейчас, в отличие от XIX века, требования к учебным программам таковы, что это, увы, невозможно. Однако посильность домашних заданий — это важнейший принцип, которого должны придерживаться педагоги, использующие нашу программу. Закрепить знания и навыки, но не перегнуть палку, поддержать, а не отбить интерес учиться.

Казалось бы, при таком природосообразном подходе у учеников РКШ не должно появляться никаких проблем с домашними заданиями. Но, к сожалению, иногда они возникают. Порой ребёнок не хочет делать уроки или делает их из-под палки, жалуется, что ему трудно. Бывает, что ученик раз за разом приходит с невыполненным домашним, и родители рассказывают, что не могут его усадить, сетуют, что задания занимают слишком много времени и просят давать их поменьше…

Эта статья предназначена для родителей, чьи дети испытывают трудности с выполнением домашних заданий, а также для педагогов, у которых в классе есть такие ребята. В ней мы попытаемся обозначить причины подобных проблем и найти решения, исходя из понимания причины. Их может быть несколько.

На домашние задания нет ни времени, ни сил. Зачастую они делаются поздно вечером в глубокой усталости или урывками, в спешке, в кратких паузах между бассейном, занятиями в музыкальной школе и художественной студии. Нередко ещё и со слезами, истериками и досадными ошибками, исправлениями в тетрадях.

Неудивительно, что попытки родителей усадить такого уставшего ребёнка за уроки наталкиваются на бурное или пассивное сопротивление, которое родители могут расценить как лень, безответственность или капризы. Но это не так! В ситуации, когда физические и душевные силы на исходе, у детей включается совершенно нормальный механизм самосохранения. Если родители начинают в подобной ситуации систематически давить на них, требуя неукоснительного выполнения заданного, — это прямой путь к неврозу. Заикание, нервные тики, психосоматика или, если психика ребёнка покрепче, кризис детско-родительских отношений…

При нормальной загруженности у детей каждый день должно быть полтора-два часа на домашние задания в течение дня (не поздно вечером!), а также примерно такое же время на свободный отдых — поиграть, погулять, позаниматься любимым делом для души.

Есть у ваших детей это время? Если нет, следует подумать о том, как оптимизировать дополнительные занятия.

Домашние задания делаются по остаточному от других дел принципу — когда придётся или когда об этом вспомнили родители, потому что сам ребёнок за них не садится. Часто это происходит поздно вечером, потому что дети тянут время, предпочитая сначала погулять, поиграть и поделать что угодно, только не уроки. Родители же либо полностью отдали этот вопрос в ведение детей и не контролируют его, либо имеют много других важных дел и начинают контролировать, когда вспомнится.

В результате тема домашних заданий оказывается окружённой ореолом раздражения, бессилия и негодования со стороны родителей — и уныния, ощущения себя неудачником со стороны ребёнка, то есть это постоянный стресс и негатив для тех и других.

Ребёнок каждый день ещё утром должен знать, когда он будет делать домашнее задание. Идеальная ситуация, если это происходит каждый день в одно и то же время, например: вернулся из школы, пообедал и сел за уроки. Тогда ребёнок достаточно быстро входит в ритм и у него формируется устойчивая привычка.

В реальности может быть, например, так, что трижды в неделю у него тренировка или занятие в музыкальной школе. Хорошо ещё, если эти дополнительные занятия проводятся в одно и то же время, но так тоже бывает далеко не всегда. Составьте на каждый день недели план, в котором есть чётко обозначенное время для домашних заданий. Можно сделать это вместе с ребёнком, но предварительно мы всё-таки рекомендуем родителям сделать это без него — так вы сможете сами наглядно оценить, насколько он загружен, достаточно ли у него времени в течение дня на домашние задания и полноценный отдых. Расписание можно красиво оформить вместе с ребёнком и повесить над письменным столом или в другом месте, где ему будет удобно на него смотреть.

Но составить, оформить и повесить расписание — это полдела. Очень важно научиться регулярно им пользоваться. Делать это можно, например, так. Вечером вы вместе с ребёнком смотрите расписание и обсуждаете, какой завтра день недели, какие у него в этот день занятия, кроме школы, в какое время он будет делать домашнее задание, а в какое может отдохнуть, погулять, поиграть. Тогда это расписание станет реально работающим инструментом. Ваш ребёнок будет учиться управлять своим временем, и вы уже не будете решать вопрос с домашним заданием на ходу, как придётся, или по остаточному принципу, а обретёте над ним устойчивый контроль.

3. Нехватка мотивации

Выполнение домашних заданий — это труд, предполагающий волевое усилие. Ребёнку может не хватать силы воли (у современных детей по сравнению с предыдущими поколениями волевые качества развиваются вообще с отставанием). В этом случае он начинает избегать, уклоняться, откладывать на потом, а когда садится за уроки — бесконечно отвлекается, бегает попить, съесть яблоко и так далее. Так выполнение домашнего задания затягивается на долгие часы или делается поздно ночью со скандалами. Тема домашних заданий в итоге становится болезненной и для ребёнка, и для родителей.

Иногда мотивация — это и просто проявить спокойную твёрдость, не идти на поводу у ребёнка. В воспитании детей редко удаётся обойтись без разумного принуждения. При этом ребёнок постепенно учится самостоятельно обуздывать себя и понуждать к чему-то, и так развивается и крепнет его воля. В противном случае дети будут расти слабовольными, и чем дальше, тем больше проблем это будет создавать.

Для формирования устойчивой учебной мотивации очень важно, чтобы родители поддерживали дома авторитет учителя и обязательность его требований. Это залог хорошей учёбы и психологического благополучия. Ведь учитель в начальной школе — это не только человек, выполняющий определённую работу: для ребёнка это близкий значимый взрослый, от отношений с которым напрямую зависит не только успешность его учёбы, но и формирование его личности.

В ряде случаев — например, когда ребёнок наряду с проблемами с домашними заданиями испытывает явные трудности контроля собственного поведения на уроке и в других ситуациях — может быть рекомендована консультация нейропсихолога и соответствующие специальные занятия.

4. Непонимание чего-то, сложность заданий для ребёнка

В каком-то небольшом проценте случаев возможно и такое. Как правило, это происходит у тех, кто присоединился к обучению по РКШ не с первого класса либо уже запустил учёбу, систематически не выполняя домашние задания. То есть это говорит об определённых пробелах в уже изученном материале.

Например, ребёнок не понимает задачу. Проблема может быть вовсе не в арифметике, а в том, что навык осознанного, вдумчивого чтения не сформирован у него в должной мере. К моменту, когда мы подходим к данной задаче, этот навык должен быть достаточным, чтобы её понять.

Почему навык не сформировался? Возможно, ранее ребёнок учился по другой программе, где этому не уделялось достаточное внимание. Может быть, он просто систематически не выполнял задания по чтению, и поэтому закономерно, что он читает и понимает хуже, чем его более усердные в учёбе одноклассники.

Часто непонимание возникает и по причине утомления — например, если ребёнок делает задание поздно вечером, когда его мозг находится уже в состоянии запредельного торможения, или если ребёнок хронически не высыпается. Тогда смотрите пункты 1 и 2.

Если причина действительно в непонимании, а не в переутомлении, то эта проблема решается с помощью дополнительных внеклассных занятий с ребёнком. Здесь необходимо плотное сотрудничество педагога и родителей. Стратегию и тактику занятий должен определить педагог на основе глубокого знания методик РКШ и понимания проблем конкретного ученика. Но дополнительно заниматься с ребёнком могут и родители, имеющие дома соответствующие методические пособия. Привлекать репетиторов, не знакомых с программой РКШ, мы не советуем — это может только осложнить ситуацию, так как приведёт к путанице и перегрузке ребёнка.

5. Манипуляция родителями

Мама и папа жалеют ребёнка, бросаются ему помогать вплоть до того, что выполняют задание за него или систематически позволяют ничего не делать. Ребёнок чувствует родительскую слабину и продолжает гнуть свою линию. И чем дальше, тем более управляемыми становятся родители и менее управляемым сам ребёнок.

Здесь надо быть очень чуткими, чтобы разделить реальную перегруженность с истощением сил и манипуляцию. Объективно оцените жалобы ребёнка и его ресурсы (время, силы, интеллектуальные возможности). Уберите объективные препятствия, о которых говорилось в предыдущих пунктах, а в отношении манипуляций сохраняйте спокойную твёрдость. Установите несложные, но строгие и однозначные правила по выполнению домашних заданий. Эти правила, а также постоянный режим дня станут опорой для ребёнка.

В отношении помощи с заданиями допустимо задавать детям наводящие вопросы (насчёт того, какие вопросы нужно задавать, посоветуйтесь с педагогом). Недопустимо решать за них задачи, примеры, диктовать, что писать, читать вслух заданное по чтению (по истории — можно, это вообще прекрасное семейное чтение), и тем более недопустимо писать что-то в их тетрадях. Это ответственность детей, и они должны её твёрдо знать.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Гузняков Александр Васильевич,

г. Братска Иркутской области

В последнее время актуальность приобретает именно проблема домашних заданий. Многие ученики, не хотят выполнять домашние задания. А ведь без самостоятельной работы ученика дома с изученным материалом в школе не будет положительного результата. Иногда происходит так, что урок не получился, так как учащиеся не выполнили домашнее задание. Поэтому остро встают вопросы: Что задавать? Как задавать? Нужно ли всем одинаковое домашнее задание? Как правильно задавать домашнее задание?

На первом этапе, главная задача - выявить причины, по которым учащиеся не выполняют домашние задания.

неверная методика объяснения домашнего задания, что приводит к неправильному выполнению или вовсе невыполнению.

другой причиной невыполнения домашнего задания является его сложность. Ученик не знает, как подойти к решению задачи. Часто задания, выполняемые в классе, уж очень не похожи на домашние. Непосильные задания подрывают веру ученика в свои силы, убивают интерес к предмету и, тем самым, становятся причиной, порождающей неуспеваемость. Отсюда следует вывод: давать задание, используя материал учебника, хорошо усвоенный детьми.

отсутствие мотивации, интереса к изучению того или иного предмета. На первых ступенях обучения учитель не смог заинтересовать учащегося своим предметом.

отсутствие контроля со стороны родителей. Нередко возникают такие ситуации, что ученик не желает работать ни в школе, ни дома и приходит с невыполненным заданием, т. е. здесь играют роль черты характера человека, в данном случае лень. Либо отсутствует чувство ответственности. Здесь первостепенную роль играют родители, при первых проявлениях признаков негативных качеств у ребенка, им необходимо укоренять их любыми возможными способами.

их однообразность, нудность, монотонность. Домашнее задание должны быть различным по цели, форме, уровню сложности и форма их проверки будет отличаться. Задания творческого характера учащийся выполняет с большим интересом и удовольствием, нежели задания, которые повторяются из урока в урок.

Одной из самых главных и важных причин невыполнения домашнего задания - неумение ребенка работать самостоятельно. Самостоятельное выполнение любого задания требует прежде всего, чтобы школьник выработал привычку поддерживать на столе нужный порядок в течение всей работы. Самостоятельная работа требует умения экономно расходовать рабочее время. Всему этому детей надо учить, учить не только потому, что иначе школьник не сможет в будущем самостоятельно приобретать знания, но и потому, что без этих умений он не в состоянии собственными силами выполнить заданные на дом уроки.

Все педагоги знают, что без самостоятельной работы ученика дома с изученным в школе материалом не будет положительного результата. Но есть большая проблема. Многие ученики не хотят выполнять домашние задания. Как же сделать, чтобы наши ученики сами хотели выполнять домашние задания? Как же задавать домашнее задание?

Педагоги должны знать правила хорошего домашнего задания. Правила следующие:

1. домашнее задание должно вызывать интерес и позитивные эмоции учеников.

2. задания нужно задавать дозированно. Домашние задания не должны быть слишком объемные и трудные, или слишком легкие и маленькие. Потому что в первом случае ученики махнут рукой, и не будут выполнять задания дома. А во втором случае ученикам все будет легко даваться без труда, что вызовет в дальнейшем лень. Лучше чередовать задания объемные и небольшие, чтобы не перегружать учеников. При этом, нужно учитывать распределение нагрузки в течение учебной недели. Например, в понедельник, когда трудоспособность еще невелика, разумно задать заданий домой немного. В середине недели – нагрузку домой стоит в разумных пределах увеличить. А в конце недели задавать только творческие задания.

3. домашние задания нужно задавать разноуровневые, учитывая различные мотивы и цели учащихся, а также уровень их подготовленности.

5. можно графически представлять итоги выполнения домашних заданий в виде диаграмм, таблиц и т.д.

6. необходимо в полной мере использовать весь материал учебника, не пренебрегая заданиями к каждому виду работы.

7.планировать подобные домашним упражнениям, задания для самостоятельной работы в классе.

8.разнообразить домашние задания привлечением различных источников (словарей, книг по чтению, статей, Интернет-ресурсов)

9.включать в домашнюю работу задания с элементами творчества.

10. для слабых учащихся составлять индивидуальные задания на карточках.

Делясь своим опытом работы в школьной практике использую следующие формы домашней учебной работы:

Индивидуальная учебная домашняя работа задаётся, как правило, отдельным учащимся класса. В этом случае учителю легко проверить уровень усвоенных знаний конкретного ученика. Такая работа может быть выполнена на карточках или с использованием тетрадей на печатной основе.

Групповая – обычное домашнее задание, вопросы, выполнение заданий на закрепление, по аналогии.

При выполнении групповой учебной домашней работы группа учащихся, выполняет какое – то задание, являющееся частью общего классного задания. Домашние задания в этом случае подготавливают учащихся к работе, которая будет проводиться на предстоящем уроке. Такие задания целесообразнее задавать заранее.

Метод мини – проектов. К примеру, по геометрии при изучении теоремы Пифагора. Проводится исследование.

Основой дифференцированного подхода на этом этапе является организация самостоятельной работы учащихся, которая реализуется посредством типичных приёмов и видов дифференцированных заданий:

Какие приёмы и пути решения – проблемы вижу я?

проверка домашнего задания у доски без тетради;

проверка усвоения теоремы с новым чертежом к примеру, (признаки равенства треугольников) – изменяю чертёж, и расположение вершин.

Проблемы при проверке домашнего задания:

ГДЗ – готовые домашние задания;

работа с родителями, по причине отсутствия контроля по выполнению домашнего задания;

отсутствие доступа в дневник.ру;

Список литературы:

Малова И.Е. Реализация базовых методик математики в системе личностно ориентированного обучения учащихся. Изд-во БИПКРО, 2004.

Онищук В.А. Урок в современной школе: Пособие для учителя. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1986. – 160 с.

Поташник М.М. Требования к современному уроку. Методическое пособие. – М.: Центр педагогического образования, 2010.

/ Голуб Б.П. /Средства активизации мыслительной деятельности учащихся// Педагогика, 1998/№ 3/.

Токмакова О.В. Управление процессом обучения: Учебное пособие. – Киров: Изд-во ВятГГУ, 2005. 121 с.


Cоветы родителям по воспитанию детей

Почти половина родителей школьников жалуются, как сложно заставить детей выполнять домашние задания. После уроков ученики готовы заниматься чем угодно, только не садиться за домашку. Доходит до скандалов и даже фидического насилия. Большинство родителей считают. что это банальная лень – и чаще всего ошибаются. Какие же причины могут быть у того, что дети не хотят учиться после школы еще и дома.

5 серьёзных причин, почему школьники не хотят выполнять домашние задания и что делать

Ребёнка убедили, что он ленивый – он должен соответствовать

Вина в этом полностью на взрослых. Если родители или усителя постоянно твердят “Не ленись”, “Ты ленивый”, “Ты ничего не хочешь делать”, то школьник начинает верить, что он действительно ленивый, поэтому ему нет смысла что-то делать, в том числе и уроки, раз он итак “неудачный”.

Что делать? Надо поменять риторику и стараться убедить противоположное, говорите ребенку, что он на самом деле – трудяга, вспомнить, как он помогал когда-то или делал с воодушевлением. В общем, нужны доказательства того, что он не ленивый. А потом перенесите всё это на выполнения домашних заданий, убедив школьника, что он справится с домашкой за полчаса.

У ребёнка неравномерная трудоспособность

Возможно, проблема школьника – не равнодушие до учёбы вообще, а в ассиметрии полушарий его мозга, в случае, если правая часть активнее. Такие люди очень творческие, с образным мышлением, становятся успешными художниками, музыкантами и литераторами, двигают науку. Но для них строгий график – настоящее испытания. После школьных уроков им нужно время для отдыха, переключения на другую деятельность и на это может понадобится несколько часов. Заставлять делать уроки – бесполезно, результат будет грустный и ребенок мало что запомнит.

5 серьёзных причин, почему школьники не хотят выполнять домашние задания и что делать

Что делать? Понаблюдать за своим чадом. Если у него развито творческое начало, то после школы надо дать ему просто отдохнуть, позаниматься своими делами, а домашнюю работу выполнять, когда он будет готов. Возможно, это будет уже вечером, зато сделано быстро и с толком. А так как однообразные действия таких детей быстро утомляют, то между различными заданиями им надо давать перерыв.

У ребёнка в школе проблемы

Это может быть не связано с учёбой, а сооры с однокрассниками, непонимание со стороны учителя, модный сейчас буллинг, интернет преследования. В школе ученик как-то держится, потому что надо, а дома все эти книги и задания напоминают про неприятные ощущения и даже в безопасной домашней обстановке пропадает чувство защищённости. Из-за этого дочь или сын подсознательно стараются избавиться от любых напоминаний про школу.

Что делать? В обязательном порядке проверить эту версию – дети чаще всего скрывают свои неудачи в школе. Постарайтесь в доверительной обстановке расспросить, что происходит в школе, как проходят будни, какие отношения с другими учениками. Надо знать, что если ребёнок искренне делится, что было вчера, сегодня, будет завтра, то эту версию можно откинуть. А если стал скрытным, то надо задуматься и попытаться выяснить ситуацию не только со своим чадом, но и учителями, сверстниками.

У ребёнка есть так называемая скрытая гиперактивность

Сейчас это довольно распространённая проблема, но такие дети ничем не отличаются от сверстников, а тем более от тех, которым поставлен диагноз “гиперактивность”. То есть, с интеллектом всё в норме, ребёнок не носится как угорелый, со школьной программой справляется. Но и родители, и учитель могли бы заметить, что любой внешний раздражитель выбивает его из колеи. Это может быть что угодно – просто шум, подошедший человек, звонок или неожиданное обращение. После этого ученик просто может не вернуться к предыдущему занятию, а переключается на что-то другое.

5 серьёзных причин, почему школьники не хотят выполнять домашние задания и что делать

Что делать? Если вы обратили внимание, что ребенок часто в процессе выполнения домашнего задания школьник часто отвлекается и утомляется, лучше всего обратиться к специалисту – неврологу. Он даст профессиональные советы, как корректировать поведение ребёнка и что делать родителям, тогда эта проблема будет решена в подростковом возрасте. Если пустить на самотёк, всё усилится.

И совет от детского психолога: такого ребёнка надо “утомить физически” до того, как садиться за уроки. Только после длительной прогулки или спортивной секции он сможет сосредоточиться на выполнении умственных задач.

Ученик просто отстал по программе

Эта ситуация сейчас самая распространённая. То учёба, то дистанционка, на которой многие дети расслабляются, есть целый ряд и других причин:

  • длительная болезнь;
  • прогулы уроков;
  • очень быстрый темп учёбы и ребёнок не успевает воспринять новый материал;
  • ученик не понимает пояснения, ему нужны дополнительные занятия;
  • смена школы.

Как правило, в таких ситуациях школьник начинает плакать. когда надо выполнять домашние задания.

Что делать? Любыми путями помочь догнать пропущенное – самим заниматься, договориться с учителем об индивидуальных занятиях, нанять репетитора. Надо понимать, что пока школьник не освоит пропущенный материал, он не сможет полноценно изучать новый, плюс, ему придется работать в два раза больше.

И самое главное, не надо критиковать и обвинять ребёнка в этой ситуации.

Читайте также: