Предметная дидактика начальной школы

Обновлено: 05.07.2024

Автор: Беляева Марина Михайловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ№15
Населённый пункт: г.Мичуринск Тамбовская область
Наименование материала: статья
Тема: "Дидактический материал и его значение в обучении математике учащихся начальных классов."
Раздел: начальное образование

Дидактический материал и его значение в обучении математике учащихся

начальных классов.

Одним из важных средств обучения детей начальных классов,

способствующих воспитанию у них самостоятельности, позволяющих учителю

осуществлять индивидуальный подход,является дидактический материал.

Дидактический материал - это раздаточный материал,он дается каждому

ученику,применение его на уроках математики способствует решению одной из

основных задач обучения- повышение активности учащихся при усвоении

Дидактический материал применяется на различных этапах учебного

процесса, как при усвоении нового материала, так и при закреплении, но чаще

всего он для упражнений при выработке умений и навыков. Работая с

дидактическим материалом , дети закрепляют полученные знания и навыки и

приобретают умение работать самостоятельно.

В зависимости от построения и дидактического назначения можно

выделить следующие виды дидактического материала:

Предметный дидактический материал: счетные палочки,наборы

моделей геометрических фигур, модели монет, бумажные полоски

разнообразной длины и цвета.

Изобразительный дидактический материал:карточки с рисунками

.схемами и чертежами.

Текстовый дидактический материал: карточки с математическими

примерами и текстовыми задачами.

Предметный дидактический материал может состоять из отдельных

предметов,например, материал для упражнений в счете,в установлении взаимно

однозначного соответствия между множествами предметов(палочки,наборы

моделей геометрических фигур).

Предметному дидактическому материалу может быть придана

определенная структура,например,счетные палочки могут быть связаны в пучки

по десять палочек,которые вместе с отдельными палочками становятся

конкретной моделью двузначных чисел.

Формирование отвлеченных понятий , составляющих содержание

математики, должно осуществляться в процессе активной мыслительной

деятельности, организуемой учителем на основе сочетания образа,слова и

практических действий учащихся.

В руководстве по дидактике и методике преподавания отдельных

предметов рекомендуется при изучении нового знания привлекать различные

Великий русский педагог К. Д. Ушинский писал : «Педагог , желающий

что-нибудь прочно запечатлеть в детской памяти, должен позаботиться о том,

чтобы как можно больше органов чувств- глаз,ухо,голос,чувство мускульных

движений и даже ,если возможно обоняние и вкус,- приняли участие в акте

Таким образом, для эффективного усвоения математических знаний детям

недостаточно одной наглядности ,необходимо еще присоединять активную

практическую деятельность самого ученика(когда в работе участвует не только

голова,но и руки).Учащийся имеет дело с предметами,которые он может по

своему усмотрению перемещать,комбинировать,ставить их в определенные

Включение руки в восприятие будет способствовать с первых дней обучения

развитию стремления действовать рукой, воспитанию привычки использовать

руку для распознавания свойств предметов , их уточнений и в то же время будет

способствовать ее развитию.

Предметный дидактический материал позволяет сочетать зрительное

восприятие с осязательным , наблюдение с действенным восприятием и

воспроизведением.. Одновременно он дает каждому ученику деятельно

участвовать в получении новых знаний. Самостоятельные действия детей с

предметами (счет предметов, упражнения в измерении величин,массы. Объема)

способствует более глубокому овладению сложным понятием числа. Набирая

десяток палочек и собирая их в пучок — десяток, ученик сам создает

составную счетную единицу и уясняет принцип образования счетных единиц.

Опыт практических действий с предметными множествами способствует

лучшему осознанию арифметических действий, а также овладению

многообразными вычислительными приемами. Так, набирая полоски с равным

количеством кружков, дети получают представление о смысле действия

умножения. Сравнивая длину полосок , получают представление о разностном

и кратном сравнении чисел.

Упражнения с предметным дидактическим материалом по объединению

множеств ,удалению правильной части множества, по соединению множеств с

одинаковым числом элементов в каждом из них , по разбиению множеств на

группы с равным количеством элементов в каждой из них служат подготовкой

для осмысления и решения простых арифметических задач на сложение .

Вычитание . Умножение и деление . Иллюстрирование задач при помощи

предметного дидактического материала способствует лучшему усвоению

условия и более глубокому анализу задачи , учащиеся конкретизируют и

наглядно представляют описанные в задаче действия. В то же время здесь

происходит и обратный процесс — абстрагирование . Так как конкретные

предметы , о которых говорится в задачах , заменяются условными(круги,

отрезки и т . п.) Это облегчает детям в дальнейшем усвоение схематической

записи условия задачи.

Необходимость включения дидактического материала в процесс обучения

младших школьников диктуется также и особенностями их внимания. Дети 7-10

лет весьма активны и деятельны. Особенностью их являются слабость

произвольного внимания , его сравнительно небольшая устойчивость . Они

часто отвлекаются . Не могут долго сосредотачиваться на объяснения учителя.

На демонстрируемом в классе пособии. Предметный дидактический материал

позволяет дать детям возможность действовать самим ,он удовлетворяет

детское стремление к деятельности , вносит разнообразие в их работу и . таким

образом ,стимулирует устойчивость внимания.

Применение предметного дидактического материала полезно и тем ,что он

позволяет включить в работу всех учащихся класса и сочетать общеклассную

работу с индивидуальной. Некоторые его виды дают возможность организовать

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальный педагогический марафон педагогов начального общего образования

«Грани педагогического мастерства – 2019-2020.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТРИБУНА

ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ КАК КОМПОНЕНТ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА

НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Современная школа призвана воспитывать гармонически развитую личность, которая способна к активной трудовой и умственной деятельности в различных областях общественной жизни. Формирование нового человека, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство - необходимое условие здорового современного общества.

Всестороннее воспитание будущих граждан общества начинается с самого раннего возраста. Особая роль отводится начальному этапу обучения, так как в этот период закладывается фундамент образования, формируются основы научных знаний, познавательные интересы, навыки самостоятельной творческой деятельности.

Глобальные изменения в различных сферах современного общества требуют корректировки содержательных, методических, технологических аспектов образования, пересмотра прежних целевых установок и педагогических средств. Основная и самая важная задача современного образования на данном этапе – это формирование ключевых компетентностей граждан современными средствами образования. В связи с этим особое значение в начальной школе приобретает обучение с использованием на уроках современных дидактических материалов. Они дают возможность учителю в процессе учебной деятельности развивать у младших школьников произвольность психических процессов, положительно влияют на развитие творческих способностей.

Дидактические материалы в начальной школе являются средством воспитания умственной активности учащегося, они активизируют психические процессы, вызывают живой интерес к процессу познания.

Дидактический материал – это особый тип учебных пособий, преимущественно наглядных: карты, таблицы, наборы карточек с текстом, цифрами или рисунками, реактивы, растения, животные и т.д., в том числе материалы, созданные на базе информационных технологий, раздаваемых обучающимся для самостоятельной работы на аудиторных занятиях и дома или демонстрируемые педагогом перед всем классом (группой).

В качестве наиболее значимых принципов обучения, реализуемых при разработке дидактических материалов, хотелось бы выделить следующие:

1. принцип доступности (дидактические материалы подбираются учителем согласно достигнутому уровню учащихся);

2. принцип самостоятельной деятельности (работа с

дидактическими материалами осуществляется самостоятельно);

3. принцип индивидуальной направленности (работа с дидактическими материалами осуществляется в индивидуальном темпе, сложность и вид материалов может подбираться также индивидуально);

4. принципы наглядности и моделирования (поскольку нагляднообразные компоненты мышления играют исключительно важную роль в жизни человека, использование их в обучении оказывается чрезвычайно эффективным);

5. принцип прочности (память человека имеет избирательный характер: чем важнее, интереснее и разнообразнее материал, тем прочнее он закрепляется и дольше сохраняется, поэтому практическое использование полученных знаний и умений, являющееся эффективным способом продолжения их усвоения, в условиях игровой (моделирующей)

компьютерной среды способствует их лучшему закреплению);

6. принцип познавательной мотивации;

7. принцип проблемности (в ходе работы учащийся должен решить конкретную дидактическую проблему, используя для этого свои знания, умения и навыки; находясь в ситуации, отличной от ситуации на уроке, в новых практических условиях он осуществляет самостоятельную поисковую деятельность, активно развивая при этом свою интеллектуальную, мотивационную, волевую, эмоциональную и другие сферы).

Учебный процесс с применением дидактических материалов

становится увлекательным, интересным, создает рабочий настрой, хорошее усвоение программного материала, облегчают проведение учебного процесса, экономит время. От полноты использования на уроке дидактических материалов будет зависеть уровень усвоения учебного материала.

Использование дидактических материалов открывает реальные пути осуществления межпредметных связей и создание учителем определенной системы, которую важно применять для обучения младших школьников. [2]

Мы активно используем в работе различные дидактические материалы (карты, таблицы, наборы карточек с текстом и т.д.). Особый интерес у наших второклассников вызывают игровые пособия и тренажёры:

Набор “Обучающий Калейдоскоп” предназначен для организации самостоятельной работы учащихся на уроках и во внеурочной деятельности в начальной школе, дома и в поездках. Пособие позволяет превратить учебу в увлекательное занятие.

Калейдоскоп помогает:

• Сделать процесс обучения более увлекательным;

• Системно закреплять пройденный учебный материал;

• Развивать навыки логического мышления, тренировать память и воображение;

• Концентрироваться на решении поставленных задач.

Как работать с калейдоскопом:

отдельно. На своих уроках мы применяем карточки, изготовленные самостоятельно, что позволяет нам подобрать задания в соответствии с УМК, пройденным материалом и уровнем усвоения конкретной темы. Мы изготавливаем карточки разного цвета с разным уровнем сложности, которые позволяют применить в учебной деятельности индивидуальный подход к каждому ребёнку. Данные карточки позволяют организовать самооценку и взаимооценку выполненного задания, так как обучающийся сразу после выполнения задания может сам проверить правильность его выполнения.

• Найдите решение и переместите фишку, расположенную слева от примера, на пустую клетку справа, рядом с правильным ответом

• Выполните все задания и переместите все фишки на поле справа.

• Переверните карточку и сравните цвет и размер фишек с правильными ответами

• Проверьте решения и исправьте ошибки

Карточки предназначены для использования на уроках в начальной школе. Учитель может использовать карточки в качестве основного вида деятельности на уроке, а также во внеурочной деятельности и в группах продленного дня.[3]

Примеры карточек с заданиями

Карточки по русскому языку

Карточки по математике

Примеры карточек по математике, изготовленных самостоятельно

Работа с обучающими планшетами вызвала большой интерес у наших учеников. Ребята стали самостоятельно изготавливать карточки, предлагать свои варианты обучающих планшетов, выполненных из подручных материалов.

Обучающий планшет по математике для 2-го класса с использованием шашек

Автор: Сиденко Данил, 2В класс

Принцип работы: среди выражений есть верные и неверные. Если пример решён правильно, ученик должен напротив его поставить белую шашку, если неправильно - чёрную. Закончив работу, можно проверить правильность её выполнения.

Рекомендованы к использованию

для закрепления знаний во внеурочное время, а также как раздаточный материал на уроках в школе. Пособия дают возможность ребенку легко и быстро запомнить материал, предназначенный для заучивания. В процессе игры ребенок тренирует мелкую моторику рук, одновременные действия правой и левой руки обеспечивают развитие скоординированной работы левого и правого полушария головного мозга, что так необходимо для ребенка в этом возрасте. Игровая форма пособия позволяет провести объективное тестирование знаний без стрессовой ситуации для ребенка, разнообразить учебную деятельность и сделать уроки действительно веселыми.

Чтобы ответить на вопрос, нужно с помощью резинки соединить задание слева и ответ справа. Задания на карте можно выполнять в любом порядке, но работать нужно с целым блоком, а не с отдельной картой. Перевернув блок, ребенок может проверить свои ответы. Если резинки совпали с линиями-подсказками на обороте, то ответ верный. Если они не совпали, попросите

Такое пособие легко может изготовить не только учитель, но и ученики.

Карточки, изготовленные учениками 2В класса

Дидактические пособия, обладая высокой степенью наглядности, лучше доносят до учащихся сущность изучаемых явлений, помогают выделить основные понятия и показать взаимосвязь между ними, дают возможность организовывать уровень обучения, доступный для данной категории учащихся, а постоянный оперативный контроль в процессе изложения позволяет более объективно судить о ее доступности. Таким образом, применение дидактических материалов позволило решить следующие дидактические задачи:

- более полно и глубоко раскрыть сущность изучаемых объектов, явлений и процессов;

- наиболее полно реализовать в процессе обучения основные принципы дидактики;

- лучше организовать учебно-познавательную деятельность учащихся на этапах урока по усвоению знаний, умений и навыков;

- установить внешнюю и внутреннюю обратные связи, на основании которых можно осуществлять корректировку процесса обучения;

- организовать проектную деятельность обучающихся.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что применение в сфере образования дидактических пособий развивает системность мышления обучаемого; поддерживает все виды познавательной деятельности обучающегося в приобретении знаний, развитии и закреплении умений и навыков; реализует принцип индивидуализации учебного процесса при сохранении его целостности.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья содержит материал об использовании в работе различных дидактических материалов (карт, таблиц, наборов карточек с текстом и т.д.).

ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ КАК КОМПОНЕНТ

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Беднарская Елена Игоревна,

учитель начальных классов МБОУ

2.Использование дидактических материалов в урочной и

2.2.Веселые уроки. Игровое пособие…………………………

4.Список источников информации……………………………..

Современная школа призвана воспитывать гармонически развитую личность, которая способна к активной трудовой и умственной деятельности в различных областях общественной жизни. Формирование нового человека, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство - необходимое условие здорового современного общества.

Всестороннее воспитание будущих граждан общества начинается с самого раннего возраста. Особая роль отводится начальному этапу обучения, так как в этот период закладывается фундамент образования, формируются основы научных знаний, познавательные интересы, навыки самостоятельной творческой деятельности.

Глобальные изменения в различных сферах современного общества требуют корректировки содержательных, методических, технологических аспектов образования, пересмотра прежних целевых установок и педагогических средств. Основная и самая важная задача современного образования на данном этапе – это формирование ключевых компетентностей граждан современными средствами образования.

В связи с этим особое значение в начальной школе приобретает обучение с использованием на уроках современных дидактических материалов. Они дают возможность учителю в процессе учебной деятельности развивать у младших школьников произвольность психических процессов, положительно влияют на развитие творческих способностей.

Дидактические материалы в начальной школе являются средством воспитания умственной активности учащегося, они активизируют психические процессы, вызывают живой интерес к процессу познания.

Дидактический материал – это особый тип учебных пособий, преимущественно наглядных: карты, таблицы, наборы карточек с текстом, цифрами или рисунками, реактивы, растения, животные и т.д., в том числе материалы, созданные на базе информационных технологий, раздаваемых

обучающимся для самостоятельной работы на аудиторных занятиях и дома или демонстрируемые педагогом перед всем классом (группой).

В качестве наиболее значимых принципов обучения, реализуемых при разработке дидактических материалов, хотелось бы выделить следующие:

принцип доступности (дидактические материалы подбираются учителем согласно достигнутому уровню учащихся);

принцип самостоятельной деятельности (работа с дидактическими материалами осуществляется самостоятельно);

принцип индивидуальной направленности (работа с дидактическими материалами осуществляется в индивидуальном темпе, сложность и вид материалов может подбираться также индивидуально);

принципы наглядности и моделирования (поскольку наглядно- образные компоненты мышления играют исключительно важную роль в жизни человека, использование их в обучении оказывается чрезвычайно эффективным);

принцип прочности (память человека имеет избирательный характер: чем важнее, интереснее и разнообразнее материал, тем прочнее он закрепляется и дольше сохраняется, поэтому практическое использование полученных знаний и умений, являющееся эффективным способом продолжения их усвоения, в условиях игровой (моделирующей) компьютерной среды способствует их лучшему закреплению);

принцип познавательной мотивации;

принцип проблемности (в ходе работы учащийся должен решить конкретную дидактическую проблему, используя для этого свои знания, умения и навыки; находясь в ситуации, отличной от ситуации на уроке, в новых практических условиях он осуществляет самостоятельную поисковую деятельность, активно развивая при этом свою интеллектуальную, мотивационную, волевую, эмоциональную и другие сферы).

Учебный процесс с применением дидактических материалов становится увлекательным, интересным, создает рабочий настрой, хорошее

усвоение программного материала, облегчают проведение учебного процесса, экономит время. От полноты использования на уроке дидактических материалов будет зависеть уровень усвоения учебного материала.

Использование дидактических материалов открывает реальные пути осуществления межпредметных связей и создание учителем определенной системы, которую важно применять для обучения младших школьников. [2]

  1. Использование дидактических материалов в урочной и внеурочной

деятельности

Мы активно используем в работе различные дидактические материалы (карты, таблицы, наборы карточек с текстом и т.д.). Особый интерес у наших второклассников вызывают игровые пособия и тренажёры:



Набор “Обучающий Калейдоскоп” предназначен для организации самостоятельной работы учащихся на уроках и во внеурочной деятельности в начальной школе, дома и в поездках. Пособие позволяет превратить учебу в

Сделать процесс обучения более увлекательным;

Системно закреплять пройденный учебный материал;

Развивать навыки логического мышления, тренировать память и воображение;

Концентрироваться на решении поставленных задач.

Как работать с калейдоскопом:

Поместите в центр поля карточку с заданием

Найдите решение и переместите фишку, расположенную слева от примера, на пустую клетку справа, рядом с правильным ответом

Выполните все задания и переместите все фишки на поле справа.

Переверните карточку и сравните цвет и размер фишек с правильными ответами

Проверьте решения и исправьте





Карточки предназначены для использования на уроках в начальной школе. Учитель может использовать карточки в качестве основного вида деятельности на уроке, а также во внеурочной деятельности и в группах продленного дня.[3]

Примеры карточек с заданиями



Карточки по русскому языку



Карточки по математике

Примеры карточек по математике, изготовленных самостоятельно




Работа с обучающими планшетами вызвала большой интерес у наших учеников. Ребята стали самостоятельно изготавливать карточки, предлагать свои варианты обучающих планшетов, выполненных из подручных материалов.

Обучающий планшет по математике для 2-го класса с использованием шашек

Автор: Сиденко Данил, 2В класс




Принцип работы: среди выражений есть верные и неверные. Если пример решён правильно, ученик должен напротив его поставить белую шашку, если неправильно - чёрную. Закончив работу, можно проверить правильность её выполнения.

Рекомендованы к использованию для закрепления знаний во внеурочное время, а также как раздаточный материал на уроках в школе. Пособия дают возможность ребенку легко и быстро запомнить материал, предназначенный для заучивания. В процессе игры ребенок тренирует мелкую моторику рук, одновременные действия правой и левой руки обеспечивают развитие скоординированной работы левого и правого полушария головного мозга, что так необходимо для ребенка в этом возрасте. Игровая форма пособия позволяет провести объективное тестирование знаний без стрессовой ситуации для ребенка, разнообразить учебную деятельность и сделать уроки действительно веселыми.

Чтобы ответить на вопрос, нужно с помощью резинки соединить задание слева и ответ справа. Задания на карте можно выполнять в любом порядке, но работать нужно с целым блоком, а не с отдельной картой. Перевернув блок, ребенок может проверить свои ответы. Если резинки совпали с линиями-подсказками на обороте, то ответ верный. Если они не совпали, попросите

Такое пособие легко может изготовить не только учитель, но и ученики.

Карточки, изготовленные учениками 2В класса





Дидактические пособия, обладая высокой степенью наглядности, лучше доносят до учащихся сущность изучаемых явлений, помогают выделить основные понятия и показать взаимосвязь между ними, дают возможность организовывать уровень обучения, доступный для данной категории учащихся, а постоянный оперативный контроль в процессе изложения позволяет более объективно судить о ее доступности. Таким образом, применение дидактических материалов позволило решить следующие дидактические задачи:

более полно и глубоко раскрыть сущность изучаемых объектов, явлений и процессов;

наиболее полно реализовать в процессе обучения основные принципы дидактики;

лучше организовать учебно-познавательную деятельность учащихся на этапах урока по усвоению знаний, умений и навыков;

установить внешнюю и внутреннюю обратные связи, на основании которых можно осуществлять корректировку процесса обучения;

организовать проектную деятельность обучающихся.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что применение в сфере образования дидактических пособий развивает системность мышления обучаемого; поддерживает все виды познавательной деятельности обучающегося в приобретении знаний, развитии и закреплении умений и навыков; реализует принцип индивидуализации учебного процесса при сохранении его целостности.

Учебник представляет собой интегративный курс дидактики как целостной и нормативно-прикладной науки о процессе обучения. Издание состоит из двух частей. В первой — раскрывается широкий круг педагогических, технологических проблем современной дидактики. Модернизация технологии обучения во многом зависит от интенсивного обеспечения обратной связи. Во второй части даны материалы для самопроверки, содействующие осуществлению контроля преподавателями и самопроверки студентами результатов выполнения заданий и уровня усвоения знаний, умений и навыков. Созданы условия для обучения с компьютерной поддержкой.

Читайте также: