Преподавание истории в школах финляндии

Обновлено: 08.07.2024

Сейчас в интернете бродят споры о том, была ли советская система образования лучше современной или все же современная намного круче и эффективнее с ее ЕГЭ. Однако, наблюдая за детьми, молодым поколением понимаешь, что не может и образование каким бы оно не было на тот момент хорошим и эффективным оставаться на месте. И тут уже вопрос даже не на уровне "плюс предмет, минус предмет", "сдавать ЕГЭ" или что то другое, тут уже вопрос в самих принципах образования.

То, что придумали в Финляндии не является каким то прорывным или фантастикой. Все это постепенно уже напрашивается и напрашивается. У меня ребенок в 5 лет знает смартфон и компьютер лучше жены, а на вопросы которые он задает бывает трудно и самому ответить. Может быть в школе многим детям уже просто скучно и не интересно учиться т.к. окружающий мир сильно ускорился? Или все же до этого еще далеко и классические формы образования совсем не изжили себя?

Посмотрите, что финны пытаются внедрить уже наверное с 2015 года .

Финляндия уже несколько лет занимает лидирующие позиции в международном рейтинге оценки качества образования PISA. Именно поэтому взоры мировой образовательной общественности уже третий год прикованы к финской системе образования в попытке определить причины успеха и перенести положительный опыт в свои реалии.

Поэтому новость о том, что Финляндия собирается провести самую радикальную реформу учебных программ в истории своего образования, и стала такой ошеломительной.

Как мы привыкли видеть школьную систему образования? Урок истории утром, урок географии ближе к полудню, два урока алгебры и английский язык в завершение дня. По сорок минут разрозненных знаний. Финские реформаторы поставили себе задачу разрушить эту привычную структуру, верой и правдой прослужившую не одно столетие.

Глава Департамента образования Хельсинки заявил, что потребности сегодняшних учеников в знаниях сегодня сильно изменились, поэтому стало невозможно обучать их по старомодным методикам. Теперь вместо уроков общей истории и математики, географии и физики, а также литературы финские школьники будут получать знания о различных явлениях и событиях в междисциплинарной форме.

Помимо этого в Финляндии с 2017 года ученикам разрешили почти полностью отказаться во время занятий от ручки и карандаша в пользу компьютерной клавиатуры. Тем не менее занятия с прописями пока полностью отменять не планируется.

Среднее общеобразовательное обязательное обучение в Финляндии включает школу двух ступеней:
— нижняя (alakoulu), с 1 по 6 класс;
— верхняя (yläkoulu), с 7 по 9 класс.
В дополнительном 10 классе учащиеся могут улучшить свои оценки. Затем дети отправляются в профессиональный колледж либо продолжают учебу в лицее (lukio), 11–12 классы в нашем привычном понимании.

7 принципов школьного образования в Финляндии:

1. Равенство

- Всех предметов.

Углубленное изучение одних предметов в ущерб другим не приветствуется. Здесь не считается, что математика важнее, к примеру, искусства. Наоборот, единственным исключением для создания классов с одаренными детьми могут быть склонности к рисованию, музыке и спорту.

Кто по профессии (социальному статусу) родители ребенка, учитель узнает в последнюю очередь, в случае необходимости. Вопросы учителей, анкеты, касающиеся места работы родителей, запрещены.

Финны не сортируют учеников на классы по способностям или карьерным предпочтениям.

- Равенство прав взрослого (учителя, родителя) и ребенка.

2. Бесплатность

Кроме самого обучения бесплатны:
-обеды;
-экскурсии, музеи и вся внеклассная деятельность;
-транспорт, который забирает и возвращает ребенка, если ближайшая школа находится дальше двух километров;
-учебники, все канцелярские принадлежности, калькуляторы и даже ноутбуки-планшетники.

Любые сборы родительских средств на любые цели запрещены.

3. Индивидуальность

Коррекционное обучение — связано с устойчивыми общими проблемами в усвоении материала, например, из-за непонимания неродного финского языка, на котором ведется обучение, или в связи со сложностями с запоминанием, с математическими навыками, а также с асоциальным поведением некоторых детей. Коррекционное обучение проводят в малых группах или индивидуально.

4. Практичность

Во-первых, к школьным работникам и учителям: нет проверок, роно, методистов, обучающих как обучать и проч. Программа образования в стране единая, но представляет собой только общие рекомендации, и каждый педагог использует тот метод обучения, который считает подходящим.
Во-вторых, доверие к детям: на уроках можно заниматься чем-то своим. Например, если на уроке литературы включен учебный фильм, но ученику не интересно, он может читать книгу. Считается, что ученик сам выбирает, что для него полезнее.

6. Добровольность

В этом финны тоже видят задачу средней школы — выявить, стоит ли данному подростку продолжать обучение в лицее или достаточно минимального уровня знаний, кому полезнее пойти в профессиональное училище. Надо отметить, что и тот и другой путь в стране одинаково ценится.

Оставаться на второй год в Финляндии непозорно, особенно после 9 класса. К взрослой жизни нужно готовиться серьезно, поэтому в финских школах есть дополнительный (необязательный) 10 класс.

7. Самостоятельность

Финны полагают, что школа должна научить ребенка главному — самостоятельной будущей успешной жизни. Поэтому здесь учат размышлять и самим получать знания. Новых тем учитель не рассказывает — все есть в книгах. Важны не заученные формулы, а умение пользоваться справочником, текстом, интернетом, калькулятором — привлекать нужные ресурсы к решению текущих проблем.
Также школьные педагоги не вмешиваются в конфликты учащихся, предоставляя им возможность подготовиться к жизненным ситуациям всесторонне и развить умение постоять за себя.

Когда и сколько учимся?

Чему учимся?

1–2 класс:
Изучаются родной (финский) язык и чтение, математика, природоведение, религия (согласно вероисповеданию) или жизнепонимание (для тех, кого религия не волнует), музыка, ИЗО, труд и физкультура. На одном уроке может изучаться сразу несколько дисциплин.

3–6 класс:
Начинается изучение английского языка. В 4 классе — еще один иностранный язык на выбор: французский, шведский, немецкий или русский. Вводятся дополнительные дисциплины — предметы по выбору, в каждой школе они свои: скорость печатания на клавиатуре, компьютерная грамотность, умение работать с деревом, хоровое пение. Почти во всех школах — игра на музыкальных инструментах, за 9 лет обучения дети попробуют все, от дудочки до контрабаса.

В 5 классе добавляется биология, география, физика, химия, история. С 1 по 6 класс обучение ведет один учитель почти по всем предметам. Урок физкультуры — это любая спортивная игра 1–3 раза в неделю, в зависимости от школы. После урока обязателен душ. Литература, в привычном для нас понимании, не изучается, это скорее, чтение. Учителя-предметники появляются только в 7 классе.

Кому нужны оценки?

В стране принята 10-балльная система, но до 7 класса применяется словесная оценка: посредственно, удовлетворительно, хорошо, отлично. С 1 по 3 класс отметки в любых вариантах отсутствуют.

Оценки в финской школе не имеют зловещей окраски и требуются только для самого ученика, применяются для мотивации ребенка в достижении поставленной цели и самопроверки, чтобы мог улучшить знания, если пожелает. Они никак не отражаются на репутации учителя, школы и районные показатели не портят.

Мелочи школьной жизни

Территория школ не огорожена, охрана при входе отсутствует. Большинство школ имеет систему автоматического замка на входной двери, попасть в здание можно только согласно расписанию.

Дети не обязательно сидят за партами-столами, могут и на полу (ковре) разместиться. В некоторых школах классы оборудованы диванчиками, креслами. Помещения младшей школы устланы коврами и ковриками.

Форма отсутствует, так же как и какие-то требования по поводу одежды, можно прийти хоть в пижаме. Сменная обувь требуется, но большинство детей младшего и среднего звена предпочитают бегать в носках.

В теплую погоду уроки часто проводятся на свежем воздухе у школы, прямо на травке, или на специально оборудованных в виде амфитеатра лавочках. Во время перемен учеников младшей школы обязательно выводят на улицу, пусть даже на 10 минут.
Домашнее задание задают редко. Дети должны отдыхать. И родители не должны заниматься с детьми уроками, педагоги рекомендуют вместо этого семейный поход в музей, лес или бассейн.

Вот так выглядит финское среднее образование в очень кратком изложении. Может быть, кому-то оно покажется неправильным. Финны не претендуют на идеал и не успокаиваются на достигнутом, даже в самом хорошем можно найти минусы. Они постоянно исследуют, насколько их школьная система соответствует происходящим изменениям в обществе.

Эту статью могут комментировать только участники сообщества.
Вы можете вступить в сообщество одним кликом по кнопке справа.

Общественное национальное сознание существует только в форме исторического сознания


Школьные предметы сильно изменятся к 2020 году. Об этом заявило правительство Финляндии. В школах этой страны образовательная система сильно изменится. Исчезнут такие предметы, как физика, биология, история. Школьники будут изучать совсем другие предметы.

Эта новость стала обсуждаемой в интернете. Идея с заменой предметов на современныепонравилась не только финским ученикам, но и российским. В России, по мнению многих школьников и их родителей, преподают много ненужных предметов, которые бы также стоило заменить. Они не готовят к реальной жизни, но затрачивают много времени и требуют немалых усилий. Пока замена предметов будет постепенно осуществляться в Финляндии. В других странах такая система пока внедряться не будет. Если в Финляндии эта идея покажет отличные результаты, вполне возможно, что ее станут внедрять и другие страны в своих школах.

Сразу скажу, что современность, к которой апеллирует реформа образования в Финляндии, не всегда более развитое состояние по сравнению с предыдущим. Нам важно напомнить об этом в самом начале обсуждения, потому что обращение к современности как наиболее развитому состоянию – это обычный стереотип манипулирования сознанием. Современность – не всегда символ прогресса, она может быть и регрессом. Пример из дня сегодняшнего, простой и ясный, – Украина.

Тема подготовки для реальной жизни, желания родителей как основы формирования программы обучения детей и образования как услуги – это не только Финляндия, но и столбовой дискурс обсуждения проблем образования в России. Скоро из разговоров про Финляндию эта тема может стать проблемой политики и практики российского образования. Поэтому лучше сейчас сказать, что это такое, на чем основано и как оно отразится не только на образовании, но и на всём обществе.


Как выглядит обычная финская школа изнутри

В общем, получается так, что именно финское государство заказывает сокращенный тип образования и ограниченного будущего финского человека.

Проблема даже не только в истории. Наши партнеры по биологической истории и эволюции – обезьяны – уверены, что прямохождение, которому мы учим детей, совсем не нужно в будущей жизни. А зачем? Тело наше приспособлено к жизни на деревьях, а это прямохождение только мучения доставляет в жизни и ненужные устремления и проблемы. Один климат в России чего стоит, или в Финляндии. А жизнь на деревьях в Африке – это реализм и комфорт. Плюс это, конечно, прагматизм и эффективность.

Отмена истории – это обязательный элемент политики глобализации и постепенного формирования предпосылок для мировой власти. История и реальность должны постепенно заменяться набором нескольких абстрактных понятий-представлений, которые заменят реальность истории её оценкой-отношением, что в нашем мире все хорошо.

Проблема не только в разном качестве знаний, но и в разном типе людей, возникающих в результате этого. Причем такое всестороннее знание может укреплять общество, а может быть очень хорошей базой для его разрушения. Оказывается, что важно не просто давать такое знание, но осознанно его давать на основе определенного понимания общества, истории, человека и главных ценностей их жизни, т.е. на основе идеологии.

Первые сторонники подготовки детенышей, смысла их обучения только к реальной жизни и ненужности прямохождения в джунглях до сих пор счастливо и комфортно живут на деревьях в Африке, Америке, Азии и успешно пользуются универсальным биологическим инструментом – хвостом.

Вся культура – это ведь выдумка? Без всяких преувеличений, ведь так? У животных нет культуры, а мы, люди, ее всю выдумали сами. А сами мы то, что есть наша культура. Если пойти по пути сужения масштабов и уровней культуры, исчезнут проблемы культуры, останутся вопросы человеческой животной жизни в социальной среде. Останутся социо-природные условия, в которых будут в круговороте жизни существовать люди.

До сих пор есть и усиливается такой ложный и живучий стереотип, политика нашего новейшего времени о том, что образование – это услуга. Именно ведь из этого понимания вытекает тезис о том, что родители хотят более простых и как бы нужных знаний, а государство идет им навстречу и проводит реформу содержания образования.

За обучением детей только тому, что практично и необходимо, сегодня стоит простой антигуманный принцип, что люди нужны лишь постольку, поскольку они удовлетворяют некоторые потребности. А если эти потребности больше не нужны, нужны ли эти люди? Это яркое и открытое проникновение антигуманизма в нашу жизнь. А начинается всё, казалось бы, с далеких от гуманизма проблем, с реформы содержания образования.

Простейший путь регрессивного изменения образования предполагает его сведение к простейшим навыкам, умениям, компетенциям, к которым и сводится в результате весь человек.

Можно ли сводить смысл и содержание важнейшей социальной сферы, определяющей будущее, к желанию тех, кто в этом ничего не понимает, к желанию родителей? Можно все что угодно говорить в этом случае, но родители – это не те люди, которые понимают, зачем и как существует система образования. У меня до сих пор перед глазами моя прабабушка из Винницкой области, родившаяся во второй половине XIX века. Папа не отдал ее учиться, он говорил, что девочкам не нужно образование. Юношам надо будет писать из армии домой, а девочка замуж выйдет, и зачем ей там все это лишнее? Вот понимание родителей. Вот на чем будет основано образование, если идти по пути желания родителей. А прабабушка моя до конца жизни мучалась тем, что не умела ни писать, ни читать.

Что такое новая реформа школы в Финляндии, а потом везде? Это денационализация, архаизация, десоциализация, дегуманизация, деаксиологизация (вытеснение ценностей правами, главного внутреннего – внешним формальным). А в это время в отношении программ подготовки политологов в России некоторыми либеральными коллегами высказываются предложения отменить преподавание истории и русского языка как уже изученных в школе.

Школьное образование в Финляндии считается одним из самых качественных в мире. Финские школы в рейтинге стран-лидеров по успеваемости занимают 15 место. При этом, их методы обучения, в отличие от южнокорейской системы, гуманны и направлены на комфорт учеников. Расскажем вам про самые интересные факты о финских школах, которые доказывают, что образование может быть хорошим и без зубрёжки и запретов.


Рейтинг стран основан на трёх показателях: нобелевские лауреаты, уровень IQ и уровень школьной успеваемости

Правила школы

1) Финские дети не выстраиваются в линейку с букетами гладиолусов в руках. Ведь в Финляндии нет праздника знаний или дня, с которого бы начинался учебный год. В каждой школе это происходит в разные дни. Как правило, в середине августа.

2) Учителя не работают много лет в одной школе. Они часто меняют место работы. Например, столичный учитель может некоторое время преподавать в деревне, и наоборот.

3) Ученики сами выбирают дополнительные предметы и составляют расписание. Также они могут выбрать учителя, у которого хотят учить предмет.

5) Все учебники, канцелярия и дополнительные принадлежности выдаются школьникам бесплатно. Они оставляют свои вещи в личных шкафчиках. Поэтому вы не встретите финского школьника с рюкзаком, который больше, чем сам ребёнок.

6) Всех учеников младшей школы на переменах выпускают гулять на территорию школы. И это обязательно. Неважно, идёт дождь или держится двадцатиградусный мороз.

7) Мобильные телефоны не запрещены, но пользоваться ими на уроке не положено. При этом школы оснащены техникой. Ученикам выдаются планшеты и ноутбуки для работы в классе.

8) Нет школьной формы. В финских школах не запрещают ученикам самовыражаться. Они могут носить любую одежду, делать яркий макияж и причёски.

9) Еда в школьной столовой бесплатная, разнообразная и неограничена порционно.

10) Кроме рождественских каникул зимой у детей есть свободная от учёбы неделя, предназначенная для поездок на лыжные курорты.

Русская школа vs. Финская школа

Учебный процесс

11) В Финляндии принята шкала оценивания от четырёх до десяти. Тесты, написанные на четвёрку, необходимо пересдавать. За активность на уроке учеников не поощряют.

12) Учителя на уроках не вызывают к доске и редко дают индивидуальные задания. Чаще всего, школьники работают над заданиями и проектами в группах.


Приходите заниматься в IT-школу Адукар В нашей школе дети делают совместные проекты и учатся работать в команде. Они вместе погружаются в информационные технологии, создают и тестируют игры. На занятиях дети тренируют память и развивают природную любознательность. Записаться на пробное занятие

14) Списывать не принято. Никто из финских школьников не решится на это. Редкие случаи, когда учителя ловят кого-то, заканчиваются переводом ученика в другую школу. Финские ученики приучены работать своей головой. Даже когда преподаватель покидает класс во время контрольной, все спокойно продолжают писать работу.

15) В финских школах преподают религию. Ребёнок изучает историю и традиции той конфессии, к которой принадлежит. Также, перед рождеством, школьники посещают храмы и поют в хоре.

16) На уроке музыки ученики сами выбирают инструменты, разучивают современные композиции и играют то, что нравится.

17) У финских школьников есть урок, на котором учитель рассказывает про различные профессии и что нужно, чтобы стать тем или иным специалистом.

18) Все ученики в финских школах изучают шведский язык.

Толерантность

20) В финских школах отсутствует дискриминация по цвету кожи, вероисповеданию или сексуальной ориентации. Также в школах проводится анкетирование, чтобы узнать, сколько детей относят себя к ЛГБТ-сообществу. Эта тема в финских школах не табуируется. Детям объясняют, что все люди имеют равные права.

Какие факты о финской школе вам показались наиболее интересными? А какие правила вы хотели бы внедрить в белорусскую школу? Оставляйте своё мнение в наших социальных сетях Вконтакте , Faсebook , Instagram .

***

Дети не сидят на месте, а общаются, сами выбирают актуальную тему урока, ищут в интернете информацию, делают и показывают презентации, сценки и доклады

В финских школах больше не будет ни предметов, ни уроков. А от экзаменов и других проверок там отказались еще раньше. Сложно представить, как будут учиться финские дети, и что получится в итоге. Но факт есть факт: Финляндия из года в год занимает лидирующие места в международных рейтингах качества образования. Может, и нам пора у северных соседей чему-нибудь научиться?

Финны решили - старая система с отдельными предметами больше не актуальна. Простой пример: раньше в школах были уроки черчения. Но сейчас от руки никто не чертит! Для работы используются компьютерные программы, и стоять у кульмана с карандашом больше нет нужды.

Можно возразить - черчение полезно, оно развивает пространственное мышление, мелкую моторику и кучу всего остального. Поэтому во всем мире (и в России в том числе) стараются учить уже не конкретным знаниями, которые устаревают, забываются да и вообще находятся в интернете под рукой. А навыкам и умениям, которые останутся на всю жизнь.

- То, что было хорошо 40 лет назад, уже не действует, - рассказывает Марьо Киллонен, глава Департамента образования Хельсинки. - Дети, которые пошли в 2016 году в 1 класс, будут активными игроками рынка труда через несколько десятков лет. При этом мы не знаем, каким будет мир к этому времени и какую работу им придется выполнять.

Необычная школьная реформа в Финляндии: "Без уроков, без экзаменов, одна большая перемена"

Поэтому финские специалисты разобрали традиционные предметы на навыки и умения, выделили все самое важное, и заново пересобрали в отдельные предметные области - "феномены" и "процессы". Например, дети будут изучать "Европейский союз": явление одно, а предметов в нем сразу несколько - это и история, и экономика и география Европы, и языки. А как вам тема "Питание" - тут и физика, и химия, и биология, и домоведение, и ЗОЖ.

ПАРТЫ ВЫКИНУЛИ, СТЕНЫ СЛОМАЛИ

Одно такое занятие (назвать его уроком язык не поворачивается) длится три с лишним часа с небольшими перерывами. Дети не сидят на месте, а общаются, сами выбирают актуальную тему урока, ищут в интернете информацию, делают и показывают презентации, сценки и доклады. Задача учителя - направлять все это в образовательное русло.

- Обучение будущего - это открытый и гибкий процесс, - объясняет Марьо Киллонен. - Центральное место занимают ученики, поэтому для нас важно, чтобы каждый из них мог выстроить свою индивидуальную траекторию обучения и научился сотрудничать с другими.

Под новую программу пришлось переделать и сами школы! Старые классы с партами просто не годятся для нынешних занятий: то детям нужно свободное пространство, которое трансформируется под конкретную задачу. Иногда нужен лекторий со сценой, а другой раз - столы и стулья для работы с планшетами и книжками.

Без уроков, без экзаменов, одна большая перемена

- Мы разработали концепцию новой школы для образовательного центра Опинмяки, - рассказывает Томас Миаукки, специалист архитектурного бюро Esa Ruskeepaa Architechs в Хельсинки. - Для этого мы спросили местных жителей и сообшество, что им нужно и какой бы они хотели видеть школу. Мы провели несколько обсуждений и постарались воплотить все пожелания.

Школа получилась похожей на цветок - в центральном здании находятся общий зал и рекреация, а к нему, словно лепестки, пристроены тематические корпуса. Заниматься там могут не только ученики - школа открыта для всех местных жителей, и проводит дополнительные занятия и факультативы.

Похожие проекты сейчас появляются по всей стране, как грибы после дождя. Но и старые школы никто сносить не собирается. В прежних кабинетах математики и английского парты и стулья заменяются столами и пуфиками, а в коридорах появляются полки для обмена интересными книжками.

Финны решили - старая система с отдельными предметами больше не актуальна

К ДОСКЕ НЕ ВЫЗЫВАЮТ

- Школа в том виде, в котором она существует сейчас, с классами, уроками и переменами, появилась в период развития фабрик, - рассказывает Марьо Киллонен. - Детей, чьи родители работали на производствах, нужно было чем-то занять. И школа учила их тому, что было необходимо будущим рабочим: слушаться начальство, жить по расписанию, делать то, что тебе велят. Традиционная школа и сама похожа на фабрику - ряды парт, задание одно для всех, разговаривать нельзя, не то учитель накажет.

Открываем учебник мировой истории: промышленная революция началась еще в середине XIX века - почти 150 лет назад! За это время сотню раз успели поменяться и заводы, и страны, и сами люди. Но школа - в глобальном смысле - осталась все той же. Лишь учебники распухли от новых фактов и цифр. А парты рядами и учеба от звонка до звонка никуда не делись.

- Современные технологии уже очень сильно изменили нашу жизнь, сам способ мышления, - продолжает Марьо Киллонен. - Раньше у учеников был только один источник знаний - это учитель. Но сегодня детям доступны сотни ресурсов, и учитель не должен пересказывать информацию из них, стоя у доски.

Проблема еще и в том, что мир быстро меняется, и непонятно, чему учить ребенка, чтобы это точно пригодилось ему в будущем. Старые профессии умирают в один миг, а какие придут им на смену, можно только гадать. Школьные знания устаревают или становятся неактуальными - Плутон больше не планета, планетарная модель атома вызывает лишь смех, да и татаро-монгольское иго больше не фигурирует в учебниках.

Полностью перейти на новую систему страна планирует к 2020 году

РАСПИСАНИЕ НА ПОСЛЕЗАВТРА

Может быть, и нам надо снести границы между предметами и сломать в школах лишние стены? Частично, что-то подобное происходит и у нас - по новым образовательным стандартам, детей в российских школах тоже учат навыкам, а не фактам.

А вот выкидывать учебники по математике и русскому языку пока рано. Отказ от предметов в ближайшие годы нам не грозит! Дело в том, что для этого нужно совершенно по-другому готовить учителей. Например, как в Финляндии. Эта профессия там считается очень престижной - конкурс в финские педвузы бешеный! Например, в 2014 году педагогический университет Хельсинки принял лишь 9 процентов от числа всех желающих. У нас же педагогические вузы только-только начинают набирать обороты.

Другой секрет успеха финских школ кроется в отказе от тотального контроля и ревизий. Школы сами составляют себе планы и сами решают, как оценивать прогресс учеников - общенациональных экзаменов там тоже нет. Для небольшой страны с маленьким населением это не проблема. Может, и нам стоило бы для начала снизить отчетность для учителей - пусть занимаются детьми, а не бумажками.

Задача учителя - направлять все это в образовательное русло

ДРУГОЕ МНЕНИЕ

Что финну здорово, то русскому школьнику неуд

Посмотреть со стороны - так в Финляндии не школа, а мечта! И результаты хорошие, и дети умные. Однако, не все эксперты считают финскую систему образцом для подражания.

Например, несмотря на все заботы властей об учениках, дети вовсе не чувствуют себя счастливыми в школе. Об этом говорят данные последнего международного исследования PISA. Лишь 67 процентов финских школьников сказали, что счастливы - это один из худших показателей в мире! В России счастливых детей 72 процента. И как бы не ругали азиатские страны за огромную программу и сложную учебу, но счастливых школьников там значительно больше: в Гонконге счастливы 86 процентов ребят, в Сингапуре - 88 процентов. А ведь и эти страны добились общепризнанных успехов в сфере образования - китайские школьники так и вовсе увозят медали пачками на всевозможных научных конкурсах и олимпиадах.

Есть у финнов и другие претензии к своим школам:

- Почти 10 тысяч школьников каждый год оказываются в зоне риска - им сложно продолжать свое обучение, - приводит цифры Йени Валиярви, директор Финского института исследований образования. - Это происходит потому, что школа не научила их достаточно хорошо читать, писать, считать и учиться. Они понимают слова и цифры, но не могут понять статью в газете.

Возрастная категория сайта 18 +

Читайте также: