При использовании книжных учебных изданий гимнастика для глаз должна проводиться в детском саду

Обновлено: 06.07.2024

В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья детей. Вырастить здорового ребенка – вот самое главное, что необходимо сделать нам, педагогам дошкольных учреждений. Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования личности. И основная задача взрослых состоит в том, чтобы помочь малышам сохранить здоровье всего организма на долгие годы. Поэтому с самых ранних лет нужно приучать деток к определенным манипуляциям, которые помогут им поддерживать оптимальное состояние органов и систем в дальнейшей жизни.

Тема моего доклада выбрана не случайно, так как, работая с детьми среднего возраста, я обратила внимание на то, что дети, приходя из дома в детский сад на мой вопрос, чем вы занимались в выходные дни, в большинстве случаев отвечали, что играли в компьютер, или смотрели телевизор. Но ни для кого не секрет, что в век информационных технологий организм детей подвергается большому воздействию факторов, негативно влияющих на здоровье. Всем известно, что телефоны, компьютеры, планшеты, телевизоры – ежедневно оказывают нагрузку на зрительный аппарат детей. Поэтому профилактическая и корригирующая работа с органами зрения выступает сегодня, как необходимый компонент образовательной деятельности ДОУ. Важно не только научить детей выполнять специальные упражнения в системе, но и понять необходимость заботы о своем зрении и здоровье в целом. Одной из форм работы по профилактике и коррекции нарушений зрения, переутомления зрительного аппарата выступает зрительная гимнастика.

Гимнастика для глаз - это один из приемов оздоровления детей, она относится к современным здоровьесберегающим технологиям, наряду с дыхательной гимнастикой, самомассажем, динамическими паузами.

Хотя, первые упражнения для сохранения зрения были созданы задолго до нашей эры. Йоги, создавая комплексы для всего тела, не забыли и о наших глазах. Они точно знали, что для наилучшего результата нужна не только тренировка, но и полноценный отдых.

Цель гимнастики для глаз : профилактика нарушений зрения дошкольников.

-укрепление глазных мышц,

- общее оздоровление зрительного аппарата.

Гимнастика для глаз благотворно влияет на работоспособность зрительного анализатора и всего организма.

Для проведения гимнастики для глаз не требуется специальных условий. Любая гимнастика для глаз проводится стоя.

Зрительную гимнастику необходимо проводить регулярно 2-3 раза в день по 3-5 минут.

При проведении очень важен наглядный показ действий педагога.

По названию гимнастики для глаз легко подобрать ее по теме ОД.

Существует несколько видов гимнастики для глаз.

По использованию художественного слова гимнастики для глаз можно разделить на те, которые имеют стихотворное сопровождение и те, которые проводятся без него.

По использованию дополнительных атрибутов, можно выделить 4 вида:

1) С предметам. Например: работа с расположенными на стенах карточками. На них мелкие силуэтные изображения предметов, буквы, слоги, цифры, геометрические фигуры и т. д. (размер изображенных предметов от 1 до 3 см). По просьбе педагога дети встают и выполняют ряд заданий: отыскивают на стенах картинки, являющиеся ответом на загадку; находят изображения предметов, в названиях которых есть нужный звук и т. д.

2) Без атрибутов (никакие предметы и плакаты не используются);

4) С использованием ИКТ. Существуют специализированные программы, направленные на снятие напряжения и коррекцию зрения. Как правило, они дорогостоящие и мало используются в ДОУ. Но мультимедийную гимнастику для глаз легко изготовить самим, используя программу PowerPoint для создания презентаций, где любому объекту можно задать определенное движение (инструменты Анимации). Это удобно при использовании непосредственной образовательной деятельности на основе презентации, когда педагог подбирает рисунки по теме и вставляет ее в нужный этап.

В своей деятельности я стараюсь использовать с дошкольниками все виды гимнастик для глаз, разумно их чередуя.

Учитывая особенности детей дошкольного возраста, для привлечения их внимания к выполнению этих движений, упражнения я предлагаю в стихотворной, игровой форме. В этом случае, они будут не только полезны, но и интересны детям.

При планировании гимнастики я учитываю принцип усложнения, отработав вначале простые движения глазами : вправо-влево, вверх-вниз, круговые движения, зажмуривания, моргание, выпячивание глаз, а затем перехожу к более сложным движениям с использованием стихотворного текста в различных сочетаниях. Стихотворный текст вначале использую небольшой (до 4 строк, а затем перехожу к более длинным.

На первых занятиях я одновременно с чтением стихотворения выполняю движения глазами, дети за мной повторяют, на последующих занятиях дети самостоятельно проговаривают слова и выполняют движения в соответствии с текстом. Интереснее всего в нашей группе проходят гимнастики для глаз, на которых используются предметы или задания в стихотворной форме, движения по определенным дорожкам, задания на поиск предметов и картинок в разных частях группы.

Большей популярностью у детей моей группы пользуются такие упражнения:

Кроме того, детям очень нравится мультимедийная гимнастика для глаз.

Глаза являются наиболее ценным органом чувств, так как мы получаем через них примерно девяносто процентов информации. Хорошее зрение нужно для всех сфер деятельности – повседневной жизни, отдыха и учебы. Но каждый современный ребенок сталкивается ежедневно с огромнейшими нагрузками на глаза, при этом зрительный аппарат может отдохнуть лишь во время сна. Значительное количество проблем со зрением формируются еще в раннем детском возрасте, поэтому крайне важную роль играет предупреждение их появления.

Как утверждают специалисты, гимнастика для глаз помогает всем без исключения улучшить зрение и поддержать его на должном уровне.

Достоинство же гимнастика для глаз заключается в том, что затраты времени на упражнения измеряются минутами, а польза от подобного рода деятельности для здоровья ребенка неоценима.

Игры, которые лечат. Современная здоровьесберегающая технология — криотерапия

Игры, которые лечат. Современная здоровьесберегающая технология — криотерапия Сохранение и укрепление здоровья дошкольников – одна из актуальнейших проблем нашего времени. Говоря о здоровье, мы используем определение,.

Стретчинг как здоровьесберегающая технология 1 - ДОКЛАД К ПРЕЗЕНТАЦИИ "Стретчинг, как здоровьесберегающая технология" 2 - Охрана и укрепление здоровья детей является первоочередной.

Гимнастика для глаз ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ 1. Детки просыпаются-1,2,3! (Глаза у детей закрыты, они их постепенно открывают.) Глазки открываются – На меня смотри.

НОД в первой младшей группе (физическое развитие) (Здоровьесберегающая технология) Цель: формировать стремление к двигательной активности у детей младшего дошкольного возраста. Задачи: 1. Учить детей бросать и ловить мяч.

Здоровьесберегающая БОС-технология в МБДОУ Сохранение и укрепление здоровья детей является одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами. В связи с этим становится актуальной.

Современные дети уже с раннего возраста много времени проводят за просмотром мультфильмов, старшие же дошкольники сегодня вовсю играют в компьютерные игры. В результате глаза, испытывающие большую нагрузку, не получают достаточного отдыха. Чтобы избежать возможных проблем со здоровьем этих важных органов, в детском саду обязательно проводится несложная и увлекательная зрительная гимнастика.

Цели проведения гимнастики для глаз в дошкольном учреждении

Зрительная гимнастика — одно из эффективных средств профилактики заболеваний глаз, а также коррекции уже имеющихся проблем. В детском саду она относится к современным здоровьесберегающим технологиям (наряду с динамическими паузами, самомассажем, дыхательной гимнастикой и пр.).

Интересно, что первые упражнения, призванные сохранить остроту зрения, были придуманы ещё до нашей эры индийскими йогами. Создавая комплексы для всего тела, они не забыли и о глазах.

В дошкольном учреждении гимнастика для глаз имеет очень важное значение, поскольку выполняет целый ряд задач:

Виды зрительной гимнастики в ДОУ

В детском саду практикуется несколько видов зрительной гимнастики:

Воспитателю желательно проводить с дошкольниками различные виды гимнастики для глаз, разумно их чередуя.

Методика проведения зрительной гимнастики

Проводится зрительная гимнастика с самого раннего дошкольного возраста. Делать с детьми полезные упражнения следует два-три раза в день. Продолжительность занятий в младшей и средней группе — две-три минуты, в старшем же звене — четыре-пять минут.

При выполнении упражнений необходимо соблюдать определённые правила:

  1. Ребята должны стоять или сидеть. При этом не следует напрягать тело.
  2. Голова занимает фиксированное положение (если, конечно, гимнастика не активная — не сочетается с поворотами головы для укрепления мышц шеи).
  3. Если некоторые дети носят очки, то их следует обязательно снять.
  4. Детское дыхание должно быть равномерным и глубоким.
  5. Последним упражнением лучше всего сделать моргание, а после окончания гимнастики малышам желательно хорошенько потянуться.

Во время проведения гимнастики для глаз очки нужно снимать

Чтобы вызвать максимальный интерес дошкольников к зарядке для глаз, её следует проводить в игровой форме, использовать образность. Например, можно не просто предложить детям крепко зажмуриться, а превратиться в филинов или кошечек, которые только что проснулись. Кроме того, ребятам всегда нравится выполнять упражнения под весёлые стихотворения.

Проводить зрительную гимнастику можно в любое время: на прогулке, в свободное время, органично включать её в любые занятия (познание, развитие речи, продуктивная деятельность). При этом тема зарядки связывается с темой непосредственно образовательной деятельности. Например, если ребята изучают насекомых, то ребята могут проследить глазами полёт игрушечной пчёлки. Если во время непосредственно образовательной деятельности речь идёт о транспорте, то можно предложить упражнение под коротенькое стихотворение:

  • По городу мчатся с утра и до ночи
  • Машины всех марок, красивые очень.
  • Поедут налево, направо, кругом –
  • Свободны машины и ночью и днём.

При этом дети выполняют движения глазами согласно тексту (влево, вправо, круговые), а в конце моргают.

Если занятие связано со зрительным напряжением (продуктивная деятельность), то гимнастика для глаз проводится в середине занятия. Если же непосредственно образовательная деятельность не предполагает нагрузки на зрение (развитие речи, чтение художественной литературы), то отдельное упражнение для глаз можно сделать во второй половине занятия: ребята получат своего рода разрядку, смогут немного отвлечься.

Массу идей для проведения зрительной гимнастики можно найти во время прогулки. Например, воспитатель предлагает дошкольникам посмотреть вниз на траву, потом вверх — на небо, поискать там птичек, потом вновь на травку. В тёплое время года можно понаблюдать за бабочкой, которая машет крылышками, и предложить так помахать ресничками.

Массу идей для проведения зрительной гимнастики можно найти во время прогулки

Тренировать детские глазки можно и в свободное время, утром или вечером. Педагог предлагает ребятам офтальмологические тренажёры или специально чередует определённые игры: сортировка мелких предметов по форме или цвету (работают мышцы глаза, отвечающие за ближнее зрение) и бросание мячиков в корзину или кегли (при этом ребёнок смотрит вдаль). В солнечную погоду можно воспользоваться обычным зеркальцем и погонять по комнате солнечных зайчиков: малыши будут следить за ними взглядом.

Тренировать зрительные мышцы можно даже с помощью обычных солнечных зайчиков

Особенности работы с дошкольниками разного возраста

Заставлять маленького ребёнка что-либо делать, если ему это не интересно, недопустимо и, кроме того, не принесёт никакой пользы.

Что же касается старшего дошкольного возраста, то здесь мотивировать ребят можно познавательной беседой: рассказать им о строении человеческого глаза, о необходимости ухода за ним. Любознательным воспитанникам будет интересно также узнать отличия в устройстве глаза человека и различных животных (например, у крокодила глаза расположены по бокам головы и имеют три века). Воспитателю стоит обсудить с детьми, насколько вредно долго смотреть мультфильмы, просиживать за компьютерными играми. После такого разговора дошкольники сами захотят делать полезные упражнения.

Если при проведении зрительной гимнастики с младшими дошкольниками воспитатель обязательно сам должен показывать каждое упражнение, делать его вместе с детьми, то в старшем звене педагогу достаточно один раз продемонстрировать выполнение действий. В дальнейшем уже будет достаточно словесной инструкции либо чтения стихотворного текста (если он сопровождает зарядку).

Примеры упражнений

При проведении гимнастики с младшими дошкольниками упражнения должны быть предельно простыми, но при этом занимательными. Можно использовать такие варианты:

Начиная со среднего возраста, упражнения следует усложнять:

Кроме того, ещё с младшего возраста можно проводить зрительную гимнастику под стихотворный текст. Вначале это короткие произведения, затем более длинные. Можно воспользоваться следующими вариантами:

Как-то осенью в лесу
Висела шишка у всех на виду.
Шишка на всех глядела
И тихонечко висела.

Смотреть на указательный палец вытянутой руки

Лось сказал, что низко,

Движения глазами вниз

А зайчонок — высоко,

Движения глазами вверх

Белочка, сказала — близко,

Движения глазами на кончик носа.

А ежонок — далеко.

Движения глазами вдаль.

Ослик ходит, выбирает,
Что сначала съесть не знает.

Обвести глазами круг

Наверху созрела слива,

А внизу растёт крапива,

Слева — свёкла, справа — брюква,

Посмотреть влево- вправо

Слева — тыква, справа — клюква,

Снизу — свежая трава,

Сверху — сочная ботва.

Выбрать ничего не смог
И без сил на землю слег.

Вот стоит большая ёлка,
Вот такой высоты.

Посмотреть снизу вверх

У неё большие ветки
Вот такой ширины.

Посмотреть слева направо

Есть на ёлке даже шишки,

А внизу — берлога мишки.

Зиму спит там косолапый
И сосёт в берлоге лапу.

Зажмурить глаза, потом поморгать 10 раз

Следующие примеры относятся уже к активной зрительной гимнастике (она сопровождается движениями тела) под стихотворный текст.

Капля первая упала: кап-кап
И вторая побежала: кап-кап

Постучать пальцем по ладони

Мы на небо посмотрели

Капельки кап-кап запели

Постучать по голове

Намочились лица,
Мы их вытираем

Тереть аккуратно лицо и глаза

Посмотреть вниз на ноги

Показать на ноги руками

Плечами дружно поведём
И все капельки стряхнём

От дождя убежим

Под кусточком посидим

Присесть на корточки

Всё проснулось ото сна, значит, к нам пришла весна.

Солнце греет всё теплей, на прогулку все скорей!

Выбрасывание пальцев рук из кулачка с одновременным разведением рук в стороны

Справа — первые цветочки появились на лужочке.

Правая рука отводится в сторону с фиксацией направления взглядом

Слева — быстрый ручеёк с бугорка к потёк.

Левая рука отводится в сторону с фиксацией направления взглядом

Мы кораблик смастерили,

Соединить ладони перед грудью

В ручеёк пустить решили.

Удаление сложенных ладоней вперёд от себя

Уплывай, кораблик мой, прямо к речке голубой!

Машем ладонями, прощаясь с корабликом

Лёгкие подпрыгивания на месте

Вот окошко распахнулось,

Разводят руки в стороны

Кошка вышла на карниз.

Имитируют мягкую, грациозную походку кошки.

Посмотрела кошка вверх.

Посмотрела кошка вниз.

Вот налево повернулась.

Проводила взглядом мух.

Потянулась, улыбнулась
И уселась на карниз.

Глаза вправо отвела,
Посмотрела на кота.

И закрыла их руками.

Закрывают глаза руками

Использование наглядности во время зрительной гимнастики

При выполнении зрительной гимнастики большое значение имеет наглядность. Она помогает заинтересовать детей и сделать упражнения более эффективными. Ведь у дошкольников (особенно в младшем возрасте) преобладает наглядно-образное мышление, и многие упражнения, особенно такие как вращение глазами, повороты глаз, им гораздо легче выполнять, имея перед собой зрительный ориентир.

Многие упражнения проще выполнять, когда перед глазами есть ориентир

Для проведения гимнастики в детском саду используются следующие виды наглядности:

Фотогалерея: наглядные пособия для выполнения зрительной гимнастики

https://melkie.net/wp-content/uploads/2018/06/doshkolniki-smotryat-na-signalnye-metki-na-stekle-150x150.jpg

Сигнальная метка нужна для переключения взгляда с ближней точки на дальнюю

https://melkie.net/wp-content/uploads/2018/06/traektoriya-dvizheniya-ot-odnogo-personazha-k-drugomu.jpg
C:\Users\Dell\Desktop\для глаз\20200730_110043.jpg
C:\Users\Dell\Desktop\для глаз\20200730_110059.jpg
C:\Users\Dell\Desktop\для глаз\20200730_110111.jpg
C:\Users\Dell\Desktop\для глаз\20200731_185720.jpg
C:\Users\Dell\Desktop\для глаз\20200731_185747.jpg

Дети должны зрительно проследить путь от одного персонажа к другому

https://melkie.net/wp-content/uploads/2018/06/individualnye-oftalmotrenazhery-600x322.jpg

Тренажёры предназначены для индивидуальной работы

Чебурашка из картона с движущимися глазками

За счёт прорезей у Чебурашки двигаются глаза

Даже воспитанники младшей группы могут повторять движения глазами за таким Чебурашкой — он заменяет показ воспитателя.

Чебурашка смотрит глазками влево

При работе с малышами действия Чебурашки заменяют показ воспитателя

Ещё один пример самодельного пособия — вырезанные также из цветного картона геометрические фигуры (все они разных цветов). Они крепятся на стену на достаточном удалении друг от друга. Воспитатель хаотично называет фигуры либо их цвет, а дети должны переводить взгляд от одного объекта к другому, не поворачивая при этом голову.

Фрукты расположены в виде кругов разного размера

Использовать наглядность следует и для работы с родителями. Специальные плакаты, показывающие, как правильно выполнять зрительную гимнастику, следует периодически помещать в уголке здоровья в раздевалке. Там их могут рассмотреть мамы и папы, также они обязательно привлекут и детское внимание.

Плакат с картинками для выполнения упражнений для глаз

С помощью плаката родители смогут ознакомиться с правилами выполнения зрительной гимнастики

Мультимедийные пособия

Дошкольникам всегда очень нравятся мультимедийные пособия для зрительной гимнастики. Они представляют собой видеоролики, где на экране появляются различные объекты: рыбки в аквариуме, бабочки на лугу, звёздочки в небе и пр. Задача малышей — следить за ними глазами. Всё это происходит под приятную музыку, вызывая у ребят исключительно положительные эмоции.

Офтальмологические паузы — обязательный приём оздоровления дошкольников. Они хорошо помогают снять утомление глаз, укрепить их мышцы, устранить напряжение. Для проведения зрительной гимнастики не требуется особых условий, комплексы можно органично включать в занятие или же практиковать в любое удобное время. А подключив фантазию и используя интересную наглядность, педагог может превратить такую зарядку в увлекательное действие.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПОЛОЖЕНИЕ о проведении районной спартакиады среди муниципальных дошкольных учреждений Орджоникидзевского района г. Новокузнецка
Гимнастика для глаз (старший дошкольный возраст)

Комплексы зрительной гимнастики для дошкольников старшего возраста (модификация технологии В.Ф.Базарного).

Гимнастика для глаз (младший дошкольный возраст)

Комплексы зрительной гимнастики для дошкольников младшего возраста (модификация технологии В.Ф. Базарного).


Правила проведения гимнастики для глаз.

Правила проведения гимнастики для глаз.

Очень много информации ребёнок получает зрительно, поэтому глаза даже у дошкольников испытывают очень большие нагрузки. Если в этот важный период воспитатели детских садов и родители не используют спе.


Иллюстративный материал к проведению гимнастики для глаз и координации речи с движением с уставшими малышами

Предложенный к использованию учебный материал в форме слайд-шоу позволяет педагогу дошкольного образовательного учереждения провести физкультминутку с детьми с элементами гимнастики для глаз и общей к.

ребенок закрыл глаза

Современные дети уже с раннего возраста много времени проводят за просмотром мультфильмов, старшие же дошкольники сегодня вовсю играют в компьютерные игры. В результате глаза, испытывающие большую нагрузку, не получают достаточного отдыха. Чтобы избежать возможных проблем со здоровьем этих важных органов, в детском саду обязательно проводится несложная и увлекательная зрительная гимнастика.

Цели проведения гимнастики для глаз в дошкольном учреждении

Зрительная гимнастика — одно из эффективных средств профилактики заболеваний глаз, а также коррекции уже имеющихся проблем. В детском саду она относится к современным здоровьесберегающим технологиям (наряду с динамическими паузами, самомассажем, дыхательной гимнастикой и пр.).

Интересно, что первые упражнения, призванные сохранить остроту зрения, были придуманы ещё до нашей эры индийскими йогами. Создавая комплексы для всего тела, они не забыли и о глазах.

В дошкольном учреждении гимнастика для глаз имеет очень важное значение, поскольку выполняет целый ряд задач:

Девочка сделала пальцы кружком и смотрит через них

Зрительная гимнастика приучает дошкольников заботиться о своих глазах, понимать всю ценность зрения

Дети дошкольного возраста сидят с мобильными телефонами и смотрят в экраны

Телевизор, компьютер и мобильные телефоны с ранних лет пагубно влияют на зрение дошкольников

Виды зрительной гимнастики в ДОУ

В детском саду практикуется несколько видов зрительной гимнастики:

Воспитателю желательно проводить с дошкольниками различные виды гимнастики для глаз, разумно их чередуя.

Методика проведения зрительной гимнастики

Проводится зрительная гимнастика с самого раннего дошкольного возраста. Делать с детьми полезные упражнения следует два-три раза в день. Продолжительность занятий в младшей и средней группе — две-три минуты, в старшем же звене — четыре-пять минут.

При выполнении упражнений необходимо соблюдать определённые правила:

  1. Ребята должны стоять или сидеть. При этом не следует напрягать тело.
  2. Голова занимает фиксированное положение (если, конечно, гимнастика не активная — не сочетается с поворотами головы для укрепления мышц шеи).
  3. Если некоторые дети носят очки, то их следует обязательно снять.
  4. Детское дыхание должно быть равномерным и глубоким.
  5. Последним упражнением лучше всего сделать моргание, а после окончания гимнастики малышам желательно хорошенько потянуться.

Дошкольники делают зрительную гимнастику

Во время проведения гимнастики для глаз очки нужно снимать

Чтобы вызвать максимальный интерес дошкольников к зарядке для глаз, её следует проводить в игровой форме, использовать образность. Например, можно не просто предложить детям крепко зажмуриться, а превратиться в филинов или кошечек, которые только что проснулись. Кроме того, ребятам всегда нравится выполнять упражнения под весёлые стихотворения.

Проводить зрительную гимнастику можно в любое время: на прогулке, в свободное время, органично включать её в любые занятия (познание, развитие речи, продуктивная деятельность). При этом тема зарядки связывается с темой непосредственно образовательной деятельности. Например, если ребята изучают насекомых, то ребята могут проследить глазами полёт игрушечной пчёлки. Если во время непосредственно образовательной деятельности речь идёт о транспорте, то можно предложить упражнение под коротенькое стихотворение:

  • По городу мчатся с утра и до ночи
  • Машины всех марок, красивые очень.
  • Поедут налево, направо, кругом –
  • Свободны машины и ночью и днём.

При этом дети выполняют движения глазами согласно тексту (влево, вправо, круговые), а в конце моргают.

Если занятие связано со зрительным напряжением (продуктивная деятельность), то гимнастика для глаз проводится в середине занятия. Если же непосредственно образовательная деятельность не предполагает нагрузки на зрение (развитие речи, чтение художественной литературы), то отдельное упражнение для глаз можно сделать во второй половине занятия: ребята получат своего рода разрядку, смогут немного отвлечься.

Массу идей для проведения зрительной гимнастики можно найти во время прогулки. Например, воспитатель предлагает дошкольникам посмотреть вниз на траву, потом вверх — на небо, поискать там птичек, потом вновь на травку. В тёплое время года можно понаблюдать за бабочкой, которая машет крылышками, и предложить так помахать ресничками.

Бабочка на руке у девочки

Массу идей для проведения зрительной гимнастики можно найти во время прогулки

Тренировать детские глазки можно и в свободное время, утром или вечером. Педагог предлагает ребятам офтальмологические тренажёры или специально чередует определённые игры: сортировка мелких предметов по форме или цвету (работают мышцы глаза, отвечающие за ближнее зрение) и бросание мячиков в корзину или кегли (при этом ребёнок смотрит вдаль). В солнечную погоду можно воспользоваться обычным зеркальцем и погонять по комнате солнечных зайчиков: малыши будут следить за ними взглядом.

Девочки держат в руках зеркальца и направляют их в потолок и на стену

Тренировать зрительные мышцы можно даже с помощью обычных солнечных зайчиков

Особенности работы с дошкольниками разного возраста

Заставлять маленького ребёнка что-либо делать, если ему это не интересно, недопустимо и, кроме того, не принесёт никакой пользы.

Что же касается старшего дошкольного возраста, то здесь мотивировать ребят можно познавательной беседой: рассказать им о строении человеческого глаза, о необходимости ухода за ним. Любознательным воспитанникам будет интересно также узнать отличия в устройстве глаза человека и различных животных (например, у крокодила глаза расположены по бокам головы и имеют три века). Воспитателю стоит обсудить с детьми, насколько вредно долго смотреть мультфильмы, просиживать за компьютерными играми. После такого разговора дошкольники сами захотят делать полезные упражнения.

Если при проведении зрительной гимнастики с младшими дошкольниками воспитатель обязательно сам должен показывать каждое упражнение, делать его вместе с детьми, то в старшем звене педагогу достаточно один раз продемонстрировать выполнение действий. В дальнейшем уже будет достаточно словесной инструкции либо чтения стихотворного текста (если он сопровождает зарядку).

Примеры упражнений

При проведении гимнастики с младшими дошкольниками упражнения должны быть предельно простыми, но при этом занимательными. Можно использовать такие варианты:

Начиная со среднего возраста, упражнения следует усложнять:

Кроме того, ещё с младшего возраста можно проводить зрительную гимнастику под стихотворный текст. Вначале это короткие произведения, затем более длинные. Можно воспользоваться следующими вариантами:

Как-то осенью в лесу
Висела шишка у всех на виду.
Шишка на всех глядела
И тихонечко висела.
Смотреть на указательный палец вытянутой руки
Лось сказал, что низко, Движения глазами вниз
А зайчонок — высоко, Движения глазами вверх
Белочка, сказала — близко, Движения глазами на кончик носа.
А ежонок — далеко. Движения глазами вдаль.
Ослик ходит, выбирает,
Что сначала съесть не знает.
Обвести глазами круг
Наверху созрела слива, Посмотреть вверх
А внизу растёт крапива, Посмотреть вниз
Слева — свёкла, справа — брюква, Посмотреть влево- вправо
Слева — тыква, справа — клюква, Влево — вправо
Снизу — свежая трава, Посмотреть вниз
Сверху — сочная ботва. Посмотреть вверх
Выбрать ничего не смог
И без сил на землю слег.
Закрыть глаза
Вот стоит большая ёлка,
Вот такой высоты.
Посмотреть снизу вверх
У неё большие ветки
Вот такой ширины.
Посмотреть слева направо
Есть на ёлке даже шишки, Посмотреть вверх
А внизу — берлога мишки. Посмотреть вниз
Зиму спит там косолапый
И сосёт в берлоге лапу.
Зажмурить глаза, потом поморгать 10 раз

Следующие примеры относятся уже к активной зрительной гимнастике (она сопровождается движениями тела) под стихотворный текст.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В предлагаемой разработке в игровой стихотворной форме представлены упражнения для зрительного апппарата. Данные упражнения систематизированы по лексическим темам и возрастам. Разработка актуальна как для здоровых детей, так и для детей, имеющих нарушения зрения.

Зрительные гимнастики - как средство профилактики нарушений зрения

у детей дошкольного возраста.

Авторский коллектив:

Акмалова Ф.Т., учитель-дефектолог

Галимова В.Н., учитель-дефектолог

Крючкова Е.Н., учитель-дефектолог

Шевчук М.В., учитель-дефектолог

Шилова О.Н., учитель-дефектолог

Ульяновск, 2020

Профилактика зрительных нарушений является неотъемлемой составляющей педагогической деятельности в образовательном процессе детей дошкольного возраста. Педагоги могут и должны сделать все возможное для нормального развития детского зрения. Для этого необходимо уделять особое внимание охране и гигиене зрения дошкольников, проведению различных занятий, игр и упражнений, способствующих качественному улучшению зрительных функций.

Одним из профилактических мероприятий, предотвращающим прогрессирование нарушений зрения, является проведение гимнастик для глаз в детском саду и дома. Состоянием глазных мышц во многом определяется зрительная работоспособность. Поэтому зрительная гимнастика эффективна в случае её регулярного проведения. Цель зрительной гимнастики – включить в динамическую работу глазные мышцы, бездеятельные при выполнении заданий, и наоборот – расслабить те глазные мышцы, на которые падает основная нагрузка.

Гимнастика для глаз снимает зрительное напряжение, повышает зрительную работоспособность, улучшает кровообращение и способствует предупреждению нарушений зрения и развития глазных заболеваний, а также более быстрому восстановлению работоспособности и эффективному усвоению учебного материала. Гимнастику глаз проводят постоянно со всеми детьми или индивидуально во всех возрастных группах, несколько раз в течение дня от 3-х до 5-ти мин. Упражнения для глаз одинаковы для всех возрастных групп, но дозировка должна постепенно увеличиваться в старшем дошкольном возрасте

В целях охраны зрения непрерывная продолжительность зрительного анализатора должна быть регламентирована:

гимнастика для глаз или отдельные упражнения из комплекса физкультминутки проводятся на занятиях и связанны со зрительным напряжением, на 10-11й минуте в течение 2-3 минут;

физкультминутка для снятия мышечного напряжения в течение трех минут, на 14-17 минуте занятия;

Условия проведения зрительной гимнастики:

1. Фиксированное положение головы (дети стоят, стараясь не поворачивать головы, дети сидят за столами, опираясь подбородком на ладони, дети лежат на ковре руки за головой) - это необходимо для того, чтобы заставить работать глазодвигательные мышцы, если это условие не соблюдается, то работают мышцы шеи, но не глаз.

2. Длительность проведения зрительной гимнастики – 2-3 минут в младшей и средней группе, 4-5 минут в старших группах. Упражнения рекомендуется проводить дважды в день.

3. Выбор зрительных упражнений для занятий определяется характером и объёмом интеллектуального напряжения, объёмом двигательной активности, интенсивности зрительной работы, а так же видом занятия.

При проведении зрительной гимнастики необходимо соблюдать общие правила:

- всегда снимать очки

- сидеть (стоять) прямо, не напрягаться расслабить плечи и опустить их

- следить за дыханием, оно должно быть глубоким и равномерным

- сосредоточить все внимание на глазах

- после выполнения упражнения хорошо потянуться, от души зевнуть и часто поморгать.

В практике нашего ДОУ педагогами применяются разные варианты использования зрительных гимнастик:

с опорой на схему;

с сигнальными метками;

с индивидуальными офтальмотренажерами;

с настенными и потолочными офтальмотренажерами;

электронных зрительных гимнастик.

Для более четкого восприятия упражнений для глаз применяются стихотворные формы словесных подсказок, которые содержат основную цель упражнения – сосредоточивания взгляда на предмете, перевод с одного предмета на другой, фиксацию взглядом действия рук, последовательное прослеживание, зрительную ориентировку в окружающем пространстве. Имитационные действия глазами, головой в сопровождении стихов положительно сказываются на эмоциях детей, деятельности глаз, активности ребенка в целом.

Таким образом, зрительная гимнастика является обязательным компонентом работы с детьми, которая:

- обеспечивает улучшение кровоснабжения тканей глаза;

- повышает силу, эластичность и тонус глазных мышц и глазодвигательных нервов;

- укрепляет мышцы век;

- снимает переутомление зрительного аппарата;

- развивает способность к концентрации взгляда на ближних объектах, совершенствуя координацию движений глаз при периферийном обзоре;

- корректирует функциональные дефекты зрения.

Использование зрительной гимнастики в комплексе с другими профилактическими и оздоровительными мероприятиями по снятию зрительного напряжения и укреплению зрительных функций детей обеспечивает сохранение и нормализацию зрения, а также предупреждение прогрессирования нарушения зрения.

1. Релаксационные.

Описание действий и инструкций педагога

Ночь пришла, темноту привела,

Глазки закрываются сами,

Их дружок не три кулачками.

Закрыть глаза, представить чёрный цвет, как будто наступила ночь,

10-30 секунд. Открыть глаза.

Повторить 2 раза.

Мы ладошки нагреваем,

Наши глазки закрываем.

Потереть ладони друг о друга до тепла в них. Накрыть глаза ладонями, пальцы левой руки накрывают пальцы правой на лбу.

Представить чёрный цвет, 30-40 секунд. Открыть глаза.

Прыгнул в черный дымоход,

В дымоходе чернота

Отыщи-ка там кота.


Закрыть глаза, представить чёрный цвет, как будто наступила ночь,10- 30 секунд. Открыть глаза.

Повторить 2 раза.

(соляризация)

Выгляни в окошко,

Любят тебя детки,

С закрытыми глазами поставить лицо к солнцу, 30 секунд.

(Выполнять у окна, или имитация.)

Повторить 2 раза.

(соляризация)

Светит солнышко в окошко,

Светит в нашу комнату,

Мы захлопаем в ладоши,

Очень рады солнышку.

С закрытыми глазами поставить лицо к солнцу, 30 секунд.

Открыть глаза, похлопать в ладоши в ритм произношения стихотворения

(Выполнять у окна, или имитация.)

Повторить 2 раза.

И расслаблено всё тело.

Будто мы лежим на травке,

На зелёной мягкой травке…

Греет солнышко сейчас…

Руки тёплые у нас…

Жарче солнышко сейчас…

Ноги тёплые у нас…

Дышится легко, ровно, глубоко.

С закрытыми глазами лежат на коврике и представляют то, что слышат по тексту.

И спокойно вспоминаем (представляем),

1, 2, 3 1, 2, 3 1, 2, 3

Что увидел, расскажи!

Сидя или лёжа с закрытыми глазами вспомнить (представить) то, что предложит взрослый. Затем открыть глаза и рассказать о чём вспоминал.

Что за чудо из чудес!

Чёрный кот на шкаф залез,

Машет он хвостом, урчит.

Ваня смотрит и молчит.

Закрыть глаза, представить чёрный цвет, чёрного кота. Открыть глаза, спросить детей - Кто увидел кота?

Повторить 2 раза.

Мы ложимся на ковёр,

И мысленно представляем:

Шелест листьев, пение птиц,

Крик кукушки вдалеке….

Слушали и представляли.

А теперь все дружно встали.

Лёжа с закрытыми глазами слушать и представлять звуки леса под музыкальное сопровождение.

Все умеют танцевать

Прыгать, бегать, рисовать,

Но не все пока умеют

Есть у нас игра такая –

Очень лёгкая, простая:

Наши глазки не устали,

А ещё послушней стали!

Нам становится понятно –

Сидя на стуле, положить руки ладонями на стол.

Накрыть глаза ладонями так, чтобы середина правой ладони была перед правым глазом, а левой – перед левым глазом. Пальцы должны быть скрещены на лбу. На глаза не давить.

Мы спокойно отдыхаем

Сном волшебным засыпаем…

Дышится легко… ровно…глубоко…

Наши руки отдыхают,

Ноги тоже отдыхают,

Шея не напряжена и расслаблена…

Губы чуть приоткрываются…

Все чудесно расслабляется.

Дышится легко, ровно, глубоко…

Губы не напряжены, приоткрыты и теплы.

И послушный наш язык быть расслабленным привык.

Напряженье улетело и расслаблено все тело.

Будто мы лежим на травке,

На зеленой, мягкой травке…

Греет солнышко сейчас…

Руки теплые у нас…

Мы спокойно отдыхаем,

Сном волшебным засыпаем…

Хорошо нам отдыхать!

Но пора уже вставать!

Крепче кулачки сжимаем,

Их повыше поднимаем.

Всем открыть глаза и встать!

Лёжа с закрытыми глазами на коврике или на кровати под музыкальное сопровождение. Действия по тексту.

Читайте также: