Представителем эстетической школы искусствометрии является

Обновлено: 07.07.2024

Весь мир и все происходящие в нем процессы, человек и вся его культура, вся его деятельность и ее продукты, его поступки, его помыслы, его чувства и многое другое – все это сфера интересов эстетики как науки. Эстетика оперирует понятиями, которые кажутся, на первый взгляд, простыми, т.к. человек ими пользуется со дня рождения: красивая игрушка, красивая и удобная одежда, оригинальная прическа, приятная фактура ткани, нежный взгляд, героический поступок, трагические события, успокаивающая цветовая гамма, практичное изделие, содержательное произведение. Этот ряд чувственных восприятий человека можно продолжать до бесконечности, т.к. эстетика более чем другая наука обращена к душе человека. Человек обладает способностью находить и ценить красоту, творить по ее законам, хотя она не всегда ему открывается. Вкус надо воспитывать. Так же, как человека учат пользоваться ножом и вилкой, читать, писать и считать, ему прививают способность видеть и переживать красоту – сопереживать. Современная жизнь довольно рациональна (разумна), отношение ко многому утилитарно (польза, выгода, практичность). Но человеку необходимы и эмоциональные нагрузки, эмоциональная жизнь, способность подняться над повседневностью. Этому может помочь воспитание эстетического чувства.

Умение замечать и переживать красоту называется эстетическим чувством. Эстетика – часть философии, еецель – дать самый общий взгляд на мир красоты.Решая эту задачу, она способствует развитию искусствознания, литературоведения, художественной критики, а самое главное – прожить человеку жизнь по законам красоты.

Сегодня, после нескольких столетий напряженного изучения мыслителями самых разных ориентаций сферы эстетического опыта и бурного развития искусства как главного феномена эстетического сознания, эстетику как науку можно с некоторой долей условности, характерной вообще для любых дефиниций, определить следующим образом. Это наука о неутилитарном созерцательном или творческом отношении человека к действительности, изучающая специфический опыт ее освоения (глубинною контакта с ней), в процессе (и в результате) которого человек ощущает, чувствует, переживает в состояниях духовно-чувственной эйфории, восторга, неописуемой радости, катарсиса, духовного наслаждения и т.п. полную гармонию своего Я, с Универсумом, свою органическую причастность к Универсуму в единстве его духовно-материальных основ, свою сущностную нераздельность с ним, а часто и конкретнее – с его духовной Первопричиной, для верующих – с Богом.

Термин "эстетика" употребляется в современной научной литературе и в обыденной практике и в ином смысле – для обозначения эстетической составляющей Культуры и ее эстетических компонентов. В этом смысле говорят об эстетике поведения, той или иной деятельности, спорта, церковного обряда, воинского ритуала, какого-либо объекта и т.п.

Предмет и задачи эстетики

Определение предмета науки - это акт ее самосознания: наука осознает, какие стороны и связи мира и во имя чего ее интересуют; это вглядывание науки в самое себя: она как бы смотрит в зеркало, или, точнее, ее очи как бы обращаются внутрь и глядят не на внешний мир, а на ее внутренний мир, на ее собственные проблемы.

Предмет каждой науки - мир, рассматриваемый под определенным углом зрения, в свете той задачи, которую решает эта наука. Предмет эстетики–в широком смысле на современном этапе развития истории - весь мир в его эстетическом богатстве, рассматриваемый с точки зрения общечеловеческой значимости (эстетической ценности) его явлений.

Если смотреть более конкретно, то сегодня предметом этой науки являются:

- во-первых, природа эстетического, то есть наиболее общие характеристики, стороны, присущие различным эстетическим объектам действительности;

- во-вторых, природа отражения этих явлений в сознании человека, в эстетических потребностях, восприятиях, представлениях, идеалах, взглядах и теориях;

- в-третьих, природа эстетической деятельности людей как процесс создания эстетических ценностей.

Основные задачи эстетики:

- Изучение процесса эстетического познания действительности человеком;

- Выработка эстетических оценок различных явлений общественной жизни и поведения человека;

- Познание законов художественного освоения мира человеком; законов художественного творчества;

- Целостное освоение мира, всех форм существования красоты в природе, обществе, искусстве;

- Формирование эстетического сознания человека и общества в целом.

Взаимосвязь эстетики с другими науками

Задача эстетики - изучать закономерности эстетических отношений человека к миру. Современная эстетика как наука является связующим звеном между философией и искусствоведческими дисциплинами: киноведением, музыковедением, театроведением, литературоведением. Философскими вопросами эстетики являются вопросы взаимоотношений материального и идеального в эстетической деятельности, субъекта и объекта, объективной основы и структуры эстетического сознания, связи искусства о другими формами общественного сознания и видами общественного производства.

Эстетика является не только основой для различных искусствоведческих наук, но и сама использует огромный материал, собранный ими. Каждая из искусствоведческих дисциплин имеет свои особенности, изучает историю определенного вида искусства и исследует специальные проблемы теории этого искусства.

Эстетика может успешно развиваться лишь в том случае, когда она опирается на богатейший материал, собранный и исследованный в области развития всех видов искусства, на историю искусства, художественную критику и практику.

Функции эстетики

Функции эстетики (от лат. functio – исполнение, осуществление; роль, которую играет эстетика в жизни человека и общества) разнообразны. Некоторые из них совпадают с функциями философии и других наук, отличаясь от них тем самым “углом зрения”, о котором мы уже говорили. Это ценностно-ориентирующая, мировоззренческая, воспитательная функции. Эстетика, как и философия в целом, способствует формированию мировоззрения человека, его целеполагания, восприятия мира в его целостности (эстетической). В процессе социализации личности вырабатывается система взглядов человека на мир, и эстетические взгляды – это неотъемлемая часть его мировоззрения. Эстетика выражает систему эстетических взглядов общества, которые определяют весь облик материальной и духовной деятельности людей. Поэтому эстетически образованный человек адаптируется к современной ему культуре и становится социально активной творческой личностью.

Эстетика выполняет познавательную функцию. Зачастую человек не может сказать, откуда он знает какие-то специфические детали исторических событий, обычаи разных народов или даже научные факты. Эти знания он получает не напрямую, а опосредованно, воспринимая произведения искусства разных эпох и народов.

Коммуникативнаяфункция эстетики отражает потребность человека в том, чтобы поделиться своими эстетическими чувствами с окружающими, быть понятым, а значит, адекватно выражать свои мысли, вызванные восприятием художественных объектов. Обмен мнениями после спектакля или фильма дает нам возможность лучше узнать собеседника. Коммуникативным актом является и сам процесс эстетического восприятия. Читая книги, слушая музыку, мы как бы знакомимся с художником – создателем этого произведения, его исполнителем, узнаем немало о нем, его мировоззрении, вкусах, характере. Таким образом, коммуникативная функция эстетики тесно связана с познавательной.

Нельзя недооценивать и гедонистическуюфункцию эстетики. Последняя не только обостряет эстетические потребности человека, но и способствует их удовлетворению, а значит, получению эстетического наслаждения. Иногда эту функцию называют специфически эстетической, поскольку она не свойственна другим наукам.


Внимание! Все тесты в этом разделе разработаны пользователями сайта для собственного использования. Администрация сайта не проверяет возможные ошибки, которые могут встретиться в тестах.

Список вопросов теста

Вопрос 1

Эстетика первоначально развивалась в рамках

  • философии
  • обществознания
  • искусствоведения
Вопрос 2

Эстетическая наука оформилась

  • в XVI веке
  • в XVIII веке
  • в XIX веке
Вопрос 3

Эстетика возникла как наука

  • о рациональном познании мира
  • об опытном познании мира
  • о чувственном познании мира
Вопрос 4

Термин "эстетика" был введен

  • А. Баумгартеном
  • Г. Лейбницем
  • И. Кантом
Вопрос 5

Как соотносится между собой эстетика и искусствознание?

  • эстетика - часть искусствознания
  • искусствознание - часть эстетики
  • эстетика - методологическая основа искусствознания
Вопрос 6

Эстетическая деятельность, не имеющая теоретического осмысления, называется

  • имплицитная эстетика
  • эксплицитная эстетика
  • утилитарная эстетика
Вопрос 7

Эстетический вкус представляет собой синтез

  • воображения и идеала
  • оценки и потребности
  • чувства и идеала
Вопрос 8

Элементами эстетической оценки является

  • субъект, характер, основание
  • субъект, предмет, характер
  • субъект, предмет, характер, основание
Вопрос 9

Эстетическое сознание относится

  • к объективно-эстетическому
  • к субъективно-эстетическому
  • к эстетической деятельности
Вопрос 10

Отражение объективной действительности в конкретно-чувственной форме, указывающий на должное

  • эстетическая потребность
  • эстетический идеал
  • эстетический вкус
Вопрос 11
  • видом эстетической деятельности
  • видом субъективно-эстетического
  • эстетическим идеалом
Вопрос 12

Эстетическая деятельность характеризуется

  • целостностью
  • целесообразностью
  • оба варианта верны
Вопрос 13

Прочитайте и ответьте на вопрос

"Способность судить о предмете или способе представления на основании удовольствия или неудовольствия, свободного от всякого интереса" (И. Кант).

О чём идёт речь?

  • эстетическая потребность
  • эстетический вкус
  • эстетическое чувство
Вопрос 14

"Природа ___ в тех своих явлениях, созерцание которых вносит идею её бесконечности" (И. Кант).

  • прекрасна
  • возвышена
  • трагична
Вопрос 15

Прекрасное как эстетическая категория носит характер

  • онтологический
  • аксиологический
  • оба варианта верны
Вопрос 16

Если прекрасное превосходит меру, то оно становится

  • красивым
  • изящным
  • возвышенным
Вопрос 17

Отображение в искусстве проблемы встречи человека со смертью при сохранении у него свободы выбора является выражением категории

  • возвышенного
  • трагического
  • ужасного
Вопрос 18

Прочитайте текст и ответьте на вопрос

"Это душевное состояние по большой части проистекает из того, что человек из-за недовольства действительностью замыкается в свою субъективность. В особенности страсть тщеславия и высокомерия бывает причиной этого полного погружения души в самое себя. Дух, расположившийся таким образом в своём собственном внутреннем существе, легко теряет затем понимание действительности и чувствует себя хорошо только в кругу своих субъективных представлений. При таком поведении скоро может возникнуть полное тупоумие" (Г. Гегель)

О какой эстетической категории идёт речь?

  • трагическое
  • комическое
  • убогое
Вопрос 19

Прочитайте текст и ответьте на вопрос

"Подражание (людям) худшим, хотя и не во всей подлости: ведь смешное есть (лишь) часть безобразного", ""некоторая ошибка и уродство, но безболезненное и безвредное" (Аристотель).

О какой эстетической категории идёт речь?

  • трагическое
  • комическое
  • убогое
Вопрос 20

Какой античный философ считал, что прекрасное выражено в симметрии?

  • Пифагор
  • Гераклит
  • Анаксагор
Вопрос 21

Какой античный философ считал, что прекрасное существует в мире идей?

Вопрос 22

Античный философ, разработавший иерархию красоты от трансцендентной до материальной

Вопрос 23

Античная философская школа, которая отвергала искусство

  • стоицизм
  • скептицизм
  • неоплатонизм
Вопрос 24

Характерной чертой средневековой эстетики является

  • космоцентризм
  • теоцентризм
  • антропоцентризм
Вопрос 25

Для эстетики Сен-Викторской философской школы было характерно преобладание

  • рационализма
  • мистицизма
  • сенсуализма
Вопрос 26

Для эстетики Фомы Аквинского характерно

  • преобладание мистицизма
  • преобладание рационализма
  • гармонизация мистицизма и рационализма
Вопрос 27

Родиной Возрождения считается

Вопрос 28

Характерной чертой эстетики Ренессанса является

  • теоцентризм
  • антропоцентризм
  • космоцентризм
Вопрос 29

Характерной чертой эстетики Ренессанса является

  • автономность эстетической мысли и художественной деятельности
  • синтез эстетической мысли и художественной деятельности
  • конфликт эстетической мысли и художественной деятельности
Вопрос 30

Н. Буало является теоретиком

  • рококо
  • классицизма
  • барокко
Вопрос 31

Автором "Лаокоон. О границах живописи и поэзии" является

  • Г. Лессинг
  • Г. Лейбниц
  • И. Кант
Вопрос 32

"Спор о древних и новых" представлял собой развитие эстетики

  • барокко
  • классицизма
  • рококо
Вопрос 33

Апелляция к идеи государственности характерно для эстетики

  • классицизма
  • барокко
  • рококо
Вопрос 34

Бытовой характер является чертой эстетики

  • классицизма
  • барокко
  • рококо
Вопрос 35

Какое эстетическое направление явилось выражением католической реформации?

Вопрос 36

В какой работе И. Кант изложил свою эстетическую концепцию?

  • "Критика чистого разума"
  • "Критика практического разума"
  • "Критика способности суждения"
Вопрос 37

По мнению И. Канта, эстетическое

  • целенаправленно
  • нецеленаправленно
  • бессмысленно
Вопрос 38

Автором "Философии искусства" является

Вопрос 39

Автором писем "Об эстетическом воспитании человека" является

  • Г. Гегель
  • И. Шиллер
  • Ф. Шеллинг
Вопрос 40

Автором работы "Об отношении искусства к действительности" является

  • В.Г. Белинский
  • Н.Г. Чернышевский
  • А.И. Герцен
Вопрос 41

Прочитайте текст и ответьте на вопрос

"Природа, т.е. бог, сотворила человека отчасти небесным и божественным, отчасти же самым прекрасным среди всего смертного мира"

Эстетическое воззрение какой исторической эпохи отражает данный текст?

  • Античность
  • Средневековья
  • Возрождение
Вопрос 42

Прочитайте текст и ответьте на вопрос

Ведь рифма лишь раба, послушной быть должна

Коль тщательно искать, то вскоре острый разум

Привыкнет находить её легко и разом

Рассудку здравого покорствуя уму

Оправу ценную она даёт ему.

Воззрение какого направления в эстетике отражает данный текст?

Вопрос 43

Прочитайте текст и ответьте на вопрос

"Называть искусство воспроизведением действительности (заменяя современным словом неудачно передающее смысл греческое слово "подражание") было бы вернее, нежели думать, что искусство осуществляет в своих произведениях нашу идею современной красоты, которой будто бы нет в действительности"

Читайте также: