Преподавание холокоста в школах

Обновлено: 05.07.2024

Изучение нацистских преступлений в годы Второй мировой войны нужно включить в российскую систему образования, при этом начать следует с написания учебников, внедрения в школьную программу курсов литературы и истории, чтобы молодое поколение знало об этой трагедии, считают опрошенные эксперты.

День памяти жертв холокоста отмечается 27 января.

Холокост в системе образования

Помимо этого, добавил эксперт, если говорить об организации экскурсионных поездок российской молодежи в музеи концентрационных лагерей и лагерей смерти, например, в Аушвиц, то это вещь довольно сложная и затратная, которую учебные заведения и родители самостоятельно потянуть не смогут.

По мнению члена Совета по правам человека при президенте РФ (СПЧ) Александра Асмолова, тема холокоста должна звучать в системе просвещения более активно.

Память о трагедии

Кроме этого, Асмолов отметил, что более полно тема холокоста раскрывается через искусство, поэтому лучшим источником просвещения по этой теме являются уникальные фильмы и книги.

В свою очередь другой член СПЧ Александр Брод полагает, что по теме холокоста, Великой Отечественной войне должны появляться честные и профессиональные фильмы, выставки, учебные пособия.

По его мнению, в год 75-летия Победы нужно усилить этот просветительский компонент, показывая многонациональную составляющую героизма и мужества в период Великой Отечественной войны.

Нажмите, чтобы узнать подробности

История Холокоста и проблемы преподавания этой темы привлекают всѐ больший интерес не только историков и педагогов, но и широкой общественности. После решений Международной конференции по Холокосту в Стокгольме (2000) и Генеральной ассамблеи ООН об учреждении Международного Дня памяти жертв Холокоста (2005) история и уроки Холокоста стали предметом внимания многих авторов отечественных учебников для средней школы. Например, в 2010 г. издательство "Русское слово" выпустило учебное пособие "Холокост: память и предупреждение", которое включает в себя документы и методические рекомендации по их использованию на уроках и во внеклассной работе. Настоящая книга содержит анализ основных этапов "окончательного решения" в контексте истории Великой Отечественной и Второй мировой войны, проблем идеологии тоталитарных государств, нарушения прав человека. Авторами пособия выступают известные отечественные историки и методисты - И.А. Альтман и Д.И. Полторак, а также преподаватели школ и вузов из российских регионов.

История Второй мировой и Великой Отечественной войны - это не только "страницы доблести и славы, но и общечеловеческая трагедия, страдания миллионов людей, огромное количество жертв среди мирного населения. Без раскрытия этих сторон войны невозможно создать у современной молодежи представления о грандиозном столкновении сил "добра" и "зла" в мире в середине ХХ века.

Тема Холокоста выступает как составная часть исторического материала, помогающего более объемно представить картину войны и геноцида, осуществлявшегося нацистами.

Само понятие Холокост, также как и Катастрофа, заимствовано из греческого и означает "всесожжение", ему синонимично на иврите слово "Шоа". Участников тех трагических событий определяют как жертвы, палачи, bystanders. 60 процентов еврейского населения Европы подверглись систематическим преследованиям и уничтожению в Германии и на захваченных ею территориях в 1933-1945 годах. В России погибли свыше 100 тысяч мирных жителей еврейской национальности. На территории бывшего СССР эта цифра составила в общей сложности два миллиона 900 тысяч человек. С 1953 года Израиль присуждает людям, скрывавшим евреев в годы Холокоста, почетное звание Праведника народов мира. На сегодняшний день в мире насчитывается около 15 тысяч праведников, в том числе 3,5 тысячи граждан бывшего СССР.

1 ноября 2005 года Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию 60/7, в которой постановила, что день 27 января будет ежегодно отмечаться как Международный день памяти жертв Холокоста. Инициаторами принятия документа выступили Австралия, Израиль, Канада, Россия и США, а их соавторами - еще более 90 государств. День 27 января был избран Международным днем памяти жертв Холокоста потому, что в этот день в 1945 году Советская армия освободила крупнейший нацистский лагерь смерти Освенцим-Биркенау (Польша). Генеральная Ассамблея ООН призвала государства члены разработать просветительские программы, чтобы уроки Холокоста навсегда сохранились в памяти последующих поколений и способствовали предотвращению актов геноцида в будущем.

Зачем нужны уроки, посвященные трагедии народа, обреченного на уничтожение?

Школьный возраст - важнейший период в развитии человека. Школьник активно включается во взрослую жизнь, формирует свою идентичность, осваивает различные социальные роли. Его глобальная жизненная ориентация зависит от того, как он будет относиться к миру в целом, к себе и другим в этом мире. Позиция терпимости и доверия - это основа для осуществления выбора будущих поколений в пользу мира, а не войны, мирного сосуществования человечества, а не конфликтов. Укоренение в школе духа толерантности, формирование отношения к ней как к важнейшей ценности общества - значимый вклад школьного образования в развитие культуры мира на Земле.

Многие преподаватели предпочитают не касаться этой темы из-за еѐ многогранности и сложности. Учителю часто не хватает часов, чтобы рассказать о человеке на войне, о его страданиях, о том, как война ломает жизнь и судьбы людей, как нелегко остаться личностью в экстремальных ситуациях.

Изучение данной темы возможно в рамках акультативного, элективного курсов. Можно приурочить рассказ о Холокосте к памятным датам календаря:

Сентябрь (29) - День памяти жертв Бабьего Яра.

Ноябрь (9-16) - Неделя, посвященная толерантности.

9 ноября - юбилей "Хрустальной ночи" (1938).

16 ноября - Международный день толерантности.

27 января - Международный День Памяти жертв Холокоста.

5 марта - День памяти Героя СССР Н.И. Кузнецова.

Апрель - май - цикл мероприятий, посвященных Дню Победы в Великой Отечественной войне (9 мая).

Возможные варианты преподавания темы "Холокост":

Тематические уроки (история, обществознание, граждановедение, литература).

Интеграция темы (кроме перечисленных выше курсов: история искусства, иностранные языки, география, биология, информатика).

Внеурочные мероприятия (классные часы, дни памяти, дискуссии, дебаты, ежегодная общешкольная конференция, участие в деятельности общественных организаций).

Организация самостоятельной исследовательской деятельности школьников.

Общешкольная научно-практическая конференция "Вторая мировая война в истории моей семьи, моего народа, моей страны".

Тематическое занятие "Судьба ровесника" (см. Приложение 1).

Педагогические чтения "Януш Корчак: жизнь, отданная детям".

Представляется возможным говорить о Холокосте в контексте тем, включенных в существующие программы. Сведения о событиях Катастрофы могут составить органическое целое с изложением иных событий войны.

Основное место должна занимать организация работы учащихся с документами, их разбор под руководством учителя или же самостоятельно - на уроке или дома. Такая форма изучения темы позволит осмыслить исторический источник как документ и памятник эпохи, научить приемам работы с ним.

Изучение документов особенно продуктивно в процессе групповой работы. В этом случае всех школьников следует обеспечивать текстами. Если есть соответствующая аппаратура, можно спроецировать документ на экран, что поможет концентрации внимания учащихся и создаст благоприятные условия для коллективной работы. Возможно размещение документов на стенде или на стене. Размещенные на стенде материалы используются учителем и учениками во время урока на всех его этапах.

Возможная схема работы с документами на уроке "Приход нацистов к власти в Германии":

Задача учителя - помочь школьникам составить представление о том, как страна постепенно превращалась в тоталитарное государство. Учащиеся неизбежно столкнутся с новыми и сложными для них теоретическими положениями, понятиями, которые не объясняются в большинстве учебников по новейшей истории.

Еще один пример - изучение темы "Нацистский оккупационный режим на территории СССР" (см. Приложение 2).

При изучении темы речь идет о целях оккупантов на захваченных территориях, об экономической эксплуатации, об отношении к населению, об уничтожении "враждебных элементов" в завоеванных зонах (к таковым "элементам" нацисты относили в том числе и евреев). Документы, включенные в пособие - "Пакет - комплект документальных материалов "История Холокоста. 1933-1945"" (авторы - Альтман И.А. и Полторак Д.И.), позволяют рассказать о двух последних тематических сюжетах. В общем сценарии раскрытия темы эти сюжеты важны потому, что дают возможность показать, как подавлялось нацистами человеческое достоинство живущих на оккупированной территории, как был установлен, осуществлен и осуществлялся режим террора.

Для организации работы над вопросами к документам учитель может распределить учащихся на группы (4-5 учеников в каждой).

Урок может начаться с краткого вступительного слова учителя, в котором он рассказывает об огромном количестве жертв не только на поле битвы, но и на оккупированной территории. Затем учащимся раздаются документы. Можно организовать работу с документами: фотодокументами, документами из сборника "Документы обвиняют. Холокост: свидетельства Красной Армии" (Составитель доктор исторических наук, профессор Ф.Д. Свердлов); из пакета - комплекта документальных материалов "История Холокоста. 1933-1945" (Альтман И.А., Полторак Д.И.) и др. Учитель разрабатывает вопросы для работы в группах, руководит дискуссией, вовлекая школьников в обсуждение проблем.

Еще одна из связанных с проблемой Холокоста тем - "Движение Сопротивления". При еѐ изучении есть возможность подчеркнуть общегуманистические мотивы этого движения - благородство целей его участников. Солидарность представителей разных народов, участвовавших в этом движении. Уместно отметить участие в этой борьбе еврейского населения. Учитель может предложить вниманию школьников призывы к восстанию в Вильнюсском гетто, документы о действиях подпольного отряда детей, о действиях подпольщиков в Минске (см. пособие - пакет - комплект документальных материалов "История Холокоста. 1933-1945" (Альтман И.А., Полторак Д.И.).

Рассмотренные выше схемы проведения уроков можно использовать и на факультативе (спецкурсе) по истории Холокоста. Отдельные его занятия стоит посвятить просмотру и обсуждению фрагментов, связанных с событиями Второй мировой войны из документальных и художественных фильмов.

Документы (см. выше), литературные произведения (например, Р. Левин "Мальчик из гетто", Е. Евтушенко "Бабий Яр", В. Гроссман "Жизнь и судьба", А.Рыбаков "Тяжелый песок" и др.), обладающие силой эмоционального воздействия, вызывающие сопереживание, могут стать отправной точкой поисковой работы, участия в конкурсах рефератов, сочинений-эссе и т.д.

Источники и литература

8) Документы обвиняют. Холокост: свидетельства Красной Армии/ Сост. Ф. Д. Свердлов. - М., 1996.(Российская б-ка Холокоста).Эта книга состоит из документов Центрального архива Министерства обороны РФ, рассказывающих об уничтожении евреев немецкими фашистами на оккупированной территории в ходе Великой Отечественной войны;

9) Нюрнбергский процесс. Сборник документов. http://nurnbergprozes.narod.ru/В сборнике имеются показания бывших узников Аушвица и организаторов "окончательного решения еврейского вопроса" в Европе;

10) Освенцим глазами СС. - Варшава: Интерпресс, 1991. На русском языке. В сборник включены: воспоминания Рудольфа Гесса, первого коменданта лагеря Аушвиц, и Пери Броада, сотрудника политического отдела лагеря, т.е. лагерного гестапо; дневник лагерного врача-эсэсовца Иоганна Кремера. В приложении: показания бывшего узника Станислава Дубеля и жительницы города Освенцим Янины Щурек; табель о рангах СС; биографические справки и библиография;

12) Леви П. Человек ли это? // Дружба народов. М., 2001. (Крик). Примо Леви - итальянский поэт, прозаик, эссеист, переводчик.. В 24 года он был депортирован в Освенцим, выжил и вернулся в родной Турин. Уже через два года вышла его первая книга "Человек ли это?", в которой, рассказывая о чудовищном опыте выживания, он свидетельствует, анализирует, обвиняет, предостерегает. В канун двухтысячного года книга "Человек ли это?" была названа в Италии книгой века;

13) Петренко В. До и после Освенцима. - М.: Фонд "Холокост", 2000.160 с.; 20 ил.- (Российская б-ка Холокоста).Генерал-лейтенант в отставке, Герой Советского Союза Василий Яковлевич Петренко рассказывает о своей жизни, главном эпизоде фронтовой биографии - освобождении лагеря смерти Освенцим. Автор, известный военный историк, размышляет о месте концлагерей в нацистской практике народоубийства, пытается ответить на вопрос, почему перед армиями союзников не ставилось специальной задачи по их освобождению;

14) Опечатанный вагон. Рассказы и стихи о Катастрофе. - М., Иерусалим, 2005.Сборник стихов, рассказов и отрывков из прозаических произведений;

15) Хакль Э. Две повести о любви. Фрагменты любви с первого взгляда. Свадьба в Аушвице. - М.: Аст-Пресс Книга, 2005. "Свадьба в Аушвице. Случай из жизни" повествует об отношениях австрийского антифашиста Руди Фримеля и дочери испанского ученого-биолога Маргариты Феррер, о любви, которую венчает кажущееся неправдоподобным бракосочетание, состоявшееся в лагере Аушвиц (Освенцим).


Для современных немцев Холокост и Вторая мировая война – не события отдаленного прошлого, а неотъемлемая часть недавней истории страны. Восстановление политических институтов в Западной Германии и послевоенное политическое образование во многом определялись усилиями по осмыслению нацистской диктатуры и поисками гарантий предотвращения повторения катастрофы. Изучение нацистского периода во всех его аспектах – приход Гитлера к власти, создание им диктатуры НСДАП; отмена законности; преследование всех видов политических оппонентов; преследование евреев на расовой почве, кульминацией которого стал Холокост; молчание и оппозиция немецких граждан; начало Германией Второй мировой войны – является обязательным содержательным аспектом преподавания в немецких школах всех типов и на всех уровнях обучения.

При этом изучение нацистской диктатуры и Холокоста не ограничивается учебным планом по истории, эти исторические сюжеты активно обсуждаются в рамках различных школьных дисциплин:

Цель преподавания темы Холокоста не ограничивается обучением студентов историческим фактам. Основной политической и образовательной целью знакомства молодых немцев с трагическим прошлым их страны и виной их предков является, прежде всего, стремление донести до них последствия гитлеровской диктатуры, уникальность Холокоста, а также значимость ценностей и институтов, защищающих свободу и демократию.

  • Разрушение демократического правительства, основанного на верховенстве права.
  • Введение в действие принципов фюрера.
  • Полную регламентацию жизни населения посредством пропаганды.
  • Дискриминацию и террор, и антигуманные идеи превосходства арийской расы, сформировавшие основу, с помощью которой Гитлер мог развязать мировую войну и приступить к систематическому разрушению человеческих жизней.

Согласно документу, подготовленному министерством образования земли Северный Рейн-Вестфалия, директивы по преподаванию Холокоста в основной средней школе (в Hauptschule проходят обучение школьники с пятого по девятый или десятый класс), кроме прочего, содержат указание на то, что:














Министерство образования и науки официально включило тему холокоста в обязательную учебную программу средних школ. Уже подготовлены учебные материалы и выделено необходимое учебное время – 72 часа! – для усвоения курса, а 10 вопросов по холокосту даже включены в программу Единого госэкзамена.

Читайте также: