Преподавание арифметики в начальной школе поляк

Обновлено: 05.07.2024

Назначение: Настоящая работа состоит из двух частей. В первой части освещены общие вопросы методики решения задач, во второй части — вопросы обучения решению отдельных видов задач. Книга является результатом изучения опыта школ и многолетней опытной работы автора. Все же целый ряд вопросов, затронутых в данной книге, не может считаться окончательно разрешенным и .нуждается в дальнейшем изучении.

Авторство: Григорий Борисович Поляк

Формат: PDF Размер файла: 10.6 MB

СОДЕРЖАНИЕ

Воспитательно-образовательное значение решения задач в советской школе 3

Система подбора задач 5

Основные виды простых задач (5). Составные задачи (10). Основные виды задач с пропорциональными величинами (16). Усложнение основных видов задач с пропорциональными величинами (23). Расположение задач в процессе обучения (33)

Усвоение условия задачи 45

Чтение, запись и повторение условия(49).Понимание слов, входящих в состав условия (51). Понимание жизненного смысла задачи (53). Применение наглядности (60)

Разбор арифметических задач 67

Объяснение и запись решения задач 79

Объяснение решения (80). Запись решения (82). Запись решения задач формулой (89). Элементы счетоводных записей (91)

Обучение самостоятельному решению задач 94

Закрепление и развитие навыков решения задач 101

Повторение плана и решения задачи (104). Решение задачи несколькими способами (107). Проверка правильности решения задачи (109). Решение подобных задач (111). Задачи с недостающими и излишними данными (112). Сравнение близких по своей структуре задач (116). Составление задач учащимися (118). Изменение условий задачи (129)

Предупреждение неуспеваемости и восполнение пробелов в знаниях учащихся 134

Занимательные задачи 140

деление. (153). Закрепление навыков решения простых задач (157).

Составные задачи 162

Первый вид задач на простое тройное правило (задачи, решаемые прямым приведением к единице) 163

Первый вид задач на пропорциональное деление 164

Задачи на нахождение чисел по сумме и отношению, решаемые способом частей 169

Первый вид задач на нахождение неизвестного по разности двух величин 174

Задачи на нахождение чисел по разности и отношению, решаемые способом частей 177

Второй вид задач на простое тройное правило (задачи, решаемые обратным приведением к единице) 178

Второй вид задач на пропорциональное деление 179

Второй вид задач на нахождение неизвестного по разности двух величин 181

Третий вид задач на простое тройное правило (задачи, решаемые способом отношений) 183

Третий вид задач на пропорциональное деление 186

Задачи на встречное движение 187

Усложнение третьего вида задач на пропорциональное деление и задач на встречное движение 190

Третий вид задач на нахождение неизвестного по разности двух величин 193

Задачи на движение в одном направлении —

Усложнение третьего вида задач на нахождение неизвестного по разности двух величин и задач на движение в одном направлении 196

Задачи на нахождение чисел по сумме и разности 197

Задачи на простое тройное правило с обратно-пропорциональными величинами 201

Задачи на сложное тройное правило 202

Задачи, решаемые способом исключения неизвестного 204

Задачи на вычисление средне-арифметического (задачи на смешение 1-го рода) 209

Методика преподавания арифметики в начальной школе.
Преподавание АРИФМЕТИКИ в начальной школе.
Обучение решению задач в начальной школе.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОСОБИЯ ДЛЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Дидактический материал по арифметике для 3-го класса.
Методика преподавания арифметики в начальной школе.
Целые числа в курсе арифметики 4-го класса.
Внеклассная работа по методике арифметики в педагогических училищах.
Методика преподавания арифметики.
Методика преподавания арифметики в начальной школе.
В помощь учителю начальных классов.
Методика арифметики и геометрии в первые годы обучения.
Методика преподавания обыкновенных дробей.
Опыт работы по арифметике в I классе.
Наш первый счёт.
Решение арифметических задач в начальной школе.
Наглядность при решении задач в начальных классах.
Практические работы по арифметике в I и II классах.
Основные вопросы начального обучения.
Математика в школе.
Решение задач по арифметике в начальной школе.
Решение арифметических задач в начальной школе.
Руководство по арифметике для уездных училищ.
Руководство по арифметике для уездных училищ.
Методика Арифметики. Часть 1: курс младшего отделения начальной школы.
Методика Арифметики. Часть 2: курс среднего отделения начальной школы.
Методика Арифметики. Часть 3: курс третьего отделения начальной школы.
Методика Арифметики. Часть 4: курс четвертого года обучения в начальных и двуклассных училищах.
Руководство к преподаванию арифметики малолетним детям.
Руководство к преподаванию арифметики малолетним детям.
Арифметические листки, постепенно разложенные от легчайшаго к труднейшему.
Методика начальной арифметики.
Методика начальной арифметики.
Исторический очерк русских учебных руководств по математике.
Руководство к преподаванию арифметики.
Очерки по методике геометрии.
Дальтон-план и новейшие течения русской педагогической мысли.
Русские счёты и их использование в школе.
Хрестоматия по методике начальной арифметики.

РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАДАЧИ И ЗАДАНИЯ

Занимательные задачи.
Наглядные пособия по арифметике во 2-м классе.
Сборник задач по арифметике для устных упражнений.
Внеклассная работа по арифметике в начальной школе.

УЧЕБНИКИ АРИФМЕТИКИ РАЗНЫХ ЭПОХ

Арифметика
Сборник задач по математике для школ 1-й ступени. Часть I.
Сборник задач по математике для школ 1-й ступени. Часть II.
Сборник задач по математике для школ 1-й ступени. Часть III.
Сборник задач по математике для школ 1-й ступени. Часть IV.
Учебник арифметики для начальной школы. Часть I.
Учебник арифметики для начальной школы. Часть II.
Учебник арифметики для начальной школы. Часть III.
Сборник арифметических задач и упражнений для 1-го класса начальной школы. Часть I.
Сборник арифметических задач и упражнений для 2-го класса начальной школы. Часть II.
Сборник арифметических задач и упражнений для 3-го класса начальной школы. Часть III.
Сборник арифметических задач и упражнений для 4-го класса начальной школы. Часть IV.
Сборник арифметических задач и упражнений для 1-го класса начальной школы.
Сборник арифметических задач и упражнений для 2-го класса начальной школы.
Сборник арифметических задач и упражнений для 3-го класса начальной школы.
Сборник арифметических задач и упражнений для 4-го класса начальной школы.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Андрей Петрович Киселев: Жизнь, научное творчество, педагогическая деятельность.
Как постепенно дошли люди до настоящей арифметики.
Учебные пособия по математике в средней школе.
Измерения на местности.
Геометрия на подвижных моделях.
На путях обновления школьного курса математики.
Образование, которое мы можем потерять.
Труды 1-го Всероссийского Съезда Преподавателей математики.
Труды 1-го Всероссийского Съезда Преподавателей математики.
Труды 1-го Всероссийского Съезда Преподавателей математики.
История математического образования в СССР.

СРЕДНЯЯ ШКОЛА — АРИФМЕТИКА

УЧЕБНИКИ

Арифметика для 5-6 классов.
Краткая арифметика для городских училищ.
Систематический курс арифметики.
Арифметика. 5-6 классы.
Арифметика. 5-6 классы.
Сборник задач по математике.
Сборник задач и упражнений по арифметике для 5-х и 6-х классов.
Сборник задач и упражнений для устных занятий по математике.
Сборник задач по арифметике. 5-6 классы.
Задания для учащихся заочной средней школы.
Сборник задач и упражнений по арифметике для 5-6 классов.

МЕТОДИКА

Из опыта преподавания арифметики в 5-х классах.
Методика арифметики для учителей средней школы.
Практическая арифметика.
Методика арифметики.
Методические указания к преподаванию арифметики в 5-ом классе.
Преподавание арифметики в 5-ом классе.
Методические разработки по арифметике. 5 класс.
Самодельные наглядные пособия по арифметике.
Методы преподавания арифметики в 5-х и 6-х классах.
Методика преподавания арифметики.
Методика преподавания арифметики в 5-6-х классах.
Методы решений арифметических задач.
Наглядность и наглядные пособия при обучении арифметике.
Опыт методики арифметики для преподавателей математики в средних учебных заведениях.
Учебник методики арифметики.
Методика арифметики.
Методика упражнений по арифметике и алгебре.

ПОУРОЧНЫЕ ПЛАНЫ

Уроки арифметики. 5 класс.
Планы уроков по арифметике в 5-м классе.
О примерном содержании уроков заключительного повторения курса арифметики.
Поурочные методические разработки.
Планы уроков по арифметике для 6-х классов.
Планы уроков по арифметике в 6-м классе.

СРЕДНЯЯ ШКОЛА – АЛГЕБРА

УЧЕБНИКИ И СБОРНИКИ ЗАДАЧ

Краткая Алгебра.
Краткая алгебра для женских гимназий и духовных семинарий.
Элементарная алгебра.
Элементарная алгебра.
Элементы алгебры и анализа.
Сборник задач по математике.
Сборник самостоятельных и контрольных работ по алгебре и геометрии.
Сборник самостоятельных и контрольных работ по алгебре и геометрии.
Задачи и упражнения.
Сборник задач по алгебре.
Сокращенный сборник упражнений и задач.
Сборник задач по алгебре.
Сборник алгебраических задач.
Сборник алгебраических задач.
Сборник алгебраических задач.

МЕТОДИКА

Полные решения и подробные объяснения алгебраических задач.
Методика преподавания алгебры.
Методические указания к преподаванию алгебры и геометрии.
Решение примеров.
Методика обучения алгебре в 6-м классе восьмилетней школы.
Подробные решения и объяснения алгебраических задач.
Методика приготовительного курса алгебры.
Дополнительные статьи алгебры.
Методика формирования основных понятий алгебры.
Методика алгебры.
Методика преподавания алгебры в восьмилетней школе.
Очерки по методике преподавания алгебры.
Методика преподавания алгебры.

ПОУРОЧНЫЕ ПЛАНЫ

Первые уроки алгебры в VI классе. Методическое пособие для учителей
Уравнения первой степени в средней школе. Пособие для учителей.
Планы уроков по алгебре в VI классе.

СРЕДНЯЯ ШКОЛА — ГЕОМЕТРИЯ

УЧЕБНИКИ И СБОРНИКИ ЗАДАЧ

Курс элементарной геометрии с практическими задачами для городских училищ.
Начальный курс геометрии.
Начальный курс геометрии.
Элементарная геометрия.
Элементарная геометрия.
Геометрия. Планиметрия.
Геометрия.
Геометрии для средних учебных заведений.
Геометрия на задачах.
Сборник упражнений по Геометрии.
Сборник задач по математике для старших классов школ I-й ступени.
Сборник самостоятельных и контрольных работ по алгебре и геометрии.
Сам измеряй и вычисляй.
Сам измеряй и вычисляй.
Сам измеряй и вычисляй.
Решения задач элементарной геометрии (на построение).
Сборник геометрических задач на вычисление.

МЕТОДИКА

Очерки по методике геометрии.
Методика геометрии.
Образовательный курс наглядной геометрии.
Элементы наглядной геометрии в школе.
Решения задач элементарной геометрии (на построение).
Начальный (пропедевтический) курс геометрии в средней школе.
Методика обучения решению задач на построение в восьмилетней школе.
Методические разработки по математике.
Графические и лабораторные работы по геометрии.
Решение геометрических задач на построение.
Методика изложения геометрических доказательств.
Очерки по методике преподавания геометрии (планиметрии).

ПОУРОЧНЫЕ ПЛАНЫ

Планы уроков по геометрии в 6-ом классе.
Планы уроков по геометрии в 7-ом классе.

СРЕДНЯЯ ШКОЛА — НАГЛЯДНАЯ ГЕОМЕТРИЯ

УЧЕБНИКИ И СБОРНИКИ ЗАДАЧ

Наглядная геометрия.
Образовательный курс наглядной геометрии.
Элементы наглядной геометрии в школе.
Наглядная геометрия.
Наглядная геометрия.


Нужно ли современным детям переиздание арифметики 1955года? Да, как ни странно, для формирования устойчивых навыков счета оно оказалось лучшим)


Всем доброго дня!

Мы с дочерью-дошкольницей довольно успешно осваиваем современные пособия направленные на развитие или оценку уровня математического мышления у дошкольника. Они разносторонни, интересны, красочны - одна беда у них - быстро кончаются. Соответственно при перерыве в занятиях - весь багаж начатков мат.знаний улетает из детской головы, как с белых яблонь цвет))

И вот, когда в очередной раз зашел семейный разговор о современных учебниках, о том как и чему учат, свекровь вспомнила: "А вот был у нас учебник арифметики, да такой-то красочный, да такой-то толковый". Я ушки навострила и в Интернет, т.к. учебников раньше было меньше и менялись они реже, то я с первого захода нашла тот самый - Арифметика для 1 класса, УЧПЕДГИЗ, 1955г.(свекровь еще училась по нему в конце 60х гг.)

Цена и место покупки

Нашелся учебник не где-нибудь в глубокой букинистике, а в свеженьком переиздании на Озоне за 220,- руб. (на август 2019г.). Актуальная цена там же 400-600,- руб.

Издание

Добротная большая книжка в твердой обложке -Арифметика Пчёлко А.С., Поляк Г.Б.


На форзацах есть место для подписи и есть что поразглядывать.


По формату книга средняя между А4 и А5.


Переиздана издательством Концептуал, Москва 2019г.


Тираж всего 2000экз., не уверена, что некоторые из них попадут в библиотеки, но все же приведу выходные данные (издательство в них не указано).


Содержание

Пыталась сопоставить его с современными программами по математике для 1 класса, но в них столько слов и так мало дела, что бросила эту затею. Тем более, что по моим наблюдениям по факту, как ни странно, в разных школах по-разному))


Иллюстрации

Во вводной части книга хорошо иллюстрирована (хотя свекровь отмечает, что в старых изданиях картинки были поярче). Картинки несовременные, так что заодно помогают объяснить детям какими школьники были раньше)





В основной части встречаются ч/б рисунки по делу, а так ничего отвлекающего. Кому-то покажется скучным, но лично мне нравится.


Особенности заданий

Если в двух словах, то от книги есть стойкое ощущение, что в СССР никуда не торопились - всё максимально подробно, основательно, поэтапно с закреплением и повторением. Чтобы всё навязло на зубах и уложилось в голове прочно и надолго.

Наиболее привлекательные для меня особенности:

1. Много заданий с использованием наглядного материала: фишки домино, палочки, кружочки/квадратики.



2. Много заданий на закрепление одной темы (примеры и задачи) + творческие задания, где задачу нужно составить самому.


3. Доступное и наглядное изложение умножения и деления.



4. Наличие обобщающих таблиц.



Как занимаемся

Эта книга не для мат.прорывов и не для выяснения актуальных мат.знаний, она для закрепления счетных навыков тихой сапой. Моей дочери 5,5 - времени до школы более года. Поэтому мы берем в среднем по 4 упражнения в день, захватывая примеры и задачи. На занятие уходит 15-20минут максимум.

Общее впечатление

Мне книга нравится: составлено грамотно, толково, формулировки краткие. Со стороны может показаться, что в книге полно простых и однотипных заданий, которые можно составить самой. Это имеет место, но когда регулярно занимаешься с ребенком, то приятно, что это уже сделали за тебя)).

Мы прошли не одно развивающе-обучающее пособие с разноплановыми мат.заданиями для детей 6-7 лет, в т.ч. "продвинутые" пособия Ломоносовской школы. Но чтобы достижения не забывались нужна регулярность, обеспечивающая переход счетных навыков в автоматизм. О пользе уверенных навыков устного счета для общей живости ума, думаю, рассказывать излишне. Тут Арифметика для меня одна из первых помощниц наряду с домино и аналогичными играми.

Недочеты замеченные в книге:

    возрастное ограничение 16+ на учебнике для 1 класса))))



Итог

Рекомендую переизданную Арифметику для 1 класса образца 1955г. всем, кто занимается с дошкольниками, как любопытную и вполне толковую альтернативу современным изданиям.


Фото: ссылка

Пчёлко Александр, Поляк Григорий. Арифметика для 2 класса. 1957. — М. : Наше Завтра, 2022. — 128 с.

Неслучайно сейчас они заново востребованы и достаточно широко переиздаются: запрос на качественное образование в современном российском обществе чрезвычайно высок, а это образование лучше всего строить на качественном фундаменте, способном впоследствии выдерживать самые большие дополнительные нагрузки. Такой фундамент и помогают заложить в сознании ребёнка — даже современного, заражённого информационными вирусами, — учебники по арифметике почти 70-летней давности.

Читайте также: