Преподавание рукоделия опыт вальдорфской школы

Обновлено: 05.07.2024

Каким должен быть урок рукоделия в разных классах школы, чтобы это соответствовало возрасту и способствовало развитию личности ребенка? В каком классе нужно вводить ту или иную деятельность и как это делать?
Автор, учительница рукоделия в швейцарской вальдорфской школе, охватывает в своей книге школьную программу по рукоделию от первого до восьмого класса, делясь своим опытом и давая подробные методические рекомендации. Книга может быть хорошим методическим пособием для учителей рукоделия, а также для всех, кто любит создавать красивые и полезные вещи своими руками.

- ОТ ИЗДАТЕЛЯ
- 1 КЛАСС
- Учебный план
- Педагогические аспекты
- Методика и дидактика
- Практическая работа
. Вязание на пальцах
. Вязание
. Вышивание
- 2 KЛАСС
- Учебный план
- Педагогические аспекты
- Методика и дидактика
- Практическая работа
. Вязание крючком
. Валяние фетра и вышивка
. Вязание лицевых и изнаночных петель
. Шитье
- 3 КЛАСС
- Учебный план
- Педагогические аспекты
- Методика и дидактика
- Практическая работа
. 1. Обработка шерсти
. 2. Вязание
. 3. Валяние из войлока и вышивание
. 4. Вязание крючком
- Кухонная прихватка
- 4 KЛАСС
- Учебный план
- Педагогические аспекты
- Методика и дидактика
- Практическая работа
. 1. Работа крестообразным стежком
. 2. Вязание. Варежки
. 3. Шитье. Рабочий фартук
- 5 КЛАСС
- Учебный план
- Педагогические аспекты
- Методика и дидактика
- Практическая работа
. 1. Вязание. Носки
. 2. Шитье и оформление.
- Обложка для книги
- 6 КЛАСС
- Учебный план
- Педагогические аспекты
- Методика и дидактика
- Практическая работа
. 1. Пошив животных
. 2. Вальдорфские куклы
- 7 КЛАСС
- Педагогические аспекты
- Методика и дидактика
- Практическая работа
. 1. Введение. Работа с машиной
. 2. Кухонная прихватка
. 3. Кошелек с молнией
. 4. Несессер
. 5. Рюкзак
. 6. Спортивная сумка
- 8 КЛАСС
- Постановка спектакля
. 1. Вклад рукоделия в работу над спектаклем
. 2. Маленькие куклы на палках. Составные марионетки
- УЧЕНИЕ О ЧУВСТВАХ
- Учение о чувствах
- Воспитание чувств
- Воспитание чувств через внимание
- Примеры воспитания чувств в практической работе по рукоделию
- ТЕМПЕРАМЕНТЫ

Год издания: 2015, 2-е изд.
Мягкая обложка, 108 с., ил.
Формат 21х22 см (84x90/16)
Тираж 1 000 экз.

Преподавание рукоделия, Опыт вальдорфской школы, Урбшайт Э., 2011.

Каким должен быть урок рукоделия в разных классах школы, чтобы это соответствовало возрасту и способствовало развитию личности ребенка? В каком классе нужно вводить ту или иную деятельность и как это делать?
Автор, учительница рукоделия в швейцарской вальдорфской школе, охватывает в своей книге школьную программу по рукоделию от первого до восьмого класса, делясь своим опытом и давая подробные методические рекомендации. Книга может быть хорошим методическим пособием для учителей рукоделия, а также для всех, кто любит создавать красивые и полезные вещи своими руками.

Преподавание рукоделия, Опыт вальдорфской школы, Урбшайт Э., 2011

Вязание на пальцах. Скакалка.
Дети, еще предающиеся мечтам, могут, однажды освоив вязание на пальцах, во время такой работы продолжать мечтать: сотни раз выполняют они одни и те же движения, и делают это движущиеся пальцы. Все пальцы правой руки движутся, захватывают и протягивают нить через петлю. Когда мы делаем что-либо правой рукой, оказывается прямое воздействие на левое полушарие мозга, где находится центр речи. Способности речи активизируются.

Для вязания скакалки можно комбинировать цвета пряжи. И хотя в выборе цвета ребенок должен оставаться свободным, он еще не может самостоятельно решить, что красиво, а что нет. В этом ему нужна помощь.

Эта работа требует терпения. Однако удовольствие, которое ребенок испытывает позже, прыгая на скакалке, укрепляет его волю.

СОДЕРЖАНИЕ
ОТ ИЗДАТЕЛЯ
1 КЛАСС
Учебный план
Педагогические аспекты
Методика и дидактика
Практическая работа
1. Вязание на пальцах
2. Вязание
3. Вышивание
2 КЛАСС
Учебный план
Педагогические аспекты
Методика и дидактика
Практическая работа
1. Вязание крючком
2. Валяние фетра и вышивка
3. Вязание лицевых и изнаночных петель
4. Шитье
3 КЛАСС
Учебный план
Педагогические аспекты
Методика и дидактика
Практическая работа
1. Обработка шерсти
2. Вязание
3. Валяние из войлока и вышивание
4. Вязание крючком.
Кухонная прихватка
4 КЛАСС
Учебный план
Педагогические аспекты
Методика и дидактика
Практическая работа
1. Работа крестообразным стежком
2. Вязание. Варежки
3. Шитье. Рабочий фартук
5 КЛАСС
Учебный план
Педагогические аспекты
Методика и дидактика
Практическая работа
1. Вязание. Носки
2. Шитье и оформление.
Обложка для книги
6 КЛАСС
Учебный план
Педагогические аспекты
Методика и дидактика
Практическая работа
1. Пошив животных
2. Вальдорфские куклы
7 КЛАСС
Педагогические аспекты
Методика и дидактика
Практическая работа
1. Введение. Работа с машиной
2. Кухонная прихватка
3. Кошелек с молнией
4. Несессер
5. Рюкзак
6. Спортивная сумка
8 КЛАСС
Постановка спектакля
1. Вклад рукоделия в работу над спектаклем
2. Маленькие куклы на палках. Составные марионетки
УЧЕНИЕ О ЧУВСТВАХ
Учение о чувствах
Воспитание чувств
Воспитание чувств через внимание
Примеры воспитания чувств в практической работе по рукоделию
ТЕМПЕРАМЕНТЫ.


Каким должен быть урок рукоделия в разных классах школы, чтобы это соответствовало возрасту и способствовало развитию личности ребенка? В каком классе нужно вводить ту или иную деятельность и как это делать? Автор, учительница рукоделия в швейцарской вальдорфской школе, охватывает в своей книге школьную программу по рукоделию от первого до восьмого класса, делясь своим опытом и давая подробные методические рекомендации. Книга может быть хорошим методическим пособием для учителей рукоделия, а также для всех, кто любит создавать красивые и полезные вещи своими руками.


В вальдорфской педагогике вся деятельность человека разделяется на мышление, чувствование (имеются в виду внутренние чувства, эмоции) и волевую деятельность (непосредственная физическая деятельность человека). Вальдорфская педагогика стремится гармонично развивать все эти три сферы. Но если в традиционно интеллектуальные предметы, такие как, например, математика или физика можно достаточно легко внести эмоциональное, эстетическое, то развитию волевой сферы приходится уделять особое внимание, посвящая ей специальные предметы, к числу которых относится занятие ремеслом (трудовое обучение).

Очень важно, чтобы происходящее на уроке, в частности, изготавливаемое на уроке изделие вызывало интерес ученика. Наибольший интерес вызывает та деятельность, которая дает (может и в бессознательной форме) ответы на вопросы, живущие в душе. Чаще всего человека интересует и занимает он сам. И чем он моложе, тем такой интерес к себе сильнее. (Дошкольник вообще не отделяет себя от окружающего мира.) Содержание и методика преподавания в вальдорфской школе выбираются так, чтобы ученики постоянно получали ответы на свои вопросы (даже те, которые они не осознают). Каким образом это делается, будет понятно из изложенного ниже. Вообще можно сказать, что одна из основных целей преподавания в вальдорфской школе – помочь ученику найти ответы на занимающие его вопросы и помочь ему правильным и здоровым образом овладеть своим растущим телом.

Именно этим объясняется, что конструирование на уроках ремесла в вальдорфской школе начинается только в девятом классе, когда логическое мышление начинает развиваться особенно интенсивно. В младших и средних классах развивается еще сфера внутренних чувств ребенка, а логическое мышление находится в зачаточном состоянии. Поэтому основное внимание уделяется эстетическому, пластическому исполнению изделия. В 5 и 6 классах учитель, как правило, вообще не демонстрирует ученикам образцы, рисунки или чертежи изготавливаемых изделий, а только обсуждает с ними, что и как делать. Дальше дети руководствуются только своей фантазией, подсказками и советами учителя. Они сами находят необходимую форму и размеры изделий. Начиная с 7 класса, изделия становятся настолько сложными, а мышление детей настолько предметным, что одного рассказа недостаточно. Необходимо увидеть изделие, прежде чем его изготавливать. При этом чертежи и рисунки обычно не вызывают никакого энтузиазма у учеников. Интерес может у них вызвать только готовый образец.

Преподавание ручного труда в вальдорфской школе

Основной задачей преподавания ремесла в шестом классе является развитие чувства формы у учеников. Из толстых веток, поленьев, обрезков доски с помощью рашпиля, напильника, а позже – стамески, изготавливаются прикладные изделия для повседневного использования в быту. Но первым изделием шестого класса является деревянное яйцо. При изготовлении его с помощью рашпиля хорошо тренируется чувство материала и чувство формы, которые потребуются для дальнейшей работы в этом классе. Затем изготавливаются мешалка, которую можно использовать, например, при приготовлении каши, лопатка для переворачивания на сковородке. Все эти изделия делаются рашпилем, напильником и шлифуются наждачным полотном. После этого начинается работа полукруглой стамеской. Мы изготавливаем плоскую деревянную тарелку и деревянную ложку. И, как уже было сказано выше, ученики не видят ни рисунков изготавливаемых изделий, ни готовых образцов. Из обсуждения с учителем, из его подсказок, пользуясь своей фантазией, они ищут форму и размеры изделий, развивая свое чувство формы.

Начиная с 7 класса очень важно предоставлять ученику возможность выбора. Для шестиклассников такая возможность еще не представляет большой ценности. Но чем старше становятся ученики, тем ценнее для них возможность самостоятельно выбрать, каким инструментом они будут выполнять ту или иную операцию, в какой последовательности изготавливать изделие, какое изделие изготавливать. В самых старших классах можно предоставить ученикам выбор вида деятельности, например, изготовление для детского сада изделий, которые они найдут нужными, изготовление изделий для новогодней ярмарки (вся выручка от продажи которых пойдет на благотворительные цели) или для целей, которые они предложат сами.

В 8 классе ученики становятся физически, эмоционально и интеллектуально сильнее. Они овладели многими столярными инструментами. Им под силу изготовление из дерева серьезных прикладных вещей, которые будут проработаны пластически и имеют эстетическую ценность. Следует, однако, учитывать, что речь еще не идет о конструировании – эта деятельность еще не вызывает у восьмиклассников практически никакого интереса. Несмотря на это последнее обстоятельство, выбор изделий, изготавливаемых на уроке дерева в 8 классе велик. Это может быть деревянный набор для изготовления салата (миска, ложка, лопатка), замок или крепость из большого куска дерева (с лестницами, башнями, воротами, бойницами), наборы кукольной мебели или других деревянных игрушек для детского сада, сложные деревянные музыкальные инструменты (у некоторых особенно опытных учителей восьмиклассники на уроках труда изготавливают скрипки), сложной формы подсвечники. Очень большой интерес в этом возрасте вызывает изготовление моделей парусных лодок из дерева.

Основное настроение девятиклассников связано с тем, что в их душах очень сильно живут идеалы (любви, братства, верности, честности, благородства и т. д.). Ученики в этом возрасте самым активным образом интересуются тем, где в окружающем их мире могут воплотиться те или иные идеалы. Их интересует деятельность, связанная с воплощением идеального. Кроме того, идеалы, живущие в их душах, рождают энтузиазм и желание выплеснуть в окружающий мир наполняющую их энергию. Это проявляется, в частности, в стремлении к экстремальным переживаниям. И если на уроках ученики не найдут возможность пережить идеальное и высвободить свою энергию, то они будут стремиться сделать вне школы, зачастую в очень неприглядной форме, как мы это можем повсеместно наблюдать. Кроме того, ученики будут стремиться только туда и с уважением относиться только к той деятельность, где удовлетворяется их потребность к идеальному. И школа теряет их уважение, если в ее стенах этого не происходит. Если же ученики найдут возможность пережить или воплотить идеальное в повседневной жизни, тогда, став взрослыми, они смогут найти больше душевных и, тем самым, физических сил для того, чтобы стремиться к высоким целям, а не просто отдаваться рутине повседневности.

На уроках труда в девятом классе ученики могут найти воплощение всех этих своих устремлений. Первой темой девятого класса является изготовление простых предметов мебели из дерева. Для этого берется необразная доска – материал, несущий на себе отпечаток природного, материал, обработку которого еще предстоит закончить, чтобы затем из него можно было создавать мебель. Во всех предыдущих классах ученики изготавливали изделия из природного материала: веток, бревен, поленьев. Теперь ученики участвуют в процессе превращения материала, данного природой, в материал, которого нет в природе – в доски, из которых затем по своему замыслу можно строить те или иные необходимые человеку предметы. То есть, если в младших классах нам приходилось учитывать форму и размеры исходного природного материала при изготовлении того или иного изделия, то теперь мы освобождаемся от этой необходимости, от этой зависимости от природы. У досок отпиливаются кромки. Это можно сделать двуручной пилой. Затем полученные доски следует построгать. И эта достаточно тяжелая работа вызывает большой энтузиазм у девятиклассников. Из полученных досок делаются полки, табуретки, различные ящики и т. п.

Кроме дерева на уроках ручного труда в девятом классе начинают работать с более твердым материалом – с медью. Из листовой меди изготавливаются простые изделия: чашки, подсвечники, колокольчики. Обработка меди полностью отличается от обработки дерева. Мы обрабатываем дерево, только удаляя часть материала от цельного куска или соединяя куски друг с другом. При обработке же меди используются ее пластические свойства. Положив кусок листовой меди на специальную опору, ударами специального молотка материал растягивают или собирают, добиваясь нужной формы. Для того чтобы создать красивое изделие, нужно наносить удары со строго определенной силой в определенное место, желательно даже в определенном ритме. Это требует владения собой, концентрации, решительности и душевной силы. Именно такие качества и формирует в молодых людях эта работа. Следует также добавить, что в процессе изготовления изделий из меди необходимо регулярно нагревать заготовку до красна (что делается с помощью газовой горелки), чтобы медь постоянно оставалась пластичной и чтобы ее можно было формировать нужным образом. Эта работа с огнем также требует душевной силы и решительности, которую должны вырабатывать в себе девятиклассники, и одновременно является столь милым их сердцу экстремальным переживанием.

Второй темой десятого класса является работа с металлом. На этот раз – ковка железа. Эта работа требует мужества, решительности, концентрации и точности в работе – тех душевных свойств, которые как раз формируются в этом возрасте. При нагреве заготовки нужно очень внимательно следить за температурой (цветом раскаленного металла): если нагрев недостаточно сильный, то железо не будет в нужной степени пластичным, податливым для обработки, если нагрев слишком сильный, то железо начинает гореть и изделие может быть испорчено, так что придется начинать заново с новой заготовкой. То есть и в этой деятельности мир сам указывает ученику на то, где он всё сделал правильно, а где совершил ошибку. Если же изделие испорчено (железо сгорело от перегрева в горне), максимализм ученика заставляет его самого приняться за работу заново, взяв новую заготовку (то же, кстати, происходит и при работе с деревом в том случае, если одна или несколько деталей были непоправимо испорчены). Такая возможность реализации максимализма приводит к тому, что человек, став взрослым, будет в большей степени способен на решительные, смелые поступки.

В двенадцатом классе, как правило, технического ручного труда нет. Тем не менее, ученики работают руками с более твердым и хрупким материалом: они изготавливают из камня (например, мрамора или песчаника) скульптурные портреты или свободные пластические формы. Но это уже выходит за рамки данного рассмотрения.

Заключение


Таким образом, занятия ремеслом в вальдорфской школе дают ученикам не только различные трудовые навыки. Они формируют его также душевно, развивая решительность, смелость, способность к концентрации, умение довести дело до конца, аккуратность, вырабатывают чувство формы, способствуют формированию чувства прекрасного. На уроках ремесла ученик развивается также интеллектуально, выполняя сложные изделия в старших классах. Участвуя в различных социальных проектах, связанных с уроками ремесла, ученик приобретает социальные навыки. Очень важно, что деятельность не делится на мужскую и женскую. Это позволяет, в частности, выработать необходимые душевные и интеллектуальные качества и ученикам, и ученицам. Важно также, что те или иные физические, душевные и интеллектуальные качества учеников, развиваются именно в том возрасте, в котором эти качества наиболее активным образом начинают формироваться в человеке. Таким образом, преподавание ремесла вносит свой вклад в формирование гармонично развитого здорового человека.

Читайте также: