Предания и мифы средневековой ирландии м 1991 краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

Я думала, что исландская мифология уже достаточно упоротая, но до ирландской ей далеко как до звезд. Может, дело еще в том, что ирландская не так растиражирована и поэтому кажется еще более непривычной. В любом случае, местами это мироощущение просто непостижимо, и от этого кажется одновременно жутковатым и комичным. Как водится, герои саг — воины, периодически подвергающие друг друга всяким страшным смертям, но кроме этого — хитрые или невинные женщины, друиды, филиды (поэты) и брегоны (законоведы).

Первая сага, "Битва при Маг Туиред", среди прочего рассказывает о том, как в Ирландии появились Племена Богини Дану. Эту же историю продолжают в "Книге захватов Ирландии". Это наиболее "исторические" саги, дальше в моем сборнике идут истории про захват женщин и борьбу за власть.

Самая упоротая и яркая, на мой взгляд — "Разрушение дома Да Дерга". Чего стоят только прекрасные гейсы, которые в ней даются королю Конайре (и которые он все нарушает, что и ведет его к гибели):

"Нельзя обходить тебе Брегу слева направо, а Тару справа налево.

Нельзя убивать тебе диких зверей Керны.

Нельзя тебе проводить ночь в таком доме, откуда наружу виднелся б огонь или свет был заметен оттуда.

Три Красных не должны пред тобой идти к дому Красного.

Не должен случиться грабеж в правлении твоем.

Да не войдут в твое жилище после захода солнца одинокий мужчина или женщина.

Не должно тебе решать спор двух рабов."

Особенно про Красных мне нравится.

Еще один запрет Конайре, уже из другой саги: "Не глядеть на закат и восход солнца в Таре". Учитывая, что Тара — это его столица, непростой зарок.

Еще один король с перечнем феерических гейсов — Кормак из "Разрушения дома Да Хока":

"гейс слушать прорезную арфу, гейс преследовать птиц с Маг да кео, гейс пускать своих конец через ясеневое ярмо, гейс плавать с птицами Лох Ло, гейс встречать женщину на Сенат Мор, гейс переходить посуху Синанд и гейс заходить в дом Да Хока".

Вы не поверите, он этот чудик умудрился нарушить даже гейс про "плавать с птицами"))

Но и это еще не все, потому что помимо гейсов людей, были еще гейсы, гм, топонимов или местостей:

"Три гейса лежали на Тальтиу: гейс смотреть на нее через левое плечо, гейс проезжать по ней, не сходя на землю, и гейс что-нибудь бросить на ней без нужды после захода солнца".

Замечу, что и до захода солнца нечего мусор разбрасывать, и хорошо бы всех за это наказывали, но что случилось с теми, кто это делал на Тальтиу после захода солнца, нам саги не говорят — наверное, их кишки унес ворон на конек крыши, как в Ирландии это принято))

Мне не хочется пересказывать саги, тем более, что это и невозможно. Общего понимания у меня тоже немного, несмотря на тщательно прочитанные сопутствующие статьи — слишком много там темных мест, не говоря уж о том, что запомнть все бесчисленные имена и названия, а также кто кому приходился родней, просто невозможно. Но это очень весело, хотя при чтении подряд и изрядно утомляет — не всегда удается полноценно уследить за сюжетом, опять же, из-за обилия имен и недостатка логической связи между отдельными событиями.

Коллектив авторов История - Предания и мифы средневековой Ирландии

Коллектив авторов История - Предания и мифы средневековой Ирландии краткое содержание

В книгу включены впервые переведенные на русский язык произведения мифологического и исторического (или королевского) циклов, а также более позднего по происхождению цикла Финна. Публикуются некоторые из так называемых преданий "о старине мест", ряд малых саг и другие источники, воплощающие духовную и нравственыную культуру прошлого. Для филологов, историков и широкого круга читателей, интересующихся европейской культурой.

Предания и мифы средневековой Ирландии - читать онлайн бесплатно полную версию (весь текст целиком)

Предания и мифы средневековой Ирландии - читать книгу онлайн бесплатно, автор Коллектив авторов История

Предания и мифы средневековой Ирландии

Андреев Л.Г., Дмитриев С.С.,

Засурский Я.Н., Козаржевский А.Ч.,

Кукушкин Ю.С., Кулешов В.И.,

Кусков В.В., Николаев П.А.,

Семанов В.И., Тахо-Годи А.А.,

Тимофеев Н.С., Хорошев А.С.,

Издательство Московского университета 1991

Предания и мифы средневековой Ирландии

Под редакцией Косикова Г.К.

Составление, перевод, вступительная статья и комментарии Шкунаева С.В.

доктор филологических наук Михайлов А.Д.,

кандидат филологических наук Калыгин В.П.

Герои и хранители ирландских преданий

В Новое время об Ирландии заговорили как о стране, где на душу населения приходится больше легенд и сказок, чем где бы то ни было еще в Западной Европе. Один из фольклористов решился даже утверждать, что в любом приходе ирландского графства Голуэй больше хороших сказочников, чем на всем остальном континенте[1]. Возможно, тут есть и не чуждое кельтскому духу преувеличение, но нельзя отрицать, что этот маленький остров на крайнем западе Европы действительно имеет богатейшую фольклорную традицию, еще до недавнего времени питавшуюся патриархальным укладом жизни многих ирландских графств. Не столь очевидна для неспециалистов, однако совершенно безусловна ее связь с многообразным миром ирландских средневековых саг, попавших на страницы рукописей после утверждения в V веке на острове христианства и дошедших до нас вопреки всем обстоятельствам, которые не раз угрожали самому существованию кельтской культуры страны.

Слово сага (которое вообще неирландского происхождения) сделалось употребительным лишь в Новое время. Сами ирландцы называли свои повествования словом seel "повесть", "история". Много ли их сохранилось? Разорительные набеги викингов, нашествие рыцарей-норманнов, тяжелые времена английского владычества в Ирландии стали причиной гибели множества рукописей, и все же литература средневековой Ирландии уступает в Европе по своему богатству лишь греческой и латинской[2].

С VI по X век в Ирландии постоянно трудились не менее ста скрипториев, деятельность которых далеко не сводилась к текстам религиозного содержания. Рукописи более позднего времени по большей части восходят к правариантам, возникшим именно в эту эпоху, но все же — сколько нитей традиции было перерезано и утеряно, — трудно даже предположить.

В нашем распоряжении имеются восходящие к X веку списки саг[3], где упомянуто около 200 названий, а общее количество историй, которое должно было быть известно высшему по рангу поэту — олламу, определено в 350. 250 из них считались "главными" (primscela), а 100 — "вводными" или "предшествующими" (remscela). Это первый из принципов классификации саг, которого придерживались ирландские поэты, называвшиеся филидами. Вторым принципом было деление саг по сюжетам: сватовство, похищения, разрушения, видения и т. д. Уже в Новое время к ним добавился третий принцип: отнесение саг к одному из так называемых циклов — уладскому, циклу Финна, мифологическому и историческому, или, иначе, королевскому. С первым из этих циклов русский читатель уже мог познакомиться[4], а в этой книге он найдет образцы двух последних. Зачем же понадобилось само понятие "цикл саг", и можно ли говорить, что оно органически вытекает из материала сохранившихся памятников, а не привнесено волей современного исследователя? Корпус текстов, как нам кажется, не дает на этот вопрос однозначного ответа.

Естественно допустить, что уже в самые ранние времена ирландские поэты осознавали членение саг на несколько больших групп в зависимости от того, какие в них являлись типы персонажей и коллизии. На это наводит и такое, высказанное, правда, не в первые века христианской культуры, утверждение: "Тот не филид, кто не согласовывает и не связывает между собой саги"[5]. И все же никаких прямых указаний на определенную группировку саг по циклам в раннеирландской традиции не существует. Скорее, филиды видели в сагах какой-то иной внутренний источник упорядочивания, не раз личаемый современным взглядом. Авторы одного из серьезных исследований кельтского прошлого[6] полагают, что этот источник — в долго удерживаемой сагами религиозно-магической роли и строгой приуроченности исполнения к определенным моментам бытия. Примечательно, что тексты сказаний пестрят указаниями на то, что исполненные при обстоятельствах, сходных с сюжетами саг, они могли даровать удачу. Это соображение существенно, но не может быть единственным ключом и применено ко всем сагам в одинаковой степени. Так или иначе, но некоторые из них все-таки обнаруживали тенденцию к естественной циклизации и образованию единства более высокого уровня. На примере известнейшего ирландского эпоса, "Похищения Быка из Куальнге", мы видим, что некоторые повествования могли сливаться друг с другом, а иные как бы подстраиваться к основным сюжетным коллизиям главного текста[7]. Нужно только оговориться: некоторое надсаговое единство, заметное в одних случаях, совершенно не чувствуется в других. Случается и так, что смысловую связь можно обнаружить между сагами, принадлежащими вообще к разным циклам.

Итак, в филологии Нового времени роль термина ("цикл") приобрело понятие, в актуализации которого сама традиция не испытывала необходимости. Определение "цикл саг" не есть еще конкретный инструмент познания, а лишь приглашение к этому познанию, некая отправная точка.

Утверждение в Ирландии христианства в V веке стало рубежом не только в ее собственной истории, но и в жизни всего кельтского мира, на огромных территориях которого не осталось больше ни одного уголка, питающегося исключительно собственными традициями. Завоевание Ирландии, для которого некогда, по мнению Тацита, у Рима не хватило всего одного легиона, совершилось новой религией мирно, безболезненно и оказалось на редкость прочным. Последнее утверждение давно сделалось общим местом научных исследований и популярных работ, и все же с ним стоит обходиться повнимательней.

Действительно, Ирландия — остров без святых-мучеников. Чаще всего не останки претерпевших страшную смерть за веру служили здесь священными реликвиями, а книги, колокольчики, посохи великих проповедников и основателей монастырей, первых епископов и чудотворцев. Величайший из них — Святой Патрик. Выходец из Британии, он, по легенде, был захвачен ирландскими разбойниками и увезен в Улад, северное королевство Ирландии, где несколько лет пас стада. В один прекрасный день Патрику было внушение свыше бежать и укрыться на корабле, направлявшемся в Галлию. Там Патрик стал христианином. Ему удалось вернуться к семье, и когда, казалось, все ужасы были позади, судьба его приблизилась к главному своему рубежу: голос всевышнего повелел ему вернуться в Ирландию и обратить в христианство ее жителей.

Содержание

С.В. Шкунаев. Герои и хранители ирландских преданий

  • Битва при Маг Туиред (перевод С. Шкунаева)
  • Из "Книги захватов Ирландии" (перевод С. Шкунаева)
  • Сватовство к Этайн (перевод С. Шкунаева)
  • Установление владений Тары (перевод С. Шкунаева)
  • Воспитание в Домах Двух Чаш (перевод С. Шкунаева)
  • Разрушение Дома Да Дерга (перевод С. Шкунаева)
  • О потомстве Конайре Великого, о приходе Мускрайге из Маг Брег (перевод С. Шкунаева)
  • Разрушение Дома Да Хока (перевод С. Шкунаева)
  • Разрушение Динн Риг (перевод С. Шкунаева)
  • Видение Фингена (перевод С. Шкунаева)
  • Битва при Маг Мукриме (перевод С. Шкунаева)
  • Песни Дома Бухета (перевод С. Шкунаева)
  • Изгнание Десси (перевод С. Шкунаева)
  • Приключения Фергуса, сына Лейте (перевод С. Шкунаева)
  • Борома (перевод С. Шкунаева)
  • Битва при Алмайне (перевод С. Шкунаева)
  • Убийство Ронаном родича (перевод С. Шкунаева)
  • Смерть Кримтана, сына Финдаха, и трех сыновей Эохайда Мугмедона: Бриана, Айлиля и Фиаха (перевод С. Шкунаева)
  • Приключения сыновей Эохайда Мугмедона (перевод С. Шкунаева)
  • Сватовство к Луайне и смерть Атирне (перевод С. Шкунаева)
  • Старина мест (перевод С. Шкунаева)
  • Разговор двух мудрецов (перевод С. Шкунаева)

С.В. Шкунаев. Комментарии
С.В. Шкунаев. Приложение. Несколько замечаний по поводу раннеирландской генеалогической традиции

Выбрав категорию по душе Вы сможете найти действительно стоящие книги и насладиться погружением в мир воображения, прочувствовать переживания героев или узнать для себя что-то новое, совершить внутреннее открытие. Подробная информация для ознакомления по текущему запросу представлена ниже:

Коллектив авторов История Предания и мифы средневековой Ирландии

Предания и мифы средневековой Ирландии: краткое содержание, описание и аннотация

В книгу включены впервые переведенные на русский язык произведения мифологического и исторического (или королевского) циклов, а также более позднего по происхождению цикла Финна. Публикуются некоторые из так называемых преданий "о старине мест", ряд малых саг и другие источники, воплощающие духовную и нравственыную культуру прошлого. Для филологов, историков и широкого круга читателей, интересующихся европейской культурой.

Коллектив авторов История: другие книги автора

Кто написал Предания и мифы средневековой Ирландии? Узнайте фамилию, как зовут автора книги и список всех его произведений по сериям.

Коллектив авторов История: Всемирная история: в 6 томах. Том 2: Средневековые цивилизации Запада и Востока

Всемирная история: в 6 томах. Том 2: Средневековые цивилизации Запада и Востока

Коллектив авторов История: Средневековые цивилизации Запада и Востока

Средневековые цивилизации Запада и Востока

Коллектив авторов История: Всемирная история: в 6 томах. Том 3: Мир в раннее Новое время

Всемирная история: в 6 томах. Том 3: Мир в раннее Новое время

Коллектив авторов История: Память о блокаде. Свидетельства очевидцев и историческое сознание общества: Материалы и исследования

Память о блокаде. Свидетельства очевидцев и историческое сознание общества: Материалы и исследования

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

Коллектив авторов История: Октябрьское вооруженное восстание в Петрограде

Октябрьское вооруженное восстание в Петрограде

В течение 24 часов мы закроем доступ к нелегально размещенному контенту.

Марина Скржинская: Скифия глазами эллинов

Скифия глазами эллинов

Александр Немировский: Мифы древности: Индия

Мифы древности: Индия

Коллектив авторов: Война после войны

Война после войны

Коллектив авторов: История Украины. Научно-популярные очерки

История Украины. Научно-популярные очерки

Коллектив авторов: История Испании. Том 1. С древнейших времен до конца XVII века

История Испании. Том 1. С древнейших времен до конца XVII века

Коллектив авторов: Мир в ХХ веке

Мир в ХХ веке

Предания и мифы средневековой Ирландии — читать онлайн бесплатно полную книгу (весь текст) целиком

Кро Луга — так как мы не знаем точного расположения фигур и правил игры в фидхелл, то понять выражение затруднительно. Слово его имеет довольно широкий ряд значений — прежде всего "ограда", "огражденное место", "хижина" и т. п.

. случились в одно время. — Типичный для ирландской традиции пример переосмысления древних преданий и привязывания их к известным событиям мировой истории.

. зовется Греллах Доллайд Амрун Людей Богини. — Греллах Доллайд, ныне Гирли, — недалеко от города Келлс, графство Мит. Амрун — неясное слово; интерпретируется глоссаторами как amrae и run "великое намерение", "уговор".

. хозяев заезжих домов. — За отсутствием приемлемого эквивалента дается очень приблизительный перевод ирл. bruiden, часто встречающегося в сагах и иных памятниках. Обычно такой человек являлся состоятельным землевладельцем, чей дом располагался на проезжей дороге. В его обязанность входило проявлять практически неограниченное гостеприимство по отношению ко всем проходящим и проезжающим мимо. За эти весьма обременительные обязанности его цена чести (исходя из которой определялись общественное положение человека, возмещение за нанесенный ему ущерб и т. д.) равнялась цене чести короля племени, и такой человек пользовался большим почетом. Функции такого "заезжего дома" в традиции, видимо, не ограничивались чисто бытовой сферой (см. сагу "Разрушение Дома Да Дерга" и комментарии к ней).

. и брегонов. — Некогда знание и применение законов было, по всей видимости, привилегией друидов, но затем эти функции перешли к особой касте — к брегонам.

Матген — имя, связанное со значением "чары", "колдовство", как и валлийское Мат (имя правителя-чародея), а также галльское Маттон.

. двенадцать величайших гор Ирландии. — В ирландских преданиях часто упоминаются 12 главных рек, гор, долин и озер страны. Большинство из упомянутых здесь находятся в современных графствах Роскоммон и Слиго.

. в пору Самайна. — Имеется в виду один из четырех крупнейших ирландских праздников, отмечавшийся около 1 ноября и знаменовавший начало зимы. Одной из характерных его черт была взаимооткрытость в это время поту- и посюстороннего мира. С ним было связано немало важнейших ежегодных ритуалов (см. сагу "Разрушение Дома Да Дерга").

Морриган — одна из важнейших ирландских богинь, богиня войны и разрушения. Нередко выступала вместе со сходными по функциям богинями Махой и Бадб, на которых переносилось иногда и ее имя ("три Морриган").

. След Палицы Дагда. — Далее в тексте следует фрагмент так называемой реторики, которая чаще всего очень трудна для понимания. При переводе подобные фрагменты нами, как правило, опускаются.

. раздробит моя палица. — Оружием Дагда была чудесная палица, которая одним концом могла поразить сразу девятерых, другим же концом — вернуть их к жизни.

Слане — слово это значит "здоровье". Мифологический персонаж с этим именем упоминается традицией среди людей Партолона (о нем см. ниже, комм. 19 к преданиям "старины мест"), известен как первый лекарь в Ирландии.

Бриг — речь идет о богине Бригите (см. вступительную статью), считавшейся покровительницей поэтического ремесла, мудрости и тайного знания. Ее именем иногда обозначались три женских персонажа, связанных с искусством врачевания и кузнечным делом. Бригита иногда представлялась в образе птицы с человеческой головой или трех птиц — журавлей либо петухов. В Галлии римского времени богиня со сходными функциями почиталась скорее всего в образе Минервы.

Дробеза — ныне река Дроувз, впадающая в залив Донегал; отделяет графство Донегал от графства Лейтрим.

Каирн — так назывались сложенные из камней возвышения или просто одиноко стоящие камни, связывавшиеся со знаменитыми погребениями, памятью о каких-либо событиях и пр.

Лох Луйбе — Озеро Трав.

. и прикрыв один глаз. — Широко известная в ирландской традиции ритуальная поза, дарующая человеку прикосновение к грани двух миров. Была обычной для целого ряда существ, в частности, по некоторым источникам, и для фоморов.

Читайте также: