Представители неоклассической организационной школы

Обновлено: 05.07.2024

Неоклассическая школа - ведущее направление в современной западной, прежде всего, англо-американской экономической науке. Неоклассики занимаются многоаспектным анализом регулируемой рыночной экономики, используя в качестве одного из главных ин¬струментов экономические модели.

Вложенные файлы: 1 файл

Неоклассическая школа.docx

Неоклассическая школа – ведущее направление в современной западной, прежде всего, англо-американской экономической науке. Неоклассики занимаются многоаспектным анализом регулируемой рыночной экономики, используя в качестве одного из главных инструментов экономические модели.

В первую очередь их интересуют проблемы ценообразования, взаимодействия спроса и предложения на различных рынках. Свое начало подобный подход берет от работ Альфреда Маршалла, которого считают основоположником неоклассической школы.

Создание неоклассического направления связано с работами английского экономиста Альфреда Маршалла (1842-1924). Именно он со своими "Принципами Экономикса" (1890 г.) (в русском переводе "Принципы политической экономии") считается основателем англоамериканской школы экономической науки, получившей значительное влияние и в других странах.

В отличие от классиков, уделявших главное внимание теории стоимости, неоклассическая школа выдвинула в центр исследования законы ценообразования, анализ взаимосвязей спроса и предложения. С дискуссий о стоимости споры переносятся в сферу изучения условий и факторов формирования цены, ее составляющих.

А. Маршалл предложил "компромиссную" теорию цены, переработав и соединив концепцию Рикардо и концепцию Бем-Баверка - трудовую теорию стоимости и теорию предельной полезности. Так была создана двухфакторная теория цены, основанная на анализе взаимных связей спроса (полезности) и предложения (затрат).

Неоклассическая школа не отрицает необходимости государственного регулирования (в этом одно из отличий от классиков), но считает, что оно должно быть ограниченным. Государство создает условия для хозяйственной деятельности. Рыночный механизм конкуренции способен обеспечить сбалансированный рост, равновесие между спросом и предложением.

Экономисты, которых принято относить к неоклассикам, представляют далеко не однородную школу. Они отличаются сферой интересов, занимаются различными проблемами. Имеются особенности в используемых ими методах, подходах к анализу экономической действительности. Это также отличает их от классической школы, которая в принципе является более однородной по взглядам и выводам, разделяемым ее основными представителями.

Одна из особенностей неоклассической школы - широкое использование графиков, схем, экономических моделей. Это не только иллюстративный материал, но и инструмент теоретического анализа.

Неоклассическое направление исследует поведение т. н. экономического человека (потребителя, предпринимателя, наёмного работника), который стремится максимизировать доход и минимизировать затраты. Основные категории анализа — предельные величины (см. Маржинализм). Экономисты неоклассического направления разработали теорию предельной полезности и теорию предельной производительности, теорию общего экономического равновесия, согласно которой механизм свободной конкуренции и рыночного ценообразования обеспечивает справедливое распределение доходов и полное использование экономических ресурсов, экономическую теорию благосостояния, принципы которой положены в основу современной теории государственных финансов (П. Сэмуэльсон), теорию рациональных ожиданий и др.

Во второй половине XIX века наряду с марксизмом возникает и развивается неоклассическая экономическая теория. Из всех её многочисленных представителей наибольшую известность приобрёл английский учёный Альфред Маршалл (1842—1924). Он был профессором, заведующим кафедрой политической экономии Кембриджского университета. А. Маршалл обобщил результаты новых экономических исследований в фундаментальном труде "Принципы экономической теории" (1890).

В своих работах А. Маршалл опирался как на идеи классической теории, так и на идеи маржинализма. Маржинализм (от английского marginal — предельный, крайний) — это течение в экономической теории, возникшее во второй половине XIX века. Экономисты-маржиналисты в своих исследованиях использовали предельные величины, такие как предельная полезность (полезность последн ей, дополнительной единицы блага), предельная производительность (продукция, произведённая последним нанятым работником).

Данные понятия использовались ими в теории цены, теории заработной платы и при объяснении многих других экономических процессов и явлений.

В своей теории цены А. Маршалл опирается на концепции спроса и предложения. Цена блага определяется соотношением спроса и предложения. В основе спроса на благо лежат субъективные оценки предельной полезности блага потребителями (покупателями). В основе предложения блага лежат издержки производства. Производитель не может продавать по цене, не покрывающей его затраты на производство. Если классическая экономическая теория рассматривала формирование цен с позиций производителя, то неоклассическая теория рассматривает ценообразование и с позиций потребителя (спрос), и с позиций производителя (предложение).

Неоклассическая экономическая теория так же, как и классики исходит из принципа экономического либерализма, принципа свободной конкуренции. Но в своих исследованиях неоклассики больший акцент делают на исследовании прикладных практических проблем, в большей степени используют количественный анализ и математику, чем качественный (содержательный, причинно-следственный). Наибольшее внимание уделяется проблемам эффективного использования ограниченных ресурсов на микроэкономическом уровне, на уровне предприятия и домашнего хозяйства. Неоклассическая экономическая теория является одной из основ многих направлений современной экономической мысли.

Классическая теория в управлении определены основные понятия и фундаментальные принципы внутри организации, такие как линейная или функциональная структура, рациональность работы и отделение.

Несмотря на изменения и достижения, а также после введения новых терминов, эти концепции остаются сегодня фундаментальными основами управления на общем уровне..


Неоклассическая школа, далеко не противопоставляя эти и другие концепции, продолжает и совершенствует их, стремясь найти дополнительные методы к тем, которые уже были предложены предшественниками с начала 20-го века..

Подъем этой школы произошел между 1930 и 1948 годами, то есть между великой экономической депрессией и окончанием Второй мировой войны..

Эта глобальная экономическая ситуация вывела на мировую арену новые характеристики, которые должны стать предметом изучения, анализа и адаптации новых компаний, которые начали появляться.

Этот вновь возникший сценарий подразумевал, помимо обычного поиска эффективности, большую автоматизацию производственных процессов и, следовательно, сокращение использования рабочей силы, а также увеличение числа организаций и горизонтальный рост указанных организации, имеющие несколько целей.

Необходимо было определить новую роль администраторов, и это стало предметом изучения неоклассической теории..

Основные характеристики неоклассической теории управления

Администрация, понимаемая как социальная деятельность, скорее всего, находится в пределах мыслей и теорий, которые варьируются в зависимости от исторического момента, через который проходит мир..

В случае с неоклассической теорией это были ее основные характеристики:

1- прагматичный

Прагматизм и поиск конкретных результатов в осуществлении администрации является основной целью, и для этого используются теоретические концепции администрации..

2- Укрепляющий

Предыдущие классические постулаты в значительной степени используются неоклассиками, изменяют размеры и реструктурируют в соответствии с новыми реалиями, чтобы придать администрации большую точность и последовательность, сделать ее более широкой и гибкой..

3- Принципист

В неоклассике подчеркиваются общие принципы управления, такие как планирование, организация, руководство и контроль работы подчиненных..

4- Результат

Акцент в методах и рационализации работы, предложенной научной администрацией, был смещен неоклассическими, которые были сосредоточены на ориентации на цели и поиске результатов..

5- Эклектика

Хотя они основаны на классической теории, неоклассики берут из нее и других теорий только то, что считают полезной и правдивой..

Причины появления неоклассической теории управления

Как говорилось ранее, мир кардинально и окончательно изменился после нескольких событий, которые ознаменовали начало 20-го века. Среди них могут быть перечислены следующие:

  • Вторая мировая война
  • Экономическая сила, принятая Соединенными Штатами
  • Акцентуация экономической концентрации
  • Быстрый технический прогресс

Эта новая реальность и ее характеристики заставили администрацию страдать от таких изменений, как:

  • Технические адаптации, которые реагируют на технологические изменения.
  • Технические адаптации, которые отвечают за автоматизацию систем.
  • Адаптация процедур и директив, отвечающих новым целям организации.
  • Создание новых элементов управления, адаптированных к новым структурам.
  • Создание или модернизация принципов департаментализации, отвечающих новой многофункциональности организаций.

Основные вклады неоклассической теории управления

Он также определяет сферу контроля - ограничение числа подчиненных на каждого начальника, а также важность и адекватность организационной структуры и руководств по функциям, полномочиям и ответственности в качестве основных инструментов для структурирования новых организаций..

Администрирование по целям (APO) - это концепция, введенная неоклассиками, которая даже сегодня управляет большинством крупных организаций по всему миру..

Это динамичный процесс, в котором все уровни организации (руководители, директора и подчиненные) определяют цели, определяют и распределяют обязанности и разрабатывают стратегии для достижения соответствия.

В соответствии с этой схемой устанавливаются стандарты эффективности, которые впоследствии будут использоваться для объективной оценки путем сравнения достигнутых результатов с ожидаемыми.

Модель ACME (сокращенно от Association of Consulting Managemente или Engineers) является еще одним хорошим примером модели организационной структуры, созданной неоклассической.

Схема, предложенная в этой работе, включает в себя все основные области управления: исследования и разработки, производство, маркетинг, финансы и контроль, секретарские и юридические вопросы, управление персоналом и внешние связи..

Основные представители неоклассической теории управления

Питер Ф. Друкер

Он заметил важность того, что промышленные организации будут иметь в обществе даже большее влияние, чем Церковь или само государство..

Он признан за его способность объединить теоретическое с практическим, аналитическим и эмоциональным, частным и социальным в рамках изучения административного управления.

Гарольд Кунц

Эрнест Дейл

Немецкий экономист, родившийся в 1917 году, разработал эмпиризм в администрации, который определяет, что осуществление профессии позволяет принимать правильные решения в конъюнктурные моменты.

Неоклассическая школа управления - 2021 - Economy-Wiki.com

Фактически, из-за важности, которую они придают административной практике, она известна как оперативная школа или административный процесс. Его принципы используются большинством организаций в мире.

Кроме того, название неоклассической школы отвечает тому факту, что она рассматривается как продолжение административных принципов классической школы, особенно принципов, предложенных Фредериком Тейлором и Анри Файолем.

Основными представителями (неоклассической школы) являются Питер Ф. Друкер, Эрнест Дейл, Лоуренс Эппли, Гарольд Кунц, Сирил О'Доннелл и Джордж Терри. Исторически он возникает и развивается с 1925 по 1946 год.

Характеристики неоклассической школы

Основные характеристики неоклассической школы управления:

1. Акцент на практике

В первую очередь, неоклассическая школа отдает приоритет практической части управления, поскольку она стремится к конкретным результатам. Это означает, что это прагматическая школа, то есть теория имеет ценность только в том случае, если она работает на практике.

2. Он основан на постулатах классической школы.

Во-вторых, эта школа берет на себя большинство постулатов классической школы. Но они совершенствуют их, придавая им новую структуру и измерение, чтобы они могли адаптироваться к непредвиденным обстоятельствам текущего времени. Это позволяет принципам классической школы иметь большую гибкость и широту применения.

Кроме того, можно сказать, что неоклассическая школа возникает как реакция на административную школу человеческого поведения. Как следствие, они используют такие концепции, как линейная и функциональная организация, проблемы с полномочиями, делегирование ответственности и подразделение компаний.

3. Сосредоточен на общих принципах управления.

В-третьих, неоклассическая школа использует законы научного управления для поиска решений практических проблем организаций. По этой причине они возвращаются к использованию таких понятий административного процесса, как планирование, организация, руководство и контроль.

Между тем общие принципы управления становятся руководством к действию в административном процессе. Однако эти принципы не должны применяться жестко и безоговорочно, а должны применяться гибким и относительным образом в зависимости от обстоятельств.

4. Ищите конкретные результаты.

В-четвертых, неоклассики считают, что организация работает для достижения конкретных целей и результатов. Эти результаты и цели достигаются, когда организация работает эффективно. Вот почему организация должна быть структурирована и организована на основе этих конкретных результатов.

Следовательно, должны быть организационные цели, которые определяют результаты, которые должны быть достигнуты. Организационные цели служат параметром для измерения и оценки результатов деятельности компании.

5. Это эклектично

Наконец, хотя эта школа в основном основана на классических принципах управления, неоклассическая школа эклектична, потому что она собирает содержание других теорий и административных школ. Среди них мы находим следующие:

Принципы неоклассической школы менеджмента

Важнейшие принципы неоклассической школы менеджмента:

1. Единство командования

Прежде всего, единоначалие относится к тому факту, что люди должны получать приказы от одного начальника, этот термин был введен Анри Файолем. Следовательно, если человек получает приказы от комитета или комиссии, административная система не работает. Это создает путаницу, и процесс может стать медленным и неэффективным.

2. Специализация

Под специализацией понимается тот факт, что каждый человек, область или подразделение должны отвечать за конкретные и специализированные задачи и под их ответственность. Они считают, что специализация увеличивает эффективность.

Точно так же неоклассики считают, что можно применять различные типы специализации, например следующие:

  • Цель
  • Операция или процессы.
  • Географическое положение или по площади.
  • Тип клиента.

3. Авторитет и ответственность

Без сомнения, неоклассики утверждают, что между властью и ответственностью должна быть тесная взаимосвязь, поскольку авторитет - это способность, которую необходимо иметь для управления подчиненными. Это осуществляется принудительно.

При этом ответственность заключается в выполнении возложенных обязательств. Следовательно, человек, имеющий власть над своими подчиненными, берет на себя ответственность за те задачи, которые они должны выполнять. Следовательно, уровень полномочий должен совпадать с уровнем возложенной ответственности.

4. Линейное руководство и персонал

Естественно, авторитет линии и персонала - это способ, которым неоклассики обнаружили, что они могут ослабить концепцию авторитета классиков, но без потери контроля. Глава генерального штаба должен помогать ответственным за каждую линию власти в достижении целей. Следовательно, генеральный штаб передает приказы, контролирует и координирует задачи линейных подчиненных.

5. Объем контроля

В самом деле, этот принцип направлен на ограничение числа подчиненных, назначаемых каждому начальнику. Ограничивая количество, достигается то, что начальник не теряет контроль над своими подчиненными. В идеале для эффективной работы у каждого начальника должно быть пять или шесть подчиненных.

Филиалы неоклассической школы менеджмента

Неоклассическая школа управления делится на две ветви:

  • Неоклассика управления промышленными предприятиями: Специально обучен инженерами, которые следили за развитием методов, технологий и процессов, предложенных Тейлором.
  • Неоклассический менеджмент и общее управление: Этот филиал, созданный Гуликом и Урвиком, пытается удовлетворить потребности и проблемы управления бизнесом, особенно в его структуре и контроле.

Преимущества неоклассической школы менеджмента

Среди основных преимуществ можно отметить:

  • Обновить функции администратора.
  • Здесь рассматриваются основные принципы администрирования.
  • Сделайте административный процесс более гибким и адаптируемым.
  • Предоставляет инструменты для руководства группами людей.
  • Он ставит во главу угла эффективность и действенность.
  • Создает более гибкие административные модели для организаций.
  • Использование ведомственности.

Недостатки неоклассической школы управления

Наиболее важные недостатки:

  • Это очень формально и не учитывает человеческий фактор.
  • Их вклад считается маловажным.
  • Он может представлять противоречия в своих подходах.
  • Его применение очень специфично, поэтому теряется общность.

В заключение можно сказать, что неоклассическая школа была продолжением классической школы управления. Но он усовершенствовал свои постулаты, что позволило им быть более гибкими и иметь возможность адаптироваться к текущим изменениям, ориентируясь на результаты административного процесса.

Неоклассическая теория исследовала рыночное хозяйство в период господства свободной конкуренции. Она соединила идеи классической экономической школы с идеями маржинализма.

Важным течением в неоклассической науке стала теория благосостояния. Значительный вклад в нее внести Г. Седжвик и А. Пигу.

Ключевым понятием концепции Пигу является дивергенция (разрыв) между частными выгодами и издержками и общественной выгодой и затратами. Пример – фабрика с дымящей трубой. Фабрика использует воздух (общественное благо) и возлагает на других внешние издержки. Средством воздействия Пигу считал систему налогов и субсидий. Достижение максимума национального дивиденда возможно через действие 2-х дополняющих друг друга сил – частного интереса и вмешательства государства, выражающего интересы общества.

Джон Бейтс Кларк (1847-1938) — основатель американской школы маржинализма, внесший заметный вклад в формирование неоклассической экономической теории конца XIX в.

1) новизна методологии в рамках выдвинутого учения о трех естественных разделах (отделах) экономической науки. Первый охватывает универсальные явления богатства. Второй включает социально-экономическую статику и говорит о том, что происходит далее с богатством. Третий отдел включает социально-экономическую динамику и говорит о том, что происходит с богатством и благосостоянием общества при том условии, если общество меняет форму и способы деятельности;

2) обоснованный на микроэкономическом анализе закон предельной производительности факторов производства.

Воображаемому статическому общественному производству присущ неизменный характер операций, связанных с постоянным выпуском одних и тех же видов благ при прежних технологических процессах, видах орудий и материалов, не позволяющих ни увеличивать, ни уменьшать величину доставляемого производством богатства. В состоянии социально-статического производства земля возделывается одними и теми же орудиями и получается один и тот же вид урожая, а на фабриках работают с теми же машинами и материалами, т.е. ничего не меняется в способе производства богатства или, другими словами, производительный организм сохраняет свою форму неизменной.

Итак, в состоянии статики можно констатировать движение как бы в замкнутой системе, что предопределяет равновесность и стабильность экономики.

Общие виды изменений, которые образуют динамические условия, дестабилизирующие экономику:

  1. увеличение населения;
  2. рост капитала;
  3. улучшение методов производства;
  4. изменение форм промышленных предприятий;
  5. выживание более производительных предприятий вместо устраняемых менее производительных.

Причем каждый вид рекомендуется выделять в качестве фактора, поддерживающего общество в динамическом состоянии и возвещающего о своем наличии воздействием на социальную структуру.

Главная заслуга Кларка состоит в разработке концепции распределения доходов на основе принципов предельного анализа цен факторов производства, которую в экономической литературе называют законом предельной производительности Кларка.

По мнению ученого, этот закон имеет место в условиях свободной (совершенной) конкуренции, когда мобильность всех хозяйствующих субъектов способствует достижению параметров равновесия экономики.

Кларк решил сосредоточиться на принципе убывающей предельной производительности однородных, т.е. обладающих одинаковой эффективностью, факторов производства. Это означает, что при неизменной капиталовооруженности предельная производительность труда начнет снижаться с каждым вновь привлеченным работником и, наоборот, при неизменной численности работающих предельная производительность труда может быть выше только благодаря возросшей капиталовооруженности.

Читайте также: