Предметные умения начальная школа

Обновлено: 06.07.2024

Обучение грамоте и пропедевтический курс русского языка обеспечиваются:

-комплектом наглядных пособий;

- методическим пособием для учителя «Уроки обучения грамоте по

Обучение русскому языку обеспечивается учебниками и пособиями:

Справочный блок программы.

Проектирование основной образовательной программы образовательного учреждения Москва Академкнига/Учебник 2011

Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли/Под ред. А.Г. Асмолова.-М.: Просвещение, 2010

Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе/ Под ред. Г.С. Ковалёвой, О.Б. Логиновой. -М.: Просвещение 2010

Чуракова И.Г. Технология и аспектный анализ современного урока в начальной школе.- М.:Академкнига/Учебник, 2010

Федеральный государственный стандарт начального общего образования/ Министерство образования и науки Российской Федерации. М.: Просвещение, 2010

Программа по математике

В процессе изучения математики осуществляется знакомство с математическим языком, формируются речевые умения: дети учатся высказывать суждения с использованием математических терминов и понятий, формулировать вопросы и ответы в ходе выполнения задания, доказательства верности или неверности выполненного действия, обосновывают этапы решения учебной задачи. Работая в соответствии с инструкциями к заданиям учебника, дети учатся работать в парах, выполняя заданные в учебнике проекты в малых группах. Умение достигать результата, используя общие интеллектуальные усилия и практические действия, является важнейшим умением для современного человека.

В то же время в начальной школе этот предмет является основой развития у учащихся познавательных действий, в первую очередь логических, включая и знаково-символические, а также таких, как планирование (цепочки действий по задачам), систематизация и структурирование знаний, преобразование информации, моделирование, дифференциация существенных и несущественных условий, аксиоматика, формирование элементов системного мышления, выработка вычислительных навыков. Особое значение имеет математика для формирования общего приема решения задач как универсального учебного действия. Таким образом, математика является эффективным средством развития личности школьника. Информатика, информационные и коммуникационные технологии оказывают существенное влияние на мировоззрение и стиль жизни современного человека. Общество, в котором решающую роль играют информационные процессы, свойства информации, информационные и коммуникационные технологии, – реальность настоящего времени.

Умение использовать информационные и коммуникационные технологии в качестве инструмента в профессиональной деятельности, обучении и повседневной жизни во многом определяет успешность современного человека. Особую актуальность для школы имеет информационно-технологическая компетентность учащихся в применении к образовательному процессу. С другой стороны, развитие информационно-коммуникационных технологий и стремление использовать ИКТ для максимально возможной автоматизации своей профессиональной деятельности неразрывно связано с информационным моделированием объектов и процессов.

Модифицированная программа содержит следующие отличия:

В основе методического аппарата курса лежит проблемно-диалогическая технология, технология правильного типа читательской деятельности и технология оценивания достижений, позволяющие формировать у учащихся умение обучаться с высокой степенью самостоятельности. При этом в первом классе проблемная ситуация естественным образом строится на дидактической игре.

Похожие документы:

. основной образовательной программы. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Планируемые результаты освоения основной образователь­ной программы начального общего образования .

Основная образовательная программа начального общего образования Муниципального казенного образовательного учреждения Северного района Новосибирской области Останинская основная общеобразовательная школа

. дошкольного к начальному общему образованию. Общеобразовательная программа начального общего образования нацелена на ценностные ориентиры (сформулированы в ФГОС и примерной основной образовательной программы начального общего образования). К ним .

Основная образовательная программа начального общего образования моу большемикушкинской средней общеобразовательной школы

. Примерной основной образовательной программы начального общего образования в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к структуре основной образовательной программы, определяет .

Основная образовательная программа начального общего образования муниципального общеобразовательного

. объёме основной образовательной программы начального общего образования Управляющий Совет образовательного учреждения Определение цели основной образовательной программы начального общего образования, учитывающей специфику образовательного учреждения .

Программа начального общего образования начальная

Достаточно полно раскрыта система оценки ЗУН обучающихся. программные требования, требования к проверке диктантов, изложений и т. д .

ВложениеРазмер
Программные требования к обучающимся, к оцениванию работ, ЗУН детей. 168.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Основные требования к системе оценок младшего школьника в условиях реализации ФГОС НОО, его

1. Общие положения

1.2. Оценивание является постоянным процессом, естественным образом интегрированным в образовательную практику.

Используются следующие виды оценивания:

  • стартовая диагностика,
  • текущее оценивание,
  • итоговое оценивание,
  • мониторинг универсальных учебных действий.

1.3. Содержательный контроль и оценка строятся на критериальной основе, выработанной совместно с учащимися. Основными критериями оценивания выступают планируемые результаты обучения. При этом нормы и критерии оценивания известны заранее педагогам, учащимся, родителям и (или) лицам их заменяющих.

1.4. Оцениваться с помощью отметки могут только результаты деятельности ученика и процесс их формирования, но не личные качества ребёнка.

1.5. В контрольно-оценочную деятельность включаются учащиеся, осуществляя самооценку и взаимооценку.

1.6. В целях обеспечения выполнения педагогами и обучающимися образовательных программ, выявления уровня успешности обучения в конце учебного года проводится комплексная итоговая (диагностическая) работа.

1.7 Особенностями системы оценки являются:

  • комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных,

метапредметных и личностных результатов общего образования);

  • использование планируемых результатов освоения основных образовательных

программ в качестве содержательной и критериальной базы оценки;

  • оценка успешности освоения содержания отдельных учебных предметов на основе системно-деятельностного подхода, проявляющегося в способности к выполнению учебно-практических и учебно-познавательных задач;
  • оценка динамики образовательных достижений обучающихся;
  • сочетание внешней и внутренней оценки как механизма обеспечения качества
  • использование накопительной системы оценивания, характеризующей динамику

индивидуальных образовательных достижений (Портфель достижений или иные формы);

  • использование наряду со стандартизированными письменными или устными работами таких форм и методов оценки, как проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ, самооценка, наблюдения и др.;

1.8. Настоящее положение предполагает возможную дальнейшую коррекцию.

2. Основные виды контроля и оценивания

Учитель должен вести систематический учет усвоения детьми знаний, умений и навыков, которые внесены в основные требования программы по каждому предмету, используя различные, приемлемые для него формы фиксации. Это могут быть оценочные листы, различного вида таблицы, журналы (но не классный), где прописаны специальные умения по каждому предмету. Такие же требования относятся и к учителям-предметникам, которые преподают в начальных классах музыку и пение, физическую культуру, иностранный язык.
Для фиксации качества усвоения знаний, умений и навыков учащимися можно использовать следующие символы:
“+” — знает, умеет, правильно выполняет;
“+_ “ — выполняет некоторые задания и допускает большое количество ошибок;
“-“ — не владеет материалом, при выполнении заданий практически во всех случаях допускает ошибки.
По мере усвоения учащимся материала по изучаемой теме оценочные суждения корректируются. Идеальным вариантом является тот, когда все знаки превращаются в “+”.
Ведение систематического учета усвоения детьми знаний, умений и навыков, которые определяются программными требованиями, позволяет учителю организовывать коррекционную работу по преодолению трудностей, которые испытывают учащиеся, помогает при работе с родителями, когда необходимо показать успехи ребенка, после чего обратить внимание на возможные проблемы.
Контроль и оценка уровня развития учащихся должны быть направлены на выявление динамики их развития с учетом индивидуальных особенностей. Динамика развития учащихся определяется учителем совместно со школьным психологом.
2.1. Содержательный контроль и оценка учащихся направлены на выявление индивидуальной динамики развития школьников (от начала учебного года к концу, от года к году) с учѐтом личностных особенностей и индивидуальных успехов учащихся.

2.2. Стартовая диагностика (на входе) в первых классах основывается на результатах

2.4. Итоговое оценивание происходит в конце обучения в начальной школе. В конце первого и последующих классов проводится итоговая комплексная письменная работа . Основным инструментом итоговой оценки выпускников начальной школы являются итоговые комплексные работы – система заданий различного уровня сложности по чтению, русскому языку, математике и окружающему миру.

Объектом оценки предметных результатов является освоение учащимися предметных знаний и способов действия для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач. В качестве содержательной и критериальной базы оценки выступают планируемые предметные результаты.

Оценка достижения предметных результатов ведётся как в ходе текущего и

промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ.

В учебном процессе для выявления причин затруднения в освоении предметных

результатов проводятся диагностические работы, для определения уровня освоения

предметных результатов – промежуточные и итоговые проверочные работы. Результаты, полученные в ходе текущего и промежуточного оценивания, фиксируются в форме накопительной оценки – портфеля достижений.

Анализ достижений учащихся включает:

— текущую успеваемость обучающихся;

— динамику личных достижений учащегося в освоении предметных умений;

—активность и результативность участия обучающихся в выставках, конкурсах,

— активность участия и рост самостоятельности в проектной и внеурочной деятельности;

2.5. Особенности системы оценивания

- Объект оценивания – ученик.

Что оценивается: - ЗУН, познавательные, регулятивные, личностные результаты

Форма: персонифицированная - количественная оценка

неперсонифицированная - качественная оценка

Средства фиксации результатов:

  • классные журналы,
  • справки по результатам
  • дневники
  • оценки внутришкольного контроля
  • характеристики обучающихся

Способ (поэтапность процедуры):

  • тематические контрольные работы,
  • естовый контроль,
  • диагностические работы,
  • задания частично-поискового характера
  • проектная деятельность,
  • участие в общественной жизни класса,
  • портфолио,
  • задания творческого характера

Условия эффективности системы оценивания:

Систематичность, личностная ориентированность, позитивность –

основные постоянные принципы современной оценочной деятельности

2.6. Формами представления образовательных результатов являются:

  • журнал успеваемости по предметам (с указанием требований, предъявляемых к
  • итоговые диагностические контрольные работы и анализ их выполнения обучающимся (информация об элементах и уровнях проверяемого знания – знания, понимания, применения, систематизации);
  • устная оценка учителем успешности результатов, достигнутых учащимся, формулировка причин неудач и рекомендаций по устранению пробелов в обученности по предметам;
  • портфель достижений (или иная форма);
  • результаты психолого-педагогических исследований, иллюстрирующих динамику развития отдельных интеллектуальных, личностных качеств обучающегося, УУД.

2.7.Критериями оценивания являются:

соответствие достигнутых предметных, метапредметных и личностных результатов

обучающихся требованиям к результатам освоения образовательной программы начального общего образования ФГОС;

динамика результатов предметной обученности, формирования УУД.

2.8. Используются следующие формы оценки:

2.8.1. Безотметочное обучение в 1 классе

Безотметочное обучение представляет собой обучение, в котором отсутствует

пятибалльная форма отметки как форма количественного выражения результата оценочной деятельности.

Основными принципами безотметочного обучения являются:

  • критериальность – содержательный контроль и оценка строятся на критериальной, выработанной совместно с учащимися основе; критерии должны быть однозначными и предельно чёткими;
  • приоритет самооценки – самооценка ученика должна предшествовать оценке учителя; для воспитания адекватной самооценки применяется сравнение двух самооценок учащихся – прогностической (оценка предстоящей работы) и ретроспективной (оценка выполненной работы);
  • Оценочная шкала, выработанная учителем совместно с детьми, с которой ознакомлены и родители и (или) лица, их заменяющие.

2.8.2 Основной функцией самооценки и самоконтроля на начальном этапе обучения

которые предстоит решить;

• сформированность общеучебных умений деятельности младшего школьника (умения

наблюдать, анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, творчески решать

Конечная цель безотметочного обучения заключается в переводе внешней оценки во

внутреннюю самооценку, полной ответственности обучаемого за процесс и результат.

Функцией контроля и оценки является определение педагогом уровня обученности и

личностного развития учащихся.

Внешняя: проводится внешними по отношению к школе службами, уполномоченными вести оценочную деятельность.

  1. ГИА (государственная итоговая аттестация учеников).

2. Аттестация работников образования.

3. Аккредитация образовательных учреждений.

4. Мониторинговые исследования качества образования.

выпускников не предусматривается.

Внутренняя: это оценка самой школы (ребёнка, учителя, школьного психолога, администрации). Она отражается в текущих оценках, которые ставит учитель,

в результатах самооценки, промежуточных и итоговых оценках, в решении педагогического совета в переводе выпускника.

2. Обеспечение положительной мотивации учения.

3. Стимулирование обучения учащихся.

Никакому оцениванию не подлежат:

  • темп работы ученика;
  • личностные качества школьников;
  • своеобразие их психических процессов (особенности памяти, внимания, восприятия и т. д.).

2.8.3 Во 2-4 классах используются :

  • пятибалльная система.
  • накопительная система оценки –
  • Портфель достижений.

По итогам 1 и 2 полугодия в 1 классе учитель осуществляет мониторинг, где оценивает

уровень сформированности универсальных учебных действий (УУД). Диагностика и оценка сформированности универсальных учебных действий у учащихся осуществляется на основе метода наблюдений и диагностики, соответствующей возрасту

В мониторинге оцениваются 4 вида УУД:

2.8.4. Итоговая оценка выпускника и еѐ использование при переходе от начального к

основному общему образованию.

- Итоговая оценка позволяет фиксировать индивидуальный прогресс в образовательных

достижениях ребенка и получить объективные и надежные данные об образовательных

достижениях каждого ребенка и всех учащихся.

- Итоговая оценка выпускника формируется на основе накопленной оценки по всем учебным предметам и оценок за выполнение, как минимум, трѐх итоговых работ (по русскому языку, математике и комплексной работы на межпредметной основе). При этом накопленная оценка характеризует выполнение всей совокупности планируемых результатов, а также динамику образовательных достижений обучающихся за период обучения. А оценки за итоговые работы характеризуют, как минимум, уровень усвоения обучающимися опорной системы знаний по русскому языку и математике, а также уровень овладения метапредметными действиями.

На основании этих оценок по каждому предмету и по программе формирования

универсальных учебных действий делаются следующие выводы о достижении планируемых результатов:

1. . Выпускник овладел опорной системой знаний и учебными действиями, необходимыми для продолжения образования на следующей ступени общего образования, и способен использовать их для решения простых учебно-познавательных и учебно-практических задач средствами данного предмета

Такой вывод делается, если в материалах накопительной системы оценки зафиксировано

свидетельствуют о правильном выполнении не менее 50% заданий базового уровня.

2. Выпускник овладел опорной системой знаний, необходимой для продолжения

образования на следующей ступени общего образования, на уровне осознанного

произвольного овладения учебными действиями.

Такой вывод делается, если в материалах накопительной системы оценки зафиксировано

3.Выпускник не овладел опорной системой знаний и учебными действиями, необходимыми для продолжения образования на следующей ступени общего образования.

Такой вывод делается, если в материалах накопительной системы оценки не зафиксировано достижение планируемых результатов по всем основным разделам учебной программы, а результаты выполнения итоговых работ свидетельствуют о правильном выполнении менее 50% заданий базового уровня.

Решение об успешном освоении обучающимися Основной образовательной программы начального общего образования и переводе на следующую ступень общего образования принимается педагогическим советом образовательного учреждения на основании сделанных выводов о достижении планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. Решение о переводе обучающегося на следующую ступень общего образования принимается одновременно с рассмотрением и утверждением характеристики выпускника, в которой:

-отмечаются образовательные достижения и положительные качества выпускника;

-определяются приоритетные задачи и направления личностного развития, психологических проблем развития ребѐнка;

-даются психолого-педагогические рекомендации, призванные обеспечить успешную

реализацию намеченных задач на следующей ступени обучения.

В случае, если полученные обучающимся итоговые оценки не позволяют сделать однозначного вывода о достижении планируемых результатов, решение о переводе на следующую ступень общего образования принимается педагогическим советом с учѐтом динамики образовательных достижений выпускника и контекстной информации об условиях и особенностях его обучения в рамках регламентированных процедур, устанавливаемых Министерством образования и науки Российской Федерации.

Все выводы и оценки, включаемые в характеристику, должны быть подтверждены материалами портфеля достижений и другими объективными показателями.

3. Требования ФГОС НОО к оформлению и ведению тетрадей обучаемыми.

3.1. Учащиеся пользуются стандартными тетрадями, состоящими из 12-18 листов. Общие тетради могут использоваться лишь в 7-9-х классах на уроках по учебным дисциплинам, при изучении которых необходимо выполнение больших по объёму работ.

3.2. Все записи в тетрадях следует оформлять каллиграфическим аккуратным почерком.

3.3. Единообразно выполнять надписи на обложке тетради: указывать, для чего предназначена тетрадь (для работ по русскому языку).

3.4. Соблюдать поля с внешней стороны. При выполнении работ учащимися не разрешается писать на полях. Размер полей в тетрадях устанавливается учителем исходя из специфики письменных работ по учебному предмету.

3.5. Указывать дату выполнения работы. В первом классе в период обучения грамоте запись даты ведётся учителем в виде числа. Со второго полугодия первого класса, а также во 2-4-х классах записывается число арабской цифрой и полное название месяца. В четвёртом классе допускается в записи числа имена числительные прописью. В 5-9-х классах по русскому языку число и месяц записываются словами в форме именительного падежа. В 5-9-х классах по математике (по остальным предметам) допускается запись даты цифрами на полях.

3.6. Писать на отдельной строке название темы урока, а также темы письменных работ (5-9-ые классы).

3.7. Обозначать номер задания, указывать вид выполняемой работы (план, конспект и т.д.), указывать, где выполняется работа (классная или домашняя).

3.8. Соблюдать красную строку.

3.9. Между датой и заголовком, наименованием вида работы и заголовком в тетрадях по русскому языку строку не пропускать. В тетрадях по математике во всех этих случаях пропускать только 2 клеточки. Между заключительной строкой текста одной письменной работы и датой или заголовком (наименованием вида) следующей работы в тетрадях по русскому языку пропускать 2 линейки, а в тетрадях по математике – 4 клеточки (для отделения одной работы от другой и для выставления отметки за работу).

3.10. Выполнять аккуратные подчёркивания, условные обозначения, составление графиков и т.д. карандашом, в случае необходимости – с применением линейки.

3.11. Учащиеся ведут записи в тетрадях синей или фиолетовой пастой. Обучаемым запрещается писать в тетрадях красной пастой.

3.12. Исправлять ошибки следующим образом: неверное написание зачёркивать косой линией (часть слова, слово, предложение – тонкой горизонтальной линией); вместо зачёркнутого надписывать нужное, не заключать неверное написания в скобки.

4. Количество контрольных работ.

4.1. Число контрольных, лабораторных, практических, творческих работ по всем предметам устанавливается учебными программами по предметам и тематическим планированием.

4.2. Не допускается выполнение двух контрольных работ в день одним классом или одним обучаемым.

5. Порядок проверки письменных работ учителями.

5.1. Письменные работы по математике и русскому языку проверяются ежедневно.

5.2. В проверяемых работах по русскому языку и математике учитель отмечает и исправляет допущенные ошибки, руководствуясь следующим:

▪ При проверке тетрадей и контрольных работ учащихся 1-4-х классов, слабоуспевающих учащихся 1-4-х классов, зачёркивая орфографическую ошибку, цифру, математический знак, учитель подписывает вверху букву или нужную цифру, знак;

▪ Пунктуационный ненужный знак зачёркивается, необходимый пишется красной пастой;

5.3. При проверке ученических тетрадей учитывается соблюдение обучаемыми единого орфографического режима.

6. Контроль за ведением тетрадей и качеством их проверки проводится администрацией школы по следующим критериям:

▪ Соответствие количества тетрадей количественному составу класса;

▪ Выполнение единого орфографического режима;

▪ Соответствие отметок существующим нормам;

▪ Качество проверки тетрадей (пропуск ошибок, аккуратность исправления, слово учителя в тетради и т.д.);

▪ Система работы над ошибками (работа над каллиграфией, классификация ошибок, индивидуальная работа учащихся над собственными ошибками);

▪ Внешний вид тетрадей (оформление, аккуратность ведение, единообразие надписи тетрадей);

▪ Объём классных и домашних работ, соответствие возрастным нормам;

▪ Разнообразие форм классных и домашних работ;

Важным периодом в развитии и становлении личности является начальный период обучения. Именно этот возраст наиболее поддается воспитанию и развитию творческих способностей ребенка. Дети младшего школьного возраста наиболее открыты и восприимчивы и любознательны. Воспитание является одной из важнейших составляющих образовательного процесса наряду с обучением. В профессиональной деятельности учителя всегда есть простор для творчества. Изучение основных аспектов и условий формирования метапредметных, предметных и личных компетенций у младших школьников при реализации ФГОС НОО является одной из преоритетных задач, стоящих перед учителем начальных классов.

МБОУ Давыдчинская ООШ

опыта работы по теме:

метапредметных и предметных компетенций

младших школьников в соответствии

Подготовила

Синих Светлана Владимировна,

учитель начальных классов

Приоритетной целью образования в современной школе становится развитие личности, готовой к правильному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию. Проблема заключается в том, что успешное обучение в начальной школе невозможно без сформированности у ребёнка предметных и метапредметных компетенций, которые необходимы ему для дальнейшей учебной деятельности. Следовательно, задача учителя заключается в формировании предметных и метапредметных умений у обучающихся. Для выполнения данной задачи педагог должен использовать более эффективные способы и методы работы, которые помогут не только наглядно и доступно на уроке всё объяснить, рассказать, показать, но и включить самого обучающегося в учебную деятельность, организовать процесс самостоятельного овладения новыми знаниями, применения полученных знаний в решении познавательных, учебно-практических и жизненных проблем.

Принципиальным отличием школьных стандартов нового поколения является их ориентация на достижение не только предметных образовательных результатов, но, прежде всего, на формирование личности учащихся, овладение ими универсальными способами учебной деятельности, обеспечивающими успешность в познавательной деятельности на всех этапах дальнейшего образования.

Установленные стандартом новые требования к результатам обучающихся вызывают необходимость в изменении содержания обучения на основе принципов метапредметности как условия достижения высокого качества образования. Учитель сегодня должен стать конструктом новых педагогических ситуаций, новых заданий, направленных на использование обобщенных способов деятельности и создание учащимися собственных продуктов в освоении знаний.

-развитие коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих: речевая, языковая, социокультурная/межкультурная, компенсаторная, учебно-познавательная компетенции.

-развитие личности учащихся.

-формирование и развитие универсальных учебных действий (УУД).

В качестве предполагаемых результатов обучения выделяют:

Предметные результаты, включающие освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира

Личностные результаты:

- формирование мотивации учения;

- осознание возможностей самореализации;

- стремление к совершенствованию;

- формирование коммуникативной компетенции;

- формирование общекультурной и этнической идентичности;

- толерантное отношение к проявлениям иной культуры;

- готовность отстаивать национальные и общечеловеческие ценности, свою гражданскую позицию.

Метапредметные результаты – это универсальные способы действий, которые позволят применить приобретённые умения в жизненной ситуации. Достижение метапредметных результатов обеспечивается за счет основных компонентов образовательного процесса — учебных предметов, представленных в инвариантной части базисного плана.

Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность ряда регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий, т. е. таких умственных действий учащихся, которые направлены на анализ и управление своей познавательной деятельностью. К ним относятся:

· способность принимать и сохранять учебную цель и задачи; самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную, умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации и искать средства ее осуществления; умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учета характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении;

· умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников;

· умение использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач;

· логические операции сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий, отнесения к известным понятиям;

· умение сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.

Основное содержание оценки метапредметных результатов в начальной школе строится вокруг умения учиться, т. е. той совокупности способов действий, которая и обеспечивает способность обучающихся к самостоятельному усвоению новых знаний и умений.

Именно метапредметные результаты будут являться мостами, связывающими все предметы, помогающими преодолеть горы знаний.

Для формирования метапредметных компетенций у учащихся учитель должен не только продумывать содержательную часть урока, но и технологии, используемые на данном уроке. Учитель должен использовать на уроке современные образовательные технологии.

На своих уроках я часто использую следующие технологии:

-технология системно-деятельностного подхода;

- технология проблемного обучения;

-технология исследовательской деятельности;

После определения темы урока учащимся предлагается самостоятельно, используя информацию учебника, определить цели урока. Далее проводится практическая работа по определению типов углов с помощью модели прямого угла.

Следующая практическая работа способствует формированию элементов методов научного познания - аналогия. Хотя, как я говорила, работа по формированию элементов методов научного познания происходят в основном в 4 классе. Технология системно-деятельностного подхода позволила всем учащимся 2 класса выполнить задание повышенной сложности: определить типы углов в прямоугольном треугольнике.

Учащимся был предложен следующий план действия:

1. Возьмите квадрат.

2. Сложите его по диагонали.

3. При помощи модели прямого угла определите, какой угол у линии сгиба?

4. Сложите получившийся треугольник пополам. Что можно сказать о противоположных углах треугольника?

5. Определите тип данного угла, не используя модель прямого угла.

На уроках окружающего мира я использую задания, основная цель которых — формирование предметных и универсальных (метапредметных) способов действий:

- Различать (узнавать) изученные объекты и явления живой и неживой природы: проводить простейшую классификацию изученных объектов природы на основе их существенных признаков, составлять таблицы.
- Использовать готовые модели (условные знаки, глобус, план. план-карту, карту) для наблюдений, объяснения явлений природы, выявления признаков и свойств объектов.
- Проводить несложные наблюдения и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы, следовать инструкциям и правилам при проведении экспериментов, делать выводы на основании полученных результатов

- Описывать на основе иллюстрации или предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их основные существенные признаки, выделять новое и др.
Одним из средств формирования метапредметных и предметных компетенций младших школьников в соответствии с требованиями ФГОС являются информационно - коммуникативные технологии и применение проектного метода. Главная идея проектной деятельности - это направленность учебно-познавательной деятельности школьников на результат.

Обучение с использованием проектных приёмов в начальной школе имеет целый ряд достоинств.

Для продуктивного использования проектно-учебной деятельности, для становления субъектности младших школьников в процессе обучения, необходимы ещё и определённые эффективные педагогические условия.

Показателем готовности младших школьников к проектной деятельности выступает:

- коммуникативный (умение спрашивать, умение управлять голосом, умение выражать свою точку зрения, умение договариваться);

- интеллектуальный (развитие аналитико-синтетических действий; сформированность алгоритма сравнительного анализа; умения вычленять существенный признак, соотносить данные, составляющие условие задачи; возможность выделять общий способ действий);

Однако, без сомнения, в ходе проектной деятельности возникают определенные проблемы

Самая большая проблема для учителя - не превратиться в диктатора, диктующего своё мнение, или взвалить на себя всю работу, оставив детям самый минимум.

Как же мы решаем эти проблемы?

· Чётко определяю объём и временные рамки проекта, не "давлю" на обучающихся, проекты провожу не часто. Использую групповые формы работы (на мой взгляд, это самая оптимальная форма работы для обучающихся начальных классов).

· Анализирую причины неудач вместе с детьми.

· Оказываю помощь в работе с компьютером, помогаю с оформлением работы.

· Предоставляю группам обучающихся возможность работать самостоятельно, при необходимости выступаю в роли старшего друга, соратника, консультанта.

· Привлекаю для работы над проектом родителей.

Родители должны всячески стимулировать детей к проектной деятельности.

Интегрированный подход к обучению, применяемый при создании нового стандарта, предполагает активное использование знаний, полученных при изучении одного предмета, на уроках по другим предметам. Например, на уроке русского языка идет работа над текстами-описаниями, эта же работа продолжается на уроке окружающего мира, например, в связи с изучением времен года. Результатом этой деятельности становится, например, фоторепортаж, описывающий картины природы, природные явления и т.п.

Приведу примеры взаимосвязанных учебных заданий, в процессе выполнения которых, ученики работают с информацией, усваивают содержание темы и у них формируются личностные, метапредметные и предметные умения.

Это учебное задание, которое стимулирует интерес учащихся к изучению новой темы, посредством специально сформулированной учителем ситуации.

При составлении ситуативного задания следует учитывать возрастные особенности школьника.

-Встретились на лесной полянке два гнома. Они очень гордились тем, учатся в лесной школе и уже умеют писать слова. И решили они написать на березовом листике письмо Белоснежке. Но ее имя оказалось таким длинным, что не поместилось на одной строчке. И гномы разделили слова на части и перенесли их.

Вот что у них получилось. Гномы сравнили свои листики и заспорили - кто же из них прав?

Ребята, как вы думаете, кто из гномов прав? (Дети высказывают различные мнения, но к общему ответу прийти не могут).

- А вы хотите узнать, кто из гномов прав и помочь разрешить спор? Что для этого нужно? (Нужно узнать правило переноса слов)

Результатом этого этапа является самоопределение школьников, основанное на желании осваивать учебный материал, на осознании потребности его изучения, что и формирует регулятивные умения.

Ситуативные задания учитель ставит так, чтобы у ребят не хватило знаний для решения данной проблемы. Им приходиться эти знания самостоятельно добывать из различных источников. Это могут быть словари, интернет, справочники, но чаще всего это учебник, там ребята учатся находить учебную информацию и работать с ней.

Объясни, докажи, что в стихотворении встречаются омонимы.

« Я вспоминал о том счастливом дне,

На данном этапе работа проходит в парах, а это развитие коммуникативных действий младших школьников.

Найди спрятанную шутку.

Спиши текст и подчеркни омонимы.

Этап интеллектуально - преобразовательной деятельности предполагает использование школьниками приобретенных знаний и умений темы для выполнения вариантов ситуативного задания. Учащиеся выбирают вариант задания, способ деятельности и выполняют задания на основе полученных знаний. Результатом этапа является выполнение ситуативного задания.

Вспомни правило, чем отличается разделительный Ь от Ь - показателя мягкости. Запиши данные слова в 2 столбика:

день, коньки, семья, угольки, колья, скамья, роль. Софья, Машенька, пень, ручьи. Импровизационный вариант

Отгадай загадки и запиши отгадки в 2 столбика: Ь - показатель мягкости, Ь - разделительный.

Соловьи, лень, коньки, друзья, , печка.

-Какое слово было лишним, почему?

Запиши 5 слов с Ь - показателем мягкости

и 5 слов с разделительным Ь.

На данном этапе формируются метапредметные умения, то есть школьники учатся: -выбирать вариант выполнения задания;

- использовать приобретенные знания;

- выполнять учебное задание в соответствии с планом;

- адекватно использовать речевые средства для представления результата деятельности;

- корректировать результаты деятельности — вносить необходимые дополнения, исправления;

- оценивать результаты выполненного задания.

На данном этапе полученный результат соотносится с поставленной деятельностью и проводится самоанализ и самооценка собственной деятельности по выполнению ситуативного задания в рамках изучаемой темы.

1. Задание на самоанализ. Закончи предложение.

Для меня важно узнать, что такое омонимы, потому что

Чтобы правильно находить омонимы нужно

2. Задание на самооценку.

Я доволен(недоволен) своей ролью в обсуждении, потому что .

В своем выступлении я поделюсь опытом своей работы по оценке сформированности предметных и метапредметных достижений обучающихся.

Целью мониторинга можно считать: получение объективной информации о состоянии и динамике уровня сформированности предметных и универсальных учебных действий у младших школьников в условиях реализации федеральных государственных стандартов НОО.

Какие бывают таблицы образовательных результатов?

Бывают таблицы ПРЕДМЕТНЫХ результатов: Литературное чтение (1-4 кл.), Русский язык (1-4 кл.), Математика (1-4 кл.), Окружающий мир (1-4 кл,), Технология (1-4 кл.), Изобразительное искусство (1-4 кл.) т.е. по всем предметам инвариантной части учебного плана

Мы составляем таблицы трех основных учебных предметов( русский язык, математика, окружающий мир).т.к. только осваиваем систему оценки.

Также таблицы МЕТАПРЕДМЕТНЫХ результатов: Регулятивные универсальные учебные действия (1 кл., 2 кл., 3-4 кл.), Познавательные универсальные учебные действия (1 кл., 2 кл., 3-4 кл.), Коммуникативные универсальные учебные действия (1-2 кл., 3-4 кл.).

Таблицы образовательных результатов у нас размещаются в портфолио учащегося.

Они необходим для фиксации и хранения информации о динамике развития ученика, которая не может быть отображена в официальном классном журнале.

Когда заполняются таблицы образовательных результатов?

Мы заполняем эти таблицы ОР после выполнения учеником предметных контрольных работ( один раз в четверть – обязательно)

– метапредметных и личностных диагностических работ (один раз в год – обязательно)

Как заполняются таблицы образовательных результатов?

Заложенные в Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения основы формирования универсальных учебных действий подчёркивают ценность современного образования - школа должна побуждать молодёжь принимать активную гражданскую позицию, усиливать личностное развитие и безопасную социальную включённость в жизнь общества. Появление стандарта второго поколения обусловлено требованиями времени, новыми целями, которые общество ставит перед образованием. Можно с уверенностью сказать, что мы, учителя начальных классов, планируем в дальнейшем совершенствовать свою деятельность с учетом особенностей стандарта второго поколения.

Обучение грамоте и пропедевтический курс русского языка обеспечиваются:

-комплектом наглядных пособий;

- методическим пособием для учителя «Уроки обучения грамоте по

Обучение русскому языку обеспечивается учебниками и пособиями:

Справочный блок программы.

Проектирование основной образовательной программы образовательного учреждения Москва Академкнига/Учебник 2011

Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли/Под ред. А.Г. Асмолова.-М.: Просвещение, 2010

Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе/ Под ред. Г.С. Ковалёвой, О.Б. Логиновой. -М.: Просвещение 2010

Чуракова И.Г. Технология и аспектный анализ современного урока в начальной школе.- М.:Академкнига/Учебник, 2010

Федеральный государственный стандарт начального общего образования/ Министерство образования и науки Российской Федерации. М.: Просвещение, 2010

Программа по математике

В процессе изучения математики осуществляется знакомство с математическим языком, формируются речевые умения: дети учатся высказывать суждения с использованием математических терминов и понятий, формулировать вопросы и ответы в ходе выполнения задания, доказательства верности или неверности выполненного действия, обосновывают этапы решения учебной задачи. Работая в соответствии с инструкциями к заданиям учебника, дети учатся работать в парах, выполняя заданные в учебнике проекты в малых группах. Умение достигать результата, используя общие интеллектуальные усилия и практические действия, является важнейшим умением для современного человека.

В то же время в начальной школе этот предмет является основой развития у учащихся познавательных действий, в первую очередь логических, включая и знаково-символические, а также таких, как планирование (цепочки действий по задачам), систематизация и структурирование знаний, преобразование информации, моделирование, дифференциация существенных и несущественных условий, аксиоматика, формирование элементов системного мышления, выработка вычислительных навыков. Особое значение имеет математика для формирования общего приема решения задач как универсального учебного действия. Таким образом, математика является эффективным средством развития личности школьника. Информатика, информационные и коммуникационные технологии оказывают существенное влияние на мировоззрение и стиль жизни современного человека. Общество, в котором решающую роль играют информационные процессы, свойства информации, информационные и коммуникационные технологии, – реальность настоящего времени.

Умение использовать информационные и коммуникационные технологии в качестве инструмента в профессиональной деятельности, обучении и повседневной жизни во многом определяет успешность современного человека. Особую актуальность для школы имеет информационно-технологическая компетентность учащихся в применении к образовательному процессу. С другой стороны, развитие информационно-коммуникационных технологий и стремление использовать ИКТ для максимально возможной автоматизации своей профессиональной деятельности неразрывно связано с информационным моделированием объектов и процессов.

Модифицированная программа содержит следующие отличия:

В основе методического аппарата курса лежит проблемно-диалогическая технология, технология правильного типа читательской деятельности и технология оценивания достижений, позволяющие формировать у учащихся умение обучаться с высокой степенью самостоятельности. При этом в первом классе проблемная ситуация естественным образом строится на дидактической игре.

Похожие документы:

. основной образовательной программы. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Планируемые результаты освоения основной образователь­ной программы начального общего образования .

Основная образовательная программа начального общего образования Муниципального казенного образовательного учреждения Северного района Новосибирской области Останинская основная общеобразовательная школа

. дошкольного к начальному общему образованию. Общеобразовательная программа начального общего образования нацелена на ценностные ориентиры (сформулированы в ФГОС и примерной основной образовательной программы начального общего образования). К ним .

Основная образовательная программа начального общего образования моу большемикушкинской средней общеобразовательной школы

. Примерной основной образовательной программы начального общего образования в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к структуре основной образовательной программы, определяет .

Основная образовательная программа начального общего образования муниципального общеобразовательного

. объёме основной образовательной программы начального общего образования Управляющий Совет образовательного учреждения Определение цели основной образовательной программы начального общего образования, учитывающей специфику образовательного учреждения .

Программа начального общего образования начальная

Читайте также: