Предметно развивающая среда музыкального руководителя в доу для аттестации

Обновлено: 05.07.2024

Цель: повышение уровня компетентности педагогов в создании музыкальной предметно-пространственной развивающей среды в группах (мини-центров, способствующей гармоничному музыкальному развитию и саморазвитию детей с последующим ее формированием и доведением соответствия по требованиям ФГОС ДО).

Задачи:
1.Внедрить в практику новые подходы к организации музыкальной предметно-пространственной развивающей среды ДОУ, обеспечивающих полноценное музыкальное развитие дошкольников в рамках образовательной программы ДОО с учетом требований ФГОС ДО;
2.Организовать развивающую музыкальную среду, способствующей эмоциональному благополучию детей с учетом их потребностей и интересов;
3.Создать условия для обеспечения разных видов музыкальной деятельности дошкольников (игровой, двигательной, интеллектуальной, познавательной, самостоятельной, творческой, художественной, театрализованной) с учетом гендерных особенностей воспитанников;
4.Содействовать сотрудничеству детей и взрослых для создания комфортной развивающей музыкальной предметно-пространственной среды.

Всем известно и доказано учеными, что музыка обогащает духовный мир ребенка, оказывает влияние на развитие его творческих способностей. Развитие музыкальных способностей зависит от психолого-педагогических условий и, конечно, от грамотно организованной предметно-пространственной среды.
Музыкальная предметная среда в группах должна быть ориентирована на пройденный материал занятий и индивидуальные возможности детей. Ни один вид музыкальной деятельности не может полноценно развиваться на чистом вербальном уровне, вне предметно- пространственной среды.
Содержание музыкальной развивающей среды должно ориентироваться на ведущий вид деятельности дошкольников, системно усложняться по возрастам, носить проблемный характер. Все это позволяет детям, действуя со знакомыми и мало знакомыми предметами, размышлять, думать, сравнивать, моделировать и решать проблемные ситуации, творить.

Музыкальная предметно-пространственная развивающая среда в группах ДОУ организуется по трем основным блокам:
• восприятие музыки;
• воспроизведение музыки;
• музыкально-творческая деятельность.

Каждый блок, в свою очередь, предусматривает ориентацию на целостность определенного вида детской музыкальной деятельности.
Оформление музыкальных мини-центров в группах младшего дошкольного возраста имеет сюжетную основу, в старшем – дидактическую.
Структура музыкальных мини – центров оформляется в виде модулей, имеющих целостность и в то же время – трансформирующие детали, вызывающие у детей живой интерес. Музыкальная предметная среда сомасштабна глазу, действиям руки, росту ребенка.

Пособия развивающей среды добротны, эстетичны, привлекательны, просты в обращении, вызывают желание действовать с ними.

- Звучащие: гармошка, барабан, бубен, ложки, погремушки, ритмические кубики, колокольчики, поющие волчки;
- Лесенка из 3-х ступенек, ручные знаки;
- Любые игрушки (2 уточки, 2 матрешки: большая и маленькая), платочки, маски, ленточки, султанчики, элементы ряженья;
- Шумовые инструменты – баночки, варежки с пуговицами, бутылочки с разными наполнителями: горох, желуди, камушки;
- Дерево и 2 птицы (вверху и внизу).

Подготовительная группа
- Фланелеграф, ноты;
- Пособие для обучения детей умению определять форму произведения;
- Картинки для создания сюжетов к знакомым песням: для побуждения к поэтическому и песенному творчеству;
- Ребусы с названиями нот в словах;
- Рисунки с текстами потешек, на которые можно придумать песенку;
- Картинки с музыкальными жанрами (песня, танец, марш) для побуждения к песенному творчеству;
- Иллюстрации к музыкальным сказкам;
- Атрибуты к сказкам и песням для их инсценирования;
- Фонотека (записи песен в исполнении взрослых, детей, индивидуальные записи);
- СD проигрыватель;
- Альбомы с рисунками к песням, выученные с детьми в текущем году, так и в группах предыдущих возрастов;
- Альбомы с рисунками детей к полюбившимся песням;
- Сюжетные картинки, побуждающие к песенному творчеству;
- Музыкально-дидактические игры (те же, что в старшей группе, но с усложненными заданиями);
- Неозвученные инструменты: балалайки, скрипки, дудочки, саксафоны, гармошки;
- Инструменты: погремушки, ложки, барабан, бубен, металлофон, ритм. кубики, колокольчики, маракасы, кастаньеты, трещотки, ксилофон, баян, гармонь, шумовые на вешалке (см. в старшей группе);
- Лесенка 7 ступенек, ручные знаки;
- Ноты песен (крупно), нотный стан, полоски (6 маленьких и 4 больших);
- Платочки, маски, ленточки, кокошники;
- Портреты композиторов.

Данная информация о наполняемости музыкальных уголков может пригодиться музыкальным руководителям и воспитателям ДОУ.

Задача музыкального руководителя в детском саду – это развитие музыкальных способностей детей. Что же для этого нужно?

Ее задачи:

* обеспечение совместной музыкальной деятельности детей и взрослых (от компетентности, доброжелательности и заинтересованности взрослого зависит, станет ли эта среда развивающей);

* обеспечение самостоятельной (индивидуальной и совместной) деятельности детей, возникающей по их желанию и интересам;

* получение и закрепление знаний о музыке;

* развитие творческих способностей, музыкальности, любознательности, стремления к экспериментированию;

* учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.

В нашем учреждении уделяется большое внимание созданию и наполнению музыкальной предметно-развивающей среды с использованием современных инновационных подходов и принципов построения музыкально-игрового пространства. Согласно ФГОС ДО, среда должна быть: содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной, безопасной. Все эти требования учитываем при ее создании в нашем детском саду.

В музыкальном кабинете собрана библиотека:

* Картотека методической литературы:

◄ сборники сценариев праздников и развлечений;

◄ картотека художественной литературы:

◄ произведения русскогo народного фольклора (сказки, стихи, потешки, прибаутки, скороговорки, чистоговорки);

* Картотека музыкально-дидактических игр:

◄ игры для развития звуковысотного слуха,

◄ игры на развитие динамического слуха,

◄ игры на развитие тембрового слуха,

◄ игры на развитие ладогармонического слуха,

◄ игры на развитие памяти и музыкального слуха,

◄ игры для развития детского творчества.


* Картотека музыкальных игр и упражнений:

◄ русские нарoдные игры и хороводы,

◄ игры с музыкальными инструментами,

◄ игры на развитие воображения,

Методическая копилка музыкальных руководителей включает в себя богатейшую фонотеку, как классики, так и музыки современных композиторов, песен для детей; видеотеку балетов-сказок П.И.Чайковского, опер для детей, выступлений выдающихся музыкантов.

Дошколята вoспринимают окружающий мир через наглядность и эмоции, поэтому в процессе музыкальной деятельности используем самые разнообразные атрибуты, что очень важно и увлекательно для детей.

В музыкальном кабинете много атрибутов для танцевального и музыкального творчества (разноцветные платочки, шарфики, ленточки, помпоны; осенние веточки, снежинки, букетики цветов; светящиеся звездочки, волшебные палочки, фонарики и т.д.), элементы костюмов (шапочки грибов, овощей, цветов, шапочки животных и т.д.), атрибуты для инсценирования песен, творческих музыкальных этюдов и импровизаций.

Яркие, красочные атрибуты помогают наполнить содержание музыкальной деятельности детей более глубоким смыслом, поднять эмоциональный фон происходящего действия.

В нашем детском саду созданы все условия для знакомства с музыкальными инструментами и для занятий на них. В музыкальном кабинете находятся: детские пианино и синтезатор, ксилофоны диатонические и хроматические (сопрано и альт), металлофоны диатонические и хроматические (сопрано и альт), колокольчики диатонические и хроматические (сопрано и альт), арфы, гармошки, бубны, бубенцы, маракасы, треугольники, барабаны, колокольчики, набор русских народных инструментов: трещотки, коробочки, ложки, свистульки, балалайки.

Игра на музыкальных инструментах – любимый вид детской исполнительской деятельности. В процессе игры дети открывают для себя мир музыкальных звукoв, учатся различать красоту звучания различных инструментов, способность анализировать строение и содержание музыки, понимать ее язык, чувствовать настроение в музыке.

Ребята с удовольствием играют в оркестре музыкальных инструментах, исполняя музыку русских, зарубежных и современных композиторов.



Развивающая предметно-пространственная среда для театральной деятельности систематически пополняется и обновляется.

На данный момент она включает в себя:

◄ разнообразные виды театров: театр би-ба-бо, театр марионеток, театр верховых кукол, пальчиковый театр, настольный театр, театр резиновoй и мягкой игрушки, платочный театр, театр масок, театр на фланелеграфе, театр на руке, театр живой руки;

◄ большая и малая ширма для кукольного театра;

◄ ширма для теневого театра;

◄ костюмы для постановок игр-драматизаций с участием детей и взрослых;

◄ маски животных и людей;

◄ декорации к спектаклям;

◄ видеотека постановок профессиональных коллективов спектаклей для детей;

◄ фонотека театральных шумов;

◄ аудиозаписи детских спектаклей.



Не могу не сказать о важности мультимедийного оборудования в музыкальном зале. Наличие в ДОУ такого оборудования дает огромные возможности в плане интеграции образовательных областей, помогает разнообразить музыкально-дидактический материал, обогащает всю музыкальную деятельность ребенка, позволяет расширить музыкальный кругозор. Создана видеотека фильмов, презентаций, музыкальных клипов по знакомству детей с композиторами, музыкальными инструментами и произведениями; голоса птиц, музыкальные загадки и т.д.

В наш стремительный век нано-технологий дети с удовольствием играют в интерактивные музыкальные дидактические игры. С большой увлеченностью с помощью видеоигр дети моделируют, экспериментируют со звуком, ритмом, формой музыкального произведения.

Для проведения музыкальной НОД постоянно изготавливаю наглядный материал, исходя из темы недели. Для проведения интересных тематических мероприятий, стараемся придумать и сделать красочное оформление музыкального зала.

Чтобы дети были успешны во всех видах музыкальной деятельности, просто необходима еще и разнообразная музыкальная развивающая предметно-пространственная среда в каждой группе детского сада. Она ориентирована на ведущий вид деятельности дошкольников, системно усложнятся по возрастам и всегда носит проблемный характер. Все это позволяет детям размышлять, думать, сравнивать, моделировать и творить. В нашем детском саду среда всегда ориентирована на пройденный материал и индивидуальные особенности детей. Ребята с удовольствием применяют полученные на музыкальных занятиях знания и навыки в своей самостоятельной деятельности в группе. Таким образом, развивающая предметно-пространственная среда в детском саду дает возможность каждому ребенку наиболее эффективно развивать свою индивидуальность, активность, инициативность. Это основа для организации разностороннего развития каждого ребенка, создает комфортное настроение, способствует эмоциональному благополучию детей, позволяет сделать жизнь наших вoспитанников интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.

Главное требование программы к музыкальной среде - ее развивающий характер. Мы стремимся к тому, чтобы содержание музыкальной развивающей среды ориентировалось на ведущий вид деятельности дошкольников, системно усложнялось по возрастам, носило проблемный характер. Все это позволяет детям, действуя со знакомыми и малознакомыми предметами, размышлять, думать, сравнивать, моделировать и решать проблемные ситуации, творить.

Музыкальная предметно-развивающая среда в группах ДОУ организуется по трем основным блокам:

1. Восприятие музыки - пособия, помогающие воспринимать произведения для слушания, произведения, используемые в исполнительской певческой, танцевальной и музыкально-игровой деятельности, а также произведения, специально созданные для развития музыкально-сенсорного восприятия детей;

2. Воспроизведение музыки - пособия, побуждающие к певческой, к музыкально-ритмической деятельности, к игре на детских музыкальных инструментах, а также к творческой импровизации;

3. Музыкально-творческая деятельность - пособия, побуждающие к песенному, музыкально-игровому, танцевальному творчеству и импровизации на детских музыкальных инструментах.

Правильный подбор игрушек и пособий для каждой группы с учетом возрастных особенностей детей, целесообразное их размещение, периодичность внесения - это главное условие для самостоятельной музыкальной деятельности.

Основной принцип размещения - целесообразность. Каждую музыкальную игрушку, пособие должны использовать по назначению: музыкальные дидактические игры размещаются там же, где и настольно-печатные игры, игрушки инструменты (озвученные, неозвученные) - в игровом уголке, туда же целесообразно поместить игровой материал, как CD-плеер (бутафорский) с дисками, телевизором и т.д., атрибуты, шапочки маски для игр, детали костюмов - в уголке ряжений или в речевой зоне, где сосредоточены материалы для театрализованных игр. Следует определить место для детских музыкальных инструментов. Для этого можно отвести отдельный столик, место в шкафу, подвесную полку.



Основные требования к организации музыкальной предметно-развивающей среды.

Согласно ФГОС развивающая предметно-пространственная среда должна быть:

Содержание музыкальной среды отражает принцип системности в овладении музыкальной деятельностью: она должна соответствовать возрасту детей и содержанию их музыкальной деятельности, поэтому следует усложнять содержание среды по возрастным ступеням.

Подготовительная группа
-Фланелеграф, ноты.
-Пособие для обучения детей умению определять форму произведения.
-Картинки для создания сюжетов к знакомым песням: для побуждения к поэтическому и песенному творчеству.
-Ребусы с названиями нот в словах.
-Рисунки с текстами потешек, на которые можно придумать песенку.
-Картинки с музыкальными жанрами (песня, танец, марш) для побуждения к песенному творчеству.
-Иллюстрации к муз. сказкам
-Атрибуты к сказкам и песням для их инсценирования.
-Фонотека (кассеты с записями песен в исполнении взрослых, детей, индивидуальные кассеты для самостоятельной записи своего музыкального поэтического творчества)
- СD проигрыватель
-Альбомы с рисунками к песням, выученным с детьми в текущем году, так и в группах предыдущих возрастов.
-Альбомы с рисунками детей к полюбившимся песням.
-Сюжетные картинки, побуждающие к песенному творчеству.
- Музыкально-дидактические игры (те же, что в старшей группе, но с усложненными заданиями)
-Инструменты: погремушки, ложки, барабан, бубен, металлофон, ритм. кубики, колокольчики, маракасы, кастаньеты, трещотки, ксилофон, баян, гармонь, шумовые на вешалке, балалайки, скрипки, дудочки, саксофоны, гармошки. (см. в старшей группе)
-Лесенка 7 ступенек, ручные знаки
-Ноты песен (крупно), нотный стан, полоски (6 маленьких и 4 больших)
-Платочки, маски, ленточки, кокошники.
-Портреты композиторов.

Оформление музыкальной среды для детей раннего и младшего дошкольного возраста должно быть сюжетным, а для детей старшего - иметь дидактическую направленность.

Пособия должны быть добротными, эстетически привлекательными, простыми в обращении, только тогда они вызывают желание действовать с ними.

Целостность содержания музыкальной среды, объединяющей мини-центры и все те места, где может быть организован процесс музыкального воспитания, строится на следующих основах:

*Психологическая (учитываем возрастные возможности детей и ведущие виды деятельности: в раннем детстве—предметная, в дошкольном детстве—игровая).

*Эстетическая (учитываем дизайнерские требования к проектированию; все модули должны быть соразмерны росту, глазу и руке ребёнка, эстетически выдержаны).

* Педагогическая (среда создаётся для предоставления детям возможностей активной и разнообразной музыкально-творческой деятельности, поэтому она должна функционально моделировать содержание музыкально-образовательного процесса в содержании пособий, игр, предметов, модулей и т. п.)


Для того, чтобы у детей постоянно поддерживался интерес к самостоятельной музыкальной деятельности, необходимо время от времени (1раз в квартал) обновлять пособия в музыкальном уголке, вносить новое оборудование.

Для изготовления пособий мы привлекаем родителей воспитанников. Дети испытывают удовольствие от совместного с родителями творчества, приобретают уверенность в ceбe.


В соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами целью формирования музыкальной развивающей среды является развитие творческих проявлений всеми доступными, побуждающими к самовыражению средствами. Ее задачи:

 обеспечение совместной музыкальной деятельности детей и взрослых (от компетентности, доброжелательности и заинтересованности взрослого зависит, станет ли эта среда развивающей);

 обеспечение самостоятельной (индивидуальной и совместной) деятельности детей, возникающей по их желанию и интересам;

 получение и закрепление знаний о музыке;

 развитие творческих способностей, музыкальности, любознательности, стремления к экспериментированию;

 учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.

В нашем учреждении уделяется большое внимание созданию и наполнению музыкальной предметно-развивающей среды с использованием современных инновационных подходов и принципов построения музыкально-игрового пространства. Доказано, что от того, насколько комфортно и правильно организована музыкальная развивающая предметно-пространственная среда в музыкальном зале и в групповом музыкальном уголке, во многом зависят показатели личностного, умственного и музыкального развития ребенка, уровень его воспитанности, эмоциональное состояние.

Современные исследователи (Т.Н. Доронова, Н.А. Короткова, В.А. Петровский и др.) утверждают необходимость создания личностно-ориентированного взаимодействия в музыкальной развивающей среде ДОУ.

Согласно ФГОС ДО, среда должна быть: содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной, безопасной. Все эти требования были учтены при ее создании в нашем детском саду. Собрана огромная библиотека:

 картотека методической литературы:

 Сорокина Н.Ф., Миланович Л.Г. Программа «Театр-творчество-дети. -М.: МИОО, 1995.

 сборники сценариев праздников и развлечений.

 картотека художественной литературы:

 произведения русскогo народного фольклора (сказки, стихи, потешки, прибаутки, скороговорки, чистоговорки);

 серия книг по произведениям русских и советских писателей, поэтов;

 картотека периодических изданий:

 картотека музыкально-дидактических игр:

 игры для развития звуковысотного слуха,

 игры на развитие динамического слуха,

 игры на развитие тембрового слуха,

 игры на развитие ладогармонического слуха,

 игры на развитие памяти и музыкального слуха,

 игры для развития детского творчества;

 картотека музыкальных игр и упражнений:

 русские нарoдные игры и хороводы,

 игры народов мира,

 игры с музыкальными инструментами,

 игры на развитие воображения,

Методическая копилка музыкальных руководителей включает в себя богатейшую фонотеку, как классики, так и музыки современных композиторов, песен для детей; видеотеку балетов-сказок П.И.Чайковского, опер для детей, выступлений выдающихся музыкантов. А недавно, был создан мини-музей грампластинок, где дети с удовольствием слушают музыку, записанную на виниловые диски.

Дошколята вoспринимают окружающий мир через наглядность и эмоции, поэтому в процессе музыкальной деятельности используются самые разнообразные атрибуты, что очень важно и увлекательно для детей.

F:\СТАТЬЯ 105\Фото для СТАТЬИ\IMG_0289.JPG

F:\СТАТЬЯ 105\Фото для СТАТЬИ\IMG_0357.JPG

В детском саду очень много атрибутов для танцевального и музыкального творчества (разноцветные платочки, шарфики, ленточки, помпоны; осенние веточки, снежинки, букетики цветов; светящиеся звездочки, волшебные палочки, фонарики и т.д.), элементов костюмов (шапочки грибов, овощей, цветов, шапочки животных и т.д.) и атрибутов для инсценирования песен, творческих музыкальных этюдов и импровизаций. Яркие, красочные атрибуты помогают наполнить содержание музыкальной деятельности детей более глубоким смыслом, поднять эмоциональный фон происходящего действия.

Невозможно научить играть на скрипке не имея скрипки. Поэтому, в нашем детском саду созданы все условия для знакомства с музыкальными инструментами и для занятий на них. Есть в нашем саду богатейшая коллекция детских музыкальных инструментов (Орфовских инструментов): ксилофоны диатонические и хроматические (сопрано и альт), металлофоны диатонические и хроматические (сопрано и альт), колокольчики диатонические и хроматические (сопрано и альт), арфы, гармошки, бубны, румбы, бубенцы, маракасы, треугольники, тамбурины, барабаны, колокольчики, набор русских народных инструментов: трещотки, коробочки, ложки, свистульки и т.д., набор перкуссий: тон-блоки, гуиро, шейкер, кастаньеты, клавесы, тарелки.

F:\СТАТЬЯ 105\Фото для СТАТЬИ\IMG_0150.JPG

F:\СТАТЬЯ 105\Фото для СТАТЬИ\IMG_0313.JPG

Игра на музыкальных инструментах – любимый вид детской исполнительской деятельности. В процессе игры дети открывают для себя мир музыкальных звукoв, учатся различать красоту звучания различных инструментов, способность анализировать строение и содержание музыки, понимать ее язык, чувствовать настроение в музыке.

F:\СТАТЬЯ 105\Фото для СТАТЬИ\IMG_0316.JPG

Есть у нас и мини-музей музыкальных инструментов, где ребята с интересом рассматривают всевозможные детали маленьких моделей инструментов.

F:\СТАТЬЯ 105\Фото для СТАТЬИ\IMG_0330.JPG

Театрализованная деятельность в детском саду – замечательная возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитание егo творческой направленности. Она прививает интерес к литературе, театру, совершенствует артистические навыки, развивает эмоциональную сферу и приобщает к духовным ценностям. В соответствие с ФГОС, она включена в образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, музыкально-художественной и т. д.); образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов; самостоятельную деятельность детей.

Развивающая предметно-пространственная среда ДОУ для театральной деятельности систематически пополняется и обновляется. На данный момент она включает в себя:

 специальное помещение для театрализованной деятельности;

 подсобные помещения: костюмерная, гримерная;

 разнообразные виды театров: театр би-ба-бо, театр марионеток, театр ростовых кукол, театр верховых кукол, пальчиковый театр, настольный театр, театр резиновoй игрушки, театр мягкой игрушки, платочный театр, варежкин театр, театр масок, театр на фланелеграфе, театр на руке, театр из носков, театр живой руки;

 большая и малая ширма для кукольного театра;

 ширма для теневого театра;

 костюмы для постановок игр-драматизаций с участием детей и взрослых;

 маски животных и людей;

 декорации к спектаклям;

 видеотека постановок профессиональных коллективов спектаклей для детей;

 фонотека театральных шумов;

 аудиозаписи детских спектаклей.

F:\СТАТЬЯ 105\Фото для СТАТЬИ\IMG_0342.JPG

Не можем не сказать о важности мультимедийного оборудования в музыкальном зале. Наличие в ДОУ такого оборудования дает огромные возможности в плане интеграции образовательных областей, помогает разнообразить музыкально-дидактический материал, обогащает всю музыкальную деятельность ребенка, позволяет расширить музыкальный кругозор. Мы с радостью расширяем сферу воздействия музыки на ребенка и используем для оживления персонажей на экране (для элементов волшебства 8 марта оживало и разговаривало Сoлнышко, плакала и жаловалась Тучка, заколдовывала Весну Снежная Королева и т.д.). В наш стремительный век нано-технологий дети с удовольствием играют в интерактивные музыкальные дидактические игры. С большой увлеченностью с помощью видеоигр дети моделируют, экспериментируют со звуком, ритмом, формой музыкального произведения.

Чтобы дети были успешны во всех видах музыкальной деятельности, просто необходима еще и разнообразная музыкальная развивающая предметно-пространственная среда в каждой группе детского сада. Она ориентирована на ведущий вид деятельности дошкольников, системно усложнятся по возрастам и всегда носить проблемный характер. Все это позволяет детям размышлять, думать, сравнивать, моделировать и творить. В нашем детском саду среда всегда ориентирована на пройденный материал и индивидуальные особенности детей. Ребята с удовольствием применяют полученные на музыкальных занятиях знания и навыки в своей самостоятельной деятельности в группе.

Таким образом, развивающая предметно-пространственная среда в детском саду дает возможность каждому ребенку наиболее эффективно развивать свою индивидуальность, активность, инициативность. Это основа для организации разностороннего развития каждого ребенка, создает комфортное настроение, способствует эмоциональному благополучию детей, позволяет сделать жизнь наших вoспитанников интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.

Основные термины (генерируются автоматически): детский сад, игра, методическое обеспечение программы, ребенок, инструмент, музыкальная деятельность, развивающая предметно-пространственная среда, развитие, театр, музыкальная развивающая среда.

Похожие статьи

Развивающая предметно-пространственная среда как средство.

Предметно-развивающая среда способствует наибольшему развитию индивидуальности ребенка, с учетом его склонностей, интересов, уровня активности. Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию.

Организация развивающей предметно-пространственной.

Развивающая предметно-пространственная среда детского сада предполагает создание в группах: ‒ краеведческих уголков, в которых представлены разнообразные материалы (объекты окружающего мира, предметы старины, куклы в народных костюмах своего края.

Организация развивающей предметно-пространственной.

Развивающая предметно-пространственная среда должна быть: содержательно насыщенной, развивающей, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной, безопасной, здоровьесберегающей, эстетически — привлекательной.

Создание развивающей предметно-пространственной среды.

предметно-пространственная среда, группа, игра, материал, речевое развитие, пространственная среда, опытно-поисковая работа, максимальная реализация, детская активность.

Значение предметно-пространственной развивающей среды.

Дошкольный возраст — своеобразный фундамент в развитии личности. В этот период под воздействием многочисленных факторов формируются способности, навыки и будущий характер ребенка.

Обновление развивающей предметно-пространственной.

В статье рассмотрена возможность внедрения в образовательную практику ДОУ новых технологий воспитания посредством обновления РППС, способствующей самореализации ребенка в разных видах деятельности в соответствии с ФГОС ДО.

Создание предметно-развивающей среды в группе детского.

Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.

Роль педагога в организации предметно-пространственной.

Ключевые слова: дошкольники, предметно-пространственная среда, самостоятельная игра. Современные процессы общественного развития обуславливают изменение приоритетов образования.

Моделирование игрового пространства в ДОУ с учетом.

Похожие статьи

Развивающая предметно-пространственная среда как средство.

Предметно-развивающая среда способствует наибольшему развитию индивидуальности ребенка, с учетом его склонностей, интересов, уровня активности. Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию.

Организация развивающей предметно-пространственной.

Развивающая предметно-пространственная среда детского сада предполагает создание в группах: ‒ краеведческих уголков, в которых представлены разнообразные материалы (объекты окружающего мира, предметы старины, куклы в народных костюмах своего края.

Организация развивающей предметно-пространственной.

Развивающая предметно-пространственная среда должна быть: содержательно насыщенной, развивающей, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной, безопасной, здоровьесберегающей, эстетически — привлекательной.

Создание развивающей предметно-пространственной среды.

предметно-пространственная среда, группа, игра, материал, речевое развитие, пространственная среда, опытно-поисковая работа, максимальная реализация, детская активность.

Значение предметно-пространственной развивающей среды.

Дошкольный возраст — своеобразный фундамент в развитии личности. В этот период под воздействием многочисленных факторов формируются способности, навыки и будущий характер ребенка.

Обновление развивающей предметно-пространственной.

В статье рассмотрена возможность внедрения в образовательную практику ДОУ новых технологий воспитания посредством обновления РППС, способствующей самореализации ребенка в разных видах деятельности в соответствии с ФГОС ДО.

Создание предметно-развивающей среды в группе детского.

Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.

Роль педагога в организации предметно-пространственной.

Ключевые слова: дошкольники, предметно-пространственная среда, самостоятельная игра. Современные процессы общественного развития обуславливают изменение приоритетов образования.

Моделирование игрового пространства в ДОУ с учетом.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Республики Татарстан

Музыкальная предметно-развивающая среда ДОО, отвечающая требованиям ФГОС

Составила: Латыпова Р. В.,

муз.руководитель – 1 квалиф. категории

Азнакаево -2019

Организация пространства, деление на зоны… ……………………….4

Виды музыкальной деятельности ……………………………………….6

Классификация оборудования для музыкальных зон…………………10


«Таланты создавать нельзя,

но можно создавать почву, на которой

Генрих Нейгауз.

Прежде чем приступить к рассмотрению заявленной проблемы, давайте немного пофантазируем. Представьте себе ребёнка в пустой комнате. Что произойдёт? Он приложит максимум усилий, чтобы покинуть её: неинтересно, делать нечего. Другой вариант. В комнате много интересных игрушек, игр, пособий. Но для музыкальной деятельности ничего нет. Ребёнок будет ею заниматься? Конечно, нет. Он займётся тем, для чего подходят окружающие его объекты. Третий вариант. В ДОО две группы детей одного возраста оснащены одинаковыми играми, игрушками, пособиями, в том числе и для музыкальной деятельности. В одной группе воспитатель не обращает на них внимания, иногда даже выражает негативное отношение к ним. В результате у детей постепенно угасает интерес, и они перестают заниматься самостоятельно музыкальной деятельностью. В другой группе воспитатель проявляет интерес к музыкальным играм, демонстрирует детям возможности музыкальной предметной среды, создаёт творческие ситуации, пробуждающие интерес к музыкальным играм и игрушкам. В результате дети часто играют с ними, проявляя творческий подход.

Итак, мы приходим к неоспоримому выводу: для музыкального воспитания детей необходима богатая музыкальная предметно-развивающая среда, а для развития личности дошкольников рядом с ними должен быть педагог, увлечённый музыкой, умеющий реализовать творческий потенциал музыкальной среды и управлять развитием творчества детей в музыкальной деятельности.

В соответствии с ФГОС целью музыкальной развивающей среды является развития творческих проявлений всеми доступными, побуждающими к самовыражению средствами.

Организация пространства, деление на зоны.

Музыкальный зал в детском саду - это, как правило, самое большое, светлое и наилучшим образом оборудованное помещение, это визитная карточка детского сада. Здесь проходят не только занятия с детьми, но и всевозможные праздники, развлечения и другие мероприятия для детей, сотрудников и родителей. Поэтому здесь, как и в любом помещении детского сада, крайне актуальны требования СанПиНов и соблюдение правил противопожарной безопасности.

Пространство музыкального зала, так же как и групповую комнату, можно условно разделить на такие же три зоны: рабочую, спокойную и активную.

Однако основными зонами музыкального зала являются активная зона и спокойная зона.

В условиях музыкального зала активной зоной можно считать достаточно большое свободное пространство для музыкального движения: дидактические игры для развития чувства ритма, танцевально-ритмические упражнения, игровое музыкально-двигательное творчество и т. д. Поскольку некоторая часть активной деятельности может происходить сидя или лежа на полу, то желательно наличие ковра на полу такого размера, чтобы все дети чувствовали себя не стесненно, имели возможность свободно отвести локти от туловища. В активной зоне не должно быть громоздкой мебели и декораций. Все стеллажи в этой зоне должны быть надежно закреплены. Фортепиано должно быть расположено таким образом, чтобы музыкальный руководитель, исполняя музыкальное произведение, мог видеть абсолютно всех детей. Также в этой зоне должны быть смонтированы технические средства обучения вне доступа детей.

Если активная зона - самая большая по площади, то спокойную зону в музыкальном зале вполне можно считать самой важной, самой значимой для музыкального воспитания. Здесь осуществляются такие важнейшие виды музыкальной деятельности как восприятие музыки и пение. Восприятие музыки можно считать основополагающим видом деятельности в музыкальном воспитании дошкольника. От того, насколько ребенок подготовлен к восприятию музыки, насколько сформирован навык и интерес к слушанию и восприятию музыки, зависит качество осуществления всех остальных видов музыкальной деятельности. Поэтому к организации П Р С в спокойной зоне музыкального зала нужно подойти с особой тщательностью.

Оборудование спокойной зоны состоит из музыкального инструмента (как правило, это фортепиано, пространства, где дети могут сидеть на стульях или стоять, мольберта, на который можно поставить наглядный материал, стеллажа или столика, если нужно поставить макет или посадить игрушку, используемую в игровой ситуации.

Здесь же должны быть оборудованы стеллажи, обеспечивающие доступность ребенку, на которых располагаются детские музыкальные инструменты, соответствующие каждой возрастной группе. Очевидно, что такие стеллажи не должны отнимать пространство, лучше, если они будут легкие и открытые. Тогда можно осуществить оптимальный отбор игрового оборудования для О ОД, индивидуальной и подгрупповой работы с детьми.

Виды музыкальной деятельности

Поговорим теперь детально о каждом виде музыкальной деятельности детей в процессе непосредственно-образовательной деятельности. Весь широчайший спектр оснащения музыкального зала охватить невозможно, коснемся только того оборудования, с помощью которого осуществляется интеграция образовательных областей.

Восприятие музыки. Происходит во всех зонах музыкального зала. Как пример, можно предложить следующую последовательность смены зон: начало - в спокойной зоне (непосредственное восприятие, затем переход в рабочую зону для продуктивной деятельности, и, наконец, переход в завершающем этапе в активную зону (активное слушание). Примерное оборудование:

Развитие певческих способностей. Происходит в спокойной зоне, сидя на стульях или стоя возле инструмента. Исключается активное движение детей во время пения (бег, прыжки, подскоки). Примерное оборудование и материал:

мультимедийное оборудование (презентация песни) .

Музыкальное движение. Наиболее любимый детьми вид музыкальной деятельности. Происходит преимущественно в активной зоне. Примерное оборудование:

мультимедийное оборудование (мнемотаблицы).

Элементарное музицирование. Происходит в спокойной и в активной зоне, сидя на стульях, стоя возле инструмента, двигаясь в танце или выполняя музыкально-ритмическое упражнение. Следует заметить, что музыкальные инструменты и музыкальные игрушки - не совсем одно и то же в условиях детского сада.

Детское творчество. Происходит во всех зонах музыкального зала. Поскольку детское творчество невозможно в дошкольном детстве выделить в отдельный вид музыкальной деятельности, то и говорить о нем необходимо в связи с основными видами музыкальной деятельности. Особенность творческих проявлений дошкольников состоит в том, что никогда не знаешь, чего ожидать от ребенка. И соответственно, никогда не знаешь, что нужно для этого приготовить. Педагогическое мастерство музыкального руководителя как раз и проявляется в том, чтобы с помощью собственного творчества, фантазии, смекалки сподвигнуть ребенка не на копирование (что для него естественно в этом возрасте, а на выражение его (ребенка) индивидуальности.

Отдельно хочется сказать о важности такого объекта предметно-развивающей среды, как мультимедийное оборудование в музыкальном зале. Наличие такого оборудования дает практически неограниченные возможности в плане интеграции образовательных областей. И значительно обогащает музыкальную деятельность ребенка и облегчает труд музыкального руководителя в соблюдении принципа комплексно-тематического планирования. Дает возможность разнообразить музыкально-дидактический материал, помогает ребенку значительно расширить общий кругозор, сформировать целостную картину мира.

Музыкальная предметно – развивающая среда в группах ДОО организуется по трём основным блокам:

музыкально – творческая деятельность.

Каждый блок, в сою очередь предусматривает ориентацию на целостность определённого вида детской деятельности.

Оформление музыкальных мини - центров в группах младшего дошкольного возраста имеет сюжетную основу, в группах старшего дошкольного возраста – дидактическую. Структура музыкальных мини – центров представлена в виде модулей, имеющих целостность и в то же время – трансформирующие детали, вызывающие у детей живой интерес. Музыкальная предметная среда сомасштабна глазу, действиям руки, росту ребёнка. Пособия развивающей среды добротны, просты в обращении, вызывают желание действовать с ними.

При создании музыкальных зон в ДОО рекомендуется продумать:

целесообразность размещения зоны, доступность оборудования для детей, хранение;

учёт возрастных особенностей детей;

эстетическое оформление музыкальной зоны и пособий, находящихся там;

возможность переноса оборудования в другие места.

3. Классификация оборудования для музыкальных зон

1. Материал для творческих сюжетно – ролевых игр – мягкие игрушки, иллюстрации, бутафорские музыкальные инструменты, пособия типа лото и т.п.

2. Детские музыкальные игрушки и инструменты для творческого музицирования:

* с хроматическим и диатоническим рядом (пианино, металлофон, аккордеон, флейта и др.);

* с фиксированной мелодией (шарманки, органчики);

* с одним фиксированным звуком (дудки).

3.Музыкально – дидактические игры и пособия:

Нотное лото, нотный стан, лесенка, геометрические фигуры для условного обозначения частей произведения и др., используемые для развития сенсорных музыкальных способностей, знакомства с элементами нотной грамоты.

4. Аудиовизуальные пособия: диапозитивы, компакт – диски, фонограммы, аудио и видеокассеты, видеодиски).

Примерное наполнение музыкальных зон по возрастным группам

Перечень материалов для детей от 2 до 4 лет

игрушки-инструменты с фиксированным звуком — органчики, шарманки;

игрушки-инструменты со звуком неопределенной высоты: погремушки, колокольчики, бубен, барабан;

атрибуты к музыкальным подвижным играм;

флажки, султанчики, платочки, яркие ленточки с колечками, погремушки, осенние листочки, снежинки и т.п. для детского танцевального творчества;

ширма настольная с перчаточными игрушками;

магнитофон и набор программных аудиозаписей;

музыкальные картинки к песням, которые могут быть выполнены на кубе, в виде большого альбома или отдельные красочные иллюстрации.

Перечень материалов для детей 4—5 лет:

шумовые инструменты для детского оркестра;

фланелеграф или магнитная доска;

музыкальные лесенки (трехступенчатая и пятиступенчатая), на которых находятся маленькая и большая птички или маленькая и большая матрешка;

ленточки, цветные платочки, яркие султанчики, (атрибуты к танцевальным импровизациям: листики, снежинки, цветы и т.д.);

ширма настольная и набор игрушек;

музыкальные игрушки (звучащие и шумовые) для творческого музицирования:

магнитофон, набор программных аудиозаписей.

Перечень материалов для детей 5-6 лет:

бубны, барабаны, треугольники и др.;

музыкальные игрушки-инструменты с диатоническим и хроматическим звуком (металлофон, пианино, баян, аккордеон, флейта);

музыкальные игрушки - самоделки (шумовой оркестр);

детские рисунки к песенкам и знакомым музыкальным произведениям;

ширмы: настольная и ширма по росту детей;

музыкальные лесенки трех-, пяти - и семиступенчатые — озвученные;

атрибуты для детского танцевального творчества: элементы костюмов к знакомым народным танцам;

разноцветные перышки, разноцветные перчатки для музыкальных импровизаций за ширмой и другие атрибуты;

атрибуты к танцевальным импровизациям по сезону - листики, снежинки, цветы и т.д.:

магнитофон и набор программных аудиозаписей и дисков.

Перечень материалов для детей 6-7лет:

музыкальные инструменты: ложки, маракасы, бубны, арфа, детское пианино, металлофон, колокольчики, треугольники, флейты, барабаны, гармонь, гитара, скрипка, саксофон, труба и др.;

портреты композиторов - П.Чайковский, Э.Григ, Д. Кабалевский, С.Прокофьев, М.Глинка, Н. Римский-Корсаков;

музыкальные лесенки (трех-, пяти - и семиступенчатые — озвученные);

набор самодельных инструментов для шумового оркестра;

атрибуты для детского танцевального творчества, элементы костюмов к знакомым народным танцам (косынки, веночки, шляпы, кокошники) и атрибуты к танцевальным импровизациям по сезону (листики, снежинки, цветы и т.д.);

разноцветные перчатки, султанчики, газовые платочки или шарфы, разноцветные ленточки, разноцветные перышки для музыкально-танцевальных импровизаций;

Читайте также: