Предметы рукотворного мира для обследования и преобразования в доу

Обновлено: 05.07.2024

Оценить 408 0

организации непосредственно-образовательной деятельности

ПМ. 03 Организация занятий по основным образовательным программам дошкольного образования

Арюлиной Екатерины Сергеевны

ДОО:МБДОУ Детский сад №16

Группа:старшая группа

Воспитатель:Забоева Татьяна Сергеевна

Вид деятельности: познавательная, коммуникативная, двигательная, игровая.

Образовательная область:познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие.

Формы:групповая

Планируемый результат:

дети демонстрируют активность, инициативность;

дети демонстрируют интерес к познавательной деятельности;

у детей проявляется любознательность и интерес к окружающему миру;

у детей развито умение делиться полученными впечатлениями;

дети умеют различать и называть предметы природного и рукотворного мира;

дети умеют работать с демонстрационными материалом

дети демонстрируют умение называть правильно животных, птиц и их жилище.

дети умеют отличать предметы природы от предметов, сделанных руками человека, классифицируют картинки, рассуждают и делают выводы, описывают предметы.

Задачи непосредственно-образовательной деятельности

Задачи с учётом индивидуальных особенностей воспитанников группы

Воспитательные:

воспитывать активность, инициативность;

прививать интерес к познавательной деятельности.

Развивающие:

развивать у детей любознательность и интерес к окружающему миру;

развивать у детей умение делиться полученными впечатлениями.

Обучающие:

учить детей различать и называть предметы природного и рукотворного мира;

закреплять умение называть группу слов обобщающим понятием;

учить детей работать с демонстрационными картинками.

Дима – задавать вопросы, закреплять умение отвечать полным предложением.

Лина –придавать больше мотивации

Цель:развитие у детей познавательных интересов, формирование умения различать и называть предметы природного и рукотворного мира в процессе совместной образовательной деятельности.

Список использованных источников:

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования / Министерство образования и науки Российской Федерации приказ от 17 октября 2013 г. N 1155.

Принципы ФГОС ДО:

построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка, при котором сам ребёнок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;

содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребёнка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности.

Принципы воспитания: создание положительного, эмоционального фона и атмосферы эмоционального подъема, воспитание через взаимодействие.

Принципы обучения: принцип доступности, сознательности, активности, наглядности.

Методы воспитания: создание ситуации успеха, поощрение, мотивация деятельности.

Методы обучения: беседа, инструкция, художественное слово,демонстрация, показ, упражнение.

Демонстрационный материал: картинки с изображением различных предметов и сами предметы, мяч.

Задача: уточнить знания детей о предметном мире в процессе игры.

Дети сидят на ковре в группе перед воспитателем.

-Ребята, посмотрите, сколько у меня карточек, я знаю, что к каждой карточке можно подобрать пару, но я не знаю как их соединить. Поможете мне?

- Давайте посмотрим, что же на них изображено?

- А теперь, давайте попробуем найти пару каждой карточке, нам нужно найти, что из чего сделано.

- Например, смотрите, что это? Из чего можно было сделать этот дом? Правильно, из кирпича. Давайте посмотрим следующие карточки.

(дом-кирпич, снежинка-снеговик, бусинка-бусы, песок-куличик из песка, ягода-варенье, пазл-картинка).

Воспитатель побуждает детей проговаривать каждое действие, проговаривает вместе с ними.

Индивидуальная работа:

Задача: Учить детей учить детей узнавать предметы по характерным признакам, развивать тактильные ощущения, описывать объект.

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Планируемый результат

1.Этап мотивации.

Задача:

собрать внимание детей и мотивировать их на предстоящую деятельность.

Дети стоят полукругом на ковре. В двери кто-то стучится.

- Ой, ребята, слышите, кто-то стучится? Кто там?

В гости к детям приходит Девочка-Незнайка

- Здравствуйте, ребята, я Девочка-Всезнайка. Я хочу все знать и поэтому пришла к вам с новыми вопросами? Вы мне поможете?

- Мы с ребятами постараемся ответить на твои вопросы, Девочка-Всезнайка.

- По дороге в детский сад я увидела много интересных предметов, но не знаю, откуда они взялись.

Дети внимательно слушают воспитателя, отвечают на вопросы.

Дети заинтересованыпредстоящей деятельностью.

2.Основная часть

Задачи:

закреплять умение работатьс демонстрационными материалом

научить различать рукотворный и природный мир.

Беседа, демонстрация, инструкция, упражнение.

Воспитатель предлагает присесть на ковер.

- Для того, чтобы помочь Девочке-Незнайке, я вам кое-что расскажу. Все предметы относятся либо к природному миру, либо к рукотворному. Предметы рукотворного мира создает человек своими руками, а предметы природного мира создаются природой. Ребята, кто создает предметы рукотворного мира? Правильно, человек. А кто создает предметы природного мира? Правильно, природа.

- Ребята, я поняла, что все предметы, которые я видела по дороге в детский сад, были созданы человеком или природой, но вот какие кем затрудняюсь ответить. Я она сфотографировала и принесла с собой. Вы мне поможете?

- Ребята, мы поможем Девочке-Незнайке? Хорошо. Сейчас Девочка-Незнайка будет показывать фотографии, с изображением предмета, а вы будете называть и пояснять к какому миру он относится.

-А сейчас я повещаю фотографии на мольберт, и нам с вами нужно будет, провести группировку природного и рукотворного мира, чтобы Девочка-Незнайка знала, какие предметы относятся к рукотворному миру, а какие относятся к природному миру.

-Маша выйди пожалуйста, к какой группе у нас будет относиться дерево? Правильно, к природному миру.

-Витя, теперь ты, какую карточку выберешь ты? Ты выбрал карточку ручка, к какому миру относится карточка ручка, природному или рукотворному? Правильно, ручка, относиться к рукотворном миру, так как сделана руками человека.

Воспитатель помогает детям группировать фотографии природного и рукотворного мира.

-Ребята, молодцы, мы с вами правильно разгруппировали фотографии природного и рукотворного мира, теперь и Девочка-Незнайка знает тоже.

Дети слушают, отвечают на вопросы воспитателя, принимают активное участие в выполнении упражнения.

Дети демонстрируют умение работать с демонстрационным материалом

Дети начали различать рукотворный и природный мир.

Задача:

научить детей отличать предметы мира природы от предметов, сделанных руками человека, классифицировать картинки, рассуждать и делать выводы, описывать предметы.

Воспитатель объясняет детям правила игры.

- Ребята, сейчас мы с вами поиграем в игру, я раздам вам карточки, на которых изображены природный и рукотворный мир. Я вам буду показывать предметы который создала природа, а вы мне будете показывать карточку, которая больше подходить к этому предмету, сделанная руками человека. Например, я вам показываю солнце, а вы мне показываете лампочку.

-Вам понятны правила игры?

-Тогда давайте начнем.

Воспитатель показывает детям карточки, природного мира.

цветок колокольчик (природный мир) — колокол (рукотворный мир),

ежик — металлическая щетка — расческа с длинными зубчиками,

бабочка живая — бабочка на праздничный костюм,

планета Земля — игрушечный мячик,

паутина — рыболовные сети,

ласточка с крыльями — самолет с крыльями,

клешни рака — клещи как инструмент человека,

снежинка и снежинка — кружевная салфетка,

мышка живая — мышка компьютерная.

Дети слушают, отвечают на вопросы воспитателя, принимают активное участие в выполнении упражнения.

Дети умеют отличать предметы природы от предметов, сделанных руками человека, классифицируют картинки, рассуждают и делают выводы, описывают предметы..

2.2.Физминутка.

Задача:

снять мышечное напряжение у детей.

Воспитатель приглашает детей встать на ковре в полукруг.

Ветер дует нам в лицо

Закачалось деревцо

Ветерок все тише, тише

Деревцо все выше, выше.

- Молодцы, ребята! Садитесь на ковер.

Дети выполняют движения по тексту и по показу воспитателя.

Дети отдохнули и готовы приступить к продолжению предстоящей деятельности

Задачи:

активизировать в речи слова, обозначающие названия животных и птиц, их жилищ

Беседа, демонстрация, инструкция, упражнение,

Дети присаживаются на ковер. Воспитатель объясняет правила игры.

-Ребята,злой колдун заколдовал всех наших животных и птиц. Они забыли, кто в каком домике живет. Мы можем им помочь, если назовем и поселим каждое животное и птицу в свой домик. Тогда они вспомнят, где их домик и расколдуются.

-Ребята, поможем нашим животным?

Дети по очереди называют животное или птицу, подбирают и называют его жилище.

-Маша, где живет воробей? (Воробей живет в гнезде)

-Ваня, где живет медведь? (Медведь живет в берлоге.)

Игра продолжается.

-Ребята, какие вы молодцы, мы помогли расколдовать наших животных от злого волшебника.

Дети слушают, отвечают на вопросы воспитателя, принимают активное участие в выполнении упражнения.

Дети демонстрируют умение называть правильно животных, птиц и их жилище.

3. Подведение итогов НОД.

Задача:

формировать умение у детей анализировать процесс и результаты деятельности.

учить формулировать вывод.

Воспитатель вновь приглашает детей сесть на коврик.

Ребята, кто приходил в гости? Что хотела узнать Девочка-Незнайка? Какие же предметы относятся к природному миру? Какие же предметы относятся к рукотворному миру? Какая игра понравилась больше всего?

Дети слушают воспитателя, отвечают на вопросы.

Дети умеют анализировать процесс и результат своей деятельность.

Дети умеют формулировать выводы.

4.Открытость.

Задача:

сориентировать детей на самостоятельную деятельность в режимных моментах.

-Ребята, так как вы очень помогли Девочке-Незнайке, она решила на память от себя, оставить вам вот такие раскраски, где изображены предметы природного и рукотворного мира.

Из этой статьи Вы узнаете, как познакомить малыша с окружающим миром, как объяснить, что такое живая и неживая природа, что такое рукотворный мир и чем они отличаются, какие развивающие и обучающие игры Вам помогут.

В дидактических играх не только уточняются представления детей об окружающем мире и необходимости бережного отношения к нему, но и развиваются: связная речь, познавательный интерес, умение анализировать, сравнивать, обобщать, группировать предметы, внимание детей.

В дидактических играх дети узнают о том, что предметы вокруг них бывают разные.

Некоторые предметы сделаны руками человека (рукотворный мир), а другие предметы созданы природой (мир природы).

Мир природы также очень разнообразен. Есть живая природа, а есть неживая природа.

К миру природы относятся звезды и Луна, леса и горы, трава и деревья, птицы и насекомые. Это те предметы, который существуют вне человека, он не делал их своими руками или с помощью машин и инструментов.

  • К неживой природеотносятся снег и песок, луч солнца и камни, глина и горы, реки и моря.
  • К живой природе относятся растения, грибы, животные и микроорганизмы.

К миру рукотворному относятся наша одежда и обувь, дома и транспорт, инструменты и головные уборы и многое другое, магазины и другие здания вокруг нас, стадионы и дороги.

Как объяснить детям, чем отличается мир природы от рукотворного мира и чем отличаются живая и неживая природа друг от друга?

Из каких царств состоит мир природы?

А сейчас, когда Ваш малыш узнал, что такое природа, как отличить мир природы от мира рукотворного, как отличить живую и неживую природу, давайте поиграем в дидактическую игру и закрепим и уточним представления детей об окружающем мире. И в этом помогут нам игры и карточки Марины.

Материал к игре

  • Картинки с изображением предметов живой и неживой природы (планета земля, утенок, лес, бабочка, гриб, горы и т. д.)
  • Карточки красного и зеленого цвета (на каждого ребенка)
  • Две куклы или другие игрушки.

zhivaya-i-nezhivaya-priroda-igra

Ход игры

Обратите внимание детей на карточки — подсказки, вспомните, что они обозначают. Утенок — это мир живой природы. А горы — это мир неживой природы. Ребенок помогает куклам правильно разделить картинки.

Задача детей — правильно разделить все картинки по двум группам.

Кукла Маша и Катя забирают каждая свои картинки и благодарят детей за помощь, хвалят их за то, что они очень догадливые и любознательные.

Дидактическая игра 2. Природа и рукотворный мир

В этой игре дети научатся отличать предметы мира природы от предметов, сделанных руками человека, классифицировать картинки, рассуждать и делать выводы, описывать предметы.

Материалы к игре

Вам понадобятся для игры картинки с изображением предметов природного и рукотворного мира (муравейник, зеркало, цветок колокольчик; электролампа, и др.).

mir-prirodi-i-rukotvornii-mir-kartinka1

Ход игры

Каждый ребенок получает от взрослого набор картинок с изображением разных предметов рукотворного мира. Взрослый показывает картинку объекта природы.

Например, муравейник — дом муравьев. Дети ищут среди своих картинок предметы рукотворного мира, похожие на муравейник. Например, парой для муравейника может быть современный дом, скворечник, конюшня, птичник, сделанные руками человека. А возможно, Ваш ребенок найдет другую пару и сможет доказать, что она подходит, т.к. похожа на исходную картинку по какому-то признаку.

Нужно не просто отгадать и найти нужную картинку, но и доказать, что эта картинка подходит как пара картинке, показанной взрослым.

Примеры таких пар в карточках к игре:

  • цветок колокольчик (природный мир) — колокол (рукотворный мир),
  • солнце — лампочка,
  • ежик — металлическая щетка — расческа с длинными зубчиками,
  • бабочка живая — бабочка на праздничный костюм,
  • планета Земля — игрушечный мячик,
  • паутина — рыболовные сети,
  • ласточка с крыльями — самолет с крыльями,
  • клешни рака — клещи как инструмент человека,
  • снежинка и снежинка — кружевная салфетка,
  • мышка живая — мышка компьютерная.

mir-prirodi-i-rukotvornii-mir-kartinka2

Популярные статьи:

Получите НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

"Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей"

Кликните на ссылку или на обложку курса ниже для бесплатной подписки

Автор курса - Валасина Ася, кандидат педагогических наук, автор сайта "Родная тропинка"

audiokurs-razvitie-rechi

занятия для детейразвивающие игры своими рукамиречевые игры4 года5 лет6-7 лет


случайно попала на Ваш сайт. Отличная подборка материала. Работаю воспитателем в детском саду, материал с сайта очень полезен.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Карты помогут старшему воспитателю провести контроль по экспериментированию - тематический, оперативный, предупредительный.

План-задание к тематической проверке

Цель. Анализ организации познавательно-исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности с дошкольниками.

Основными задачами контроля яв­ляются:

изучить условия, созданные в груп­пах для организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников;

определить эффективность рабо­ты педагогов по организации и руко­водству опытно-экспериментальной деятельностью;

проанализировать навыки познавательно-исследовательской и опытно-экспе­риментальной деятельности детей;

, ■ определить место познавательно-исследовательской деятельности до­школьников в планах воспитательно-образовательной работы;

■ определить перспективы работы по оптимизации условий для детского экспериментирования.

Сроки проведения:

Предмет контроля: педагогическая деятельность и ее результат.

Объект контроля: система образовательной работы в ДОУ.

Для эффективности проведения тематического контроля используются следующие формы и методы (оценочный инструментарий):

анкета для педагогов (приложение 1);

диагностическая карта оценки профессионального мастерства педагогов в организации поисково-познавательной деятельности детей (приложение2);

карта анализа условий для организации по­знавательно-исследовательской и опытно-экспе­риментальной деятельности детей (приложение 3);

карта проверки плана воспитательно-образо­вательной работы (приложение 4);

карта проверки наглядной информации для ро­дителей по проблеме "детское экспериментиро­вание" (приложение5);

карта анализа занятия с элементами опытно-исследовательской деятельности (прило 6);

Цель: развивать системность мышления в процессе расширения знания о предметах, продолжать формировать умения классифицировать предметы настоящего и прошлого, развивать логическое и образное мышление.

Интеграция с другими образовательными областями

Социально-коммуникативное развитие. Цель: развивать интерес к познавательной игровой деятельности, воспитывать умение быть внимательным при выполнении игры, закрепить умение детей применять полученные знания в играх; закрепить навыки культурного поведения в музее.

Художественно-эстетическое развитие. Цель: развивать творческое воображение, желание эстетически преобразовывать предметы. Материалы и оборудование: музейные экспонаты, предметные карточки, Презентация Microsoft PowerPoint; два домика – музея, загадки, карандаши, альбомные листы бумаги, стенд, флажки разных цветов.

Планируемый результат: умеет устанавливать причинно-следственные и временные связи между предметами; умеет поддерживать беседу, высказывать свою точку зрения; устанавливать последовательность; активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками во время игр; отгадывает загадки; интересуется изобразительной детской деятельностью (рисование по собственному замыслу).

Ход непосредственно – образовательной деятельности

  • Вводное слово воспитателя.
  • Рассматривание экспонатов музея.
  • Игры.
  • Загадки.
  • Рисование предметов.
  • Рефлексия.

Содержание организованной деятельности детей

Воспитатель: Сегодня мы с вами отправимся в музей. Это очень интересный музей - предметов. Как вы думаете, что мы там увидим?

Дети: Разные предметы.

Воспитатель: Правильно. В музеи очень много интересных предметов, они называются экспонатами. Но прежде, чем мы отправимся давайте вспомним правила поведения в музее.

Дети: В музее нельзя шуметь, бегать. По музею следует передвигаться бесшумно. Нельзя трогать экспонаты руками.

Воспитатель: Молодцы. Итак, закрываем глаза, считаем до 10 и вот мы в музее

Пока дети считают воспитатель включает презентацию.

Воспитатель: Посмотрите сколько здесь различных предметов. Давайте поближе с ними познакомимся, а я буду вашим экскурсоводом.

Дети рассматривают изображённые экспонаты

Воспитатель: К какому миру относятся все эти предметы?

Дети: К рукотворному

Воспитатель: Почему?

Дети: Эти предметы сделал человек.

Воспитатель: Для чего человек придумал эти предметы?

Дети: Для того чтобы облегчить свою жизнь.

Детям предлагается экран (магнитная доска) с девятью окошками, картинки. Воспитатель задаёт вопросы:

из чего сделали стол?, откуда взяли доски?, куда отправляют лес?, кто трудится на фабрике?, из чего состоит стол?, куда отправляют готовую продукцию?, для чего нужен стол? Ребёнок ищет карточку с ответом и прикрепляет к экрану (на магнитную доску).

Воспитатель: В нашем музее находятся предметы прошлого и настоящего. Давайте вместе с вами найдём предметам домики.

Воспитатель показывает детям два домика – музей прошлого и музей настоящего.

Воспитатель: Ребята давайте разберём картинки, лежащие в коробке. Необходимо взять картинку с изображением предмета, назвать его, рассказать, когда он использовался и для чего.

Каждый участник игры получает предметную карточку и определяет функцию предмета, изображённого на карточке. По сигналу воспитателя участники игры ищут себе пару, т.е. ребёнка, у которого на карточке предметы, имеющие такой же способ использования. Затем образуется пара, которая обосновывает свой ответ.

Воспитатель: Ребята, в нашем музее очень большое количество предметов и у каждого предмета своё назначение. Давайте посмотрим, как можно использовать эти предметы. Например, деревянной ложкой можно есть, мешать суп, использовать как музыкальный инструмент.

Дети перечисляют экспонаты, как их можно использовать.

Воспитатель просит детей обратить внимание на кресло

Воспитатель: Как вы думаете, откуда оно появилось?

Дети: Его придумал человек и сделал своими руками.

Воспитатель: А как вы думаете для чего оно нужно человеку?

Дети: чтобы сидеть.

Воспитатель: Но сидеть можно и на стуле.

Дети: В кресле сидеть удобно, можно облокотиться и даже положить голову.

Воспитатель: Правильно, сидеть можно на чём угодно, но в кресле удобнее.

Аналогично дети рассказывают о других предметах.

На столах расставлены флажки. Красный – орудия труда, жёлтый – бытовая техника, зелёный – мебель. Воспитатель загадывает загадку, дети отгадывают её, находят нужный предмет и кладут к определённому флажку.

С ногами, а без рук,

С боками, а без ребер,

С сиденьем, а без живота,

Со спиной, но без головы. (Кресло.)

По ночам во мне Ванятка

До того задремлет сладко,

Что не хочется вставать.

Что за штука я. (Кровать.)

Из железа сделаны,

Резать и стричь умеют.

Если они встречаются,

То их части разделяются. (Ножницы.)

Во дворе снег идёт,

Снег белый и мохнатый.

Снег и лёд мы расчистим

Во дворе…. (Лопатой.)

Вмиг проглотит, если пыль найдёт –

Для нас чистоту наводит.

Нос, как хобот, есть длинный шланг

Чистит пол и ковёр. (Пылесос.)

Наша тётушка игла

Строчку пополю вела

Если строчка в строчку,

Тогда и платье вашей дочке. (Швейная машинка.)

Воспитатель: Разные предметы нам очень помогают и облегчают жизнь. Что нужно делать, чтобы они служили долго?

Дети: Беречь их, ухаживать за ними.

Воспитатель: Мы возвращаемся назад. Закрываем глаза, считаем до 10

Воспитатель всё убирает.

Воспитатель: Ребят, вам понравилось в музее?

Дети: (Ответы детей.)

Воспитатель: А что кому понравилось?

Дети называют запомнившиеся экспонаты.

Детям раздаётся по альбомному листу с частичным изображением предметов. Ребёнок дорисовывает недостающую часть предмета.

Читайте также: