Предлоги памятка для начальной школы

Обновлено: 05.07.2024

А если разбираться, как с ребенком занимаются, то получается следующая картина: ему показывают карточки с предлогами несколько раз, ребенок послушно повторяет за взрослым, но ничего потом сам повторить или использовать в речи не может. Или с ребенком поиграли несколько раз, например, с машинкой и гаражом: показали ему машинку ЗА гаражом, В гараже, ПЕРЕД гаражом и т.д. Но к какому-то значимому эффекту это не привело – ребенок продолжает путать предлоги или не использует их совсем.

А если разбираться, как с ребенком занимаются, то получается следующая картина: ему показывают карточки с предлогами несколько раз, ребенок послушно повторяет за взрослым, но ничего потом сам повторить или использовать в речи не может. Или с ребенком поиграли несколько раз, например, с машинкой и гаражом: показали ему машинку ЗА гаражом, В гараже, ПЕРЕД гаражом и т.д. Но к какому-то значимому эффекту это не привело – ребенок продолжает путать предлоги или не использует их совсем.А если разбираться, как с ребенком занимаются, то получается следующая картина: ему показывают карточки с предлогами несколько раз, ребенок послушно повторяет за взрослым, но ничего потом сам повторить или использовать в речи не может. Или с ребенком поиграли несколько раз, например, с машинкой и гаражом: показали ему машинку ЗА гаражом, В гараже, ПЕРЕД гаражом и т.д. Но к какому-то значимому эффекту это не привело – ребенок продолжает путать предлоги или не использует их совсем.

Давайте разберемся, что должно быть сформировано у ребенка для эффективного изучения предлогов и как именно с ним их надо изучать, если есть необходимость.

Обратите внимание: умение слышать, понимать предлоги как отношения между предметами и умение проговаривать предлоги , использовать их в речи – 2 разных навыка!

Но, как правило, у детей без выраженных особенностей развития можно проводить работу параллельно: учить проговаривать предлог в речи и понимать его значение.

Важно: для понимания значения предлога и для формирования его в речи должна быть сформирована определенная база: иначе говоря, бесполезно работать над тем, чтобы ребенок начал использовать в речи предлоги, если у него нет грамматических категорий совсем.

Если есть желание выяснить, готов ли именно ваш ребенок к изучению предлогов, проконсультируйтесь у логопеда.

Если такой возможности нет, обратите внимание на следующие признаки: хорошо ли ребенок различает звуки речи на слух – сможет ли он выделить предлог из речевого потока, услышать его? Сформирована ли у него уже определенная грамматическая база : использует ли он падежные окончания? И как правило, к этому моменту уже сформирована категория числа существительных.

Предлоги обычно делят на следующие категории :

Простые : в, на, под, над, из, около, к, от, перед, за (со значением местоположения) и т.д.

Сложные : из-за, из-под, предлоги из списка простых в других значениях.

В дошкольном возрасте работу начинают с простых предлогов , потом переходят к сложным .

Сначала изучается 1 предлог, в одном значении! Не берите сразу много, не старайтесь показать сразу все пространственные отношения. Тренируйте понимание и использование 1 предлога, потом другого, затем проводите дифференциацию.

И, очень важно – чтобы грамматическая категория, в данном случае предлог, появилась в речи, необходимо достаточное количество повторений. В классической литературе пишут обычно о 60 повторах одной формы: т.е. вам, играя или занимаясь с ребенком, надо создать ситуацию, в которой он сможет повторить 1 предлог около 60 раз. Конечно, кто-то запоминает и быстрее – но ориентироваться надо все таки на большое количество проб. И, очень важно – чтобы грамматическая категория, в данном случае предлог, появилась в речи, необходимо достаточное количество повторений. В классической литературе пишут обычно о 60 повторах одной формы: т.е. вам, играя или занимаясь с ребенком, надо создать ситуацию, в которой он сможет повторить 1 предлог около 60 раз. Конечно, кто-то запоминает и быстрее – но ориентироваться надо все таки на большое количество проб.

И, очень важно – чтобы грамматическая категория, в данном случае предлог, появилась в речи, необходимо достаточное количество повторений. В классической литературе пишут обычно о 60 повторах одной формы: т.е. вам, играя или занимаясь с ребенком, надо создать ситуацию, в которой он сможет повторить 1 предлог около 60 раз. Конечно, кто-то запоминает и быстрее – но ориентироваться надо все таки на большое количество проб.

И, очень важно – чтобы грамматическая категория, в данном случае предлог, появилась в речи, необходимо достаточное количество повторений. В классической литературе пишут обычно о 60 повторах одной формы: т.е. вам, играя или занимаясь с ребенком, надо создать ситуацию, в которой он сможет повторить 1 предлог около 60 раз. Конечно, кто-то запоминает и быстрее – но ориентироваться надо все таки на большое количество проб. И, очень важно – чтобы грамматическая категория, в данном случае предлог, появилась в речи, необходимо достаточное количество повторений . В классической литературе пишут обычно о 60 повторах одной формы: т.е. вам, играя или занимаясь с ребенком, надо создать ситуацию, в которой он сможет повторить 1 предлог около 60 раз. Конечно, кто-то запоминает и быстрее – но ориентироваться надо все таки на большое количество проб.

Еще важные особенности изучения:

Детям до 3 лет НЕЛЬЗЯ давать изучение предлогов на плоскостном изображении. Изучайте предлоги в пространстве дома и квартиры, играйте.

Например, вот так:

Предлоги В – ИЗ.

Оборудование: Грибочки, корзинка, подзорная труба.

Игры по аналогии: «Поиски сокровищ, подарков, конфеток и т.д.

Детям до 5 лет НЕЖЕЛАТЕЛЬНО давать изучение предлогов на плоскостном изображении. Это значит, что допустимо в возрасте с 3 до 5 лет изучать предлоги по различным картинкам, но ЛУЧШЕ изучать предлоги непосредственно в пространстве, которое окружает ребенка.

Детям после 5 лет НЕОБХОДИМО давать изучение предлогов на плоскостном изображении. Тут помочь могут всевозможные логопедические пособия, сейчас есть очень большой выбор.

И, очень важно – чтобы грамматическая категория, в данном случае предлог, появилась в речи, необходимо достаточное количество повторений. В классической литературе пишут обычно о 60 повторах одной формы: т.е. вам, играя или занимаясь с ребенком, надо создать ситуацию, в которой он сможет повторить 1 предлог около 60 раз. Конечно, кто-то запоминает и быстрее – но ориентироваться надо все таки на большое количество повторений.

Title: Предлоги в русском языке – что это такое, определение и список примеров
Description: Разряды предлогов русского языка Укажем, какие суще­ству­ют раз­ря­ды пред­ло­гов в рус­ском язы­ке в зави­си­мо­сти от выра­жа­е­мых ими отно­ше­ний

Предлоги занимают особое место как в разделе морфологии, так и в целом курсе русского языка. В данной статье рассмотрим, что такое предлог, в чем его особенность, какими предлоги бывают по составу, по происхождению и по значению.

Предлог — это служебная часть речи

В строй­ной систе­ме частей речи рус­ско­го язы­ка раз­ли­ча­ют сло­ва, кото­рые назы­ва­ют пред­мет (сто­рож, огонь), при­знак (хоро­ший, яркий), дей­ствие (купать­ся), коли­че­ство (два, трое) и т. д. Эти сло­ва при­над­ле­жат к само­сто­я­тель­ным частям речи: имя суще­стви­тель­ное, при­ла­га­тель­ное, гла­гол, чис­ли­тель­ное. Они име­ют харак­тер­ные мор­фо­ло­ги­че­ские и син­так­си­че­ские при­зна­ки.

Наряду с ними в рус­ском язы­ке суще­ству­ют слу­жеб­ные части речи:

Чтобы понять, что такое пред­лог, рас­смот­рим сло­во­со­че­та­ния:

  • гулять в пар­ке;
  • каша с изю­мом;
  • спу­стив­ший­ся с крыль­ца;
  • знак на нём;
  • к двум дру­зьям.

В этих сло­во­со­че­та­ни­ях упо­треб­ля­ют­ся сло­ва само­сто­я­тель­ных частей речи и их фор­мы. Обратим вни­ма­ние на корот­кие сло­ва, кото­рые свя­зы­ва­ют их в сло­во­со­че­та­ние. Они так­же помо­га­ют имен­ным частям речи (суще­стви­тель­ным, место­име­ни­ям, чис­ли­тель­ным) созда­вать падеж­ную фор­му. Сами по себе эти коро­тень­кие сло­ва не име­ют лек­си­че­ско­го зна­че­ния. Они не изме­ня­ют­ся, и поэто­му у них нет грам­ма­ти­че­ских при­зна­ков. Эти сло­ва само­сто­я­тель­но не явля­ют­ся чле­на­ми пред­ло­же­ния. К ним отдель­но нель­зя задать вопрос. Это при­зна­ки слу­жеб­ной части речи — пред­ло­га.

Предлог это

ОпределениеПредлог — это слу­жеб­ная часть речи, кото­рая выра­жа­ет зави­си­мость слов в сло­во­со­че­та­нии и пред­ло­же­нии.

Чтобы убе­дить­ся в этом, рас­смот­рим пред­ло­же­ние:

На небе пока­за­лась луна из-за облаков.

Значит, пред­ло­ги — это сло­ва, кото­рые вме­сте с кос­вен­ны­ми паде­жа­ми имен суще­стви­тель­ных, место­име­ний, чис­ли­тель­ных выра­жа­ют раз­лич­ные отно­ше­ния меж­ду эле­мен­та­ми сло­во­со­че­та­ния и пред­ло­же­ния.

Определение

Предлог – служебная часть речи, предназначенная для выражения отношений между зависящими друг от друга словами.

Вместе с окончаниями слов предлоги служат для связи слов в словосочетаниях и предложениях.

Особенностью предлогов является то, что они не изменяются. Они не являются членами предложения, а лишь входят в состав членов предложения, к которым относятся.

Виды предлогов.

По морфологическим признакам предлоги можно поделить на три вида:

  1. Простые предлоги – предлоги, которые состоят из одного слова, которое имеет одну основу: на, в, по, к, с, изо, над, около, после, до, благодаря и др.
  2. Сложные предлоги – предлоги, которые состоят из одного, но имеют два корня и пишутся через дефис: из-под, из-за, по-над и др.
  3. Составные предлоги – это предлоги, которые состоят из двух или более слов: в течение, в продолжение, в отличие от, несмотря на и др.

По происхождению предлоги бывают:

  • Непроизводные предлоги – это обычные предлоги, которые нельзя связать с образованием от какой-либо части речи: от, на, в, при, к, по, из, за и многие другие. К непроизводным предлогам также относятся сложные предлоги: по-над, из-за, из-под.
  • Производные предлоги – это предлоги, образованные от других частей речи (существительными, глаголами и др.): в течение, в продолжение, несмотря на, ввиду, вроде и др.

Виды предлогов по составу

По составу предлоги бывают:

Предлоги с одинаковым смысловым значением – это синонимы: близ реки, у реки. С противоположным значением – антонимы: в игре – вне игры, перед стеной – за стеной.

По составу

Предлоги бывают простыми, составными и сложными.

Простые предлоги состоят из одного слова (например: к, около, под, благодаря и др.), составные – из нескольких слов (например: в течение, в связи с, несмотря на, начиная с и др.), сложные – из двух предлогов, которые пишутся через дефис (например: из-за, из-под и др.).

Разряды предлогов по происхождению

По происхождению предлоги бывают:

Непроизводные – не образуются из самостоятельных частей речи, не имеют конкретного значения и, как правило, состоят не больше, чем из трех букв. без, в, до, на, под, у, к, с, над, от, по, при.

Производные – получаются путем трансформации разных частей речи из самостоятельных в служебные, что сопровождается потерей ими морфологических признаков и лексического значения.

Предлог вокруг происходит от наречия:

Летает вокруг (предлог) цветка,

Много цветов вокруг (наречие).

По происхождению

Предлоги бывают непроизводными и производными.

Непроизводные предлоги ни от каких слов не образованы, производные – образованы от самостоятельных частей речи.

Список непроизводных предлогов: у, с, к, в (во), по, до, на, от (ото), под, над, при, без.

Производные предлоги могут образовываться от таких частей речи, как имена существительные (в течение, вследствие, насчет и др.), глаголы (несмотря на, благодаря, начиная с и др.), наречия (например: вокруг, вдоль, напротив и др.).

Разряды предлогов по значению

По значению предлоги бывают:

Некоторые предлоги могут быть использованы в разных значениях:

Мы долетели за час, прийти за советом, прятаться за углом.

По значению

Предлоги в русском языке вместе с окончаниями слов помогают выразить смысловые отношения. Приведем разряды предлогов с конкретными примерами:

  • времени (с, до, к, перед, после, через, за, в течении);
  • места (в, у, к, на, над, под, перед, около, вокруг, напротив, между);
  • причины (из-за, ввиду, вследствие, благодаря, по, от, за);
  • цели (ради, для, на);
  • образа действия (с, по, в, без);
  • объекта действия (о, об, по, про, с, насчет).

Один и тот же предлог может иметь несколько значений, поэтому разряд предлогов по значению определяется в контексте.

Список предлогов

Предлагаем вашему вниманию список распространенных предлогов с указанием падежей существительных и местоимений, с которыми их произносят:

  • в (во) – с винит. п. (в парк) и предлож. (в парке);
  • за – с винит. п. (за угол) и творит. (за углом);
  • без (безо) – с родит. п. (без умысла, безо всякого предупреждения);
  • к (ко) – с дат. п. (ко времени, к дому);
  • до – с родит. п. (до зимы);
  • на – с винит. п. (на стол) и предлож. (на столе);
  • для – с родит. п. (для урока);
  • вместо – с родит. п. (вместо него);
  • из, из-за, из-под – с родит. п. (из окна, из-за угла, из-под скамьи);
  • о (об, обо) – с винит. п. (об заклад) и предлож. (о маме, обо всем);
  • кроме – с родит. п. (кроме меня);
  • над (надо) – с творит. п. (над головой);
  • от (ото) – с родит. п. (ото сна, от друга);
  • с (со) – с родит. п. (с качели), с винит. п. ( размером со слона), с творит. п. (с сыном);
  • по – с винит. п. (по колено), дат. п. (по дороге) и предлож. (грустить по былому);
  • про – с винит. п. (сказ про Петра);
  • у – с родит. п. (у машины);
  • среди – с родит. п. (среди сосен);
  • под (подо) – с винит. п. (под глаза) и творит. (под подушкой).

Комментировать0 (Пока оценок нет)
Загрузка…Похожие публикации:

Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Отменить ответВаше имяВаш e-mailВаш комментарий Информация об авторе.Свежие записи

  • Основная мысль текста и как ее определить
  • Дополнение, определение, обстоятельство
  • Правописание числительных
  • Публицистический стиль речи
  • Как определить стиль текста и тип речи

Разряды предлогов (с таблицей)

Предлоги Разряды предлогов (с таблицей)0 комментариев

Составные предлоги

Предлоги Составные предлоги0 комментариев

Слитное и раздельное написание производных предлогов

Предлоги Слитное и раздельное написание производных предлогов0 комментариев

Производные предлоги

Предлоги Производные предлоги0 комментариев

Правописание предлогов

Предлоги употребляются только со словами, которые изменяются по падежам, и пишутся с ними раздельно:

спать на кровати, добавить к трём, стоять между ними.

Предлоги необходимо отличать от приставок, которые пишутся слитно со словами, к которым они относятся. Чтобы отличить предлог от приставки надо запомнить что:

  1. Предлоги не употребляются с глаголами — у глаголов бывают только приставки:написал, погуляю, задумали.
  2. После предлога всегда можно поставить падежный вопрос:бабочка села на (что?) цветок,гуляли вдали от (чего?) дома.
  3. Между предлогом и словом, к которому он относится, можно вставить ещё какое-нибудь слово (местоимение или прилагательное):бабочка села на синий цветок,гуляли вдали от моего дома.

После приставки к остальной части слова нельзя поставить падежный вопрос и между приставкой и корнем никакого слова вставить нельзя:

свернуть в проулок, почувствовать сладкий привкус.

В предлогах в течение, в продолжение, вследствие, в заключение, в завершение, наподобие, в отличие от на конце пишется Е.

Предлоги в течение и в продолжение имеют значение времени, они являются синонимичными и могут заменять друг друга:

в течение дня – в продолжение дня.

Примечание: у существительных течение, продолжение, следствие в предложном падеже пишется окончание И:

в течении реки, в следствии по делу, в продолжении книги.

Раздельное, слитное и дефисное написание предлогов не подчиняется никаким правилам, поэтому правильное написание предлогов надо запомнить или проверять по орфографическому словарю.Написание предлоговслитнораздельночерез дефис

ввиду, взамен, вместо, внутри, вроде, вслед, вследствие, вопреки, навстречу, наподобие, наперекор, напротив, насчёт, невзирая на, несмотря на, посередине (посредине), посредством, сверх, сбоку отв виде, в деле, в заключение, в меру, в области, в отличие, в отношении, в продолжение, в связи с, в силу, в смысле, в соответствии, в течение, в целях, во имя, за исключением, за счёт, по мере, по поводу, по причине, под видомиз-за,
из-под,
по-над,
по-под

Примечание: выражение иметь в виду пишется в три слова.

Предлог несмотря на пишется слитно, а деепричастие, от которого он образован (не смотря) — раздельно. Чтобы отличить предлог от деепричастия стоит запомнить, что предлог несмотря на можно заменить предлогом вопреки, а деепричастие не смотря можно заменить деепричастием не глядя:

несмотря на неприятности – вопреки неприятностям,

не смотря в глаза – не глядя в глаза.

Правописание

1.Через дефис пишутся предлоги из-за, из-под, по-над, по-за

2.Раздельно пишутся предлоги в течение, в продолжение, в отличие от, в заключение, в связи с, в силу, в целях, за счёт, в виде и др.

Пишутся слитноПредлоги Отличие от сочетания существительного с предлогом

3.Несмотря на, невзирая на(=хотя), вслед за(=за) пишутся в два слова [2]

Предлоги падежей

Предлоги употребляются только со словами, стоящими в косвенным падежах, с именительном падежом предлоги не употребляются.

Предлоги вместе со словами самостоятельных частей речи составляют предложно-падежную форму:

возле реки, по реке, через реку, над рекой.

Большинство предлогов употребляется только с каким-нибудь одним падежом. Некоторые предлоги употребляются с двумя падежами и только два предлога (с и по) употребляются с тремя падежами:Предлогис одним падежомс двумяс тремяР.Д.В.Т.П.

без, близ, вблизи, в виде, ввиду, вдали от, вдоль, в зависимости от, в отличие от, вместо, вне, внутри, внутрь, возле, в отношении, вокруг, впереди, в порядке, в продолжение, вследствие, в области, в течение, во время, в деле, в духе, в заключение, в знак, во избежание, во имя, в качестве, в количестве, в начале, в кругу, в лице, в меру, в рамках, в противовес, вроде, в свете, в силу, в случае, в смысле, в результате, в ходе, в целях, в честь, в центре, вплоть до, в сторону от, до, для, за исключением, за счёт, из, из-за, изнутри, из-под, исходя из, касательно, кроме, кругом, мимо, наискось, накануне, напротив, наподобие, на дело, на предмет, на протяжении, на пути, не считая, незадолго до, начиная с, около, от, относительно, подле, позади, по мере, поперёк, после, посреди, посредине, посредством, прежде, поверх, помимо, против, путём, по линии, по поводу, по причине, по случаю, по части, ради, сбоку, сверху, свыше, сзади, снизу, среди, со стороны, с течением, умеждус
благодаря, вопреки, вслед, в противовес, в направлении к, в отношении к, к, навстречу, наперекор, применительно к, по пути к, по отношению к, подобно, смотря по, согласно, соответственно, соразмерно, судя по по
включая, в борьбе за, в направлении на, в ответ на, исключая, не считая, несмотря на, невзирая на, про, с, сквозь, спустя, через (чрез)в (во), за, на, о, об (обо), подпо, с
в соответствии с, вместе с, вслед за, в сравнении с, над (надо), наравне с, наряду с, перед (пред, предо), по сравнению с, следом за, согласно с, сообразно, соразмерно, в связи с, одновременно смежду, за, подс
при, по вопросу о, не говоря ов, на, о (об, обо)по

Как подчёркиваются предлоги?

Производные пред­ло­ги отли­ча­ем от само­сто­я­тель­ных частей речи в кон­тек­сте. К пред­ло­гу нель­зя задать вопрос. Он состав­ля­ет еди­ное целое с тем сло­вом, с кото­рым упо­треб­ля­ет­ся в пред­ло­же­нии. Самостоятельно пред­лог не явля­ет­ся чле­ном пред­ло­же­ния. В пред­ло­же­нии он под­чер­ки­ва­ет­ся соот­вет­ству­ю­щей лини­ей вме­сте с тем сло­вом, падеж­ную фор­му кото­ро­го созда­ет.

приставки и предлоги 3 класс карточки для тренировки

Приставки и предлоги в русском языке часто похожи друг на друга, что становится причиной ошибок на письме. Чтобы их не допускать, ученики уже со 2 класса должны знать, чем отличаются приставки от предлогов и по какому правилу пишутся те и другие. Если тема усвоена хорошо, ошибок на письме не будет, и школьник без труда справится с заданиями.

Предлоги

Предлог — это часть речи. Предлог служит для связи слов в предложении. Пишется отдельно от слова, к которому относится.

без (безо), близ, в (во), вне, для, до, за, из (изо), к (ко), между, на, над (надо), о (об, обо), от (ото), перед (передо), по, под (подо), при, ради, c (со), сквозь, среди, у, через

Нет ниточки связать слова?
Предлог поможет нам всегда!
С глаголом рядом не стоит,
Писать с пробелом нам велит!

  • Между предлогом и словом можно поставить вопрос или другое слово: у (какого?) дерева, у (высокого) дерева.
  • У глаголов нет предлогов: убежать, отбежать, забежать.
  • Предлоги служат для связи слов.
  • Предлоги пишутся раздельно со словами.

Приставки

без-(бес-), в-(во-), вы-, до-, за-, из-(изо-), на-, недо-, над-(надо-), не-, о-, об-(обо-), от-(ото-), пра, по-, под-(подо-), пере-, пре-, пред-(предо-), при-, про-, с-(со-), через

  • Приставка — это часть слова.
  • Приставки служат для образования новых слов.
  • Приставки пишутся слитно со словами.
  • Между приставкой и словом вопрос вставить нельзя.
  • Употребляется со словами, отвечающими на разные вопросы.

Отличие приставки от предлога

Многие традиционно русские приставки звучат и пишутся также как и предлоги:

Например: дотянуться до дерева; вбежать в воду; написать на конверте; сбросить с лавочки.

Поэтому необходимо знать правила, чтобы отличать приставку от предлога и не совершать ошибок при написании слов!

Чтобы понять, приставка это или предлог, необходимо выполнить следующие приемы проверки: можно ли вставить между словом и предполагаемым предлогом вопрос или другое слово?

Например: добежать (до чего?) до подъезда или до моего подъезда; посмотреть (на кого?) на кота или на пушистого кота; отплыть (от чего?) от берега или от высокого берега.

Между приставкой и корнем невозможно вставить слово. Приставка пишется слитно со словом.

Предлоги и приставки: карточки

Приставки и предлоги: карточки для тренировки

приставки и предлоги 3 класс карточки для тренировки

  1. Спиши, раскрывая скобки. Выдели приставки.

(В)летел (в)окно; (в)ходим (в)зал; (за)бежал (за)угол; (во)шёл (во)двор; (про)шептал (про)себя; (по)плыли (по)реке; пароход (от)чалил (от)пристани; лодку (от)толкнули (от)берега.

t1570535838aa.jpg

1 Слова с одним слогом не переносятся. Верно: мозг, стол, бренд . Неверно: мо-зг, ст-ол, бр-енд .

2 Нельзя переносить часть слова, не являющуюся слогом. Верно: ма-гистр, степь . Неверно: маги-стр, сте-пь .

3 Нельзя отрывать от слова одну гласную букву . Верно: зем-ля, ар-буз, чу-жую . Неверно: земл-я, а-рбуз, чужу-ю .

4 Нельзя отрывать согласную от следующей за ней гласной в слоге (нельзя разрывать слог) . Верно: га-зе-та, ри-со-вать . Неверно: газ-ета, рис-овать, рисов-ать .

5 Нельзя отрывать буквы ь, ъ — от предшествующей согласной, букву й — от предшествующей гласной . Верно: конь-ки, ко-ньки, подъ-ём, кой-ка . Неверно: кон-ьки, под-ъём, ко-йка .

НЕПРОИЗНОСИМЫЙ СОГЛАСНЫЙ:

Чтобы проверить непроизносимые согласные: в, д, л, т, нужно подобрать однокоренное слово, чтобы эти согласные отчётливо произносились.

РАДОС Т НЫЙ – РАДОС Т Ь,

ЗВЁЗ Д НЫЙ – ЗВЕЗ Д А,

СО Л НЦЕ – СО Л НЕЧНЫЙ.

ПАРНЫЙ СОГЛАСНЫЙ В КОРНЕ:

Б В Г Д Ж З

I I I I I I

П Ф К Т Ш С

Ты сомнительный согласный

Проверяй скорее гласной.

ПЛОД – ПЛОДЫ, СКАЗКА – СКАЗАТЬ.

БЕЗУДАРНЫЙ ГЛАСНЫЙ В КОРНЕ:

Если в корне гласный звук

Вызвал вдруг сомнение,

Ты его немедленно

Ставь под ударение .

Г О РА – Г О РЫ, ТР А ВА – ТР А ВЫ, Р Я ДЫ – Р Я Д

Вспомогательное

у, с, без, до, от, из, из-под, возле, подле, для, около

в, на, за, под, перед, про, сквозь, через

кем? чем? где? куда?

с, за, над, под, перед, между

о ком? о чём? где?

Главные члены предложения.

предложения

Что обозначает

Примеры предложений

Льёт дождь. Он скоро пройдёт.

что делает? что делал?

что будет делать?

Ученики читают и пишут.

Разбор предложения

Какое предложение по цели высказывания?

Какое предложение по интонации?

Распространенное оно или не распространенное?

О ком или о чём говорится в предложении? Подчеркни подлежащее.

Что говорится о подлежащем? Подчеркни сказуемое.

Разбираем группу подлежащего. Ставим вопрос от подлежащего к словам, связанным с ним по смыслу.

Разбираем группу сказуемого. Ставим вопрос от сказуемого к словам, которые его поясняют.

Ставим вопрос от главного члена к второстепенному, его поясняющему.

Пример : После дождей в лесу пошли грибы . (Повествоват., невосклиц., распростр, простое.)

Что? Грибы – это подлежащее. Грибы (Что сделали?) пошли. – Это сказуемое. От подлежащего вопрос задать нельзя .

Задаём вопрос от сказуемого . Пошли (где?) в лесу – это вт.член.- обстоятельство. Пошли (когда?) после дождей - это вт.член.- дополнение. После дождей (каких?) теплых - это вт.член.- определение.

СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

КАКОЙ? КАКАЯ?

КАКОЕ? КАКИЕ?

н. ф. ЧТО ДЕЛАТЬ?

н. ф. ЧТО СДЕЛАТЬ?

ЧТО СДЕЛАЕТ?

дополнение, обстоят.

определение

РАБОТА НАД ОШИБКАМИ

1 .Перенос слова ( П.С. ) – раздели слово на слоги, подчеркни гласные. Напиши ещё два слова.

Делай так: оси – на, ка – ран – да – ши, паль - то.

2 .Мягкий знак ( С.М.З. ) – выпиши слово правильно. Подчеркни мягкий знак. Напиши ещё два слова.

Делай так: ходить, водить, наливать.

3 . Жи – ши, ча – ща, чу - щу – выпиши слово правильно, подчеркни правило. Напиши ещё два слова.

Делай так: малыши, машина, шило.

4 . Безударная гласная ( Б.Г. ) – выпиши слово правильно. Поставь в слове ударение, подчеркни безударную гласную в корне. Подбери проверочное слово так, чтобы ударение падало на гласную.

Делай так: волна – волны, выходил – ходит.

РАБОТА НАД ОШИБКАМИ

5.Словарное слово ( СЛ.С. ) – напиши слово правильно три раза. Запомни, как оно пишется. Подчеркни букву, в которой была допущена ошибка.

Делай так: ребята, ребята, ребята.

6.Парные звонкие и глухие согласные ( ПАР.С. ) – выпиши слово правильно. Подчеркни парную согласную в корне. Подбери проверочное слово так, чтобы после согласной стояла гласная.

Делай так: морозы – мороз, ягодка – ягоды.

7. Разделительный мягкий знак ( Р.М.З. ) – выпиши слово правильно. Подчеркни мягкий знак. Подчерни буквы, которые разделяет мягкий знак. Напиши ещё два слова на это правило.

Делай так: листья, деревья, вьюга.

8. Разделительный твёрдый знак ( Т.З. ) – выпиши слово правильно. Подчеркни твёрдый знак.

Выдели приставку и подчерни букву ( Е, Ё, Ю, Я), которые разделяет твёрдый знак. Напиши ещё два слова на это правило.

Делай так: въехал, съезд, объявление.

РАБОТА НАД ОШИБКАМИ

9 . Непроизносимые согласные ( Н.С. ) – выпиши слово правильно. Подчеркни непроизносимый согласный. Выдели корень. Подбери проверочное слово так, чтобы согласный хорошо слышался.

Делай так: звёздный – звезда, звёздочка.

12. Правописание предлогов ( П.ПР. ) – выпиши слово вместе с предлогом. Докажи, что предлог со словом пишется раздельно: между предлогом и словом подставь другое слово. Подчеркни предлог.

Напиши ещё два слова с таким же предлогом.

Делай так: к (высокому) дереву, к (маленькой) девочке, к (грузовому) самолёту.

Фонетический разбор слова

1.Сколько в слове слогов, какой по счёту ударный?

2.Гласные звуки: ударные, безударные. Какими буквами обозначены?

3.Согласные звуки: парные и непарные, глухие и звонкие, твёрдые и мягкие. Какими буквами обозначены?

Читайте также: