Представление школьного музея на конкурсе

Обновлено: 30.06.2024

- музеи учреждений дополнительного образования детей.

- информацию о деятельности музеев в соответствии с основными показателями смотра-конкурса,

- протокол конкурса со списком победителей и призеров муниципального этапа смотра-конкурса,

- анкету-представление на победителей и призеров муниципального этапа с дополнительными материалами (приложение к положению).

Ответственное лицо: Чубукова Вера Ивановна, тел. 89271860689.

5. Основные показатели смотра-конкурса :

- наличие программы деятельности музея, в том числе и на перспективу; (цели, задачи, методы, формы, направления работы, темы методических разработок и др.),

- наличие положения о музее образовательного учреждения (Устав музея) (копия),

- свидетельство школьного музея установленного образца (копия) для паспортизированных музеев,

- связь музея с научными и государственными учреждениями, общественными организациями (по каким вопросам проводится сотрудничество),

- выполнение поисковых и других заданий научных и государственных учреждений, общественных организаций, частных лиц (задание, результаты поиска),

- наличие в музее материалов, собранных учащимися в результате поисковой работы за последние пять лет; (что, когда и где собрано, как используется),

- количество основного и вспомогательного фондов, обеспечение учета и условий сохранности фондов музея, инвентарная книга,

- экспозиция музея: глубина раскрытия темы, эстетика оформления (разделы экспозиции и их структура, проиллюстрировать фотографиями),

- проведение экскурсионной и просветительской работы, использование экспозиций и материалов на уроках, факультативных занятиях, занятиях кружков (перечень экскурсий, мероприятий, количество участников),

- организация выставок в музее и за его пределами,

- проведение массовых мероприятий на базе музея, участие в районных и республиканских мероприятиях, результаты,

- освещение работы музея в средствах массовой информации (темы и даты выступлений, копии публикаций),

- работа по пропаганде и охране памятников боевой и трудовой славы республики,

- иные показатели, характеризующие работу музея (примеры).

Данные критерии оценки работы музеев учитываются за период с 01.09.2010 до 1.04.2014 года.

Объём представляемых материалов (без приложений) - до 25 страниц компьютерного текста 14 размера. Объёмные материалы рекомендуется выносить в приложение (учебная программа, положение о музее, методическая разработка, издание, фотографии, видеофильмы, буклеты и т.п.).

Материалы должны сопровождаться электронной версией.

6. Подведение итогов.

Победители и призёры Конкурса награждаются Грамотами Министерства образования Республики Мордовия и призами.

Победители и призеры республиканского этапа Конкурса будут рекомендованы для участия во Всероссийском конкурсе на лучшую организацию работы музеев образовательных учреждений.

Участникам Конкурса вручаются свидетельства.

Приложение к Положению

для участия в республиканском конкурсе на лучшую организацию работы музеев образовательных учреждений

(организатор Смотра- конкурса)

а) наименование учреждения образования, в котором действует музей, Ф

4. А. Мордовия в годы войны.
Б. Великие битвы великой войны.
В. Курсантский полк в боях за Сталинград.
Г. Они защищали Сталинград.
Д. Герои Советского Союза.
Е. Стена Славы:
1) Галерея ветеранов.
2) Полководцы в Сталинградской битве.
3) Панорама уличного боя.
4) Священная земля Сталинграда.
5) Волгоград – город-герой.
Ё. Панорама Сталинградской битвы.
Ж. Парад победителей в Берлине.
З. Поиск продолжается.
И. Поэтическое слово ветерана.
Й. Книга о курсантах.
К. Наши гости.
Л. История создания музея.
М. Наши традиции.
Н. Вспомним всех поименно.
О. Стена памяти.

Директор школьного музея, учитель русского языка и литературы МОУ "Средняя школа № 32" Трескина Н.А.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Щучье - степные просторы,

Лазоревый цвет на заре,

Полей посевных, расписные узоры,

Ковыль, словно снег в январе.

Щучье – сады винограда,

Есть хлеб здесь душистый и мёд,

И Батюшка Дон, как природы награда,

И песни высокий полёт.

Щучье – души очищенье,

Рождение храмов святых,

Украинских традиций вновь возрожденье

И слава знамен боевых.

Родимый край… Донская земля…село Щучье земля, сохранившая обычаи, традиции, самобытный характер народов Дона!

Ведущий 2 : Сколько же памятных страниц можно прочитать – славных и горьких, но всегда открытых и честных, как и сердца тех людей, что жили и живут в нашем родном селе.

Ведущий 1 : - Пройдясь по школьному коридору, с множеством дверей, мы

обязательно наткнемся на одну заветную с надписью «школьный

учебный класс, не просто комната, за ней – история нашей страны,

история родного края.

Ведущий 2 : Даже слегка приоткрыв музейную дверь, уже попадаешь

в невероятный сказочный мир тайны и загадок. Царящий здесь дух

невозможно спутать ни с чем, переступая порог, ты попадаешь

в другое измерение, где остановилось время.

Ведущий 1 . Наш школьный музей имеет 4 музейных экспозиций.

И сегодня некоторые из экспозиций мы постараемся для вас

Итак, одна из экспозиций посвящена прошлому нашего села.

Ведущий 2 .Музей - живое воплощенье

Былых времен и дней былых,

Души и сердца отраженье

В вещах знакомых и родных.

Храня прошедшее живое,

Он тянет в будущее нить,

Его служение святое - собой века соединить!

Ведущий 1. Сколько предметов быта собрано в музее. Удивляешься богатырской силе наших предков, умению создавать уют, украшать свой дом рукоделием. Домашняя утварь, навсегда ушедшая из обихода,

Ведущий 2.Малая Родина или большая –

Всё это родина, как не зови

Силу даёт и надежду внушает

Боль утоляет и учит любви.

Малая Родина или большая –

Всё это Родина – только одна.

В миг, когда рушиться все и ветшает

Только и держит на свете она…

Хранят страницы, стенды и витрины

Сиянье славы и горечь прошлых лет.

Все в памяти сберечь должны мы,

Забыть о прошлом мы не смеем, нет!

Ведущий 1: Идут года,

Мы старше с каждым годом

Но сколько я еще не проживу

Лишь окажусь в музее нашем

И прошлое увижу наяву.

Ведущий 2 .За 30 лет существования наш музей посетили более 15 000

человек: учащиеся, учителя, родители нашей школы и других школ

района и области, выпускники школы, ветераны ВОВ, ветераны

войны в Афганистане, делегации из разных регионов РФ, известные

области и стране люди:

Ведущий 1. О нашем музее знают в городах Воронежской области. Сейчас,

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представление на районный конкурс школьных музеев. 2 место. Опыт составления портфолио, представления. Экспозиции музея. Роль музея и школы в определении приоритетов в развитии поселка.района.Опыт использования музейных экспозиций для исследовательской работы учащихся.

МОУ Югыдъягская СОШ

Усть-Куломский район

Республика Коми

Районный конкурс музеев общеобразовательных учреждений

Школьный краеведческий музей

МОУ Югыдъягской СОШ

Учитель истории и обществознания,

педагог дополнительного образования –

Митина Татьяна Михайловна.

Школьный краеведческий музей

МОУ Югыдъягская СОШ. Основание: 2009 год.

Пос. Югыдъяг, Усть-Куломского района, РК.

Директор МОУ Югыдъягская СОШ: Соколова Софья Александровна

Руководитель музея: Митина Татьяна Михайловна


Деревня Краснояр, к.19-нач.20 в.в.


Туески, дер. Краснояр, 19-20 в.в.


Предметы быта. Дер. Краснояр, 19-20 в.в.


Предметы быта, дер. Краснояр и село Усть-Нем, 19-20 в.в.



Предметы быта, д. Краснояр, с. Усть-Нем, 19-20 в.в.



Берестяные изделия из с. Усть-Нем и Мыелдино.



Прялки из с. Мыелдино и сарафан из д. Ваполка, начало 20 в.



Пороховница и древний коми охотничий календарь, с. Усть-Нем.


Глиняные крынка и миска с носом, д. Краснояр, к. 19 века.


Нисканъяс-чесалки для шерсти, с. Усть-Нем


Уголки, представляющие материальную и духовную культуру верхневычегодского села конца 19- начала 20 веков.



Ручная мельница и ступа-тоин, Краснояр, 19 век.


Предметы быта из Краснояра, конец 19-начало 20 в.в.



Детская кроватка, люлька-зыбка, охотничьи нарты из Краснояра и Усть-Нема


Предметы быта из Краснояра.

Здесь мы собираем предметы быта наших предков. Верхняя Вычегда сильно удалена от административных центров. Она имела особенности в своем развитии. Деревни и села здесь довольно молодые – относятся к 17в. В 18 веке, как известно, Усть-Немская волость Вологодской губернии (год основания – 1638г.) какое-то время была богаче Усть-Сысольска по годовым прибылям от продаж (в том числе точильного камня со средней Печеры). Но отсутствие дорог сделали свое дело – первенство в торговле длилось недолго.

В Вычегда – это традиционно староведческие районы. Здесь сильны народные православные традиции. Изучение особенного народного православия краеведы занимаются с 2009 года и уже заняли призовое место на 10 районной краеведческой конференции в ноябре 2009 года и 12 конференции в 2011 г.


Стенды, родословные, альбомы по истории спецпоселков на верхней Вычегде.




Экспозиционные столы с предметами быта спепоселенцев Усть-Нем Базы.

Сарафан, платки и чулки из Усть-Нема, Мыелдина и Ваполки демонстрируют члены краеведческого объединения.

Альбомы, посвященные истории поселков и деревень, входивших или входящих в состав Усть-Нем Базовского (Югыдъягского) сельского совета.

-Итак, это зал, посвященный жизни поселка в разные периоды. Здесь мы работаем в нескольких направлениях:

1. Все начинается с человека, а человек начинается с семьи.

Истории жизни семей – родословные. Их мы собираем много лет. Некоторые родословные пишут уже 3-4 поколения учеников. Таким образом, большая часть людей поселка, их жизнь, история их семей, их судьбы отражены в этих родословных.,

2. Важным направлением нашей работы стало сбор материалов и оформление альбомов по истории нашего поселка, и поселков и сел, входивших или входящих сейчас в состав Югыдъягского сельского совета – Это поселки Ындын(1930-1955 гг.), Немский(1934-1975 гг.), Марковский(1956-1975 гг.), Смолянка(1947г.), Зорич(1960-), Бугор(), Югыдъяг(1937г.), деревня Канава(1849г.), Краснояр(1859-1 пол. 20в.).

4. История родной школы – еще одно направление нашей работы. Эти альбомы посвящены тем, кто возглавлял нашу школу с самого ее основания в 1948 году, учителям, посвятившим десятки лет своей жизни воспитанию и образованию детей.

5. Предметы материальной культуры как зеркало отражают повседневную жизнь, быт наших предков.

Основные направления деятельности музея: историко-краеведческий и туристско-краеведческий.

Концепция краеведческого музея - повышение эффективности гражданско- патриотического воспитания детей, развитие и формирование духовно- нравственных качеств личности на основе приобщения школьников к историческому и культурному наследию народов России.

Цель краеведческого объединения -изучать историю, географию, флору и фауну своего родного поселка, района, научиться любить и гордиться краем, где живем и учимся мы, трудятся наши родители. Мы работаем по двум основным направлениям, задачам:

2.Изучаем, собираем материалы по истории поселка и близлежащих спецпоселков, о жизни людей в невыносимых условиях ГУЛАГА 30-х годов, о жизни односельчан в годы ВОВ, о боевом пути участников ВОВ, а также о послевоенной и современной жизни поселка.

Результаты работы:

1.Резко возрос интерес к начальной истории родного поселка.

2.Началось системное изучение лагучастков Локчимлага на верхней Вычегде во время летних краеведческих экспедиций.

3.Началось системное изучение спецпоселков на верхней Вычегде.

4.С 2007 года отмечается День памяти жертв политических репрессий 30 октября.

5.На сегодня собраны сведения о 6 и 42 лагучастках Усть-Немского лаготделения Локчимлага; спецпоселках Ындин, Немский, Центральная База, Лопьювад, Тимшер.

7.Подготовлены альбомы и стенды по поселкам и деревням Югыдъягского с.с.

8. 2 место в 2007 году на районной краеведческой конференции, 2 место в 2009 году, 2 место и приз зрительских симпатий в 2010 году, два 2-х места и благодарность за конкурс экскурсоводов в 2011 году.

Характеристика фондов музея:

1.Предметы материальной культуры верхневычегодских сел и поселков- 123, из них подлинных-123,

2.Альбомы по истории поселков и сел, составленные членами школьного краеведческого объединения,

3.Фотоархив музея-около 1000 фотографий по истории школы и поселка,

4.Электронный архив музея, составленный на основе инвентарной книги музея.

5. Презентации и отчеты по итогам летних краеведческих экспедиций.

Исследовательская деятельность учащихся как ресурс воcсоздания истории села, района, города

Исследовательская, поисковая краеведческая работа ведется в нашей школе уже больше 10 лет. На уроках истории Отечества в 5 классе ученики начинали составлять родословные своей семьи и завершали эту работу при изучении современной истории. В старших классах к семинарам и конференциям по истории родного края писали доклады и рефераты о вете- ранах поселка, собирали материалы по лагерному периоду жизни поселка, по репрессированным. В 2006 году было создано историко-краеведческое объединение учителей для углубленного изучения своего края. В 2008г. в нашей школе было создано школьное краеведческое объединение. Основными задачами объединения стали изучение истории школы, поселка, района. На кружках и заседаниях краеведческого объединения вместе с ребятами вырабатываем план работы на каждый год, составляем программу для каждого класса.

Основные формы работы: - Собирание воспоминаний, интервью ветеранов труда и войны; материалов домашних архивов, фотодокументов.

- Оформление альбомов по истории своего поселка, спецпоселков (Ындин, Немский, Зоридз, Бугор) и деревень (Краснояр, Канава), входивших в состав Усть-Нембазовского сельского совета.

- Оформление альбомов по истории школы и хроники жизни школы.

- Участие в краеведческих конференциях, олимпиадах по краеведению.

- Туристско-краеведческие экспедиции, экскурсии.

- Собирание школьного краеведческого музея.

Результаты исследовательской работы учащихся по воссозданию истории своей малой Родины:

- Фотоальбомы по истории школы, хроники жизни школы последних лет(в приложениях).

- Рефераты, рассказы, презентации к 65-летию Великой Отечественной войны обо всех ветеранах войны нашего поселка (использованы на стендах и школьном вечере, посвященном Юбилею Победы 3 мая 2010 г.Документы в приложениях).

- Проведены общешкольные вечера, посвященные Юбилею поселка(2007 г.), ко Дню памяти жертв политических репрессий( октябрь 2007 г., октябрь 2009 г.), к 65-летнему Юбилею Великой Победы(май 2010 г.) с приглашени- ем ветеранов труда и войны и бывших спецпереселенцев.

В кружках и краеведческом объединении участвуют 66 человек в 2010 г., в 2008 г.-48 человек, в 2009 г.-54 человека, в 2011 г.-68 человек.

Таким образом, поисковая, исследовательская деятельность учащихся в рамках школьного краеведческого объединения, собирание краеведческого музея помогают воссоздать полную, объективную историю родного поселка, близлежащих сел и деревень, спецпоселков Усть-Немского отделения Локчимлага,спецпоселков.

Кроме образовательной задачи изучения истории своего края, наша работа выполняет важную воспитательную задачу - прививает любовь к своей малой родине, уважение к жизни и достижениям своих предков.

Участие школы в определении приоритетов развития села, района, города.

К 70-летию начала ВОВ, по просьбе Совета ветеранов и администрации поселка, краеведческое объединение собирает материалы о детях войны. Наш поселок имеет еще очень короткую (всего 73 года), но трудную историю. Он появился как Усть-Немское отделение Локчимлага (1937-1940 гг.). С 1941 по 1955 гг.- это спецпоселок для раскулаченных, власовцев, оуновцев, крымских и поволжских немцев. Поэтому очень важной работой краеведческого объединения считаем проведение, уже ставших традиционными, вечеров и встреч с бывшими спецпереселенцами, их близкими. Эта работа проводится в тесном сотрудничестве с Домом культуры и администрацией поселка(фотографии и грамоты в приложениях).

В поселковом Доме ветеранов живут сегодня около 50 стариков, оставшихся без родных. Мы не остаемся равнодушными к их судьбе. Ежегодно учащиеся нашей школы устраивают к праздникам вечера и концерты ветеранам. А трудовые биографии этих людей отражены в наших альбомах в школьном музее.

В экскурсиях и походах мы не только собираем материалы об истории нашего края. Мы учимся ценить нашу уникальную природу: собираем фотографии редких растений, изучаем географические и климатические особенности района(документы в приложениях).

Таким образом, система дополнительного образования позволяет не только участвовать в определении таких приоритетов в социальном развитии села, как материальная помощь и моральная поддержка ветеранов войны и труда, инвалидов ,живущих в Доме ветеранов , бывших репрессированных, но и принимать самое активное участие в жизни родного села. Для школьного краеведческого объединения самыми важными из приоритетов в развитии поселка являются: воспитание бережного, уважительного отношения к истории родного поселка, к истории своей семьи, ветеранам и инвалидам войны и труда; воспитание любви к родному краю, к его природе.



Автор: Дыкина Ольга Николаевна, методист по краеведению МБОУ ДОД "Детский оздоровительно-образовательный Центр детско-юношеского туризма и краеведения г. Читы"
Описание материала: представленный мною сценарий может быть полезен учителям, организаторам, воспитателям, педагогам дополнительного образования, при подготовке мероприятий посвященных празднованию Дня Победы, материал рассчитан на учащихся среднего и старшего школьного возраста.
Цель: активизация музейной деятельности в школах города.
Задачи:
1. Приобщение учащихся к поисковой исследовательской музейной деятельности.
2. Развитие деловых качеств и коммуникативной культуры учащихся.
3. Воспитание чувства ответственности за сохранение историко-культурного наследия наших предков
Предварительная работа: К 70-летию Победы в Великой Отечественной войне в школьных музеях г. Читы была проведена большая поисковая работа, которая объединила учителей и учеников. Ими были собраны письма, фотографии, награды, воспоминания участников тех трагических событий. Все это стало основой для создания новых школьных музеев и для оформления стендов в уже существующих. На протяжении смотра-конкурса руководители школьных музеев вместе с ребятами активно сотрудничали с Читинским городским советом ветеранов войны и труда, представители которого помогали ученикам организовать встречи с ветеранами в школе, составить списки ветеранов живущих в прилегающем к школе микрорайоне. По итогам смотра-конкурса была проведена выставка презентация передвижных экспозиций и награждение участников. Ниже представлен сценарий церемонии награждения участников городского смотра-конкурса школьных музеев.

Голос за кадром:
Живем мы посреди большой России,
Средь городов, лесов, озер, полей,
И есть у нас, когда бы ни спросили
Меч для врага, объятья для друзей.

Нам Родину завещано любить
И сердцем отовсюду к ней тянуться,
Не перервать связующую нить –
И нам, порой, так нужно оглянуться.

Звучит голос Левитана.
Выходит Родина, в сопровождении хореографической композиции, по окончании голоса Левитана тени одевают платки.

Родина:
Вставай, страна огромная,
Вставай на смертный бой
С фашистской силой темною,
С проклятою ордой!

Пусть ярость благородная
Вскипает как волна!
Идет война народная
Священная война!

Председатель:
Почтальонка! Почтальонка!
Тяжела ль тебе сума?

Почтальонка:
Тяжела моя сума.
Все газеты да газеты.
Дотащу ли их сама?
Тяжела моя сума!

Почтальонка отдает сводку председателю. Председатель вслух читает сводку, остальным жителям деревни.

Женщина:
Почтальонка! Почтальонка!
Обошла ли все дома?

Почтальонка:
Обошла я все дома.
Разнесла газеты, письма.
Тяжела моя сума!
Обошла я все дома.

Мать:
Почтальонка! Почтальонка!
А ты снимай свою суму!

Мать:
Сыночек мой, кровиночка,
Украден ты войной,
Листочек мой, травиночка,
Как пусто мне одной.

Прокаркала вороною
Беда, как в страшном сне.
Бумагой похоронною

Она пришла ко мне.

Я ворога проклятого
Отчаянно кляла.
Глаза свои проплакала –
И все тебя ждала.

Придешь походкой легонькой
Шинелька нараспах.
Живой придешь, целехонький,
С улыбкой на губах.

Придешь, огнем целованный,
С наградой боевой,
Пускай и забинтованный,
А все-таки живой!

Сыночек мой, кровиночка,
Прошло так много лет.
Листочек мой, травиночка,
Тебя все нет и нет.

Ты помнишь, солдат, обгоревший рейхстаг,
Алый стяг, озаривший пол неба?
Ты помнишь друзей? К ним на несколько дней
Опоздала в Берлине победа.

Родина:
Время героев обычно ты кажешься прошлым:
Главные битвы приходят из книг и кино,
Главные даты отлиты в газетные строки,
Главные судьбы историей стали давно.

Время героев, по самому высшему праву
Ты подарило далеким и близким годам
Доблесть, и славу, и долгую добрую память.
Время героев, а что ты оставило нам?

Ты нам оставило ясное небо Отчизны,
Дом, и дорогу, и ласковый хлеб на столе,
Ты нам оставило самое главное в жизни –
Жизнь и работу на мирной, счастливой земле!

Во время стихотворения тени постепенно встают с колен

Ведущий 1:
Спасибо Вам за все, отцы и деды
Тем, кто врага штыком и пулей брал!
И тем, кто, приближая День Победы,
Неделями цеха не покидал.

Ведущий 2:
Спасибо женщинам, трудившимся на нивах
Осиротевших сел и деревень.
Спасибо вам за праздник наш счастливый,
За этот трудный и прекрасный день!

Ведущий 1: Великая Отечественная война – это героическая страница в истории нашей страны, показавшая всему миру и нам самим, как мы сильны, и, прежде всего, духом.

Ведущий 2: Современную молодежь часто упрекают в том, что она не знает историю нашей страны, и в том числе историю Великой Отечественной войны.

Ведущий 1: Для многих нынешних подростков эта война и в самом деле далекая история. Но вместе с тем оказывается, что ребята немало знают о Великой Отечественной войне.

Ведущий 2: Память о ней хранится в школьных музеях нашего города.

Ведущий 1: Мы начинаем церемонию награждения участников смотра-конкурса школьных историко-патриотических музеев, посвященного 70-летию Победы в Великой Отечественной войне!

Звучит гимн России.

Ведущий 1:
Благородство школьного музея
Прошлых лет неугасимый свет
Пишут дети, ищут чей-то след,
Чтобы не ушло ничто в забвенье.

Ведущий 2: Итак, мы представляем лучшие школьные музеи.

Ведущий 1: На сцену приглашаются школы № 38, 8, 7, 14, ДДТ № 2.

Ведущий 2: Музей боевой славы школы № 38 основан в 1985 году. Первым руководителем музея была Лапкина Роза Михайловна, которая и сейчас помогает организовать поисковую работу. Особое место в экспозиции музея уделено истории эвакуационных госпиталей, которые в военные годы располагались на территории Забайкалья. Благодаря работе актива школьного музея сегодня мы имеем возможность узнать о фронтовой жизни врачей и медсестер. Сейчас руководителем музея является Козырев Андрей Валерьевич.

Ведущий 1: Историко-краеведческий музей школы № 7 является одним из молодых школьных музеев. Он был основан в 2004 году. Несмотря на то, что музей находится в одном из отдаленных районов нашего города, в нем ведется активная поисковая и исследовательская работа. Разнообразны его фонды. Здесь можно увидеть предметы домашнего обихода, познакомиться с историей Черновских копей и забайкальского казачества. К 70-летию Победы в Великой Отечественной войне, здесь был открыт выставочный зал, где перед нами предстают воспоминания, документы и фотографии, повествующие о тех далеких, героических днях. Основателем и руководителем музея является Комарова Тамара Николаевна.

Ведущий 2: Обновленной, современной экспозицией встречает нас краеведческий музей школы № 8. Здесь вы можете окунуться в загадочный мир археологии, познакомиться с бытом коренного населения Забайкалья, оказаться в избе семейских. Как и во многих школьных музеях, особое место в экспозиции уделено истории Великой Отечественной войны. Ребята встречаются с ветеранами, записывают их воспоминания, благодаря которым мы можем прочувствовать то, что было на душе участников тех страшных событий. Руководит работой музея Бахметьева Елена Александровна.

Ведущий 1: Музей имени Изабеллы Гориной был открыт в Доме детского творчества № 2 в 2007 году. Здесь собран богатый материал по истории Московского землячества, революции и гражданской войны, этнографии, истории Великой отечественной войны. Каждый год здесь открывает свои двери музейная гостиная, где ребят ждут незабываемые встречи с забайкальскими писателями и краеведами, ветеранами Великой Отечественной войны и тружениками тыла. Продолжает дело Изабеллы Гориной Заболоцкая Маргарита Арсентьева.

Ведущий 2: Военно-исторический музей школы № 14, посвящен истории 26\93 гвардейской стрелковой дивизии, которая была сформирована в поселке Антипиха и прошла свой боевой путь от Москвы до Восточной Пруссии. Активное участие в создании музея принимали ветераны, их родственники и жители поселка. Здесь представлены письма и фотографии воинов – гвардейцев, их награды и личные вещи. Кроме этого, в стенах музея проводятся экскурсии рассказывающие об истории поселка Антипиха, истории школы № 14, и множество других экскурсий, помогающих воспитывать в подрастающем поколении любовь к своей малой Родине. Руководитель музея – Евдокимова Татьяна Юрьевна.

Ведущий 2: Также поздравить победителей мы приглашаем на эту сцену участника Великой Отечественной Войны, члена Союза журналистов России Батурина Николая Ивановича.

Ведущий 2:
Что нынче счесть большим и малым –
Как знать, что люди не трава;
Не обратить их всех навалом
В одних – не помнящих родства.

Ведущий 1: Музеи бережно хранят память о давно ушедших в историю поколениях. И сколько бы не прошло времени это благородное дело никогда не потеряет своей значимости.

Ведущий 2: Приглашаем школы № 40, 26, 6, 3.

Ведущий 2: В 2008 году в школе № 40 начал свою работу историко-краеведческий музей Изначально это был музей истории школы, открытый к ее 60-летию. Затем, в результате поисковой деятельности музейного актива, экспозиция была пополнена, другими ценными материалами. Здесь вы можете познакомиться с историей забайкальского казачества, узнать о тех людях, которые в годы войны, отдавая фронту последнее, приближали долгожданный день победы. В музее ведется переписка с родственниками нашего земляка - Героя Советского Союза Владимира Николаевича Подгорбунского. Руководит поисковой деятельностью музея Попрядухина Людмила Семеновна.

Ведущий 1:
Храни огонь родного очага
И не позарься на костры чужие
Таким законом наши предки жили
И завещали нам через века
Храни огонь родного очага.

Ведущий 2: Память бесценна, она хранится в многотомных изданиях, на кино и фотопленке, но тем она светлее, чем больше сердец ее хранит.

Ведущий 1: На сцену приглашаются школы № 9, 49, 42

Ведущий 2: К 70-летию победы в Великой Отечественной войне в этих школах была проведена большая поисковая работа, которая объединила учителей и учеников. Ими были собраны письма, фотографии, награды, воспоминания участников тех трагических событий, которые стали основой для оформления стендов и дальнейшей работы по созданию музеев.

Ведущий 1: Для награждения приглашается Председатель Читинского городского Совета ветеранов войны и труда

Ведущий 1: Многие школы делают первые шаги в благородном и подчас нелегком деле сохранения памяти.

Ведущий 2: На сцену приглашаются школы № 22, 48, 15

Ведущий 1: Очень важно сделать первый шаг: собрать первые экспонаты, записать первые интервью, оформить выставку, ведь все это первые шаги к созданию настоящего школьного музея.

Ведущий 2: Для награждения приглашается заместитель председателя читинского городского совета ветеранов войны и труда

Ведущий 1:
Давно окончена война
И небо мирное над нами
Да только в памяти она
Острее видится с годами.

Ведущий 2: На сцену приглашаются школы 5, 29, 17, 16, 10, 44, 43.

Ведущий 1: Может быть – это уже школьный музей или, это только стенд, оформленный к памятной дате, главное, что в наших школах есть люди, которые готовы отдать частичку сердца ради того, чтобы воспитать из подрастающего поколения достойных граждан нашей страны.


Ведущий 2: На протяжении смотра-конкурса руководители школьных музеев активно сотрудничали с городским советом ветеранов войны и труда

Ведущий 1: Слово предоставляется Председателю Читинского городского Совета ветеранов войны и труда

Ведущий 1: Медленно история листается
Летописный тяжелеет слог
Все стареет, Родина не стариться,
Не пускает старость на порог.

Ведущий 2: И дорог немало будет пройдено
Коль зовут в грядущие пути,
Но святей и чище чувства Родины,
Людям никогда не обрести.

Ведущий 1: С этим чувством человек рождается,
С ним живет и умирает с ним.
Все пройдет, а Родина останется,
Если мы то чувство сохраним.

Ведущий 1: На этом наша церемония награждения заканчивается, но мы искренне надеемся, что работа школьных музеев будет продолжаться, откроются новые музеи, создадутся стендовые экспозиции, сохраняя историю нашей великой Родины.

Презентация

Школьный музей призван способствовать формированию у учащихся гражданскопатриотических качеств, расширению кругозора и воспитанию познавательных интересов и способностей, овладению учащимися практическими навыками поисковой, исследовательской деятельности, служить целям совершенствования образовательного процесса средствами дополнительного образования.

с.В-Ханжоновка МБОУ В-Ханжоновской СОШ создан в 2009 году на основании приказа по школе № 12 от 2 сентября 2009 года.

1.2 Профилем работы школьного музея является историческое краеведение.

1.3 Задачами школьного музея являются:

- охрана и пропаганда подлинных памятников (истории, культуры, природы и т.д.) путем выявления, изучения, сбора и хранения музейных предметов;

- осуществление воспитательной и образовательной деятельности музейными средствами; - организация культурно-методической и иной деятельности, разрешенной законом; - развитие детского самоуправления.

2. Учредитель и учредительные документы музея.

2.1 Учредителем данного музея является МБОУ В-Ханжоновская СОШ

2.2 Учредительным документом школьного музея является приказ по школе № 12 от 2 сентября 2009 года

2.3 Допускается совместное учредительство музея. Отношения между образовательным учреждением и другими учредителями школьного музея определяются договором, заключенным между ними в соответствии с законодательством Российской Федерации. 2.4 Деятельность музея регламентируется Уставом (Положением)

3. Организация и деятельность музея.

3.1 Общее руководство деятельностью школьного музея осуществляет руководитель образовательного учреждения.

3.2 Непосредственное руководство практической деятельностью музея осуществляет руководитель музея, учитель истории Саенко М.В., назначенная приказом по школе за № 12 от 2 сентября года

3.4 Собрание актива музея проходят с периодичностью 1 раз в месяц.

4. Учет и обеспечение сохранности фондов музея.

4.1 Все музейные предметы регистрируются в инвентарных книгах учета основного и вспомогательного фонда.

4.2 Экспозиция музея размещена в помещении школы площадью 38 кв.м. Кабинет № 29.

4.3 Ответственность за сохранность фондов школьного музея несет директор образовательного учреждения или лицо, назначенное приказом по образовательному учреждению.

4.4 Хранение в школьном музее взрывоопасных, радиоактивных и иных предметов, угрожающих жизни и безопасности людей, категорически запрещается.

4.5 Хранение огнестрельного и холодного оружия, предметов из драгметаллов и драгоценных камней осуществляется в соответствии с существующим законодательством.

5. Реорганизация (ликвидация) музея.

Вопрос о реорганизации (ликвидации) школьного музея, а также о судьбе его коллекции решается Советом школьного музея







Сегодня активисты музея и их руководитель Саенко М.В. работают над двумя проектами по тематике Конкурса 1. Пишут Книгу памяти В-Ханжоновского сельского поселения, используя все данные которые смогли найти о погибших воинах-односельчанах


(Рабочий вариант титульного листа Книги памяти)

2. Восстанавливают фамилии на братской могиле села. Где на плите допущены ошибки в двух фамилиях, и по данным Сведений ОБД-мемориал и других сайтов захоронены не 8 воиновосвободителей села, а 19 солдат.


Поисково-собирательское

В рамках исследования мы разрабатываем любую тему, интересующую школьникам. Начинается изучение темы по литературе, по материалам, уже имеющимся в школьном музее. Возможно также получение дополнительных сведений по данной теме в местном государственном музее, архиве, краеведческом обществе, из бесед с местными жителями – очевидцами или участниками тех или иных событий. На основе полученных сведений составляется справка по изучаемому вопросу. В ней определяются круг лиц, которых надо разыскать, перечень организаций и лиц, с которыми необходимо установить связь. Вся документация, составленная во время поисковоисследовательской деятельности, представляет собой систему взаимосвязанных документов, в которых различным способами отражены сведения по одной и той же теме. Все памятники истории и культуры, поступившие в фонд экспозиции, а также полевые документы должны быть переданы в фонды школьного музея.

- Экспозиционное (оформительское). Специфика музейной экспозиции заключается в том, что то или иное событие, природное или социальное явление отражается в ней с помощью не только музейных предметов, но и художественных и технических средств. И поэтому над музейной экспозицией работает большой коллектив – научные работники, художники, дизайнеры, техники. Создание экспозиции – сложный процесс, проходящий несколько этапов:

- Экскурсионное. Музейная экскурсия – форма культурно-образовательной деятельности музея, основанная на коллективном осмотре музея под руководством специалиста по заранее намеченной теме и специальному маршруту. Особенностью музейной экскурсии является сочетание показа и рассказа при главенствующей роли зрительного восприятия, которое дополняется впечатлениями и моторного характера: осмотр с разных точек зрения, на различном расстоянии. В детских музейных экскурсиях используется вопросно-ответный метод, приёмы игры, театрализации и продуктивной деятельности ребёнка. Экскурсоводом у нас может быть то, кто умеет интересно рассказывать, стремится к новым знаниям.

- Культурно-массовые мероприятия, дела. Одним из основных критериев в оценке работы школьного музея является разнообразие форм массовой и учебно-воспитательной работы:

проведение экскурсий и уроков по экспозиции, встреч с участниками Великой Отечественной войны, выдающимися деятелями науки, культуры и искусства, работа с местным населением. Школьный музей должен органично вписываться в план работы всего общеобразовательного учреждения.

Информация о численности музейных экспонатов по тематике Конкурса с краткой характеристикой и фотографиями наиболее ценных из них

Также имеются более 50 экспонатов вспомогательного фонда: исследовательские работы обучающихся, эссе и сочинения по теме Великая Отечественная война.

В музее имеются и электронные ресурсы: презентации, приуроченные к Дням славы России, видеофильмы патриотического содержания, электронная книга памяти В-Ханжоновского сельского поселения, документы из архивов сайта ОБД-Мемориал, в которых содержаться сведения о погибших односельчанах и ветеранах, вернувшихся с войны, фотографии участников Великой Отечественной войны.

Краткая характеристика экспоната


Гильзы от патронов и снарядов.

Найдены на территории ВХанжоновского сельского поселения в различное время жителями наших сел


х.Петропавловский Васильевой Ольгой Тимофеевной. Хранилась за портретами в ее доме.

Немецкие каски, баночка из под леденцов, остатки мин и замков от ящиков со снарядами.


Мина найдена в х.А-Пудовой жителейм Москалюк Михаилом Аркадьевичем и передана им в 2013 году в школьный музей.


Данный предмет найден семьей Васильевых в своем дворе при раскопке фундамента для гаража. Был передан в школьный музей учеником 3 класса Васильевым


Гильза снаряда Времен Великой Отечественной войны. Передана жителем х.Н-Козловский Саенко А.В. в 2010 году. Найдена им при раскопке фундамента.


Немецкая каска. Передана в музей учеником 9 класса Васиным Иваном

в 2015 году. Каску нашел в заброшенном доме на чердаке в х.Н-Иловайском.


Извещение о смерти Ситникова

Дмитрия Семеновича, жителя с.ВХанжоновка погибшего в годы Великой Отечественной войны. Передана внучкой Каракоц Т.И. в музей школы в 2010 году.


Солдатский ремень участника Великой Отечественной войны, проживавшего в х.А-Щербаков. Передан в школу его правнуком


Остатки газеты найдены за портретом в доме жителя х.НКозловский Саенко Виктора Ивановича. Название газеты не указано. Но из заметок в газете точно известно, что она выпущена весной 1941 года. В ней говориться о посевной на территории

Неклиновского района, в те годы

Федоровского, а некоторые писали Таганрогского района. А также там есть сведения о посевной в нашем поселении и указаны имена жителей села Талалаевка и ВХанжоновка, даны названия колхозов тех времен. (Название колхозов установили активисты музея)

Наличие при музее клуба, кружка, поискового отряда и других общественных объединений патриотической направленности, направления их деятельности и результаты.


2. Созданы знамена памяти

3. Документы о награждениях, вырезки из газет, газеты и др.

4. Уточнены списки ветеранов Великой Отечественной войны В-Ханжоновского поселения

5. Составлены презентации:

- Мы будем помнить

- Ветераны, погибшие на войне (электронное приложение)

- Ветераны, вернувшиеся с войны (электронное приложение)

- Мы помним, мы гордимся! (электронное приложение)

- Была война (электронное приложение)

-Памятники нашего села ( электронное приложение)

8. В 2012 году к Памятнику-обелиску села была добавлена плита с 27 именами погибших воинов-односельчан, чьи имена не были выбиты на плитах. Имена их установил поисковый отряд. За свою работу поисковики были награждены грамотами Ростовского областного клуба

9. Создается Книга памяти В-Ханжоновского сельского поселения

13. Разместили на сайте Карта Памяти информацию о памятниках своего поселения.

14. Выступаем на различных конференциях и делимся опытом своей работы

На базе музея согласно программе проходят экскурсии для обучающихся, сотрудников, выпускников школы, обучающихся других школ, односельчан:

1. Обзорная экскурсия

2. Жизнь крестьян В-Ханжоновского поселения

3. Чернобыль. Страшная трагедия.

4. История школы

5. Война на территории В-Ханжоновского поселения

6. Обратно в СССР

7. Памятники нашего села.

В план подготовки экскурсии входит:

1. Определение темы экскурсии.

Следует тщательно продумывать и обосновывать тему экскурсии. Тема экскурсии, это то, что является её основой, на чем строится показ и рассказ. Тема экскурсии так же выступает критерием построения всей структуры экскурсии.

Темами экскурсии могут быть: архитектура населенного пункта; творчество местных литераторов; история жизни знаменитых земляков; история улицы; экология местности; экономическое развитие и т.д.

Тема, которая будет раскрываться в ходе экскурсионного занятия, должна быть актуальной и соответствовать плану учебных занятий, которая поможет в большей степени усвоить предмет.

3. После утверждения темы экскурсии следует определить её цель. Нужно помнить, что основная цель школьных экскурсий – углубленное изучение школьной программы.

ЗАНЯТИЕ №1 Введение. Профессия – экскурсовод.

Требования к экскурсоводу (знание материала, культура речи, владение методикой)

Основные принципы подготовки и проведения экскурсий

Экскурсия как одна из форм образовательной и культурно-просветительной работы. Объекты экскурсии. Принципы экскурсионной методики: целенаправленность, научность, логическая и хронологическая последовательность, доступность, наглядность и конкретность.

ЗАНЯТИЕ №2 Тема и цель экскурсии. Изучение темы.

Тема и цель экскурсии. Тема и структура содержания. План экскурсии. Формулировка цели. Практическое занятие: Распределение тем между кружковцами и прослушивание тем этих экскурсий. Составление примерного плана каждой экскурсии, определение её цели.

Составление библиографии по теме экскурсии. Порядок изучения литературы, источников и экспонатов (объектов). Отбор и систематизация необходимых сведений и фактов. Детальное изучение экспонатов, выявление их истории и содержания. ЗАНЯТИЕ№ 3 Отбор экспонатов (объектов) и составление маршрута.

Выявление подтем и отдельных вопросов темы, их логическая и хронологическая последовательность и взаимосвязь.

Отбор соответствующих экспонатов (объектов). Критерии отбора. Создание и оформление маршрута экскурсии.

ЗАНЯТИЕ №4 Работа над содержанием экскурсии (подготовка текста).

Структура экскурсии. Вступительная беседа, её содержание, план и порядок проведения. Основная часть экскурсии.

Отработка маршрута в соответствии с тематико-хронологическим принципом и целеустановкой.

Определение содержания подтем применительно к отобранным экспонатам (объектам).

Соразмерность отдельных частей содержания. Учёт времени. Логические переходы, их варианты. Выводы и обобщения в экскурсии. Заключение, её содержание.

Занятие №5 Экскурсионные методы и приёмы.

ЗАНЯТИЕ №6 Отработка и проведение экскурсии.

Работа по овладению содержанием и методикой поведения экскурсии. Определение и применение методов и приёмов для каждой конкретной экскурсии. Запись экскурсии. Развёрнутый план или индивидуальный текст экскурсии.

Читайте также: