Интересные факты о школах 19 века

Обновлено: 03.07.2024

Первые школы появились на Древнем Востоке, в Шумере, приблизительно 2 500 тыс. лет до н.э. В них юношей обучали счету и клинописи, после чего они становились жрецами или государственными чиновниками. Имя человека, придумавшего школу, к сожалению, мы не узнаем, т.к. в истории оно не сохранилось.

Что касается учебного заведения нашей страны – России, первые школы были известны со времен Древней Руси, они создавались при монастырях и церквях. В этих школах дети обучались чтению, письму, простейшим наукам, религии.

Школа – начальное учебное заведение, которое помогает детям социализироваться и дает им важные базовые знания. Недооценивать школьное воспитание неправильно, потому что именно среди сверстников мы узнаем себя и других, а также определяем, какие у нас есть способности.

Другое дело – учителя. Если они любят свою работу и с радостью передают свои знания ученикам, то они охотно обучаются. Если учителя работают нехотя, то это отражается на детях. Школа существует очень давно, и, возможно, вам будет интересно узнать о ней кое-какие факты.

10. В школах Древней Спарты мальчики жили и получали всестороннее развитие


А теперь давайте узнаем немного истории. Если ребенок рождался больным – его сбрасывали в пропасть… Жестоко, но так было. Здоровый же и крепкий мальчик отправлялся на воспитание государству.

С 7-летнего возраста мальчики жили в военных казармах – их учителя назывались опекунами. С момента поступления в школу жизнь детей становилась очень тяжелой: их поощряли к гневу и дракам, заставляли охотиться.

Несмотря на все тяжести, дети получали всестороннее развитие и не росли избалованными: мальчики тренировали устную речь, совершенствовались физически, развивали выносливость, смелость и мужество. Выживали только сильнейшие.

9. В Индии дети начинают учиться с трех лет


Индийские дети отправляются в школу уже с 3-летнего возраста, попадая в Pre-school (дошкольное образовательное учреждение), и в день у них проходит примерно 4-6 уроков.

Здесь ученики занимаются чтением, математикой, изучением языков: кроме международного английского, здесь обучают также местному языку штата и хинди.

После 10-ти классов дети получают диплом о среднем образовании, с которым впоследствии можно поступить в колледж или остаться обучаться дальше в школе High-school, однако за него уже приходится платить. Но после окончания есть возможность поступить в университет.

8. В Чехии нет учителей-предметников

Учитель – одна из сложных и древних профессий. На учительские плечи ложится огромная ответственность – ребенку нужно не только прививать знания, но и благоприятно влиять на него.

Мы привыкли, что в российских школах разные предметы ведет не один учитель, однако в Чехии иногда даже нет основных предметников – учителей чешского языка и математики. Ситуация критичная, поэтому министерство готовит законопроект, позволяющий преподавать в средних школах людям с высшим образованием, но не со специальным (как везде требуется) педагогическим. Такое образование они смогут дополнить в течение 3-х лет с момента начала работы в школе.

7. В японских школах работают в основном мужчины


Нельзя сказать, что женщин нет совсем, но подавляющее число учителей в школах Японии составляют мужчины. Если вы смотрели японские фильмы, то, может быть, обращали на это свое внимание.

Профессия учителя в Японии считается престижной – он пользуется авторитетом и получает за свою работу достойную оплату.

6. В Великобритании появилась первая в мире школьная форма


Великобританию считают той страной, где впервые появилась школьная форма. Произошло это еще в те времена, когда правил король Генрих VIII (1509-1547). Форма была синего цвета, т.к. считалось, что подобная расцветка приучает детей к смирению, кроме того, ткань этого цвета была недорогой.

В Великобритании к форме относится не только верхняя одежда, но и даже носки! Форма учеников разных школ отличается и имеет свою символику – там же она хранится и выдается ученикам бесплатно. К форме обязательно прилагается кепи или шляпа с логотипом определенной школы, а также галстук.

Интересный факт: в школе Элизабет Гаретт Андерсен ученики сами принимают участие в создании школьной формы. Такой подход позволяет учитывать пожелания детей, что, несомненно, является плюсом.

5. Университет Карауин – древнейшая школа


Одним из древнейших образовательных учреждений арабских государств считается Аль-Карауин, возведенный в Фесе в Марокко. Университет внесен в Книгу рекордов Гиннеса, как старейший из всех, и по сей день продолжающий свою работу.

Основательницей университета стала Фатима аль Фихри – дочь тунисского купца, получившая от него в наследство огромное состояние. Вместе со своей сестрой они построили на разных берегах реки две мечети: Аль-Андалу и Аль-Карауин.

Буквально сразу же университет попал под покровительство султанских династий, возможно, именно поэтому образовательное учреждение сохранилось до наших дней.

Интересный факт: Карауин интересен не только как образовательное учреждение, но и как памятник архитектуры в Марокко.

4. В разных странах учебный год начинается в разное время


При приближении 1-го сентября в магазинах можно увидеть много детей с родителями в торговых центрах: к Дню знаний они выбирают форму, тетради, канцелярские принадлежности и т.д. Начинается суета. Однако так не везде.

В большинстве европейских стран, конечно, 1 сентября дети идут в школу, в Германии, например, все зависит от федерального округа (август-сентябрь).

В Италии начало учебы зависит от климата, в США и Канаде в зависимости от школы (но где-то с середины августа и до середины сентября).

В большинстве азиатских стран дети отправляются на учебу также 1 сентября, а вот в Южной Корее учеба начинается 3 марта, в Японии 1 апреля.

3. Первая школа в России появилась при Петре I


Благодаря царю Петру I в России организовалась система гражданского образования, которое было бесплатным. Оно делилось на начальное и профессионально-техническое.

Петр I понимал, что профессиональное образование необходимо, поэтому в 1701 году по его указу была открыта Школа математических и навигацких наук в Москве. В этой школе обучались юноши разных сословий в возрасте 12-20 лет.


Уникальная образовательная программа разработана для творческих и динамично развивающихся людей, желающих сделать свою жизнь лучше и покорить вершины. Основной функцией школы является подготовка современной элиты. Кто-нибудь готов раскошелиться и заплатить за обучение 8000 долларов?

1. Необычные современные школы


В Комбодже есть плавучая деревушка – Компонг Луонг, в школу добраться можно только на лодке, в основном там обучаются сироты, которые там же и живут.

Кочевая школа появилась не так давно – в 2008 году, большую часть времени дети занимаются прямо в пути, останавливаясь в палатках. Но это далеко не все виды школ, которые существуют в мире.

Несколько правил для салатов! Кажется про салаты уже знают все и все. Но хорошая хоз.

Татарстан находится под колпаком у Рокфеллеров и ВОЗ Почему это не удивляет: Татарстан ст.

Евгений Сатановский. "Суета это всё" Вот что, конечно, выручает в этой жизни, так это чувство .

Откровение ученого: "Если отключат чип, человек покроется гнойными язвами." Читать далее

-Рубрики

-Музыка

-Фотоальбом

-Всегда под рукой

-Стена

-Я - фотограф

Птицы









-Все на карте

-Поиск по дневнику

-Интересы

-Друзья

-Сообщества

-Статистика

✿ღ✿Школа, учителя и ученики на полотнах старых мастеров: Как учили детей 200 лет тому назад✿ღ✿

shkola-0037 (700x538, 375Kb)


Наказание розгами в школе.

Школа открывает путь в огромный мир знаний. Уже взрослые люди с теплом вспоминают, как впервые пришли в школу, сели за парты и с головой окунулись в новую жизнь, преподнесшую свои законы, уставы и правила. О том, какова была школьная жизнь учеников и учителей 200 лет тому назад можно узнать, просмотрев живописные полотна старых мастеров разных стран, которых вдохновляла тема школы и ее воспитанников.

За неаккуратность школяров наказывали: таскали за уши, секли розгами, ставили в угол на колени на рассыпанный горох, а подзатыльникам и счету не было. Порядки в школах 19 века были весьма архаичны. Например, по субботам все ученики без различия подвергались порке.

shkola-0036 (700x493, 283Kb)


Хотелось бы отметить еще один интересный факт: в России история школьной формы началась в 1834 году, когда император Николай I подписал "Положение о гражданских мундирах". Вплоть до революции согласно регламенту мальчики должны были носить темные брюки, гимнастерку, фуражку и шинель, а девочки — коричневые платья с черным или белым фартуком. После революции школьную форму отменили, но в 1949 году ввели снова, она мало чем отличалась от дореволюционной.

В классе. Автор: William H. Parkinson.

В 19 веке образование претерпевало большие изменения. Образовательные учреждения стали более демократичны. Право на обучение стали иметь дети мещанского и крестьянского происхождения. Повсеместно развивалось женское образование. Открывались училища, курсы, пансионы для девочек.

Содержание статьи

Обычно ученики были предоставлены сами себе и занимались лишь зубрежкой книг

Ступени образования

Образование в 19 веке имело ступенчатую форму. Сначала ученику предстояло окончить начальное общеобразовательное учреждение, потом среднее общеобразовательное и последний этап – поступление в университет.

Начальные общеобразовательные учреждения состояли из приходских, уездных и городских училищ, воскресных школ и школ грамотности. При этом ученику следовало сначала отучиться в приходском, а затем в уездном училище и лишь потом он имел право поступать в гимназию.

Средними общеобразовательными учреждениями являлись гимназии и пансионы. Различались классические, реальные, военные гимназии. Гимназии по значимости представляли собой современную среднюю школу, которую необходимо закончить перед поступлением в вуз. Обучение в этих учреждениях занимало семь лет.

Поступить в образовательное учреждение имели право представители всех сословии. Однако в школах и училищах учились дети низших сословий, а в пансионах и лицеях – дети высокопоставленных людей. Такая форма образования была заложена Александром I, позже изменена Николаем I, и вновь восстановлена Александром II.

Предметы изучения

План обучения на протяжении века часто изменялся. Это касалось как гимназии, так и училищ.

Приходские и уездные училища официально имели программу обучения такую же обширную, как и в гимназиях. Но на деле не выходило выполнять установленный план. Начальные общеобразовательные учреждения были отданы под попечение местных чиновников, которые в свою очередь не стремились заботиться о детях. Не хватало кабинетов и учителей.

В приходских училищах учили чтению, письму, простым правилам арифметики и основам закона Божьего. В уездных учреждениях изучали более широкий курс: русский язык, арифметика, геометрия, история, черчение, геометрия, чистописание и закон Божий.

В гимназиях преподавались такие предметы, как математика, геометрия, физика, статистика, география, ботаника, зоология, история, философия, литература, эстетика, музыка, танцы. Ученики помимо русского языка изучали немецкий, французский, латинский, греческий. Некоторые предметы носили факультативный характер.

В конце 19 века уклон в образовании стал делаться на прикладные дисциплины. Стало востребовано техническое образование.

Процесс обучения

В 19 веке в гимназиях и училищах время обучения делилось на уроки и перемены. Ученики приходили на занятия к 9 часам или ранее. Заканчивались уроки в 16 часов, в некоторые дни в 12. Обычно раньше всего обучение завершалось в субботу, но в некоторых гимназиях такими днями была среда. После уроков неуспевающие ученики оставались на дополнительные занятия, чтобы подтянуть оценки. Также была возможность остаться на факультативные курсы.

Более тяжело приходилось тем ученикам, которые жили в пансионах. Их день был расписан буквально по минутам. Распорядок дня в разных пансионах немного различался. Примерно выглядел он так: подъем в 6 утра, после умывания и одевания ученики повторяли уроки, затем шли завтракать и после начинались уроки. В 12 часов был обед, после которого снова начинались уроки. Заканчивались занятия в 18 часов. Ученики немного отдыхали, перекусывали, делали уроки. Перед сном ужинали и умывались.

Урок математики в Серпуховской женской гимназии.

Карцеры и розги, зубрежка и чинопочитание – учеба в дореволюционной России была настоящим испытанием для гимназистов. И даже в таком виде образование оставалось роскошью, доступной не каждому.

Илья Репин. Пушкин на экзамене в Царском Селе, 8 января 1815 года

Илья Репин. Пушкин на экзамене в Царском Селе, 8 января 1815 года

Условия, в которых жили гимназисты, действительно были суровы, хотя к концу XIX – началу XX века стали куда мягче, чем при Аксакове, поступившем в гимназию в 1801 г. И все же любой гимназист, даже самый забитый, мог считать себя привилегированным по сравнению с абсолютным большинством своих соотечественников.

Образование не для всех

Гимназия Харитоновой в Самаре, конец XIX - начало XX вв.

Гимназия Харитоновой в Самаре, конец XIX - начало XX вв.

Всеобщее образование появилось в России уже после 1917 г., при большевиках. Весь имперский период большая часть населения страны не умела даже читать и писать (по данным первой переписи населения Российской империи 1897 г. неграмотными оставались две трети населения).

Наиболее престижным учебным заведением считалась именно семилетняя классическая гимназия, где учились, как правило, дети из наиболее преуспевающих семей – дворяне, состоятельная буржуазия, самые успешные из разночинцев (городской интеллигенции). Люди попроще ходили в земские школы или реальные училища. Напрямую поступить в университет, как правило, можно было только из гимназии.

Александровское реальное училище, Тюмень.

Александровское реальное училище, Тюмень.

Железная дисциплина

Портрет гимназиста, 1894.

Портрет гимназиста, 1894.

Впрочем, со временем розги стали применять все меньше и меньше, а в Уставе 1864 г. официально запретили. Примечательно, что когда проект Устава разослали зарубежным коллегам, английские и немецкие педагоги возмутились, заявив, что нельзя отменять телесные наказания. Следовательно, российская школа в плане гуманизма опередила страны Европы.

Для девочек работали отдельные гимназии. На фото - выпускная группа женской гимназии № 1 в Нижнем Новгороде,1890-е.

Для девочек работали отдельные гимназии. На фото - выпускная группа женской гимназии № 1 в Нижнем Новгороде,1890-е.

Другим популярным наказанием XIX века был карцер: за особо тяжелые проступки, например, драку или попытку пронести в школу табак, гимназистов сажали в пустую комнату без окон, где они могли сидеть от 5 до 16 часов.

Вера в Бога и латынь

Земская школа. Урок ведет Серафима Александровна Мышкина.

Земская школа. Урок ведет Серафима Александровна Мышкина.

С другой стороны, в выборе веры ученики были свободны: повеление императора от 1829 г. обязывало назначать законоучителя в зависимости от конфессии учеников. А вот избежать зубрежки латыни не мог никто.

Ученицы Касимовской женской гимназии, 1910 год

Ученицы Касимовской женской гимназии, 1910 год

В конце 1860-х годов в Москве открылось сразу несколько частных учебных заведений. Одним из самых заметных стала женская гимназия, которой руководила Софья Арсеньева — дочь известного российского архитектора Александра Витберга.

Гимназия находилась в самом центре Москвы, в бывшем особняке Дениса Давыдова (по современному адресу — улица Пречистенка, 17).

От тех, кто хотел присоединиться к классу в середине учебного года, требовалось знание материала, на данный день уже изученного в этом классе. Девочки, которые посещали занятия, принадлежали к дворянскому сословию. К поступлению в школу их готовил целый состав преподавателей.

Что знала выпускница гимназии после выпуска

После семилетнего образования каждая ученица знала:

Сколько стоило образование

Цены на обучение в 1878 году были следующие: плата за приходящую ученицу (в год) — 150 руб.; за полупансионерку — 400 руб., за пансионерку — 500 руб. За ученицу подготовительного класса: приходящую — 100 руб.; полупансионерку — 350 руб.; пансионерку – 450 руб. Кроме того, единовременно вносилось за каждую пансионерку 30 рублей.

Для сравнения: в те годы килограмм картофеля стоил 2 рубля, килограмм говядины — 27 рублей, килограмм сливочного масла — 61 рубль.

Что носили гимназистки

В гимназии были строгие порядки в отношении внешнего вида девочек. Правильной одеждой считалось коричневое шерстяное платье и черный шерстяной передник.

В те времена пренебрежение к внешнему виду каралось строже, чем незнание предмета. Ученица, явившаяся на занятия в растрепанном виде, получала выговор, представление родителям. Также девочку отчитывала классная дама или больше — сам директор гимназии Софья Арсеньева, чей осуждающий взгляд, по воспоминаниям школьниц, был худшим наказанием для каждой из них.

Благодаря сохранившимся мемуарам выпускниц гимназии, известно не только формальное устройство школы, но и особенности её быта. Занятия начинались ровно в 9. Одна из гимназисток, Татьяна Аксакова-Сиверс, вспоминает:

«В низкой просторной передней усадьбы меня встречал швейцар Александр, маленький толстый старичок, топтавшийся на месте, как медвежонок, и его жена, дельная, быстрая старушка Наталья, ведавшая более 30 лет и вешалками, и кипячёной водой, и подаванием звонков.

Мой класс насчитывал около 40 человек, учился хорошо, но был какой-то разношёрстный. Менее блестящий, чем предыдущий…

Учение мне давалось без всякого труда и никогда не составляло предмета забот моих родителей. Начиная со 2-го класса и до самого конца я шла на круглых пятёрках, но должна признать, что пятёрки по физике и математике доставались только за счёт хорошей памяти, тогда как гуманитарные науки проникали несколько глубже.

Также на протяжении школьного дня у девочек был обед, который они приносили с собой в школу и оставляли на специальной лавке в столовой. В гимназии было обязательное место для священника, хранения икон и место исповедания.

Как и в современной школе, после уроков желающие оставались на дополнительные платные занятия: по музыке, хоровому пению, танцам и гимнастике.

Быт гимназисток XIX столетия удивительным образом напоминает рутину нынешних школьников. И хотя с момента открытия гимназии прошло уже больше века, но убрав особенности времени из воспоминаний школьницы, мы вряд ли заподозрим, что их писала девушка, жившая полтора века назад.

Читайте также: