Представителем географической школы является

Обновлено: 03.07.2024

ШКОЛА ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ. Одно из направлений в социологии и политологии, признающее географическую среду решающим условием и фактором общественного развития. Широкое распространение идеи Школы географической получили в ХVIII–ХIХ веках, в том числе и в связи с Великими географическими открытиями. Наиболее видными представителями Школы географической были Ш. Монтескье, Г. Бокль, Ф. Ратцель, Э. Реклю, Ф. Ле Пле, Э. Хантингтон и др. В России аналогичные позиции занимали Л.И. Мечников, С.М. Соловьёв, В.О. Ключевский, А.П. Щапов и др.

Географическая школа (Ильичёв, 1983)

в социологии, натуралистич. учения, которые приписывают первостепенную роль в развитии обществ и народов их географич. положению и природным условиям. Крайней формой этого направления является механистич. географич. детерминизм, утверждающий почти полную обусловленность деятельности человека естеств. средой.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия . Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов . 1983 .

(в социологии) – направление в бурж. социологии, рассматривающее географич. положение и природные условия в качестве определяющего фактора развития обществ. жизни народов. Идея обусловленности обществ. явлений географич. средой высказывалась еще в античности. Демокрит, Гиппократ и Геродот, противопоставляя религ.-мифологич. мировоззрению идею причинного, естеств. понимания жизни людей, неоднократно отмечали влияние географич. условий, особенно климата, на физич. тип, обычаи и нравы, образ правления, уровень культурного и хозяйств. развития народов. При этом природа Греции и Средиземноморья считалась наиболее благоприятной для жизнедеятельности людей. Большое внимание этим вопросам уделяли Полибий, Посидоний, Страбон.

В ср. века араб. мыслитель историк Ибн Хальдун стремился выяснить значение географич. среды для жизни общества. Идеи географич. обусловленности обществ. развития получили особенно широкое распространение в период становления и развития капитализма. Теории географич. детерминизма того времени были направлены против религ. идеи о божеств. характере законов обществ. жизни и обосновывали земное происхождение обществ. учреждений, естественность укрепляющихся капиталистич. отношений. Наибольшее влияние Г. ш. приобрела во Франции, где идеи Г. ш. еще в 16 в. высказывал Боден. Родоначальником Г. ш. можно считать Монтескьё, к другим крупнейшим представителям во Франции 18 в. относится Тюрго.

В соч. "О духе законов" (см. рус. пер. 1955) Монтескье подробно и систематически развил идеи о влиянии географич. условий, климата на жизнь людей, обычаи и нравы народов, на становление хозяйств. и даже политич. строя различных стран.

Уже к сер. 19 в. Г. ш. утратила свое прогрессивное содержание и все в большей степени использовалась против марксистского материалистич. понимания законов обществ. развития. Игнорирование социальных движущих сил историч. прогресса и выдвижение географич. среды в качестве решающего фактора в экономич., политич. и культурном развитии народов приводили к реакц. теориям о природных причинах отсталости колониальных народов, к оправданию колониальной политики капиталистич. держав. Англ. историк Бокль в двухтомном труде "История цивилизации в Англии" (см. рус. пер. 1906), считая определяющими факторами обществ. развития пищу, климат, почву и "обший вид природы", пришел к ненауч. объяснению причин неравномерности развития цивилизации, сделав ложный вывод о естественности социального неравенства. Проблематика Г. ш., намеченная Боклем, исследовалась мн. географами, историками и экономистами конца 19 – нач. 20 вв. Наиболее видным из них был нем. географ и этнограф Ф. Ратцель. К Г. ш. были близки и нек-рые рус. ученые и социологи (Л. Мечников и др.).

В эпоху империализма гл. идея географич. детерминизма обществ. развития привела к прямой политич. апологии империалистич. экспансии. Возникла геополитика – одно из наиболее реакц. ответвлений Г. ш. (Хаусхофер в Германии, Маккиндер в Англии, Мэхэн, Спикмен в США). Бурж. ограниченность социологов – сторонников Г. ш., рассматривающих капиталистич. отношения как обусловленные природой, определяла их натурализм, метафизичность, антиисторизм. Они отрицают саморазвитие общества через борьбу противоположностей, движущие силы общества переносят из общества вовне – в природу (см. Географическая среда), сводят социальные формы движения материи к низшим формам, отрицают обществ. характер законов истории, истолковывая их как естеств. законы природы. При характеристике экономики они не идут дальше описания того, что производится, не интересуясь тем, как осуществляется производство. Производств. отношения людей с их антагонизмами исключаются из предмета социологии. Сторонники Г. ш., как правило, сводят всю проблему взаимоотношений природы и общества к влиянию природных условий на людей и рассматривают обществ. развитие как простое приспособление людей к окружающей природе.

Лит.: Мечников Л. И., Цивилизация и великие исторические реки, пер. с франц., М., 1924; Ковалевский М. М., Социология, т. 1–2, СПБ, 1910; см. также лит. к ст. Геополитика и Географическая среда.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия . Под редакцией Ф. В. Константинова . 1960—1970 .

Географическая школа — направление в социологии, рассматривающее географическую среду (климат, реки, почву и т. п.) как определяющий фактор развития общества и государства (Г. Т. Бокль, Ратцель).

Географический детерминизм основывается на признании того, что месторасположение страны, ее природно-климатические условия, близость или отдаленность от морей и океанов и другие параметры определяют основные направления народа, его характер, поведение на международно-политической арене и т.д.

Признанным патриархом направления географического детерминизма в науке считается Фридрих Ратцель. Изучая влияние природных условий на развитие народов и культур в разных географических зонах, он разработал своеобразную географическую карту культурной жизни человечества. В своих трудах он дал общую картину расселения народов и распространения культур. По земной поверхности с различной скоростью перемещаются не только людские потоки, но и культурные изобретения, предметы, идеи, явления. Он считал, что собственное изобретение людьми не так высоко ценится, как заимствованное. Главная заслуга Ратцеля состояла в том, что он предпринял попытку связать между собой политику и географию, изучить политику того или иного государства исходя из географического положения занимаемого им пространства. Он обосновывал тезис о том, что государство представляет собой биологический организм, действующий в соответствии с биологическими законами. Ратцель видел в государстве продукт органической эволюции, укорененный в земле подобно дереву. Сущностные характеристики государства поэтому определяются его территорией и месторасположением, а его процветание зависит от того, насколько успешно оно приспосабливается к условиям среды. Одним из основных путей наращивания мощи этого организма, считал Ратцель, является территориальная экспансия или расширение жизненного пространства.

Опыт Германии единое государство, единый народ, единое специальное образование

. политической жизни страны. Ученые Германии, разоренной войной и раздробленной на мелкие государства, в XVIII в. находились под влиянием идей предшествующих столетий. Государственная идеология, . и глухонемых детей. Необходимость принятия такого закона его инициаторы аргументировали интересами государства. Получив образование, аномальные дети сделаются полезными гражданами, что, с одной стороны, .

Автор: Андрей Руднев на 14:25

Ярлыки: История социологии

6. Географическая школа в социологии. Шарль ЛуиМонтескье (1689-1755).

Прослеживая зависимость политического устройства от особенностей государства, его размеров, населенности, климата, географической среды, от религии, исповедуемой народом, и его нравов, Монтескье привнес в науку о праве и в гуманитарное знание вообще естественно-научный метод, выступив, в частности, основателем географической школы в социологии и политологии. Ш.-Л.Монтескье явился одним из основателей современной географической школы в социологии и политологии. Географическая школа — направление в социологии и политологии, рассматривающее географическую среду (климат, реки, почву и т. п.) как определяющий фактор развития общества и государства (Ш. Монтескье, Г. Т. Бокль, немецкий географ Ф. Ратцель, российский социолог Л. И. Мечников).

Идеи о роли географической средой в развитии государства и общества высказывали еще древние мыслители, в частности Демокрит, Геродот, Страбон, Полибий. Однако только в Х1Х веке они получили научное обобщение, во многом благодаря усилиям именно географической школы. Центральное место в ней занимало географическое положение государства. Исходным принципом в ней служил географический детерминизм. Географический детерминизм основывается на признании того, что месторасположение страны, ее природно-климатические условия, близость или отдаленность от морей и океанов и другие параметры определяют основные направления народа, его характер, поведение на международно-политической арене и т.д. Первоначально геополитика понималась в терминах завоевания прямого (военного или политического) контроля над соответствующими территориями. Традиционные представления о международных отношениях основывались на трех главных китах — территории, суверенитете, безопасности государств — акторов международной политики. Признанным патриархом направления географического детерминизма в науке считается немецкий географ и этнограф, зачинатель политической географииконца XIX — начала XX в. Фридрих Ратцель (1844-1904).

1.Социология г. Спенсера

. произведении — трехтомных "Основаниях социологии" (1876-1896) — Спенсер уподоблял сословно-классовое строение общества и присущие ему различные . государством, а “страх перед мертвыми” — церковью. Спенсер активно отстаивал идею о том, что общество . школы, Спенсер, вслед за О. Контом ввел в социологию идею изменчивости и "плавного" эволюционизма. Понятия эволюционистской социологии Спенсера .

УЧЕНИЕ Г. СПЕНСЕРА. НАТУРАЛИСТИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ В СОЦИОЛОГИИ

Герберт Спенсер (1820–1903) – английский социолог. Спенсер представлял общество в виде организма, где существует определенная система взаимодействия людей. Системный характер общества нельзя свести к действиям отдельного индивида поэтому Спенсер рассматривал элементы общественной системы, составляющие ее структуру. Этим элементам он отводил роли биологического организма: например, земледелие и промышленность выполняют функцию питания, институт торговли – функцию кровообращения, армия – это своеобразный кожный покров и т. д. Эти системы находятся в сложном взаимодействии между собой. По степени влияния подсистем Г. Спенсер выделяет типы обществ.

Объект и предмет социологии. Эволюция общества и теории социальных изменений

. интересующую конкретную науку. Термин социология переводится как наука об обществе. Общество является объектом социологии. 2. Предмет социологии Существует несколько основных подходов к определению предмета социологии. 1) Социология - это универсальная наука .

Развитие натуралистических школ окончательно отделило религию и социологию, однако отождествление социальных процессов с биологическими и физическими законами препятствовало дальнейшему развитию социологического знания.

Конец XIX века ознаменовался бурным расцветом так называемых “школ одного фактора”. Вдохновленные выдающимися достижениями в естествознании, многие ученые пытались объяснить социальный мир по аналогии с физическим миром, с биологическим миром и т.д. Упрощая понимание социального мира они пытались найти главный фактор, определяющий общественное развитие. Соответственно, появился ряд монофакторных школ в социологии.

Механистическая школа Представители этой школы пытаются найти простые законы, управляющие материей во всех ее формах, в том числе и социальной. Для них человек – молекула общества, в котором как в физическом мире действуют силы притяжения и отталкивания. Производство и потребление в обществе – простые превращения вещества, торговля – перемещение его в пространстве и т.п. Различные социальные категории (социальный порядок, государство и пр.) они переводят на язык математики и физики, пытаются вывести формулу социального прогресса. Географическая школа Для социогеографов главный фактор социальных измерений – природно-климатические условия, которые предопределяют не только темпы развития, но даже формы государственного устройства. Используя данные статистики, палеоботаники, истории, географии они стремятся обосновать связи между изменениями климата и прогрессом цивилизаций. Оказалось, что действительно есть определенные связи между климатическими и социальными изменениями. Это дало ценные наблюдения не только для социологов, но и для биологов, психологов, климатологов. Данные современной науки подтверждают глубинные связи космоса, природы и социума, их взаимное влияние друг на друга.

Социал-дарвинизм Это было одно из самых мощных направлений среди натуралистических и эволюционистских теорий. Австрийский социолог Людвиг Гумпиович ввел понимание социологии как науки о социальных группах и отношениях между ними; считал, что главная характеристика этих отношений – беспощадная борьба за выживание. Отличие естественного отбора среди людей от такового у животных видел в том, что у животных это борьба между отдельными особями, а у людей – между группами. В том, что у животных доминируют биологически инстинкты, а в основе групповых конфликтов – стремление к удовлетворению социальных потребностей и интересов. Психологическая социология В Германии М.Мацарус и Х. Штейнталь провозгласили создание “психологии народов“. С их точки зрения, главная движущая сила исторического процесса – этнос, народ, активным началом которого является “дух целого”, проявляющийся в языке, обычаях, искусстве, религии. Этот народный дух они понимали как психическое свойство индивидов, принадлежащих к определенной нации. Сознание индивидов – есть продукт этого целого. В США Л. Уорлд и Ф. Гиддингс основали психологический эволюционизм, где под социальными силами, которые управляют деятельностью человека, понимали психические силы – желания. У них и само общество выглядит как психическоя явление. Их главный вклад – в доказательстве, что в социальной эфолюции весьма значимую роль играет психология человека, его воля. Наиболее интересными и плодотворными в этом направлении представляются концепции французских исследователей Г. Лебона и Г. Тарда. Лебон первым показал фундаментальную роль эмоций в общественных делах (“Психология толпы”).

Воздействие на человека негативных факторов производственной среды

. Химические факторы представляют собой вредные для организма человека вещества в различных состояниях. Биологические факторы - это воздействия различных микроорганизмов, а также растений и животных. Психофизиологические факторы - . Безопасность труда является составной частью программы экономического и социального развития нашего общества. В нашей стране большое внимание уделяется созданию .

Какие-то из них принимаются, отбираются ипревращаются в традиции, обычаи, законы. Основа общественной жизни – согласие умов и желаний или одновременное присутствие одних и тех же понятий и стремений во всех умах и сердцах людей в одном обществе. Это согласие появляется не из-за наследственности или влияния одной и той же географической среды, а от внушения или подражания, распространяющихся от одного к другому. Поэтому важнейшим средством социального контроля в обществе являются СМИ, способствующие созданию этого согласия. Тард первым заметил и показал роль СМИ, положив начало исследованиям их влияния, теориям “массового общества”, развитию социальной психологии. Существовали и другие монофакторные школы в социологии. Каждая из них привнесла что-то интересное и полезное в понимание общества, но ни одна из них, пытаясь “упростить”, найти один главный фактор его развития не смогла решить эту задачу.

Примеры похожих учебных работ

АЛСТЕД Я. — Психология, социология, общество. Модели мотивации

. Развитие человеческого общества – критическое введение в историческую социологию"). Модель мотивации. Психологию и психоанализ критиковали за узость фокуса: психологическое развитие одного человека . отнестись к теориям, считающим, что на личность .

Опасные и вредные факторы и их воздействие на человека

. человека. Все это позволит каждому члену общества почувствовать свою безопасность и защищенности со стороны государства. . в каком-либо процессе, явлении. Само понятие фактор выражается через описания качественных составляющих, определяющих скрытые .

Особенности ВНД человека. Развитие речи в онтогенезе и её нарушения

. общения, становится орудием борьбы и развития общества, так как закрепляет в словах . людьми, как межлюдская сигнализация. Работа неизбежно рождает речь, нет ни одного народа, . Итак, к моменту поступления в школу у ребенка сформировано звукопроизношение, .

15. Факторы, закономерности и движущие силы психического развития

. человек, выросший в тоталитарном обществе, как правило, развит и воспитан не так, как представитель демократического государства. . человек и формируются его важнейшие качества. Внутренними факторами развития . в семье и школе, изменение форм обучения .

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ КАК ФАКТОР ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ

. развития творчества как фактор психологической готовности ребенка к школе. Предмет исследования: творческие способности как фактор психологической готовности к школе. . и для всего общества. Вся жизнь, . отличающие одного человека от другого; никто .

1.1. Предмет и задачи курса социологии

в социологии, натуралистич. учения, которые приписывают первостепенную роль в развитии обществ и народов их географич. положению и природным условиям. Крайней формой этого направления является механистич. географич. детерминизм, утверждающий почти полную обусловленность деятельности человека естеств. средой.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия . Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов . 1983 .

(в социологии) – направление в бурж. социологии, рассматривающее географич. положение и природные условия в качестве определяющего фактора развития обществ. жизни народов. Идея обусловленности обществ. явлений географич. средой высказывалась еще в античности. Демокрит, Гиппократ и Геродот, противопоставляя религ.-мифологич. мировоззрению идею причинного, естеств. понимания жизни людей, неоднократно отмечали влияние географич. условий, особенно климата, на физич. тип, обычаи и нравы, образ правления, уровень культурного и хозяйств. развития народов. При этом природа Греции и Средиземноморья считалась наиболее благоприятной для жизнедеятельности людей. Большое внимание этим вопросам уделяли Полибий, Посидоний, Страбон.

В ср. века араб. мыслитель историк Ибн Хальдун стремился выяснить значение географич. среды для жизни общества. Идеи географич. обусловленности обществ. развития получили особенно широкое распространение в период становления и развития капитализма. Теории географич. детерминизма того времени были направлены против религ. идеи о божеств. характере законов обществ. жизни и обосновывали земное происхождение обществ. учреждений, естественность укрепляющихся капиталистич. отношений. Наибольшее влияние Г. ш. приобрела во Франции, где идеи Г. ш. еще в 16 в. высказывал Боден. Родоначальником Г. ш. можно считать Монтескьё, к другим крупнейшим представителям во Франции 18 в. относится Тюрго.

В соч. "О духе законов" (см. рус. пер. 1955) Монтескье подробно и систематически развил идеи о влиянии географич. условий, климата на жизнь людей, обычаи и нравы народов, на становление хозяйств. и даже политич. строя различных стран.

Уже к сер. 19 в. Г. ш. утратила свое прогрессивное содержание и все в большей степени использовалась против марксистского материалистич. понимания законов обществ. развития. Игнорирование социальных движущих сил историч. прогресса и выдвижение географич. среды в качестве решающего фактора в экономич., политич. и культурном развитии народов приводили к реакц. теориям о природных причинах отсталости колониальных народов, к оправданию колониальной политики капиталистич. держав. Англ. историк Бокль в двухтомном труде "История цивилизации в Англии" (см. рус. пер. 1906), считая определяющими факторами обществ. развития пищу, климат, почву и "обший вид природы", пришел к ненауч. объяснению причин неравномерности развития цивилизации, сделав ложный вывод о естественности социального неравенства. Проблематика Г. ш., намеченная Боклем, исследовалась мн. географами, историками и экономистами конца 19 – нач. 20 вв. Наиболее видным из них был нем. географ и этнограф Ф. Ратцель. К Г. ш. были близки и нек-рые рус. ученые и социологи (Л. Мечников и др.).

В эпоху империализма гл. идея географич. детерминизма обществ. развития привела к прямой политич. апологии империалистич. экспансии. Возникла геополитика – одно из наиболее реакц. ответвлений Г. ш. (Хаусхофер в Германии, Маккиндер в Англии, Мэхэн, Спикмен в США). Бурж. ограниченность социологов – сторонников Г. ш., рассматривающих капиталистич. отношения как обусловленные природой, определяла их натурализм, метафизичность, антиисторизм. Они отрицают саморазвитие общества через борьбу противоположностей, движущие силы общества переносят из общества вовне – в природу (см. Географическая среда), сводят социальные формы движения материи к низшим формам, отрицают обществ. характер законов истории, истолковывая их как естеств. законы природы. При характеристике экономики они не идут дальше описания того, что производится, не интересуясь тем, как осуществляется производство. Производств. отношения людей с их антагонизмами исключаются из предмета социологии. Сторонники Г. ш., как правило, сводят всю проблему взаимоотношений природы и общества к влиянию природных условий на людей и рассматривают обществ. развитие как простое приспособление людей к окружающей природе.

Лит.: Мечников Л. И., Цивилизация и великие исторические реки, пер. с франц., М., 1924; Ковалевский М. М., Социология, т. 1–2, СПБ, 1910; см. также лит. к ст. Геополитика и Географическая среда.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия . Под редакцией Ф. В. Константинова . 1960—1970 .

Смотреть что такое ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ШКОЛА в других словарях:

ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ШКОЛА

в социологии, направление в немарксистской социологии, рассматривающее географическую среду (См. Географическая среда) или её отдельные компоне. смотреть

ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ШКОЛА

в социологии) – направление в бурж. социологии, рассматривающее географич. положение и природные условия в качестве определяющего фактора развития обществ. жизни народов. Идея обусловленности обществ. явлений географич. средой высказывалась еще в античности. Демокрит, Гиппократ и Геродот, противопоставляя религ.-мифологич. мировоззрению идею причинного, естеств. понимания жизни людей, неоднократно отмечали влияние географич. условий, особенно климата, на физич. тип, обычаи и нравы, образ правления, уровень культурного и хозяйств. развития народов. При этом природа Греции и Средиземноморья считалась наиболее благоприятной для жизнедеятельности людей. Большое внимание этим вопросам уделяли Полибий, Посидоний, Страбон. В ср. века араб. мыслитель историк Ибн Хальдун стремился выяснить значение географич. среды для жизни общества. Идеи географич. обусловленности обществ. развития получили особенно широкое распространение в период становления и развития капитализма. Теории географич. детерминизма того времени были направлены против религ. идеи о божеств. характере законов обществ. жизни и обосновывали земное происхождение обществ. учреждений, естественность укрепляющихся капиталистич. отношений. Наибольшее влияние Г. ш. приобрела во Франции, где идеи Г. ш. еще в 16 в. высказывал Боден. Родоначальником Г. ш. можно считать Монтескье, к другим крупнейшим представителям во Франции 18 в. относится Тюрго. В соч. "О духе законов" (см. рус. пер. 1955) Монтескье подробно и систематически развил идеи о влиянии географич. условий, климата на жизнь людей, обычаи и нравы народов, на становление хозяйств. и даже политич. строя различных стран. Уже к сер. 19 в. Г. ш. утратила свое прогрессивное содержание и все в большей степени использовалась против марксистского материалистич. понимания законов обществ. развития. Игнорирование социальных движущих сил историч. прогресса и выдвижение географич. среды в качестве решающего фактора в экономич., политич. и культурном развитии народов приводили к реакц. теориям о природных причинах отсталости колониальных народов, к оправданию колониальной политики капиталистич. держав. Англ. историк Бокль в двухтомном труде "История цивилизации в Англии" (см. рус. пер. 1906), считая определяющими факторами обществ. развития пищу, климат, почву и "обший вид природы", пришел к ненауч. объяснению причин неравномерности развития цивилизации, сделав ложный вывод о естественности социального неравенства. Проблематика Г. ш., намеченная Боклем, исследовалась мн. географами, историками и экономистами конца 19 – нач. 20 вв. Наиболее видным из них был нем. географ и этнограф Ф. Ратцель. К Г. ш. были близки и нек-рые рус. ученые и социологи (Л. Мечников и др.). В эпоху империализма гл. идея географич. детерминизма обществ. развития привела к прямой политич. апологии империалистич. экспансии. Возникла геополитика – одно из наиболее реакц. ответвлений Г. ш. (Хаусхофер в Германии, Маккиндер в Англии, Мэхэн, Спикмен в США). Бурж. ограниченность социологов – сторонников Г. ш., рассматривающих капиталистич. отношения как обусловленные природой, определяла их натурализм, метафизичность, антиисторизм. Они отрицают саморазвитие общества через борьбу противоположностей, движущие силы общества переносят из общества вовне – в природу (см. Географическая среда), сводят социальные формы движения материи к низшим формам, отрицают обществ. характер законов истории, истолковывая их как естеств. законы природы. При характеристике экономики они не идут дальше описания того, что производится, не интересуясь тем, как осуществляется производство. Производств. отношения людей с их антагонизмами исключаются из предмета социологии. Сторонники Г. ш., как правило, сводят всю проблему взаимоотношений природы и общества к влиянию природных условий на людей и рассматривают обществ. развитие как простое приспособление людей к окружающей природе. Лит.: Мечников Л. И., Цивилизация и великие исторические реки, пер. с франц., М., 1924; Ковалевский М. М., Социология, т. 1–2, СПБ, 1910; см. также лит. к ст. Геополитика и Географическая среда. В. Коровиков. Москва. . смотреть

ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ШКОЛА

Географическая школа направление в социологии, рассматривающее географическую среду (климат, реки, почву и т. п.) как определяющий фактор развития общ. смотреть

ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ШКОЛА

ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ШКОЛА, направление в социологии, рассматривающее географическую среду (климат, реки, почву и т. п.) как определяющий фактор развития общества (Ш. Монтескье, Г. Т. Бокль, немецкий географ Ф. Ратцель, российский социолог Л. И. Мечников). Волюнтаристским и теологическим концепциям противопоставляла географический детерминизм. См. Геополитика.

ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ШКОЛА

ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ШКОЛА - направление в социологии, рассматривающее географическую среду (климат, реки, почву и т. п.) как определяющий фактор развития общества (Ш. Монтескье, Г. Т. Бокль, немецкий географ Ф. Ратцель, российский социолог Л. И. Мечников). Волюнтаристским и теологическим концепциям противопоставляла географический детерминизм. См. Геополитика.
. смотреть

ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ШКОЛА

ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ШКОЛА , направление в социологии, рассматривающее географическую среду (климат, реки, почву и т. п.) как определяющий фактор развития общества (Ш. Монтескье, Г. Т. Бокль, немецкий географ Ф. Ратцель, российский социолог Л. И. Мечников). Волюнтаристским и теологическим концепциям противопоставляла географический детерминизм. См. Геополитика. смотреть

ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ШКОЛА

ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ШКОЛА, направление в социологии, рассматривающее географическую среду (климат, реки, почву и т. п.) как определяющий фактор развития общества (Ш. Монтескье, Г. Т. Бокль, немецкий географ Ф. Ратцель, российский социолог Л. И. Мечников). Волюнтаристским и теологическим концепциям противопоставляла географический детерминизм. См. Геополитика. смотреть

ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ШКОЛА

- направление в социологии, рассматривающеегеографическую среду (климат, реки, почву и т. п.) как определяющий факторразвития общества (Ш. Монтескье, Г. Т. Бокль, немецкий географ Ф. Ратцель,российский социолог Л. И. Мечников). Волюнтаристским и теологическимконцепциям противопоставляла географический детерминизм. См. Геополитика. смотреть

ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ШКОЛА

направление в социологии, рассматривающее географическую среду (климат, реки, почву и т. п.) как определяющий фактор развития общества (Ш. Монтескье, Г. Т. Бокль, немецкий географ Ф. Ратцель, российский социолог Л. И. Мечников). Волюнтаристским и теологическим концепциям противопоставляла географический детерминизм. смотреть

ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ШКОЛА В СОЦИОЛОГИИ

ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ШКОЛА В СОЦИОЛОГИИ

- англ. geograpfic school in sociology; нем. geographishe Schule in der Soziologie. Направление, анализирующее развитие и функционирование общества преимущественно через факторы географической среды. см. ДЕТЕРМИНИЗМ ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ. Antinazi.Энциклопедия социологии,2009. смотреть

Читайте также: