Предметно практические действия в коррекционной школе

Обновлено: 05.07.2024

на методическом объединениивоспитателей. Специализированного структурного образовательного подразделения основного дошкольного и дополнительного общеразвивающего образования детей с ТМНР.

высшей квалификационной категории

2017-2018 уч. год

Предметно-практическая деятельность - это практические действия с предметами, лепка, игры с конструктором, игры с природным материалом, игры с мозаикой, рисование, аппликация обеспечивающие ребенку чувственное (сенсорное) познание действительности.

Чтобы предметно-практическая деятельность носила развивающий характер, ее содержание должно находиться в "зоне ближайшего развития".

Учащийся приобретает ценнейший опыт и знания об окружающем мире просто через анализаторы.

Позднее к ощупываниям, разглядыванию добавляются манипуляции с предметами. Учащийся пытается передвигать, менять их положение относительно друг друга в пространстве, приставлять, прикладывать, присоединять и т. д. При этом он не ставит перед собой какой-либо цели; манипулятивные действия хаотичны и заранее не осмысливаются, но именно они позволяют на данной возрастной ступени значительно расширять и уточнять сенсорный опыт и развивать мышление.

Чтобы предметно-практическая деятельность имела образовательный и развивающий смысл, практические задания для учащихся должны содержать в себе задачи, требующие определенного интеллектуального и эмоционального напряжения. Мышление - это всегда искание и открытие существенно - нового. Следовательно, тот факт, что дети усваивают уже известные человечеству знания и делают это с помощью взрослых, не исключает, а наоборот, предполагает необходимость у детей подлинного, самостоятельного мышления. Иначе усвоение знаний будет чисто формальным, поверхностным, бездумным, механическим.

Аппликация один из видов предметно - практической деятельности учащихся.

Аппликация - способ создания орнаментов или художественных изображений путем наложения на бумагу, ткань и т. д. разнообразного материала. Это очень древний вид деятельности. Аппликация может быть выполнена из травы, листьев, тополиного пуха, семян, плодов и т. д.

Понятие "аппликация" включает способы создания художественных произведений из различных по своим свойствам и фактуре материалов, объединенных сходством техники выполнения. Каждый материал имеет свои особенности, которые оказывают определяющее влияние на технику выполнения аппликации. Например, бумага, солома, засушенные растения, береста, прикрепляются к фону различными клеями; тополиный пух накладывается на бархатную бумагу.

Аппликация - наиболее простой и доступный способ создания художественных работ, при котором сохраняется реалистическая основа самого изображения. Это дает возможность широко использовать аппликацию не только в оформительских целях, но и в создании картин, панно, орнаментов и так далее.

Основными признаками аппликации являются силуэтность, плоскостная обобщенная трактовка образа, локальность больших цветовых пятен.

Аппликация может быть предметной, состоящей из отдельных изображений; сюжетной, отображающей совокупность действий, событий; декоративной, включающей орнаменты, узоры, которыми можно украсить различные предметы.

Аппликационная работа с растительным природным материалом оказывает свое воздействие на умственное развитие ребенка, на развитие его мышления и появления элементов творчества.

Аппликационная работа над поделками из бумаги и природного растительного материала требует от ребенка точных действий, и если вначале бывает так, что при изготовлении требуется особенно большая усидчивость, то с появлением определенных навыков развиваются и гибкость пальцев, и хватательные умения, движения мелкой моторики, фантазия. Появляется согласованность в работе зрения и действий руки, совершенствуется координация движений, гибкость и точность в выполнении нужных действий.

Занятия по аппликации способствуют выработке у учащихся умения видеть и передавать красоту действительности, ее естество, формирует художественный вкус, композиционные начала, умение работать с природными материалами, постигать в ходе работы их качества и свойства, умению сочетать цвета, оттенки, составлять узоры, создавать изделия. Удачно подобранный материал способствует закреплению положительных эмоций у детей, стимулирует желание трудиться, творить, обогащает знания о природе.

Упражнение из листьев.

Цель:создать условия для развития творческих способностей детей.

Образовательные:- побуждать видеть красоту природы;

Развивающие :- способствовать формированию умения выполнять работы из сухих листьев нетрадиционным способом;

Воспитательные:- развивать творческие способности детей;

Оборудование и материалы:иллюстрация ежа, клей, клеенка, кисть (на каждого ребенка, салфетка).

Ход игры: педагог предлагаетиллюстрация ежа и украсить его иголка листья).

Образовательные: учить детей наклеивать листочки на шаблон дерева.

Развивающие : развивать воображение, мелкую моторику рук.

Воспитательные: воспитывать любовь к природе, умение видеть прекрасное;

Оборудование и материалы: лист бумаги с нарисованным деревом, сухие листья деревьев, салфетки, клеенка, клей, кисти для клея.

Ход игры: педагог предлагаетиллюстрация с нарисованным деревом и предлагает украсить ствол дерева листочками.

Упражнение из пластилина

Игра: Разноцветный мяч

Цель:закреплять приемы лепки (отщипывание, скатывание).

Образовательные: учить смешивать цвета;

Развивающие :развивать мелкую моторику пальцев рук,

Воспитательные:- воспитывать усидчивость.

Оборудование и материалы: : доска для лепки, классический пластилин, стека, салфетка.

Ход игры. От брусочков пластилина разных цветов с помощью пальчиков отщипнуть маленькие кусочки. Разминать их в руках, соединив вместе, до тех пор, пока пластилин не станет мягким. Затем скатать из этого кусочка шарик. С помощью стека нарисовать на поверхности шарика линии, чтобы он был похож на мяч.

Цель: закреплять приемы лепки (отщипывание, скатывание);

Развивающие : развивать мелкую моторику пальцев рук,

Оборудование и материалы: доска для лепки, масса для лепки, счетные палочки, салфетка.

Ход игры. Ребенку предлагаем сделать шарики из массы для лепки разных цветов. Потом в каждый шарик нужно вставить счетные палочки. Из полученных элементов предложить детям сделать разные фигуры.

Цель: закреплять приемы лепки (отщипывание, скатывание);

Образовательные:учить пользоваться формочками.

Развивающие : развивать мелкую моторику пальцев рук.

Воспитательные:- воспитывать творческое воображение.

Оборудование и материалы: : доска для лепки, тесто для лепки (купленное в магазине, формочки для теста, скалка, разноцветный картон, салфетка.

Ход игры. Ребенку предлагается раскатать тесто для лепки скалкой. Формочками для теста сделать отпечатки на раскатанном тесте. Этими формочками можно вырезать из него фигурки. Придумать сюжет и разложить полученные фигурки на картоне.

Образовательные: учить выполнять следы различными предметами.

Развивающие : развивать моторику пальцев рук.

Воспитательные:- воспитывать творческое воображение.

Оборудование и материалы: доска для лепки, тесто для лепки, стека, приспособления

длянанесения рисунка – все, что может оставить четкий отпечаток на пластилине

(карандаш, соломка для коктейля, корпус фломастера, крупные пуговицы,

ключи, монеты, ракушки и т. д., салфетка.

Ход игры. Ребенку предлагается раскатать тесто тонким слоем (0,5—1 см).

На поверхности раскатанного теста педагог выдавливает нужное изображение

карандашом, стекой, пустым стержнем шариковой ручки, соломкой для

коктейлей и т. п. Ребенок экспериментирует, изучает, сравнивает различные

Образовательные: учить пользоваться шаблоном.

Развивающие :развиватьтворческое воображение,

Воспитательные:- развивать мелкую моторику пальцев рук.

Оборудование и материалы:доска для лепки, тесто для лепки, стека, шаблон яблока,

природный материал (фасоль).

Ход игры. Ребенку предлагается раскатать тесто тонким слоем (0,5—1 см, а

затем ребенок прикладывает шаблон яблока на раскатанную пластину,

вырезает стекой, затем выкладывает из темных фасолей контур яблока с

листиком или заполняет фасолью все яблоко.

Образовательные: учить украшать используя природный материал.

Развивающие :развивать мелкую моторику пальцев рук

Воспитательные:- воспитывать творческое воображение,

Оборудование и материалы: доска для лепки, тесто для лепки, стека, природный материал (каштаны, фасоль, горох, скорлупа ореха и т. д.).

Ход игры. Ребенку предлагается приплющить комочек теста – пирог.

Украсить такой пирог можно каштанами, фасолью, горохом, скорлупой ореха.

Цель: закреплять приемы объемной лепки.

Образовательные:учить украшать елку различными предметами.

Развивающие : развивать мелкую моторику пальцев рук.

Воспитательные:-воспитывать творческое воображение,

Оборудование и материалы: доска для лепки, масса для лепки зеленого цвета, стека, бусины,бисер, пуговицы, ножницы.

Ход игры. Ребенку предлагается массу для лепки размять на доске и придать

ей форму елочки. Ножницами сделать надрезы в виде треугольников (иголки).

Предложить ребенку украсить елочку бисером, бусинками, природным

материалом или маленькими шариками из цветной массы.

Список используемой литературы

1. Баряева Л. Б., Гаврилушкина О. П. Игры-занятия с природным и рукотворным материалом. – СПб. : НОУ СОЮЗ, 2005.

2. Баряева Л. Б., Гаврилушкина О. П. Обучение игре дошкольников с интеллектуальной недостаточностью (начальный этап) // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2004. - № 3.

3. Баряева Л. Б., Гаврилушкина О. П., Зарин А., Соколова Н. Д. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. – СПб. : СОЮЗ, 2001.

4. Бочарова Н. Б., Учимся конструировать Конструирование из бумаги, разного бросового и природного материалов: Практические советы педагога. -М. :Школьная Пресса,2009

Использование предметно-практической деятельности в различных видах коррекционной работы с детьми с нарушением слуха 2–5 лет Формирование речи у детей с нарушением слуха происходит в условиях разнообразной продуктивной деятельности, наблюдений за окружающим, в.

Роль развивающей предметно-пространственной среды ДОУ в развитии музыкально-творческих способностей детей

Роль развивающей предметно-пространственной среды ДОУ в развитии музыкально-творческих способностей детей Семинар для музыкальных руководителей «Роль развивающей предметно-пространственной среды ДОУ в развитии музыкально-творческих способностей.

Роль театрализованной деятельности в развитии дошкольников Роль театрализованной деятельности в развитии дошкольник. О том, какую роль театрализованная деятельность играет в развитии дошкольников,.

Роль театрализованной деятельности в развитии ребенка «Театр - искусство прекрасное. Оно облагораживает, воспитывает человека. Тот, кто любит театр по настоящему, всегда уносит из него запас.

Роль театрализованной деятельности в развитии речи ребенка

Роль театрализованной деятельности в развитии речи ребенка Театр – это любимое зрелище для детей. Театр привлекает детей своей яркостью, красочностью. Исполняя роль в постановке у ребенка развивается.

Использование предметно-практической деятельности на логопедических занятиях ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРЕДМЕТНО - ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ ДЕТСКОГО САДА. Земская Н. А. (учитель-логопед.

Роль экспериментальной деятельности в развитии речи детей Роль экспериментальной деятельности в развитии речи детей. В современном обществе резко повысился социальный престиж интеллекта научного.

Читайте также: