Детский сад если честно

Обновлено: 07.07.2024

Сегодня появляется все больше противников сада, некоторые не планируют отдавать в сад даже после 3 лет, считая, что можно дать ребенку все необходимое в домашних условиях. Но есть и те, кто, напротив, считает, что чем раньше отдать в сад, тем лучше - меньше слез, и лучше проходит адаптация. Так ли это?

Неидеальный возраст для сада

Большинство психологов считают, что до 3 лет садик ребенку не нужен. В этом возрасте очень важна связь с мамой. Малыш должен постоянно чувствовать заботу и поддержку значимых взрослых - папы и мамы, они постоянно должны быть рядом. Когда ребенка в 2 года приводят в сад - ощущение безопасности исчезает, и стресс бывает настолько сильным, что привычный мир в его глазах просто рушится.

Как правило, мамы передают малышей в руки воспитателей от безысходности: если нужно работать, то другого выхода просто нет. Но если есть выбор, отдавать ребенка в садик или нет, то лучше не торопиться. От яслей в 1,5-2 года больше вреда, нежели пользы.

Известный психолог, автор книг по детской психологии Людмила Петрановская уверена, что садик до 3 лет нужен больше маме, нежели ребенку. Если маме все-таки пришлось отдать малыша в ясли, то к садиковской группе нужно предъявлять самые высокие требования. Желательно, чтобы на каждого воспитателя было не более 3 малышей. Ребенку может понадобиться много внимания, его нужно успокоить, пожалеть, поносить на руках, покормить с ложечки - все это невозможно, когда у одного воспитателя группа из 15, а то и 30 человек.

Чем опасен сад для 2-летнего ребенка

Психологи советуют особенно внимательно отнестись к адаптации к детскому саду у малышей, так как она может негативно сказаться на развитии и психическом здоровье ребенка. Иногда бывает, что детская нервная система не справляется со стрессом, и малышу нужно помочь. При наличии нижеперечисленных признаков стоит на время прекратить водить ребенка в сад и посетить детского психолога:

Можно ли вовсе обойтись без сада

Многое зависит от индивидуальных особенностей ребенка - кто-то не может оторваться от мамы даже в 3 года, и тогда с садом лучше еще подождать, если есть такая возможность. Психолог Кира Макарова уверена: сад нужен только тем детям, которым он нравится. Другие способы социализации всегда можно найти.

Некоторые мамы говорят, что не водили ребенка в сад, и он прекрасно себя чувствует и развивается. Кто-то начал водить в сад, а потом передумал - у ребенка пропали проблемы со сном, улучшилось поведение, начали развиваться новые навыки. Касаемо социализации - психологи сходятся во мнении, что ребенку она действительно нужна, но не насильственная. Общение с детьми в садике вполне могут заменить прогулки на детской площадке, игры с братьями и сестрами. Чем больше будет такого общения, тем лучше. Хорошо, когда ребенок после 3 лет может проводить с другими детьми по несколько часов в день. Так или иначе, далеко не все мамы могут позволить себе сидеть дома с ребенком. Поэтому садик может стать отличным подспорьем для полноценного развития малыша.

Для родителей, чьи дети ходят в садик. От чувства вины не умираем, ночью спим ;) Возможно, стоит что-то пересмотреть, видоизменить (неполный день и тд), установить причинно-следственную связь.

Если у Вас есть с кем поделиться этой информацией, активно жмите "share". Потому что:

" Поймите меня правильно, я не против детских садов вообще. Есть отлично оснащенные детские сады с малыми группами и талантливыми и добрыми преподавателями, но, к сожалению, таких крайне мало. Подумайте, в чьи руки вы отдаете ребенка, и готов ли он в 2-3 года к такому испытанию. Если большинство с легкостью отдает ребенка в детский сад, это совсем не означает, что это правильно. Мы привыкли к этому безобразию просто потому, что оно распространено. Убеждение о необходимости непременно отдать ребенка в детский сад – это как кариес: чрезвычайно распространен, но является ли он нормой?"

У многих мам детей-погодок возникает вопрос: если мама и так сидит дома с младшим, нужен ли детский сад старшему, в каком объеме (полный день, пол дня) и для чего. То есть, нужен ли и в каком объеме садик самому ребенку, если мама может быть с ним дома?

Я задала его 5 специалистам и получила очень интересные ответы. Уверена, вам они тоже будут полезны.

Для начала нужно понять, что такое садик для ребенка? Причем для каждой возрастной категории детей существенно меняется восприятие ими самого садика.

Если взять возраст от 1,5 года до 2 лет - такие малыши еще слишком нуждаются в маме, чтобы пережить отрыв от нее на продолжительное время. И нахождение в кругу чужих взрослых (воспитателей, нянечек) и группы чужих малышей для них будет достаточно большим стрессом. Этим деткам рекомендуется быть дома с мамой.

Если посмотреть на возраст с 2,5 до 3,5 лет - здесь большую роль будет играть темперамент самого ребенка. В этом возрасте основные навыки самообслуживания и гигиены сформированы в достаточной мере (самостоятельная еда, горшок, одевание-раздевание с минимальной помощью взрослых и т.п.). Общительные и уравновешенные дети (сангвиники, флегматики) с удовольствием пойдут в садик, спокойно останутся в группе детей, будут проявлять интерес к игрушкам, ходить за воспитателем с обожанием. Конечно, не меньшую роль играет и личность самого воспитателя, его профессиональная подготовка.

Если у них в семье есть младший брат или сестра, им удобно пойти в садик, если он рядом с домом и мама без проблем заберет старшего во время своей прогулки с младшим, к примеру. Если садик достаточно далеко от дома, а отвезти ребенка некому (либо папа занят, либо тут есть другие причины), то лучше все же остаться дома, чем мотаться туда-сюда в утренней спешке. Нужно учесть, что в каждой семье ситуация индивидуальная и категорично что – либо утверждать нет смысла.

Дети с неуравновешенным типом нервной системы (меланхолики, холерики) при посещении садика в большей степени могут испытывать тревогу, страх и растерянность. Они более чувствительны к переменам в своей жизни и жизни семьи. Некоторые проявляют агрессию как защитную реакцию на происходящее с ними в садике (и дома), что существенно увеличивает срок адаптации. Если есть возможность, таким детям лучше побыть дома до 3,5 – 4 лет. После этого садик ими будет восприниматься как возможность пообщаться и поиграть со сверстниками, включать их в свои сюжетно-ролевые игры. И стресс расставания с домом здесь снижается по сравнению с предыдущей возрастной категорией.

Детям с 4-6,(7) лет садик будет необходим не только в плане общения со сверстниками, коммуникации со взрослыми, но и как подготовка к школе. В этом случае посещение садика очень желательно, особенно, если мама не может заниматься с ребенком дома или есть второй малыш.

Учитывая все это, адекватно оценивая психологический статус своего ребенка, его возможности и потребности, а также свои возможности, мама может принять индивидуальное решение, сидеть ли с ним дома до школы или пойти в садик в благоприятное для него время.

Если она принимает решение оставаться дома, имеет смысл подумать о развивающих группах, которые может посещать ее ребенок практически в любом возрасте, как только научился ходить. Там, где можно развить мелкую и крупную моторику, внимание, восприятие, память и мышление; где упор идет на игру, а не на жесткое обучение; где малыш сможет контактировать с другими детьми, оставаясь рядом с мамой.

Вопрос о детском садике сейчас очень неоднозначный, попробую рассмотреть его с разных сторон. Рассмотрю я его и с точки зрения старшего и с точки зрения младшего.

Давайте посмотрим, что вообще происходит, с точки зрения старшего ребенка.

Если старший ребенок может заболеть и принести из детского сада домой инфекцию, то не стоит рисковать здоровьем двух детей.

Если в детском саду хорошие воспитатели и сильная программа (и ребенку нравятся занятия)-не лишайте его их. В этом случае детский сад ему нужен.

А теперь давайте попробуем суммировать:

Вы-мама, и Вы хорошо знаете своего ребенка. Если Ваш старший не имеет ярко выраженного стремления к лидерству и множеству разнообразного общения, то тогда ему лучше будет дома. Если же имеет-тогда пусть он ходит в детский сад, а забирать его можно после сна. Там он найдет способ реализовать сваои задатки, а дома для него это будет очень сложно.

Общее, что есть во всей этой статье: наблюдайте за своим ребенком. Вы решаете задачу с тремя компонентами: как будет лучше старшему, как будет лучше Вам и как будет лучше маленькому. И Вам просто надо найти разумное сочетание всего этого, найти компромиссы. И лучше всего это делать, исходя из особенностей ребенка.

Дети способны успешно вырасти и с садом, и без него. Зависит это от очень и очень многих факторов.

Решение отдать ребенка в сад не должно преподноситься как массовое и универсальное. Это сугубо индивидуально в каждом конкретном случае.

Насколько легко ребенок пойдет в сад зависит от стольких факторов, что изложить их даже в рамках одной книги было бы не реально. Но чуткая мама вполне может сама определить – нужен ли ребенку сад, для чего, в каком объеме, готов ли ребенок и на пользу ли ему это будет.

Так что быть или не быть садику – должна решать только мама, опираясь в своем решении не на мнения и запугивания других людей, а на свою интуицию и свое “чувство ребенка”.

Конечно же, все, что я написала, никак не относится к ситуации, когда ребенок должен ходить в сад в связи с тем, что маме нужно на работу. Это совсем другая история.

Детский психолог НЕ рекомендует отдавать ребенка в детский сад

Глисты и инфекции. Часто оказывается, что отдав ребенка в детский сад, вы оказываетесь в ситуации, когда в течение года ребенок находится в саду не более нескольких недель – остальное время он болеет дома. Незрелая иммунная система + стресс незнакомой и часто враждебной обстановки = часто болеющий ребенок и/или хронические заболевания.
Повышенная опасность травматизма. Причина – все та же переполненность детских садов и, как следствие, недосмотр.

Этот список можно продолжать. Если вы все-таки решили отдать ребенка в детский сад, подумайте хорошенько, знаете ли вы достаточно тех людей, в чьи руки вы передаете ваше самое дорогое сокровище? Уверенны ли вы в их терпении, доброте и квалификации? Так ли уж нет у вас возможности отложить садик хотя бы на год, дав малышу немного окрепнуть и телом, и душой, или вообще заниматься с ним самостоятельно?

Поймите меня правильно, я не против детских садов вообще. Есть отлично оснащенные детские сады с малыми группами и талантливыми и добрыми преподавателями, но, к сожалению, таких крайне мало. Подумайте, в чьи руки вы отдаете ребенка, и готов ли он в 2-3 года к такому испытанию. Если большинство с легкостью отдает ребенка в детский сад, это совсем не означает, что это правильно. Мы привыкли к этому безобразию просто потому, что оно распространено. Убеждение о необходимости непременно отдать ребенка в детский сад – это как кариес: чрезвычайно распространен, но является ли он нормой?

С появлением в семье ребенка перед большинством родителей встают сложные задачи, при решении которых ломаются копья на женских форумах и встречах мам у песочниц. Грудное вскармливание или смеси? Совместный сон или отдельная кроватка? Покупные пюре или домашний прикорм? Одним из краеугольных камней воспитания является детский сад, адепты и противники которого так и жаждут затащить неопытных родителей в свои ряды.

Мне помнилось, что садик — это клево

Мы встали на очередь в детский сад сразу после выписки из роддома. Я мечтала, как мой 3-летний малыш пойдет в красивое здание рядом с нашей многоэтажкой, а во время прогулок я буду махать ему ручкой с балкона.

Помню, как в детстве я каждое утро спешила к своим одногруппникам, при встрече обнимала любимых воспитателей и просила родителей забирать меня попозже. С нами занимались, не заставляли доедать манную кашу с комочками и пить молоко с пенкой. Там было много (по сравнению с домом) игрушек, друзья, первая влюбленность, утренники и вкуснейшее какао.

Словом, я ходила в самый обычный советский детский сад с удовольствием и была уверена, что сын продолжит эту традицию. Но мои воспоминания о счастливых дошкольных годах разбились о суровую современную реальность.

К 3 годам сын получил заветную путевку в садик под нашими окнами. В первый же день нас ждал неприятный сюрприз: группа оказалась, мягко говоря, переполненной — 42 малыша по списку.

На период адаптации меня попросили приводить малыша на 2 часа, с 10:00 до 12:00. Первые пару дней прошли спокойно, а на третий я забрала с прогулки рыдающего ребенка с 2 сильными укусами на руке. Нет, на территорию садика не забегала стая бродячих собак. Просто в группе нашлась кусачая девочка, от которой пострадали уже практически все дети.

Воспитатель извинилась за инцидент, но честно призналась, что сделать ничего не может: с мамой малышки беседа была проведена, а результата — ноль. Другие родители жаловались заведующей, но и та оказалась бессильна. Ребенок кусает всех. Без каких-то мотивов. А 2 воспитателя (старший и младший) на 30–40 деток не могут следить только за ней.

Если в группе есть агрессивно настроенные дети, а их родители только разводят руками, то ситуация практически безвыходная. Нам повезло, и проблема решилась сама собой: сына перевели в смежную группу, где по списку было на 4 человека меньше. Как из этого положения выходили родители оставшихся детей, я не знаю.

Больной ребенок — это норма?

До садика мой сын единожды перенес ОРВИ и точно не был в числе часто болеющих детей. Первый месяц он отходил в группу нормально, а я вышла на работу. Но радость от возвращения к любимому делу длилась недолго.

Постепенно периоды хождения в садик сокращались, а время выздоровления увеличивалось. Я видела в раздевалке кашляющих детей с зелеными соплями, но их мамы уверяли, что малыши здоровы. А моя коллега по работе и вовсе хвалилась тем, что перед садом она впихивает в температурящую дочку жаропонижающее и отправляет малышку в группу.

Да, матери-одиночке нужно зарабатывать деньги, но в этом не виноваты ни другие дети, ни их родители. Однако из-за подобных фокусов некоторых взрослых инфекции в садике не переводились никогда.

За те 9 месяцев, что сын посещал дошкольное учреждение, в группе дважды был карантин по педикулезу (XXI век на дворе!), трижды — по ОРВИ, а также ротавирус и ветрянка. Конечно, можно считать, что так у ребенка быстрее разовьется иммунитет к различным заболеваниям, и к школе он будет легко справляться с любыми атаками вредоносных бактерий и вирусов.

Но по факту ослабленный болезнями организм просто не в состоянии сопротивляться новым вирусам. Ему некогда накопить резервные силы для того, чтобы давать им отпор. Ну и, конечно же, работодатели не горят желанием ждать, пока малыш наработает иммунитет. В итоге из-за постоянных больничных мне пришлось уволиться.

Каждый день в садике с малышами проводятся занятия: лепка, рисование, аппликация. Я регулярно забирала домой красивые работы, подписанные именем моего сына, но ребенок честно признавался, что его труда туда вложено было немного. Часто он просто не слышал или не понимал задания из-за шума в группе.

Воспитатели обязаны не просто что-то делать с детьми в рамках учебного расписания, но и составлять отчеты о проведенной работе. Современные педагоги заполняют такое количество бумажек, что только диву даешься, как у них остается время на подопечных. Зачастую им проще доклеить что-то самим: и родителям приятно, и в отчете плюсик.

Из навыков, освоенных сыном в детском саду, самым важным было, пожалуй, быстрое одевание. Но и это сыграло с ним злую шутку: собравшись на прогулку первым, он мог еще 10–15 минут ждать отстающих. За это время ребенок успевал вспотеть и выходил на улицу уже мокрым. Вероятно, и это тоже стало одним из факторов, которые провоцировали болезни.

Блог Анны Михниной

Подавляющее большинство моих знакомых с нормальным достатком, во всяком случае, выше, чем у нашей семьи, предпочитают водить своих детей в государственные садики, искренне удивляясь моему выбору.

Я в целом отношусь предвзято к идее отдавать своих детей дошкольного возраста в какие-то учреждения длительного пребывания. И почти до 5-летнего возраста мой старший ребёнок не посещал детский сад на постоянной основе (мы ходили периодически пару месяцев в году в момент моего выхода на работу, потом накануне рождения второго ребенка).

Но, дело в том, что старшему моему ребенку на момент написания этой заметки уже 5 лет. А это возраст, в котром дети активно вступают в фазу развития, именуемую в психологии этапом формирования произвольного поведения.

Особенностями этого этапа являются необходимость создавать ребенку разнообразные ситуации, в которых он должен следовать предписаниям и правилам, чтобы научиться соотносить свои желания с требованиями общества и интересами других людей, а также контролировать свои эмоции и действия, подчиняя их не сиюминутным импульсам, но осмысленным задачам на ближайшее будущее.

При всем при этом основным обучающим методом в дошкольном возрасте остается игра. Особенно хороша для указанных воспитательных целей коллективная игра с заданными правилами. Это и все спортивные игры, и настольные игры, и прятки, и пятнашки, и многие другие.

Но, не посещающему ДОУ ребенку, живущему в мегаполисе, негде найти компанию для подобных регулярных коллективных игр. Да и желание разнообразить круг общения, себя показать и просто морально передохнуть от мамы 🙂 тоже присутствует.

Поэтому, несмотря на мою возможность находиться с детьми дома и посвящать им довольно много времени, я приняла решение отдать старшего сына в детский сад.

Тем не менее, мне далеко не безразлично, как он там проводит время, и какой у него круг общения.

Еще один архиважный критерий выбора детского сада для меня — питание ребёнка, на которое я хотела бы оказывать непосредственное влияние.

Третьим моментом из списка пожеланий к детсаду была относительная гибкость режима утреннего привода ребенка, поскольку сборы с двумя малышами рано утром зачастую превращаются в мучение для всей семьи, которое в нашем случае себя ниак не оправдывает, ведь мне не нужно спешить на работу к определенному часу. И моя цель — создать у ребенка максимально позитивное ощущение от посещения детского сада, от всего процесса, включая утренние сборы.

Итак, имея опыт (хотя и не большой) посещения наскоками со старшим сыном трех ГДДОУ в разном возрасте, я однозначно определила для себя, что детский сад должен быть частным. Поскольку:

— я не хочу, чтобы мой ребёнок ел всякий пищевой мусор (булку, печенья, сладкие напитки, каши и запеканки с кучей муки и сахара, сосиски и котлеты, нафаршированные белым рисом или булкой, недополучал свежих овощей и фруктов);

— я не хочу, чтобы мой ребенок был вынужден с борьбой и слезами утром вылезать из постели невыспавшимся, чтобы успеть к дверям детсада не позднее 8.20, иначе он останется без полноценного обеда (т.к. списки детей к этому времени уже поданы в столовую), а мне еще придется столкнуться с закрытой входной дверью в сад и с двумя детками, один из которых еще в коляске, звонить заведующей с просьбой нас впустить. А потом писать ей еще заявление с просьбой пустить опоздавшего ребёнка! Вот, честно, утром спозаранку мне больше делать нечего.

К слову, идти нам до ближайшего муниципального детского сада, в который удалось получить место, 20 минут. Зимой по сугробам почти 30. Нагуляешься спозаранку вволю! Хорошо, если еще младший при этом не вопит в коляске.

— я не хочу, чтобы в группе с моим ребенком было еще 30 человек, и ему не хватало даже шкафчика для одежды. А в нашем микрорайоне в муниципальных садиках ситуация именно такая — жуткое переполнение. Не говоря уже об отсутствии элементарного внимания воспитателей, поскольку уделить его такому количеству детей просто не реально.

В яслях, когда мне вдруг приспичило выйти на работу, сын регулярно оставался с немытой попой в грязном подгузнике. К счастью для нас обоих, мои трудовые будни довольно быстро прервались.

— я не хочу, чтобы мой ребёнок учился общению и взаимодействию с другими детьми в хаотическом стаде, где фактически выстраиваются законы животного мира, основанные на инстинктах. Воспитатели просто не в состоянии упорядочивать взаимоотношения такой огромной массы детей, и чаще всего, даже и не пытаются, занимаясь лишь организацией режимно-бытовых моментов. Это вот такая дикая социализация. И я не считаю ее нужной своим детям, и уж тем более — обязательной.

— я не хочу, чтобы моего ребенка приходилось волоком тащить за руку в десткий сад, и потом он каждое утро рыдал у дверей группы, а иногда еще и после моего ухода, а меня успокаивали, что это нормальная адаптация. У всех детей бывает. Но это ситуация не нормальная! Такого уровня психологического стресса и страданий, вызывающих у ребенка многочасовой рев и даже истерики, быть ни при какой социализации не должно. Это уже называется психологическая травма.

— я не хочу, чтобы мой ребенок после посещения такого огромного и шумного детского коллектива возвращался домой эмоционально выжатым и не способным уже на общение с младшим братом, а уж тем более на посещение каких-то развивающих занятий и кружков.

Впрочем, список можно продолжать еще долго, но нет смысла, поскольку это уже будут конкретные претензии в адрес по сути конкретных ГДДОУ, опыт посещения которых у нас есть.

Что мы имеем в частном детском саду:

— возможность приходить в детский сад к 9 утра и позднее (все занятия начинаются после завтрака с 9.30);

По факту мы ходим к 8.30, но детский сад теперь находится в 5 минутах ходьбы от дома в соседнем здании 🙂

— индивидуальное внимание воспитателей к каждому ребёнку в группе, поскольку списочная численность всего 8 человек. Разница в отношении просто ощущается на физическом уровне. С индивидуальными особенностями ребенка удается поработать (где-то больше внимания уделить развитию каких-то моторных навыков, где-то развитию речи, учесть особенности темепрамента и характера малышей, и т.д.).

— неплохой выбор качественных факультативных занятий за дополнительную оплату;

— спокойный вменяемый ребенок вечером после садика, с котоым можно еще поиграть в развивающие игры дома или сводить в спортивную секцию.

Мы заканчиваем пребывание в детском саду обычно в 15.30, кроме дней факультатовов и праздников (проводятся вечером для удобства родителей, желающих присутствовать, что очень приветствуется).

— наш отказ от прививок воспринимается абсолютно спокойно. На мед.карте стоит пометка об отказе.

Читайте также: