При петре i появились специализированные школы с математическим уклоном которые назывались

Обновлено: 05.07.2024

Учебники и учебные пособия выдавались ученикам для постоянного пользования. В обучении применялись наглядные пособия: глобус, географические карты, таблицы, приборы и инструменты. Для занятий по астрономии была оборудована обсерватория, где имелся лучший для того времени телескоп. Здесь под руководством Л. Ф. Магницкого и А. Д. Фарварсона велись астрономические наблюдения. Большое внимание обращалось на практическую подготовку учащихся к мореплаванию и геодезическим работам. Навигаторы проходили практику на морских кораблях ежегодно от февраля до октября. Для повышения общей культуры будущих навигаторов при школе был устроен театр. Группа актеров, выписанная из Данцига, вместе с учениками устраивала спектакли.

Окончивших школу определяли во флот, направляли в артиллерию, гвардию, назначали инженерами, топографами, учителями, а также посылали учиться за границу.

В 1715 г. высшие (мореходные, или навигаторские) классы школы были переведены в Петербург, где на основе их образована Морская академия. К этому времени школа подготовила около 1200 специалистов морского дела. С 1716 г. она считалась приготовительным училищем Морской академии и обучала главным образом математике. В таком виде школа просуществовала до 1752 г. По времени возникновения Школа математических и навигацких наук была первой и самой крупной реальной школой в Европе. Ее воспитанники стали также организаторами и первыми учителями многих новых школ, создаваемых в стране.

Открытие в 1715 г. в Петербурге Морской академии было важным шагом в развитии школьного образования в России. Для преподавания в ней были переведены из Москвы А. Д. Фарварсон, С. Гвин и восемь русских навигаторов. Общее руководство Морской академией осуществлял А. А. Матвеев.

По инициативе А. Л. Нарышкина в Морской академии было введено практическое изучение корабельной архитектуры, для чего учащиеся построили модель корабля. Для практического изучения морского дела учащиеся принимали участие в морских походах.

Академия подготовила в XVIII в. много крупных специалистов флота, при ней проходили практику морские гвардейцы и геодезисты. Из воспитанников академии отбирались учителя для цифирных, адмиралтейских и гарнизонных школ.

При участии Морской академии снаряжались первые географические и гидрографические экспедиции.

Школы по подготовке артиллеристов, инженеров, врачей, подьячих. Школы по изучению иностранных языков

Рисунок 3 - Артиллерийско-инженерная школа

В 1703 г. открылась Московская инженерная школа. В 1712 г. контингент ее учащихся был определен в 100-150 человек. Учащиеся сначала изучали арифметику и геометрию, для чего их нередко посылали в Школу математических и навигацких наук, а затем фортификацию. По документам известно, что в ней наряду с другими использовались книги Яна Амоса Коменского. В марте 1719 г. открылась Петербургская инженерная школа, с которой в 1723 г. слилась вышеупомянутая московская. После этого слияния число учащихся школы доходило до 176 человек. Заведовал школой известный инженер Де-Кулон, преподавателями работали русские офицеры. В школе последовательно изучали арифметику, геометрию, тригонометрию, фортификацию. Окончивших направляли в воинские части.

При изучении анатомии и хирургии использовался анатомический атлас, составленный анатомом Г. Бидлоо, отцом Николая Бидлоо. При госпитале был свой анатомический театр. Теоретические занятия велись преимущественно на латинском языке. Первый выпуск из школы состоялся в 1713 г., последующие происходили регулярно через каждые пять лет.

В 1716 г. открылась вторая, Петербургская медицинская школа. Обучение в ней было организовано по образцу московской.

В связи с осуществлением административных реформ была сделана попытка организовать юридическое образование. Создавались особые школы для подготовки канцелярских служащих. 10 ноября 1721 г. был издан указ об учреждении школы для обучения подьячих.

Школы для изучения иностранных языков, открываемые по инициативе частных лиц, содержались полностью или частично на государственные средства и находились под контролем правительственных учреждений. В них учились дети разных сословий, главным образом чиновников государственного аппарата, которым по роду деятельности необходимо было знание иностранных языков.

Цифирные (арифметические) школы

В начале XVIII в. правительство Петра I сделало первую попытку создать на всей территории России сеть государственных общеобразовательных начальных школ, которые давали бы учащимся знания в чтении, письме, арифметике, подготовляли их к государственной светской и военной службе, для работы на заводах и верфях, к обучению в профессиональных школах. Организация общеобразовательных школ проводилась через Военную, Адмиралтейскую и другие коллегии, магистраты, а также церковь, в распоряжении которой имелись необходимые для этого средства (помещения, учителя, известный педагогический опыт). Государственные школы для обучения детей грамоте и счету создавались при архиерейских домах, при верфях, горных заводах, воинских частях.

Первые школы подобного типа были открыты по инициативе А. А. Курбатова в 1711 г. в Архангельске, где он исполнял должность вице-губернатора.

Рисунок 4 - Цифирная школа

Для преподавания в открываемых цифирных школах использовались воспитанники Московской школы математических и навигацких наук и Морской академии.

Организация школ натолкнулась на большие препятствия. Сохранившаяся обширная переписка по этому вопросу говорит о том, что очень многими это воспринималось как тяжкое бремя. Местные власти нередко отказывались предоставлять помещения для них и выделять средства на содержание учителей.

Цифирные школы не смогли утвердиться. Они не получили поддержки в кругах дворянства и духовенства, стремившихся обособить своих детей от других сословий. Для посадских жителей школы были очень неудобными, так как находились далеко от торговых центров и посадов, общежитий и интернатов при них не имелось. Эти школы не имели достаточных средств на содержание учителей и учащихся. Грубые принудительные меры, применяемые при наборе в школы и в процессе обучения, создавали также отрицательное отношение к ним.

Хотя цифирные школы не смогли утвердиться в качестве основного типа русской школы, все же в развитии русской педагогики они имели большое значение. Они являлись первыми светскими государственными школами в провинциальной части России. Их сеть была относительно разветвленной. В них велось обучение арифметике, начальной геометрии, географии. Опыт цифирных школ послужил основанием для организации учебной работы светских школ других типов - адмиралтейских гарнизонных и горнозаводских. Многие учителя цифирных школ перешли на работу в эти школы и продолжали плодотворно трудиться в области начального обучения.

Гарнизонные, адмиралтейские и горнозаводские школы

В первой четверти XVIII в. возникают государственные гарнизонные и адмиралтейские школы для обучения детей солдат и матросов. Школы предназначались для подготовки унтер-офицеров и других лиц младшего командного состава армии и флота, а также мастеровых для строительства судов и обслуживания кораблей. Эти школы находились на полном государственном содержании. Первая гарнизонная школа для солдатских детей была открыта еще в 1698 г. при артиллерийской школе Преображенского полка. В ней обучали грамоте, счету и бомбардирскому делу. Школы для солдатских детей имелись также при артиллерийской и инженерной школах в Петербурге. В 1721 г. последовало распоряжение об учреждении гарнизонных школ при каждом полку на 50 солдатских детей для обучения их грамоте и мастерству.

Первая адмиралтейская русская школа открыта в Петербурге в 1719 г. В том же году подобные школы открыты в Кронштадте и Ревеле, а затем (около 1720 г.) в Таврове и при Петербургской партикулярной верфи (1722).

Рисунок 5 - Первая адмиралтейская школа

Гарнизонные, адмиралтейские, горнозаводские школы Урала и Олонецких заводов получили дальнейшее развитие во второй четверти XVIII в. Они сыграли положительную роль в распространении грамотности и технических знаний среди низших сословий, в подготовке кадров для армии и флота, строительного дела и промышленных предприятий.

2222299_127628035_1374640678_8304da29042e4bc6ba9d92d4adf18b46 (700x349, 65Kb)

Неудачное начало Северной войны и особенно поражение под Нарвой показали необходимость создания в России собственных профессиональных военных кадров в области артиллерии и военно-инженерного дела.

"…на новом пушечном дворе вы c троить деревянные школы и в тех школах учить пушкарских и иных посторонних чинов людей и детей их словесной и письменной грамоте и цифирю и иной инженерной наукам и будучи им в тех школа учица вышеписаным наукам с прилежанием, а выучась, без указу с Москвы не съехать, также в иной чин кроме артиллерии не отлучатца и кормить и поить их в вышеписанных же школах…"

Школа математических и навигацких наук (школа Пушкарского приказа ) — первое в России артиллерийское, инженерное и морское училище, историческая предтеча и предшественник всей современной системы инженерно-технического образования России, созданное для подготовки артиллеристов, инженеров и моряков армии и флота.

День учреждения школы отмечается как день штурмана Военно-Морского Флота Российской Федерации.

На первых порах Навигацкая школа размещалась в "Мастерских палатах" на Хамовническом дворе в Кадашах. Но профессор Генри Фарварсон, приглашенный Петром I изза границы для постановки учебного процесса, нашел это помещение тесным и неудобным, прежде всего, для проведения астрономических наблюдений. По просьбе профессора последовал царский указ - "Об отдаче Сретенской (Сухаревой) башни для помещения математической школы".

gn9r0m0MQeltN7Km (445x700, 238Kb)/2222299_suharevskayabashnya (513x604, 343Kb)

С этого момента основания находилась в ведении Оружейной палаты, подчинённой Пушкарскому приказу, которой руководил Ф. А. Головин. Под школу была выделена Сухарева башня со всеми строениями и землей. В Военной энциклопедии Сытина сказано, что Московская пушкарская школа заведена и построена стараниями А. А. Виниуса. Изначально школу возглавлял Яков Вилимович Брюс.

Сухарева башня - четырехъярусное строение вполне соответствовало назначению школы. Оно размещалось на "пристойном" и высоком месте. Последнее, а также наличие башни, "где можно свободно горизонт видеть", позволяло учащимся делать обсервации (т. е. определять свое место по измеренным высотам светил), наблюдать за небесной сферой по всему горизонту. Высокие потолки и светлые помещения создавали благоприятные условия для работы с картами и чертежами. Само здание как бы напоминало некий корабль, в котором галереи 2го яруса, опоясывавшие здание, играли роль шканцев - самого почетного места на парусном корабле (часть верхней палубы в его корме).

2222299_127628237_te6Qn4MumE (699x507, 94Kb)

Восточная оконечность дома могла "быть увиденной" как нос корабля, западная часть - как его корма. В третьем ярусе размещались классные комнаты и "рапирный зал", предназначенный для проведения уроков фехтования и гимнастических упражнений. С западной ("кормовой") части здания был построен амфитеатрхранилище "машкерадного кораблика", то есть модели парусного корабля, использовавшегося "для потех".

2222299_436 (700x470, 297Kb)

В особо торжественные дни, например, в день празднования заключения Ништадтского мира со Швецией в 1721 г., тот кораблик с поставленными парусами, расцвеченный днем сигнальными флагами, а ночью фонарями, возили по улицам Москвы, прославляя Российский флот, чьи победы были существенным вкладом в дело успешного завершения многолетней войны.

2222299_2_0 (700x508, 305Kb)

. Обучение в школе продолжалось два года. Низший класс назывался "школа словесная". Задачей этого класса было обучить грамоте. Второй класс назывался "школа цифирная". В этом классе изучалась математика. Выпускной класс назывался "школа инженерная". На этом этапе обучения обучались основам артиллерийского дела, фортификации, минному делу, понтонному делу, которые считались частью артиллерийской науки и специалисты инженерного дела также считались артиллеристами. Выпускниками Школы стали комплектоваться первые минерные подразделения регулярной российской армии.

2222299_bfacd5afdd0be0c8b476bd1697ac3b83b9722fce (700x538, 339Kb)

Все учителя после открытия школы жили при ней в нижнем этаже Сухаревской башни. Учителей при школе было четверо – три иностранца, привезённых царём из Англии, как уже говорилось: Эндрю Фарварсон, обучавший математике, астрономии и морским наукам, Стефан Гвин и Ричард Грейс (называемый “Рыцарь Грызь”), обучавшие навигаторским наукам и науке фехтования, и один русский — Леонтий Филиппович Магницкий, который обучал и грамоте, и письму, и арифметике, знал греческий, латинский, итальянский и немецкий языки, владел сведениями по астрономии и навигации.

2222299_lf_maghnitskii__vielikii_russkii_matiematik1_png (500x374, 20Kb)

Леонтий Магницкий был назначен управляющим над учениками и учебным процессом. Фактически школа держалась именно на нём — доверенном лице вечно отсутствовавшего директора Фёдора Головина.
Программа школы была составлена самим Петром I вместе с Фарварсоном.

2222299_127627395_fe090a8416d504bfc60459ae937a6f6b (450x315, 246Kb)

Многие учебники были составлены усердием учителей этой школы либо под их редакцией. В 1703 году вышел первый русский учебник математики, составленный Леонтием Магницким. Он был написан специально для Навигацкой школы. Назывался он “Арифметика, сиречь наука числительная. ”. Это была целая энциклопедия математики и её приложений XVIII века. Здесь впервые в России были использованы для вычислений “арабские” цифры, впервые было изложено учение о десятичных дробях. Она охватывала основы алгебры, геометрии и тригонометрии и давала довольно обстоятельное руководство по мореходной астрономии и навигации со многими таблицами.

2222299_466175600 (600x472, 96Kb)

В Навигацкой школе имелись различные астрономические и геодезические приборы, инструменты для определения времени по звёздам Малой и Большой Медведиц, морские атласы — “книги морских хартин”, готовальни, различные циркули, учебники. В мастерской школы изготовлялись точные приборы. В ней начал работать Андрей Нартов, знаменитый русский механик. Каждый ученик, кроме бумаги, карандашей, гусиных перьев и чернил, имел аспидную доску с “каменными перьями” (грифелями) для черновых записей.

2222299_img_phpH8KLLP_Vika_0_9 (640x360, 77Kb)

Наверху в башне располагалась первая в России астрономическая обсерватория с хорошими телескопами для научных наблюдений и учебных практических занятий. Здесь же находились астрономические часы и ценная научная библиотека. Преподаватели школы Фарварсон и Магницкий по заданию Петра проводили вычисления будущих солнечных и лунных затмений, для “обнародования в целях предупреждения суеверных толков”. В нижнем ярусе башни был размещён привезённый с Ивановской колокольни большой голландский медный глобус (диаметром 2 м), подаренный иностранцами царю Алексею Михайловичу, отцу Петра I.


ml14 (700x398, 239Kb)

Однако Петр I быстро убедился, что инженерное дело слишком специфично и готовить офицера одновременно как артиллериста и сапера нецелесообразно.

shturman1 (554x700, 121Kb)

Указом от 19.7.1702 г. Инженерный класс разделяется на два " пушкарский " и " инженерный ". В Инженерный класс было переведено 24 человека. Таким образом, структура обучения с лета 1702 г. предусматривала две ступени общего обучения и последняя ступень - специализация. Главным предметом обучения были математические и навигацкие науки (артиллерийские, инженерные и морские науки). Школа выпускала молодых людей во все роды оружия и службы, военные и гражданские, которые требовали некоторых научных знаний или просто знания русской грамоты. Таким образом из школы выходили, кроме моряков, инженеры, артиллеристы, учителя в другие школы, геодезисты, архитекторы, гражданские чиновники, писаря, мастеровые и т. д. Одним из первых выпускников Московской Инженерной и артиллерийской школы в 1704 году стал Российский историк, государственный деятель Василий Никитич Татищев .

2222299_foto6 (490x576, 103Kb)

Военные инженеры пользовались в вооруженных силах большими преимуществами, их оклады отличались от окладов офицеров других родов войск, а наиболее преуспевающие в инженерном деле прежде других производились в высшие чины.

После смерти Ф. А. Головина в 1706 году школа перешла в ведение Приказа Морского флота, а затем, в 1712 году, в ведение Адмиралтейской канцелярии. Главный надзор за школой осуществлял граф Ф. М. Апраксин.

2222299_44_jpeg (581x700, 247Kb)

16 (27) января 1712 г. Пётр I приказал отделить инженерную школу от школы пушкарского приказа, увеличить число учащихся в четыре раза , образовать дополнительные инженерные и артиллерийские школы (классы) и усилить их математическую подготовку.

В 1712 году часть учеников артиллерийских и инженерных классов школы были переведены в Санкт-Петербург, и на их основе были созданы самостоятельные учреждения — инженерная и артиллерийская школы, согласно Указу от 16 (27) января 1712 года.

2222299_127629105_VpereryvahmezhdusrazhenimiPetrIredaktiruetpervyjuchebnikgeometrii (699x520, 88Kb)

В 1715 году навигаторские классы школы были переведены в новую столицу, после чего на их основе была создана Морская академия (или, как она ещё именовалась, — Академию морской гвардии) , а сама школа лишилась своего прежнего статуса и стала подготовительным училищем при Академии. В 1717 году начальником школы назначен капитан Брунц.

2222299_006 (700x250, 62Kb)

Кикины палаты. В этих зданиях размещалась Морская академия

Makhayev,_Kachalov_-_View_of_Neva_Downstream_between_Winter_Palace_and_Academy_of_Sciences_1753_(right) (700x508, 78Kb)

Но и этого оказалось мало для потребностей развивавшейся русской армии, поэтому в 1719 г. по указу царя была создана Санкт-Петербургская инженерная школа, а спустя 4 года московская школа была переведена в Санкт-Петербург и объединена со столичной.

Для усиления значимости инженерных войск и для привлечения дворян к обучению инженерному делу в Табели о рангах (1722) офицеры инженерных войск были поставлены на ранг выше офицеров пехоты и кавалерии, что объяснялось высокими требованиями к их образовательному уровню.

96665761 (500x618, 288Kb)

Все эти меры привели к тому, что к 1725 г. российские инженерные войска насчитывали уже 12 штаб-офицеров, 67 обер-офицеров и 274 кондуктора, которые успешно выполняли поставленные перед ними задачи.

Так зарождались инженерные войска России, сыгравшие огромную роль в защите Отечества в разные исторические периоды.

В память об учреждении первой инженерной школы 18 сентября 1996 г. Указом Президента Российской Федерации 21 января было объявлено Днём инженерных войск.

Школа математических и навигацких наук была упразднена в 1753 году, однако на правопреество с ней претендуют многочисленные военные учебные заведения.

Федорова Валентина Николаевна

ученик 8 класса МКОУ СОШ п. Прудовой Екатериновского района Саратовской области Тарасов Андрей. Руководитель Фёдорова В.Н.

Презентация рассказывает об истории создания математических и навигацких наук в России при Петре Первом, о содержании преподавания в школах России, первых учителях, первых русских учебниках по математике, Материал можно использовать на уроках математики, истории, а так же на внеклассных мероприятиях

ВложениеРазмер
shkola_matematicheskih_i_navigatskih_nauk.pptx 935.61 КБ
Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

ШКОЛА МАТЕМАТИЧЕСКИХ И НАВИГАЦКИХ НАУК Работу выполнил : ученик 8 класса МКОУ СОШ п. Прудовой Екатериновского рвйона Саратовской области Тарасов Андрей . РУКОВОДИТЕЛЬ – учитель математики ФЁДОРОВА ВАЛЕНТИНА НИКОЛАЕВНА Здание Сухаревой башни, где размещалась Школа математических и навигацких наук

СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ 25 января 1701 года по указу Петра I была создана Школа математических и навигацких наук, которая размещалась в Сухаревой (Сретенской) башне в Москве, на верху которой была открыта астрономическая обсерватория с телескопом. Навигацкая школа была учреждена в интересах подготовки национальных кадров для комплектования строящегося военного флота, защиты Отечества от угрозы вторжения с моря, избавления от иностранной зависимости в областях образования и науки. Сухаревская школа (так неофициально называлась Московская Школа математических и навигационных наук), 14 лет существовала как самостоятельное учебное заведение, являясь первым в России светским и полноценным военно-учебным заведением. Она стала первой в России специализированной технической школой с базовой математической подготовкой, и до 1715 года являлась государственным учебным заведением для подготовки специалистов морского флота, судостроителей, геодезистов и других специальностей. Число ее учащихся колебалось в пределах 300-500 человек, изначально она управлялась Оружейной палатой (до 1706 года), а впоследствии — Приказом морского флота и Адмиралтейств-коллегией. Большую часть учеников составляли подростки и юноши горожан всех сословий (кроме крепостного) в возрасте от 12 до 20 лет. Они получали казенное содержание, нуждающиеся — полное государственное обеспечение, а весь учебный курс состоял из трех классов — начального (чтение, письмо, счет), арифметического (арифметика, геометрия, тригонометрия) и высшего навигаторского, который включал в себя высшую математику, астрономию, черчение, геодезию и практическую навигацию. В школе преподавали известнейшие в то время русские педагоги Л. Ф. Магницкий и А. Д. Фархварсон , а также выпускники лондонской Королевской математической школы С. Гвин и Р. Грейс. Специально для школы были подготовлены печатные учебные пособия: “Арифметика” Магницкого 1703 года, “Таблицы логарифмов и синусов” Фархварсона , Гвина и Магницкого (1704 год).

СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ Сразу по окончании Школы математических и навигацких наук ее выпускников в обязательном порядке отправляли на флот, на геодезическую и архитектурно-строительную практику — на судостроительные верфи, прокладку дорог и другие работы. В 1714 году вышел указ, согласно которому выпускники школы также могли направляться учителями в цифирные, артиллерийские, инженерные и адмиралтейские школы. А те, кто окончил две первые ступени школы, имели право работать писарями на гражданской службе. Школу математических и навигацких наук в разное время окончили адмиралы Н. Ф. Головин и В. Я. Чичагов , геодезисты И. К. Кирилов, М. С. Гвоздев, И. М. Евреинов, Ф. Ф. Лужин, видный деятель просвещения Н. Г. Курганов и другие. Примерно через 10 лет после открытия школа приобрела черты закрытого сословного учебного заведения, в котором специальным указом был установлен процент учащихся для дворян. В 1715 году навигаторские классы школы были переведены в Петербург, где на их основе создали Морскую академию. А русский и арифметический классы оставались в Москве до 1752 как подготовительная школа новой академии — Навигацкой школы, которую упразднили после учреждения Морского шляхетного кадетского корпуса. Преемником Школы стало Высшее военно-морское училище им М.В. Фрунзе, которое в настоящее время переименовано в Высший морской институт им. Петра Великого. Сразу по окончании Школы математических и навигацких наук ее выпускников в обязательном порядке отправляли на флот, на геодезическую и архитектурно-строительную практику — на судостроительные верфи, прокладку дорог и другие работы. В 1714 году вышел указ, согласно которому выпускники школы также могли направляться учителями в цифирные, артиллерийские, инженерные и адмиралтейские школы. А те, кто окончил две первые ступени школы, имели право работать писарями на гражданской службе. Школу математических и навигацких наук в разное время окончили адмиралы Н. Ф. Головин и В. Я. Чичагов , геодезисты И. К. Кирилов, М. С. Гвоздев, И. М. Евреинов, Ф. Ф. Лужин, видный деятель просвещения Н. Г. Курганов и другие. Примерно через 10 лет после открытия школа приобрела черты закрытого сословного учебного заведения, в котором специальным указом был установлен процент учащихся для дворян. В 1715 году навигаторские классы школы были переведены в Петербург, где на их основе создали Морскую академию. А русский и арифметический классы оставались в Москве до 1752 как подготовительная школа новой академии — Навигацкой школы, которую упразднили в 1753г. после учреждения Морского шляхетного кадетского корпуса. Преемником Школы стало Высшее военно-морское училище им М.В. Фрунзе, которое в настоящее время переименовано в Высший морской институт им. Петра Великого.


Считается, что Петр I стремился поставить русскую жизнь на западноевропейские основы без учета русских традиций и русского потенциала. В. Ключевский полагал, что царь пытается вооружить российское государство и людей западноевропейскими средствами, умственными и материальными, тем самым ставя государство в один ряд с положением, которое оно завоевало в Европе.

Первоначально Петр I пытался использовать научный и образовательный потенциал развитых европейских стран. Отправка русских людей за границу означала резкую революцию в умах современников, поскольку контакты с иностранцами до Петра не приветствовались, только лицам, выполнявшим дипломатические функции, и торговцам было разрешено уезжать. Однако теперь посланники за границей поощрялись и совершались с применением силы.

В 1699 году король разрешил подданным путешествовать в европейские страны для обучения. Книги были необходимы для распространения знаний, поэтому Петр Великий начал печатать их первыми, в том числе и за рубежом. В 1700 году он передал амстердамскому купцу Яну Тессингу письмо для публикации и продажи в России светских книг, географических карт и т. Д. Но голландец понес убытки: в России было мало потребителей, качество книг было низким. В конце 1600-х годов у Петра I была определенная программа распространения Просвещения в России, которую он объявил в интервью с Патриархом Адрианом в октябре 1699 года. Король жаловался на невежество священников, которые мало знали о грамотности во время церковного обучения, после его смысл, был необходим в жизни. И он высказал мысль о необходимости светского образования. В конце 17 века царь Петр выбрал светскую профессиональную школу в качестве доминирующей образовательной модели.

14 января 1701 года царь издал указ об учреждении в Москве первого в России военно-технического училища при Вооруженных силах. Школа выпустила молодых людей во всех видах услуг, военных и гражданских, которые нуждались в некоторой научной информации или знаниях грамотности; Кроме моряков, навигационное училище покинули моряки, инженеры, артиллеристы, учителя других школ, геодезисты, архитекторы, госслужащие, чиновники, ремесленники и другие.

Математико-навигационное училище предназначалось для воспитания дворянских детей и детей чиновников. Богатые дворяне не хотели, чтобы их дети учились со своими сверстниками. Поэтому во многих отношениях значительная часть обучающихся принадлежала к бедным. Первый набор математических и навигационных школ был определен в 500 учениках от 12 до 17 лет.

Сухаревская башня приобрела огромную известность: в первой четверти XVIII века она считалась центром математики и общего обучения. В Сухаревской башне им удалось сделать астрономические наблюдения и расчеты. Судьба Сухаревской башни была трагичной. В 30-х годах XX века он был снесен.

Во время пребывания Кинга в Англии он встретил Эндрю Фарварсона, профессора Абердинского университета, и пригласил его в Россию. В соответствии с указом Петра Великого об образовании математической и навигационной школы математическая школа была предписана Андрею Даниловичу Фарварсону, навигационной школе Степана Гвина и Ричарда Грейса.

Во время редактирования Фарварсон был сделан перевод и публикация нескольких начал Евклида. В документе 1737 года отмечается важность деятельности А. Д. Фарварсона: с его помощью в России была введена первая математическая подготовка, и почти все они обучались морским наукам на флоте. Только впервые Россия использовала иностранцев в качестве учителей. Сохранилась информация о деятельности первого русского учителя математики — Леонтия Филипповича Магнитского.

Школа сыграла большую роль в истории российского образования. Она подготовила ускоренный выпуск значительного числа математиков и штурманов, профессиональных специалистов с широким профилем. Школа математики и мореплавания была первым центром распространения светской науки, прежде всего математики, и первым образовательным учреждением, где готовили учителей математики.

В 1752 году Санкт-Петербургская морская академия была преобразована в военно-морской кадетский корпус, что сделало ее институтом недвижимости вместе с сухопутным кадетским корпусом. Навигационная школа была расформирована, и только дети дворян были переведены из нее в военно-морской кадетский корпус.

В 1714 году специальным указом в провинциальных городах были созданы цифровые школы при епископских домах и крупных монастырях. С этого года математическое образование получило обязательный статус. Состав студентов определялся указом и считался довольно разнообразным. Созданным школам было приказано выделить помещения в епископских домах и монастырях. В 1716 году он был обнаружен в различных

В российских городах 12 цифровых школ. К ним в 1720–1722 годах присоединился еще к 30. В 1727 году в эти школы было набрано около 2000 человек.

Распределение учеников по сословному составу

Изображение выглядит как снимок экрана Автоматически созданное описание

В 1720 году король получил жалобу от горожан. Их дети отправляются в города и содержатся в тюрьмах за охраной. Дети ничему не учатся и просто теряют время. Синод потребовал вернуть детей священства в епархиальные школы, после чего учеников не осталось в 14 из 42 цифровых школ. Учителя вернулись в школу математики и мореплавания. В уцелевших школах почти исключительно учились дети чиновников. Из 2000 студентов осталось только 500.

Динамика изменения количества учеников

Изображение выглядит как снимок экрана Автоматически созданное описание

Таким образом, только 395 человек, или около 20 % учащихся, окончили цифровые школы. Из них только 93 человека нашли прямое применение полученным знаниям — их приняли на различные должности.

Классификации во многих школах не было. Это считалось идеальным, когда каждый студент запоминал свою часть предмета на слух, в то время как не было согласованного хора. В 1727 году в Переяславле-Рязанском из 32 учащихся 11 прошли нумерацию, 5 — деление, 5 — сложение, 1 — умножение, 3 — тройные правила, 2 — десятичные дроби, 1 — геометрию, 1 — плоскую тригонометрию. Там не было никаких доказательств или четких объяснений. Студент должен был знать ряд правил и решать проблемы, входящие в их компетенцию.

Первые гарнизонные школы были основаны Петром I в 1716 году. Они были размещены в воинских частях и составляли самую низкую категорию военных учебных заведений в России для солдат. Они закрыты или открыты. Они снова были открыты в 1732 году. В 1744 году к гарнизону были присоединены цифровые школы. Таким образом, традиции школы математического плавания были сохранены для гарнизонных школ. Мальчики семи лет были приняты в гарнизонные школы. Они преподавали литературоведение, арифметику, артиллерию и технику, искусство и навыки, необходимые армии. Когда студенту исполнилось 15 лет, он был зачислен в армию.

Арифметическая логистика состоит из двух частей. Первая часть дает письменные и устные обозначения последовательных степеней. После этого Магнитский переходит к другому способу обозначения. Показатель Магнитского представляет собой повторение величины силы, соответствующей числу раз. Второй раздел состоит из двух основных разделов.

Первый раздел посвящен правилам расчета различных форм: (площади треугольника, параллелограмма, трапециевидного и произвольного квадрата, а также правило Герона; площадь круга, сегмента и сектора; поверхность и объем шара, объем шара) призма, пирамида, цилиндр и конус, а также цилиндрические и конические поверхности). Вторая часть второй части представляет решение уравнений. Рассмотрены методы решения квадратных уравнений.

В 1703 году в России были опубликованы первые таблицы логарифмов, синусов, касательных и секущих. Эти таблицы содержат семизначные десятичные логарифмы с числами до 10 000, а также логарифмы и натуральные значения для тригонометрии функции. В 1708 году в Москве дважды издавался учебник по геометрии, где царь принимал активное участие в издании и тщательно редактировал весь текст книги.

Большое значение в развитии отечественного образования имеет Московский университет, особенно школа Эйлера. Школа Эйлера столкнулась с рядом проблем. Необходимо было приблизить математику к изучению жизни; необходимо было упростить презентацию; необходимо было освободиться от иностранной терминологии и сделать математику доступной для людей.

В 1735 году перед Академией была поставлена ​​задача выполнить срочный математический расчет, и группа ученых запросила его в течение трех месяцев, а Эйлер выполнил его за три дня. Одной из главных задач, поставленных Эйлеру по прибытии в Россию, была подготовка научных кадров.

Основные термины (генерируются автоматически): Россия, школа, арифметик, математик, математическое образование, навигационная школа, правило, раздел, арифметическая логистика, Морская академия.

Читайте также: