Преподавание физики в школах германии

Обновлено: 02.07.2024

Лекция 8. Изучение физики в школах зарубежных стран

I. Во всех странах при изучении физики ставятся примерно одинаковые цели: дать основы научной и технической подготовки по предмету; способствовать развитию творческих способностей, формированию научного мышления; развить умения самостоятельно приобретать знания с помощью различных источников (литература, эксперимент и др.). Практически во всех странах отчетливо проявляется изменение характера деятельности учителя: от просто передачи знаний к управлению познавательным процессом. Ключевое внимание познавательной деятельности школьников способствует изменению содержания учебников (больше эксперимента, различных заданий и др.), форм организации учебного процесса, приемов и методов обучения. Немаловажное значение приобретают методологические знания: широкое и сознательное применение моделей, усвоение методов научного исследования, историзм и др.

Повышение научного уровня курса физики педагоги видят в усилении следующих видов деятельности школьников: анализ экспериментальных фактов, изучение фундаментальных законов, предсказание характера протекания явлений, расчет характеристик явлений и процессов. Важно подчеркнуть, что в содержании изучаемого материала четко выделяются онтологические и гносеологические аспекты, отсюда, в частности, более последовательно отношение к роли моделей. Изучение явления проходит три этапа: действительность — физическая модель — математическая модель. Такое отношение к содержанию изучаемого материала взаимосвязано с задачами активизации познавательной деятельности школьников.

II. О структуре курсов физики. Достаточно типичной для многих стран является следующая система обучения: начальная школа, I ступень средней школы, II ступень средней школы, высшая ступень средней школы; неполная средняя школа (первая, вторая и третья ступени обучения ; каждая ступень - три класса), гимназия (гуманитарное, естественно - научное отделения и др.; обычно 2-3 года обучения). До 50% времени отводится на изучение базовых дисциплин (язык, литература, математика, и др.). Распространено использование интегрированных курсов, а в старших классах - специальных курсов.

В неполной средней школе чаще всего физика изучается в рамках курса естествознания. Например, в Швеции на первой ступени элементы физики рассматриваются в рамках краеведения, ручного труда; на второй ступени - в рамках естествознания; на третьей ступени - в рамках отдельного курса или в рамках естествознания. В гимназии на естественно - научном отделении физика изучается три года на достаточно высоком уровне: соответственно 65, 110, 124 часа. Рассматриваются вопросы механики, электричества, атомной физики и др.

Своеобразным ориентиром для нас может быть система обучения физике в такой развитой стране как Япония. (См. подробнее: Физика в школе, 1987. - № 3. - С. 80-84.)

Начальное обучение: 6 лет, курс естествознания, по годам 2, 2, 3, 3, 3, 3 уроков длительностью 50 минут при 40 учебных неделях; изучаются вопросы: магниты, свойства воздуха, простейшие электрические цепи, элементы геометрической оптики, агрегатные состояния вещества, звук и др.

Младшая средняя школа: 3 года, курс естествознания, по годам 3, 3, 4 уроков в неделю; изучаются вопросы: силы в природе, атомно-молекулярное строение вещества, закономерности электрических цепей, механическое движение и др.

Старшая средняя школа: 3 года, обязательный курс естествознания (140 часов), дополнительный курс естествознания по выбору (70 часов), курс физики по выбору (140 часов). В курсе физики изучаются темы: сила и энергия, волны, электричество и магнетизм, атом и ядро.

Особенности методики обучения физике в школах Японии:

- большое внимание самостоятельному эксперименту; в начальной школе весь материал связан с обсуждением опытов; в старших классах эксперимент приобретает характер исследования; достаточно широко используется моделирование и конструирование;

- основными формами работы являются лекция и индивидуальные занятия; в старшей средней школе велик объем домашнего задания; устный опрос перед классом - лишь сильных школьников;

- наглядность как основной принцип обучения; поэтому широко используются различные ТСО;

- распространенность дополнительной работы по предмету с целью подготовки к экзаменационным испытаниям; требуется как знать теорию, так и уметь решать задачи.

III. Во всех зарубежных странах широко используют задачи в процессе обучения физике. Во Франции уделяют внимание классификации задач после изучения соответствующего материала, в США, Швеции (и в других странах) широко используют тесты для контроля знаний, в Англии, США, Франции много внимания уделяют задачам на основе разнообразных экспериментальных ситуаций. В целом используются самые различные задачи. Приведем примеры.

- 1. Шарик привязан к нити, другой конец которой закреплен в точке О (лае рисунок). Шарик держат на одном уровне с точкой О так, чтобы нить была чуть-чуть натянута, а затем опускают (без начальной скорости). В момент, когда он находится прямо под О, нить рвется. На рисунке показаны пять положений шарика после начала его движения. Укажите стрелкой направления ускорений во всех положениях. 2. Нарисуйте схему, состоящую из компонентов, приведенных на рисунке (даны три резистора по 1 Ому, источник тока с ЭДС 1,5 В), причем такую, чтобы амперметр показывал 1,0 А. Внутренним сопротивлением источника тока и амперметра пренебречь. (Швеция.)

- Линейная скорость зубьев пилы станка Ц-5 равна 15 м/с. Диаметр шкива пилы 120 мм, а шкива мотора 300 мм. Найти частоту вращения шкива мотора. (Польша.)

- Две одинаковые собирающие линзы Л1 и Л2, имеющие оптическую силу по 5 дп каждая, находятся на одной оси и отстоят одна от другой на расстоянии 60 см.

1. Точечный источник света помещают на оптической оси на расстоянии 1 м от линзы Л1. Каково его изображение, даваемое системой?

2. Сосуд длиной 40 см наполняют жидкостью с показателем преломления 4/3 и помещают посередине между линзами Л1 и Л2. Стенки сосуда плоские, тонкие и перпендикулярны оптической оси системы.

а) Где нужно поместить экран, чтобы получить четкое изображение источника света?

б) Каков тип изображения, даваемого новой оптической системой?

3. Указать, что будет наблюдаться, если сосуд перемещать вдоль оптической оси (стенки остаются все время перпендикулярными к ней).

4. Сосуд, расположенный посередине между линзами, повернули на 8° вокруг вертикальной оси. Найти положение нового изображения источника.

5. Начертить ход пучков света для объяснения образования изображений во всех этих случаях. (Франция, лицей.)

В методике физического эксперимента заметное место занимают оригинальные простые и занимательные опыты. Приведем примеры:

- Две катушки, с небольшим количеством витков, замкнуты между собой, подвешены за проводники на штативы и свободно надеты на полюса достаточно сильных подковообразных магнитов. Описать явление, которое будет наблюдаться при выведении одной из катушек из положения равновесия?

Оглавление

Часть 1. Теоретические основы методики обучения физике 4

Лекция 1. Методика обучения физике как педагогическая наука 4

Метасистема методики обучения физике 5

Структура деятельности учения и предметной деятельности 6

Лекция 2. Задачи обучения физике. Построение школьного курса 15

Формулировки задач (общая модель) образования, воспитания и развития школьников средствами предмета на уроке физики 17

Лекция 3. Методы обучения физике: значение, классификация, содержание 23

Лекция 4. Методы обучения физике: физический эксперимент и решение задач 26

Основы методики использования экспериментальных задач 32

Лекция 5. Организация познавательной деятельности школьников при изучении физики 33

Лекция 6. Организационные формы учебных занятий по физике 37

Лекция 7. Дифференциация обучения физике 43

Лекция 8. Изучение физики в школах зарубежных стран 47

Сауров Юрий Аркадьевич

Методика обучения физике. Курс лекций. Часть I.

Редактор Т.Н. Котельникова

Компьютерный набор Д.А. Чеканова

Лицензия ЛР №020507 от 04.08.97

Подписано в печать 20.05.1998. Формат 60х80 1/16. Бумага офсетная. Ус.п.л. 4. Тираж 100.

Как обычно, обращаемся к рейтингу стран-лидеров по школьной успеваемости и рассказываем интересные и полезные факты о школах по всему миру. Так мы уже раскрыли особенности южнокорейской и финской систем образования. А сегодня узнаем, как учатся школьники в Германии.


Германия в рейтинге стран по уровню школьного образования занимает 12 место. Рейтинг основан на трёх показателях: Нобелевские лауреаты, уровень IQ и уровень школьной успеваемости

Типы школ в Германии

1) Обучение длится 12 или 13 лет, в зависимости от типа школьного обучения.

2) Начальное образование — Grundschule. В начальной школе обучаются дети с шести и до 10−12 лет.

3) Среднее образование — Sekundarstufe делится на несколько форм. Гимназия — Gymnasium. Наиболее престижная форма обучения в школе, длится 9 лет: с 5 по 13 класс. Реальная школа — Realschule. Продолжительность 6 лет: с 5 по 10 класс. Она ориентирована на специализированные дисциплины. Основная школа — Hauptschule. Также длится до 10 класса и ориентирована на выбор будущей профессии. Объединенная школа — Gesamtschule. Длится 6 лет: с 5 по 10 класс. При успешном прохождении объединённой школы, ученик получает аттестат и может претендовать на поступление в университет.

Учебный процесс

6) Обо всех самостоятельных и контрольных работах учителя предупреждают класс заранее. Также сообщают о темах, которые будут включены.

7) Во многих школах нет информатики и литературы, но практически везде изучается астрономия, экономика, этика, религия и даже есть такой предмет, как театр и кино.

8) Уроки проходят в форме дискуссии.

10) Для поступления важны последние три года школьного образования и финальные экзамены. Именно средний балл аттестата за этот период обучения является решающим для поступления в университет. В немецких вузах вступительные экзамены не обязательны.

11) Школьные уроки парные, также как в университете. Длятся 45 минут, но проходят подряд без перемены.

Правила школы

12) Школьной формы нет. Ученики могут выбирать одежду, прическу и макияж по своему желанию.

13) Практически во всех школах запрещены мобильные телефоны. Зато разрешены калькуляторы.

14) Нет школьных автобусов, но если школьник добирается на общественном транспорте издалека, школа оплачивает годовой проездной. Часто ученики приезжают в школу на велосипедах.

15) На переменах кабинеты закрывают. Свободное время ученики в основном проводят вне здания школы: во дворе или пекарнях на территории кампуса.

16) Система питания в разных школах может отличаться. В некоторых нет своей кухни. Но обычно в школе всё же есть столовая, киоски и автоматы. Но чаще всего ученики приносят обед из дома в ланчбоксах и съедают его на больших переменах.

17) Летние каникулы в Германии длятся полтора месяца, рождественские — три недели, весенние и осенние — две. Но расписание каникул в разных школах отличается. Учебные заведения разных федеральных земель Германии по-своему определяют даты начала и окончания учебного года. Считается, что такая система помогает справляться с трафиком на трассах.

18) Нет торжественного первого сентября и праздника День знаний. Школьники просто возвращаются с каникул и приступают к учёбе.

Что же, в немецких школах и правда здорово! Наша система образования построена другим образом, однако это не мешает тебе позаимствовать некоторые правила для личных целей. Например, на перерывах старайся не сидеть в кабинете — лучше пройдись по коридору или подыши свежим воздухом на улице (но только когда потеплеет). А вообще, узнавать об образовании других стран интересно и полезно — всегда можешь взять что-то на заметку.

Спасибо, что дочитал до конца. Мы рады, что были полезны. Чтобы получить больше информации, посмотри ещё:

Landheim Schondorf Школа-пансион Ландхайм Landheim Schondorf

Landheim Schondorf Школа-пансион Ландхайм Landheim Schondorf

Частная школа Herman-Lietz-Schule Haubinda

Частная школа Herman-Lietz-Schule Haubinda

Частная школа Успрингшуле (Urspringschule)

Частная школа Успрингшуле (Urspringschule)

Berlin Brandenburg International School BBIS Берлин Бранденбург Скул

Berlin Brandenburg International School BBIS Берлин Бранденбург Скул

Schule Schloss Salem Залемский Международный Колледж

Schule Schloss Salem Залемский Международный Колледж

EU Business School Munich Бизнес Школа EU Мюнхен

EU Business School Munich Бизнес Школа EU Мюнхен

Jacobs University Bremen Университет Jacobs University Bremen

Jacobs University Bremen Университет Jacobs University Bremen

Jacobs University Bremen Университет Jacobs University Bremen

UE University of Applied Sciences Europe Университет UE University

UE University of Applied Sciences Europe Университет UE University

UE University of Applied Sciences Europe Университет UE University

Gisma Business School Berlin (Бизнес-школа Гизма Берлин)

Gisma Business School Berlin (Бизнес-школа Гизма Берлин)

Gisma Business School Berlin (Бизнес-школа Гизма Берлин)

Berlin School of Business & Innovation BSBI (Школа бизнеса)

Berlin School of Business & Innovation BSBI (Школа бизнеса)

Berlin School of Business & Innovation BSBI (Школа бизнеса)

Gymnasium Stift Neuzelle гимназия Gymnasium Stift Neuzelle

Gymnasium Stift Neuzelle гимназия Gymnasium Stift Neuzelle

Gymnasium Stift Neuzelle гимназия Gymnasium Stift Neuzelle

IUBH School of Business and Management Международный университет прикладных наук

IUBH School of Business and Management Международный университет прикладных наук

Gisma Business School Hannover Бизнес-школа Гизма Ганновер

Gisma Business School Hannover Бизнес-школа Гизма Ганновер

OISE Heidelberg Языковая школа OISE Heidelberg

OISE Heidelberg Языковая школа OISE Heidelberg

Lancaster University Leipzig (Университет Ланкастера в Лейпциге)

Lancaster University Leipzig (Университет Ланкастера в Лейпциге)

Lancaster University Leipzig (Университет Ланкастера в Лейпциге)

Информация об обучении

Начальная немецкая школа в Германии c изучением физики для русских детей, подростков, студентов, а также школьников иностранцев! Выберите школу, ориентируясь на описание ее учебных программ, их стоимость, рейтинг и отзывы учеников – а наш специалист ответит на возникающие вопросы и поможет с выбором. БЕСПЛАТНЫЕ услуги по зачислению в заведения-партнеры, количество мест ограничено.

Итак, начало обучения в школе не всегда происходит 1 сентября. 1 сентября в Германии не является первым школьным днем, т.к. на каждой земле (а их 16) этот день начинается в разные даты. Тоже самое и с каникулами — на каждой земле школьные каникулы начинаются и заканчиваются по-разному.

Школьное образование в Германии

Школьное образование в Германии, да и в принципе всё образование в Германии очень отличается от нашего Российского. Отличие также затрагивает и систему оценивания знаний и умений учеников=)

Школьное образование в Германии

Расписание. Конечно же для каждого класса делают свое расписание. Учатся дети с понедельника по пятницу. Начинается учеба с 8ч и до 14ч либо 15ч в среднем.

Школьное образование в Германии

Какие предметы преподают в школах Германии? В школах изучают Математику, Немецкий (как мы русский), Английский, Химию, Физику, Латинский, Музыку, Историю, Политику, Спорт, Религию либо Этику на выбор, Биологию, а также уроки полового воспитания (начиная с 4 класса). Эти предметы являются обязательными предметами в школах Германии. Естественно нагрузка и предметы соответствуют конкретному классу. Конечно же физика в начальной школе преподаваться не будет.
Кстати, в начальной школе есть еще и продленка, где дети кушают, делают вместе уроки и ждут родителей.
В Германии есть обязанность у детей и родителей — это обязательное посещение школы. Если родители не отправляют детей учиться, то это преследуется законом и наказывается. Дети обязаны ходить в школу и не пропускать занятия вплоть до 12 класса. Конечно же пропуск по болезни (при наличии справки от врача) в этом случае не считается нарушением.
Так что всем желаю отличной учебы и крепкого здоровья!

Читайте также: