Информация о директоре школы

Обновлено: 20.07.2024

Для большинства учеников директор школы – это мифический человек, которого школьники видят на торжественных линейках пару раз в год. Но что входит в его обязанности, из чего состоит работа директора школы? Мы взяли инициативу в свои руки, подошли к загадочному человеку на расстоянии вытянутой руки и сами обо всём расспросили.

Наш герой: Виктория Владиславовна

Профессия: директор школы

Стаж работы: 25 лет

Предмет: математика

Работать директором школы – это как?

В чём заключается работа директора школы?

Прежде всего, это организация учебного процесса на всех стадиях: расписания, замены, уроки, ЕГЭ, ОГЭ. Также я занимаюсь контролем хозяйственного блока.

Естественно, выполнять работу всех направлений сразу ни администратор, ни директор школы не может. Для этого есть отдельные люди, которые за это отвечают, но функция контроля и выделения различных нюансов лежит на мне – от формирования закупок и до ремонтных работ.

Мы пишем заявки, так как школа очень большая, далее проходит выборка в пользу приоритетных запросов. Плюс занимаюсь общением с родителями и детьми, различными олимпиадами.

Также, конечно, занимаюсь воспитательной работой вместе с социальным педагогом. Для этого необходимо знать всех детей и все семьи, которые по той или иной причине находятся в зоне риска.

Контроль качества питания, несмотря на то что для этого тоже есть специальные люди, директор должен знать всё даже об этом.

Я очень часто выполняю функцию медицинской сестры (смеётся), так как медицинские сотрудники –это приходящие и уходящие люди, сотрудники поликлиник со своим расписанием, поэтому в первую очередь школьники бегут ко мне. Мы при любой головной боли должны вызывать скорую помощь, оповещать родителей, но мы, тем не менее, оказываем помощь самостоятельно, если это не что-то серьезное.

Что вы считаете результатом работа директора школы?

Результат моей работы директором школы – это то, как я сумела воспитать ребёнка на той или иной стадии его развития: оценки, ЕГЭ, как и кем ребёнок вышел после школы, насколько он социализирован, насколько мы смогли ему помочь и так далее.

Какие люди повлияли на то, чтобы Вы выбрали такую профессию?

Наверное, банально будет сказано, но все мы проходим через школу, вот я в детстве играла в школу.

Сестра моей бабушки была учителем, но не думаю, что это как-то повлияло, скорее тут сыграла роль моя классная руководительница, мне нравилось, как она преподавала математику, я к концу одиннадцатого класса думала: пойти на математику или на химию – пошла на математику.

В школе мне очень нравилось приходить в библиотеку, тогда я писала выборки из книг, мне очень нравилось проводить время в тишине, я даже хотела стать библиотекарем, но вот как-то не вышло (смеётся).

Какой путь необходимо преодолеть, чтобы работать директором и быть в этом успешным?

Всё остальное нарабатывается опытом и различными курсами, потому что директор на данном этапе в России – это прежде всего менеджер. И если директор не прошёл через различные ситуации с родителями и детьми, то потом очень сложно оценить то, что происходит.

Ещё важно смотреть как предметник, потому что многие ситуации связаны с предметной областью, и решения, которые принимаются относительно дальнейшего обучения учителей, очень важны! Если директор теоретик, он никогда не соберет команду учителей, ведь он не будет понимать, как они живут, чем они живут, в таком случае будет очень сложно сформировать команду.

Поэтому путь учителя с образованием менеджера лучше всего получать менеджером в сфере бизнеса, проходить тренинги, понимать, как строятся компании, как создаются команды, бизнес-тренинги очень помогают.

Какими качествами необходимо обладать, чтобы получить работу дриектором школы?

  • Открытость
  • Доступность
  • Мобильность
  • Стратегическое мышление
  • Стрессоустойчивость
  • Креативность
  • Умение создавать и сплошать команду
  • Личная эффективность
  • Широкий спектр компетенций
  • Самоконтроль

И всё это только малая часть, которая сразу пришла в голову.

Вы хороший директор?

Всегда есть над чем работать.

Если бы я честно считала, что не справляюсь с этой должностью, я бы ушла.

Зачем мучать учеников, родителей, учителей, если я не могу организовать какой-то процесс. Также я считаю важным показателем постоянство учительского состава. У меня учителя не меняются на протяжении большого количества лет. Конечно, радует и то, что к тебе целенаправленно идут дети, родители находят взаимопонимание и могут обращаться.

Что Вы думаете, когда к Вам вызывают школьника?

Тут либо я вызываю, либо ко мне ребёнка приводят из-за какой-то ситуации, которую нужно разрешить, иногда ребёнок сам приходит и обращается за советом.

Сложно ли руководить учителями / детьми? Кем руководить сложнее?

Дети – это лицо своих родителей, с детьми работать гораздо легче. Всё идёт через примеры, убеждения, разговоры. В ребёнке нужно понять, чем он живёт, чем болеет, и от этого уже общаться с ним, ведь все дети очень разные и очень интересные.

Вот ты ребёнка берёшь в пятом класса и до одиннадцатого класса проживаешь с ним целую жизнь. Директор реально проживает каждую жизнь, да ещё и вместе с целой семьёй. А по выпуску потом слёзы.

Что Вам нравится в работе директором школы?

Мне нравится, что я могу влиять, могу корректировать, могу вносить лепту в формирование жизненных устоев и интересов ребёнка.

Мне очень нравится, что, когда ребёнок приходит со своими переживаниями, ты помогаешь ему рассуждать, чтобы он сам принимал свои решения, ты подводишь его к чему-то, он получает результат, и ты им гордишься, а соответственно, и собой.

Мне это очень нравится… Путь становления.

Что Вас раздражает в работе директором школы?

Ничего не раздражает.

Что станет с Вашей профессией через 10-20 лет?

Я надеюсь, что принцип не изменится. Дети есть и будут всегда, детей нужно учить, воспитывать, поэтому думаю, что цели и задачи в работе директором школы останутся теми же.

В какие вузы лучше поступать, чтобы стать хорошим директором? В России, за рубежом?

На конкретном вузе не буду останавливаться, просто безусловно важно педологическое образование, а дальше всё зависит от человека опять же.

Есть девиз или цитата, которая Вас поддерживает?

В работе рассказывается о том, каким должен быть современный директор, какими качествами он должен обладать.

ВложениеРазмер
sovremennyy_direktor_-_kto_on.docx 18.37 КБ

Предварительный просмотр:

Директор – это ключевая фигура в школе. А успешность в школе зависит от того, кто в ней руководит. Сегодня, когда директора школ работают в условиях рыночной экономики, они обязаны ежедневно принимать множество важных управленческих решений — от нахождения способов зарабатывания денег до поиска путей повышения качества образования. Возникает вопрос - кто он, эффективный руководитель современной школы?

Современные требования к образованию меняют позицию директора школы как управленца. Теперь нужны знания по вопросам управления финансами и школьной экономики. Для этого необходимо обладать стратегическим мышлением, но также хорошо знать и учебный процесс.

Хороший директор обязательно добьется самостоятельной бухгалтерии и полного нормативного финансирования для своего образовательного учреждения. Он обязательно разработает систему оплаты труда, но со своими индивидуальными школьными особенностями. Он обязательно создаст или проинициирует возникновение некоего общественного органа управления (например, хорошего родительского комитета), найдет спонсоров.

Для развития инновационной деятельности в школе необходимо грамотное, умелое владение директора новыми технологиями. Только когда директор на собственном опыте поймет, как важно и удобно пользоваться современными технологиями в своей работе, тогда это станет непременным условием к изменению отношения в освоении данных технологий коллективом.

Эффективный руководитель современной школы должен идти в ногу со временем: ставить задачи, которые важны сегодня и которые станут еще более важными завтра, а, главное, уметь находить пути их решения.

Современный директор умеет работать и с ребенком и с родителями и педагогическим коллективом. Для этого он должен быть педагогом и организатором, владеть юридическими и экономическими знаниями. Должен заботиться о роли учителя в своем коллективе, способствовать повышению квалификации педагогов, создавать условия для раскрытия их творческих способностей. Для создания в школе комфортных условий обучения, ему необходимы знания педагогики, психологии, различных методик. Преподавательская работа, несмотря на большую загруженность, необходима, т.к. она помогает в укреплении отношений с педагогами и учениками.

Директор школы должен обладать определенными личностными качествами, которые обеспечивают успешность управленческой деятельности. Это – толерантность, тактичность, воспитанность, внутренняя гармония, оптимизм.

Одной из обязательных личностных черт руководителя является уверенность в себе. Руководитель все знает, умеет, может! А, если не знает,- то узнает, найдет выход, сможет. Такой директор обязательно станет авторитетом для своих подчиненных.

Обязательным для руководителя является его эмоциональная

уравновешенность и стрессоустойчивость. Руководитель должен контролировать свои эмоции независимо от настроения и быть всегда на позитиве.

Современный директор должен заботиться о престиже школы. Это – различные районные, областные конкурсы, конференции, семинары, мастер-классы, связи с социумом. По возможности дать возможность школе быть экспериментальной площадкой в определенных областях, устраивать международные обмены учащихся. От того, насколько школа наслуху зависит ее будущее.

Конечно, быть современным директором непросто. Только сильный, цельный, креативный, талантливый, честный, умный человек может занимать такую должность.

Профессиональное образование. В феврале 2005 года окончил Московский Государственный Институт Электроники и Математики (Технический Университет), получил диплом с отличием. Квалификация: инженер. Специальность: вычислительные машины, комплексы, системы и сети.

Член актива Ассоциации по управлению качеством образования.

Имею спортивное звание кандидата в мастера спорта по тяжёлой атлетике.

Более 40 опубликованных научных печатных работ, 9 из которых опубликованы в изданиях, рекомендуемых ВАК. Соавтор двух монографий.


Должностные обязанности директора школы – это серьезный и ответственный труд, который не каждый сможет осилить. Руководить учебным учреждением может только настоящий профессионал с подобающим стажем, перечнем обязанностей и ограничений, о котором и пойдет речь в данной статье.

Основные положения, перечисленные в должностной инструкции

Должностная инструкция – это главный юридический документ, в котором подробно описаны и закреплены все обязанности и полномочия сотрудника, осуществляющего работу на какой-то конкретной должности.

Работа с учениками

Ее общие положения, описывающие общие функциональные обязанности директора школы, выглядят следующим образом:

  • Человек, претендующий на должность директора учебного учреждения, должен иметь диплом о высшем образовании по таким направлениям профессиональной подготовки, как “Управление персоналом”, “Менеджмент” или “Государственное и муниципальное образование”. Более того, он обязан иметь пятилетний стаж работы на любой педагогической должности, что подтверждается специально проводимой при приеме на работу аттестацией.
  • Директору запрещается совмещать свою работу с какой-либо другой занятостью в сфере управления.
  • В случае если директор образовательной организации находится в отпуске или у него появились проблемы, мешающие осуществлению рабочей деятельности, все его обязанности исполняет сотрудник, поставленный заместителем директора (обязанности зам. директора школы также будут рассмотрены далее).
  • Директор школы может выпускать распоряжения, которые обязаны будут исполнить все или отдельные сотрудники школы или ученики. Более того, в его компетенции находится отмена любых распоряжений сотрудников с более низким рангом.
  • При исполнении должностных обязанностей директору необходимо следовать законодательству Российской Федерации и Уставу непосредственно учебного учреждения.

Функции руководителя учебного учреждения

Основных функций, которые выполняет сотрудник на должности исполняющего обязанности директора школы, всего две:

  1. Осуществление координации всей работы по учебной и воспитательной части и обеспечение деятельности, связанной с административными и хозяйственными обязанностями.
  2. Создание подходящих условий для правильного осуществления всего перечня правил и технических норм по безопасности в образовательной организации.

Контакт с педагогическим составом

Обязанности директора школы

Обязанностей у руководителя школы много. Вот перечень самых основных:

Как видите, функциональные обязанности директора школы – это внушительный список, состоящий из достаточно сложных пунктов. Если вы претендуете на данный пост, еще раз пройдитесь по ним и подумайте, сможете ли вы выполнить все на должном уровне. Исполнение обязанностей директора школы – это не для всех. Здесь необходимы профессиональные навыки.

Права директора учебного заведения

С должностными обязанностями директора школы мы разобрались. Однако не стоит забывать, что у лица, занимающего такой высокий управляющий пост, есть и определенный перечень прав. Итак, права директора учебного заведения выглядят следующим образом. Директор имеет право:

  • раздавать указания для всех сотрудников школы, которые обязательно должны быть приведены в исполнение;
  • награждать или же наказывать (в порядке проведения дисциплинарных взысканий) сотрудников образовательной организации;
  • вести переговоры с учредителями по поводу каких-либо договоров, если он посчитает нужным что-либо в них изменить;
  • посещать уроки, проводимые педагогами, на свой выбор (впрочем, после звонка, оповещающего о начале урока, директор может находиться в учебной аудитории только в случае особой надобности);
  • в случае необходимости осуществлять отмену уроков или вносить изменения в обычный учебный график;
  • решать возникающие конфликты, если они нарушают правила поведения или устав школы (косвенно пересекается с обязанностями директора по воспитательной работе).

Ответственность директора школы

Если директор школы не выполняет предписанные ему обязанности согласно правилам и уставу школы, он может столкнуться с дисциплинарными взысканиями вплоть до увольнения с должности, так как имеет место нарушение прямых трудовых обязанностей. Также он может быть лишен своего поста в случае, если случилось не соответствующее правовым актам воспитание ребенка, в том числе с применением физической силы или психического давления. Другие аморальные поступки того же толка также повлекут за собой увольнение согласно закону “Об образовании”.

Административная ответственность грозит директору учебного заведения в том случае, если он нарушил правила пожарной и технической безопасности или санитарные и гигиенические нормы, а также охрану труда. Если им, помимо всего прочего, был нанесен тяжелый вред материальному содержимому образовательной организации или кому-либо из сотрудников школы, он также может понести серьезную материальную ответственность.

Связи директора школы

Исполняющий обязанности директора школы должен поддерживать определенный перечень связей. Его график состоит из 40 часов в неделю, во время которых директором поддерживается связь с:

  1. Советом школы, которой руководит директор.
  2. Педагогическим советом, в который входят ее учителя.
  3. Органами местного самоуправления (сотрудничество с депутатами важно для любой образовательной организации).

Работа с детьми

Управляющий учебным заведением каждый год сам распоряжается своим рабочим графиком на каждую четверть учебы, при этом он ведет отчеты, которые в дальнейшем идут учредителям и представителям местных муниципальных органов. Также он получает от них необходимое информирование о всех текущих нормативных и методических делах и событиях, расписывается в каждом из подобных информирующих документов.

Основные положения заместителя директора

Директору любого образовательного учреждения не обойтись без так называемой “правой руки” в лице заместителя, самого близкого по иерархии школьного управления помощника. Он занимается вопросами воспитательной работы, курирует работу педагогического состава, организовывает культурно-оздоровительный досуг учеников образовательной организации и выполняет много других задач разной степени сложности.

Исполняющий обязанности заместителя директора школы также считается руководящим лицом, а на пост может быть назначен или уволен только приказом самого директора. Для этого претендент должен обладать стажем трехлетней работы на должности педагога или сотрудника, ответственного за воспитательную работу.

В случае если сам заместитель по какой-либо причине отсутствует, все его обязательства должен исполнить нижестоящий по рангу сотрудник образовательной организации (это может быть социальный педагог или любое другое должностное лицо, имеющее право замещать заместителя в соответствии с распоряжением директора).

Знания, необходимые исполняющему обязанности заместителя директора школы:

  • законодательство Российской Федерации и сопутствующие требуемые документы в сфере образования и прав детей, проходящих обучение в школе;
  • педагогический фундамент, а также основы психологии и перечень методов, применяемых в работе воспитательной направленности;
  • азы политики, осуществляемой государством в отношении молодежи;
  • знания, позволяющие провести глубокий анализ деятельности коллектива образовательной организации и ее результатов.

Учебно-воспитательная работа

В своей работе заместитель директора школы основывается на законодательство Российской Федерации, устав школы, прямые указания руководящего начальства и должностную инструкцию, необходимую к ознакомлению.

Функции заместителя директора школы

Функций у работника на посту заместителя управляющего учебным учреждением несколько, все они имеют такое же первостепенное значение, как и функции директора. Во многом качество образовательного процесса, разнообразных методик, исследований психологии молодежи и многих других вещей, связанных как с учебой, так и с воспитанием молодого поколения, зависит именно от заместителя директора, потому что большая часть работы непосредственно с учениками, их родителями и заинтересованными органами, ведущими деятельности по вопросам молодежи, лежит именно на его плечах.

Итак, основных функциональных обязанностей заместителя директора школы четыре:

  1. Занимается делами по организации процессов учебы и воспитания в рамках образовательной организации.
  2. Следит за исполнением дисциплинарных норм и правил на территории учебного заведения в соответствии с порядком, установленным уставом и другими локальными нормативно-правовыми документами, регламентирующими данные вопросы.
  3. Организует систему классов и кабинетов в школе, а также работает над ее постоянным совершенствованием для большей продуктивности как в вопросах преподавания со стороны педагогов, так и в вопросах обучения со стороны учеников.
  4. Курирует учителей в вопросах их профессиональной подготовки, помогает решать какие-то задачи, связанные с преподавательским процессом, разрешает спорные ситуации на правах управляющего лица.

Обязанности заместителя руководителя школы

Должностные обязанности заместителя директора школы по УВР (учебно-воспитательной работе) не менее важны и сложны в исполнении, как и у самого руководителя учебного учреждения. Заместитель директора выполняет перечень обязанностей:

  • ведение продуманной воспитательной работы в соответствии с подходящей условиям конкретной школы моделью, которую он сам же и формирует (обязанности зам. директора школы по воспитательной работе являются, пожалуй, самими важными);
  • курирование работы в области воспитания со стороны других сотрудников школы, в частности педагогического состава, и оказание им посильной помощи в ситуациях возникновения спорных вопросов, требующих решения с вмешательством заместителя директора;
  • контролирование качества в вопросах организации всех процессов воспитания, разработка определенных методик в рамках образовательной организации, составление графика воспитательных программ и мероприятий;
  • должностные обязанности заместителя директора в школе заключаются в организации в ней кружков, клубов или иных объединяющих командных сборищ, ориентированных на занятость учащихся в свободное время и развивающих их творческие способности (принцип культурного воспитания);

Возможный досуг учеников

  • профилактика среди молодежи преступности или мелких правонарушений, проведение воспитательных мероприятий и бесед, поддержание связей с органами, заинтересованными в такой профилактике (например, комиссией по делам несовершеннолетних);
  • обеспечение культурно-оздоровительного досуга учеников во время каникул, праздников или выходных, а также в вечерние часы;
  • решение вопросов питания и медицинского обслуживания обучающихся на территории учебного заведения;
  • курирование работы служб школы, ответственных за психологическую, педагогическую и социальную деятельность (что также является частью должностных обязанностей заместителя школы);
  • организация аналитических форм сбора информации о психологическом состоянии учеников или вопросов, связанных с их учебой и процессом социализации (это могут быть исследования или целенаправленные анкетированные опросы, которые ученики проходят с согласия их родителей в специально выделенное для этого время);
  • присутствие на педагогическом совете и других собраниях учебного заведения, предоставление на них отчетности о проведенной воспитательной работе, обсуждение связанных с этой сферой работы проблем;
  • совершенствование уровня своего профессионального мастерства, работа над профессиональными умениями, посещение специальных семинаров, квалификационных курсов и т. д.

Награждение педагога

Таким образом, должностные обязанности зам. директора ничуть не уступают в сложности и важности обязанностям директора.

Права заместителя директора школы

  1. Проверка рабочей деятельности тех сотрудников образовательной организации, которые структурно подчиняются заместителю директора школы; присутствие в качестве наблюдателя на уроках или каких-либо мероприятиях для учеников, проводимых этими сотрудниками; отдача приказов, обязательных к исполнению со стороны этих сотрудников.
  2. Соответствующее уставу школы и всем необходимым нормативно-правовым актам привлечение провинившихся (в частности в вопросах проведения воспитательной работы) учащихся к дисциплинарному наказанию.
  3. Внесение поправок в учебное расписание в случае крайней надобности, отмена занятий, изменение часов продленки и т. д. Также сюда входит совмещение разных учебных групп в одну, опять-таки в случае необходимости.
  4. Предлагать руководящим лицам планы по усовершенствованию рабочей деятельности заместителя директора в соответствии с его прямыми обязанностями и должностной инструкцией.
  5. Получение от вышестоящих уполномоченных лиц гарантий относительно организационных условий в вопросах оформления документов, которые необходимы заместителю для полноценной рабочей деятельности.

Ответственность заместителя

Обязанности зам. директора школы, как и его права, мы уже рассмотрели, но не стоит забывать, что заместитель также несет ответственность за неисполнение или халатное отношение к своей рабочей деятельности. То же касается и нарушений в сфере правил безопасности труда, дисциплины педагогического уровня и пожарных предостережений. Увольнение или административное наказание грозит заместителю руководителя образовательной организации по таким же принципам, как и самому директору. Обязанности заместителя директора школы по УВР строго необходимы к исполнению.

Связи заместителя директора школы

Заместитель директора учебного заведения работает по тому же графику, что и сам директор, то есть 40 часов в неделю. Этот график утверждает непосредственно директор, расписываясь в соответствующем документе. Заместитель также планирует свою рабочую деятельность, составляя все графики и расписания в пределах учебной четверти самостоятельно. Этот план проходит одобрение директора, который обязан расписаться в нем в течение пяти дней со времени предоставления заместителем и ознакомления с содержанием документа.

Решение возникшей проблемы

Заместитель директора школы по воспитательной работе, обязанности которого не менее сложны, чем у директора, должен во всем ему отчитываться, как своему прямому начальнику, по истечению срока каждой из учебных четвертей, предоставляя ему письменные отчеты установленного должностной инструкцией объема не позднее, чем через десять дней после конца четверти. Заместитель также обязан своевременно ознакамливаться с предоставляемой ему директором информацией и ставить роспись, утверждающую это ознакомление юридически в нужных бумагах.

Заместитель директора школы постоянно поддерживает контакт и обмен данными, являющимися важными в плане его рабочей деятельности и должностных обязанностей с другими сотрудниками школы, то есть участниками педагогического состава, социальным педагогом и т. д. На время отсутствия директора занимается выполнением его рабочих обязанностей (можно заметить, что во многих пунктах должностные инструкции руководителя образовательной организации и его заместителя схожи между собой, поэтому заместитель, по сути, продолжает заниматься своей работой лишь с некоторыми бюрократическими дополнениями).

Заместитель обязан вовремя оповещать сотрудников организации учебного заведения о возникающих в ходе работы проблемах. Также он должен передавать директору все сведения, услышанные на каких-либо собраниях по вопросам рабочей деятельности в данной школе, сразу, как их приобретет. Должностные обязанности зам. директора школы обязывают его незамедлительно выполнять все распоряжения директора, поэтому лучше, чтобы это была работа в тандеме, на благо самой школы.

Читайте также: