Предметные методические объединения единый методический день в доу содержание

Обновлено: 05.07.2024

Структура и формы организации методической работы в условиях модернизации образовательного процесса в ДОУ.

Опыт работы

I. Актуальность …. …. 3

II. Цели и задачи…. 4

IV. Формы методической работы…. 10

V. Модернизация структуры управления ДОУ…. 13

VI. Заключение …. 16

VII. Литература …. 17

VIII. Приложение …18

Модернизация воспитательно-образовательного процесса через создание модели инновационной деятельности определяется основными направлениями, которые открывают дорогу к цели, наполняют ее содержанием. В основные направления инновационной деятельности входит: модернизация структуры управления ДОУ, интеграция деятельности специалистов в организации новых форм работы, работа ДОУ в экспериментальном режиме, профессионально-личностное развитие педагогов, развитие форм социального партнерства.

Работа нашего муниципального дошкольного образовательного учреждения в условиях модернизации образования и работы в инновационном режиме потребовала новых подходов к организации методической работы для создания такой образовательной среды, в которой полностью реализуется творческий потенциал каждого педагога, всего педагогического коллектива. Главным принципом методической работы является системный подход к ее организации.

Современное дошкольное образование характеризуется интенсивным развитием инновационных процессов. В условиях модернизации системы Российского образования ориентирами становятся доступность, качество, эффективность, и вместе с этим происходит смена требований к ДОУ:

- удовлетворение потребностей родителей в новых формах обслуживания детей дошкольного возраста;

- предоставление широкого спектра образовательных услуг с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка;

- организация своевременной коррекционной помощи детям-дошкольникам;

- обеспечение равных стартовых возможностей детям предшкольного возраста…

II. Цели и задачи

Цели и задачи методической работы в нашем ДОУ это :

1. Реализация государственной образовательной политики в рамках образовательного процесса.

2. Создание совокупности условий для эффективного развития ДОУ.

3. Совершенствование качественного воспитательно-образовательного процесса, его постоянное саморазвитие на основе организации и координации методического обеспечения в целом и повышение педагогического мастерства каждого педагога.

4. Развитие творческих способностей педагогов, в формировании их потребностей к постоянному самосовершенствованию.

5. Обеспечение качества образовательных услуг в детском саду.

6. Обеспечение информационного сопровождения образовательного процесса в ДОУ.

Как и любое образовательное учреждение, мы прошли следующие этапы: становление, функционирование и развитие.

На первом этапе работа методической службы была направлена на создание целостного педагогического коллектива, выбор оптимальных технологий для организации педагогического процесса.

На втором этапе коррекцию педагогического процесса в процессе реали-зации общеобразовательной программы ДОУ. Если же коллектив ДОУ переходит на работу в инновационном режиме, то это предполагает создание новой модели методической работы, обеспечивающей переход ДОУ из режима функционирования в режим развития.

Методическая работа направлена на :

• организацию образовательного процесса на основе современных научных подходов с использованием новым методов, способов, технологий;

• повышение профессиональной компетенции сотрудников ДОУ;

• обеспечение педагогам необходимой информации об основных направлениях развития образования;

• научно — методическое обеспечение содержания образования;

• объединение усилий педагогов и родителей по развитию личности ре-бенка;

• мониторинг результатов педагогического процесса.

Такая оптимальная организация педагогического процесса гарантирует компетентность педагогов, комфортность и эмоциональность пребывания ребенку в ДОУ и методическую помощь родителям в семейном воспитании при условии компетентного управления и действенности работы с педагогическим коллективом.

Методическая работа в ДОУ строится на основе анализа достигнутых результатов образовательного процесса, уровня педагогического мастерства и квалификации педагогов. Ежегодно в конце учебного года проводится анализ профессиональной деятельности, который основывается на самооценке, самоанализе педагогов и анализе педагогической деятельности родителями и администрацией. При этом выявляются реальные затруднения, нерешенные проблемы, намечаются перспективы. Такой подход к работе позволяет легче проводить анализ выполнения годовых задач, планировать работу ДОУ на следующий учебный год, находить новые эффективные формы работы с детьми, объективно отследить возможные расхождения, изменения, провести анализ и определить дальнейшие тенденции, осуществить необходимую коррекцию.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, принятом 14 ноября 2013 года, одной из ведущих целей является обеспечение государством равных возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования.

Понимая важность обозначенной проблемы и определяя цель дальнейшего развития детского сада – модернизация воспитательно-образовательного процесса через создание модели инновационной деятельности – основным приоритетом является воспитательный аспект. И поэтому из решающих условий модернизации образования, повышения его качества является обеспечение образовательного процесса педагогическими кадрами.

Современному дошкольному образовательному учреждению нужен образованный специалист :

• обладающий высоким творческим потенциалом,

• владеющий гибкостью педагогического мышления;

• постоянно развивающаяся конкурентоспособная личность, стабильно добивающаяся высоких результатов в своей профессиональной деятельности - это те качества, которые характеризуют педагогическую компетентность.

Основу развития профессионального взаимодействия составляет гуманно-личностный подход, который способствует развитию сотрудничества и равноправия во взаимоотношениях. Выбор такого подхода при организации воспитательно-образовательного процесса означает :

• создание в образовательном сообществе гуманистических взаимоотношений;

• признание того, что ребенок обладает определенными правами, которые священны для педагога;

Так, целенаправленная работа способствует профессиональному развитию и саморазвитию педагогов, что влияет на качество воспитательно-образовательного процесса в ДОУ.

Наш коллектив имеет хороший педагогический потенциал. В минувшем году на аттестацию на высшую квалификационную категорию было подано 3 заявление. Педагоги прошил аттестацию успешно. На сегодняшний день в детском саду имеют первую и высшую квалификационную категорию 70% педагогов. В целом это хороший показатель профессионального уровня педагогического коллектива детского сада и хороший показатель профессионального роста педагогов.

Центром всей методической работы ДОУ является методический кабинет.

Ему принадлежит ведущая роль в оказании педагогам помощи в организации образовательного процесса, обеспечении их непрерывного саморазвития, обобщении передового педагогического опыта, повышении компетентности родителей в вопросах воспитания и обучения детей.

В методическом кабинете нашего учреждения постоянно действуют выставки:

• методической литературы по образовательным областям;

В методическом кабинете также представлены материалы, отражающие мастерство педагогов:

• материалы семинаров-практикумов, педсоветов, консультаций;

• план – график повышения квалификации педагогов;

• план аттестации педагогических кадров;

• материалы авторских разработок и конкурсных работ;

• передовой педагогический опыт.

• план проведения Недели педагогического мастерства

Одно из главных направлений методической работы - обеспечение ин-формационного сопровождения образовательного процесса - строится на основе результатов мониторинга профессиональных потребностей педагогов ДОУ.

Любая работа методического кабинета тесно связана с работой Совета педагогов. Именно на заседаниях педагогических советов рассматривались теоретические аспекты работы образовательной организации; обсуждались практические действия в отношении всех участников в образовательного процесса (работа с педагогами, с родителями, с детьми, с обслуживающим персоналом, со школой, с социумом). И как результат работы качество образовательных услуг.

IV. Формы методической работы.

• дни открытых дверей;

• работа педагогов над темами самообразования;

• открытые мероприятия и их анализ;

• участие в профессиональных и творческих конкурсах;

• организация курсовой и консультативной подготовки педагогов;

• методическое электронное портфолио педагогов;

• открытый показ результатов деятельности детей с последующим обсуждением педагогической общественностью.

В свою очередь они делятся на индивидуальные и коллективные.

Зарекомендовала себя и такая форма как индивидуальные и групповые консультации по заявкам отдельных педагогов. Это, несомненно, обеспечивает индивидуальный подход к обучению педагогических кадров и создает необходимые педагогические условия непрерывного образования воспитателей.

Более опытные педагоги работают в творческих группах. На данный момент педагоги нашего ДОУ работают над общеобразовательной программой по ФГОС ДО.

Важнейшей функцией методической работы является изучение и внедрение опыта педагога, который является основой его педагогического мастерства, образцом педагогической деятельности, отвечающей современным запро-сам, открывает возможность постоянного совершенствования.

Основным механизмом оптимизации развития системы дошкольного образования являются поиск и освоение инноваций, способствующих качественным изменениям в деятельности ДОУ.

Модернизация требует создания и развития различных направлений повышения профессиональной компетентности педагогических работников дошкольного образовательного учреждения, предполагает овладение педагогами инновационных ДОУ новым содержанием профессионально-педагогической деятельности, их готовность внедрять инновации, которые востребованы новой образовательной ситуацией. И перед нашим коллективом стоит задача поиска и внедрения новых форм работы.

Деятельность коллектива определяется основными направлениями, которые открывают дорогу к цели, наполняют ее содержанием.

V. Модернизация структуры управления ДОУ.

В условиях модернизации образования важным становится организовать грамотное методическое сопровождение педагогов, содействие росту квалификационного потенциала.

Высокий профессиональный, квалификационный уровень, творческий потенциал коллектива позволили повысить качество воспитательно-образовательного процесса за счет введения в структуру управления ДОУ научно-методической службы. Она помогает в ведении в практику работы ДОУ инновационных технологий, обобщении и распространении передового педагогического опыта, методических разработок.

В условиях реализации намеченного курса предстоит модернизация микросреды образовательного пространства за счет установления тесного взаимодействия детского сада и общественности.

Интеграция деятельности специалистов в организации новых форм работы. Ни для кого не станет открытием тот факт, что для Российского образования наступило время эксперимента, неразрывно связанное с модернизацией образования. Работа ДОУ в экспериментальном режиме обусловливает систематическое совершенствование содержания и методов воспитания и обучения дошкольников, повышение квалификации педагогов.

На сегодняшний день одной из основных задач образования в рамках модернизации наших педагогов является формирование научно-исследовательской компетенции педагогов, умение создавать свою систему деятельности, т. е. наступает время эксперимента! У каждого воспитателя нашего ДОУ есть план саморазвития, где одной из форм достижения результата является экспериментальная деятельность.

Основными задачами нашего ДОУ на данный период являются:

I. Обеспечение методического сопровождения образовательного процесса в условиях внедрения федеральных государственных стандартов дошкольного образования через :

• Разработку рабочих программ педагогов;

• Работу методических объединений педагогов, мастер – классов, фестивалей педагогического мастерства;

• Проектную деятельность с детьми

II. Разработка нормативно-правового обеспечения функционирования в ДОУ групп комбинированной направленности.

III. Систематизация работы по укреплению здоровьесберегающего пространства в ДОУ.

IV. Продолжить разработку нормативно-правовой основы для внедрения платных образовательных услуг.

V. Построить и апробировать систему методической работы в ДОУ, а также систему работы с родителями в соответствии с ФГОС ДО.

VI. Повысить результативность образовательного процесса и уровень профессиональной подготовки воспитателей к реализации ФГОС.

Истинная оценка эффективности методической работы дается по конеч-ному результату, а не по числу разнообразно проведенных мероприятий.

Сюда входят такие формы работы :

• Диагностика успешности воспитателя,

• диагностика профессиональной подготовки,

• листок самооценки педагога,

• карта профессиональной деятельности педагога.

Оптимальность системы методической работы можно определить по ре-альным показателям конечного результата.

Общими критериями являются:

• критерий результативности; достигается, если уровни развития детей за отведенное время соответствуют оптимальному уровню, или приближаются к нему без перегрузки воспитанников;

• критерий рациональных затрат времени, экономичности рациональных затрат времени, когда рост мастерства воспитателей происходит при разумных затратах времени и усилий на методическую работу и самообразование без перегрузки педагогов этими видами деятельности;

• критерий роста удовлетворенности педагогов своим трудом;

Стимулирующая роль методической работы :

• в коллективе улучшается психологический климат,

• растет творческая активность педагогов,

• их удовлетворенность результатами своего труда.

Методическая работа подразумевает не только обучение педагогов, но и развитие у них таких качеств, как гуманизм, педагогический оптимизм, принципиальность, доброта, душевная щедрость, консолидацию по сплочению педагогического коллектива, превращению его в коллектив единомышлен-ников, выработку единого педагогического кредо.

Перспективы методической работы :

• Продолжать методическое сопровождение педагогических работников в условиях внедрения ФГОС.

• Постоянное совершенствование педагогических знаний современными методиками и технологиями.

• Содействовать распространению методического опыта педагогов.

• Повышение процента аттестующихся педагогов на высшую квалификационную категорию

Отсюда методическую работу можно представить в виде целостной, системной деятельности, основанной на достижениях науки и практики, направленной на всестороннее развитие творческого потенциала и повышение профессиональной компетентности педагога. Конечным итогом этой деятельности является качество, эффективность и результативность организации воспитательно-образовательного процесса и рост уровня развития детей дошкольного возраста. Деятельность ДОУ находится в прямой зависимости от кадрового потенциала, поэтому возрастает значимость методической работы, которая и создает условия для роста и развития профессиональной компетентности каждого педагога и всего педагогического коллектива в целом.

Таким образом, осуществление модели инновационной деятельности позволит реализовать направления, заложенные в концепции развития ДОУ и модернизации образования нашего ДОУ :

• обновление содержания образования;

• усиление воспитательного потенциала и гуманистических подходов в воспитательной деятельности.

• Майер А. А. Практические материалы по освоению содержания ФГОС в дошкольной образовательной организации. М: Педагогическое общество России 2014.

• Погребняк Л. П. Правовое обеспечение реализации ФГОС ДО. М: Педагогическое общество России 2014.

• Погребняк Л. П. Правовой статус участников образовательных отношений. - М: Педагогическое общество России 2014.

• Тимофеева Л. Л. Повышение профессиональной компетентности педагога дошкольного образования. - М: Педагогическое общество России 2014.

Изменение образовательного процесса в ДОУ в условиях введения ФГОС ФГОС ДО представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию Стандарт направлен на достижение следующих целей:.

Формы и методы работы с родителями в условиях введения ФГОС дошкольного образования

Формы и методы работы с родителями в условиях введения ФГОС дошкольного образования В статье №18 "Закона об образовании" говорится о том, что: "Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы.

Игровой досуг, как особая форма организации образовательного процесса. Лето – пора отпусков, но не все дети летом уезжают в отпуск, большинство остается и продолжает посещать детский сад. Лето считается порой.

Опыт планирования работы и адаптирования образовательного процесса в начальной школе для учащихся с РАС

Опыт планирования работы и адаптирования образовательного процесса в начальной школе для учащихся с РАС Важнейшими компетенциями педагога, реализующего инклюзивную практику, являются умение планировать и адаптировать образовательный процесс,.

Проект по организации образовательного процесса с использованием эффективных современных технологий Проект по организации образовательного процесса с использованием эффективных современных технологий, обеспечивающих высокий уровень языковой.

Экскурсия, как форма организации образовательного процесса в специальной (коррекционной) образовательной школе В специальной (коррекционной) школе VIII вида используются различные формы организации обучения: уроки, учебные экскурсии, дополнительные.

Формы организации методической работы в ДОУ изменяются, обновляются в зависимости от многих факторов. Основными факторами являются следующие:

· государственная политика в сфере образования, законодательные акты и документы;

· уровень педагогической культуры учителей, их методическая грамотность, выявленная в процессе диагностических измерений личностных и профессионально-деятельностных показателей;

· морально-психологический климат в коллективе ДОУ, материально-технические возможности организации методической работы;

· наличие внутреннего педагогического опыта, инновационная открытость и активность учителей, уровень профессиональной готовности руководителей школы к осуществлению методической работы;

· конкретная ситуация в коллективе ДОУ, в отношениях между воспитателями, воспитателями и детьми, воспитателями и руководителями.

ВложениеРазмер
formy_organizacii.doc 58.5 КБ

Предварительный просмотр:

Основные формы организации методической работы в дошкольном учреждении

Формы организации методической работы в ДОУ изменяются, обновляются в зависимости от многих факторов. Основными факторами являются следующие:

· государственная политика в сфере образования, законодательные акты и документы;

· уровень педагогической культуры учителей, их методическая грамотность, выявленная в процессе диагностических измерений личностных и профессионально-деятельностных показателей;

· морально-психологический климат в коллективе ДОУ, материально-технические возможности организации методической работы;

· наличие внутреннего педагогического опыта, инновационная открытость и активность учителей, уровень профессиональной готовности руководителей школы к осуществлению методической работы;

· конкретная ситуация в коллективе ДОУ, в отношениях между воспитателями, воспитателями и детьми, воспитателями и руководителями.

В Центре развития ребенка – детский сад №387 Московского района города Казани создан организационный координационный орган методической работы - методический совет. В отличие от совета ДОУ, педагогического совета методический совет имеет одну-единственную функцию - повышение научно-методического уровня педагогической деятельности каждого воспитателя. Эффективность работы зависит как минимум от двух обстоятельств: кто руководит советом и каков состав его членов. В методический совет входят наиболее опытные воспитатели, представляющие различные ступени образования. Руководит работой методического совета старший воспитатель.

Методический совет ДОУ определяет тактику и стратегию совершенствования педагогической квалификации воспитателей. Он определяет вопросы для рассмотрения на объединениях, комиссиях; разрабатывает и обсуждает программы семинаров, практикумов, лекториев; разрабатывает программу методической работы в ДОУ. Таким образом, методический совет - это проявление коллегиальности и делегирования полномочий в такой сложной сфере управленческой деятельности, какой является повышение профессионально-педагогической культуры каждого воспитателя дошкольного учреждения.

Наиболее распространенной формой методической работы в Центре развития ребенка является предметное методическое объединение воспитателей.

Содержание работы методических объединений многообразно. Они рассматривают вопросы по повышению уровня воспитательно-образовательной работы и качества знаний детей, организации обмена опытом, внедрения передового педагогического опыта и достижений педагогической науки, обсуждают инновационные направления в работе с детьми дошкольного возраста, планируют пути повышения качества основных направлений развития детей. В методических объединениях обсуждают экспериментальные варианты рабочих образовательных программ, рассматривают результаты работы по ним. Члены методобъединений разрабатывают и апробируют обучающие и контролирующие компьютерные программы, оценивают их эффективность и результативность. Содержание работы объединений включает проектирование проведения мониторинга, обсуждение результатов.

Работа методического объединения проводится по специальному плану, в котором дается общая характеристика педагогической деятельности воспитателей данного направления, качества воспитанников. В плане формируются цели и задачи на новый учебный год, определяются основные организационно-педагогические мероприятия (оформление группы, экспертиза дидактического материала, утверждение форм и сроков проведения мониторинга др.), определяются тематика и время проведения научно-методических докладов, открытых мероприятий.

Одной из эффективных форм методической работы является проведение единого методического дня в МАДОУ, который проводится для всех педагогических работников и служит в определенной мере промежуточным подведением итогов методической работы. Темы единых методических дней заранее доводятся до сведения воспитателей. В канун проведения единого методического дня по необходимости выпускается специальный тематический педагогический бюллетень, оформляются выставки методических разработок, творческих работ воспитателей и детей, новой психолого-педагогической литературы.

Содержание работы единого методического дня включает: проведение открытых занятий, их развернутый анализ и обсуждение, обзор новой методической литературы, подведение итогов методического дня в форме заседания круглого стола или пресс-конференции с выступлениями отдельных воспитателей об итогах работы над методическими темами, выступлениями заведующей, старшего воспитателя с общей оценкой и анализом проведения единого методического дня.

Проблемные семинары и практикумы сориентированы на обеспечение единства теоретической и практической подготовки воспитателя. Занятия на семинарах и практикумах стимулируют самообразовательную деятельность воспитателей, вводят их в круг педагогических инноваций, способствуют формированию объективной оценки их значимости, места и роли в дидактических системах. Содержанием работы проблемных семинаров становятся современные педагогические теории. Их обсуждение способствует самообразовательной работе воспитателя.

Все более активные формы проведения практических мероприятий в системе методической работы приобретают деловые, ролевые игры, игры-практикумы, организационно-деятельностные игры, различного рода тренинги. Бесспорное достоинство таких форм состоит в вариативности проигрываемых ситуаций, моделировании ситуаций, максимально приближенных к реальной практике, возможности коллективного обсуждения актуальных проблем и др.

Детский сад передового опыта как форма методической работы реализует в основном цели и задачи индивидуального и коллективного наставничества. Традиция наставничества в современных дошкольных учреждениях имеет давнюю историю. Она приобретает более целенаправленный и планомерный характер передового опыта в рамках МАДОУ. Основное назначение детского сада передового опыта состоит в работе опытного воспитателя, руководителя с двумя-тремя воспитателями, работающими над одной темой, которые нуждаются в методической помощи. Формирование в данном направлении проходит на добровольных началах.

Изучение опыта работы воспитателей свидетельствует о том, что одной из причин недостаточного проявления педагогического творчества и инициативы является резкий переход от активной теоретической деятельности будущих воспитателей в период обучения к чисто практической деятельности в первые годы работы в МАДОУ.

В том случае, если проблемная группа занята разработкой и внедрением собственной концепции или методической находки, она проводит опытно-экспериментальную работу в соответствии с основными признаками научно-исследовательской работы: обоснованием проблемы и темы исследования, формулировкой гипотезы, определением основных этапов и предполагаемых промежуточных результатов, выбором методов исследования, определением контрольных и экспериментальных групп. Такая работа, как правило, проводится под научным руководством преподавателей педагогических учебных заведений, преподавателей курсов повышения квалификации. При внимательном, заинтересованном отношении к деятельности проблемных групп со стороны руководства дошкольного учреждения они могут сделать многое в формировании инновационной атмосферы в педагогическом коллективе.

Коллективная исследовательская тема может планироваться на пять лет, в этом случае формулируются цели и задачи на каждый год, определяются объемы и содержание работы для каждого звена в системе методической работы (предметно-методического объединения, предметных комиссий, проблемных групп), намечаются сроки исполнения промежуточных этапов, разрабатываются формы отчетов и представления результатов. Каждый промежуточный этап завершается формой отчета и подведения итогов - научно-практической конференцией, педагогическими чтениями, семинаром, педагогическим или методическим советом.

Анализ воспитательно-образовательной работы показал, что при организации методической работы большую помощь старшему воспитателю оказывают заведующие, воспитатели с высшей квалификационной категорией и другие члены коллектива. Помощь оказывается в основном при организации самосовершенствования по специальности в пределах конкретного дошкольного учреждения (консультации, семинары, коллективные наблюдения и пр.), при оформлении стендов и выставок, при изготовлении схем, рисунков, новых обучающих средств.

В организации методической работы нет и не может быть деления форм на новые и старые, современные и несовременные, так как их эффект зависит от индивидуальных, групповых или коллективных потребностей и возможностей. Такой подход предохраняет как от рассчитанного на внешний эффект конъюнктурного формотворчества, так и от неверия в новое.

Совершенствование методической работы и улучшения её в условиях новой системы обучения и воспитания состоит в построении целостной системы мер и действий, направленных на овладение педагогами технологией развивающего обучения. Такой подход предполагает выделение и анализ всех компонентов методической работы в МАДОУ, связей между ними, структуры системы, ее функций, происходящих в ней процессов управления и самоуправления.

Реализация основных направлений и задач потребовала четкого распределения обязанностей руководителей методической службы, подключения инициативных, творческих педагогов к реализации программы.

Она строится с учетом всех взаимосвязанных элементов: программирование (за основу берется опытно - экспериментальная программа центра) - планирование - организация - регулирование - контроль - анализ - стимулирование - коррекция. Руководство МАДОУ рассматривает методическую работу как важный фактор управления учебно-воспитательным процессом.

Ценность этого фактора состоит в том, что он работает не на уровне сиюминутных управленческих команд, а через качественное совершенствование подготовки воспитателей в процессе методической работы в методических группах, в ходе собственной исследовательской деятельности. Планирование, учитывающее задачи, стоящие перед коллективом, потребности, успех и затруднения каждого воспитателя, осуществляется как процесс активизирующий все виды и формы методической работы.

В целях повышения профессионального мастерства воспитателей, при планировании методической работы учитывается количественный и качественный состав, результаты изучения деятельности, качественный анализ результатов работы МАДОУ, традиции, особенности конкретной ситуации, наличие времени для осуществления намеченной работы, материальные условия и реальные возможности МАДОУ. Планирование является творчеством всего коллектива, а не только руководства.

Каждый воспитатель осуществляет самоанализ достижений и неудач, формулирует встретившиеся в процессе работы затруднения. Методобъединения обобщают этот материал, передают его в рабочие группы по разработке плана воспитательно-образовательной работы МАДОУ. Формированию рефлексивного отношения воспитателей к своей работе на каждом этапе: анализе, планировании, реализации поставленных задач, способствует благоприятный психологический климат. Его создание осуществляется благодаря осознанию значимости своего труда каждым воспитателем Центра развития ребенка, активному участию членов коллектива в управлении, моральным и материальным поощрениям. Организация деятельности методического совета дошкольного учреждения, методических объединений, творческих, проблемных групп - одно из направлений работы, где особое внимание уделено контролю, анализу, коррекции и стимулированию в управлении методической работой.

Это позволяет решить следующие задачи: компенсаторные (преодоление пробелов в подготовке воспитателя), развития (качественно творческого роста) и адаптационные.

Руководство Центра развития ребенка все делает для того, чтобы каждый воспитатель четко видел дальние, средние, ближние цели своей работы, умел их формулировать, представляя образ будущего результата, выделяя средства для достижения цели.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

ПОРЯДОК ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ

ЕДИНОГО МЕТОДИЧЕСКОГО ДНЯ (ЕМД) В ДОО

Цель: распространение педагогического опыта среди педагогов ДОО

Задачи единого методического дня:

- Активизация методической работы

- Развитие творческой деятельности педагогических работников по обновлению содержания образования в соответствии требованиями ФГОС ДО

- Повышение уровня профессионального мастерства педагогов.

Этапы организации и проведения ЕДМ

I этап: подготовительный

Предоставление плана проведения единого методического дня в ДОО по форме ( Приложение 1)

Определение графика проведения ЕМД в каждом ДОО с ноября по май ( на заседании РМО ст. воспитателей)

II этап: организационно-методический

Старший воспитатель детского сада, на базе которого будет проходить ЕДМ выполняет рассылку плана всем ДОО не менее, чем за 2 недели до мероприятия.

ДОО, желающие принять участие в ЕМД не менее чем за неделю до мероприятия присылают список участников (слушателей) от своего учреждения по форме (Приложение 2)

ЕМД открывается краткой презентацией предстоящих образовательных и/или методических мероприятий (готовит старший воспитатель или руководитель).

Проведение запланированных образовательных/методических мероприятий, просмотр коллегами. Беседа по завершении мероприятия (обсуждение, ответы на вопросы, анкетирование, отзыв и т.д.)

III этап: заключительный

Педагоги, которые проводят открытые мероприятия на ЕМД, сдают в методический кабинет ДОО разработки мероприятий и самоанализ в печатном и электронном виде для оформления тематической папки в методический кабинет.

По итогам ЕМД старший воспитатель готовит справку и проект приказа об участии в ЕДМ педагогов учреждения; руководитель ходатайствует в РМК о награждении педагогов Сертификатом участника в Едином методическом дне ДОО.

На итоговом заседании РМО старших воспитателей ДОО подводятся итоги проведения Единого методического дня в ДОО.

Приказ МБДОУ №… от….

проведения единого методического дня

игрушки детский сад

Методическая работа выступает необходимой организационной основой для формирования инновационной направленности педагогической деятельности, создания в школе определенной инновационной среды.

Методическая работа может в значительной мере удовлетворить запросы воспитателей по совершенствованию научно-методической подготовки при условии принципов индивидуализации и дифференциации. Организация методической работы на дифференцированной основе обусловлена рядом объективных и субъективных предпосылок. Прежде всего, необходимостью учета жизненных и профессиональных установок, ценностных ориентаций, опыта и уровня профессионализма воспитателей. Необходим также учет особенностей мотивации воспитателей в работе по совершенствованию научно-методической подготовки, т. е. выявление мотивов, оценок, отношения к своему профессиональному росту. Важным представляется также сохранение и развитие положительного опыта ДОУ, ее традиций в деятельности методических служб. Все это является объектом управления и руководства для методиста по учебно-воспитательной работе. Традиционно этой работой в ДОУ руководит заведующая.

Управление методической работой в ДОУ может протекать эффективно, если ее задачи, содержание, организационные основы четко и ясно представляют себе не только заведующая и методист, но и воспитатель.

В общем виде задачи методической работы в детском саду можно сформулировать следующим образом:

  • формирование инновационной направленности в деятельности педагогического коллектива ДОУ, проявляющейся в систематическом изучении, обобщении и распространении педагогического опыта, в работе по внедрению достижений педагогической науки;
  • повышение уровня теоретической (предметной) и психолого-педагогической подготовки ;
  • организация работы по изучению новых образовательных программ, вариантов учебных планов, изменений в образовательных государственных стандартах;
  • обогащение новыми педагогическими технологиями, формами и методами обучения и воспитания;
  • организация работы по изучению новых нормативных документов, инструктивно-методических материалов; оказание научно-методической помощи воспитателям на диагностической индивидуализированной и дифференцированной основе;
  • оказание консультативной помощи воспитателям в организации педагогического самообразования;
  • повышение общего уровня профессионально-педагогической культуры.

Содержание методической работы воспитателя целесообразно определять через составные части профессионально-педагогической культуры как наиболее обобщенной характеристики деятельности воспитателя: общекультурную составляющую; методологическую и исследовательскую культуру; профессионально-нравственную культуру и культуру общения; дидактическую и воспитательную культуру; управленческую культуру. Содержание методической работы конкретизируется по каждому направлению формирования профессионально-педагогической культуры и может быть предметом изучения в течение длительного времени.

Участие воспитателей в методической, инновационной деятельности способствует, в конечном итоге, формированию личной педагогической системы, индивидуального стиля педагогической деятельности. Методическая работа в ДОУ позволяет разрешать проблемы по отношению к конкретной личности воспитателя, его профессиональному росту, способствует утверждению педагогических ценностей, важных как для педагогического коллектива ДОУ, так и для педагогического сообщества в целом.

Организация методической работы может существенно различаться в зависимости от типа ДОУ, его местоположения (городская или сельская), количества в нейдетей и воспитателей.

Основные формы организации методической работы в ДОУ.

Формы организации методической работы в ДОУ изменяются, обновляются в зависимости от многих факторов. Основными факторами являются следующие:

  • государственная политика в сфере образования, законодательные акты и документы;
  • уровень педагогической культуры учителей, их методическая грамотность, выявленная в процессе диагностических измерений личностных и профессионально-деятельностных показателей;
  • морально-психологический климат в коллективе ДОУ, материально-технические возможности организации методической работы;
  • наличие внутреннего педагогического опыта, инновационная открытость и активность учителей, уровень профессиональной готовности руководителей школы к осуществлению методической работы;
  • конкретная ситуация в коллективе ДОУ, в отношениях между воспитателями, воспитателями и детьми, воспитателями и руководителями.

В большинстве детских садов по инициативе руководителей или воспитателей созданы организационные координационные органы методической работы — методические советы. В отличие от совета ДОУ, педагогического совета методический совет имеет одну-единственную функцию — повышение научно-методического уровня педагогической деятельности каждого воспитателя. Эффективность работы зависит как минимум от двух обстоятельств: кто руководит советом и каков состав его членов. В методический совет входят наиболее опытные воспитатели, представляющие различные ступени образования. Это могут быть руководители различных методических формирований. Как правило, руководит работой методического совета методист.

Методический совет ДОУ определяет тактику и стратегию совершенствования педагогической квалификации воспитателей. Он определяет вопросы для рассмотрения на объединениях, комиссиях; разрабатывает и обсуждает программы семинаров, практикумов, лекториев; разрабатывает программу методической работы в ДОУ. Таким образом, методический совет — это проявление коллегиальности и делегирования полномочий в такой сложной сфере управленческой деятельности, какой является повышение профессионально-педагогической культуры каждого воспитателя ДОУ.

К числу положительно зарекомендовавших себя форм методической работы в ДОУ относятся: предметные методические объединения, единый методический день в ДОУ, проблемные семинары и практикумы, школы молодого воспитателя, школы передового опыта, индивидуальная работа с воспитателями, проведение открытых и показательных занятий, научно-педагогические конференции и педагогические чтения, ролевые, деловые и организационно-деятельностные игры, моделирование и анализ педагогических ситуаций, творческие отчеты воспитателей, педагогические консилиумы и др.

Наиболее распространенной формой методической работы в ДОУ является предметное методическое объединение воспитателей.

Содержание работы методических объединений многообразно. Они рассматривают вопросы по повышению уровня учебно-воспитательной работы и качества знаний детей, организации обмена опытом, внедрения передового педагогического опыта и достижений педагогической науки, обсуждают наиболее трудные разделы и темы новых программ. В методических объединениях обсуждают экспериментальные варианты образовательных программ, рассматривают результаты работы по ним. Члены методобъединений разрабатывают и апробируют обучающие и контролирующие компьютерные программы, оценивают их эффективность и результативность. Содержание работы объединений составляет также подготовка тематики и видов творческих, контрольных работ для проверки знаний детей, обсуждение результатов.

Работа методического объединения проводится по специальному плану, в котором дается общая характеристика педагогической деятельности воспитателей данного предмета, качества знаний учащихся. В плане формируются цели и задачи на новый учебный год, определяются основные организационно-педагогические мероприятия (оформление группы, экспертиза дидактического материала, утверждение текстов контрольных работ и др.), определяются тематика и время проведения научно-методических докладов, открытых занятий, определяются формы и сроки контроля за качеством знаний, умений и навыков детей. [10]

Одной из эффективных форм методической работы является проведение единого методического дня в ДОУ, который проводится для всех педагогических работников и служит в определенной мере промежуточным подведением итогов методической работы. Темы единых методических дней заранее доводятся до сведения воспитателей. В канун проведения единого методического дня выпускается специальный тематический педагогический бюллетень, оформляются выставки методических разработок, творческих работ воспитателей и детей, новой психолого-педагогической литературы.

Содержание работы единого методического дня включает: проведение открытых занятий, их развернутый анализ и обсуждение, обзор новой методической литературы, подведение итогов методического дня в форме заседания круглого стола или пресс-конференции с выступлениями отдельных учителей об итогах работы над методическими темами, выступлениями руководителей школы с общей оценкой и анализом проведения единого методического дня.

Проблемные семинары и практикумы сориентированы на обеспечение единства теоретической и практической подготовки воспитателя. Занятия на семинарах и практикумах стимулируют самообразовательную деятельность воспитателей, вводят их в круг педагогических инноваций, способствуют формированию объективной оценки их значимости, места и роли в дидактических системах. Содержанием работы проблемных семинаров могут стать современные педагогические теории. Их обсуждение будет во многом способствовать самообразовательной работе воспитателя.

Практические занятия в системе методической работы в последние годы приобретают все более активные формы: деловые, ролевые игры, игры-практикумы, организационно-деятельностные игры, различного рода тренинги. Бесспорное достоинство таких форм состоит в вариативности проигрываемых ситуаций, моделировании ситуаций, максимально приближенных к реальной практике, возможности коллективного обсуждения актуальных проблем и др. Однако организаторы проведения таких практикумов сталкиваются с рядом трудностей: подбор руководителей для проведения игровых форм, преодоление негативного отношения части воспитателей к участию в таких занятиях, недостаточное методическое обеспечение их проведения. Все это подчеркивает необходимость квалифицированного руководства, серьезной подготовительной работы для организации проблемных семинаров и практикумов.

Детский сад передового опыта как форма методической работы реализует в основном цели и задачи индивидуального и коллективного наставничества. Традиция наставничества в современных ДОУ имеет давнюю историю. Но оформленная в рамках ДОУ передового опыта, она приобретает более целенаправленный и планомерный характер. Основное назначение детского сада передового опыта состоит в работе опытного воспитателя, руководителя с двумя-тремя воспитателями, преподающими один предмет, которые нуждаются в методической помощи. Формирование детского сада проходит на добровольных началах.

Ценность этой работы состоит в ее двусторонней эффективности. Руководитель ДОУ, посещая занятия своих подопечных, консультируя их по вопросам планирования, методики и технологии, обсуждая теоретические проблемы образования, совершенствует и свою педагогическую систему, убеждается в правильности своих профессиональных позиций. Эффективность школы передового опыта достигается также за счет того, что воспитатели-коллеги имеют возможность непосредственно войти в творческую лабораторию воспитателя-мастера.

В структуре детского сада передового опыта как ее самостоятельное звено или как ее разновидность может быть организована работа детского сада молодого воспитателя. Начинающие воспитатели ДОУ объединяются под руководством одного опытного воспитателя или кого-либо из руководителей ДОУ. Работа проводится по специальному плану, включающему обсуждение таких вопросов, как техника и методика постановки целей занятия, особенности планирования работы воспитателя, учет уровня воспитанности коллектива и многое другое. Занятия в школе молодого воспитателя предусматривают выполнение практических заданий, связанных с разработкой вариантов технологических карт урока с использованием средств ЭВМ и информатики в учебном процессе. Общение молодых воспитателей под руководством опытных педагогов способствует развитию профессиональной устойчивости, творческой самореализации личности начинающего педагога.

Изучение опыта работы воспитателей свидетельствует о том, что одной из причин недостаточного проявления педагогического творчества и инициативы является резкий переход от активной теоретической деятельности будущих воспитателей в период обучения в вузе к чисто практической деятельности в первые годы работы в ДОУ.

Читайте также: