Представление методической разработки гербарий лекарственных растений доу
Обновлено: 05.07.2024
Гипотеза: работу по развитию представлений о лекарственных растениях у детей старшего дошкольного возраста вести планомерно и в системе, с учётом возрастных особенностей и степени усложнённости; включать детей в активный поиск через реализацию метода проектов.
Предмет: экологические знания о лекарственных растениях.
Практическая значимость: возможность использования апробированного материала на практике воспитателями других дошкольных образовательных учреждений.
Анализ литературы по проблеме исследования.
Констатирующий эксперимент с целью выявления начального уровня экологической культуры, знаний о лекарственных растениях.
Формирующий эксперимент с целью применения разработанной системы работы по развитию представлений о лекарственных растениях через реализацию метода проектов и выявления уровня сформированных знаний.
Система работы по развитию представлений о лекарственных растениях у детей старшего дошкольного возраста через реализацию метода проектов.
Цели и задачи в работе с детьми:
1. Выявить начальный уровень экологической культуры, знаний о лекарственных растениях.
2. Развивать представления о лекарственных растениях через метод экологического проекта.
3. Выявить уровень сформированности экологических знаний после приме-
нения системы работы.
Цели и задачи в работе с родителями:
1.Привлечь внимание родителей к важности вопроса по развитию представлений о лекарственных растениях у детей старшего дошкольного возраста.
2. Развивать интерес к миру лекарственных растений через метод экологичес-
3. Повышать уровень экологической культуры родителей через беседы, консультации, родительские собрания, приобщение к созданию предметно-
развивающей среды по теме экологического проекта и т.д.
4. Приобщать к совместной работе с педагогами.
Цели и задачи в работе с педагогами:
1.Заинтересовать педагогов существующей проблемой в дошкольной педагогике через выступление на педагогическом совете.
2. Расширять представления о лекарственных растениях.
3.Познакомить с системой работы по развитию представлений о лекарственных растениях у детей старшего дошкольного возраста через реализацию метода проектов.
4.Познакомить педагогов с новинками методической литературы по проблеме исследования.
Создание условий для реализации поставленных задач.
Для реализации задач, поставленных в работе с детьми, были созданы
1. Создание уголка лекарственных растений.
Уголок лекарственных растений – это специально отведённое место в групповой комнате, имеющее общий свободный доступ, в котором находятся:
- альбомы с рисунками лекарственных растений,
- альбомы с фотографиями лекарственных растений,
- гербарии лекарственных растений,
- книга сказок, рассказов, стихов и загадок о лекарственных растениях,
- оборудование для опытов и экспериментов
и многое другое.
Для реализации задач, поставленных в работе с родителями, были созданы следующие условия:
1. Оформление стендов с наглядной информацией по проблеме.
2.Проведение консультаций, индивидуальных бесед, родительских собраний.
3.Организация родительской творческой мастерской по созданию предметно-развивающей среды в группе.
Для реализации задач, поставленных в работе с педагогами, были созданы следующие условия:
1. Организация и проведение консультаций по теме: «Организация работы по
3. Создание картотеки игр, создание информационных уголков для педагогов в методическом кабинете.
Основные направления работы по развитию представлений
о лекарственных растениях у детей старшего дошкольного
Создание
Работа
Работа
Работа
Одним из направлений работы по развитию представлений о лекарственных растениях у детей старшего дошкольного возраста через реализацию метода проектов является создание условий. (См. п. 2.2.)
Работа с детьми по развитию представлений о лекарственных растениях через реализацию метода проектов состояла из 4 этапов:
2. Выявление начального уровня сформированности знаний о лекарственных растениях через использование разработанного нами опросника.
3. Применение системы работы по развитию представлений о лекарственных растениях через реализацию метода проектов.
4. Выявление уровня сформированности экологической воспитанности, знаний о лекарственных растениях после применения системы работы.
На втором этапе, для выявления у детей уровня знаний о лекарственных растениях, был разработан опросник. По данным опроса детей старшей группы было выявлено следующее:
у 40 % детей знания о лекарственных растениях не сформированы;
у 60% детей знания о лекарственных растениях недостаточно сформированы, требуют помощи воспитателя;
дети с полностью сформированными знаниями о лекарственных растениях отсутствуют.
Проанализировав диагностические результаты, пришли к выводу, что у детей недостаточно сформированы знания о лекарственных растениях, а также наблюдается недостаточный уровень сформированности экологической культуры.
По нашему мнению причинами этого является:
- недостаточная разработанность этого направления в программе "Развитие",
- отсутствие системы работы воспитателей по данному направлению,
- недостаточная организация предметно-развивающей среды по данному направлению.
- недостаточность внимания родителей данному направлению.
Третий этап заключался в разработке и применении системы работы по развитию представлений о лекарственных растениях у старших дошкольников через реализацию метода проектов.
Перспективный план реализации экологического проекта "Лекарственные
растения" был разработан на 9 месяцев: с сентября 2011 года по май 2012 года. (См. приложение №1)
Он включает в себя три этапа:
2 этап - Деятельностный (октябрь 2011 года - март 2012 года).
На протяжении деятельностного этапа происходила основная работа по ознакомлению детей с лекарственными растениями.
3 этап - Заключительный (апрель - май 2012 года ) - подведение итогов работы.
Деятельностный и заключительный этапы включают в себя четыре блока организации детской деятельности:
- специально разработанные занятия;
- совместная деятельность воспитателя и детей;
- самостоятельная деятельность детей;
- совместная деятельность родителей и детей.
Первый блок - занятия экологической тематики, которые проводились в рамках экологического кружка в вечернее время. Последовательность занятий была следующей: на первых занятиях дети знакомились с разнообразием лекарственных растений, местах их произрастания, правилах сбора, сушки, приготовления целебных отваров и настоев (октябрь-ноябрь). Далее у детей формировались знания о группах лекарственных растений в соответствии с их целебными свойствами (декабрь-март). На заключительных этапах проводились, обобщающие знания, занятия, а также занятие по высадке рассады лекарственных растений в клумбу (апрель-май).
В своё планирование мы включили занятия, во время которых изученные лекарственные растения использовались в других видах деятельности, таких как аппликация, ручной труд, лепка.
Кроме вышеперечисленных, в планирование мы включили занятия, направленные на формирование представлений о безопасном, осторожном использовании лекарственных растений людьми. Мы считаем необходимым сформировать у детей знания о соблюдении правил использования лекарственных растений: применения детьми лекарственных сборов только с согласия взрослых и в строго ограниченных количествах.
Второй блок - совместная деятельность воспитателя и детей.
Во время этой деятельности шло закрепление знаний, полученных на занятиях. Наиболее эффективными явились следующие формы и методы: экскурсии по экологической тропе, в парки, в аптеку; беседы о конкретных видах лекарственных растений, наблюдения, экспериментальная деятельность, трудовая деятельность, чтение художественной литературы, а также дидактические, сюжетно-ролевые игры, разработанные нами, с целью закрепления знаний детей о лекарственных растениях.
Огромное значение имело использование нами проблемных вопросов,
Третий блок – самостоятельная деятельность детей.
Роль воспитателя в организации данной деятельности заключается в создании условий для возникновения этой деятельности. С этой целью дети привлекались к работе в уголке лекарственных растений, уходу за рассадой лекарственных растений. Дети самостоятельно рассматривали наглядные пособия, альбомы, гербарии, открытки, фотографии, играли в дидактические игры, практически, под руководством воспитателя использовали оборудование для опытов и экспериментов.
Четвёртый блок - совместная деятельность родителей и детей, в которой предусматривалась:
1. Работа творческой мастерской.
3. Оформление гербария лекарственных растений родителями совместно с детьми.
5. Придумывание и изготовление значков, направленных на охрану лекарственных растений.
6. Изготовление фотоальбомов "Мы и лекарственные растения" и т.д.
На четвёртом этапе работы с детьми перед нами стояла задача выявления уровня сформированности представлений о лекарственных растениях после применения системы работы. Для этого мы вновь применили вышеописанные методики и получили следующие результаты:
2) По опроснику: 35% детей группы имеет высокий уровень знаний – это дети, у которых знания о лекарственных растениях полностью сформированы; 65% детей группы имеет средний уровень знаний – это дети, у которых знания о лекарственных растениях недостаточно сформированы, требуют помощи воспитателя; дети с низким уровнем знаний отсутствуют – это дети с несформированными знаниями о лекарственных растениях.
Следующим направлением работы по развитию представлений о лекарственных растениях у детей старшего дошкольного возраста является, по нашему мнению, работа с родителями. Данная работа велась на протяжении всего года. Родители являлись активными участниками экологического проекта, участвуя в совместной с детьми работе. Кроме этого, мы привлекали родителей к помощи в организации предметно-развивающей среды в группе.
Кроме всего вышеперечисленного, работа с родителями включала в себя:
- беседы, консультации на темы "Значение проектной деятельности в образовании дошкольников", "Ознакомление детей с лекарственными растениями на основе проектного метода" и др.;
- экологическая викторина "Знатоки лекарственных растений" с участием родителей (в конце года);
- работа творческой мастерской на протяжении всего проекта.
- оформление наглядной информации по развитию у детей представлений о лекарственных растениях через метод проектов.
В результате данной работы заинтересованность родителей данным направлением повысилась: это подтверждается увеличением активности родителей во время бесед, консультаций, родительских собраний по темам, связанным с работой по ознакомлению детей с лекарственными растениями с помощью метода проектов.
Ещё одним направлением работы по развитию представлений о лекарственных растениях у детей старшего дошкольного возраста являлась работа с педагогами. В рамках данной работы были разработаны и проведены консультации с педагогами нашего дошкольного учреждения, знакомящие с организацией работы по развитию представлений о лекарственных растениях у детей старшего дошкольного возраста через реализацию метода проектов: подготовлены и проведены выступления на педагогических советах дошкольного учреждения, знакомящие педагогов с нашим опытом работы.
Таким образом, решение проблемы развития представлений о лекарственных растениях у детей старшего дошкольного возраста через реализацию метода проектов будет проходить в полной мере и более результативно только при условии системного использования всех направлений.
Формы и методы работы по развитию представлений о лекарственных растениях у детей старшего дошкольного возраста через реализацию метода проектов.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Лечит мята невралгию,
А свекла — гипертонию,
Земляника гонит соль,
А шалфей — зубную боль,
Арбуз кушай при нефрите,
А бруснику — при артрите,
Чтобы было больше сил,
Не забудь про девясил.
Клюква вылечит цистит,
Редька — кашель и бронхит,
Головную боль — калина,
А простуду — чай с малиной.
Печень подлечи рябиной,
Сердце — мятой и калиной,
Чтоб не ведать диабета,
Топинамбур ешь все лето.
Астму вылечи иссопом,
Мочевой пузырь — укропом.
Раны, язвы, геморрой
Подорожником промой.
Коль отеки у тебя —
Хвощ попей и семя льна,
Мажь мозоли чистотелом,
А веснушки — тертым хреном.
Зверобой не забывай
Чай с ним чаще потребляй,
Пей шиповника настой.
Будешь бодрый, молодой!
Как правильно собирать лекарственные травы.
В сборе гербарных образцов необходимо придерживаться следующих правил:
- сбор материала проводится исключительно в сухую погоду;
- лучше собирать образцы ближе к полудню, когда утренняя роса уже испарится;
- растения извлекают из земли полностью, чтобы можно было оценить визуально все его части;
- для крупных экземпляров (деревьев, кустарников) отбирают наиболее выдающиеся части, которые помогут идентифицировать образец;
- при сборе лиственной коллекции обязательно срезаются острым ножом части побега, чтобы был виден тип расположения пластинок;
- материал собирают только при отсутствии болезней и вредителей, заметных следов порчи;
- обязательно перед прогулкой заготовьте блокнот и ручку, ведь для гербария важны не только образцы, но и их описание;
- для каждого образца необходимо брать несколько экземпляров. Если коллекция лиственная, можно собирать с одного дерева различные по форме и окрашиванию пластинки.
Составлять коллекцию можно как из спонтанно собранных растений, так и целенаправленно, выбрав отдельную секцию, например, лекарственные растения, сорные травы, комнатные представители флоры и т. д.
Мать-и-мачеха.
Многолетнее травянистое растение высотой 10–25 см с ползучим длинным корневищем. Стебли прямые густо покрыты чешуевидными буроватыми листьями, неветвистые, заканчиваются цветочной корзинкой. Цветки желтые, двух типов: с края несколько рядов язычковых, в середине — трубчатые. Цветет со второй половины апреля до середины мая. Настой и отвар листьев растения благодаря наличию эфирного масла и слизистых веществ обладают отхаркивающим, мягчительным, противомикробным, потогонным действием. Их принимают при бронхите , воспалении легких, бронхиальной астме , туберкулезе , абсцессе и гангрене легких.
Одуванчик лекарственный.
Высота растения от 10 до 30 см. Корень сильный, вертикально расположенный, белый в разрезе. Листья по форме рассеченные, формируют прикорневую розетку. Цветки желтого цвета, собраны в розетки. Основное цветение — в апреле-мае, может цвести до осени. Плоды состоят из семянки с хохолком, созревают в июне-июле. Надземную часть сушат в тени на воздухе, или в хорошо проветриваемых помещениях. Корни заготавливают весной или осенью. Для этого их выкапывают, очищают от земли, промывают и сушат. Одуванчик лекарственный применяют для улучшения пищеварения, как средство возбуждающее аппетит и придающее силу, при диабете, авитаминозе. Его применение считается прекрасным средством для профилактики атеросклероза. Им лечат анемию, сердце, почки, кишечник, нарушения обмена веществ.
Актуальность проблемы:
В чем заключается ценность лекарственных растений? Как ими лечиться? Что полезнее у них – кора, плоды, листья, цветы или корни? После обсуждения проблемы вместе с детьми, мы решили узнать о лекарственных растениях, которые растут на территории детского сада и своего поселка, около своего дома, научиться выращивать культурное лекарственное растение – календулу.
Ожидаемые результаты
Дети будут хорошо узнавать, называть и находить лекарственные растения, особенно те, которые растут на территории детского сада и Дальнеконстантиновского района; так же узнают о растениях, занесенные в Красную книгу и создадут свою красную книгу растений Дальнеконстантиновского района (одуванчик, василек, лекарственная ромашка, подорожник, лопух, цикорий, клевер, крапива, петрушка, календула). Научатся выращивать культурное растение – календулу.
Оценить 64 0
Экологический проект для детей старшего дошкольного возраста
«Лекарственные растенияДальнеконстантиновского района
Разработала и выполнила:
1 квалификационной категории
Р.п. Дальнее Константиново
Тип проекта:информационно-творческий.
Описание:выяснить представление детей о лечебных свойствах трав, растущих на участке детского сада(об одуванчике, лопухе, ромашке, подорожнике, мяты, крапиве, медунице), выявить отношение детей к ним, заинтересовать темой проекта.
Актуальность проблемы:
В чем заключается ценность лекарственных растений? Как ими лечиться? Что полезнее у них – кора, плоды, листья, цветы или корни? После обсуждения проблемы вместе с детьми, мы решили узнать о лекарственных растениях, которые растут на территории детского сада и своего поселка, около своего дома, научиться выращивать культурное лекарственное растение – календулу.
Ожидаемые результаты
Дети будут хорошо узнавать, называть и находить лекарственные растения, особенно те, которые растут на территории детского сада и Дальнеконстантиновского района; так же узнают о растениях, занесенные в Красную книгу и создадут свою красную книгу растений Дальнеконстантиновского района (одуванчик, василек, лекарственная ромашка, подорожник, лопух, цикорий, клевер, крапива, петрушка, календула). Научатся выращивать культурное растение – календулу.
Цель: Узнать, какие лекарственные растения находятся в ближайшем окружении. Какую пользу они приносят и можно ли вырастить их самим.
Создать в группе условия для реализации экологического проекта;
Активизировать познавательную деятельность; продолжать учить детей с помощью взрослых находить интересную и полезную информацию о растениях, работая с различными источниками информации;
Познакомить детей с народными названиями лекарственных растений.
Развивать речь детей (как средство общения); закрепить представление детей о лекарственных растениях, расширить словарь (цвет, отвар, настой, медонос, рассада, соцветия, стебель, лист, корень) за счет новых впечатлений и информации, вызывать желание рассказывать о ценностях растения, живущего рядом с нами;
Развивать зрительное восприятие, мелкую моторику через художественно – продуктивную деятельность: раскрашивание силуэтов, вырезывание по контуру детской ладошки, рисование нетрадиционной техникой,выкладывание цветка счетными палочками, работа с трафаретами;развивать творчество, мышление, фантазию.
Побуждать детей к длительному наблюдению за развитием одних и тех же объектов; прививать практические навыки по выращиванию культурных лекарственных растений, уходу за ними; воспитывать экологическую культуру.
Время выполнения: долгосрочный (июнь - июль - август).
Участники:дети 5-6 лет, воспитатель, родители.
Среда:уголок природы, территория ДОУ, домашняя территория поселка.
Продукт проектной деятельности:
Взаимодействие с родителями:
- детям и родителям сделать комнатные клумбы для выращивания рассады календулы (из бросового материала), подобрать семена.
Список литературы:
1.Горькова Л.Г., Кочергина А.В., Обухова Л.А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию: Средняя, старшая, подготовительная группы. – М.: ВАКО, 2011.
3.Растения России. Начальная школа / Сост. Н.Ю. Васильева. – 2-е изд., исп. и доп.- М.: ВАКО, 2013.
4.Цветы. Какие они? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей / Т.А. Шорыгина. – М.: Издательство ГНОМ, 2010.
6.Экологические проекты в детском саду / О.М. Масленникова, А.А. Филиппенко. – Изд. 2-е. – Волгоград: Учитель: ИП Гринин Л. Е., 2014.
Этапы проекта:
1 этап. Подготовительный (01.06.2017 по 09.06.2017).
2.этап. Выполнение проекта (13.06.2017 по11.08.2017).
3 этап. Заключительный.
Наблюдениеза лекарственными растениями на территории детского сада:
Ромашка, крапива, одуванчик, подорожник, лопух.
Выращивание рассады календулы, высадка на участок детского сада, уход за ней, сбор семян;
Чтение рассказов, сказок,загадок, стихов, пословиц, произведений:
Игровая деятельность.
Художественно – продуктивная деятельность.
Беседы с показом ИКТ:
Гербарии, сравнение их с настоящими (живыми растениями)
Экскурсия по территории и около детского сада.
Художественно – продуктивная деятельность
Подготовка к презентации проекта:
«Лекарственные растения на территории детского сада
Беседы с показом ИКТ, гербария, сравнение с оригиналом (живым растением): незабудка, василек, цикорий.
Работа с калькой, трафаретами с внутренней и внешней обводкой;
Игровая деятельность.
Игры с прищепками, счетными палочками
3 этап. Заключительный
Сбор информации: подбор статьи с интернет – источников, сказки, стихи, пословицы, загадки по теме.
Методическое обеспечение:
4.Картотека рассказов, сказок, загадок, стихов, пословиц, произведений:
6.Иллюстрации с изображением картин известных художников:
1.Беседы с показом ИКТ:
-Гербарии, сравнение их с настоящими (живыми растениями)
1.Беседы с показом ИКТ, гербарии, сравнение с оригиналом (живым растением): незабудка, василек, цикорий.
-«Василек синий – медонос
2.Игры с прищепками, счетными палочками
3.Статьи с интернет – источников, сказки, стихи, пословицы, загадки по теме.
Участники проекта: дети подготовительной группы, педагог, родители.
Тип проекта: поисковый.
Цель проекта: - закрепить представления детей о лекарственных дикорастущих растениях, их многообразии, ценности для здоровья, правил пользования ими. Воспитывать бережное отношение к растениям. Активизировать у детей инициативу, внимание, память, обогащение словарного запаса.
Задачи: 1. Расширить знания детей о лекарственных растениях, их многообразии и пользе для человека.
2. Воспитывать коммуникативные навыки, наблюдательность и любознательность; любовь к природе; бережное отношение к растениям;
3. Развивать коммуникативные навыки, игровое творчество, воображение, мышление, связную речь.
4. Формировать навыки исследовательской деятельности
Предполагаемый результат: Дети научатся различать лекарственные растения. У детей сформируется знания и представления о лекарственных растениях, их многообразии и пользе для человека с медицинской точки зрения. Пополнится словарный запас, научатся называть лекарственные растения и их лечебные свойства. Расширить навыки наблюдения в процессе поисково – познавательной деятельности. Дети познакомятся с новыми для них растениями, научатся находить и различать лекарственные растения друг от друга и от других растений.
1. Поисковая работа по подбору иллюстрированного материала и фотографий по теме лекарственные растения.
2.Сбор художественной литературы: стихи, загадки, рассказы, сказки про лекарственные растения.
3Родителям совместно с ребенком сделать книжку малышку об 1 лекарственном растении.
Реализация проекта
1. Рассматривание растений в книгах, фотоальбоме, гербариях, энциклопедии.Цель: развивать познавательную активность в процессе формирования представлений о лекарственных растениях.
2. Экскурсионная прогулка по территории ДОУ.Цель: знакомство с природным окружением родного края; из рассказа воспитателя узнали о многообразии трав произрастающих в наших лесах, лугах; познакомились с лекарственным растением – подорожником, одуванчиком, ромашкой; с его внешним строением; закрепили знания о том, какую пользу приносит это растение человеку.
5. Чтение и разучивание стихов, загадок, рассказов о лекарственных растениях.Цель: расширять словарный запас, учить строить правильно речь, развивать память.
Читайте также: