Преподавание астрономии в школе ссср

Обновлено: 05.07.2024

Несмотря на то, что астрономию никогда официально не запрещали в российских школах, ее внезапное возвращение стало для учителей, детей и их родителей настоящим сюрпризом – и не для всех приятным. Подробнее о курсе астрономии и связанных с ним тонкостях читайте в нашей статье.

Из истории вопроса

В царской России. Впервые курс астрономии в учебных заведениях ввел Петр Великий. С тех пор в течение трехсот лет предмет являлся отдельной наукой в рамках учебной программы.

Все началось, когда в 1699 году в Москве по указу царя появилась Школа математических и навигацких наук. Это было первое учебное заведение в России, где преподавали астрономию. Специально для нее в 1692–1695 гг. построили Сухареву башню, где оснастили обсерваторию. С этого момента наука о небесных телах стала обязательной дисциплиной в технических учебных заведениях (для моряков, военных, инженеров, специалистов горного дела, учителей для других школ, архитекторов и пр.).

В СССР. В первые годы советской власти преподавание астрономии существенно ухудшилось. Но уже в конце 30-х годов эта наука вернула свои позиции. С 1932 года астрономия в Советском Союзе являлась самостоятельным предметом, в учебном плане на нее отводилось 35 часов. Изначально ее главное предназначение было идеологическим: формирование научного мировоззрения учащихся для борьбы с религиозными взглядами.

Настоящий астрономический бум случился в СССР на рубеже 50–60-х гг. с началом космической эры. Главучтехпром выпускал новые наглядные пособия и ТСО (технические средства обучения), как отдельная наука появилась методика преподавания астрономии, широко использовались межпредметные связи.

В 1980–90-е годы интерес к науке о небесных телах в образовательных структурах постепенно пошел на спад, она начала исчезать из школьных программ – в том числе, и из-за недостатка финансирования.

В современной России. В постсоветской России в 1993 году астрономию окончательно убрали из списка обязательных предметов. То есть официально ее никто не запрещал. Она просто осталась на уровне вариативных дисциплин, которые могли включаться в учебный план на усмотрение школьной администрации и по желанию учащихся и их родителей.

В качестве позитивного примера можно привести школу в селе Ново-Чечкабы в Татарстане. Ее директор на собственные средства купил телескоп, в который показывал детям звезды. Постепенно интерес к науке усиливался. На полученный грант школа купила гораздо более мощный телескоп, оборудовала кабинет астрономии, в котором дети занимались по вечерам – ведь официально науки о звездах в учебном плане не было. В результате ученики этой сельской школы неоднократно становились призерами Всероссийской олимпиады по астрономии.

Результаты такого пренебрежения к науке оказались весьма печальными. Согласно проведенному ВЦИОМ в 2011 году социологическому опросу, треть взрослых россиян (32 %) считают, что это именно Солнце вращается вокруг Земли. В 2007 году так думали 28 % наших соотечественников. Кроме того, 20 % россиян в 2011 году считали, что полный оборот Земля совершает вокруг Солнца всего за один месяц. Четырьмя годами ранее этого заблуждения придерживались 14 % россиян. Сложно в такое поверить, правда? И это в стране, которая первой запустила на орбиту искусственный спутник Земли и первой отправила человека в космос!

Современное положение

Пожалуй, главная претензия родителей заключается в следующем: у детей и так мало времени на подготовку к ЕГЭ, а тут еще целый час в неделю отдавать астрономии. Однако эти претензии напрасны: несколько заданий по астрономии в обязательном порядке включены в ЕГЭ по физике, так что изучение науки о звездах необходимо.

Приказ № 506 существовавшего еще тогда Министерства образования и науки РФ от 7 июня 2017 года утверждает астрономию в качестве обязательного школьного предмета в системе ФГОС. Федеральный образовательный стандарт при этом дополнили отдельным разделом по общей астрономии базового уровня. Стоит отметить, что связанные с этой наукой сведения остаются в курсе физики. Просто при изучении астрономии они изучаются намного более подробно.

Все решает школа

В официальном учебном плане на изучение астрономии отводятся те же самые 35 часов, что и в советской школе. То есть по одному часу в неделю в течение стандартного учебного года. При этом школьная администрация решает, когда именно проводить занятия: второе полугодие 10-го класса вкупе с первым полугодием 11-го класса либо захватить 11-й класс целиком. Есть еще третий способ. Его можно считать наиболее краткосрочным и интенсивным: два часа в неделю в течение первого полугодия в 11-м классе. У каждого варианта есть свои плюсы и минусы. Кроме того, школы самостоятельно решают, за счет сдвига каких предметов астрономия будет введена в учебное расписание. Естественно, перераспределение часов должно быть сделано не в ущерб другим дисциплинам.

Не все школы обладают достаточной материально-технической базой для знакомства учащихся с современным уровнем развития астрономии как науки. И, конечно, не все учебные заведения имеют в шаговой (или хотя бы транспортной) доступности планетарий. А ведь именно его рекомендуется посещать классу в течение учебного года для работы над некоторыми темами. Как вариант – в некоторых регионах возможно использование мобильного планетария.

Естественно, возникает вопрос, кто будет вести новый (точнее, хорошо забытый старый) предмет. В подавляющем большинстве школ дипломированного астронома-предметника нет. Появится ли такая специализация в педвузах, неизвестно. Ну а пока, очевидно, за дело возьмутся учителя физики: их предметные компетенции ближе всего к астрономическим вопросам. На курсах повышения квалификации (переподготовки на учителя астрономии) предусмотрены 36 часов занятий для преподавателей физики и 72 часа для преподавателей естественнонаучного цикла (учителей математики, географии). Ощутимая разница! Впрочем, по закону директор может на свой страх и риск оставить преподавателя астрономии без всяких дополнительных курсов, если уверен в его квалификации и не боится вопросов со стороны проверяющих органов.

Что на выходе

Согласно программе, во вновь вернувшемся курсе астрономии старшеклассники изучат:

  • эволюцию человечества в восприятии Вселенной, роль астрономии в развитии цивилизации,
  • практическое значение астрономических исследований, специальное оборудование, связь небесных координат и географического положения, созвездия, основы измерения времени,
  • развитие отечественной космонавтики и прикладной технологии спутников Земли,
  • развитие мировой космонавтики, достижения в исследовании космоса,
  • основы практической астрономии, методы астрономических исследований, эффект Доплера, закон Стефана-Больцмана, электромагнитное излучение,
  • законы движения небесных тел, законы небесной механики,
  • законы Солнечной системы, ее строение и природу тел (Луны, астероидов, метеоров и метеоритов, болидов, комет), суть геоцентрической и гелиоцентрической систем, законы Кеплера,
  • Солнце и звезды, их характеристики, внутреннее строение и источники энергии, происхождение химических элементов, солнечно-земные связи,
  • мегагалактики и галактики (в том числе нашу Галактику – Млечный Путь), теории их происхождения, состав и структуру, строение и эволюцию Вселенной, закон Хаббла, реликтовое излучение, черные дыры.

Такое построение курса позволяет добиться межпредметных результатов, что соответствует новым стандартам.

Чтобы проконтролировать уровень усвоения знаний, учитель может использовать (помимо устных опросов) тесты, презентации, доклады и рефераты, практические работы с применением астрономического календаря и карт звездного неба. Всероссийские проверочные работы (ВПР) по астрономии ожидаются ориентировочно в 2020 году. Однако способ проконтролировать знания по этому предмету уже есть. Вопросы по астрономии входят в список заданий контрольно–измерительных материалов (КИМ) ЕГЭ по физике. Отдельного ЕГЭ по астрономии вводить не планируется. Поскольку астрономия входит в число обязательных предметов по ФГОС, то оценка по ней идет в аттестат абсолютно всех одиннадцатиклассников.

Благодарим за то, что Вы прочли данную статью! А если Вам понравилось - ставьте лайк и подписывайтесь на наш канал, чтобы не пропустить обновления. До встречи!


Астрономия, возникшая в силу необходимости счета времени, является древнейшей учебной дисциплиной. История преподавания астрономии прошла долгий и сложный путь развития и совершенствования. Были периоды, когда курс астрономии был исключен из учебных планов российских школ.

  • великие ученые астрономы;
  • звездозакония или сокращение астрономии в XVIII веке;
  • космография вселенной – учебный курс в XIX веке;
  • астрономия как учебный предмет советской школы.

Отцами греческой астрономии и величайшими наблюдателями неба следует считать Пифагора, Птоломея, Аристарха. В античные времена была создана геоцентрическая система вселенной, которая являлась основой обучения астрономии в Греции и Риме. В эпоху Возрождения в трудах Коперника, Галилея и Кеплера получила обоснование новая, гелиоцентрическая теория, которая закрепилась в общей системе обучения. Следует отметить, что основы астрономии в российской школе преподавались под разными названиями и включались отдельными разделами в учебники математики, физики, в географии.

Звездозакония или сокращение астрономии в XVIII веке

В древней Руси естествознание, а с ним и астрономия входили в круг обучения в соответствии с требованиями церкви. В Московском государстве до времени царствования Алексея Михайловича обучение астрономии было в очень ограниченном виде и не имело систематического характера. Более решительные меры в астрономическом обучении осуществил Петр I.

Космография вселенной – учебный курс в XIX веке

Общественное движение 60-х годов вынудило правительство Александра II обратить внимание на реальное образование, и в 1864 году новый устав средней школы закрепил астрономию под названием Космографии в старших классах в количестве 3 часов в неделю. Изложение космографии включалось в виде особого прибавления в учебники физики или географии. Космография, являясь изложением главных законов космоса, охватывала физический мир в целом. В курсе космографии перед учащимися тот или иной физический закон разрастается за пределы физического кабинета до пределов целой Вселенной, перед учащимися происходит совместное действие различных физических, химических и механических законов.

В XIX веке Космография приобретает высокую эстетическую ценность, правильно преподаваемая, она внушает мысль о непреложности законов природы, невольно приковывает к себе интерес молодого ума и рождает у него массу новых вопросов и не только может эти вопросы рождать, но и отвечать на них. Всецело опираясь на физику, космография в то же время и дополняет ее: уже одна обобщающая роль космографии выдвигает ее в качестве серьезного общеобразовательного предмета.

Начало XX века в связи с промышленным кризисом в Европе, захватившим и Россию, ознаменовано подъемом революционного движения. Нараставшее давление общественности и педагогических кругов, учительские съезды, выражавшие неудовлетворенность состоянием школьного дела, вынуждали царское правительство снова заняться школой. В такой обстановке в конце 1913 и в начале 1914 гг. в Петербурге состоялся I Всероссийский съезд преподавателей физики, химии и космографии.

В третьей секции этого съезда докладчики обращали внимание на необходимость изменений в постановке преподавания космографии в школах. В резолюции по секции космографии этого съезда было высказано пожелание об организации общегородских школьных обсерваторий.

Астрономия как учебный предмет советской школы

В начале XX века (1917 г.) на Всероссийском совещании преподавателей физики, химии и космографии на первое место поставлено значение астрономии для формирования мировоззрения. Требовалось единство в преподавании этого предмета во всех школах, определение нормы времени на обучение астрономии, а также предлагалось ввести школьные астрономические наблюдения как уже испытанное методическое средство. И так, астрономия, возникшая в начале своего существования из необходимости ориентироваться и вести счет времени, имела, в большей степени, связь с математикой и называлась Звездозаконией. Начиная с XIX века, астрономия включается в курс обучения физики и именуется Космографией. И только в 30-е годы XX века повсеместно в учебные планы школ вводится Астрономия как отдельный учебный предмет.

Гост

ГОСТ

Преподавание астрономии в дореволюционной России

Астрономия как отдельный предмет преподавалась ещё в учебных заведениях Российской империи. Как отмечается историками, уровень преподавания астрономии при учёте знаний того времени был выше чем в современной российской школе.

Это объясняется следующими причинами:

  • характер обучения был дифференцирован и знания ученикам передавались в обязательном порядке,
  • существовал большой выбор в учебных программах, учебниках и дидактических пособий по астрономии,
  • у преподавателей была свобода в самостоятельной разработке методических программ и средств обучения.

Таким образом, преподавание астрономии может быть успешным как в формате преподавания отдельной дисциплиной, так и в общем курсе с физикой. Это доказывает успешный опыт подобного преподавания в дореволюционной школе Российской империи.

На основе опыта прошлого становится ясным, что есть возможность формировать сложные астрономические понятия у подростков 14 - 16 лет.

Отметим также, что существует совпадение современных концепций преподавания астрономии с методами учителей и учёных методистов ещё начала ХХ века.

Астрономия в советской школе

Российская империя распалась в 1917 году вследствие масштабного социально-экономического, политического, социокультурного кризиса. Пришедшее к власти руководство во главе с Лениным опиралось на идеи о построении справедливого коммунистического общества, где отсутствовала бы эксплуатация человека человеком.

Вскоре эти во многом утопичные идеи выразились в становлении СССР, в котором власть принадлежала коммунистической партии. Изменения коснулись всех сфер жизни общества, в том числе и образования. Государство всемерно развивало грамотность и образованность населения. Пусть и под идеологическим контролем партии.

В результате, астрономия, бывшая ранее элитарной наукой для небольшой части грамотного населения стала доступной для большинства жителей многомиллионного Советского Союза. Однако, первоначальный уровень ее преподавания и знаний был довольно низким. Но, в результате реформ школьного среднего и высшего образования уровень преподавания астрономии, как и иных дисциплин, стал неуклонно расти.

Готовые работы на аналогичную тему

Как отмечается, результатом преобразований стало повышения уровня преподавания астрономии в средней школе до высот, сравнимых с современным уровнем обучения данной дисциплине. Более того, что касается классической астрономии, то уровень изложения ученикам вопросов по такой теме, в советской школе был выше современного.

В результате разработок курса астрономии к концу 1940-ых годов определились основные формы, методы и особенности преподавания астрономии в качестве одного из предметов, изучаемых в 10 классе.

Так, основной целью преподавания астрономии было формирование у школьников научного мировоззрения.

Также были выделены задачи общеобразовательного, воспитательного и развивающего характера и определена структура курса астрономии. Эта структура не претерпела особых изменений на протяжении более полувека.

Однако, концепция курса астрономии, разработанная ещё в конце 1930-ых годов, была исчерпана к концу 1960-ых гг. Это было связано с резким развитием научно – технического прогресса, в том числе и с развитием физики и астрономии.

В результате III астрономическая революция 50-70-х годов ХХ века, привела не только к новому уровню знаний и технологий, но и к изменениям в методике преподавания астрономии по всему миру, в том числе и в нашей стране.

Развитие науки привело к тому, что астрономия вышла на новый уровень развития и стала всеволновой и всекорпускулярной экспериментальной наукой.

Такие изменения привели к поиску новых способов обучения учащихся, в связи с резко возросшим уровнем информации, однако так и не удалось изменить содержание курса вместе с сохранением 34 – часового объёма, что привело к формализации всего учебного курса, и, как следствие, к падению интереса учеников к данному предмету.

Развитие методики астрономии в рамках прежнего курса к 1980-ых гг. было полностью исчерпано. Была необходима новая реформа преподавания астрономии в школе, однако кризис государственных структур привел к развалу всего Советского Союза, и проблемы обучения астрономии ушли в сторону.

Более того, астрономия с 1993 года перестала быть основным предметом в школе. Таким образом, в стране, которая первая вышла в космос астрономия перестала быть важной дисциплиной, что вело к общей безграмотности и искажению объективной картины мира.

Преподавание астрономии в современной российской школе

С 1993 года астрономия в школе перестала быть обязательным предметом и велась как факультатив.

Общее бедственное положение школ и высших учебных заведений также не способствовало росту грамотности и образованности.

Так, если в 1990 -1991 году советские школьники 9 – 13 летнего возраста по уровню знаний естественнонаучных предметов занимали 4 место по математике и 5 место по естественным наукам среди учеников 19 наиболее развитых стран мира, то в 1992 наши школьники занимали уже 8 место, а в 1996 году и вовсе скатились на 18 место в списке из 42 стран мира.

Лишь с 2017 – 2018 года Министерство образования России вводит курс астрономии как обязательный. Школам предлагается ввести новую дисциплину в зависимости от готовности учебного заведения к её преподаванию.

Курс астрономии, согласно правилам, не должен быть меньше, чем 35 часов неделю. Таким образом, это один урок в неделю, если астрономия преподается в 10- м или 11 – м классе. Курс может быть растянут на два года с сохранением обязательного минимума часов. Выбор варианта остается за школой.

Что касается ЕГЭ, то по астрономии его не планируется проводить даже на добровольной основе. Однако, с 2019 года собираются проводить всероссийские олимпиады по астрономии. В свою очередь, задания по астрономии будут включаться в ЕГЭ по физике.

Таким образом, возвращение астрономии в школы должно способствовать развитию общего уровня естественно-научных дисциплин, подъёму общего уровня развития астрономической грамотности, созданию интеллектуальной защиты от всяческих мракобесных и лженаучных идей о плоской Земле и подобной чепухе.

Рисунок 1. Преподавание астрономии в современной российской школе. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ


Система российского образования не единожды претерпевала изменения. Со временем некоторые предметы то исчезали из школьной программы, то вновь появлялись. Давайте выясним, какие уроки больше не преподают в отечественных школах.

Черчение

Уроки черчения отменили в школах 5-6 лет назад. Но где-то ещё преподают этот предмет в качестве факультатива или вместо нескольких часов технологии в неделю в старших классах.


В профессиональной сети многие педагоги высказывают сожаление по поводу отмены черчения и надеются, что предмет со временем всё же вернут в общую школьную программу.

Логика

Ещё один предмет из советского прошлого, который не вписался в концепцию современного образования — логика.


В настоящее время логика не является обязательным предметом в школе, поэтому каждое учебное заведение решает самостоятельно — включать её в учебный план или нет.

Астрономия

Изучение движения небесных тел для школьников отменили в 2008 году. А между тем астрономия входила в курс обязательных школьных наук со времён Петра I. До революции в России выпускалось свыше 40 различных учебников по этой дисциплине. Постепенное её размытие в школьной программе началось в 1993 году — курс астрономии не вписывался в конструкцию основного учебного плана.


Сегодня формально астрономия в школах не запрещена. Просто чиновники от науки не могут найти ей место в структуре современных образовательных стандартов. Чего же в ней всё-таки больше — природоведения, физики или химии? Или всё же дисциплина будет лучше восприниматься как отдельный предмет? Учёные и педагоги спорят до сих пор.

Начальная военная подготовка

Начальная военная подготовка в аттестате зрелости как учебный предмет не указывалась. Как правило, она проводилась под руководством участников ВОВ или офицеров вооруженных сил, отправленных в запас.


Сегодня такого предмета даже в качестве факультатива в российских школах не осталось (за исключением специализированных учебных заведений). В отличие от некоторых государств бывшего СССР, где допризывная подготовка молодёжи в школах по-прежнему ведётся.

Чистописание


Сегодня роль чистописания отводится многочисленным прописям. При этом на то, как младшеклассники держат ручку, в школе никто особого внимания не обращает.

Болле подробнее читай в статьях : Каллиграфия и мозг

Естественная история (естествознание)

Естественная история или естествознание — наука об окружающем мире — была исключена из школьной программы в 1877 году. Только в 1901 году специальная комиссия по организации среднего школьного образования в российских школах приняла положение, согласно которому естествознание и географию полагалось изучать в 1-3 классах.


Философия

Философия — это полезный предмет, но есть исследования, которые показывают, что детская психика еще не достигла такого уровня зрелости, чтобы данный предмет воспринять на должном уровне. Проблема ещё также в том, что никогда в наших школах не учили ребят критическому мышлению, являющемуся необходимым условием понимания основ современной философии - практически всегда история, литература и обществознание преподавались тенденциозно.

Закон Божий


Патриарх Кирилл освятил здание православной гимназии в Калининграде

Я не против возврата в школы духовного развития ребенка, но почему при этом из школьной программы удалили те предметы благодаря которым СССР в свое время сделал рывок в развитии общества, науки, культуры, промышленности.


Глядя на все на это (реформы нашего образования), мне представляется спираль развития идет в низ, а не в верх как должно быть.


Если бы общество развивалось в правильном направлении, а не в обратном, то в сети не пользовались популярностью ]]> посты с такой тематикой ]]> и их ]]> авторы ]]> не были столь популярны.

Кому интересны и нужны для обучения ]]> старые советские учебники ]]> , можете скачать ]]> здесь ]]> .

Читайте также: