Причина возникновения школьного олимпиадного движения в россии

Обновлено: 04.07.2024

Школьники чаще всего рассматривают олимпиады как шанс получить бюджетное место. В нашей стране более 80 из них дают призерам и победителям льготы при поступлении в вуз. Но олимпиад гораздо больше, и задачи у них самые разные. Рассказываем об истории, видах и пользе олимпиад, которая заключается не только в бонусах для абитуриентов.

История олимпиадного движения в России

Изначально целью олимпиад было привлечение школьников к серьезным занятиям науками, в том числе — новыми. Так, в 1965 году прошла первая олимпиада по лингвистике, потому что в это время появились компьютеры, работающие с текстовой информацией. Специальных наград победителям не полагалось, но для многих участие в олимпиаде определяло дальнейшую судьбу: стало первым шагом в большую науку.

С 1964 года начала формироваться система Всесоюзных предметных олимпиад, которая в 1991-м трансформировалась в систему Всероссийских олимпиад школьников.

Виды олимпиад

В зависимости от цели олимпиады делятся на соревновательные и обучающие.

Соревновательные

Эти олимпиады похожи на спортивные: они нацелены на выявление лучших в своей области и требуют специальной подготовки. Задания для них разрабатывают таким образом, чтобы участники могли показать глубину своих знаний, интеллектуальные способности и навыки решения нестандартных задач.

Самая популярная в России соревновательная олимпиада — ВсОШ. Победа в ней гарантирует поступление в ведущие вузы страны, а в некоторых регионах — денежный приз. Так, московский грант за участие в заключительном этапе ВсОШ составляет 100 000 рублей, а за победу — 500 000 рублей.

К соревновательной олимпиаде можно готовиться самостоятельно или с помощью учителей, репетиторов. Существуют даже специальные региональные центры вроде столичного Центра педагогического мастерства. Попасть на их курсы можно только после отбора, с ребятами занимаются не только педагоги по основному и смежным предметам, но и психолог. Он помогает овладеть техниками эффективного запоминания и развить способности к концентрации. В каникулы дети выезжают на сборы, как в спортивной секции.

Заключительный этап соревновательных олимпиад обычно проводится очно, чтобы исключить возможность подсказок и другой помощи.

Обучающие

Задача обучающих олимпиад — заинтересовать предметом самых разных детей и вовлечь их в решение сложных заданий. Они хорошо подходят для начальной школы, где соревновательность вредна, а процесс важнее результата. Частно ученик таким образом осваивает материал в течение всего года, решая задачи и пользуясь дополнительными материалами.

Задания в обучающих олимпиадах составляются так, чтобы участнику было достаточно базовых школьных знаний, а для решения требовалась смекалка. Часто дети узнают новое, даже не выполнив задание, просто из условий.

Образовательную олимпиаду можно проводить очно и онлайн. Но цифровые платформы имеют для этого больше возможностей.

Результаты обучающей олимпиады обычно не материальные, но ценные: повышение интереса к предмету, развитие абстрактного и логического мышления.

Что дают олимпиады

Будущему абитуриенту важно определиться с вузом и факультетом, чтобы понять, в каких олимпиадах участвовать и на что рассчитывать. Победа может засчитываться как максимальный балл за вступительные испытания или 100 баллов на ЕГЭ, а иногда дает возможность поступить и вовсе вне конкурса.

Кроме помощи с поступлением, интеллектуальные состязания могут стать отдушиной, выходом за рамки образовательного стандарта и учебника. Для старшеклассников это, по сути, единственная форма интеллектуальной деятельности, которая не завязана на ЕГЭ.

Учеников средних и младших классов олимпиады тоже вовлекают в изучение школьных предметов.

В каких олимпиадах участвовать в 2021 году

Соревнования и конкурсы для школьников в этом учебном году уже начались. Педсовет отобрал самые интересные.

Продвигаясь от простых задач к сложным, ученики узнают много нового и прекрасно проводят время. Все участники получают дипломы, а победители, решившие более 70 процентов задач правильно, — ценные призы.

Участие бесплатное, регистрация по ссылке.

Национальная технологическая олимпиада

В отборочном этапе участники решают задачи из школьной программы. Во втором и третьем этапах команды выполняют проектные междисциплинарные задания. Результатом должно стать работающее устройство, система устройств или компьютерная программа.

Участие бесплатное, регистрация по ссылке.

Один из первых в России обучающих игровых конкурсов по русскому языку для 2–11 классов проходит с 2000 года. Он проводится в школах и рассчитан на детей с разным уровнем знаний. Задания сформулированы в занимательной форме, и многие из них по силам выполнить не только продвинутым, но и самым обычным детям.

В 2021 году он состоится 12 ноября. Для участия требуется небольшой оргвзнос — 90 рублей в России.

Обучающая олимпиада стимулирует участников узнать побольше о Москве и посетить ее музеи, парки и усадьбы. Зарегистрироваться можно в одиночку или парой. К олимпиаде допускаются даже дошкольники. Для участия не обязательно жить в Москве: несколько туров проходят заочно, а на походы по музеям (минимум нужно посетить четыре музея и один парк или усадьбу) есть время до 31 марта 2022 года.

Участие бесплатное, регистрация доступна на сайте с 1 сентября 2021 года до 15 марта 2022 года.

Соболева Елена Сергеевна

Школьные предметные олимпиады - соревнование учащихся на лучшее выполнение какого-либо задания в некоторой важной области знания. Возникающие олимпиады характеризовал азарт борьбы, яростное стремление победить, радостная обстановка предвкушения успеха, готовность к упорной работе, умение школьников собраться и показать пик формы в нужное время и в нужном месте. С тех пор, Олимпиады по математике, физике, химии становятся традиционными и удерживают лидирующие позиции. В СССР в 1934 году, в Ленинграде состоялась первая в мире математическая олимпиада.

За последние 20 лет олимпиадное движение приобрело по-настоящему массовый характер. Сегодня олимпиады проводятся по всем предметам общеобразовательного курса, их более 20. Появились совершенно новые предметы, такие как экология и информатика, экономика и право. Олимпиадное движение постоянно расширяется и растет, оно дает путевку в жизнь самым талантливым школьникам, которые смогут ответить на вызовы, поставленные перед человечеством современным миром.

Всероссийская олимпиада школьников проходит в четыре этапа I этап - школьный II этап - городской III этап - областной IV этап - заключительный

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Описание презентации по отдельным слайдам:

ИСТОРИЯ ШКОЛЬНОГО ОЛИМПИАДНОГО ДВИЖЕНИЯ

Школьные предметные олимпиады - соревнование учащихся на лучшее выполнение какого-либо задания в некоторой важной области знания. Возникающие олимпиады характеризовал азарт борьбы, яростное стремление победить, радостная обстановка предвкушения успеха, готовность к упорной работе, умение школьников собраться и показать пик формы в нужное время и в нужном месте. С тех пор, Олимпиады по математике, физике, химии становятся традиционными и удерживают лидирующие позиции. В СССР в 1934 году, в Ленинграде состоялась первая в мире математическая олимпиада.

За последние 20 лет олимпиадное движение приобрело по-настоящему массовый характер. Сегодня олимпиады проводятся по всем предметам общеобразовательного курса, их более 20. Появились совершенно новые предметы, такие как экология и информатика, экономика и право. Олимпиадное движение постоянно расширяется и растет, оно дает путевку в жизнь самым талантливым школьникам, которые смогут ответить на вызовы, поставленные перед человечеством современным миром.

Всероссийская олимпиада школьников проходит в четыре этапа I этап - школьный II этап - городской III этап - областной IV этап - заключительный


В данной статье рассматриваются следующие аспекты: становление олимпиадного движения в мире и, в частности, нашей стране, а также развитие внеурочной деятельности и образовательных учреждений. Авторы статьи обосновывают огромный вклад ученых в развитие математики и соответствующих олимпиад. Проводится сравнительный анализ онлайн-олимпиад. Рассмотрены и приведены их примеры.

Ключевые слова : олимпиады по математике, Московская олимпиада, онлайн-олимпиады, советские математики, история олимпиадного движения, одаренные дети.

Мало кому известно о богатой истории развития олимпиадного движения. Она берет своё начало с конца далекого девятнадцатого века. Тогда, в Румынии, в 1886 году, состоялся первый математический конкурс среди выпускников лицеев, поэтому именно 1886 г. считается началом олимпиадного движения в математике. Во многих странах олимпиадам предшествовали различные заочные конкурсы по решению задач.

Первой полноценной олимпиадой по математике считается проведенное в 1894 году, в Венгрии, состязание учащихся школ. Ее организация была осуществлена по инициативе Венгерского физико-математического общества, возглавляемого знаменитым венгерским физиком Лорандом Этвёшем. К составлению задач были привлечены лучшие умы страны. Задачи отличались оригинальностью, неожиданностью и глубиной постановки, но в то же время допускали простые и доступные для понимания решения. С того времени эти олимпиады проводились каждый год, с перерывами, которые были связаны со случившимися двумя мировыми войнами.

Проведение этих олимпиад привлекло внимание школьной молодежи к проблемам и методам математики того времени. Кроме того, удалось продемонстрировать, над чем работает отечественная математическая наука, каких достижений добились наши ученые.

В первой Московской олимпиаде приняло участие 314 школьников, что в то время являлось большим успехом. Во втором заключительном туре приняло участие 120 человек, из которых трое были удостоены первых премий, а пятеро школьников — вторых премий.

Успех первой Московской олимпиады явился причиной переосмысления работы со школьниками, в частности это послужило толчком для возникновения Школьного математического кружка при МГУ, где читались математические лекции на разные темы и проводились дискуссии. Его организаторами стали Люстерник Л. А., Шнирельман Л. Г., Гельфанд И. М.

Сотрудники Московского городского института усовершенствования учителей совместно с наиболее опытными учителями и преподавателями МГУ с 1949 г. стали проводить районные математические олимпиады. Это позволило привлечь к занятиям еще более широкий круг школьников. Вслед за МГУ свои математические олимпиады стали проводить и другие вузы, наряду с городскими олимпиадами возникла система республиканских, Всесоюзных и Международных олимпиад [1, с.8].

В 50–60 годы 20 века в Советском Союзе приняли решение о создании школ-интернатов для набора и обучения детей из провинции. Первой из таких в нашей стране стала физико-математическая школа-интернат в Новосибирске, основанная в январе 1963 под руководством академика М. А. Лаврентьева. Далее стали возникать и классы с углубленным изучением математики в обычных школах.

Советской системе обучения никто не мог противопоставить уровень подготовки одаренных детей. В СССР работа с талантливой молодежью велась в разных формах и приносила свой результат, который выразился в значительных достижениях отечественной математики.

В современной России внеурочной деятельности и дополнительному математическому образованию уделяется не меньше внимания, чем когда-то в Советском Союзе, что вносит большой вклад в степень успешности развития математики.

Почти все известные российские математики в школьные или университетские годы участвовали в олимпиадах и становились призерами.

Олимпиадное сообщество в настоящее время динамично развивается, основные цели и задачи обозначены. Так, основной целью проведения олимпиад по разным предметам, в частности математических, являются выявление и развитие таланта, поиск одаренных детей, а также всестороннее развитие обучающихся.

К настоящему моменту можно уверенно сказать, что облик математических олимпиад сформирован, но все же претерпевает незначительные изменения.

Олимпиада как инструмент — это мощный источник мотивации. Легко себе представить школьника, который успешно справляется с задачами из учебника и даже с задачами со звездочкой в конце главы или в конце учебника. На этом он не останавливается, а наоборот, хочет большего. Попадая на школьный этап всероссийской олимпиады по математике, этот школьник видит, что он может решать задачи более сложные, более интересные, творческие. Тем самым, обучающийся старается узнать больше дополнительных сведений из теории, посмотреть материал сверх школьного курса, чтобы в дальнейшем применить эти знания на олимпиадах. Тяга к знаниям — это основа для ускоренного развития и мотивации.

В нашей стране не хватает математиков, способных делать открытия, искать нестандартные способы решения задач и предлагать их практическую реализацию в разных сферах жизни, тем самым расширяя область применения школьного курса математики. Это позволит заинтересовать обучающихся и задуматься о важности изучения данной дисциплины.

Сейчас олимпиады проводятся не только для учащихся старших классов, но и для всех возрастных категорий с учетом их возможностей при составлении олимпиадных заданий.

В нашей стране проводится значительное число олимпиад под разными названиями, также они разнятся и по своей значимости. С каждым годом их количество растет, многие из них выходят на международный уровень. Огромную популярность завоевывают дистанционные олимпиады по математике.

К примеру, международная онлайн-олимпиада BRICSMath проводится ежегодно и предназначена для обучающихся 1–11 классов школ Бразилии, России, Индии, Китая и ЮАР. Каждый ученик из стран БРИКС может принять участие в олимпиаде BRICSMath.

История проекта данной олимпиады началась с 2017 г. Первоначально в ней приняли участие 670 тысяч школьников из 5 стран. Уже к 2020 г. насчитывалось 2300000 участников из 7 стран мира. Кроме этого, впервые в олимпиаде приняли участие Вьетнам и Индонезия.

Олимпиада BRICSMath состоит из 8 ярких интерактивных заданий. Задания представлены в понятной игровой форме и нацелены на тренировку внимания, логики и пространственного воображения. Для участия в олимпиаде не требуется углубленных знаний математики.

Задачи доступны на многих языках мира: португальском, русском, хинди, английском и китайском [3].

Положительным аспектом проведения является то, что соревнование проходит в два тура: пробный и основной. Пробный тур дает возможность испытать свои силы и потренироваться перед основным туром. Данный тур не обязателен для прохождения, без него можно сразу участвовать в основном туре. На выполнение заданий второго тура дается один час. Результаты доступны сразу после выполнения заданий олимпиады. Все участники и учителя будут награждены призами.

В настоящее время остается актуальной проблема поиска новых форм и методов обучения всех возрастных категорий школьников с целью выявления одаренных детей и дальнейшего их стимулирования. Сегодня итоги олимпиад являются показателем проведенной внеклассной и внешкольной работы. Школьные, районные, областные, всероссийские и международные олимпиады по математике позволяют определять качество знаний и оценивать состояние преподавания математики на различных уровнях. Показателем работы учителей математики служит, в частности, количество учащихся, которые добились высоких результатов в рамках участия на олимпиадах. Однако не все зависит от учителя. Огромную роль играет врожденная предрасположенность ребенка к познанию точных наук, в том числе математики.

Таким образом, одаренные дети могут проживать в любом регионе, в любом муниципальном образовании, учиться в любом образовательном учреждении и именно олимпиады помогают этих детей выявить.

Основные термины (генерируются автоматически): олимпиада, математик, олимпиадное движение, Московская олимпиада, ребенок, участие, внеурочная деятельность, время, основной тур, Советский Союз.

Ключевые слова

одарённые дети, олимпиады по математике, Московская олимпиада, онлайн-олимпиады, советские математики, история олимпиадного движения

олимпиады по математике, Московская олимпиада, онлайн-олимпиады, советские математики, история олимпиадного движения, одаренные дети

Олимпиадное движение –это очень важное направление в обучении детей, где помимо углубленного изучения материала ребенок получает важный опыт работы в рамках Олимпиад, что позволит ему выработать навык работы в такой обстановке и он сможет более уверенно себя чувствовать на пресловутых ОГЭ и ЕГЭ, показать лучший результат на экзаменах. В любом случае, кто бы как не относился к ЕГЭ и к ОГЭ, мы все понимаем, что эти экзамены в ближайшей перспективе никто среди тех, кто принимает решение, отменять не собирается.

Школьные олимпиады - это хороший инструмент, позволяющий развить у ребенка стремление к самостоятельному поиску и изучению материала, развитию умения концентрироваться в сложной ситуации и многое другое.

Предлагаем вниманию родителей и учителей следующий список важных сайтов, где можно найти информацию по проведению различных олимпиад:

- Учи.ру — интерактивная образовательная онлайн-платформа

Всероссийская олимпиада школьников

Еще хотим отметить такую Олимпиаду как: Всероссийская олимпиада школьников, как один из самых серьезных испытаний в олимпиадном движении России. И если вы решите, что ваш ребенок будет принимать участие в ВсОШ, то вам пригодятся важные разделы сайта олимпиады:

Что дает ВсОШ, если ребёнок побеждает?

Победители и призеры заключительного этапа олимпиады имеют право быть зачисленными на профильный факультет любого ВУЗа без вступительных испытаний. Если же победитель выбирает факультет по непрофильной специальности, то по решению ВУЗа ему могут зачесть 100 баллов по ЕГЭ по предмету, который соответствует профилю олимпиады.

Какую именно льготу получает победитель олимпиады, каждый ВУЗ решает самостоятельно: ВУЗ может определить свой внутренний перечень олимпиад, призерам которых он предлагает льготы. И очень многие ВУЗы этим правом пользуются, отбирая в свой список только утвержденные олимпиады.

Так же стоит помнить, что обычной является практика, когда ВУЗ устанавливает правило подтвердить свой олимпийский результат на ЕГЭ, набрав по профильному предмету не менее 75 баллов, но есть случаи, когда и этот порог повышается до 85 баллов.

Читайте также: