Преподавание орксэ в школе

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Преподавание учебного курса ОРКСЭ в начальной школе

Учебный курс ОРКСЭ является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества и своей сопричастности к ним.

Все модули согласованы между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к достижениям конечных результатов, а также в системе содержательных, понятийных и ценностно-смысловых связей с другими гуманитарными предметами начальной школы. Содержание учебников согласовано с руководителями и уполномоченными лицами соответствующих религиозных организаций.

Цель учебного курса ОРКСЭ – формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Задачи учебного курса ОРКСЭ:

знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;

развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей;

обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;

развитие способностей школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

Блок 1. Введение. Наша Родина – дружная семья народов. (1 урок)

Блок 2. Основы религиозных культур и светской этики. (2-29 уроки)

Блок 3. Любовь и уважение к Отечеству как высшее проявление моральных норм и ценностей. (30 урок)

Блок 4. Духовные традиции многонационального народа России. (31-34 итоговые уроки).

Основы православной культуры

Россия – наша Родина.

Введение в православную духовную традицию. Культура и религия. Во что верят православные христиане. Добро и зло в православной традиции. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему. Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание. Православие в России. Православный храм и другие святыни. Символический язык православной культуры: христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство), православный календарь. Праздники. Христианская семья и ее ценности.

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

Основы исламской культуры

Россия – наша Родина.

Введение в исламскую духовную традицию. Культура и религия. Пророк Мухаммад — образец человека и учитель нравственности в исламской традиции. Во что верят правоверные мусульмане. Добро и зло в исламской традиции. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему. Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание. Столпы ислама и исламской этики. Обязанности мусульман. Для чего построена и как устроена мечеть. Мусульманское летоисчисление и календарь. Ислам в России. Семья в исламе. Нравственные ценности ислама. Праздники исламских народов России: их происхождение и особенности проведения. Искусство ислама.

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

Основы буддийской культуры

Россия – наша Родина.

Введение в буддийскую духовную традицию. Культура и религия. Будда и его учение. Буддийские святые. Будды и бодхисаттвы. Семья в буддийской культуре и ее ценности. Буддизм в России. Человек в буддийской картине мира. Буддийские символы. Буддийские ритуалы. Буддийские святыни. Буддийские священные сооружения. Буддийский храм. Буддийский календарь. Праздники в буддийской культуре. Искусство в буддийской культуре.

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

Основы иудейской культуры

Россия – наша Родина.

Введение в иудейскую духовную традицию. Культура и религия. Тора — главная книга иудаизма. Классические тексты иудаизма. Патриархи еврейского народа. Пророки и праведники в иудейской культуре. Храм в жизни иудеев. Назначение синагоги и ее устройство. Суббота (Шабат) в иудейской традиции. Иудаизм в России. Традиции иудаизма в повседневной жизни евреев. Ответственное принятие заповедей. Еврейский дом. Знакомство с еврейским календарем: его устройство и особенности. Еврейские праздники: их история и традиции. Ценности семейной жизни в иудейской традиции.

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

Основы мировых религиозных культур

Россия – наша Родина.

Культура и религия. Религии мира и их основатели. Священные книги религий мира. Хранители предания в религиях мира. Человек в религиозных традициях мира. Священные сооружения. Искусство в религиозной культуре. Религии России. Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира. Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды. Религиозные ритуалы в искусстве. Календари религий мира. Праздники в религиях мира. Семья, семейные ценности. Долг, свобода, ответственность, учение и труд. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь, социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий.

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

Основы светской этики

Россия – наша Родина.

Культура и мораль. Этика и ее значение в жизни человека. Праздники как одна из форм исторической памяти. Образцы нравственности в культурах разных народов. Государство и мораль гражданина. Образцы нравственности в культуре Отечества. Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства. Что значит быть нравственным в наше время? Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали. Методика создания морального кодекса в школе. Нормы морали. Этикет. Образование как нравственная норма. Методы нравственного самосовершенствования.

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

Планируемые результаты.

В результате освоения каждого модуля курса выпускник научится:

понимать значение нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;

поступать в соответствии с нравственными принципами, основанными на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России, общепринятых в российском обществе нравственных нормах и ценностях;

осознавать ценность человеческой жизни, необходимость стремления к нравственному совершенствованию и духовному развитию;

развивать первоначальные представления о традиционных религиях народов России (православии, исламе, буддизме, иудаизме), их роли в культуре, истории и современности, становлении российской государственности, российской светской (гражданской) этике, основанной на конституционных обязанностях, правах и свободах человека и гражданина в Российской Федерации;

ориентироваться в вопросах нравственного выбора на внутреннюю установку личности поступать согласно своей совести;

При преподавании курса ОРКСЭ предполагается безотметочная система оценки. Предлагается качественная взаимооценка в виде создания и презентации творческих проектов. Результаты подготовки и защиты творческих продуктов и проектов могут учитываться при формировании портфолио учеников. Темами итоговых творческих исследовательских работ учащихся могут стать и семейные традиции, и семейные хроники, и рассказ о своих предках. Сотрудничество семьи и школы – необходимое условие для создания оптимальных условий для духовного, нравственного и интеллектуального развития ребёнка.

Важное место в формировании духовно- нравственных качеств играет многообразие применяемых на практике форм, методов, технологий урочной и внеурочной работы.

Внедрение Федерального государственного стандарта образования предусматривает использование системно-деятельностного подхода и личностно-ориентированных технологий обучения.

Теоретической основой данного курса являются:

1. Системно-деятельностный подход: обучение на основе реализации в образовательном процессе теории деятельности, которое обеспечивает переход внешних действий во внутренние умственные процессы и формирование психических действий субъекта из внешних, материальных (материализованных) действий с последующей их интериоризацией (П.Я.Гальперин, Н.Ф.Талызина и др.).

2. Теория развития личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности: понимание процесса учения не только как усвоение системы знаний, умений, и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного и социального опыта.

Внеурочные мероприятия по данному курсу служат для более детального раскрытия темы. Внеурочная деятельность проводится для расширения кругозора детей, развития их интереса к конкретной области знаний и более глубоким наблюдениям над сферой религиозно-этического знания.

Таким образом, преподавание знаний об основах религиозных культур в начальной школе играет важную роль не только в расширении образовательного кругозора учащегося, но и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и законы РФ, уважающего её культурные традиции, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу во имя социального сплочения.

Преподавание курса ОРКСЭ: на что ориентироваться?

Преподавание курса ОРКСЭ: на что ориентироваться?

ОРКСЭ — это как?

Конечно, объять необъятное –– то есть всю мировую культуру –– или хотя бы подступиться к ней за один год не получится. Именно поэтому школьники могут выбрать один из 6 модулей:

Каждый из них предполагает освоение за 34 часа учебного времени.

Именно из-за специфичности работы, предполагающей и предметную подготовку, и опыт работы в начальной школе, модули могут вести учителя 1-4 классов. Для этого они должны пройти соответствующие курсы повышения квалификации.

Кстати, о них мы уже писали:

Также учителю важно понять, что его мировоззренческая позиция не должна определять преподавание предмета. Роль педагога в преподавании курса ОРКСЭ –– в первую очередь просветительская и социальная, транслирующая необходимость межкультурного диалога и уважения друг к другу. Навязывать своё мнение детям не просто некорректно, но недопустимо.

ОРКСЭ –– необычные предмет, и о его особенностях стоит помнить во время подготовки к занятиям. О каких особенностях идёт речь?

Как выстроить урок ОРКСЭ?

С тем, что такое ОРКСЭ, разобрались. Но как организовать урок, связанный с глубокими пластами культуры, в таком ключе, чтобы он стал интересен четвероклассникам? В этом помогут наши советы, а также разнообразные методики, которые можно использовать на уроке.

В преподавании курса ОРКСЭ лучше не использовать сложную, нагруженную терминологию, которая будет только смущать детей. Не стоит и активно этимологизировать слова, если их изначальное происхождение не слишком помогает понять смысл понятия.

Учитель должен был популяризатором знания: давать точную и занимательную информацию. Сделать это можно, например, с помощью привнесения игровых элементов в якобы серьёзный урок. Игра может появиться на уроке ОРКСЭ в формате короткой вставки. Почему? Об этом и других методах игрового обучения можно прочесть в нашей недавней статье.

А ещё подобрать удобный для себя метод можно самостоятельно: мы уже собрали главные современные идеи для учителя на одной странице.

Можно ли просто отказаться от всего этого?

Увы, нет. Это обязательный предмет, который, согласно ФГОС, должен способствовать формированию осознанной нравственной и духовной личности. Поэтому, когда вас просят написать на имя директора школы заявление о выборе модуля, у вас как у осознанного родителя особого выбора нет.

Какие сейчас предлагают модули в рамках курса?

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, выдержка:

Как сделать выбор?


6 стереотипов об учёбе в православной гимназии, которые я хочу опровергнуть

Кто преподает эти предметы?

Как записаться на модуль?

Через базовое заявление на имя директора. Собственно, на этот вопрос вам точно очень подробно ответит ваш классный руководитель, прислав и сам образец заявления.

Что важно помнить?

Можно ли будет потом сменить модуль?

Большинство школ в ситуации, если есть нарекания по курсу, дает возможность поменять выбранный модуль уже в процессе обучения.

Выбор ОРКСЭ

В школах с 1 сентября 2012 года для всех учащихся 4-х классов общеобразовательных учреждений введен предмет - ОРКСЭ (Основы религиозных культур и светской этики). Многие родители спрашивают что это за предмет? Что он изучает и почему родителям нужно выбирать определенный модуль.

Этот предмет стали изучать во всех во всех субъектах Российской Федерации по поручению Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г. № Пр-2009 и Распоряжения Правительства Российской Федерации от 28 января 2012 г. №84-р с 2012-13

Какие модули включает курс ОРКСЭ?

  • Основы православной культуры;
  • Основы исламской культуры;
  • Основы буддийской культуры;
  • Основы иудейской культуры;
  • Основы мировых религиозных культур;
  • Основы светской этики.

Этот предмет изучается в количестве 34 часов в год - 1 урок в неделю.

Кто решает вопрос о выборе модуля ОРКСЭ для изучения?

Из всех модулей для изучения выбирают только один. Родители (законные представители) пишут заявление на имя директора, где указывают какой именно модуль будет изучать ребенок.

Выбор модуля осуществляется родителями самостоятельно, абсолютно добровольно и индивидуально.

Любое принуждение (например, решение большинством голосов на классном собрании) при решении данного вопроса носит незаконный характер.

Данный документ четко регламентирует:

Возможен только совет: ориентироваться на образ жизни, культуру, традиции, принятые в семье ребёнка, а также на его личные интересы.

Будьте готовы! На родительское собрание, согласно данному регламенту, администрация школы может пригласить представителей централизованных религиозных организаций Русской Православной Церкви, мусульманских, буддистских, иудаистских централизованных религиозных организаций из числа организаций.

Однако, это не значит, что данные люди все собрание будут читать вам лекции по своей вере. Руководитель собрания должен рассказать о новом предмете, познакомить родителей с педагогами, которые планируют вести у детей данный курс, озвучить содержание образования по всем модулям ОРКСЭ.

В конце собрания родителям раздают бланки заявлений на выбор модуля.

Сколько модулей одновременно может изучаться детьми одного класса?

Одновременно учащие одного класса будут изучать столько модулей, сколько выберут родители.

Это значит, что даже если 1 заявление будет подано на модуль "Светская этика", а все остальные на "Основы православной культуры", то светская этика будет преподаваться 1 ребенку.

Обычно класс делится на несколько групп по числу выбранных модулей. Допускается изучение одного модуля учащимися разных классов одной параллели.

Администрация и учителя не имеют право угрожать родителям и принуждать их выбрать определенный модуль. А между тем, это часто происходит. Например, вам могут говорить:

  • что ваш ребенок будет сидеть в коридоре, пока остальные будут изучать другой модуль,
  • этот модуль сложный и ребенок его не поймет,
  • у нас нет учебных пособий по данному модулю,
  • у нас учителя еще не преподавали этот модуль,
  • у нас вот такая --- религия, а вы против всех идете и так далее.

Основные принципы преподавания курса ОРКСЭ

  • Светский характер.
  • Культурологический подход.
  • Преобладание воспитательного аспекта

Акцент ставится на активных (интерактивных) формах преподавания, проектных методах работы, необходимости и возможности сотрудничества с родителями. Курс возлагает особую ответственность на учителя, требует от него повышенной тактичности, доброжелательности, постоянного диалога, личного неравнодушия и заинтересованности.

Кто должен вести курс ОРКСЭ

Вести данный предмет могут исключительно светские педагоги с необходимой квалификацией, прошедшие соответствующую подготовку в учреждениях дополнительного профессионального образования. При этом педагог получает универсальную подготовку по всем модулям курса с тем, чтобы быть готовым компетентно вести любой из выбранных родителями для своих детей модулей курса.

Имеют ли право священнослужители вести ОРКСЭ?

В муниципальных общеобразовательных учреждениях однозначно - нет. Уроки ведут светские учителя с необходимой квалификацией.

В ходе подготовки учителей возможно проведение встреч с представителями религиозных организаций, привлечение их к участию в курсах для преподавателей, включение их рекомендаций в методические пособия для педагогов, составляемых специалистами учреждений дополнительного профессионального образования.

В ходе изучения предмета имеет ли право учитель посещать с учащимися культовые сооружения различных религиозных организаций

Светский характер комплексного курса и в целом образовательного процесса в школе не подразумевает включение в программу посещения религиозных организаций (культовых сооружений). Специфика данных сооружений может демонстрироваться обучающимся на уроке в фотоформате, видеоматериалах, аудио-формате.

Однако, посещение таких сооружений может быть организовано при согласии родителей каждого обучающегося и по согласованию с представителями религиозных организаций.

ВАЖНО! Обязательное условие - неучастие обучающихся в богослужениях, других религиозных обрядах, церемониях и праздниках, в деятельности религиозных объединений, в обучении религии.

Будет ли продолжено изучение курса ОРКСЭ в старших классах школы?

Нет. В соответствии с действующей в настоящее время нормативной базой изучение курса в рамках обязательных предметов учебного плана на основной и старшей ступенях обучения осуществляться не будет.

Учебники по курсу ОРКСЭ выдаст школа или их следует приобретать родителям самостоятельно?

Все школы должны быть обеспечены учебниками по курсу ОРКСЭ в полном объеме за счет средств областного бюджета.

Ставят ли оценки по ОРКСЭ?

Это безотметочный курс, оценка в виде баллов или записи "зачет-незачет" за него не выставляется.

Можно ли отказаться от изучения курса ОРКСЭ?

Согласно приказу Министерства образования и науки РФ этот курс включен в перечень предметов федерального компонента учебного плана и обязателен для изучения в государственных (муниципальных) общеобразовательных учреждениях, реализующих государственный стандарт начального, основного общего, полного (среднего) общего образования. Поэтому отказаться от данного предмета нельзя.

Могут ли родители присутствовать на уроках ОРКСЭ?

Часто родители жалуются, что им не разрешают присутствовать на уроках. НО! Родители имеют право присутствовать на любых уроках у своих детей по согласованию с администрацией школы, не нарушая устав школы. Адекватный руководитель не должен препятствовать посещению уроков родителями.

До какого срока родители должны сделать свой окончательный выбор модуля ОРКСЭ?

Сдать заявление на выбор модуля родителям необходимо до начала учебного года, то есть до 1 сентября. Но директор и учителя просят это сделать в мае-июне, чтобы заранее сформировать тематические планы.

Читайте также: