Преподавание музыки в школе

Обновлено: 06.07.2024

В статье представлен методический опыт проведения уроков музыки в средней школе. Автор делится семью самостоятельно разработанными приемами, которые могут оказаться полезными в организации учебных и внеклассных занятий, школьных культурно-массовых мероприятий, а также в интегрировании музыки в другие предметные области. Методические находки автора статьи будут полезны учителям музыки, МХК, рисования, литературы и другим.

Аннотация: в статье представлен методический опыт проведения уроков музыки в средней школе. Автор делится семью самостоятельно разработанными приемами, которые могут оказаться полезными в организации учебных и внеклассных занятий, школьных культурно-массовых мероприятий, а также в интегрировании музыки в другие предметные области. Методические находки автора статьи будут полезны учителям музыки, МХК, рисования, литературы и другим.

Ключевые слова: музыка, мюзикл, внеклассная работа, средняя школа, музограмма, активный вопрос, сценическое мастерство, творческая лаборатория, музыкальный декупаж, музыкальный дневник.

В современной школе музыка – дисциплина, значение которой во многом недооценивают. Тем не менее она может стать не только одним из самых интересных уроков, но и очень полезным посредником при интеграции знаний и умений в абсолютно любой предметной области: филологии, естественных науках и даже математике. Кроме того, уроки музыки являются мощным импульсом для творческой и социально полезной деятельности учащихся на внеклассных мероприятиях. Настоящей статьей я хотела бы внести свою лепту в методическую копилку учителей музыки и с радостью делюсь своими профессиональными секретами. Их, как и нот, будет семь.

Секрет первый. ДОйти до самой сути

Секрет второй. Вопросы – это первые шаги к РЕшениям

Как этот метод работает на уроке?

Секрет третий. МИр вокруг тебя

Секрет четвертый. ФАктор интеграции

В учебном плане урокам музыки отводится всего один час. Не хочется рассуждать, много это или мало. Но в сложившейся системе я использую еще один секрет, который заключается в синтезировании и интегрировании содержания учебных предметов, в результате чего происходит формирование целостной системы знаний учеников. Интеграция может проходить по различным курсам: музыка – литературное чтение и окружающий мир в начальной школе, музыка – литература, музыка – история, музыка – МХК, музыка – геометрия.

Секрет пятый. СОЛЬ актерской профессии

Говоря об интегрировании учебного материала и о теснейших межпредметных связях, хочу раскрыть еще один секрет. Это отдельно проводимые мною (можно в рамках дополнительного образования) уроки сценического мастерства, которые включают в себя несколько блоков.

Блок вокального мастерства. Он может быть наполнен на усмотрение учителя различными занятиями по вокалу: сольфеджио, развитие музыкального слуха и диапазона, занятия по ритмике вокала, вокализ.

Блок актерского мастерства. Это основы пантомимы, ораторское искусство, работа в предлагаемых обстоятельствах, миниатюры, хореография и ритмопластика.

Блок прикладного мастерства. Это разработка костюмов, грима, эскизов оформления сцены.

Результатом подобных занятий могут быть открытые уроки, отчетные концерты и мюзиклы, постановку которых я активно практикую. Мюзиклы – очень яркое зрелище. Несмотря на внешнюю простоту исполнения, каждый участник понимает, сколько труда понадобилось, чтобы получить подобный результат.

Секрет шестой. У руЛЯ

Секрет седьмой. СИмфония жизни.

Заключение

Современная концепция образования строится, на мой взгляд, на двух взаимообразующих понятиях: эффективность – деятельность и деятельность – эффективность. Уроки музыки – это уроки, на которых наилучшим образом демонстрируются эти взаимосвязи:

̶ Эффективность урока (применение различных приемов, мотивационная сторона урока, разнообразие содержания образования) напрямую связана с возможностью и желанием каждого ученика наиболее ярко реализовывать чувства, возможности и умения в своих действиях и в своей деятельности: рефлексия, сопереживание, самовыражение.

̶ Творческая деятельность учеников (выступления на сцене, защита проекта, активная познавательная позиция на каждом уроке) – это эффективное преобразование полученных знаний в предметной и социальной областях.

Каждый урок музыки, имея четкую ориентацию на творческое начало и необходимость приобретения собственного опыта творческой деятельности – это не только новое знание, новый результат, это еще и новый личный опыт каждого ученика. Таким образом, эффективность работы учителя на уроках позволяет его ученикам освоить универсальные учебные действия, которые делают каждого ребенка потенциально успешной, социализированной и адаптированной личностью в будущем.

Список литературы:

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Ответственные за размещение информации:
Виктория Разводовская и Дарья Галкина

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Главное требование к современному человеку, который живет в мире глобальных перемен и интеграционных процессов, чрезвычайно стремительного развития техники и информационных ресурсов, – является умение творить. Поэтому одной из задач современного образования является создание условий для формирования компетентной, творческой личности. Важное место в процессе гуманизации образования принадлежит художественно-эстетическому циклу, который влияет на развитие эмоционально-чувствительной сферы учащегося. Искусство – своеобразный камертон цивилизации, универсальный способ мышления, способный синтезировать истину, добро и красоту, формировать человека-творца. Художественно-эстетическое образование является посредником между общественно значимыми культурными ценностями и личностными ценностями человека и обеспечивает формирование базовых компетентностей (общекультурных, художественно-познавательных, художественно-коммуникативных и др.), формирует стремление и способность к художественно-творческой самореализации духовного самосовершенствования на протяжении всей жизни. Важную роль во всей этой деятельности играет эмоционально-чувствительная сфера и творческая активность личности, развитие которой непосредственно связано с занятиями искусством.

Многие проблемы, решаемые современной российской школой, связаны со значительным обновлением содержания образования, с качественной реализацией государственного стандарта общего образования, с созданием условий для самореализации и самоопределения личности обучающегося.

Актуальными задачами современного школьного музыкального образования являются:

  • развитие сознания, музыкального мышления детей;
  • развитие эмоциональной сферы обучающихся;
  • развитие волевой, активной стороны личности, связанной с освоением различных видов деятельности.

Актуальными проблемами современного музыкального образования являются:

  • использование комплексного подхода в преподавании на основе взаимодействия различных видов искусства;
  • внедрение новых образовательных технологий;
  • использование инновационных форм работы;
  • использование современных методов музыкального воспитания;
  • использование принципов художественной дидактики.

Урок музыки – это, прежде всего, урок творчества, и не должен стать только фактом встречи ребенка с музыкой, его результатом должны стать изменения в самом ребенке.

Современный школьный урок музыки: какой урок имеет право называться современным?

В общепринятом понимании современный урок музыки - это урок, созвучный времени, в котором гармонично сочетаются приоритетные задачи образовательной сферы и специфика восприятия музыки. Сегодня задачи школьного образования центрируются вокруг РЕБЕНКА, раскрытия его индивидуальности и неповторимости, умения найти себя в обществе, быть преобразователем себя и окружающей действительности.

Цель учителя в современном школьном уроке музыки ориентирована на изменения, происходящие в обучающихся. Это означает, что процесс обучения должен быть направлен не на передачу готового опыта музыкальной деятельности, а на освоение способов быть сопричастным к этому опыту, самому осваивать, преобразовывать и пополнять его.

Изменения, происходящие в ребенке, проявляются во всех компонентах его музыкальной культуры: его музыкальном опыте, музыкальной грамотности, музыкальном творчестве. Формирование каждого из компонентов музыкальной культуры ребенка является предметом педагогической деятельности учителя музыки.

Качественной реализации государственного стандарта общего образования способствует внедрение новых образовательных технологий.

  • научном - как часть педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения и проектирующая педагогические процессы;
  • процессуальном - как описание (алгоритм) процесса, совокупность целей, содержания, методов и средств достижения планируемых результатов обучения;
  • деятельностном - осуществление технологического (педагогического) процесса, функционирование всех личностных, инструментальных и методологических педагогических средств.

Внедрение новых образовательных технологий направлено на совершенствование образовательного процесса, формирование художественно-практической компетентности обучающихся.

Наиболее показательным является использование инновационных технологий: технология развивающего обучения – проблемное изложение учебного материала, частично-поисковая деятельность, самостоятельная проектная исследовательская деятельность.

Реализация метода проектов и исследовательского метода на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников. Изменяется психологический климат в классе, так как учителю приходится переориентировать свою работу и работу учеников на разнообразные виды самостоятельной деятельности обучающихся, на приоритет деятельности поискового, исследовательского, творческого характера.

Структура музыкальной деятельности ребенка содержит элементы: цель - средства - процесс - результат. Это условие является для учителя ориентиром, позволяющим организовать продуктивную музыкальную деятельность школьников. Продуктивность при этом выступает не только как результат творческого акта, представленный в создании чего-то нового и оригинального, а, прежде всего, как качество активности обучающихся.

Во все времена музыку, как мощную психологическую силу, старались использовать для оказания влияния на чувства и волю людей. Этот энергетический потенциал музыки успешно применяется и современным шоу-бизнесом, сформировавшим с помощью музыкальной продукции часто низкого качества не только "вкусы", но и устойчивое нежелание молодёжи вообще замечать величайшее богатство высокого искусства. В этой ситуации особую актуальность приобретает проблема организации музыкального обучения и воспитания в средней школе, что может составить альтернативу массовой экспансии суб-культуры.

Урок – зачастую не бросающаяся в глаза напряжённая работа, которая требует от учителя огромных нравственных и физических усилий, максимальной концентрированности внимания, гибкого мышления и моментальной реакции во всевозможных психологических ситуациях.
Уроки музыки отличаются особо эмоциональной атмосферой, и это вполне нормально, т.к. музыка – язык чувств. Она шевелит, будоражит чувства школьников, создавая определенные настроения, влияя, в конечном итоге, на поведение и взаимоотношения учеников.

Урок музыки нацеливает учителя на воспитание у школьников музыкальной культуры как части их общей духовной культуры. При такой постановке цели музыкального воспитания особенно важно владеть искусством своей профессии. "Есть искусство и есть творчество", - говорил В.Немирович-Данченко. Это противопоставление неслучайно. Оно закономерно возникает тогда, когда речь идёт не о внешних, а о глубинных творческих процессах в искусстве. Так, творческий урок музыки становится антитезой другого урока, в котором царит ремесло, пусть даже самое умелое. В связи с этим и возникает проблема "внешнего" и "внутреннего" в искусстве ведения урока музыки. Одно дело, если урок – лишь привнесение неких новых слуховых добавлений к музыкальным впечатлениям школьников. Другое дело, если это – особенная, неповторимая встреча с искусством. Проблема "внешнего" и "внутреннего" на уроках музыки есть, по сути, реальное взаимоотношение музыки как искусства и искусства проведения урока музыки. Изучая музыку на таких уроках, дети должны будут почувствовать, что они изучают жизнь, что музыка – это сама жизнь.

§ Концепция уроков музыки в начальной и средней школе от Яндекс.Учебника.

Музыка — школьный предмет с уникальным потенциалом, который редко раскрывается во всю полноту. Кроме развития музыкальных способностей, уроки музыки могут стать пространством, помогающим принимать осознанные решения, тренирующим опыт ответственности и включенности, обеспечивающим содержательную и бесконфликтную коммуникацию. Музыкальные занятия с их междисциплинарностью, системой творческих заданий и сменой видов деятельности расширяют внутреннее эмоциональное пространство ребенка, учат позитивному и безоценочному взгляду на вещи и способны обеспечить гибкость и уверенность, необходимые для успешного существования в меняющемся мире.

К сожалению, уроки музыки в школе часто остаются недооцененными. И школьная администрация, и родители вспоминают о них в последнюю очередь. Особенно теперь, когда так остро стоит вопрос дистанционного образования. Дистанционные уроки по музыке даже не рассматривают.

Уроки музыки в Яндекс.Учебнике

1. Больше проектов

Уроки музыки в школе должны стать пространством для творчества и проявления фантазии. За любой теорией должно следовать практическое задание, чтобы дети могли почувствовать музыку и создать ее своими руками. Например, превратить любые окружающие предметы в инструменты или озвучить мультфильм.

Уроки музыки в начальной школе от Яндекс.Учебника

2. Музыкальное разнообразие

Примеры целительной музыки в Яндекс.Учебнике

3. Гибкие навыки

Благодаря музыке можно развить редкие навыки, которые практически не используются на других уроках. Во время музицирования развивается чувственная сфера, эмоциональный интеллект. Занимаясь пением, дыхательными и артикуляционными упражнениями ученики совершенствуют свою речь, познают секреты выразительной интонации. В ходе групповой работы дети получают опыт коллективного творчества, навыки коммуникации — в том числе и на невербальном уровне.

4. Упор на креативность

Представьте, что уроки музыки — это тренажер для учеников, благодаря которому они развиваются. Дети решают нестандартные задачи, мыслят критически, пробуют новое. Учитель должен дать детям как можно больше возможностей для проявления себя и своих способностей. Составить персональный плейлист, провести опыт по киматике, импровизировать с помощью звучащих жестов — все это поможет ученикам выразить свои эмоции при помощи музыки и почувствовать радость творчества.

5. Формирующее оценивание

Мы рекомендуем придерживаться принципов формирующего оценивания на уроках музыки в школе. Ведь важен не конечный продукт ученика, а его навыки творчества и самостоятельной работы. Задача учителя — отслеживать весь путь ученика и отмечать его прогресс. Во время групповой работы учитель оценивает не только финальный результат, но и слаженность работы, распределение обязанностей и вклад каждого.

6. Учитель — помощник

На уроках музыки учитель — помощник и организатор практической работы детей. Он наблюдает, как школьники самостоятельно работают, помогает в случае возникновения трудностей и подсказывает направление для работы. Главная задача учителя — быть эмоционально открытым, не бояться импровизации и помочь детям испытать сильные эмоции.

7. Учитываем увлечения учеников

Мы верим, что каждый ребенок музыкален и способен получать удовольствие от занятий музыкой. Очень важно создать для этого все условия и поддерживать инициативы учеников, основанные на их интересах и увлечениях. Например, предложить любителю футбола написать собственный футбольный гимн, а игроку в компьютерные игры — составить список подходящих мелодий для любимой игры.

8. Домашняя работа — дополнительный стимул

Домашнее задание — еще один способ мотивировать и поддерживать интерес учеников. Выполняя домашнюю работу, дети изучают интересные музыкальные явления самостоятельно и учатся представлять результаты своей работы, рассказывать о музыке другим. В качестве такого домашнего задания можно предложить детям создать свой музыкальный инструмент и сыграть на нем.

Уроки музыки в начальной школе от Яндекс.Учебника

Когда я сама училась в школе, музыку я любила. К тому же ходила в музыкальную школу, поэтому в обычной мне было не так уж важно, что именно петь и кого слушать. У меня уже сформировался навык делать и то и другое. Но я была в меньшинстве.

Когда я стала учителем музыки, я долго размышляла, как сделать свои занятия небесполезными и приятными для всех. Можно было, конечно, просто петь программные песни и слушать музыку. Одно то, что дети не пишут диктанты и не решают задачи, — для них уже хорошо.

Но мне хотелось большего. Помогли сами ученики. Перед уроками, и не только моими, ребята группами или поодиночке в наушниках слушают свои любимые песни. Я решила за это зацепиться.

Обменивайтесь интересами с учениками

Не только я просвещаю учеников, но и они меня. Мы с ними договорились, что ребята приносят запись любимой музыки (без мата и уголовной тематики) и делают презентации с историей либо песни, либо группы, которая её исполняет. Заодно закрепляем умение делать презентации и работать с аудиторией (привет, метапредметность!).

Тут меня ждала масса откровений.

Оказалось, что ребята слушают не только группы, названий которых я нигде больше не услышу, кроме как от них. Но и Высоцкого, Цоя и даже Визбора. Удивилась

А за Цоя получила от ребят отдельный респект, ведь я тоже в юности была его фанатом.


Если просить детей принести на урок любимую музыку, то можно получить на удивление приятный результат

Смешивайте жанры

Конечно, мы учим песни. И очень любим песни из фильмов и мультфильмов. По счастью, сегодня масса возможностей сделать этот процесс увлекательным. Выбор подходящей минусовки, приятный видеоряд, бегущая строка для тех, кто так и не выучил слова.

В момент просмотра даже брутальные парни не знали, куда прятать слёзы, что уж о нас, девчонках, говорить?


Если перед изучением песен из фильмов и мультфильмов посмотреть их, то исполнение получается более проникновенным

Вместо сухих биографий найдите занятный факт

Биографические справки мало кому интересны, а вот занимательные факты из жизни исторических персонажей остаются в голове даже у тех, кто слушает вполуха, поверьте. Композиторы (писатели, артисты, певцы, дирижёры) в первую очередь люди, и у каждого из них были привычки, истории и особенности, которые стоят пересказа.

Скажем, перед тем как сесть сочинять музыку, Бетховен погружал голову в холодную воду. Предположительно, именно эта привычка стала причиной воспаления среднего уха, закончившегося глухотой. И особенно приятно детям узнавать, что Бетховен совершенно не умел делить и умножать. Впрочем, дети вообще любят истории про гениев-двоечников.

Одна из самых любимых историй моих учеников про великого Баха. Бах любил засыпать под музыку. Когда он ложился спать, три его сына поочерёдно играли ему на клавесине, что им ужасно не нравилось. Однажды один из сыновей, услышав храп отца и решив, что тот спит, убежал от клавесина, остановив игру прямо на неразрешенном аккорде. Уже погруженный в сладкую дремоту Бах моментально проснулся от мучительного диссонанса. Бах долго ворочался в постели, потом одним рывком отбросил одеяло, в кромешной темноте, практически на ощупь, натыкаясь на мебель, пробрался к инструменту и разрешил аккорд. Через минуту композитор спал сном младенца.


Найдите связь между музыкой и математикой


Когда дети улавливают эту связь, они готовы просчитать каждый такт произведения. Вообще, любое музыкальное произведение можно представить как математическую модель. И это правда очень интересно. И просто. Особенно для любителей математики.

Сфера музыкального образования резко изменилась за последнее десятилетие. Мы лучше понимаем потребности современного класса, и сейчас доступно больше ресурсов, чем когда-либо, но жесткие школьные системы медленно реагируют на изменения. Во многих случаях учителя музыки должны проложить путь к современному музыкальному образованию и заменить традиционные стратегии обучения инновационными, ориентированными на вовлечение и вовлеченность.

Музыка в школе по новому

Одним из наиболее значительных недостатков традиционных методов обучения музыке является недостаточное использование технологий. Сегодняшние ученики являются наиболее технологически грамотным поколением на сегодняшний день — гораздо больше, чем их учителя, — и существует огромное количество доступных технологий обучения музыке, которые могут быть мощным инструментом для обучения.

Инклюзивность в классе современной музыки означает вовлечение учащихся всех видов обучения, образования и уровней способностей. Инклюзивность и универсальность для педагога идут рука об руку. Учитель современной музыки должен быть в состоянии, например, руководить джазовым ансамблем утром, преподаванием урока мировой музыки после обеда, а также заниматься внеклассной рок-группой.

Если школы будут предлагать более широкие музыкальные возможности, музыкальное образование будет преобразовано, чтобы лучше соответствовать потребностям современного мира.

Инклюзивность выходит за рамки музыкальных жанров. Подлинно инклюзивный класс — это класс, в котором уважается существующее разнообразие, который адаптируется к потребностям всех учащихся и предоставляет возможности для сотрудничества между учащимися.

Многие учителя музыки имеют исключительную возможность оказать существенное влияние на музыкальные впечатления своих учеников и сохранять их ум в здоровой форме. Музыка — это подарок. Но Вы не можете навязать музыку не желающему этого ученику. Вкусы сильно различаются, и выполнение образовательной и целостной учебной программы, которая бы соответствовала индивидуальным интересам и отвечало бы индивидуальным интересам, может оказаться непростой задачей.

  • Постарайтесь обучить детей навыкам и концепциям, которые разожгут в них огонь самопознания при самостоятельной работе дома.
  • Обучите их базовым импровизационным навыкам.
  • Покажите учащимся, как они могут создавать простые петли для воспроизведения в GarageBand.
  • Узнайте, что слушают ваши ученики, и создайте уроки, связанные с интересующей их музыкой.
  • Учитывайте индивидуальные интересы.
  • Обучайте базовым навыкам или концепциям таким образом, чтобы учащиеся могли использовать свои предпочтительные музыкальные жанры в качестве предмета обучения.
  • Найдите способы интерактивного использования технологий, чтобы преподавать менее увлекательный материал.

Одна из самых сильных сторон, которую вы можете использовать в классе, — это ваш личный музыкальный опыт.

Подумайте обо всем, чему вам приходилось учиться на лету как музыканту — организации концерта, совместной работе с другими музыкантами, работе с деловой стороной музыки или созданию домашней записи. Каждый полученный вами опыт — это возможность передать знания вашим ученикам и заинтересовать их.

Может быть, ваши ученики хотят играть в рок-группе. Покажите им, на что это похоже, организовав общественное мероприятие с участием музыки, созданной самими учащимися, и позвольте им помочь в подготовке и постановке шоу.

Наконец, как художнику-педагогу ваше образование не должно останавливаться после окончания университета. По мере того, как вы продолжаете расти как музыкант и использовать свой опыт в классе, ваши ученики извлекут выгоду из этого.

Читайте также: