При обследовании учебного класса в школе с центральным отоплением установлено

Обновлено: 05.07.2024

Указанные санитарные правила устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к особому режиму работы общеобразовательных организаций в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (далее - COVID-19).

С целью предупреждения распространения COVID-19 в общеобразовательных организациях должно быть обеспечено выполнение следующих требований:

  • запрещается проведение массовых мероприятий с участием различных групп лиц (групповых ячеек2, классов, отрядов и иных), а также массовых мероприятий с привлечением лиц из иных (сторонних) организаций;
  • лица, посещающие общеобразовательную организацию (на входе), подлежат термометрии с занесением ее результатов в журнал в отношении лиц с температурой тела 37,1 °С и выше в целях учета при проведении противоэпидемических мероприятий;
  • лица с признаками инфекционных заболеваний (респираторными, кишечными, повышенной температурой тела) должны быть незамедлительно изолированы с момента выявления указанных признаков до приезда бригады скорой (неотложной) медицинской помощи либо прибытия родителей (законных представителей) или самостоятельной самоизоляции в домашних условиях. При этом дети должны размещаться отдельно от взрослых;
  • с момента выявления указанных лиц общеобразовательная организация в течение 2 часов должна любым доступным способом уведомить территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

Также, в общеобразовательных организациях должны проводиться следующие противоэпидемические мероприятия, включающие:

  • уборку всех помещений с применением моющих и дезинфицирующих средств и очисткой вентиляционных решеток (далее - генеральная уборка) непосредственно перед началом функционирования общеобразовательной организации. Для проведения дезинфекции должны использоваться дезинфицирующие средства, применяемые для обеззараживания объектов при вирусных инфекциях, в соответствии с инструкцией по их применению;
  • обеспечение условий для гигиенической обработки рук с применением кожных антисептиков при входе в общеобразовательную организацию, помещения для приема пищи, санитарные узлы и туалетные комнаты;
  • ежедневную влажную уборку помещений с применением дезинфицирующих средств с обработкой всех контактных поверхностей;
  • генеральную уборку не реже одного раза в неделю;
  • обеспечение постоянного наличия в санитарных узлах для детей и сотрудников мыла, а также кожных антисептиков для обработки рук;
  • регулярное обеззараживание воздуха с использованием оборудования по обеззараживанию воздуха и проветривание помещений в соответствии с графиком учебного, тренировочного, иных организационных процессов и режима работы общеобразовательных организаций;
  • организацию работы сотрудников, участвующих в приготовлении и раздаче пищи, обслуживающего персонала с использованием средств индивидуальной защиты органов дыхания (одноразовых масок или многоразовых масок со сменными фильтрами), а также перчаток. При этом смена одноразовых масок должна производиться не реже 1 раза в 3 часа, фильтров - в соответствии с инструкцией по их применению;
  • мытье посуды и столовых приборов в посудомоечных машинах при максимальных температурных режимах. При отсутствии посудомоечной машины мытье посуды должно осуществляться ручным способом с обработкой столовой посуды и приборов дезинфицирующими средствами в соответствии с инструкциями по их применению либо питание детей и питьевой режим должны быть организованы с использованием одноразовой посуды.

При наличии бассейна в общеобразовательной организации. Посещение бассейнов в общеобразовательных организациях допускается по расписанию отдельными группами лиц (групповая ячейка, класс, отряд и иные). При этом общеобразовательной организацией должно быть обеспечено проведение обработки помещений и контактных поверхностей с применением дезинфицирующих средств и обеззараживания воздуха в раздевалках после каждого посещения бассейна отдельной группой лиц.

С целью предупреждения распространения COVID-19 в общеобразовательных организациях должны соблюдаться также дополнительные санитарно-эпидемиологические требования, а именно:

  • в общеобразовательных организациях за каждым классом должен быть закреплен отдельный учебный кабинет, в котором дети обучаются по всем предметам, за исключением занятий, требующих специального оборудования (в том числе физическая культура, изобразительное искусство, трудовое обучение, технология, физика, химия);
  • общеобразовательной организацией должна осуществляться работа по специально разработанному расписанию (графику) уроков, перемен, составленному с целью минимизации контактов обучающихся (в том числе сокращения их количества во время проведения термометрии, приема пищи в столовой);
  • проветривание рекреаций и коридоров помещений общеобразовательных организаций должно проводиться во время уроков, а учебных кабинетов - во время перемен.

При проведении итоговой и промежуточной аттестации общеобразовательной организацией должны быть обеспечены:

  • составление графика явки обучающихся на аттестацию обучающихся в целях минимизации контактов обучающихся, в том числе при проведении термометрии;
  • условия для гигиенической обработки рук с применением кожных антисептиков или дезинфицирующих салфеток при входе в помещение для проведения аттестации;
  • соблюдение в местах проведения аттестации социальной дистанции между обучающимися не менее 1,5 метров посредством зигзагообразной рассадки по 1 человеку за партой;
  • использование членами экзаменационной комиссии, присутствующими на экзамене, средств индивидуальной защиты органов дыхания (одноразовых масок или многоразовых масок со сменными фильтрами). При этом смена одноразовых масок должна производиться не реже 1 раза в 3 часа, фильтров - в соответствии с инструкцией по их применению.

Кроме того, обращаем внимание, что посещение общеобразовательной организации детьми, перенесшими заболевание, и (или) в случае, если ребенок был в контакте с больным COVID-19, допускается при наличии медицинского заключения врача об отсутствии медицинских противопоказаний для пребывания в указанной организации.

В апреле текущего года, оглашая Послание Федеральному Собранию РФ, Президент РФ Владимир Путин заверил, что государство сделает все, чтобы для молодого поколения России было открыто как можно больше возможностей в жизни. "Этот путь, конечно же, начинается в школе, она была и, уверен, будет для ребят вторым домом, который должен стать уютным и современным", – подчеркнул глава государства.

Стоит признать, что уютной и современной может быть только та школа, которая, помимо собственно реализации образовательных программ, способна создать безопасные условия обучения в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся. В первую очередь, речь идет о санитарно-эпидемиологических требованиях и гигиенических нормативах, касающихся образовательных организаций.

В преддверии нового учебного года не лишним будет вспомнить ключевые моменты указанных актов. Ознакомление с ними будет полезно как руководителям и сотрудникам образовательных организаций, так и школьникам и их родителям.

Требования к территории

Требования к помещениям

Соответствующие нормы санитарных правил предусматривают требования к:

Нормативы площадей основных помещений образовательных организаций тоже строго регламентированы – они представлены в виде таблицы в СанПиН 1.2.3685-21. К примеру, площадь учебных помещений при организации групповых форм работы и индивидуальных занятий берется из расчета 3,5 кв. м/чел, помещений, оборудованных индивидуальными рабочими местами с персональным компьютером, – 4,5 кв. м /рабочее место, мастерских трудового обучения, кабинета кулинарии и домоводства – 6 кв. м/рабочее место, туалетов – 0,1 кв. м/чел, комнат гигиены девочек – 3 кв. м. Актовый зал должен быть не менее 0,65 кв. м/посадочное место, а спортивный зал – 10 кв. м/чел с раздевалкой минимальной площадью 14 кв. м. Ширина рекреаций зависит от расположения кабинетов: при их одностороннем расположении – 4 м, при двухстороннем – 6 м.

Требования к уборке

В свою очередь, спортивные залы нужно мыть минимум 2 раза в день, а также проветривать в течение не менее 10 минут после каждого занятия. Аналогичная периодичность проветривания предусмотрена для гимнастического, хореографического и музыкального залов. Спортивный инвентарь и маты в спортивном зале ежедневно протираются с использованием мыльно-содового раствора, а ковровые покрытия ежедневно очищаются пылесосом и раз в месяц подвергаются влажной обработке.

Самые жесткие требования к чистоте установлены в отношении школьных туалетов, столовых, вестибюлей, рекреации – их влажная уборка проводится после каждой перемены. Причем по мере загрязнения, но не менее 2 раз в день, уборщицы должны чистить раковины и унитазы с помощью моющих и дезинфицирующих средств. Сидения на унитазах, ручки сливных бачков и ручки дверей также следует мыть ежедневно теплой водой с мылом или иным безвредным для здоровья человека моющим средством. Санитарно-техническое оборудование подлежит ежедневному обеззараживанию. Не стоит забывать и о чистоте вытяжных вентиляционных решеток – периодичность их очистки не урегулирована, она проводится по мере загрязнения.

Что касается требований к материалам и покрытию, позволяющим проводить обработку с применением моющих и дезинфицирующих средств, то они касаются:

  • столов и стульев;
  • столовой мебели;
  • спортивного оборудования;
  • отделки пола, стен и потолков, иных строительных и отделочных материалов.

Не менее важное требование – отсутствие в помещениях школ насекомых, грызунов и следов их жизнедеятельности. "При появлении синантропных насекомых и грызунов проводится дезинсекция и дератизация. Дезинсекция и дератизация проводится в отсутствии детей и молодежи", – следует из текста санитарных правил.

Требования к организации образовательного процесса

Нормативы продолжительности учебных занятий для обучающихся разбиты по классам, а для первоклассников – еще и по сезону. В частности, в период с сентября по декабрь уроки в 1-х классах должны длиться не более 35 минут, а с января по май – 40 минут. Сокращенное время занятий – по 40 минут – предусмотрено и для классов, в которых обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья. Для всех остальных продолжительность занятий традиционна – 45 минут.

Требования к учебникам

Последняя группа общих требований касается печатных учебных изданий и содержит ограничения в части:

  • веса учебников: для 1-4-х классов – не более 300 г, для 5-6-х классов – 400 г, для 7-9-х классов – 500 г, для 10-11-х классов – 600 г – отклонение от этих показателей в сторону увеличения допускается только в пределах 10%;
  • способов скрепления блока издания – нельзя применять такие способы, которые могут привести к ухудшению условий чтения (шитье проволокой втачку, клеевое бесшвейное скрепление);
  • корешковых полей: на развороте издания они должны быть не менее 26 мм, а на странице, включая верхние, наружные и нижние поля, за исключением их иллюстрированного заполнения, – не менее 10 мм;
  • применения для выделения текста цветных красок – на уровне начального общего образования допустимо не более 3 цветных красок, на уровне основного общего образования – не более 2 цветных красок;
  • полиграфических материалов, применяемых для изготовления печатных учебных изданий, – они должны соответствовать требованиям химической безопасности, в частности, по содержанию фенола и формальдегида;
  • количества переносов на странице – их допускается не более 4.

Для учебных изданий, предназначенных для начальной школы, включая прописи, некоторые требования конкретизированы.

Также установлен ряд запретов, касающихся: печати текста с нечеткими ("рваными") штрихами знаков; применения шрифтов узкого начертания (допускается исключительно для оформления заголовков); двухколонного набора текста (такой возможен только при печати стихотворений); применения выворотки шрифта и цветных красок на цветном фоне, в том числе для наглядных изображений – графиков, схем, таблиц. Дополнительно в изданиях не допускаются дефекты, приводящие к искажению или потере информации, ухудшающие удобочитаемость, условия чтения: непропечатка (потеря элементов изображения), смазывание, отмарывание краски, забитые краской участки, пятна, царапины, сдвоенная печать; затеки клея на обрезы или внутрь блока, вызывающие склеивание страниц и повреждение текста или иллюстраций при раскрывании; деформация блока или переплетной крышки (п. 213 СанПиН 1.2.3685-21).

Понимая всю важность деятельности общеобразовательных организаций как фундамента, формирующего у молодого поколения россиян базовые мировоззренческие установки и необходимые для жизни знания и умения, государство даже в условиях распространения новой коронавирусной инфекции продолжило курс на совершенствование условий пребывания детей в школах, в том числе – посредством актуализации государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.

Напомним, рассматриваемые санитарные правила являются обязательными для исполнения гражданами, юридическими лицами и ИП при осуществлении ими образовательной деятельности (п. 3 ст. 39 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"). Их несоблюдение грозит административными санкциями по ст. 6.3 КоАП – как в виде штрафа, так и в виде административного приостановления деятельности на срок до 90 суток.

При изучении микроклимата в холодный период года в производственном помещении с категорией работ Iа получены следующие данные: температура воздуха – 18,4 о С. Температура рабочих поверхностей – 13 о С. Относительная влажность воздуха 86 %. Скорость движения воздуха – 0,1 м/сек.

1. Дайте гигиеническую оценку микроклимату.

2. Каковы последствия длительного пребывания в данных условиях?

3. Перечислите профилактические мероприятия по снижению вредного воздействия микроклимата.

4. Назовите нормативный документ, в котором изложены гигиенические требования к микроклимату производственных помещений.

Эталон ответа на задачу № 1.

1. Микроклимат охлаждающий, так как температура воздуха и температура поверхностей ниже нормируемой на 3,6 о С и 8,0 о С соответственно; относительная влажность выше норматива на 26 %. Скорость движения воздуха соответствует гигиеническому нормативу для данной категории работ (0,1 м/сек).

2. Излишняя теплопотеря и охлаждение организма работающего человека вызывают возникновение таких заболеваний, как миозиты, невриты, способствует понижению резистентности организма. В таких условиях в коллективах людей возрастает частота заболеваний органов дыхания, ЛОР-органов, опорно-двигательного аппарата, обостряются хронические воспалительные процессы. Длительное воздействие на дистальные отделы конечностей (стопы или кисти рук) пониженной температуры приводит к постоянному спазму периферических сосудов, нарушению трофики тканей. Человек жалуется на потерю чувствительности конечностей, парастезии.

3. Профилактические мероприятия по предупреждению вредного воздействия микроклиматических условий на организм человека.

- Статья 25. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям труда:

Статья 32. Производственный контроль:

3.2. Организационно-распорядительные: ограничение стажа работы в зависимости от класса вредности охлаждающего микроклимата; соблюдение режима труда и отдыха; обеспечение работников специальной одеждой с соответствующей теплоизоляцией.

3.3. Технологические: использование средств механизации и автоматизации производственных процессов, дистанционное управление.

3.4. Санитарно-технические: оптимизация работы системы отопления и вентиляции.

3.5. Медико-профилактические: предварительные при устройстве на работу и периодические медицинские осмотры работающих во вредных микроклиматических условиях.

Период года Категория работ по уровню энерготрат Температура воздуха, о С Температура поверхностей, о С Относи-тельная влажность воздуха, % Скорость движения воздуха, м/сек
Холодный 22-24 21-25 60-40 0,1

Задача № 2.

При изучении микроклимата в теплый период года в производственном помещении с категорией работ III выявлено: температура воздуха – 26,9 о С. Температура рабочих поверхностей – 46,4 о С. Относительная влажность воздуха 16,6 %. Скорость движения воздуха – 0,05 м/сек.

1. Дайте гигиеническую оценку микроклимату.

2. Каковы последствия длительного пребывания в данных условиях?

3. Перечислите профилактические мероприятия по снижению вредного воздействия производственного фактора.

4. Назовите нормативный документ, в котором изложены гигиенические требования к микроклимату производственных помещений.

5. С учетом чего разработаны гигиенические нормативы параметров микроклимата на рабочих местах взрослого работающего населения?

Эталон ответа на задачу № 2.

1. Микроклимат нагревающий, так как температура воздуха и температура рабочих поверхностей выше нормируемой на 6,9 о С и 25,4 о С соответственно. Относительная влажность воздуха ниже норматива на 23,4 %, а скорость движения воздуха ниже нормативного уровня в 6 раз (норматив 0,3 м/сек).

3. Профилактические мероприятия по предупреждению вредного воздействия микроклиматических условий на организм человека:

3.1. Законодательные: ст. 25, 32 ФЗ РФ № 52 О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

- Статья 25. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям труда:

- Статья 32. Производственный контроль:

3.2. Организационно-распорядительные: ограничение стажа работы в зависимости от класса вредности нагревающего микроклимата; соблюдение режима труда и отдыха; обеспечение работников специальной одеждой с соответствующей теплоизоляцией. При облучении тела человека свыше 100 Вт/м 2 необходимо использовать средства индивидуальной защиты (в т. ч. головы, лица и глаз).

3.3. Технологические: использование средств механизации и автоматизации производственных процессов, дистанционное управление.

3.4. Санитарно-технические: регулирование работы системы отопления и вентиляции.

3.5. Медико-профилактические: предварительные при устройстве на работу и периодические медицинские осмотры работающих во вредных микроклиматических условиях. Обильное питье, изменение рациона питания в сторону увеличения микронутриентов (витаминов и минеральных веществ), сатураторные установки.

5. Гигиенические нормативы параметров микроклимата на рабочих местах взрослого работающего населения разработаны с учетом энергозатрат работающих.

Задача № 3.

1. Дайте оценку и характеристику состояния микроклимата.

2. Составьте прогноз состояния здоровья детей.

Эталон ответа на задачу № 3.

Температура пола в групповых помещениях, расположенных на первых этажах здания составляет 12 о С, что не отвечает требованиям п. 8.5 СанПиН 2.4.1.2660-10, устанавливающего норму равную не менее 22 0 С.

Относительная влажность воздуха в групповых помещениях, составляет 68 %, что не отвечает требованиям п. 8.6 СанПиН 2.4.1.2660-10, устанавливающего норму равную 40-60 %.

Скорость движения воздуха в групповых помещениях, составляет 0,4 м/сек, что не отвечает требованиям п. 8.9 СанПиН 2.4.1.2660-10, устанавливающего норму равную не более 0,1 м/сек.

3. Кроме того, в ДО при входах отсутствуют тамбуры. Теплоснабжение здания осуществляется от близлежащей котельной, рассчитанной на обеспечение теплом продуктового магазина. Используются запрещенные СанПиН местные переносные обогревательные приборы. Температура поверхностей местных переносных обогревателей превышает допустимые значения (80 °С), что может привести к травматизму детей.

Задача № 4.

1. Составьте прогноз состояния здоровья детей.

2. Дайте заключение о состоянии микроклимата в детском саду.

3. Составьте рекомендации по оптимизации микроклимата.

4. Какие еще нарушения требований СанПиН Вы выявили в ДО?

5. Назовите нормативный документ, в котором изложены гигиенические требования к микроклимату ДО.

Эталон ответа на задачу № 4.

1. Прогноз состояния здоровья детей: гипертермия, тепловой удар.

2. В ДО микроклимат нагревающий: температура воздуха в помещениях повышена на 6-9 °С) и относительная влажность воздуха (на 5-18 %); скорость движения воздуха понижена относительно гигиенических нормативов в 5 раз.

3. Необходимо привести все параметры микроклимата в соответствие с гигиеническими нормативами.

4. Кроме того, в ДО кратность воздухообмена во всех помещениях занижена: в помещениях для детей – в 5 раз по притоку и в 5 раз по вытяжке; в медицинском блоке, зале для музыкальных занятий – в 1,25 раза по притоку, 1,5 раза – по вытяжке. Режим проветривания не соблюдается (во время прогулок и занятий детей проветривания не проводятся), фрамуги и форточки не функционируют (должны функционировать в любое время года). Врач ДО не ведет контроля за параметрами микроклимата: бытовые термометры для контроля за температурой воздуха в ДО отсутствуют, что также является нарушением требований СанПиН.

Температура воздуха, ºС

Кратность обмена воздуха в 1 час

В I А, Б, Г климатических районах

В других климатических районах

6. Нагревающий микроклимат – сочетание параметров микроклимата, при котором имеет место нарушение теплообмена человека с окружающей средой, выражающееся в накоплении тепла в организме выше верхней границы оптимальной величины (> 0,87 кДж/кг) или увеличении доли потерь тепла испарением пота (> 30 %) в общей структуре теплового баланса, появлении общих или локальных дискомфортных теплоощущений.

Задача № 5.

1. Составьте прогноз состояния здоровья детей, обучающихся в школах Каратузского района.

2. Дайте заключение о состоянии воздушно-теплового режима в помещениях школ. Составьте рекомендации по оптимизации микроклимата.

3. Какие еще нарушения требований СанПиН Вы выявили в школах Каратузского района?

4. Назовите нормативный документ, в котором изложены гигиенические требования к микроклимату общеобразовательных школ.

Эталон ответа на задачу №5.

2. В школах микроклимат охлаждающий: понижена температура воздуха во всех помещениях (в учебных помещениях – на 2-6 °C, в спортивном зале и мастерских – на 2-5 °C, в помещениях пришкольного интерната – на 2-5 °C; в медицинских кабинетах – на 3-4 °C, в душевых спортивного зала – на 5 °C; относительная влажность воздуха повышена на 20 % (должна составлять 40 – 60 %); скорость движения воздуха ниже нормируемого уровня 0,02 при нормативе – 0,05-0,1 м/сек). Необходимо привести все параметры микроклимата в соответствие с гигиеническими нормативами.

3. Неправильно организовано печное отопление (топки устроены в учебных классах вместо коридора). Используются местные переносные обогревательные приборы, запрещенные СанПиН. В одной школе применяется паровое отопление. Для ограждения отопительных приборов используются ограждения из древесно-стружечных плит или пластика. Учебные помещения не проветриваются, хотя форточки функционируют; суммарная площадь форточек занижена относительно площади пола (соотношение составляет 1/70 при нормативном соотнршении – 1/50).

Задача № 6.

В школе № 1 г. Сосновоборска температура воздуха в учебных помещениях, актовом зале, библиотеке – 25-26 °C; в спортзале и комнатах для проведения секционных занятий – 27-28 °C; спальне, игровых комнатах пришкольного интерната, в медицинских кабинетах – 27 °C; скорость движения воздуха – 0,01 м/сек. Температура воздуха в столовой, рекреациях, вестибюле, гардеробе – 15-16 °C; в мастерских – 17-20 °C; в раздевальных комнатах спортивного зала – 17 °C, душевых – 20 °C; скорость движения воздуха – 0,4 м/сек. Относительная влажность во всех помещениях составляет 86-88 %. Для контроля температурного режима бытовые термометры не используются. Учебные помещения не проветриваются, так как фрамуги не функционируют, хотя при проектировании здания школы площадь фрамуг была предусмотрена 1/30 площади пола.

1. Дайте заключение о состоянии микроклимата в помещениях школы. Составьте рекомендации по оптимизации микроклимата.

2. Какие еще нарушения требований СанПиН Вы выявили в школе?

3. Предложите режим проветривания школы в малые и большие перемены при температуре наружного воздуха от -5 до -10 °C; ниже -10 °C.

4. Назовите нормативный документ, в котором изложены гигиенические требования к микроклимату общеобразовательных школ.

5. Как действует на организм человека движущийся воздух?

Эталон ответа на задачу № 6.

Микроклимат во 2-й группе помещений (в столовой, рекреациях, вестибюле, гардеробе, в раздевальных комнатах спортивного зала, душевых) – охлаждающий: температура воздуха в столовой, рекреациях, вестибюле, гардеробе ниже гигиенического норматива на 3-8 °C; в раздевальных комнатах спортивного зала – на 5 °C; в душевых – на 5 °C. Температура воздуха в мастерских соответствует гигиеническим требованиям. Скорость движения воздуха в этих помещениях превышает гигиенический норматив в 4-8 раз (при нормативе 0,05-0,1 м/сек.), относительная влажность повышена на 26-28 % при нормативе 40-60 %. Относительная влажность повышена на 26-28 % при нормативе не более 40-60 %. Повышенная относительная влажность во всех помещениях усилит действие как высоких. так и низких температур и быстрее приведет к перегреванию учащихся в 1-й группе помещений, к переохлаждению – во 2-й группе помещений. Пониженная скорость движения воздуха будет способствовать перегреванию в 1-й группе помещений, повышенная – переохлаждению во 2-й группе помещений. Для оптимизации микроклимата следует отрегулировать работу систем отопления и вентиляции, обеспечить режим проветривания.

2. Для контроля температурного режима бытовые термометры не используются; учебные помещения не проветриваются; фрамуги не функционируют, что является нарушением требований СанПиН. Объемно-планировочные решения здания приняты с соблюдением гигиенических требований: общая площадь фрамуг относительно площади пола больше нормируемой и составляет 1/30 площади пола (при норме 1/50).

3. При температуре наружного воздуха от -5 до -10 °C следует проводить проветривание во время малых перемен 1-3 минуты, во время больших перемен – 10-15 минут. При температуре наружного воздуха ниже -10 °C следует проводить проветривание во время малых перемен 1-1,5 минуты, во время больших перемен – 5-10 минут.

5. Влияние движущегося воздуха на организм человека сводится к увеличению теплоотдачи с поверхности тела.

Задача № 7.

В послеоперационной палатной секции для взрослых хирургического отделения оборудована централизованная система отопления и система искусственной приточно-вытяжной вентиляции. Естественная вытяжная вентиляция в здании не предусмотрена. Устройства для обеззараживания воздуха рециркуляционного типа в палатах не предусмотрены. При оценке воздушно-теплового режима в послеоперационных палатах было установлено: измеренная кратность воздухообмена в час по притоку – 6, по вытяжке – 3. Температура воздуха – 28 °C. Относительная влажность воздуха – 80 %, скорость движения воздуха – 0,05 м/сек.

1. Дайте гигиеническую оценку планировке и оборудованию послеоперационной палатной секции хирургического отделения.

2. Дайте гигиеническую оценку воздушно-тепловому режиму, организованному в палатной секции.

3. Составьте прогноз состояния организма больных в данных условиях.

4. Разработайте рекомендации по оптимизации микроклимата в палатах.

5. Назовите нормативный документ, в котором изложены гигиенические требования к микроклимату помещений больниц.

6. Каково гигиеническое значение влажности воздуха?

Эталон ответа на задачу № 7.

1. Оборудование палатной секции централизованными системами отопления и искусственной приточно-вытяжной вентиляции соответствует гигиеническим требованиям. Естественная вытяжная вентиляция в здании не предусмотрена в нарушение гигиенических требований. Устройства обеззараживания воздуха рециркуляционного типа в палатах не предусмотрены в нарушение гигиенических требований.

2. При оценке воздушно-теплового режима в палатах было установлено: измеренная кратность воздухообмена в час по притоку составляет 6 (при нормативе не менее 10), по вытяжке – 3 (при нормативе не менее 8). Температура воздуха – 28 °C. (при нормативе не более 21-24 °C). Относительная влажность воздуха – 80 % (при нормативе не более 60 %), скорость движения воздуха – 0,05 м/сек (при нормативе 0,1-0,2 м/сек).

3. Можно прогнозировать ухудшение состояния здоровья больных: гипертермия, усиление эксудации в рану, затруднение оттока раневой жидкости, нагноение и замедление заживления послеоперационных ран.

4. Меры профилактики – привести в рабочее состояние системы отопления, вентиляции, обеззараживания воздуха и обеспечить нормируемые параметры микроклимата.

6. Движущийся воздух действует охлаждающе на организм человека.

Задача № 8.

Операционный блок размещается в изолированном здании, соединенном с другими лечебно-диагностическими и клиническими подразделениями утепленным переходом. Здание обеспечено системами центрального отопления и искусственной приточно-вытяжной вентиляции; естественный воздухообмен не предусмотрен. Количество удаляемого воздуха из нижней зоны операционной составляет 20 %, из верхней зоны – 80 %. Кратность воздухообмена по притоку – 5, по вытяжке – 1. Температура воздуха – 18 о С. Относительная влажность воздуха – 75 %, скорость движения воздуха – 0,2 м/сек.

1. Дайте гигиеническую оценку воздушно-тепловому режиму в операционной.

2. Составьте прогноз состояния организма медработников операционной в данных условиях работы.

3. Разработайте комплекс профилактических мероприятий.

4. Назовите нормативный документ, в котором изложены гигиенические требования к микроклимату помещений больниц.

5. Что такое кратность воздухообмена?

Эталон ответа на задачу№ 8.

1. Здание обеспечено системами центрального отопления и искусственной приточно-вытяжной вентиляцией, что соответствует требованиям СанПиН. Естественный воздухообмен не предусмотрен, что допускается. Количество удаляемого воздуха из нижней зоны операционной составляет 20 %, из верхней зоны – 80 %, что является нарушением (должно составлять из нижней зоны 60 %, из верхней зоны – 40 %). Кратность воздухообмена занижена и составляет по притоку – 5 (при нормативе не менее 10), по вытяжке – 1 (при нормативе не менее 8).

2. Температура воздуха – 18 °C (при нормативе не менее 22 °C). Относительная влажность воздуха 75 % (при нормативе на более 60 %), скорость движения воздуха – 0,2 м/сек (при нормативе 0,1-0,2 м/сек.).

3. У работников операционной можно прогнозировать возникновение простудных заболеваний (бронхит, пневмония, невралгия, пиелит, цистит).

4. Необходимо отрегулировать работу приточно-вытяжной вентиляции и обеспечить нормируемые параметры микроклимата.

6. Кратность воздухообмена – это число, показывающее, сколько раз воздух помещения заменится на свежий воздух в течение часа.

© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.021)

Задача 1 . При обследовании учебного класса в школе с центральным отоплением установлено, что средняя температура воздуха равна 25"С, относительная влажность воздуха - 80%, скорость движения воздуха - 0,1 м/с.

Дать заключение о микроклиматических условиях в классе, о теплоощущениях людей находящихся в нем и рекомендации по улучшению микроклимата.

Для улучшения микроклимата следует усилить вентиляцию (аэрацию) класса за счет более частого и интенсивного проветривания. Следует подумать и о регулировании теплоподачи в батареях центрального отопления за счет снижения температуры теплоносителя или уменьшения объема его поступления путем прикрытия вентиля.

Задача 2. При обследовании класса, находящегося на первом этаже школы, было установлено, что световой коэффициент равен 1:5, а величина КЕО на последней парте третьего ряда составляет 1,0%.

Оценить условия естественного освещения в классе в целом и на рабочем месте?

Решение; Для класса общеобразовательной школы нормативное значение светового коэффициента (СК) составляет 1:4 -1:6, а значение коэффициента естественной освещенности (КЕО) на рабочем месте - не менее 1,5%. Сравнив нормативные данные с данными задачи можно сделать вывод о том, что освещенность класса в целом, определяемая по СК, соответствует гигиеническим параметрам, и, следовательно, есть основания полагать, что должна быть обеспечена и соответствующая нормативным данным освещенность рабочего места. Однако, в данном конкретном случае последний показатель нормативным данным не соответствует. Такое несоответствие может быть связано с рядом обстоятельств: I - затененностью окон класса рядом стоящими зданиями, 2 - наличием грязи на стеклах или шторами, перекрывающими большую часть стеклянной поверхности окон, 3- избыточным озеленением подоконников. 4 - чрезмерно темной окраской стен класса и др.

Задача 3. Для облучения здоровых школьников с целью профилактики ультрафиолетовой недостаточности необходимо оборудовать класс светооблучательной установкой с эритемными люминесцентными лампами. Дети должны получать ежедневно 1,0 биодозы. Площадь класса 48 м 2 , время облучения 4 часа.

Сколько потребуется ламп ЭУВ-15 и как они должны быть размещены?

Решение: Для определения необходимого количества эритемных ламп, прежде всего, необходимо рассчитать величину общего эритемного потока всей установки. Он рассчитывается по формуле:

5,4 - коэффициент запаса, S- площади помещения в м 2 , Н - доза профилактического ультрафиолетового облучения, составляющая для одной биодозы 5000 МЭР/мин/м 2 , t - время облучения в минутах. Подставив в формулу данные задачи получим:

2500 МЭР/мин/м2

Эритемный поток лампы ЭУВ-15 составляет 340 МЭР. Исходя из этого потребное количество .ламп составит :

Округляем эту цифру и получаем, что требуется 8ламп ЭУВ-15. Лампы размещаются равномерно по помещению вместе со световыми люминесцентными лампами.

Задача 4. Групповую комнату детского сада площадью 50 м: при высоте 3 м необходимо оборудовать установкой для санации воздуха в присутствии детей с использованием бактерицидных ламп БУВ-15.

Рассчитайте необходимое число ламп, укажите высоту их подвески, места расположения и время работы.

Решение: При расчете бактерицидной установки с использованием ламп БУВ исходят из того, что для санации одного кубического метра воздуха необходим 0,75-1 вт мощности лампы. Площадь помещения, в котором необходимо осуществить санацию составляет - 50 х 3 - 150 м 3 . Для санации такого объема воздуха потребуется общая мощность установки 113 -150вт (150xO,75=112,5;150x1=I50).

Задача 5. Для облучения здоровых школьников с целью профилактики ультрафиолетовой недостаточности в физкультурном зале (площадь 180 м 2 ) необходимо организовать фотарий. В качестве источника искусственного облучения будет использована лампа ПРК-7. Облучению подлежат 40 школьников.

Рассчитать какое количество детей может облучаться в данных условиях одновременно, выбрать схему облучения.

Решение: При оборудовании фотария маячного типа необходимо, прежде всего, выбрать оптимальное расстояние облучаемых от используемой пампы. Лампа ПРК-7 является мощным источником излучения, позволяющим получить одну биодозу излучения на расстоянии в 3 м в течении 3,7 минуты.

Производить облучение на более близком расписании от данной лампы нельзя, так как время получения одной биодозы в этом случае будет очень небольшим ( на расстоянии 2 м- 1,8 мин, на расстоянии I м - 0,5 мин.) его трудно дозировать. При расстоянии 3 м от лампы величина окружности, по которой будут размещаться облучаемые составит 2х n хR или 2 х3,14 зЗ м = 18,8 м. На каждого облучаемого должно приходится по окружности 0,8 -1 м. и. следовательно, одномоментно в этом случае могут облучаться 20 детей. С учетом планируемого общего количества в -40 детей, облучение может быть проведено в две смены. Фотарий маячного типа диаметром 6 м может быть спокойно размещен в спортивном зале площадью 180 м 2 . Поскольку облучению будут подвергаться здоровые школьники, согласно разработанным принципиальным схемам (приложение к задаче) следует использовать следующую схему: 1 день -0,5 биодозы; 2 день -0,5 б.; 3 день - 1 б;: 4день -1,5 б.; 5 день – 2 б.; 6день-2.5 б.; 7день – З б.; 8день - 3,5б.; 9день - 4 б.; 10 день -4,5 биодозы.

Задача 6. На расстоянии 2 м от препарата йода131, , мощность физической дозы составляет 45 мкр/сек.

Какова будет мощность дозы на расстоянии 3 м от этого источника?

Решение: Для решения этой задачи необходимо знание формулы расчета дозы излучения: 8,4 x m t

Поскольку при расчете и первой и второй дозы числитель формулы остается неизменным, может быть составлена пропорция, учитывающая обратно квадратичную зависимость между дозой и расстоянием: D 1 = R 2 2

С учетом искомой величины получаем: D2 = ------------- = --------------- = 20 мкр/сек

Следовательно, па расстоянии З м от источника мощность дозы составит 20 мкр/сек.

Читайте также: