Преподавание изо в начальной школе по фгос

Обновлено: 07.07.2024

Ключевое отличие нового образовательного стандарта от предшествующих разработок заключается в том, что суть его идеологии составляет переход от минимизационного подхода к конструированию образовательного пространства на основе принципа фундаментальности образования. Подобный переход принципиально изменяет не только организацию, но и суть образовательного процесса. В эпоху становления экономики знаний значение принципа фундаментальности образования не просто возрастает, а становится важнейшим фактором развития инновационных технологий, определяющих конкурентоспособность страны.

Стандарты призваны привести к некой единой социальной норме общественный договор между семьей, обществом и государством. На сегодняшний день существуют проект ФГОС основного образования и утвержденный Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (далее - Стандарт) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы начального общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию. Инновационная идея стандартов нового поколения заключается в следующем:

От стандартов, содержащих подробный перечень тем по каждому предмету, обязательных для изучения каждым учеником, к новым стандартам – требованиям о том, какими должны быть школьные программы, какие результаты должны продемонстрировать дети, какие условия должны быть созданы в школе для достижения этих результатов.

Новый стандарт предусматривает внеаудиторную занятость.

Результат образования – это не только знания, но и умение применять их в повседневной жизни.

В школе должны быть созданы кадровые, материально-технические и другие условия, обеспечивающие развитие образовательной инфраструктуры в соответствии с требованиями времени.

Стандарт направлен на обеспечение:

-равных возможностей получения качественного образования;

-духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования, становление их гражданской идентичности как основы развития гражданского общества;

-сохранения и развития культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации, права на изучение родного языка, возможности получения начального общего образования на родном языке, овладения духовными ценностями и культурой многонационального народа России;

-единства образовательного пространства Российской Федерации в условиях многообразия образовательных систем и видов образовательных учреждений;

Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования:

-личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности.

-метапредметным, включающим освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, межпредметными понятиями.

-предметным, включающим освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.

Основные содержательные линии при изучении искусства : роль и место искусства в жизни человека и общества, художественный образ и его специфика в различных видах искусства; виды и жанры, стили и направления в искусстве; история искусства различных эпох (первобытное искусство, искусство Древнего мира, Средневековья, Возрождения, Просвещения; общая характеристика искусства XIX в.); искусство народов России и мировой художественный процесс; искусство XX в. ; новые виды искусства (кинематограф, телевидение, компьютерное искусство и его эстетические особенности).

Основными видами учебной деятельности учащихся являются : восприятие произведений искусства (слушание музыки, восприятие произведений пластических искусств, просмотры фильмов, театральных спектаклей и т. п.); творческая деятельность в различных видах искусства, жанрах и художественных техниках; выполнение исследовательских проектов с использованием средств новых информационно-коммуникационных технологий.

Особое значение необходимо придавать формированию основ критического мышления на основе восприятия и анализа произведений изобразительного искусства, а также понимания роли искусства в жизни человека.

В современном обществе, когда происходит систематическое обновление знаний и увеличивается объем информации, учитель должен заниматься не простой передачей знаний, а формированием у учащихся качеств, которые обеспечат успешность личностного и профессионального роста подрастающего поколения.

Поэтому в основу нового стандарта образования положен системно-деятельностный подход, концептуально базирующийся на обеспечении соответствия учебной деятельности обучающихся их возрасту.

Теория деятельности, основанная А. Н. Леонтьевым, достаточно широко применяется в системе общего образования. Деятельностная технология обучения позволяет ученика из пассивного объекта педагогического воздействия превратить в активного субъекта учебно-познавательной деятельности.

Современные образовательные технологии также не могут существовать вне деятельностного характера обучения, где центральное место занимает детское действие.

Видов деятельности много. Нас, как педагогов всех видов искусств, в большей степени интересует учебная деятельность.

Каким образом строятся Принципы обучения в деятельностном подходе?

Деятельностный подход

главным процессом является понимание

главным процессом становится мыследействование

основным средством являются тексты (в частности, учебник)

главным средствами становятся ситуации

содержание осваивается за счет прочтения (слушания) и понимания текстов

содержание осваивается за счет действенной включенности и рефлексии в ситуации

при традиционном образовании важнейшим фактором является структура оформленных текстов и методы преподавания

на первый план выдвигаются технологии организации коллективной мыследеятельности и конструирование ситуации

Таким образом, деятельностный подход обеспечивает :

более высокий уровень результативности и продуктивности учебного процесса.

Формирование более дружественной, доброжелательной обстановки.

Повышение самооценки и коммуникативной компетентности

Деятельностный подход позволяет :

уйти от репродуктивного способа обучения и перейти к деятельностной педагогике, в которой центральной (ключевой) компетентностью является наличие у человека основ теоретического мышления, способного в экстремальных условиях находить нужное решение, уметь действовать в нестандартных ситуациях.

изменить предметное содержание, направленное на поиск обобщенных способов действия с предметом через построение системы научных понятий, что позволило уйти от большого количества частных фактов, ненужной информации, которыми изобилует большинство современных традиционных программ. Освоение обобщенных способов действия позволяет научиться решать большой круг частных (конкретных) задач за более короткий отрезок учебного времени.

перейти на другой тип отношений между субъектами ОП.

Проблема перехода на деятельностное содержание предполагает коренное изменение технологии учебно-воспитательного процесса. (слайд 20) При планировании и реализации учебного процесса на первый план выдвигается не то, что знает и понимает ученик, а как происходит становление и развитие его субъектности. А это уже предполагает отказ от традиционной оргструктуры самого образовательного процесса. Взамен техник и технологий фронтально-групповой работы приходит организация коллективного мышления и деятельности.

Технология обучения на основе учебных ситуаций.

Эти условия могут задаваться и описыватся с помощью описания

образцов деятельности,

различных методических или дидактических средств,

последовательности выполняемых действий,

особенностей организации урока или иной единицы учебного процесса.

Можно также использовать понятие учебной ситуации как особой структурной единицы учебной деятельности, содержащей ее полный замкнутый цикл.

Учебная ситуация – это такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя

обнаруживают предмет свого действия,

исследуют его, совершая разнообразные учебные действия,

преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание и т. д. ,

При этом изучаемый учебный материал выступает как материал для создания учебной ситуации, в которой, совершая некоторые специфичные для данного учебного предмета действия, ребенок осваивает характерные для данной области способы действия, т. е. приобретает некоторые способности.

Технология уровневой дифференциации.

Дифференциация обучения на основе выделения обязательных требований к подготовке учащихся предполагает такую организацию учебного процесса, при которой все школьники имеют возможность получать полноценное обучение, в соответствии с рекомендуемыми Министерством образования и науки программами и учебниками, и вместе с тем иметь ясное представление о том минимально обязательном наборе требований к их знаниям, интеллектуальным и практическим умениям, навыкам познавательной и коммуникативной деятельности, которые будут им предъявлены к моменту окончания изучения курса, раздела или каждой отдельной темы.

Реальные учебные достижения учеников, таким образом, могут быть самыми разными: от освоения всеми учебного материала, минимально необходимого для последующего обучения, до более глубокого и полного освоения частью детей изученного курса, вплоть до овладения навыками поисковой и исследовательской деятельности. Существенно, что достижения учащихся не могут быть ниже уровня, определенного как обязательный (базовый, что отвечает требованию преемственности в образовании.

Использование уровневой дифференциации вносит определенные изменения в учебный процесс, которые проявляются не столько в каких-либо особых методических приемах, применяемых учителем, сколько в изменении стиля взаимодействия с учениками.

В условиях этой технологии ученик – это, прежде всего, партнер, имеющий право на принятие решений (на выбор содержания своего образования, уровня его усвоения и т. д.). Естественно, что и ответственность за выполнение принятого решения ложится на ученика. Главная же задача и обязанность учителя – помочь ребенку принять и выполнить принятое им решение. Помочь сделать правильный выбор, определиться в сфере своих познавательных интересов. Помочь составить или откорректировать программу самообразования, подобрать нужную литературу, поставить познавательную задачу, адекватную интересам и возможностям ученика, своевременно его проконсультировать и проконтролировать. Наконец, обеспечить своевременное достижение каждым, как минимум, обязательного уровня общеобразовательной подготовки.

При этом данная технология предоставляет свободу учителю в выборе методов, средств и форм обучения – все это находится полностью в компетенции учителя, подчиняясь его личностным особенностям, методическим пристрастиям и т. п.

Апробация этого подхода свидетельствует о том, что он способствует

созданию психологического комфорта в процессе обучения и атмосферы делового сотрудничества детей, педагогов и родителей, основанного на строгом выполнении взаимных обязательств;

обеспечению условий для индивидуальной траектории развития каждого школьника, отвечающей его интересам, потребностям и возможностям;

формированию системы опорных базовых знаний и умений, составляющих основу при последующем обучении;

формированию системы оценки и самооценки, адекватной реальным достижениям детей, созданию на этой основе условий для принятия ребенком самостоятельных ответственных решений в отношении выбора той иной образовательной траектории.

Выбор данного подхода обусловлен тем, что основанные на нем педагогические технологии обладают значительным воспитательным и развивающим, а также здоровьесберегающим потенциалом, что отвечает современным приоритетным потребностям личности, общества и государства.

Информационно – коммуникакитвная технология.

Проблемно-диалогическая технология даёт развернутый ответ на вопрос, как научить учеников ставить и решать проблемы. В соответствии с данной технологией на уроке введения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск её решения. Постановка проблемы – это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования. Поиск решения – этап формулирования нового знания. Постановку проблемы и поиск решения ученики осуществляют в ходе специально выстроенного учителем диалога. Эта технология прежде всего формирует регулятивные универсальные учебные действия, обеспечивая выращивание умения решать проблемы. Наряду с этим происходит формирование и других универсальных учебных действий: за счёт использования диалога – коммуникативных, необходимости извлекать информацию, делать логические выводы и т. п. – познавательных.

Технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов) направлена на развитие контрольно-оценочной самостоятельности учеников за счёт изменения традиционной системы оценивания. У учащихся развиваются умения самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать себя, находить и исправлять собственные ошибки; мотивация на успех. Избавление учеников от страха перед школьным контролем и оцениванием путём создания комфортной обстановки позволяет сберечь их психическое здоровье.

Данная технология направлена прежде всего на формирование регулятивных универсальных учебных действий, так как обеспечивает развитие умения определять, достигнут ли результат деятельности. Наряду с этим происходит формирование и коммуникативных универсальных учебных действий: за счёт обучения аргументированно отстаивать свою точку зрения, логически обосновывать свои выводы. Воспитание толерантного отношения к иным решениям приводит к личностному развитию ученика.

На занятиях по многим предметам в методических рекомендациях предлагается работа в малых группах, парах и другие формы групповой работы. Это связано с её важностью в качестве основы для формирования коммуникативных универсальных учебных действий и прежде всего - умения донести свою позицию до других, понять другие позиции, договариваться с людьми и уважительно относиться к позиции другого.

Каждый учебный предмет в зависимости от его содержания и способов учебной деятельности учащихся раскрывает определенные возможности для формирования универсальных учебных действий. Соответственно специфически для каждого определенного предмета приемы и операции уже в начальной школе должны быть дополнены универсальными (метапредметными) учебными действиями и продуктивными заданиями. Учение выступает как сотрудничество – совместная работа учителя и учеников в ходе овладения знаниями и решения проблем. Ученики активно участвуют в выборе содержания и методов обучения. Все это придает особенную актуальность задаче формирования в школе универсальных учебных действий.

Иллюстрация в книге — это первая встреча детей с миром изобразительного искусства С чего начинается книжка для малыша? Самое раннее знакомство с детской литературой? Конечно же, с иллюстраций. Ребенок еще не знает букв,.

Использование цифровых образовательных ресурсов на уроках изобразительного искусства и технологии в начальной школе Использование цифровых образовательных ресурсов на уроках изобразительного искусства и технологии. Учитель ИЗО и технологии Муниципального.

Реализация системно-деятельностного подхода в детском саду (Консультация для воспитателей) ФГОС ДО – это смена образовательной парадигмы (цели). Вместо передачи суммы знаний предусмотрено развитие личности воспитанника на основе.

Реализация системно-деятельностного подхода в познавательном развитии детей младшего дошкольного возраста В докладе раскрывается тема реализации системно-деятельностного подхода в познавательном развитии детей младшего дошкольного возраста..

Требования ФГОС по изобразительному искусству в начальной школе

Федеральный государственный образовательный стандарт – это совокупность требований, которые являются обязательными при реализации образовательными учреждениями основной образовательной программы начального общего образования.

В соответствии с требованиями ФГОС в начальной школе по изобразительному искусству , младший школьник:

1. Имеет первоначальные представления о роли изобразительного искусства в жизни человека и его духовно-нравственном развитии.

2. Знаком с основами художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, имеет эстетическое отношение к миру, понимает красоту как ценность, испытывает потребность в художественном творчестве, в общении с искусством.

3. Владеет практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства.

4. Владеет элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (живописи, рисунке, скульптуре, художественном конструировании), а также в тех формах художественной деятельности, которые базируются на ИКТ (видеозапись, цифровая фотография, элементы мультипликации).

Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся:

- личностным, включающим способность к саморазвитию, сформированность мотивации к познанию, ценностно-смысловые установки школьников, сформированность основ гражданской идентичности;

- метапредметным, включающим познавательные, регулятивные и коммуникативные учебные действия;

- предметным, включающим освоенный школьниками опыт специфической деятельности по получению новых знаний, а также систему основополагающих элементов научного знания.

- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за Россию и ее народ, осознание своей национальной и этнической принадлежности, формирование ценностей российского общества;

- формирование целостного и социально ориентированного взгляда на мир;

- формирование уважительного отношения к культуре и истории других народов;

- овладение начальными навыками адаптации в развивающемся мире;

- принятие социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности, формирование личностного смысла обучения.

1.Привлекательность учебного материала с использованием приемов педагогической техники, повышающих интерес к изучаемой теме;

2.Принцип сотворчества учителя и учащихся для получения глубоких знаний, и применение полученной информации;

3.Проведение урока с мультимедиа выступлением;

4.Выполнение домашнего задания и самостоятельная работа учащихся.

Информационно-коммуникационные технологии на уроке я рассматриваю:

-не как цель, а как еще одно средство обучения;

-как источник дополнительной информации по предмету;

-как способ организации самостоятельной исследовательской деятельности;

-как способ активизации творческой и познавательной деятельности учащихся;

-как возможность интегрированного обучения предмету.

На уроках я использую:

фильмы-презентации, демонстрацию сопровождаю лекцией и комментариями; в процессе просмотра дети вовлекают в процесс общения, задают вопросы, коллективно рассматривают и обсуждают произведения искусств.

Слайд-фильм, идеально подходит для поэтапного рисования.

Виртуальные экскурсии по музеям мира.

Собственные презентации к урокам.

Цель: закрепление и уточнение названий цветов. Включение элементов самоконтроля в процесс восприятия цвета.

Игровой материал: коробка с цветными карандашами (не менее 12).

Ход работы. Педагог показывает детям один из цветов, просит его назвать и найти предмет такого же цвета в кабинете.

Цель: Совершенствование цветовосприятия и цветоразличения.

Ход работы. Педагог раздаёт детям картинки с овощами и предлагает подобрать цветной кружок (краску) к своему овощу или фрукту. Затем обвести пальчиком по контуру нарисованные овощи и фрукты, уточнить форму и назвать цвет. , я учу учеников эмоциональному восприятию цвета. Цвета добра и зла, радости и уныния должны быть различными. На уроке "Натюрморт" в шестом классе провожу игру "Сочиняем сами". Предлагаю проанализировать картины-натюрморты И.Т. Хруцкого "Цветы и плоды.Дети получают задание сочинить рассказ. Одни дети легко придумали рассказ, другие испытывали затруднения. По рассказам я вижу, у кого из детей достаточно развитое воображение, а кого нужно развивать в этом направлении.

Прием перевоплощения применяю на разных уроках. Например, на уроке "Эти забавные животные" даю задание: "Вообрази себя кошкой, вспомни, как она двигается, мурлычет, ласкается. Проделай то же самое". "Представь себя космонавтом, который встретился с инопланетянами". "Представь себя богатырем, который попал в царство Добра или Зла. Какие сказочные герои живут там? Какие животные, птицы, насекомые обитают? Какими красками можно изобразить царство Добра и царство Зла?". Перевоплощаясь в разные образы, дети становятся "артистами" и перестают чувствовать себя скованно. Их рисунки получаются более "живыми". На уроках по цветоведению применяю игру "Волшебная палитра". Предлагаю учащимся стать экспериментаторами и провести несколько исследований. Проводится эксперимент на смешение красок. Благодаря этой игре ученики легко смешивают и подбирают необходимые для своих рисунков цвета, учатся различать оттенки цвета. С помощью игры "Разноцветное лото" учащиеся знакомятся и запоминают название цветов, учатся распределять их по группам (основные, составные, дополнительные) и по гаммам (теплые, холодные, ахроматические), учатся распределять цвета по их градации (от светлого к темному и наоборот). Дидактическая игра "Русский народный костюм" Цель игры: приобщать детей к прошлому национальной культуры. Закреплять знания об особенностях русского костюма: головные уборы, элементы одежды. Развивать общие познавательские способности: - умение описывать предметы одежды, высказывать предположения; - сравнивать свой образ с людьми, жившими ранее; - классифицировать предметы костюма в зависимости от положения людей в обществе (простые крестьяне, духовенство, знать, воины). Развивать эстетический вкус, воспитывать чувство гордости за русский народ. Активизация словаря детей: "кокошник", "кафтан", "лапти", "душегрейка". Ход игры: Игра рассчитана на то, что дети знакомы со сказками (А.С.Пушкин). Предварительная работа проводилась и по ознакомлению с творчеством художников-иллюстраторов (Рачев, Билибин), с картинами художника Васнецова. Педагог читает отрывок из сказки и предлагает одеть героя в костюм, объяснить выбор костюма, название деталей костюма. Вариант игры: детям предлагается сравнить костюмы героев русских народных сказок и героев зарубежных сказок.

Художественно-дидактические игры.

Урок 2. Осенние подарки природы.

Вид занятий: лепка с натуры с использованием натурных моделей – фрукты, овощи, муляжи.
Задача урока: закрепление умения работать с объемом, массой, передача формы, очертания овощей и фруктов; развивать умение анализировать, рассуждать, систематизировать впечатления, знания.

Игра “Узнай на ощупь”.
Дидактическая задача: развитие способности воспринимать предметы через их форму и цвет.
Игровая задача: узнать, что это за овощ или фрукт, не ошибиться.
Материал: набор фруктов и овощей, мешочек из ткани.
Игровые действия. В мешочке лежат овощи и фрукты. Дети поочередно подходят, опускают руку в мешочек, ощупывают предмет. Нужно о нем рассказать какой он формы, твердый или мягкий, какая у него поверхность, гладкая или шероховатая, какого цвета он обычно бывает, а в конце сказать, тчто же это за овощ или фрукт. Тот, кто правильно выполнил задание, получает жетон в форме фрукта или овоща.

Урок 4. Осенний узор.

Задание и вид занятий: узор в полосе из декоративных ягод, плодов, листьев, декоративное рисование.
Задача урока: формирование понятий об орнаменте и его элементах.

Игра-эстафета “Веселый узор”.
Дидактическая задача: закрепление понятий об орнаменте и его элементах; развитие эстетического восприятия, чувства ритма, формы, цвета.
Материал: наборы трафаретов овощей, фруктов, цветов, листьев, ягод.
Игровые действия. На классной доске перед каждой командой прикрепляется чистая полоса бумаги для коллективной работы над созданием узора. По команде учителя к своим полосам подходят первые представители от каждой команды-ряда, выбирают и прикрепляют первый элемент узора. Затем выходят вторые представители, третьи и т. д. Каждый выбирает и прикрепляет один элемент узора, соблюдая ритм, учитывая форму и цвет. Выигрывает та команда, учащиеся которой правильно, красиво и быстро справятся с работой, не нарушая правил игры. Правило: участник эстафеты выходит прикреплять свой элемент узора только тогда, когда предыдущий участник сядет на свое место.
Кроссворд “Угадай ключевое слово”.
Дидактическая задача: пополнение запаса художественных терминов.
Игровая задача: решить кроссворд и прочитать ключевое слово.
Игровое действие. Сегодня мы будем работать в новой интересной смешанной технике. Как она называется, и какие материалы и инструменты нам понадобятся, вы узнаете, разгадав кроссворд, а отгаданное ключевое слово и есть название техники.

Рыхлая осадочная горная порода, состоящая из зерен кварца, полевых шпатов и мелких частиц иных твердых минералов.

Разноцветные бумажные кружочки, которыми осыпают друг друга на балах, маскарадах.

Белое кристаллическое вещество с острым вкусом, растворяющееся в воде. Употребляется как приправа к пище.

Тончайший металлический лист, употребляющийся в технике, для тиснения, для упаковки пищевых продуктов.

Общее название для тканых, трикотажных и некоторых нетканых материалов.

Режущий инструмент из двух раздвигающихся лезвий с кольцеобразными ручками. В выделенном столбике читаем ключевое слово “коллаж”. Коллаж – в изобразительном искусстве: наклеивание на какую-нибудь основу материалов другой фактуры, другого цвета; произведение, выполненное таким способом. [Ожегов С. И. Словарь русского языка]

Технология творческого сотрудничества — это совместный поиск оптимального решения, коллективные дискуссии. На первом этапе решения поставленной проблемы организую работу в группах. Но основная практическая часть занятий — это самостоятельный творческий поиск обучающихся.

Технология эмоционального погружения представляет собой синтез различных форм воздействия, активизирующих воображение у детей (зрительных, слуховых, вербальных, осязательных).

Технология сравнения — один из путей активизации мышления, помогающий увидеть различные способы воплощения художественного замысла. На уроках провожу сравнительный анализ произведений искусства. А также сравниваем по выразительным возможностям художественные материалы и техники, по свойствам и качествам — реальные и фантастические объекты и персонажи. Объектом сравнения служат и цвет, и размер, форма, фактура предметов, а также работы моих юных художников.

Конструирование , как вид изобразительного творчества способствует развитию пространственно-образного мышления, архитектурно-художественных навыков, координирует работу пальцев и мозга, развивает мелкую моторику рук. Вырабатывается усидчивость, аккуратность и исполнительская культура.

Дифференциация предполагает выполнение учеником индивидуальной задачи, учитывающей его психофизиологические особенности, сложившийся опыт и жизненные притязания.

Рефлексия : оценивание собственных успехов и достижений, умение видеть удачи своих одноклассников, ценить их и учиться прогнозировать перспективу собственного развития.

Я убедилась, что регулярное использование современных образовательных технологий на уроках изобразительного искусства способствует развитию творческих способностей школьников и дает высокие результаты:

- повышает активность учащихся на уроках;

-способствует интенсификации учебно-воспитательного процесса, более осмысленному изучению материала, приобретению навыков самоорганизации, превращению систематических знаний в системные;

- помогает развитию познавательной деятельности учащихся и интереса к предмету;

- развивает у учащихся логическое мышление, значительно повышает уровень рефлексивных действий с изучаемым материалом.

Применение современных образовательных технологий позволяет мне:

- наполнить уроки новым содержанием;

- развивать творческий подход к окружающему миру, любознательность учащихся;

- формировать элементы информационной культуры;

- поддерживать самостоятельность в освоении компьютерных технологий;

- развивать мотивацию учащихся и как следствие повышение качества знаний;

- расширять возможности для самостоятельной творческой деятельности учащихся, особенно при исследовании, выполнении творческих проектов и систематизации учебного материала;

- формировать навыки самоконтроля и самостоятельного исправления собственных ошибок; развитие творческих способностей учащихся.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Требования новых стандартов состоят в переходе от традиционных технологий к технологиям развивающего обучения, которые носят личностно ориентированный характер обучения, вариативны, повышают ответственность школьников за результаты обучения.

На сегодняшний день образовательные программы, учебники, количество часов остались прежними. А изменился подход к их изучению. По требованию новых стандартов полученные знания не должны быть мертвым грузом: вызубрил правило, но ничего не понял. А ребенок должен уметь свободно пользоваться этими знаниями, самостоятельно их находить и наращивать, применять в жизни. Поэтому в требованиях нового стандарта – это формирование и развитие у ребенка тех или иных навыков, компетенций.

А внедрение ФГОС второго поколения требует от учителя времени, дополнительных усилий. Учитель должен научить детей не только читать, считать и писать. Ему должны привить две группы новых умений. К первой относится группа универсальных учебных действий. Ко второй формирование у детей мотивации к обучению, помощи им в самоорганизации и саморазвитии. А сам учитель должен быть примером для подражания.

С 1 сентября 2011-2012 учебного года в нашей школе начали работу по новому образовательному стандарту второго поколения, который ориентирует образование на новое качество, соответствующее современным запросам личности, общества и образования.

Важным элементом формирования УУД является ориентировка младших школьников в информационно-коммуникативных технологиях. Вполне очевидно, что дальнейшее развитие начального образования будет связано более глубоким внедрением ИКТ - технологий для развития познавательной способности младших школьников.

Мы получили новое оборудование-это компьютеры и мультимедийный проектор, которые широко используем на уроке при подаче материала. Хотелось бы и нам учителям, как и других сельских школ, получить интерактивный моноблок, который поможет расширить возможности работы на уроке. Все новое детям интересно и они постоянно спрашивают, будем ли работать с оборудованием.

В новых ФГОСах большое внимание уделено интегрированному подходу в обучении, который предполагает активное использование знаний, полученных при изучении одного предмета, на уроках по другим предметам.

Например: На уроке ИЗО – рисуем осень.

На уроке технологии – выполняем сюжетную аппликацию. В результате получается коллективный проект, изображающий осень во всем ее многообразии.

В новых ФГОСах нашла свое отражение и тема дифференцированного обучения, которую использую в своей практике. Большое внимание в новых стандартах уделено продуктивности предлагаемых детям заданий, так как продуманное и правильно сформулированное задание – это одно из главных средств достижения нового результата образования.

В своей работе этому вопросу уделяю большое внимание. По итогам диагностики продумываю разноуровневые задания, индивидуальные карточки. Стараюсь не давать знания в готовом виде. Учу сравнивать, обобщать, делать выводы. Тщательно продумываю систему заданий. Стараюсь не задавать прямых вопросов.

Например: -Как обычно ставится вопрос. Перечислите отличия растения от животного?

Я организую работу по-другому:

Изучая новый стандарт, я заметила такую особенность – акцент делается на умение применять знания в жизни, на развитие личности, ее социализацию, т.е. современное образование должно обеспечить способность жить в современном обществе.

На уроках изобразительного искусства нацеливаю детей не столько на усвоения конкретных знаний, сколько на работу с информацией, схемами, таблицами. Уже в 1 классе учу ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

Таким образом, в соответствии с ФГОСами, уроки должны строиться по совершенно другой схеме. Перестроиться очень сложно, но я стремлюсь к этому. Стараюсь усилить мотивацию ребенка к познанию окружающего мира, продемонстрировать, что школьные занятия – это необходимая подготовка к жизни. Ученик должен стать живым участником образовательного процесса.

Высший пилотаж в проведении урока и идеальное воплощение новых стандартов на практике – это урок, на котором так организована работа, что учитель лишь направляет и дает рекомендации, заставляя детей мыслить, выдвигать свои гипотезы и аргументировать их. Это сложно, но очень важно для гармоничного развития личности.

Как должен выглядеть портрет нашего выпускника школы?

2. Искренний, доброжелательно настроенный к миру, к людям

3. Умеет использовать свои знания и умения в реальных жизненных ситуациях

4. Желает активно высказывать свою точку зрения, аргументировать ее

6. Умеет организовывать свои дела, решая различные проблемы

7. Умеет результативно мыслить, добывать информацию и работать с ней

8. Может оценивать свои и чужие поступки, занимать свою позицию

9. Умеет общаться с разными людьми, договариваться с ними, делая что-то сообща

В заключении хочу сказать, что многое зависит от желания и характера педагога. Если учитель открыт для всего нового и не боится перемен, то он, несомненно, будет делать первые уверенные шаги в новых условиях реализации ФГОСов, потому что именно учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм – главный ресурс, без которого невозможно воплощение новых стандартов школьного образования. Возможно, у меня еще не все получается идеально, но думаю я на правильном пути и всему научусь.

  1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли пособие для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова. - 2-е изд. - М. : Просвещение, 2010
  2. Чиндилова О.В. Разноуровневые задания по освоению младшими школьниками коммуникативных универсальных учебных действий /О. В. Чиндилова / Начальная школа плюс до и после/. – 2011
  3. Кузнецова М.И. ФГОС и совершенствование системы контроля и оценивания достижений младших школьников / М. И. Кузнецова / Начальная школа плюс до и после./ - 2011.

Требования новых стандартов состоят в переходе от традиционных технологий к технологиям развивающего обучения, которые носят личностно ориентированный характер обучения, вариативны, повышают ответственность школьников за результаты обучения.

На сегодняшний день образовательные программы, учебники, количество часов остались прежними. А изменился подход к их изучению. По требованию новых стандартов полученные знания не должны быть мертвым грузом: вызубрил правило, но ничего не понял. А ребенок должен уметь свободно пользоваться этими знаниями, самостоятельно их находить и наращивать, применять в жизни. Поэтому в требованиях нового стандарта – это формирование и развитие у ребенка тех или иных навыков, компетенций.

А внедрение ФГОС второго поколения требует от учителя времени, дополнительных усилий. Учитель должен научить детей не только читать, считать и писать. Ему должны привить две группы новых умений. К первой относится группа универсальных учебных действий. Ко второй формирование у детей мотивации к обучению, помощи им в самоорганизации и саморазвитии. А сам учитель должен быть примером для подражания.

С 1 сентября 2011-2012 учебного года в нашей школе начали работу по новому образовательному стандарту второго поколения, который ориентирует образование на новое качество, соответствующее современным запросам личности, общества и образования.

Важным элементом формирования УУД является ориентировка младших школьников в информационно-коммуникативных технологиях. Вполне очевидно, что дальнейшее развитие начального образования будет связано более глубоким внедрением ИКТ - технологий для развития познавательной способности младших школьников.

Мы получили новое оборудование-это компьютеры и мультимедийный проектор, которые широко используем на уроке при подаче материала. Хотелось бы и нам учителям, как и других сельских школ, получить интерактивный моноблок, который поможет расширить возможности работы на уроке. Все новое детям интересно и они постоянно спрашивают, будем ли работать с оборудованием.

В новых ФГОСах большое внимание уделено интегрированному подходу в обучении, который предполагает активное использование знаний, полученных при изучении одного предмета, на уроках по другим предметам.

Например: На уроке ИЗО – рисуем осень.

На уроке технологии – выполняем сюжетную аппликацию. В результате получается коллективный проект, изображающий осень во всем ее многообразии.

В новых ФГОСах нашла свое отражение и тема дифференцированного обучения, которую использую в своей практике. Большое внимание в новых стандартах уделено продуктивности предлагаемых детям заданий, так как продуманное и правильно сформулированное задание – это одно из главных средств достижения нового результата образования.

В своей работе этому вопросу уделяю большое внимание. По итогам диагностики продумываю разноуровневые задания, индивидуальные карточки. Стараюсь не давать знания в готовом виде. Учу сравнивать, обобщать, делать выводы. Тщательно продумываю систему заданий. Стараюсь не задавать прямых вопросов.

Например: -Как обычно ставится вопрос. Перечислите отличия растения от животного?

Я организую работу по-другому:

Изучая новый стандарт, я заметила такую особенность – акцент делается на умение применять знания в жизни, на развитие личности, ее социализацию, т.е. современное образование должно обеспечить способность жить в современном обществе.

На уроках изобразительного искусства нацеливаю детей не столько на усвоения конкретных знаний, сколько на работу с информацией, схемами, таблицами. Уже в 1 классе учу ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

Таким образом, в соответствии с ФГОСами, уроки должны строиться по совершенно другой схеме. Перестроиться очень сложно, но я стремлюсь к этому. Стараюсь усилить мотивацию ребенка к познанию окружающего мира, продемонстрировать, что школьные занятия – это необходимая подготовка к жизни. Ученик должен стать живым участником образовательного процесса.

Высший пилотаж в проведении урока и идеальное воплощение новых стандартов на практике – это урок, на котором так организована работа, что учитель лишь направляет и дает рекомендации, заставляя детей мыслить, выдвигать свои гипотезы и аргументировать их. Это сложно, но очень важно для гармоничного развития личности.

Как должен выглядеть портрет нашего выпускника школы?

2. Искренний, доброжелательно настроенный к миру, к людям

3. Умеет использовать свои знания и умения в реальных жизненных ситуациях

4. Желает активно высказывать свою точку зрения, аргументировать ее

6. Умеет организовывать свои дела, решая различные проблемы

7. Умеет результативно мыслить, добывать информацию и работать с ней

8. Может оценивать свои и чужие поступки, занимать свою позицию

9. Умеет общаться с разными людьми, договариваться с ними, делая что-то сообща

В заключении хочу сказать, что многое зависит от желания и характера педагога. Если учитель открыт для всего нового и не боится перемен, то он, несомненно, будет делать первые уверенные шаги в новых условиях реализации ФГОСов, потому что именно учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм – главный ресурс, без которого невозможно воплощение новых стандартов школьного образования. Возможно, у меня еще не все получается идеально, но думаю я на правильном пути и всему научусь.

Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли пособие для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова. - 2-е изд. - М. : Просвещение, 2010

Чиндилова О.В. Разноуровневые задания по освоению младшими школьниками коммуникативных универсальных учебных действий /О. В. Чиндилова / Начальная школа плюс до и после/. – 2011

Кузнецова М.И. ФГОС и совершенствование системы контроля и оценивания достижений младших школьников / М. И. Кузнецова / Начальная школа плюс до и после./ - 2011.

Читайте также: