Преподавания родиноведения предлагал ввести в российские школы
Обновлено: 05.07.2024
XVIII век. В школах Древней Руси детей обучали письму, чтению священных книг и пению в церкви. Предметов о природе не было.
С середины XVIII в. в русской педагогике стали появляться высказывания о необходимости естественно-научного образования детей.
В 1761 г. у М.В. Ломоносова возникла идея привлечь крестьянских детей к поискам неизвестных руд, дорогих металлов и камней. Великий ученый считал, что детская любознательность поможет в обследовании минеральных богатств России. Им была составлена анкета из 30 вопросов, которые охватывали сведения о городах, губерниях и провинциях государства. Эта анкета может считаться первой программой краеведческого изучения территорий.
Зарождение методики преподавания естествознания связано с именем Василия Федоровича Зуева (1754-1794). Онбыл сыном солдата Семеновского полка, получил хорошее академическое образование, защитил диссертацию. В.Ф. Зуев 6 лет посвятил изучению природы Сибири, участвуя в экспедиции под руководством П.С. Палласа. После возвращения из экспедиции ученый начал преподавать в учительской семинарии. Именно ему было поручено написать первый российский учебник по естественной истории.
В XVIII в. существовали зарубежные учебники, в которых изучение природы начиналось с описания строения человеческого тела и организмов животных. Эти руководства не могли служить образцами для учебника В.Ф. Зуева, так как не подходили к российским условиям. Не было в них и методических руководств для учителей, помогающих преподавать курс естествознания. Автору российского учебника впервые пришлось решать методические вопросы об отборе содержания и последовательности изучения курса естествознания.
Отбор содержания учебного материала осуществлялся с учетом практической направленности обучения. В учебнике описаны 148 растений и 157 позвоночных животных, имеющих значение для человека. Причем разнообразие растительного мира В.Ф. Зуев объясняет не всемогуществом творца, а следствием великого разнообразия климатических и почвенных условий, существующих на Земле. Подобно К. Линнею, ученый поместил человека среди животного царства, что было с его стороны смелым поступком.
Описание животных составлено по единому плану: внешний вид и образ жизни животного, указание приносимой пользы и его хозяйственного применения. Впервые В.Ф. Зуев высказал требования по охране промысловых животных. При описании домашних животных помещены советы по уходу за ними. Материал учебника изложен живым, образным языком.
К первой части учебника картин не было, так как автор считал, что изучение минералов и растений должно проходить с применением натуральной наглядности. В предисловии к учебнику автор дал методические указания учителям.
Для знакомства с местной природой предлагалось проводить экскурсии.
На фоне общепризнанного словесного преподавания эти мысли В.Ф. Зуева были передовыми и важными для осуществления связи обучения с практическими вопросами жизни.
Первая половина XIX века . По уставу 1804 г. преподавание естествознания было введено во 2 классах малых народных училищ. В гимназиях этот предмет преподавался как во 2, так и в 4 классах. Каждая гимназия была обязана иметь комплект натуральной наглядности по трем царствам природы (минералы, растения, животные). Собирался преимущественно местный материал. Учителям рекомендовалось опираться на интерес детей.
Несмотря на то что в уставе гимназии 1804 г. содержалась мысль о привлечении учителей и учеников к изучению местной природы, она получила свое развитие лишь в единственном отечественном учебнике естествознания академика В.М. Севергина. По мнению автора, исследовательская работа, проводимая в одной и той местности ежегодно, должна иметь большое научное и практическое значение. Это обеспечивало связь обучения с жизнью, с нуждами развивающегося государства.
В начале XIX века во все средние учебные заведения было введено преподавание географии по учебникам Е.Ф. Зябловского. Учебник содержал достоверные данные, но был перегружен фактическим материалом. При изучении предмета тоже преобладала зубрежка. Изучение материала осложнялось отсутствием наглядных пособий.
Предмет был вновь введен только через 20 лет в кадетских корпусах, а в 1852 г. – в гимназиях. Новым стал порядок изучения курса: зоология – ботаника – минералогия.
Новые школьные программы были построены согласно принципам А. Любена, талантливого немецкого педагога, выступившего в качестве реформатора школьного естествознания в 30-е годы XIX в. Им была написана первая методика естествознания. Педагогом предлагался индуктивный метод изучения естествознания, при котором познание природы шло от простого к сложному, от известного к неизвестному, от конкретного к отвлеченному. В основе индуктивного метода лежали непосредственные наблюдения учащимися натуральных объектов и осмысливание отношений между ними. В российскую школу идеи А. Любена проникли три десятилетия спустя. Это был, несомненно, прогрессивный подход в преподавании естествознания. Однако содержание учебников ботаники Н.И. Раевского, зоологии Д.С. Михайлова, построенных на принципах Любена, не соответствовало методическим рекомендациям. Они были перегружены однообразным систематическим материалом и не развивали мышление учащихся.
Огромное влияние на развитие этого направления в обучении младших школьников оказал прогрессивный педагог Константин Дмитриевич Ушинский (1824-1870).
Огромное влияние оказали идеи К.Д. Ушинского на педагогическую и литературную деятельность Дмитрия Дмитриевича Семенова (1835-1902) – талантливого педагога-географа.
В предисловии к учебнику Дмитрий Дмитриевич Семенов писал, что лучше всего начинать преподавание географии с окрестности той местности, на которой живут учащиеся и посредством сравнений близких предметов с отдаленными, посредством занимательных рассказов дети незаметно получают самые верные понятия различных явлений природы.
Д. Д. Семенов считал, что приготовительным курсом к изучению географии могло служить отчизноведение, но в нем должно заключаться и начало естественных наук и истории.
Д.Д. Семенов составил такой учебник для окрестностей Петербурга. Сначала он рассказывает о городе, затем характеризует его окрестности, уезд и всю Петербургскую губернию и далее переходит к изучению земли в целом.
В целях более глубокого разъяснения отдельных вопросов педагог предлагал ставить несложные опыты и проводить демонстрации:
– по парообразованию воды и конденсации паров,
– определению сторон света по компасу,
– измерению атмосферного давления барометром и др.
Деятельность Д.Д. Семенова способствовала появлению в России учебников, основанных на принципе отечествоведения.
В противовес систематике и морфологии К. Линнея во второй половине XIX в. в России стало популяризоваться биологическое направление, ставшее впоследствии фундаментом экологии (позднее оно было выдвинуто в Германии в трудах Ф. Юнге и О. Шмейля). Российское биологическое направление (или метод) было обосновано в работах профессора Московского университета К.Ф. Рулье. Автор предложил изучать жизнь во всех ее проявлениях. ( Рулье К.Ф. Жизнь животных по отношению к внешним условиям. –М.,1852).
Эта задача была необычной для того времени, она требовала обратить внимание на обыденные проявления жизни, нацеливала на их изучение и объяснение. В отличие от германских методистов, Рулье был эволюционистом. Для него организмы были не приспособлены, а приспособляемы к среде. При изучении организма животного он прежде всего выяснял причину образования того или иного органа.
Говоря о процессе обучения, Ж.Ф. Рулье подчеркивал, что одним из важнейших его условий является наглядность.
Развитие методики естествознания во второй половине XIX в. связано с именем Алекссандра Яковлевича Герда (1841-1888). Им обоснована система изучения природы в начальной школе, от неорганического мира к растениям, животным и человеку.
Во вторую часть так же включалось изучение истории Земли с элементами эволюционного учения.
Такое построение курса педагог справедливо обосновал тем, что наблюдения над минералами легче и проще наблюдений над растениями и животными. Автор отмечал, что знакомство с минеральным царством доставляет детям сведения, необходимые для полных наблюдений над растениями и животными. Животное необходимо рассматривать в связи со всей его обстановкой, растение – в связи с почвой, на которой оно произрастает. Поэтому-то прежде всего следует ознакомить детей с минеральным царством. Кроме этого, законы эволюции природы не могут быть познаны без понимания тех взаимосвязей, которые существуют между неорганическим иорганическим миром.
А.Я. Герд считал, что прежде чем приступать к систематическому курсу естественных наук, преподавателю необходимо пробудить в детях интерес к природе. Пробуждение интереса возможно лишь при непосредственном столкновении детей с естественными предметами в их естественной обстановке. А.Я. Герд утверждал, что преподавание естествоведения должно по возможности начинаться в саду, в лесу, в поле, на болоте. Когда таким образом дети изучат окружающее, тогда можно перейти к растительному и животному миру отдаленных местностей, определяя и оживляя их сравнениями с хорошо известными картинами родины. (Герд А.Я. Избранные пед.труды/ Под. ред. Б.Е. Райкова. 1953 ).
Таким образом, А.Я. Герд впервые решил основные общие проблемы методики преподавания естествознания. До настоящего времени труды А.Я. Герда служат основой для методических разработок по курсу естествознания.
Вклад А.Я. Герда в теорию методики естествознания трудно переоценить, но практическое значение его работ в то время было невелико в связи с исключением естествознания в 1871 г. из числа преподаваемых в народных училищах предметов.
Развитие капитализма в конце XIX в. потребовало широкой реформы школьного образования и обязательного введения естествознания в систему школьных предметов.
XX век. Развитие методики естествознания до 1917 г. В начале XX в. Министерство народного просвещения было вынуждено ввести изучение естествознание до 7 класса средней школы.
В 1901 г. в гимназиях действовала программа, составленная профессором лесного института, знаменитым натуралистом Д.Н. Кайгородовым. По научным взглядам Д .Н. Кайгородов был креационистом и антидарвинистом. Ученый отрицал необходимость формирования у младших школьников научной системы знаний о природе.
– растений и животных, с их разнообразными взаимодействиями друг на друга, в связи с неорганической природой (почва, берег, дно) и в связи с временами года.
По мнению Кайгородова краеугольным камнем в преподавании природоведения должна быть экскурсия.
Программа Кайгородова просуществовала всего один год, но труды ученого послужили толчком к развитию:
– экскурсионного дела,
– методики проведения фенологических наблюдений.
Разработкой содержания образования в начале XX в. занимался известный методист-естественник Иван Иванович Полянский (1872-1930). Он считал, что материалом для первоначального курса природоведения должно быть то, что окружает ребенка (окружающие школу деревья, разводимые человеком растения, домашние животные, наблюдаемые поблизости пласты земли и камни, соседний ручеек и т.п.) и лишь постепенно, по мере умственного развития ребенка можно переносить его воображение к дальним странам.
Большое внимание И.И. Полянский уделял разработке различных форм организации учебного процесса.Основной формой он считал уроки, которые подразделял на несколько типов:
– уроки изучения нового материала,
И.И. Полянский указывал, что домашние задания должны быть дополнением к урокам.
Важной формой изучения естествознания наряду с уроком он считал экскурсию. По мнению педагога, кругозор наблюдений во время экскурсий должен постепенно расширяться, и к коротким выходам из школы должны присоединяться экскурсии более отдаленные. На экскурсиях изучается как природа местности, так и различные стороны человеческого быта и знаний.
Таким образом, И.И. Полянский поднял и частично решил новые проблемы:
· о развитии познавательной деятельности младших школьников,
· о классификации и взаимосвязи различных форм учебных занятий.
В период с 1901 по 1917 г. особенно ярко проявилась деятельность известного методиста Валериана Викторовича Половцова (1862-1918). Ему принадлежит заслуга внедрения в русскую школу биологического направления.
Однако внедрение передового опыта преподавания естествознания в массовую школу было затруднено. При составлении программ и учебников зачастую не учитывались психологические особенности младших школьников. Материал был сложен для понимания, оторван от жизни.
Преподавание естествознания в школах России в XIX веке. проходило по единственном отечественном учебнике естествознания академика В. М. СевергинаПо уставу 1804 г. преподавание естествознания было введено во 2 классах малых народных училищ. В гимназиях этот предмет преподавался как во 2, так и в 4 классах. Каждая гимназия была обязана иметь комплект натуральной наглядности по трем царствам природы (минералы, растения, животные). Собирался преимущественно местный материал.. По мнению автора, исследовательская работа, проводимая в одной и той же местности ежегодно, должна иметь большое научное и практическое значение. Это обеспечивало связь обучения с жизнью, с нуждами развивающегося государства.
Надо отметить, что В. М. Севергиным впервые рекомендовалось использовать учебник в виде руководства к практической деятельности вне урока. Учебный процесс таким образом обогатился внеурочной практической работой учащихся.
Предмет был вновь введен только через 20 лет в кадетских корпусах, а в 1852 г. – в гимназиях. Новым стал порядок изучения курса: зоология – ботаника – минералогия, гораздо менее удобный, чем предложенный В. Ф. Зуевым.
А. Любен. Новые школьные программы были построены согласно принципам А. Любена, талантливого немецкого педагога, выступившего в качестве реформатора школьного естествознания в 30-е годы XIX в. Им была написана первая методика естествознания. Педагогом предлагался индуктивный методизучения естествознания, при котором познание природы шло от простого к сложному, от известного к неизвестному, от конкретного к отвлеченному. В основе индуктивного метода лежали непосредственные наблюдения учащимися натуральных объектов и осмысливание отношений между ними. В российскую школу идеи А. Любена проникли три десятилетия спустя.
Д. Д. Семенов считал, что приготовительным курсом к изучению географии могло служить отчизноведение, но в нем должно заключаться и начало естественных наук и истории.
В целях более глубокого разъяснения отдельных вопросов педагог предлагал ставить несложные опыты и проводить демонстрации:
Александр\ Яковлевич Герд (1841–1888). Им обоснована система изучения природы в начальной школе, от неорганического мира к растениям, животным и человеку.
Биология как учебный предмет отличается своеобразием форм и методов преподавания. В нем изучаются конкретные объекты (растения, животные и человек) и сложные явления живой природы и ее развития. Это требует особых форм организации учебной работы, методов преподавания с преимущественным применением наглядности и практических работ. Ознакомление с природой, ее красотами и богатством, в особенности на экскурсиях, воспитывает патриотические и эстетические чувства. Воспитание любви к природе и бережного отношения к ней способствует развитию этических черт личности. Использование краеведческого материала на уроках стимулирует познавательный интерес к изучению биологии. Все это делает проблему использования принципа краеведения чрезвычайно актуальной.
Наше исследование направлено на разработку методики использования краеведческого материала на уроках биологии. Свое исследование начали с изучения истории вопроса, так как знание истории предупреждает повторение ошибок, открытие уже известных истин, позволяет использовать ценные достижения прошлого при решении и исследовании насущных для нашего времени методических проблем.
Первым русским методистом, много сделавшим для успешного преподавания естествознания на краеведческой основе, был В.Ф.Зуев.
Интенсивная разработка вопросов родиноведения в отечественной педагогике началась в 60-е годы ХIХ века и связана она с именами К.Д. Ушинского и Н.Х. Весселя.
Выдающимся методистом естествознания второй половины ΧΙΧ века является А.Я.Герд. А.Я.Герд впервые внедряет в школьную практику экскурсии, демонстрационные опыты на уроках и практических занятиях. А.Я.Герд стал проводником в школьную практику краеведческого принципа.
Проанализировав, работы выдающихся ученых ΧVΙΙ-ΧIΧ веков мы можем сделать следующие выводы. Было предложено проводить наблюдения и экскурсии в природу, а также демонстрационные опыты на уроках и практических занятиях. При объяснении новой темы рекомендовалось демонстрировать наглядные пособия, гербарии, коллекции предметов природы.
Почти во всех работах имеются ссылки на необходимость использования на уроках местного материала, который, по мнению этих ученых, помогает в изучении природы и ее явлений, а также способствует развитию у детей патриотизма и глубокой любви к родине.
В начале ΧΧ века наступает период новых решений тех же методических проблем - содержания, методов и воспитания в процессе обучения естествознания.
В 1900- 1910гг группа отечественных методистов - естественников в лице В.В.Половцева, Б.Е.Райкова, Л.Н.Никонова, К.П.Ягодовского и других разработала практический метод преподавания естествознания в школе, в основе которого лежит сбор и использование на уроках местных природных объектов.
В 20-е годы ΧΧ века в России велись активные поиски новой структуры биологического образования, которая отвечала бы целям воспитания материалистического мировоззрения. Большое участие в разработке новых программ приняли видные ученые - биологи В.М.Шимкевич, Н.П.Книпович, методист Б.Е.Райков. В этих программах большое внимание уделялось использованию местного материала.
В этот период широко стали производиться опыты и наблюдения исследовательским методом. Все это способствовало организации при школах краеведческих уголков и музеев.
В этот период широко стали производиться опыты и наблюдения исследовательским методом. Все это способствовало организации при школах краеведческих уголков и музеев.
Творческая работа учителей по осуществлению краеведческого принципа в преподавании биологии в 60-е годы приводит к появлению методической литературы по различным вопросам - об уроках, экскурсиях, походах, музеях, викторинах.
Таким образом, анализ методической литературы показал, что основные теоретические вопросы использования краеведческого материала были разработаны ведущими отечественными методистами уже в 20-60 годы ΧΧ века.
Проведенный на данном этапе нашего исследования анализ педагогической и методической литературы показал, что идея использования краеведческого материала в обучении биологии зародилась в ΧVΙΙ веке, с момента введения естествознания в школу.
Основные теоретические вопросы использования краеведческого материала были разработаны ведущими отечественными методистами в 20-60годы ΧΧ века. Максимальный подъем в разработке этого вопроса приходится на 20-30 и 50-60 годы ΧΧ века.
Возможно, самым ярким учебником родиноведения, изданным незадолго до революции, стал этот, составленный Александром Ященко.
Еще будучи студентом Санкт-Петербургского университета, Ященко совершил путешествие по Лапландии, затем был в Закаспийском крае и Бухаре. А в 1903 году Академия наук командировала его в Австралию, где у озера Эйр Ященко прожил какое-то время с местными аборигенами и составил уникальную этнографическую коллекцию.
При этом и свою огромную Родину Ященко, уроженец Бугуруслана (в некоторых источниках - Бугульмы), знал отлично. Есть воспоминания жителей Нижегородской губернии - после революции Ященко перебрался туда из Петрограда - о его лекциях и уроках. Ященко говорил не заученными фразами, а живым языком. Не зачитывал учебник, а рассказывал и приводил яркие примеры. Таким же - живым - он сделал учебник родиноведения.
Официальное его название - "Начальное землеведение" (Курс географии для младших классов). От других учебников этот отличался тем, что содержал очерки родиноведения и краткий обзор частей света.
Очерки родиноведения - это по сути раздел о Родине, в котором ярко описаны природа и хозяйство. Обработка земли, особенности и значение погоды для крестьян и их занятий - скотоводства, землепашества, огородничества.
Причем учебник написан доступным, в некоторых случаях, народным языком, от чего до этого старались уходить. Часто в землеведении-родиноведении встречаются не научные слова, а обыденные, вроде "вёдро" или "паводок". Неслучайно даже после революции отмечалось, что "книга Ященко на общем, резко преобладающем сером фоне казенно-чиновничьих учебников царского времени производит впечатление скорее благоприятное".
Издание было иллюстрировано, в том числе, цветными фотографиями Сергея Прокудина-Горского - пионера цветной фотографии.
Учебник Ященко удобен. Текст перемежается не только фотографиями и картами, но и, например, рубриками "Наблюдение и опыт". В одной из них говорится, как составить план местности и что для этого нужно сделать, в другой - как определить стороны света:
"Русские крестьяне умеют по солнцу и тени узнавать не только страны света, но и время дня, меряя ступнями длину собственной тени, предварительно заметив, где она кончилась. Каждому часу дня соответствует определенная длина и направление тени".
О чем говорится в учебнике? Насколько изменилось все за сто с небольшим лет? Вот цитаты из раздела "Родиноведение" (они выделены курсивом):
Наша родина, Россия, составляет по площади около одной шестой части всей земной поверхности, если не считать водных пространств, на земле. Россия так велика, что при одинаковом масштабе карта России - самая большая из карт всех государств. Правда, одно государство, Англия, превосходит Россию величиной своих владений, но владения Англии разбросаны по всей земле и не могут быть изображены на одной сплошной карте.
Англия теперь не владеет такими территориями, как сто лет назад. Правда, сохраняет на некоторых свое влияние. Теперь Россия - самая большая страна в мире, хотя в 1916-м в состав Российской империи входили и Польша с Финляндией, и территории, ставшие затем республиками СССР. После распада Союза некоторые земли, исторически считавшиеся российскими, стали частью других государств.
Только два государства превышают Россию численностью населения: Китай и Англия. Китай - государство менее культурное, чем Россия, а население Англии не представляет общего целого, так как владения Англии разбросаны по всему миру. В настоящее время население всей России надо считать свыше 150 миллионов, из которых более 2/3 приходится на Европейскую Россию.
Россия есть государство, в котором верховная власть принадлежит Русскому Государю Императору, и со времен Петра Великого Россия зовется Российской Империей. Местопребыванием Государя является одна из русских столиц: Петроград или Москва, главным образом Петроград, где и находятся правительственные учреждения.
За сто лет форма правления государством менялась не раз. Теперь это Российская Федерация - президентско-парламентская республика. Местопребывание президента - Москва. У Петрограда (Санкт-Петербурга) сейчас разве что неофициальный статус "северной столицы".
Главную массу населения России составляют жители сел и деревень, населенных преимущественно русскими крестьянами. Россия - земледельческая страна, и искони преобладающим занятием русского крестьянина было именно занятие земледелием, главным образом - полевым.
Села и деревни России за сто лет измученные коллективизацией, колхозами и отсутствием рабочих мест теперь, практически обезлюдели. Огромный урон нанесла война. Во время Великой Отечественной многие села и деревни были уничтожены фашистами. Иногда вместе с мирным населением.
Советское правительство в 1970-х предприняло попытку спасти деревни и села нечерноземной полосы укрупнением населенных пунктов и выселением жителей из так называемых "неперспективных", но это не повлияло на исход людей из деревни. Россия больше не земледельческая страна. Доля занятых в сельском хозяйстве сейчас примерно 10 процентов.
Смотря по климату, в России сеются разные хлеба и другие полезные растения. Особенное значение в крестьянском быту имеют хлебные растения - рожь и пшеница. Полоса пшеницы идет южнее полосы ржи. В ней сеются все главные хлеба России: просо, греча, горох и другие. На юге и юго-востоке Европейской России разводится хлебное растение кукуруза. Россия так много производит хлебных растений, в особенности пшеницы, что избыток их вывозится в другие государства.
Южные регионы России и сейчас являются территориями, где выращивают хлебные культуры. Страна активно экспортирует пшеницу. А вот в зоне так называемого рискованного земледелия количество пахотных земель сократилось в разы. Многие поля в центральной России заросли лесом. Кукуруза, которую попытался повсеместно внедрять Никита Хрущев в середине ХХ века, так и не стала царицей советских полей.
Россия богата лесами, но вследствие прежней неосмотрительной и беспорядочной рубки лесов для расхода их на стройку и в особенности на отопление, они сильно поредели. От истребления леса теперь охранены законами, так как сохранение леса для населения необходимо: леса сберегают почвенную влагу и уничтожение их ведет к скорому усыханию и обмелению рек. Русский лес, особенно северный, строевой и распиленный на доски в большом количестве вывозится за границу, особенно через Архангельск.
Еще нет упоминаний, что сокращение лесных массивов способствует загрязнению воздуха, тема экологии почти не затронута. Через сто лет экологические проблемы постепенно выходят на первый план.
Россия и сейчас богата лесами, но количество строевого леса сокращается. Он, как и сто лет назад, активно вывозится из Архангельска - в Европу, а так же из Забайкальского края - в Китай. Власти пытаются регулировать ситуацию, но дела с вывозом "леса-кругляка" по-прежнему плохи. Зачастую лес, вывезенный из России за бесценок, возвращается сюда как дорогая мебель.
При этом во многих населенных пунктах, по-прежнему не газифицированных, дома и учреждения все еще отапливаются дровами или углем.
Россия имеет избыток скота, поэтому может вывозить в другие государства большие количества кож, сала, масла и самого скота. Русские крестьяне держат свой рогатый скот в зиму дома, под навесами и кормят запасами разного хлебного корма и сена, и уже ранней весной выгоняют на разные пастбища. Пасут скот крестьяне до белых мух, как они зовут хлопья первого снега…
"Белые мухи" - очередное народное выражение в учебнике родиноведения. Учитывая катастрофическое сокращение сельского населения, соответственно уменьшилось и количество домашнего скота. Его разведением занимаются теперь, как правило, крупные агрохолдинги. Фермерские хозяйства в России развиты слабо.
Особенно обильна в России морская рыба. Она ловится в большом числе, особенно сельди и северная треска, и служит большим подспорьем в пищу русскому народу; часть ее вывозится за границу.
Пресноводной рыбы так же много в России, но от постоянного вылавливания рыбной молоди и икры количество ее значительно убавляется. Поэтому во многих местах законами установлены правила рыбной ловли, особенно там, где рыба ловится массами для продажи. Славится Россия обилием осетровых рыб. Икра их составляет теперь дороге лакомство.
В этом году улов лососевых в дальневосточных морях - рекордный. Но рыбопромышленники этому не рады, так как заинтересованы в дефиците и соответственно в высоких ценах на рыбу. Пресноводной рыбы в России теперь мало. Волга, богатая осетровыми, за сто лет была перегорожена плотинами гидроэлектростанций. Это сильно сказалась на популяции рыб. И икра, и сами осетровые по-прежнему составляют "дорогое лакомство".
В России добывается больше чем где-либо на земле нефти. Она имеется во многих местах, например, на севере, в средне-азиатских владениях, но главная ея добыча сосредотачивается у Каспийского и Азовского морей, где ее добывают при помощи бурения. Нефть и вещества, получающиеся из нея, керосин, бензин, смазочные масла, нефтяные остатки, не только идут на нужды России, но и вывозятся заграницу.
Интересно, что в очерках родиноведения сначала рассказывается о земледелии, огородничестве, лесе, скотоводстве. И только потом - о добыче полезных ископаемых, обрабатывающей промышленности. С тех пор все поменялось кардинально, ведь теперь нефть и газ - основа экономики и жизни страны.
Фабрики и заводы появились в России позже, чем в других культурных государствах Европы. Русский народ долгое время изготовлял все нужное ручным трудом своих мастеров и мастериц. Для этого они иногда пользовались ручными станками, например, прядильным, столярным, кузнечным горном.
Жители Валдайской возвышенности проявляли разныя искусства и славились как кузнецы, литейщики и сапожные мастера. Жители приволжских лесов и по сейчас одни из лучших плотников столяров и мебельщиков.
С фабриками и заводами все по-прежнему не очень хорошо. Некоторые фабричные центры, например, подмосковные текстильные мануфактуры, прекратили существование. Литейщиков Валдая сменили крупные металлургические центры, к примеру, в Череповце, о нижегородских мебельщиках известий тоже не так много.
Народный ручной труд не прекращается в России и теперь, так как ручная работа нравится больше машинной. Русские крестьяне по своим деревням во множестве изготовляют разную утварь, как то - деревянныя ложки, чашки, колеса, ободья, игрушки, плетеные корзины, выделывают кузнечным способом гвозди, подковы и слесарным - ножи, замки, валяют обувь, шьют сапоги, приготовляют домотканные холсты, вяжут кружева, пишут иконы. Такая работа, исполняемая в деревнях группами мастеров, зовется кустарным промыслом.
Некоторые кустарные промыслы дожили до сегодняшних дней. А деревянные ободья и гвозди из кузницы оказались не нужны после того, как их заменили стальные колеса и заводские изделия.
Русский крестьянин зовет заводом даже ветряную и водяную мельницы, приводимые в действие ветром и водой. Русские фабрики и заводы разнообразны. Они находятся больше там, где густо население, например, в Московской области, около Петрограда, а так же в местах, богатых топливом. Фабричное дело в России сравнительно с другими государствами еще мало развито, поэтому население России часто выписывает из заграницы изделия фабрик других стран: земледельческие машины, вообще разные машины, шелковые ткани, предметы роскоши.
Главным образом Россия отправляет заграницу то, что доставляет ей ея добывающая промышленность, преимущественно земледелие и скотоводство. Из заграницы Россия, главным образом, получает предметы фабрично-заводского производства.
Через сто лет фабричное дело сравнительно с другими государствами, особенно соседним Китаем, по-прежнему развито мало. Поэтому мы часто выписываем из заграницы изделия фабрик других стран. Бывает, что и предметы роскоши.
. "Начальное землеведение" или родиноведение стало последней учебной работой Александра Ященко. В 1917-м он, уже будучи пенсионером, переехал с семьей в Нижегородскую губернию, где стал преподавателем в школе села Гагина Сергачского уезда, а с 1927 года преподавал в самом Сергаче. Половину своего дома отвел под краеведческий музей.
Сейчас имя Ященко забыто. Хотя несколько лет назад в Нижнем Новгороде предлагали переименовать некоторые улицы: в частности, улицу Советской милиции - в улицу ученого и учителя Ященко.
Советская милиция в итоге осталась на карте. Человек, который путешествовал по картам и миру, знал свою страну и народ, создал учебник родиноведения, - нет.
Удивительно, как еще сохранился учебник - теперь скорее путеводитель по стране, которая осталась на его страницах.
Читайте также: