Преподавание страноведения в школе

Обновлено: 22.07.2024

Методологической основой современной методики географии является теория развивающего обучения, разработанная психологом Л.С. Выготским и его учениками. Процесс обучения в современной школе можно рассматривать как сложную систему, т.е. как упорядоченную совокупность, объединение взаимосвязанных и расположенных в определенном порядке элементов целостного образования.

Процесс обучения географии имеет ряд особенностей, основываясь на предмете, проблеме, содержании и методах исследования географической науки. Специфика географии как школьного предмета связана с тем, что, во-первых, в основе её изучения лежит географическая карта, позволяющая успешно формировать у школьников пространственное мышление; во-вторых, исследуемые объекты и процессы имеют высокий уровень организации и системное строение; в-третьих, наряду с основополагающей ролью научных понятий, в этом предмете принципиально важную роль играют чувственные образы и представления и т.д.

Цели обучения географии имеют деятельностный характер, то есть они могут быть достигнуты только в процессе учебно-познавательной деятельности самих учащихся. Определение целей обучения имеет прямое отношение к разработке программ и созданию учебников, а также к организации процесса обучения географии в реальных условиях современной общеобразовательной школы.

Основными направлениями совершенствования содержания современного географического образования являются:

1.Усиление научных основ содержания географического образования и одновременно обеспечение его доступности, изъятие излишне усложненной и второстепенной информации, усиление воспитательного потенциала школьной географии.

2.Увеличение удельного веса теоретических знаний (элементы научных теорий, мировоззренческие идеи, научные понятия и т.д.) и определение оптимального соотношения между теоретическими и эмпирическими знаниями.

Содержание географического образования соотносится с такими проблемами, как охрана природы, биоразнообразие, здоровье, здоровый образ жизни, права человека, справедливость, независимость, безопасность, терпимость по отношению к политическим, религиозным и социальным особенностям различных людей и народов. И в этом плане содержание школьной географии является подлинно междисциплинарным и системным.

Одной из важнейших задач, решаемых в процессе модернизации школьного географического образования, является интеграция знаний учащихся о природе и обществе, которые они получают при изучении традиционных курсов по физической и социально-экономической географии. Для этого создаются новые комплексно-страноведческие курсы по учебной дисциплине, в которых особое внимание уделяется страноведческой составляющей содержания и реализации комплексного страноведческого подхода.

Концепция совершенствования содержания и структуры школьного географического образования предполагает следующую логику построения предмета: землеведение - страноведение - география России (отечествоведение) - география мира. Содержание всех новых курсов школьной географии строится на основе комплексного страноведения в сочетании с доступной для учащихся основной школы научной популяризацией географических знаний.

Во всех странах мира при изучении географии особое внимание обращают на проблемы культуры межнациональных отношений, усиливают внимание к воспитательным возможностям предмета. Гуманистический и культурологический потенциал географии возрастает при непосредственном изучении на уроках разнообразия жизни и деятельности людей в пространстве, роли человека и человечества в географической среде, вклада людей в развитие мировой цивилизации.

В центр комплексных страноведческих характеристик новых учебников географии ставится человек, народы материков и стран, их образ жизни, материальная и духовная культура, особенности хозяйственной деятельности в конкретных природных условиях, как на суше, так и в прилегающих акваториях океанов. Ведущие методисты считают, что выбор стран, изучаемых на уроках географии, целесообразно проводить с учетом специфики этнического состава населения, образа жизни народов равнинных и горных стран, особенностей хозяйственной деятельности и региональных проблем взаимодействия человека и природы.

Школьное географическое страноведение на протяжении длительного времени занимало важное место в русской и советской учебной географии. В исследовании Н.Н. Баранского подробно анализируются страноведческие учебники Г.И. Иванова, Э. Лесгафта и др. Сам Н.Н. Баранский в основу первого советского учебника по экономической географии положил регионально-страноведческий принцип, рассмотрев по областям Госплана всю триаду: природу, население и хозяйство. Тот же принцип лежал в основе хорошо известных учебников Г.И. Иванова и А.С. Доброва по географии частей света и С.В. Чефранова по географии CСCР, написанных после постановления от 15 мая 1934 г. о преподавании географии в школе, а также более поздних учебников П.Н. Счастнева и П.Г. Терехова, К.Ф. Строева. Эти страноведческие курсы сочетались с отдельными курсами физической и экономической географии.

Страноведческий курс завершает изучение всей географии и предполагает:

- повторение ранее изученного материала;

- систематизация географических знаний;

- развитие познавательного интереса к общепланетарным процессам, явлениям;

- овладение системой географических знаний за полный курс;

- формирование пространственного представления о природных, социальных и экономических системах;

- умение выполнять операции на мыслительную деятельность.

Страноведческий курс связывает все содержание географии, т.к. в 7 - 10 классах содержится большой объем страноведческих знаний, и учащиеся уже в комплексе знакомятся со странами мира. В данном курсе в отличие от предлагаемых авторских программ все страны предполагается изучать через сопоставление и сравнение некоторых цивилизационных особенностей (нация, религия, культура, преобладающий образ мыслей и жизни, стиль поведения, отношение к труду, положение человека в обществе и т.д.). Такой подход к изучению стран вызывает наибольший интерес у учащихся и желание познавать мир.

При изучении курса страноведения перед учащимися ставятся следующие задачи:

- систематизировать знания за весь курс географии;

- рассмотреть важнейшую роль международных организаций во внешнеэкономических связях Всемирного хозяйства;

- сформировать взгляд на современную политическую карту мира, как динамично развивающуюся картину мира;

- формировать пространственное мировоззрение;

- познакомиться с наиболее интересными странами мира;

- уметь давать характеристику страны в соответствии с планом;

- утверждение определенных взглядов на мир, планету, человечество.

Использование компьютерных технологий позволяет максимально учитывать индивидуальные особенности учащихся: задавать темп изучения материала, адаптировать учебные знания к возможностям ученика, осуществлять разноуровневое обучение. Целью обучения является удовлетворение познавательного интереса по географии с использованием компьютера.

На уроках географии страноведческого направления используются игры-путешествия, когда школьники становятся на какое-то время "экипажем" корабля, научными сотрудниками. Разрабатываются задания игрового характера, которые помогают школьникам самостоятельно изучать новое содержание темы. Одни игры помогают формировать и отрабатывать у учащихся навыки контроля и самоконтроля, другие, построенные на материале различной степени трудности, дают возможность осуществить дифференцированный подход к обучению детей с разным уровнем знаний.

Описание игр.

1. Назови объект.

У доски два человека. Один стоит у карты, другой в 3-4 метрах от нее (чтобы ему не были видны надписи на карте). Первый ученик показывает объект, не называя его, второй отчетливо произносит его название, остальные учащиеся должны дать географическую характеристику этому объекту.

2. По следам великих путешественников.

К этой игре участники готовятся заранее - изучают маршруты путешествий, биографии путешественников. Список путешественников заранее обговаривается. Во время игры ребята получают флажки с булавками. Этими флажками нужно проложить путь одного из путешественников на карте полушарий. Прокладывая маршрут путешествия, играющий должен коротко рассказать о нем.

3. Природные зоны земного шара.

Для проведения игры готовятся рисунки с характерными пейзажами и рисунки животных. Рисунки без надписей, но с соответствующими номерами в правом нижнем углу.

Используется карта "Физическая карта полушарий" и карта "Природные зоны земного шара". Суть игры заключается в том, чтобы ученик из нескольких десяток открыток и рисунков сумел правильно отобрать представителей фауны и флоры какой-нибудь природной зоны, показал на карте место обитания и объяснил, почему. Весь класс с большим вниманием слушает отвечающего, а затем учащиеся высказывают свои замечания и вносят дополнение. Игра проводится в 7-8 классах.

Таким образом, комплексное страноведение наиболее полно отражает основное содержание географического образования, в том числе материальные и духовные культурные ценности, опыт познания и существования человека в пространстве. Этот курс помогает обучающимся понять причины разнообразия природы материков и океанов, крупных регионов и отдельных стран, понять людей другой культуры, исповедующих другую религию, осознать свое место в жизни. Страноведческие знания позволяют школьникам видеть, понимать и оценивать сложную систему взаимосвязей между людьми, территорией и природной средой.

Литература

1. Баранский, Н.Н. Научные принципы географии / Н.Н. Баранский. - М. Мысль, 2000.

2. Баранский, Н.Н. Исторический обзор учебников географии (1876-1934) / Н.Н. Баранский. - М. Географгиз, 1998.

3. Баранский, Н.Н. Методика преподавания экономической географии / Н.Н. Баранский. - М. Просвещение, 1990.

4. Душина, И.В. Методика преподавания географии / И.В. Душина, Г.А. Понурова. – М.: Московский лицей, 2002.

5. Максаковский, В.П. Научные основы школьной географии / В.П. Максаковский. - М.: Просвещение, 2002.

6. Максаковский, В.П. Страноведение и школьная география //Вопросы географии. Вып. 116. М., Мысль, 2001.

7. Машбиц, Я.Г. Основы страноведения / Я.Г. Машбиц. - М.: Просвещение, 2003.

8. Новые взгляды на географическое образование / Под ред. В.П. Максаковского, Л.М. Панчешниковой. - М.: Просвещение, 2003.

Для успешного овладения иностранным языком всегда необходимо привлечение материала о культуре и истории страны изучаемого языка. Данный аспект стал особенно актуален при введении ФГОС второго поколения.

Использование страноведческого материала помогает поддерживать интерес к изучению иностранного языка на всех этапах его изучения. Обучающимся кажется, что они попадают в новый мир, и, иностранный язык служит средством, чтобы понять его.

Страноведение тесно связано с метапредметностью. Знания, полученные на уроках географии, истории, музыки, литературы обучающиеся могут смело применять на уроках иностранного языка. Интегрированные занятия помогут понять ученикам, что изучение языков не оторвано от реального мира и может применяться в разных сферах жизнедеятельности. Сравнение исторических и культурных событий разных стран дает полную картину того или иного события, помогает проанализировать его и дать обдуманную оценку.

Недостатком современных образовательных программ является отсутствие в школьных учебниках системно представленного описания истории государства, подкрепленного наиболее полным страноведческим материалом. Недооценка вовлечений подобного материала в процесс образования ведет к упущению возможности более глубинного познания картины мира. Данная проблема находит определённое решение в виде проведения занятий с использованием страноведческого материала на различные тематики, что ведет к создания и поддержания интереса к изучению иностранных языков.

Рассмотрим несколько примеров использования страноведческого материала на уроках иностранного языка.

Список можно начать с известного короля Артура (легендарного вождя бриттов V—VI века) и Робина Гуда (популярного героя средневековых английских народных баллад). Читая о жизни этих героев, можно не только изучить легендарное прошлое Великобритании, но и подчерпнуть многое для воспитания современного поколения: хорошая физическая подготовка, желание помочь тем, кто нуждается в помощи, стремление защитить свою страну. Легенды служили сплочению и единению для достижения высокой цели. Стихи и художественные фильмы делают занятия интереснее и насыщеннее. Возможно проведение параллели между героями Отечества и персонажами, изученными на уроке, для того чтобы показать, что в каждой стране в любое время появляются те, кто становится легендами на долгие годы.

Изучить прошлое Великобритании поможет история жизни царицы иценов Боудикки (приблизительно 30-60 год 20 века). В телепрограммах часто встречаются фильмы и мультфильмы о доблестном короле Артуре и рыцарях круглого стола; о приключениях Робин Гуда и его друзей в Шервурдском лесу. История жизни царицы Боудикки мало известна, но очень интересна для изучения. Обучающиеся узнают о её жизни с большим интересом, смотрят фильм и слушают музыку, посвященную ей (Enya “Boadicea”), рассматривают фотографии скульптурной группы “Боадицея и её дочери” (Вестминстер, Лондон, автор Томас Торникрофт). Страноведческую тему урока можно перенести и во внеурочную деятельность или дать частично на самостоятельное изучение.

Уильям Уоллес (1270 - 1305) - шотландский рыцарь, один из военачальников в войне за независимость от Англии. Упоминания об этом герое единичны в учебниках английского языка, хотя он сыграл значительную роль в истории Шотландии. Почитается в Шотландии как патриот и народный герой. Ему и его подвигам посвящены многочисленные музыкальные произведения. Есть несколько компьютерных игр, например “Highland Warriors”. Известный фильм “Храброе сердце” (1995) раскроет тайны непростых событий того времени. Историю народного героя лучше изучать на старшей ступени обучения, сравнивая его с героями своей страны, выделяя отличительные черты его характера и примеряя их на себя. Можно составить список разных музыкальных произведений разных стран, посвященных людям, совершающим подвиги во имя идеи.

Многие исторические здания англо-говорящих стран хранят в себе тайны. Иногда изучая историю здания, изучаешь историю страны. На первом место по своей важности в обучении можно поставить Тауэр (дата основания 1066). Как писал герцог Эдинбургский в своей книге, посвященной 900-летию Тауэра, “за свою историю Лондонский Тауэр был крепостью, дворцом, хранилищем королевских драгоценностей, арсеналом, монетным двором, тюрьмой, обсерваторией, зоопарком, местом, привлекающим туристов”. Обучающимся нравится читать и смотреть материалы о Тауэре, который менялся год за годом вместе с историей страны. Они верят в легенды и призраки крепости, любят читать о тех, кто был узниками, добавляя рассказ учителя той информацией, которую получили на уроках истории.

Тауэр – одно из важнейших исторических зданий Лондона. Таких архитектурных построек много и не только в Лондоне, а и в других англо-говорящих городах и странах. Страноведческий материал сделает обычное изучение иностранного языка интереснее, а интеграция с другими предметами - более глубоким.

Музыка разных стран играет особую роль в обучении иностранному языку. Это и разные молодежные течения, исторические и политические события стран, музыкальные произведения, посвященные историческим личностям, развитие музыкальных течений, становление музыкальных групп. Самый простой пример применения: на многие грамматические правила можно подобрать музыкальный отрывок (degree of comparison or present perfect). При изучении многих тем музыка несет в себе и психологический аспект, помогает снять напряжение или лучше понять новую тему или событие.

Пример применения страноведческого материала на практике.

Технологическая карта урока

  • интерес и уважение к другим народам, проявление толерантности к иной культуре;
  • развитие критического мышления школьника, ценностных ориентаций, чувств и эмоций;
  • Совершенствование навыков ознакомительного и изучающего чтения
  • Расширение объема знаний о социокультурных особенностях страны изучаемого языка
  1. орг.момент;
  2. целеполагание и мотивация;
  3. актуализация знаний и умений;
  4. первичное усвоение, осознание и осмысление учебного материала;
  5. систематизация знаний и умений;
  6. применение знаний и умений;
  7. проверка уровня усвоения знаний и умений;
  8. рефлексия.




  • None but the brave deserve the fair.
  • Fortune favours the brave.
  • The man of courage never lost it.

1-3. Орг.момент. Целеполагание и мотивация. Актуализация знаний и умений.

You are right. We will speak about courageous people. Now look at these pictures ( . . ). Do you know who is it?

This is the queen of Iceni tribe Boadicea.

What have you heard about Boadicea?

  1. Have you ever heard this name?
  2. What did she do for her country?
  3. Where and When did she live?

4.Первичное усвоение, осознание и осмысление учебного материала.

(Приём чтение с остановками)

(Прием составления маркировочной таблицы “ЗУХ”)

An army of 40,000 Roman soldiers landed in Britain (Kent), Britain became a part of a huge Roman Empire, many Britons had to accept the Roman way of life, though some of them tried to resist the enemies.

The Romans won many victories, and it was clear that nothing could stop them.

Did the Romans meet any resistance in Britain?

But, in AD 60, the Iceni tribe led by their queen, Boadicea, revolted . Boadicea was a queen of the Iceni tribe who led an uprising of the tribes against the occupying forces of the Roman Empire. Boadicea was chosen as their leader.

How did she look like?

Boadicea was described as a woman of great intelligence. She was tall, had long red hair down to her hips, a harsh voice and a piercing glare, and habitually wore a large golden necklace , a many-coloured tunic, and a thick cloak fastened by a brooch.

Why did Boadicea's men have some success at first?

Of course the Roman soldiers were much better equipped than Boadicea's men, and they were much better trained too. But she led her soldiers into the battle herself, and when the military situation was almost hopeless she encouraged her men to fight.

Why did the Romans want to catch Boadicea ?

She had a lot of success at first. Her army burned some Roman cities. They destroyed an entire legion. Other tribes joined Boadicea and soon she had a huge army of 100,000 soldiers. The Romans wanted to catch her, because she led the resistance to their conquest of England.

In the end the Roman army was too strong for her rather wild and ragged band of men. They were surrounded, and had to give in. According to one report almost eighty thousand Britons fell" compared with only four hundred Romans.

Was Boadicea a great war leader?

Queen Boadicea had to face the prospect of becoming a prisoner of the Romans. She was a brave woman, and a great war leader, and she didn't like the prospect at all.

She also had two daughters who had been with her during the fighting, and she knew they couldn't expect much mercy from the Roman soldiers when they were caught.

She decided that death would be better for her and her daughters than the dishonour and bad treatment. The history books tell us that first she gave them poison and then took it herself, and when the Roman soldiers reached her, she was dead.

There is a monument to queen Boadicea in London.

Listen and read a poem about the queen Boadicea one by one.

Boudica Warrior Queen of the Iceni
A poem for kids by Jon Bratton and Paul Perro
(was written in 2009)

This is a tale of Boudica.
The Iceni Warrior Queen,
One of the most fearsome women
There has ever been.

She wore colourful clothes and she
Was tall and strong and loud.
She had a mane of long red hair.
You’d spot her in a crowd.

When the king died though
Things did not go as planned.
The Romans decided to claim
All the king’s wealth and land.

They came and stole from the Britons
Who were angry at being cheated.
What’s more the Romans were violent -
The queen and her daughters mistreated.

Queen Boudica was quite outraged;
She had never been angrier.
She summoned all of the tribes to
A place now called East Anglia.

"We can't let them do this to us!"
She said, "It isn’t right.
Let's get an army together
And let’s give the Romans a fight!"

So all of the tribes joined forces,
They were led by the red-haired Queen
It was the biggest army that
Britain had ever seen.

5. Систематизация знаний и умений.

  1. She had a lot of success at first.
  2. The war Boadicea fought was against the Romans.
  3. The Roman armies were held by her army and even driven back.
  4. In the end the Roman army surrounded Boadicea's army.
  5. Boadicea gave poison to her daughters and then took it herself.
  6. She led her soldiers into the battle herself.
  7. She knew she couldn't expect much mercy from the Roman soldiers.
  8. Her army burned some Roman cities and even London.
  9. Other tribes joined Boadicea.

6. Применение знаний и умений.

Crossword “Do you remember? ”

7. Проверка уровня усвоения знаний и умений

Try to continue.

Make a short story.

    На первой строчке записывается одно слово – существительное. Это и есть тема синквейна.
  • На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.
  • На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.
  • На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого выражается отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата или фраза в контексте с темой.
  • Последняя строчка – это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, позволяет выразить к ней личное отношение.

При планировании надо строго обобрать страноведческий материал, подходящий для учебного года. Его не должно быть слишком много и он должен пресекаться с темами рабочей программы. Эффективно использовать страноведческий материал систематически, например, после окончания темы. Можно связать дополнительную информацию с проектной деятельностью учащихся и интегрировать задание с другими учебными предметами или взять одну страноведческую тему на год и постепенно её расширять. Результат работы со страноведческой темой показать на предметной неделе. Особенность страноведческого материала такова, что его можно использовать на любой ступени обучении (Робин Гуд – средняя ступень обучения, президенты США – старшая ступень обучения), на любом этапе освоения темы (можно брать страноведческий материал даже при введении и тренировке нового грамматического материала) и на любом этапе урока (фонетическая зарядка, рефлексия и так далее). Главными помощниками учителя станут интернет ресурсы, учителя предметники (проведение интегрированных занятий, консультации) и работники библиотеки (использование редких изданий и новинок). Нельзя отказываться от бумажных носителей информации. Печатные издания англо-говорящих стран станут помощниками учителя в достижении поставленных целей.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Что же такое страноведение? Страноведение – это знакомство со страной изучаемого языка. На уроках страноведения учащиеся изучают историю страны, ее культуры, традиции и обычаи, образование, политическую жизнь страны. Учащиеся знакомятся с географическим положением, со столицей и ее достопримечательностями , с другими городами, спортом, религией, а также современной жизнью страны. На уроках страноведения мы также говорим о литературе. Живописи и музыке, о знаменитых людях и о связях страны с другими странами и с Россией.

Таким образом, значение уроков по страноведению велико. Во-первых, это возможность дать учащимся представление о стране, понять и, если не полюбить, то уважать эту страну и ее жителей, познакомить учащихся с культурным наследием и ее вкладом в мировую культуру. Уроки по страноведению выполняют воспитательную задачу, т.к. мы воспитываем молодых людей, которые знают и понимают культуру других народов. Мы учим их понимать, что такое культура общества и культура человека, как передается культурное наследие от поколения к поколению, как происходит интеграция культур. Мы также учим их понимать, что в мире существует многообразие культур, каждая из которых имеет право на существование. Нельзя знать, понимать и любить свою страну, не зная историю и культуру других стран, т.к. весь мир взаимосвязан и мы не существуем в изоляции.

Кроме того на уроках страноведения совершенствуются навыки устной речи, т.к. уроки, естественно, ведутся на иностранном языке. Чтение литературы, газет, журналов в оригинале, просмотр фильмов помогает совершенствовать язык, обогатить словарный запас современными разговорными выражениями и новой лексикой.

Знакомство со страноведческими материалами возможно с помощью разных форм и методов. Они зависят от конкретных условий обучения. В любом случае необходимо проблемное изложение страноведческой информации, предполагающее правдивый показ страны в ее историческом развитии и в сравнении с другими странами, что позволяет выявить общие явления для всех стран и специфические для одной страны в силу исторических особенностей ее развития.

Страноведение и практика языка – это две разные дисциплины. Сведения, получаемые учащимися на языковых занятиях, не покрывают совокупности наиболее существенных фактов общественной реальности, отражаемых в курсе страноведения. Специфика и функциональная самостоятельность курса страноведения, как отдельной учебной дисциплины, обуславливается именно тем, что он дает характеристику страны в логической последовательности и как систему сведений, ориентированных на определенный контингент учащихся и определенную цель обучения. Поэтому, несмотря на то, что во многих учебниках учащимся предлагается страноведческий материал, в старших классах было бы целесообразно ввести специальный курс Страноведение или проводить факультативные занятия.

Выбор материала для изучения тоже играет большую роль и в повышении мотивации учащихся и эффективности уроков. Материал должен быть интересным, познавательным, полезным, доступным, современным, конкретным, без ненужных деталей. То есть во главе угла должны стоять 4 буквы T – это английские буквы, означающие – тема, текст, задания и мотивация учителя. – “ Motivation comes from the 4 “ Ts ” – topic , text , task , teacher ’ s motivation ”

В начале урока можно спросить учащихся, что, по их мнению, изучается на уроках страноведения, что они знают о стране и хотели бы узнать. Это необходимо сделать, чтобы, во-первых, узнать об их знаниях, выяснить, на что обратить внимание и, во-вторых, чтобы вовлечь их в разговор. Можно попросить учащихся составить свой вариант теста о стране, таким образом, проверив, что они знают и умеют ли правильно задавать вопросы.

Бездонные темы – британский характер и менталитет, британские традиции и обычаи, британский дом, британский юмор… Достаточно привести эти два примера -

They say that an Englishman laughs three times at a joke. The first time when everybody gets it, the second a week later when he thinks he gets it and the third time a month later when somebody explains the meaning of the joke to him . OR

A Frenchman was sentenced to death. “Do you want anything? Would you like a glass of wine?” asked the lawyer. “No, thank you.” “Would you like a cigarette?” “No.” “But it is customary to grant the prisoners last wish! What is yours? , the lawyer explained. “I want to study English”, the man said .

В современном глобальном поликультурном мире трудно сделать вывод кто же такой истинный британец. Может, это тот, кто едет на немецкой машине в ирландский паб, чтобы выпить бельгийского пива, а потом едет домой с турецким кебабом с индийским карри, чтобы сесть на шведскую мебель и посмотреть американские шоу по японскому телевизору?

May be to be British means - to drive in a German car to an Irish pub for a Belgian beer and then travel home grabbing an Indian curry or a Turkish kebab on the way to sit on Swedish furniture and watch American shows on a Japanese TV?

В заключении стихотворение - THE ENGLISH

They dress in what they like;

They are interested in sport;

They partake in all activities

If they think they ought;

They all succeed in doing

Their job in short five days,

which leaves them the two longest ones

To spend in different ways.

Then some indulge in gardening,

Or walking in the rain, and some delight in cricket

Or in riding in the plain.

In spite of what’s around him,

The average Englishman

Does crossword in the newspaper

In pencil – if he can.

Involved in any accident

The English take a pride

In being unemotional:

They take things in their stride.

In any circumstances –

Whatever they may be –

The English solve their problems

With an English cup of tea!

Краткое описание документа:

Что же такое страноведение? Страноведение – это знакомство со страной изучаемого языка. На уроках страноведения учащиеся изучают историю страны, ее культуры, традиции и обычаи, образование, политическую жизнь страны. Учащиеся знакомятся с географическим положением, со столицей и ее достопримечательностями , с другими городами, спортом, религией, а также современной жизньюстраны. На уроках страноведения мы также говорим о литературе. Живописи и музыке, о знаменитых людях и о связях страны с другими странами и с Россией.

Таким образом, значение уроков по страноведению велико. Во-первых, это возможность дать учащимся представление о стране, понять и, если не полюбить, то уважать эту страну и ее жителей, познакомить учащихся с культурным наследием и ее вкладом в мировуюкультуру. Уроки по страноведению выполняют воспитательную задачу, т.к. мы воспитываем молодых людей, которые знают и понимают культуру других народов. Мы учимих понимать, что такое культура общества и культура человека, как передается культурное наследие от поколения к поколению, как происходит интеграция культур. Мы также учим их понимать, что в мире существует многообразие культур, каждая из которых имеет право на существование. Нельзя знать, понимать и любить свою страну, не зная историю и культуру других стран, т.к. весь мир взаимосвязан и мы не существуем в изоляции.

Кроме того на уроках страноведения совершенствуются навыки устной речи, т.к. уроки, естественно, ведутся на иностранном языке. Чтение литературы, газет, журналов в оригинале, просмотр фильмов помогает совершенствовать язык, обогатить словарный запас современными разговорными выражениями и новой лексикой.

Знакомство со страноведческими материалами возможно с помощью разных форм и методов. Они зависят от конкретных условий обучения. В любом случае необходимо проблемное изложение страноведческой информации, предполагающее правдивый показ страны в ее историческом развитии и в сравнении с другими странами, что позволяет выявить общие явления для всех стран и специфические для одной страны в силу исторических особенностей ее развития.

Страноведение и практика языка – это две разные дисциплины. Сведения, получаемые учащимися на языковых занятиях, не покрывают совокупности наиболее существенных фактов общественной реальности, отражаемых в курсе страноведения. Специфика и функциональная самостоятельность курса страноведения, как отдельной учебной дисциплины, обуславливается именно тем, что он дает характеристику страны в логической последовательности и как систему сведений, ориентированных на определенный контингент учащихся и определенную цель обучения. Поэтому, несмотря на то, что во многих учебниках учащимся предлагается страноведческий материал, в старших классах было бы целесообразно ввести специальный курс Страноведение или проводить факультативные занятия.

Выбор материала для изучения тоже играет большую роль и в повышении мотивации учащихся иэффективности уроков. Материал должен быть интересным, познавательным, полезным, доступным, современным, конкретным, без ненужных деталей.То есть во главе угла должны стоять 4 буквы T – это английские буквы, означающие – тема, текст, задания и мотивация учителя. – “Motivation comes from the 4 “Ts” – topic, text, task, teacher’s motivation”

В начале урока можно спросить учащихся, что, по их мнению, изучается на уроках страноведения, что они знают о стране и хотели бы узнать. Это необходимо сделать, чтобы, во-первых, узнать об их знаниях, выяснить, на что обратить внимание и, во-вторых, чтобы вовлечь их в разговор. Можно попросить учащихся составить свой вариант теста о стране, таким образом, проверив, что они знают и умеют ли правильно задавать вопросы.

Бездонные темы – британский характер и менталитет, британские традиции и обычаи, британский дом, британский юмор… Достаточно привести эти два примера -

They say that an Englishman laughs three times at a joke. The first time when everybody gets it, the second a week later when he thinks he gets it and the third time a month later when somebody explains the meaning of the joke to him. OR

A Frenchman was sentenced to death. “Do you want anything? Would you like a glass of wine?” asked the lawyer. “No, thank you.” “Would you like a cigarette?” “No.” “But it is customary to grant the prisoners last wish! What is yours? , the lawyer explained. “I want to study English”, the man said.В современном глобальном поликультурном мире трудно сделать вывод кто же такой истинный британец. Может, это тот, кто едет на немецкой машине в ирландский паб, чтобы выпить бельгийского пива, а потом едет домой с турецким кебабом с индийским карри, чтобы сесть на шведскую мебель и посмотреть американские шоу по японскому телевизору?

May be to be British means - to drive in a German car to an Irish pub for a Belgian beer and then travel home grabbing an Indian curry or a Turkish kebab on the way to sit on Swedish furniture and watch American shows on a Japanese TV?


Статья посвящена нецелесообразности применения страноведческого подхода в школьной географии. В работе рассматривается история формирования содержания курсов географии средней школы в России. Также представлены результаты методического исследования, раскрывающие предпочтения школьников при изучении географии. Выявлены проблемы страноведения, описаны положительные стороны классического подхода к изучению географии. Завершается статься размышлениями и предложениями по реформированию школьного географического образования. Страноведение впервые было предложено в 1980-е годы, в настоящее время данная модель изучения географии активно лоббируется в системе образования, хотя массовое учительское сообщество данную идею зачастую не приемлет.

Ключевые слова: географическое образование, страноведение, естественно-научное направление, общественно-научное направление, методическое исследование.

Любой школьный предмет есть прообраз и отражение целого комплекса академических наук. Так биология включает в себя ботанику, зоологию, анатомию человека, общую биологию; химия — неорганическую, органическую и общую; физика — механику, электродинамику и т. д. В итоге всё многообразие школьных дисциплин следует относить к естественно-научному или к общественно-научному циклам. Труднее в этом отношении пришлось географии, которая, как известно, включает в себя две составляющие — физико-географическую и социально-экономическую. У каждой из них свой объект изучения, свои методы, свои закономерности и т. п.

Содержание школьной географии (географическое образование) представляет собой совокупность мировоззренческих идей, научных знаний (понятий, представлений, фактов и т. д.), интеллектуальных и практических умений, а также опыта творческой деятельности, подлежащих усвоению в процессе обучения географии [4]. На протяжении XX века в СССР применялись попытки разработать такое содержание, которое отвечало бы научным знаниям академической географии. К 1980-м годам была проработана и обоснована довольно практичная система географического образования, которая предполагала сначала изучение физической (5–7 классы), а затем социально-экономической (8–9 классы) составляющих [3]. Однако ещё за долго до этого [2, с. 18–51] появились идеи интеграции вышеназванных элементов школьной географии в виде страноведческого подхода.

Модель классического изучения географии от физической к социально-экономической имеет ряд очевидных достоинств:

1) чётко выстроенная логика обучения, где социально-экономические знания полностью базируются на физико-географических;

2) природа и процессы, происходящие в ней, более интересны школьникам раннего подросткового возраста, поэтому начинается изучение именно с физико-географического блока;

3) наиболее сложные темы географии, включённые в социально-экономический блок, изучаются на последних ступенях школьного образования;

4) формирование географической картины мира происходит на 2-х различающихся между собой уровнях, что помогает обучающемуся увидеть различия физической и социально-экономической составляющих;

5) профориентационное значение, позволяющее точно и правильно определиться с выбором одной из составляющих географии как будущего профессионального интереса.



На основании представленных выше данных можно сделать выводы:

1) изучение природной составляющей в целом наиболее интересно обучающимся;

2) наименее интересно обучающимся изучать хозяйство, что вполне закономерно, т. к. это — один из наименее интересных блоков школьной географии;

3) с 5-го по 9-й классы наблюдается снижение познавательного интереса к изучению природы, однако он всё равно превалирует;

4) наибольший интерес к изучению населения характерен для выпускников основной школы.

Таким образом, представленные данные указывают на факт несостоятельности применения страноведческого подхода, т. к. в большей степени обучающимся интересна физико-географическая составляющая. В связи с этим встаёт вопрос: влияет ли на снижение познавательного интереса насыщенность школьной географии социально-экономическими данными во всех курсах школьной географии? Предполагаю, что да, поскольку очевидно несоответствие потребностей обучающихся и построения логики географического образования. Стремление интегрировать географию физическую и социально-экономическую в условиях небольшого количества часов, отведённого на изучение географии, оказывает также влияет на уровень подготовки обучающихся: предметные знания и умения формируются фрагментарно по каждой из двух составляющих.

В связи с вышеобозначенными проблемами имеется ряд предложений по их устранению:

1) провести полномасштабные исследования познавательных интересов школьников в географии;

2) отказаться от страноведческого подхода в пользу классического изучения географии;

3) увеличить количество часов на изучение географии, не изменяя при этом нынешнего объёма содержания;

4) выстроить в старшей школе обучение на базовом уровне в системе общей географии (от землеведения к социально-экономической географии мира);

5) организовать систему профильного обучения географии в старшей школе в 2-х вариантах, подходящих для будущих абитуриентов тех или иных географических специальностей, — углублённые курсы физической и социально-экономической географии.

Основные термины (генерируются автоматически): изучение географии, школьная география, страноведческий подход, географическое образование, география, познавательный интерес, составляющая, изучение, массовое учительское сообщество, старшая школа.

Ключевые слова

страноведение, географическое образование, естественно-научное направление, общественно-научное направление, методическое исследование

Похожие статьи

Урок географии в современной школе | Статья в журнале.

В старшей школе география относится к числу предметов по выбору.

География — это предмет, позволяющий учащимся не только узнавать окружающий мир, но и

В практике работы учителей географии вводные уроки интегрируются с уроками изучения нового учебного.

Образовательные технологии на уроках географии в условиях.

Преподавание географии, содержание которой отражает основы географической науки, отличается от других предметов комплексным подходом изучения природы, общества и предмета их взаимодействия, обладает значительным потенциалом для достижения целей.

Элементы краеведения на уроках географии в современной школе

В преподавании географии важнейшими принципами являются принцип наглядности и

Цель краеведческого образования: формирование у учащихся системного представления о

Успех краеведческого изучения своей местности в школе зависит от того, насколько подготовлен к.

Региональный курс географии в системе географического.

Процесс регионализации изменил подходы к изучению краеведения. Географическое краеведение становится частью регионального географического образования. В отличие от школьного краеведения к особенностям регионального курса географии следует отнести

Цели географического образования в современной школе

Школьная география: единство в многообразии / География в школе.

Региональный компонент географического образования предусматривает изучение своего.

образовательный процесс, умение, общее образование, познавательная деятельность.

Изучение регионального компонента в школьном.

География — особый школьный предмет

География является обязательным для изучения учебным предметом Федерального компонента государственного образовательного стандарта.

Изучение краеведческой составляющей в рамках элективного курса в 8 классе.

Географическое образование: история и современность

В Европе география вошла в учебные программы школ в начале нового времени. В XVII в. публикуется первый в Европе учебник по географии.

В качестве самостоятельного школьного предмета география была восстановлена в 1934 г. специальным постановлением.

Значение экологического воспитания в процессе преподавания.

В школьной географии есть темы, которые отличаются большой экологизацией

В школьном образовании курс географии рассматривает экологические проблемы на 3-х

На этом же этапе развиваю познавательный интерес, творческие способности в процессе наблюдений за.

Нестандартные уроки в преподавании географии в условиях.

Нестандартный урок географии — это импровизированное учебное занятие, имеющее в отличие от классического урока нетрадиционную

Необычность таких уроков дает возможность не только сформировать интерес учащихся к географии, но и содействовать развитию их.

Похожие статьи

Урок географии в современной школе | Статья в журнале.

В старшей школе география относится к числу предметов по выбору.

География — это предмет, позволяющий учащимся не только узнавать окружающий мир, но и

В практике работы учителей географии вводные уроки интегрируются с уроками изучения нового учебного.

Образовательные технологии на уроках географии в условиях.

Преподавание географии, содержание которой отражает основы географической науки, отличается от других предметов комплексным подходом изучения природы, общества и предмета их взаимодействия, обладает значительным потенциалом для достижения целей.

Элементы краеведения на уроках географии в современной школе

В преподавании географии важнейшими принципами являются принцип наглядности и

Цель краеведческого образования: формирование у учащихся системного представления о

Успех краеведческого изучения своей местности в школе зависит от того, насколько подготовлен к.

Региональный курс географии в системе географического.

Процесс регионализации изменил подходы к изучению краеведения. Географическое краеведение становится частью регионального географического образования. В отличие от школьного краеведения к особенностям регионального курса географии следует отнести

Цели географического образования в современной школе

Школьная география: единство в многообразии / География в школе.

Региональный компонент географического образования предусматривает изучение своего.

образовательный процесс, умение, общее образование, познавательная деятельность.

Изучение регионального компонента в школьном.

География — особый школьный предмет

География является обязательным для изучения учебным предметом Федерального компонента государственного образовательного стандарта.

Изучение краеведческой составляющей в рамках элективного курса в 8 классе.

Географическое образование: история и современность

В Европе география вошла в учебные программы школ в начале нового времени. В XVII в. публикуется первый в Европе учебник по географии.

В качестве самостоятельного школьного предмета география была восстановлена в 1934 г. специальным постановлением.

Значение экологического воспитания в процессе преподавания.

В школьной географии есть темы, которые отличаются большой экологизацией

В школьном образовании курс географии рассматривает экологические проблемы на 3-х

На этом же этапе развиваю познавательный интерес, творческие способности в процессе наблюдений за.

Нестандартные уроки в преподавании географии в условиях.

Нестандартный урок географии — это импровизированное учебное занятие, имеющее в отличие от классического урока нетрадиционную

Необычность таких уроков дает возможность не только сформировать интерес учащихся к географии, но и содействовать развитию их.

О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.07.2005 г. № 03-126.

Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования Приказ МО РФ от 09.03.2004г. № 1312 (ред. от 30.08.2011г.).

В современной школе при обучении иностранному языку исключительное значение имеет формирование иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся, т.е. способности и осознанного желания личности осуществлять речевое взаимодействие на иностранном языке. В этой связи важным представляется изучение иностранных языков в свете формирования, развития и совершенствования всех видов речевой деятельности: аудирования, говорения, чтения и письма.

Задачи обучения иностранному языку как средству общения неразрывно связаны с задачами изучения общественной и культурной жизни стран и народов изучаемого языка. Изучение мира носителей языка направлено на то, чтобы помочь понять особенности речеупотребления, дополнительные смысловые нагрузки, политические, культурные, исторические и прочие значения слов, словосочетаний, выражений.

Если рассматривать обучение иностранным языкам в более глобальном масштабе, то становится очевидно, что для успешного взаимодействия культур необходимо не только быть способным общаться на языке, но и уметь найти подход к представителям других культур. На наш взгляд, в современной системе обучения английскому языку не хватает информации, касающейся реалий стран изучаемого языка, культуры и традиций их жителей. Обучающиеся выучивают язык, но при этом в общении применяют нормы поведения, принятые в своей стране. Это в корне неверно, поскольку может привести к недопониманию или конфликту.

Страноведение рассматривается как учебный курс, предметом которого является отобранная и организованная совокупность экономических, социально-политических, исторических, географических и других знаний, связанных с содержанием и формой речевого общения носителей английского языка, включаемая в учебный процесс с целью обеспечения образовательных и воспитательных целей обучения и связанная с обеспечением коммуникативных потребностей кадет, реализуемых на изучаемом языке.

Задачи курса:

  • повысить качество усвоения английского языка;
  • расширить объем учебного материала;
  • повысить мотивацию кадет к изучению английского языка;
  • совершенствовать у кадет иноязычную коммуникативную компетенцию.

воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности кадет к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;

осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметными результатами являются:

умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логичное рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ-компетенции);

формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Предметными результатами являются:

формирование дружелюбного и толерантного отношения к ценностям иных культур, оптимизма и выраженной личностной позиции в восприятии мира, в развитии национального самосознания на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других странах, с образцами зарубежной литературы разных жанров, с учётом достигнутого обучающимися уровня иноязычной компетентности;

формирование и совершенствование иноязычной коммуникативной компетенции; расширение и систематизация знаний о языке, расширение лингвистического кругозора и лексического запаса, дальнейшее овладение общей речевой культурой;

достижение допорогового уровня иноязычной коммуникативной компетенции;

создание основы для формирования интереса к совершенствованию достигнутого уровня владения изучаемым иностранным языком, в том числе на основе самонаблюдения и самооценки, к изучению второго/третьего иностранного языка, к использованию иностранного языка как средства получения информации, позволяющей расширять свои знания в других предметных областях.

Для повышения эффективности запоминания материала используется большое количество наглядного материала, а также ИКТ (видеотехники, мультимедиа, Интернет). Это обеспечивает максимальную наглядность, повышает интерес и мотивацию обучения. Применение интерактивных аутентичных заданий при этом придает процессу обучения прагматический прикладной характер, позволяет развивать умения и навыки кадет в различных видах речевой деятельности, а также метапредметные связи с географией, культурологией, русским языком и другими учебными предметами.

- значения новых лексических единиц, связанных с изучаемой тематикой и соответствующими ситуациями общения;

- страноведческую информацию из аутентичных источников, обогащающую социальный опыт школьников: сведения об исторических и культурных реалиях страны изучаемого языка, общественных деятелях, людях искусства и пр.;

- пользоваться различными видами справочной иноязычной литературы (словарями, в том числе и одноязычными), электронными энциклопедиями, сайтами для поиска и отбора информации, схемами, таблицами и т.д.,

- работать с аудио-, видео- и медиаматериалами,

- использовать полученные знания и умения на занятиях по английскому языку и другим предметам.

Читайте также: