Материал для письма в средневековой школе

Обновлено: 02.07.2024

Рукописи писались чернилами и различными красками. Чернила древних русских рукописей имеют коричневатый, бурый оттенок. Они были либо железистого происхождения, либо приготовлялись из сажи, из отвара ольховой или дубовой коры.

Орудием письма служило перо. Перья были преимущественно гусиные, иногда лебединые и даже павьи (павлиньи). Листы перед письмом разлиновывались линейкой и цепочкой в один или два столбца.

Книга составлялась из отдельных тетрадей, состоявших из четырех сложенных вместе листов. Формат книги определялся долей листа: в десть — в лист, в полдесть — в пол-листа, в четверть, восьмушку и т.д. Преобладали рукописи большого формата.

В русских рукописных книгах и в некнижной письменности (акты и т.п.) сменилось три типа письма: устав, полуустав и скоропись.

Устав — древнейшая форма кириллического письма, характерная для рукописей XI-XIII вв. Буквы уставного письма отличались прямолинейностью и тщательностью написания. Одна буква писалась отдельно от другой, без разделения текста на отдельные слова. Форма букв древнейшего устава приближалась к квадрату. В уставе почти нет сокращений (аббревиатур) и надстрочных знаков.

С середины XIV в. появляется почерк более мелкий и более округлый — полуустав. В полууставе нет той тщательности выполнения букв, которая была присуща уставу. Нарушается правильность расстояния между буквами, так как полууставом писали быстрее и несколько размашистее. Появились слитные буквы (лигатуры).

В деловой переписке получил распространение третий тип письма — скоропись. С середины XIV в. скоропись употребляется все чаще и в XV в. начинает уже вытеснять полуустав. Распространение скорописи было вызвано ростом деловой переписки в условиях образования централизованного русского государства и стремлением к экономии времени.

Скоропись отличается многообразными начертаниями одних и тех же букв, связным написанием соседних букв, вытянутостью оконечностей букв за пределами строки, вызванною свободным нажимом и взмахом пера. Ускорение письма достигалось также сокращением слов и выноской букв над строкой.

В XV в. на Руси получило распространение особое декоративное письмо — вязь. Вязью писали названия рукописей. Отличительные черты вязи — различные сочетания букв, сокращения и орнаментальные украшения.

1. заставки — графические декоративные или сюжетные изображения в начале главы или крупного раздела книги, перед текстом;

2. концовки — подобные же, но меньших размеров украшения в конце книги или ее глав и разделов;

3. инициалы (от латинского initium — начало) — разрисованные и увеличенные первые заглавные буквы, начинающие текст книги, ее раздела, главы, реже абзаца;

4. украшения на полях (цветки).

В древних рукописных книгах несколько орнаментных стилей:

1. орнамент XI-XII вв., геометрический или растительный. Этот стиль отличается простотой и естественностью в изображении растений, переплетенных геометрическими фигурами (кругами, квадратами, ромбами и т.д.). На заставках и на инициалах — изображения птиц, животных, человеческих лиц и фигур. По времени этот стиль совпадает с преобладанием уставного письма;

3. орнамент XV в., называемый жгутовым, или плетеным. Заставки плетеного орнамента состоят из кругов или прямоугольников. Растительный орнамент XV в. характеризуется стилизацией цветов и растений, обрамленных геометрическими фигурами. Это дальнейшее развитие древнерусского орнамента XI-XII вв.;

4. орнамент XVI-XVII вв. — цветной, или травной. Характеризуется усилением реализма в изображении трав и цветов (букеты в вазах, гирлянды и т.п.);

5. старопечатный. Свое название он получил по сходству с книжной гравюрой. В заставках старопечатного орнамента — черные травы и цветы на белом фоне или белые травы на черном фоне. В таком же духе выполнены инициалы. В рукописных книгах подобный орнамент появился еще до возникновения на Руси книгопечатания. В дальнейшем рукописный орнамент подвергся влиянию книжной гравюры.

Оформляли книгу замечательные мастера, среди них великие художники XIV в. — Феофан Грек и Андрей Рублев. Им приписывают создание четырех шедевров искусства русской книги конца XIV — начала XV в. — Евангелий, названных позднее по именам заказчиков и владельцев — бояр Федора Кошки, Богдана Хитрово и Бориса Морозова. Влияние Рублева ощутимо в миниатюрах небольшого Евангелия начала XV в. из Успенского собора Московского Кремля.

В конце XV в. на оформление книг оказала влияние школа знаменитого русского художника Дионисия и его сыновей Владимира и Феодосия Изографа. С именем последнего связывают появление старопечатного орнамента. Установлено участие Феодосия в изготовлении книжных заставок, гравированных на металле.

Многие книги сохранили приписки на полях, сделанные либо самими писцами, либо читателями книги. Эти приписки содержат сведения о владельцах книг, о покупателях, о цене и т.п. Особенно важны те из них, в которых встречаются сведения об исторических событиях.

Книжной торговли в нашем смысле слова в Древней Руси не было. Вплоть до XV в. книги чаще обменивали, дарили и лишь в редких случаях продавали и покупали. Продавали книги на торгу или на дому сами переписчики.

Книга эпохи античности принципиально отличается от книги, созданной в годы Средневековья. Разница заключается не только в смысловой нагрузке и тематике. Главным образом отличаются друг от друга материалы, на которых писали, а также орудия, которыми писали. Потому сейчас мы детально рассмотрим, какой материал для письма в раннее Средневековье был наиболее популярным, на чем писались книги и что для этого было необходимо.

Переход от античности к феодализму

Рабовладельческое античное общество в историческом контексте предстает пред нами как свободномыслящее, развивающееся, образованное. Потому и множественные письменные памятки, датируемые этой эпохой, являются не просто древними пиктограммами и ребусами, а полноценными документами и сочинениями, написанными на мертвых ныне языках. Однако в те годы грамотности были обучены лишь самые богатые люди. Для написания они использовали папирус – так сказать, твердую бумагу, которая перевозилась в Европу из Египта. С наступлением эпохи Средневековья этот материал для письма утратил свою актуальность, прежде всего, потому, что разладились отношения с Востоком. Потому, начиная с третьего века, люди переходят на пергамент.

материал для письма в раннее средневековье

История зарождения новой основы для письма

После того как разладились отношения с Египтом, в Сицилии стали изготавливать свой папирус. Но этот материал для письма едва мог удовлетворить требования итальянских канцелярий. Он был желтым, ломким, слишком пористым и не подходил для письма пером. Тогда европейцы обратились к изобретению жителей Малой Азии, которое появилось во втором веке до н. э. Это были недубленые сыромятные шкуры животных, на которых ранее записывали откровения Ветхого Завета евреи. Изобретение принадлежало царю Пергаму Эвмену Второму, откуда и взялось его название.

Пергамент использовался как материал для письма в раннее Средневековье наиболее широко. Он распространился по всей Европе, включая скандинавские страны, и стал основной для множества религиозных книг и светских трактатов.

 материал для письма

Универсальность пергамента

Получается, что пергамент – наиболее используемый материал для письма в раннее Средневековье. На такой основе мы находим грамоты, дипломы, диптихи, трехлистные книжечки с указаниями и даже личные блокноты феодалов и прочих представителей высшего света. Для того чтобы сделать блокнот, в то время достаточно было сложить листок пергамента в только раз. Он был мягким, универсальным и при этом не мялся. Для создания более значимых записей набиралось множество листков пергамента, которые подшивались, как современные книги. В таких сборниках писались религиозные тексты, законы, государственные установки и прочее.

материал для письма в раннее средневековье ответ

Новая библиотека

Новый материал для письма в раннее Средневековье дал толчок для развития принципиально новой системы ведения документации и составления книг. Пример первый – это библиотека. В античном мире она представлена нам в виде многочисленных свитков, которые хранились на полках. В такой пучине папируса найти нужную информацию было крайне проблематично. В средние же века мы видим полки, заставленные книгами, каждая из которых имеет обложку. Благодаря такой титульной странице можно определить, какого рода информация содержится внутри. Второй пример – это мебель (как ни странно). Античные мудрецы творили на пюпитрах, а средневековые феодалы и священники начали впервые писать за столом. Такое изобретение, как пергаментная книга, стало настоящей находкой для общества. Все утверждали, что ее удобно держать, приятно читать, а самое главное – найти нужную информацию можно в кратчайшие сроки.

письмо в раннем средневековье

Хранящие тайны палимпсесты

Неужели пергамент – единственный материал для письма в раннее Средневековье? Ответ на этот вопрос отчасти отрицательный. Дело в том, что на шкурах животных имели честь писать лишь знатные люди, в то время как бедные не были в состоянии позволить себе такое удовольствие. Потому среди них стали пользоваться популярностью палимпсесты. Так назывались папирусные листки, с которых стирали старые тексты, а затем наносили на них новые. Чернила соскабливали ножами, пемзой, выжигали, вымачивали – словом, способов было невероятно много. После таких процедур текст был полностью утрачен. На папирусе составлялись новые записи, ценность многих из которых не так велика, как уничтоженных предшественников.

Предок бумаги

К 10 столетию письмо в раннем Средневековье переходит на новый уровень. В годы эмиграции в Европу арабов тут появилась бумага, которая была гораздо дешевле пергамента и удобнее в использовании. Но тип ее производства принципиально отличался от современного. Листы получались путем раздавливания специальным прессом льняного тряпья, которое после просушивалось нарезалось. Бумага не была такой хрупкой и ценной, как папирус, потому стали ее, как и пергамент, оформлять в книги, делать из нее грамоты, дипломы и простые тетради.

Использовали пергамент, по нему писали перьями и чернилами
На Руси в ходу была также береста-надписи на ней выцарапывали
В школах иногда использовали намазанные воском таблички-по ним писали палочкой и потом было удобно стирать
В середине средневековья появилась бумага, но её редко использовали из-за цены.

Пергамент использовали в раннее средневековье, еще были найдены свитки из выделанных бычьих шкур, но они использовались пораньше.. . ближе к середине средневековья начали использовать бумагу - но она была слишком дорогой для массового употребления, поэтому книги ценились на вес золота

Обычно использовали заточеные гусиные перья и чернила, писали на пергаменте. . или грубой бумаге. реже, использовали, стило и выделанную кожу))

• Письмо рукописных книг – рассчитано на
многократное прочтение, четкое и
каллиграфическое
• Письмо официальных документов – не
рассчитано на многократное прочтение, обычно
– с элементами курсива (т.е. скорописи).
• Обычное письмо – то, которому учат в школе и
которым пишутся частные документы. Для
каждой эпохи существовали свои нормы, но при
этом у каждого носителя – свой
индивидуальный почерк.

5. Материалы для письма

6. Материалы для письма

7. Папирус

• Тексты на папирусе изучает подраздел
палеографии - папирология
• Получали из сердцевины тростника
• Довольно ломкий материал
• Чернила использовались
водорастворимые

8. Материалы для письма

9. Восковые таблички

10. Материалы для письма

11. Скриптории

12. Манускрипт Меровингов, VII век н. э.

14. Пергамен

15. Палимпсест – иногда пергамена не хватало 

16. Периодизация латинского письма: от римских могил до монастырских скрипториев


Римское капитальное письмо – до III века
Римский унциал – IV-VII века
Каролингский минускул – VIII-XII века
Готическое письмо – XII-XV века
А кроме того существовало:
• Огамическое письмо - Ирландия
• Руническое письмо - Скандинавия

17. Огам и руны

18. Виды письма – по начертанию

19. Капитальное письмо

• Капитальное письмо – майюскульное
• Все капитальное письмо состоит из
заглавных букв, слова пишутся без
пробелов и знаков припинания
• Этот вид письменности тесно связан с
архитектурой
• От него произошли многие современные
шрифты, в частности – Times New Roman
• Самый известный образец капитального
шрифта – надпись на арке Траяна

20. Текст с арки Траяна

21. Надгробия

22. Унциальное письмо

• Крупные, округлые буквы
• Почти не выходят за
пределы строки
• Без острых углов и ломаных
линий
• Первоначально – близки к
квадратной форме
• В отличии от капитального
письма есть слабо
выраженные выносные
элементы
• Без пробелов и знаков
препинания
Синайский кодекс, IV век

23. Каролингский минускул

• Буквы поставлены свободно
• Промежутки между строками – 1-2
корпуса
• Выносные детали – не меньше одного
корпуса
Vulgate, Евангелие от Луки, X век

24. Готическое письмо

• Буквы тесно слиты друг с другом
• Угловатые буквы
• Появляются ярко выраженные жирные
и волосные линии
• Промежутки между строками меньше
двух корпусов
• Выносные меньше одного корпуса

26. На полях средневековых текстов

• Глоссы – пояснения к тексту, могли
делаться на полях или между строк
• Маргиналии – заметки на полях, не
имеющие отношения к тексту
• Nota bene – значки, отмечающие
наиболее важные моменты в тексте

27. Nota bene

28. Эмилианские глоссы

• Предположительно,
первый текст на
испанском языке,
молитвенное
обращение к Христу
на полях
религиозного текста

29. Маргиналия о Пангур Бане, IX век, аббатство Райхенау

32. Инициалы

36. Средневековые миниатюры

37. Средневековые миниатюры

• Многие средневековые миниатюры очень
условно передают сходство персонажа или
предмета с оригиналом. Важна символика:
король узнается по короне, рыцарь – по
доспехам и оружию, лев - по гриве, слон –
по большому размеру и хоботу
• Миниатюры модернизируют изображение –
библейские и античные персонажи выглядят
на них как современники автора (в
средневековой одежде, доспехах)

38. Средневековая миниатюра

39. Ковровая миниатюра

45. Миниатюры

50. De Herinacio

51. Список литературы

Чем и на чём писали на Руси, когда привычных ручек и тетрадей не было и в помине.


Древний человек, как и современный, периодически испытывал желание зафиксировать свои эмоции или мысли. Сегодня всё просто - мы возьмём блокнот и ручку, либо откроем компьютер и напишем нужный текст. А много веков назад наши пращуры использовали острый камень для выбивания им на стене пещеры рисунка или значка. А на чем и чем писали в стародавние времена на Руси?

Церы и писала - что это такое?

Вместо бумаги в Древней Руси использовали церы, которые представляли собой деревянную дощечку в виде небольшого подноса, заполненного воском. Это было многоразовое устройство: на воске царапали буквы, при необходимости их затирали, и церы снова были готовы к употреблению.

Церы – деревянные таблички с воском для нанесения текста./Фото: ruvera.ru

Писала, которыми и работали с воском, делали из кости, дерева или металла. Эти пращуры современных карандашей выглядели как палочки длиной до двадцати сантиметров, с заостренным концом. Писала украшались резьбой или орнаментом.

Береста и пергамент как замена бумаге

Церы представляли собой, если так можно выразиться, стационарное устройство для письма. Брать их с собой или использовать в качестве почтового отправления было неудобно. Для этих целей служила березовая кора, или береста. На ней наши предки выцарапывали тексты с помощью тех же писал. Делали из бересты и книги. Изначально подбирались кусочки коры нужного размера, одинаково обрезались, и на них наносился текст. Затем изготавливалась обложка, также из берёзовой коры. Когда всё было готово, страницы с одного края пробивались при помощи шила, в полученные отверстия продергивался шнурок из кожи, которым древняя книга закреплялась.

Берестяная грамота, посвященная сватовству./Фото: cont.ws

Для серьезных литературных произведений, летописей, официальных грамот, законов использовался более дорогой материал, чем береста - пергамент. Пришёл он из Азии, где был изобретён предположительно во втором веке до нашей эры. Делался он из телячьей кожи, которая проходила особую выделку. Поэтому старинные книги стоили очень дорого - слишком ценное было сырье. Например, чтобы изготовить листы для Библии в современном формате А4, необходимо было использовать не менее 150 телячьих шкур.

Процесс изготовления пергамента был очень непростым. Шкуры промывались, очищались от ворса, вымачивались в растворе извести. Потом мокрое сырье натягивалось на деревянную рамку, растягивалось, сушилось. С помощью специальных ножей внутренняя сторона как следует очищалась от всех частиц. После этих манипуляций шкура натиралась мелом и выглаживалась. Заключительный этап - отбеливание, для этого использовались мука и молоко.

Пергамент был великолепным материалом для письма, светлым и прочным, двусторонним, и к тому же многоразовым - при необходимости верхний слой можно было легко соскоблить. Писали на нем чернилами.

Не ешь ягодку, лучше чернила сделай

Для изготовление чернил на Руси использовалась смола вишни или акации, то есть камедь. В нее дополнительно добавлялись вещества для придания жидкости определенного цвета. Чтобы сделать черные чернила использовали сажу или так называемые чернильные орешки (особые наросты на дубовых листьях). Коричневый цвет получился после добавления ржавчины или бурого железа. Небесно-голубой давал медный купорос, кроваво-красный - киноварь.

Можно было поступить проще, то есть просто использовать природные материалы. Например, сок черники - и готовы красивые фиолетовые чернила, ягоды бузины и корень спорыша - вот вам и тушь синего цвета. Крушина давала возможность сделать яркие пурпурные чернила, а листья многих растений - зелёные.

Для письма на воске применялись писало из дерева, камня или кости./Фото: budzma.by

Приготовление чернил нельзя назвать легким делом, поэтому готовились они непосредственно перед применением и в очень небольшом количестве. Если часть жидкости оставалась неиспользованной, ее хранили в плотно закрытых сосудах из керамики или дерева. Обычно чернила старались делпать достаточно концентрированными, потому при письме в них добавляли воду. Так возникли чернильницы, то есть небольшие устойчивые емкости удобной формы для разведения чернил и макания перьев.

Перышко гусиное, или почему перочинный нож так называется

Когда возникли чернила, появилась необходимость в новом инструменте для письма, так как палочки уже не подходили. Для этой цели отлично подошли птичьи перья, чаще всего это были обычные гусиные, прочные и достаточно удобные. Интересно, что их брали из левого крыла птицы, поскольку такое перышко было удобнее держать в правой руке. Левши делали для себя писчий инструмент из правого крыла.

В течение долгих веков для письма чернилам использовали гусиные перья./Фото: shkolazhizni.ru

Писать пером было сложно, для этого требовалось особое умение. При неаккуратном использовании на пергамент летели мелкие брызги, при излишнем нажатии перо распластывалось, создавая кляксы. Потому для написания книг привлекались особые люди - писцы, имеющие красивый аккуратный почерк. Они искусно выписывали заглавные буквы красными чернилами, делали заголовки вязью, украшали страницы книги красивыми рисунками, пускали орнамент по краям.

Приход металлических перьев на смену птичьим

Птичьи перья прослужили человечеству не менее тысячелетия. И только в 1820 году на свет появилось стальное перо. Произошло это в Германии, а через некоторое время металлические перышки пришли в Россию.

Металлические перья со временем вытеснили птичьи./Фото:

Первые металлические перья стоили очень дорого, их часто делали не просто из стали, а из драгоценных металлов, а саму палочку украшали рубинами, алмазами и даже бриллиантами. Понятно, что такая роскошная вещь была доступна только очень богатым людям. Несмотря на появление металлических соперников, гусиные перья продолжали честно скрипеть по бумаге. И только в конце XIX века производство стальных перьев было поставлено на поток, они появились практически в каждом доме, где умели писать.

Металлические перья используют и сегодня – их вставляют в поршневые ручки, плакатными перьями пользуются художники, есть даже специальные нотные перья.

Читайте также: