Преподавание музыки в школе традиции и инновации

Обновлено: 05.07.2024

Автор: Караман Елена Юрьевна

Населенный пункт: город Кемерово

В современных условиях модернизации российского образования изменяются цели и задачи стоящие перед школой и учителями. Акцент переносится с “усвоения знаний” на формирование “компетентностей”.

На практике это находит свое выражение в формировании умений и навыков общения, умений и навыков действовать в социальных ситуациях, способность брать на себя ответственность, развивает навыки совместной деятельности, способность к саморазвитию; личностному целеполаганию; самоактуализации. Внедряются инновационные педагогические технологии, предусматривающие учет и развитие индивидуальных особенностей учащихся. Современные образовательные технологии можно рассматривать как ключевое условие повышения качества образования, снижения нагрузки учащихся, более эффективного использования учебного времени.

- использование комплексного подхода в преподавании на основе взаимодействия различных видов искусств;

- внедрение новых образовательных технологий;

- использование современных методов музыкального воспитания;

- принципов художественной дидактики;

- использование инновационных форм работы.

Цель данной работы: теоретически обосновать, представить и показать необходимость использования инновационных технологий обучения на уроках музыки.

Задачи:

  1. Определить понятие, методы, приёмы инновационных технологий;
  2. Проанализировать имеющийся опыт использования инновационных технологий на уроках музыки;
  3. Определить пути развития своей педагогической деятельности для реализации требований ФГОС.

Определение понятий инновация и инновационные технологии

Инновация - использование результатов научных исследований и разработок, направленных на совершенствование процесса деятельности производства, экономических, правовых и социальных отношений в области науки, культуры, образования и других сферах деятельности. (Суворова А.Л)

Технология – совокупность приёмов, применяемых в каком – либо деле, мастерстве, искусстве.

Педагогическая технология – продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и осуществлению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учителя и учащихся.

Инновационные технологии - алгоритм последовательных действий, в системе вытекающих одно из другого, направленных на получение положительного конечного результата, альтернативные технологии, связанные с изменением организационных форм учебного процесса.
Инновационные технологии предполагают:

  1. Создание когнитивной схемы мышления;
  2. Воспитание чувства собственного достоинства ;
  3. Дифференцированный подход;
  4. Хорошее знание теоретического материала ;
  5. Создание проблемной ситуации;
  6. Работа с одаренными детьми.

Инновационные технологии предполагают:
1. Повышение уровня мотивации к учебному труду;
2. Формирование высокого уровня развития обучающихся на основе включения их в постоянную усложняющуюся деятельность;
3. Ведущая роль – формирование доброжелательной атмосферы, создание позитивного отношения к учению посредством индивидуального отношения к каждому ученику;

Инновационные технологии на уроках музыки помогают формировать навыки активного восприятия музыки, обогащают музыкальный опыт детей, прививают знания, позволяют добиться успеха и доводить до определённой степени состояние духовности, культурности, сознательности, нравственности учащихся через эмоциональные, душевные переживания и чувства.

  • процессы в области музыкального образования – это всегда творчество, это всегда открытие, рождение нового. Именно на уроках музыки возможно создание наиболее благоприятной обстановки для всестороннего развития ребенка, раскрытия потенциала его творческих способностей и перспектив направления его будущей деятельности.

Использование инновационных педагогических технологий невозможно без знакомства с инновационным музыкально-педагогическим опытом, системами и технологиями преподавания предмета в школе и предполагает знание основных направлений и перспектив развития образования и педагогической науки. Наличие школьных программ и учебников, использование средств обучения и их дидактических возможностей, умение пользоваться современными научно обоснованными приемами, методами и средствами обучения музыке, в том числе техническими, информационными и компьютерными технологиями.

Использование инновационных технологий обучения на уроках музыки

Современный урок музыки – это урок, в ходе которого применяются современные педагогические технологии, компьютерные технологии, используются электронные музыкальные инструменты. Урок музыки характеризуется созданием творческой обстановки, где содержание занятий составляют эмоции и их субъективное переживание. Подобное содержание обуславливает выбор разнообразных методик, видов работы и новых мультимедийных средств.

Использование инновационных технологий позволяет осуществить задуманное, сделать урок современным. Использование компьютерных технологий в процессе обучения влияет на рост профессиональной компетентности учителя, что способствует значительному повышению качества образования.

Важным основанием для постижения новшеств современной музыкально-образовательной теории и практики является методика музыкального образования.

Учитель должен постоянно обогащать школьный репертуар музыкой разных направлений и стилей. Это помогает детям принять мысль о связи музыки с жизнью, внутренним миром человека. Для работы в условиях реализации ФГОС учителю необходимо использовать в своей работе основные инновационные технологии:

Рассмотрим некоторые из представленных технологий.

Информационно – коммуникативные технологии.

ИКТ технологии необходимы на уроках музыки. Применение мультимедийных средств - это развитие инновационного мышления ребенка в процессе изучения художественно-эстетических дисциплин в учебных заведениях для их интеллектуального развития и оптимизации образовательного процесса, развитию творческой компетентности учащихся.

На сегодняшний день существует много различных электронных изданий, которые могут быть использованы в музыкально-образовательной деятельности. "Энциклопедия классической музыки" включает 278 статей о композиторах всех стран, 209 музыкальных фрагментов самых известных произведений и описание их содержания. Показаны в анимации 44 музыкальных инструмента и даны образцы их звучания. Более ста статей познакомят с самыми известными исполнителями всего мира. Авторы рассказывают о десяти основных жанрах музыки (опера, балет, оперетта, симфония, концерт, соната, фортепианная музыка, камерно-инструментальная музыка, кантаты и оратории, песни и романсы) с иллюстрациями, видеофрагментами и отрывками музыкального звучания.

ИКТ технологии позволяют учащимся вместо скучных рефератов подготовить увлекательную презентацию.

При работе над презентацией ученик должен провести огромную научно-исследовательскую работу, использовать большое количество источников информации, что позволяет превратить каждую работу в продукт индивидуального творчества. Ученик при создании каждого слайда в презентации превращается в компьютерного художника (слайд должен быть эстетичным и отражать внутреннее отношение автора к излагаемому вопросу). Данный вид учебной деятельности позволяет развивать у ученика логическое мышление, формирует навыки. В процессе демонстрации презентации ученики приобретают опыт публичных выступлений, который, безусловно, пригодится в их дальнейшей жизни. Включается элемент соревнования, что позволяет повысить самооценку ученика, т.к. умение работать с компьютером является одним из элементов современной молодежной культуры.

Цель технологии: формирование читательской компетенции школьника. В начальной школе необходимо заложить основы формирования грамотного читателя, у которого есть стойкая привычка к чтению, знающего книги, умеющего их самостоятельно выбирать.

Технология проектной деятельности.

Использование проектной деятельности учащихся на уроках музыки способствует вовлечению учащихся в предметно – регулятивную, предметно – познавательную и предметно – коммуникативную деятельность, тем самым способствуя формированию коммуникативной компетенции, повышая интерес учащихся к учению. Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся. Отличительная черта проектной деятельности - поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участниками проектной группы.

Школьный проект имеет следующую структуру:

1.Подготовительный, который включает в себя следующие шаги:

- планирование учителем проекта в рамках тем программы,

- выдвижение идеи учителем на уроке,

- обсуждение идеи обучающимися; выдвижение ими своих идей; аргументирование своего мнения.

2. Организация работы:

- формирование микрогрупп; определение целей и задач проекта, постановка проблемных вопросов,

- распределение заданий в микрогруппах,

- практическая деятельность обучающихся в рамках проекта.

3. Завершающий этап:

- промежуточный контроль (при длительном проекте),

- обсуждение способа оформления проекта,

- презентация результатов проектов,

- подведение итогов выполнения проекта: обсуждение результатов, выставление оценок и т.д.

4. Этап практического использования результатов проекта.

При защите проекта, учащиеся применяют информационно – коммуникационных технологи, что делает урок познавательным, разнообразным, а самое главное – современным. Создание на уроке условий для проектно-исследовательской работы способствует активному вовлечению учащихся в творческий поиск, увеличивает объём знаний, добытых самостоятельно. Проект всегда дает возможность ученику учиться самому.

“Метод интеллект-карт” создан американским учёным и бизнесменом Тони Бьюзеном. По-английски он называется "mind maps".

Буквально слово "mind" означает "ум", а слово "maps" — "карты". В итоге получаются "карты ума".

Интеллект-карты – это уникальный и простой метод запоминания информации. Метод интеллектуальных карт наиболее полно отвечает особенностям работы человеческого мозга. Отличительным свойством методики является привлечение в процесс усвоения информации обоих полушарий головного мозга, благодаря чему обеспечивается его наиболее эффективная работа и информация сохраняется как в виде целостного образа так и в словесной форме (ключевые слова). С помощью используемых при построении карт зрительных образов обеспечивается создание глубокого впечатления, что существенно увеличивает запоминаемость материала и способность к воспроизведению.

Составление карты памяти предполагает использование различных графических средств (рисунков, символов, стрелочек, шрифтов).

Интеллектуальное развитие ребенка с применением карт осуществляется посредством развития детских ассоциаций, пополнения и активизации словарного запаса, развития связной речи, фантазии. Ребенок, работая с интеллектуальными картами, идет в своем развитии от простых логических операций: сравнение, сопоставление предметов, расположение в пространстве, к умению анализировать, дифференцировать, делать классификацию предметов, учиться различать, видовые понятия.

Заключение

Изучив понятие инновационные технологии и познакомившись с опытом их использования на уроках музыки я пришла к выводу, что использование различных инновационных технологий на уроках музыки необходимы в условиях реализации ФГОС. Все эти технологии позволяют достичь главной цели : развития интеллектуального, духовно-нравственного, творческого развития человека, воспитания художественной культуры учащихся .

Опыт ведущих педагогов показал, что в развитии интереса к предмету нельзя полагаться только на содержание изучаемого материала. Если учащиеся не вовлечены в активную деятельность, то любой материал вызовет у них созерцательный интерес к предмету. Для того чтобы разбудить в школьниках активную деятельность, им нужно предложить проблему интересную и значимую.

В своей дальнейшей педагогической деятельности считаю необходимым использование и внедрение инновационных технологий, так как они отвечают всем современным требованиям образования, уроки музыки становятся интересными, яркими, познавательными и позволяют формировать универсальные учебные действия, которые в свою очередь помогают сформировать метапредметные результаты, отвечающие принципам работы по федеральному государственному образовательному стандарту.

Список литературы

1. Алексеева, Л. Н. Инновационные технологии как ресурс эксперимента/ Л. Н. Алексеева// Учитель. - 2004. - № 3. - с. 78.

2. Дебердеева, Т. Х. Новые ценности образования в условиях информационного общества/ Т. Х. Дебердеева// Инновации в образовании. - 2005. - № 3. – с. 79.

3. Дьячкова Л. М. Инновационные формы работы на уроках музыки. -Биробиждан, 2004.

4. Кабалевский Д. Б. Как рассказывать детям о музыке. - М.: Спарк, 1999.

5.Клименко Т.К. Инновационное образование как фактор становления будущего учителя. Автореф. Дис. Хабаровск, 2000. – 289с.

7. Ожегов С. Ю., Шведова Н. В. Толковый словарь. - М., 1983.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Алешина Э.С., к.п.н.,

старший преподаватель ЦВиДО

МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ:

ТРАДИЦИИ И ИННОВАЦИИ

Инновационные процессы, происходящие в российском образовании, предъявляют новые требования к системе музыкального образования. В этой связи особое значение приобретают осмысление реалий музыкально-образовательного пространства с точки зрения педагогических и культурных традиций и инноваций как механизма повышения качества дошкольного, школьного и дополнительного музыкального образования.

Так И.Н. Немыкина отмечает, что понимание педагогической традиции в музыкальном образовании отличается неоднородностью. Она отражает педагогическую реальность как стереотипизированный опыт музыкальной деятельности, известные способы, воспроизводимые из поколения в поколение, регулирует, и регламентирует деятельность всех субъектов педагогической реальности. Развитие педагогической традиции - сложный и неоднозначный процесс, который отличается динамикой и имеет свою логику развития. Традиция способна качественно изменяться, что приводит к смене традиций и сосуществованию различных ее вариантов.

Говоря о традициях в музыкальном образовании России, следует отметить, что они всегда служили основой построения образовательной деятельности, поскольку являются следствием накопленного музыкально-образовательного опыта и сформировавшихся ценностей. Это связано с трактовкой традиций как ценностей, исторических и психологических моделей поведения, стабильных и воспроизводимых элементов социокультурного опыта.

В музыкальной культуре традиции служат основой сохранения коллективного опыта культуры, являются гарантией преемственности форм музыкальной деятельности людей, развития музыкальной культуры на основе традиционного и инновационного подходов. В современном музыкальном образовании традицию следует понимать как специфичный способ воспроизведения нормы, важнейшее средство регуляции музыкально-образовательной. Однако важно понимать, что механизм передачи традиции может изменяться.

Понимание культурных традиций тесно связано с накопленным нравственным и эстетическим опытом, навыками и умениями, которые выработанными людьми в жанрах народного творчества, в искусстве. Поэтому традиции имеют большое воспитательное значение, несмотря на свой консерватизм [1].

Совершенствование качества музыкального образования невозможно без творческого переосмысления традиций. Здесь тесно переплетаются процессы вычленения из традиции самых результативных элементов системы с точки зрения ее эволюции и создания на их основе новых элементов, соответствующих современным реалиям. Функцией инновации как целенаправленного изменения является введение новых стабильных и эффективных компонентов, обеспечивающих переход системы на более высокий уровень развития.

В условиях современного музыкального образования мы наблюдаем, что педагогические традиции приобретают динамические характеристики, они способны одновременно обновляться и тиражироваться. Создание на основе концепции Д.Б. Кабалевского многочисленных вариативных учебных программ для общего музыкального образования являются одновременно примером преемственности, старения и развития педагогической традиции [2].

Российское музыкальное образование, реализуется на многовековых национальных традициях, имеющих как консервативное начало, так и потенциал для инноваций. Сильной стороной традиций является то, что они в течение длительного времени не теряют своей актуальности. В контексте музыкального образования, к традиции можно отнести устоявшиеся, проверенные в практической деятельности методы, формы, технологии, содержание музыкального образования. По-прежнему на музыкальных занятиях дети изучают фольклор, классическую музыку, лучшие образцы массового музыкального искусства и т.д. А современная музыка, с ее многообразием направлений, течений и жанров, нестандартными взглядами и подходами на сущность и функции музыкальных явлений, новыми музыкальными исполнителями и композиторами становится новой содержательной основой музыкального образования.

Инновации в музыкальном образовании появляются под влиянием различных факторов, таких как:

системные инновации – изменений, которые происходят в обществе и образовании в целом;

локальные инновации , которые являются результатом появления новых тенденций, направлений, технологий, продуктов деятельности в области музыкального искусства.

Так, например, с тандарты второго поколения (ФГОС) в системе дошкольного и школьного музыкального образования расширяют понимание его функций и провозглашают идею непрерывного образования. Их принципиальным отличием является ориентация на метапредметные компетенции, умение применять знания в практической деятельности. При этом необходимо отметить, что идея непрерывности образования и важности его личностного смысла в национальной системе музыкального образования всегда была актуальной.

Необходимо учитывать, что современные дети живут в другом социально-образовательном культурном пространстве, с изменившейся системой ценностей, другой экологической ситуации, и, данное обстоятельство требует иного подхода к их воспитанию и обучению. Образовательный процесс необходимо выстраивать на основе эффективных педагогических и психологических практик взаимодействия с детьми, активизации их умственного и творческого потенциала, использовании здоровьесберегающих технологий и т.д.

В последнее время мы наблюдаем изменение социального статуса музыкально-педагогических работников, расширяются их профессиональные функции. Практически каждый педагог-музыкант сегодня свободен в выборе средств обучения, ему доступны современные учебно-методические материалы (электронные образовательные ресурсы, видео- и аудиоматериалы и т.д.), активно использует в своей деятельности информационные технологии. Современные учителя музыки, музыкальные руководители создают условия для развития детей, их воспитанники и ученики активно участвуют в конкурсах, фестивалях, олимпиадах, культурно-образовательных событиях, что свидетельствует о возрастании личной ответственности за собственное развитие.

Макаренко А.С. О воспитании [Текст] /сост., авт. вступ. ст. В. С.Хелемендик. – М. : Политиздат, 1988 – 256 с. – (Библиотека семейного чтения).

Праслова Г.А. Взаимодействие традиций и инноваций в эволюции музыкального образования России: XI - начало XXI века / Г. А. Праслова. - Санкт-Петербург: Астерион, 2006. - 200 с.

Нажмите, чтобы узнать подробности

XXI век — век высоких компьютерных технологий и электронной культуры. Учителю необходимо владеть новыми образовательными технологиями и современными методиками, для то чтобы внедрить их в образовательный процесс. В эпоху быстрой смены технологий формируется новая система непрерывного образования, предполагающая постоянное обновление.

Проект подготовила учитель музыки первой категории

Чернега Ангелина Владимировна

“Без музыкального воспитания нет полноценного умственного развития ребёнка. Музыка – могучий источник мысли”.
(К.Д. Ушинский).

XXI век — век высоких компьютерных технологий и электронной культуры. Учителю необходимо владеть новыми образовательными технологиями и современными методиками, для то чтобы внедрить их в образовательный процесс. В эпоху быстрой смены технологий формируется новая система непрерывного образования, предполагающая постоянное обновление.

Педагогическая инновация - нововведение в педагогическую деятельность, изменения в содержании и технологии обучения и воспитания, имеющие целью повышение их эффективности. На данном этапе развития педагогической инноватики, в центре внимания стоит процесс педагогических нововведений.

Без внедрения новизны инноваций не может развиваться ни одна наука, в том числе и музыкальное образование.

Инновационные технологии - это комплекс методов и средств, направленных на поддержание этапов реализации конкретного нововведения.

Главной целью инновационных технологий образования является подготовка человека к жизни в постоянно меняющемся мире. Образование должно развивать механизмы инновационной деятельности, находить творческие способы решения жизненно важных проблем, способствовать превращению творчества в норму и форму существования человека.

Не допускаются применения инноваций без учета индивидуальных способностей личности ребенка.

Характер применения инноваций зависит от квалификации учителя, уровня развития обучающегося, образа жизни и социального состояния общества.

Следует отметить, что сами по себе инновации важны в тех случаях, когда традиционные способы решения проблемы не дают положительного эффекта в независимости от квалификации учителя. Проверенный опыт, дающий постоянные положительные результаты, надо сохранять, дополняя новыми штрихами.

С помощью информационных технологий появляется возможность ввести в изучение темы компьютерные музыкальные программы, которые не только позволяют слушать музыку в качественной записи, просматривать фрагменты произведений видеозаписи, но и дают доступ к большому блоку информации, связанной с миром искусства: живопись, музыка, литература, народные промыслы.

Задачей работы учителя в настоящее время является помогать детям получать новые знания, используя современные информационные технологии и эффективные методы обучения, а также уметь сформировать у ученика информационную компетентность, развивать у учащихся любознательность, познавательный и творческий интерес. Также следует отметить, что учитель музыки должен в рамках занятия реализовать не только учебно-воспитательную функцию, но и сыграть роль консультанта, психолога и наставника.

современный учитель не просто передает имеющиеся у него знания по какому-то предмету, а обучает детей мыслить, рассуждать, отстаивать свое мнение и уважать мнение других людей, используя знания, полученные на занятиях в школе.

Современный педагог сам учится на протяжении всей своей профессиональной деятельности, совершенствует свое мастерство, делится опытом со своими коллегами, проводит мастер-классы и открытые уроки, участвует в различных конкурсах, пишет статьи. Кроме того, это личность, которая умеет не только учить детей, но и сама способна учиться у своих учеников.

Урок-это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора и эрудиции.

В своей работе стараюсь использовать новые методы и формы для развития эмоциональной сферы ребёнка, оригинальные средства обучения детей которые способствуют формированию гармоничной личности. и эмоционально – ценностные и нравственно – духовные приоритеты.

Из множества образовательных программ по предмету Музыка допущенных министерством образования для практического использования, выбор остановился на образовательном курсе рабочей программы (Авторы: Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина ) Почему?

Авторы данного курса высококлассные профессионалы, музыканты, специалисты работающие в Институте художественного образования Российской академии образования, посвятившие себя развитию музыкального образования в России, написавшие множество научных статей, работ и публикаций по вопросам развития музыкального искусства.

За время работы в школе в качестве учителя музыки меня изначально занимали вопросы: как сделать свои уроки более эмоциональными, интересными, запоминающимися?

На своих уроках, я использую следующие технологии: коммуникативно – развивающего обучения , игровые, технологии ИКТ.

Применяя новые информационные технологии:

Обучающие развивающие программы с игровым сценарием;

нельзя забывать, что важной составляющей уроков музыки является живая музыка и ее ничем нельзя заменить.

Выделяю следующие методы обучения: рассказ, беседа, объяснение, лекция, дискуссия, работа с книгой, демонстрация, иллюстрация, видеометод, упражнения, лабораторный метод, практический метод, контрольная работа, опрос (разновидности: устный и письменный, индивидуальный, фронтальный, уплотнённый), метод программированного контроля, тестовый контроль, викторина, карточки – лото, реферат, проект, дидактическая игра и др. Кроме того, каждый метод при его практическом применении имеет разновидности и может использоваться для решения дидактических задач.

Веб-квест – это сценарий организации проектной деятельности учащихся по любой теме.

Синквейны на уроках музыки. Синквейн (от французского, английского ) – пятистрочная стихотворная форма, возникшая в США в начале ХХ века под влиянием японской поэзии. В России с 1997 года используется в дидактических целях, как эффективный метод развития образной речи. Помогает научиться доказательно и логично строить свои высказывания о музыке.

Применяю игры познавательные, занимательные, театрализованные, игровые, имитационные, компьютерные, игровое проектирование, индивидуальный тренинг, решение практических ситуаций и задач и др. Выбор каждой игры определяется ее возможностями, соотнесенными с особенностями дидактической задачи.

Применительно к уроку музыка, проект - это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый обучающимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта.

Проект ценен тем, что в ходе его выполнения, школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получать опыт познавательной, учебной и исследовательской деятельности. При защите проектов учащиеся приобретают навыки выбора, учатся работать в коллективе, применяют полученные знания при изучении других предметов.

Для развития творческого потенциала учеников широко использую ТРИЗ (теории решения изобретательских задач ). ТРИЗ – теория решения изобретательских задач, основоположником которой является изобретатель, писатель - фантаст - Генрих Саулович Альтшуллер. Популярность ТРИЗ–педагогики обусловлена необходимостью становления нового типа личности, который бы соответствовал современной информационной эре.

Все чаще в педагогических технологиях используются в учебном процессе мультимедийные технологии обучения. Существенное внимание уделяется играм, разработке теории и технологии игр.

Использование мультимедиа в особенности эффективно в тех случаях, если необходимо усвоить понятие, увидеть, почувствовать, то есть получить представление о материале более широко. Там, где роль наглядности большая - картины художников, иллюстрации, интонация в фразе, анализ музыкальных стилей и т.п. - вопрос о применении информационных технологий мультимедиа не вызывает сомнения.

Существенное внимание уделяется играм, разработке теории и технологии игр. С помощью специальных программ-секвенсоров в компьютер можно загнать любую мелодию и проигрывать её. Получается как на синтезаторе. А совсем недавно появились так называемые программные сэмплеры. Сэмплер - такое устройство, позволяющее записать образец звука (по английскому sample, откуда и произошло название), указать, какой ноте он соответствует и, подключив к синтезатору, играть этим тембром. Аппаратные сэмплеры стоили дорого, и были сложны в обращении, поэтому написание программного сэмплера произвело сенсацию среди музыкантов.


Методика К.Орфа построена на обучении музицированию – игре на музыкальном инструменте, речевых упражнениях, сочетания музыки с танцем. Элементарное музицирование, по мнению К.Орфа, является той формой обучения, которая позволяет играть многопланово: Играть на инструментах и играть с элементами музыки: ритмом, тембром, динамикой, фактурой и т.д., играть друг с другом, разыгрывая сюжеты песен, и играть вместе, создавая ту неповторимую атмосферу общения, в которой всем комфортно и радостно.

«Шумовой оркестр – это игра, где есть место фантазии, возможны различные варианты. Для ритмических игр, применяю погремушки, развивая чувство ритма.

В условиях введения ФГОС большая роль отводится владению навыками самостоятельных умений школьников, направленных на умение работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, энциклопедиями, словарями (в том числе на электронных носителях, таких как: CD, DVD, флеш-карта) ресурсами сети Интернет; самостоятельный поиск, извлечение, систематизация, анализ и отбор необходимой информации.

Кроме перечисленных технологий можно использовать в учебном процессе и другие: технология здоровьесберегающая, технология развивающего обучения, технология личностно-ориентированного обучения и др.

Инновации нам нужны для того, чтобы идти в ногу со временем, развиваться в соответствии с требованиями, которые выставляет нам сегодняший день.

Толстой Л. Н.

Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий.- М: Каро, 2005.

Татур Ю.Г. Высшее образование: методология и опыт проектирования. Учебно-методическое пособие. - М.: Логос, 2006. С. 61.

.Сергеева Г.П. Актуальные проблемы преподавания музыки в образовательных учреждениях, М.,2010.

Белобородова В.К. Методика музыкального образования. М., “Академия”, 2002 г.

Усов М.В. Вопросы музыкальной педагогики. Выпуск 10. М., “Музыка”, 1991 г.

Смирнова Е.О. Проблема общения ребёнка и взрослого в работах Л.С.Выготского и М.И.Лисиной, ж. “Вопросы психологии. ”, 1996 г.

Белобородова В.К. Методика музыкального образования. М., “Академия”, 2002 г.

Усов М.В. Вопросы музыкальной педагогики. Выпуск 10. М., “Музыка”, 1991 г.

Шиянов Е.А., Котова И.Б. Развитие личности в обучении. М., “Академия”, 2000 г

Горбунова И.Б. Компьютеры в обучении музыке. - М.: РГПУ, 2002

Интернет и музыкальное образование школьников //Искусство и образование. - 2000. - №1. - С.45-50

Штепа В. Компьютерные обучающие программы на уроках музыки в 5-7 классах //Компьютер в школе и семье. - К., 1999.- № 3.- С. 33-37.

информационные, аналитические, критические, учебные, методические и методологические материалы по музыкальной медиакультуре

Приложение к Электронному научному журналу

В последние 10-15 лет происходят незаметные с поверхностной точки зрения, но по сути глубокие революционные изменения в способах получения образования, затрагивающие в т. ч. образование музыкальное. Вездесущие digital technology — электронно-цифровые технологии — привносят свои изменения в традиционные процессы обучения музыкальному искусству. И важная задача системы музыкального образования — использовать их во благо, осваивая на высоком художественном, а не только развлекательном уровне современной культуры.

С одной стороны, эти технологии посредством нового электронно-цифрового инструментария открывают для творчества (в т. ч. композиционно-авторского, аранжировочного и концертно-исполнительского) не существовавшие ранее краски и средства художественной выразительности, а также новые способы музицирования и пути к слушателям. С другой стороны, благодаря множащемуся музыкально-компьютерному программному обеспечению, становятся и повсеместно востребованными техническими средствами обучения (ТСО).

Именно на последнее их предназначение — в связи с возможностью использования в преподавании музыкально-теоретических дисциплин на начальном уровне, в частности, в ДШИ и ДМШ, — обратим здесь более пристальное внимание. И остановимся на двух срезах – общеразвивающего образования любителей музыки и предпрофессионального обучения будущих музыкантов.

И тут на помощь могут прийти новые ТСО — несущие элементы художественно оформленного наглядного видео-обучения. Зрительный ряд для учащегося в XXI веке играет более существенную роль по сравнению с прошлым. Да и вообще для успешности функционирования каких-либо проектов в современной культурной жизни фактор наличия привлекающего внимание изображения становится очень важным. Помимо того, что электронно-цифровые технологии обеспечивают качественное и мобильное введение видео, они позволяют также создавать различные программные пособия интерактивного свойства — тестирующие, обучающие программы-тренажёры.

Всё шире входят в образовательную практику и интерактивные доски, позволяющие насытить процесс обучения школьников запоминающимися яркими образами и увлекательными игровыми моментами. В общеобразовательных школах они уже прочно занимают своё место. А вот в школах искусств только появляются. И подчас, если закупаются, то по назначению почти не используются.

Вместе с тем новые ТСО никак не должны быть самодовлеющими, а только дополнительными обучающими средствами преподавателя музыкально-теоретических дисциплин. Неумеренное увлечение ими может привести к излишней инструктивности и технологизации или преобладанию соревновательно-игрового компонента, наличие которого всё же необходимо дозировать на уроках.

Применяя электронно-цифровые технологии важно максимально использовать их ресурсы для творческих форм обучения. У наиболее ярких представителей нынешнего обновленческого направления в музыкально-теоретической педагогике музыкальный компьютер становится богатейшим кладезем именно таких возможностей. Во многом благодаря компьютерным технологиям получил большую известность новаторский образно-творческий метод преподавания сольфеджио с опорой на полихудожественные средства выразительности у Т. А. Боровик (Екатеринбург) и её единомышленников в разных городах страны и ближнего зарубежья, в частности, создающих и использующих мультимедийные пособия по сольфеджио и музлитературе: В. В. Ткачёвой и Е. Е. Раутской (Москва), И. В. Ермановой (Иркутск), Т. Г. Шелковниковой (Таштагол), Ю. А. Савватевой (Котельники), Н. П. Тимофеевой (Солнечногорск), Н. П. Истоминой (Чехов), А. Науменко (Украина) и др. Активно используемыми видами методических работ у этих преподавателей предмета сольфеджио становятся такие авторские мультимедийные пособия, как художественно выполненные видеодиктанты, видеопособия по вокальному интонированию, по музыкальной теории, работе над ритмикой и т. п.

Создание под руководством педагогов мультимедийных ученических проектов активизирует деятельностный тип процесса обучения, его компетентностную составляющую, что считается особо ценным на нынешнем этапе развития системы образования. Вообще в современной социокультурной среде всё более востребованными становятся творческие личности с широким образовательным профилем, универсальный характер навыков которых закладывается в т. ч. и в школах искусств. Типичная для советского периода узкая направленность подготовки специалистов отходит в прошлое.

Однако теперь уже всем без исключения выпускникам специализированных школ предпрофессионального уровня желательно владеть начальными навыками не только нотации с помощью компьютера, но и простейшими приёмами аранжировки, аудиозаписи (в частности, собственного исполнения), монтажа и обработки звука, а также элементарными видеоредакторами и графическими программами, уметь создавать на компьютере тематические музыкально-художественные презентации.

Одна из проблемных областей — малочисленность и недостаточная подготовка профессиональных кадров, способных качественно вести новые и модернизированные старые предметы. Важнейшей задачей здесь должен стать пересмотр действующих принципов системы повышения квалификации педагогических кадров. И вот почему. Всем известный факт — каждому преподавателю необходимо набрать n-ное количество часов курсовых занятий для обязательного прохождения периодически повторяющейся процедуры переаттестации. Количество при этом учитывается, но качество нередко трудно проверить.

Одним из таких центров может стать в будущем Академия цифрового музыкального искусства — экспериментальная площадка для углублённого освоения ресурсов новой художественный сферы, привлечения экспертного сообщества, подготовки квалифицированных кадров, а также поддержки российских производителей музыкально-компьютерного программного обеспечения, ориентированного на потребности музыкального образования, и издательской деятельности по выпуску различных видеохрестоматий, мультимедийных учебников и методических пособий.

Автор текста: Елена Орлова

Об инновациях в преподавании музыкально-теоретических предметов и не только | Innovations in the teaching of music theory disciplines and more : 1 комментарий

Спасибо! Прочла с большим интересом до конца данный материал. Инновационная деятельность в нашей работе — веление времени. Отдельные инновационные элементы мы применяем на теоретических занятиях. Но необходимость в знаниях музыкально-цифровых технологий и их применения на уроках теоретического цикла очень велика. Курсы повышения квалификации необходимо переориентировать на данное направление. Это интересно и современно.

Добавить комментарий Отменить ответ

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Читайте также: