Правильность записи задания на дом краткое содержание задания страницы учебника номер задания

Обновлено: 07.07.2024

Предложена авторская методика электронного домашнего задания, внедренного в образовательный процесс в 2016-2017 учебном году. В статье показаны формы и содержание документов для выполнения домашней работы по физике в электронной форме (далее электронное домашнее задание - ЭДЗ) и мониторинга выполнения, результаты применения электронного ДЗ, проблемы, связанные с внедрением и способы их решения.

СОДЕРЖАНИЕ:

1. Актуальность изменения формы, структуры и содержания домашнего задания по физике.

2. Электронная форма домашнего задания: создание шаблона гипертекста, разработка рейтинговой шкалы, составление базовой части домашнего задания по вариантам.

3. Мониторинг выполнения домашнего задания: электронные формы контроля, анализ и коррекция содержания домашнего задания.

4. Анализ результатов применения новой формы домашнего задания, проблемы и их решение, преимущества электронной версии домашнего задания.

5. Новая форма домашнего задания как средство развития универсальных учебных действий (примеры заданий по физике).

6. Некоторые полезные ресурсы сети.

1. АКТУАЛЬНОСТЬ ИЗМЕНЕНИЯ ФОРМЫ, СТРУКТУРЫ И СОДЕРЖАНИЯ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ ПО ФИЗИКЕ

Домашнее задание необходимо не только для повторения изученного материала и подготовки учащихся к восприятию новой темы; с учетом требований ФГОС нового поколения домашнее задание является одной из форм самообразования учеников, развития универсальных учебных действий, ИКТ-компетентности, навыка смыслового чтения, т.е. развития метапредметных умений. В настоящее время возникает необходимость менять форму, структуру и содержание домашнего задания, т.к. новые стандарты обучения сталкиваются с некоторыми проблемами, связанные с записью, выполнением, а главное, с содержанием ДЗ, что влияет на качество усвоения учебного материала и общего развития ученика.

Проблемы, с которыми столкнулся автор статьи, следующие (возможно, они знакомы многим учителям-предметникам):

Использование заданий из учебника: мало развивающих заданий, нет вариантов, нет интерактивности; невозможно заменить, дополнить.

  • Фотография ДЗ на телефон не очень надежный способ записи ДЗ:
  • Доступно не всем (нет камеры на электронном устройстве (ЭУ), нет самого ЭУ);
  • Снимки не очень хорошего качества, требуется проверка на месте;
  • Нет контроля со стороны учителя, родителей, воспитателя.
  • Запись в электронном журнале тоже не всегда помогает, недостатки:
  • Несоответствие дат в журнале с реально проведенными занятиями (иногда бывает при замене уроков, болезни учителя и т.п.);
  • Журнал просматривается родителями нерегулярно.

Тем не менее, предлагаемая в статье форма ДЗ предполагает использование ЭЖ следующим образом:

К заданию по КТП прибавляется реальное ДЗ с номером (позволяет устранить путаницу с несовпадающими уроками по КТП и реально проведенными заданиями);

Загружается файл с ДЗ в формате Word или PDF (одно домашнее задание после каждого урока или все пособие в начале триместра/четверти) – у учеников всегда есть вариант ДЗ;

Использование вопросов, задач из учебника, задачника, дидактического пособия: к сожалению, практически для всех этих пособий в сети, на дисках и в печатном виде существуют Готовые Домашние Задания, предлагаемая форма электронного ДЗ может очень быстро меняться учителем и имеет локальное применение – ГДЗ для него нет.

2. ЭЛЕКТРОННАЯ ФОРМА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ: СОЗДАНИЕ ШАБЛОНА ГИПЕРТЕКСТА, РАЗРАБОТКА РЕЙТИНГОВОЙ ШКАЛЫ, СОСТАВЛЕНИЕ БАЗОВОЙ ЧАСТИ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ ПО ВАРИАНТАМ

Любой учитель, имеющий даже начальные навыки с программой Microsoft Office, сможет создать удобную для себя и своих учеников форму электронного домашнего задания. В статье предлагается универсальный вариант для большинства учителей-предметников, который просто изменить под свои цели и задачи.

КАК ВЫГЛЯДИТ ЭЛЕКТРОННОЕ ДЗ?

ЭДЗ – это текстовый файл с гиперссылками, осуществляющими переход по всему документу, а также на внешние источники в сети.

В файле представлено всё ДЗ за год (можно разделить по триместрам/четвертям/полугодиям).

ДЗ имеет три уровня: А – базовый (обязательный), В – расширенный (тренировочный), С – углубленный (творческий).

Каждое задание имеет рейтинговый балл, общий рейтинг определяет оценку за ДЗ, есть возможность получить “5/5”.

Электронная форма ДЗ предполагает изменение структуры и содержания домашнего задания: добавление или удаление уровней, изменение рейтинговой шкалы, добавление ресурсов, изменение условий выполнения ДЗ.

С первой страницы (см.рис.1) совершается переход на любое ДЗ по клику на номер, возврат – по клику на единицу в кружке.


Рис. 1. Первая страница ЭДЗ с условиями выполнения и внутренними/внешними ссылками


Рис.2. Содержание домашнего задания для 7-го класса (первое занятие)


Рис.3. Содержание домашнего задания для 7-го класса (по вариантам)

В приложении 2 представлен ознакомительный фрагмент ЭДЗ для 7-го класса: десять домашних заданий подряд, включающих следующие виды заданий: задача (по вариантам и общие), домашняя лабораторная работа, работа по таблице, задание из базы ЕГЭ (анализ текста, анализ ситуации), построение графика, создание интерактивного задания, вопросы по видеоролику, по изображению, конспект по видеолекции с выводом, качественные вопросы, создание стенгазеты, домашние эксперименты, составление текста к инфографике, создание интеллект-карты, преобразование текста в универсальный вид версии.

Задания из ознакомительного фрагмента прошли апробацию: выбраны задания для проверки репродуктивного уровня, определено 10 вариантов; распределен статус заданий (группа, класс, индивидуально).

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Садаева Татьяна Николаевна,

заместитель директора по УВР МБОУ "СОШ № 22" г.Салавата

Занятия в школе могут только

вдолбить в ребенка все правила,

добытые чужим пониманием,

но способность правильно пользоваться

ими разовьет только домашний

Проблема повышения эффективности обучения может быть успешно решена только при условии, если высокое качество урочных занятий будет подкрепляться хорошо организованной домашней работой учащихся. На уроках, как бы хорошо они не проводились, имеет место концентрированное запоминание, и знания переводятся лишь в оперативную, кратковременную память. Чтобы перевести в память долговременную, учащимся необходимо осуществить их последующее повторение, то есть требует организации их домашней учебной работы.

Важное значение имеет она также для воспитания учащихся, поскольку способствует формированию у них прилежания, самостоятельности, служит средством разумной и содержательной организации внешкольного времени.

Таким образом, домашняя учебная работа школьников является весьма важной составной частью процесса обучения и выступает одной из существенных форм его организации. От того насколько успешно идет приготовление домашних заданий, часто зависит и успешность учения в целом.

Ни в учебных, ни в методических пособиях до сих пор нет теоретического обоснования отбора домашних заданий. Есть лишь общие указания. Например, В.Я.Вивюрский сформулировал четыре принципа построения системы домашних заданий: принцип взаимосвязи классной и домашней работы; принцип самостоятельной учебной деятельности учащихся; принцип конкретизации абстрактного материала; принцип дифференциации и дозировки домашних заданий.

Из первого принципа следует, что домашние задания необходимо планировать так же, как и учебный материал, изучаемый на уроках. При этом следует учитывать, что система домашних заданий должна соответствовать системе уроков по теме. Так, разрабатывая систему домашних заданий по изучаемой теме из учебника, учитель определяет объем материала и его виды, распределяет материал по отдельным урокам, учитывая трудность его усвоения учащимися, отбирает разделы пройденных тем для повторения и включает их в уроки, определяет форму домашних заданий и объем на каждом уроке, продумывает рекомендуемые методы для ее выполнения.

Сущность домашней работы учащихся состоит в самостоятельном выполнении заданий учителя по повторению и более глубокому усвоению изучаемого материала и его применению на практике, развитию творческих способностей и дарований и совершенствованию учебных умений и навыков.

Домашнее задание – составная часть урока, направленная на повышение качества и эффективности полученных знаний на уроке. Лишь при единстве урочной и самостоятельной домашней работы обучающихся могут быть достигнуты образовательные и воспитательные цели.

Домашнее задание рассматривается как форма личностного развития ребѐнка, стимулирования интереса к учению, формирование творческого мышления. Оно должно нести для учащихся личную значимость, а потому ценность.

Изменение содержания и формы домашних заданий является одним из путей совершенствования процесса обучения. Домашние задания должны стать реальным инструментом формирования УУД.

Домашнее задание – это одна из форм учебной деятельности, направленная на усвоение и запоминание изложенного материала, либо, задание, основанное на самостоятельном усвоении материала, не требующего разъяснения учителя на уроке, а также проверка, которая и позволяет учителю изучить качество усвоения материала, наличие пробелов в знаниях.

- развитию творческого потенциала учащихся;

- росту личного потенциала одарённых и высокомотивированных учащихся;

- развитию умений и навыков проектной деятельности;

- формировании качеств самообразования.

При организации домашних заданий следует выполнять следующие требования:

Задание должно быть понятно каждому обучающемуся, т.е. все обучающиеся должны точно знать, что делать и как делать (ясность задания);

В задания должны вводиться вопросы для повторения основных разделов программы по обществознанию (установка на повторение пройденного);

Задание должно ориентировать учащихся на самостоятельный поиск решений, на использование полученных ранее знаний и навыков в новых условиях (развитие самостоятельности);

Каждое задание должно иметь трудность, но быть посильным для обучающихся. Эту трудность они могут преодолеть при максимальном использовании всех своих способностей и умений (установка на преодоление трудностей учения);

Задание не должно быть однообразным и однотипным. В заданиях должны встречаться нестандартные вопросы, вопросы для предварительного обдумывания, наблюдений (разнообразие заданий);

Задание должно носить характер вопроса, посильного для самостоятельного решения. Задания не достигают цели, если к ним не дан соответствующий инструктаж или, наоборот, они чрезвычайно просты и репродуктивны (должны иметь проблемный характер);

Задания должны включать в себя вопросы, требующие от обучающегося умений сравнивать, анализировать, обобщать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, формулировать выводы, применять усвоенные знания в новых ситуациях и т. П. (установка на развитие мышления);

Задание по обществознанию должно быть строго регламентировано и согласовано с заданиями по другим предметам (учет объема заданий).

На каком этапе урока обществознания лучше задавать домашнее задание? Задание, направленное на усвоение материала урока, лучше давать в конце урока. Задание, нацеленное на закрепление какого-либо навыка, лучше давать сразу после упражнений, вырабатывающих этот навык. Задание, контролирующее знания обучающихся, полезнее давать в начале урока.

Домашнее задание фиксируется учителем на доске, дается под запись в дневник с проверкой этой записи.

Учитель обязан ежедневно записывать в классный журнал содержание заданного задания по обществознанию на дом. Домашнее задание на доске должно полностью соответствовать записи домашнего задания на предметной странице классного журнала.

Необходим также грамотный подход к объёму и дозировке домашних заданий, это поможет в какой-то степени сохранить и здоровье учащихся.

Каждая общеобразовательная организация также вправе разработать свой локальный акт, который регулирует организацию домашнего задания (Положение об организации домашнего задания в ОО).

Домашняя учебная работа тесно связана с работой на уроке, органически вытекает из предыдущего урока, является его продолжением и готовит к последующему уроку.

Недопустимо, когда плохо подготовленный урок заканчивается домашним заданием, включающим проработку незаконченного на уроке нового материала и упражнений к нему. Непосильный объем задания порождает хроническое недопонимание.

Следует помнить, что домашнее задание разъясняется и задаётся до звонка с урока и должно быть предельно понятно обучающимся. Перегрузку вызывают и такие задания, о порядке и приёмах выполнения которых обучающиеся не имеют ясных представлений, а также задания, не скоординированные учителем по другим предметам.

Задавать задания на дом, если не была проведения в классе полная подготовка к выполнению подобных заданий.

Родители и дети также должны чётко знать основные гигиенические требования, касающиеся выполнения домашних заданий: организация рабочего места, ритм и продолжительность занятия, сосредоточенность при их выполнении. Лучше начинать выполнение домашнего задания в 15-16 часов, так как к этому времени отмечается физиологический подъем работоспособности. Учащиеся должны знать, что выполнить домашнее задание легче и быстрее в тот же день, когда оно было задано. Некоторым полезно прочитать параграф учебника до того, как его объяснит учитель.

Виды домашних заданий

Задание на дом может быть фронтальным, дифференцированным и индивидуальным, но всегда с учетом особенностей класса (установка на индивидуализацию заданий).

Дифференцированное задание дается в следующих случаях:

- не все учащиеся в классе могут получать домашнее задание (зависит от личных достижений);

- по результатам контрольных, проверочных, самостоятельных работ каждый учащийся получает индивидуальное домашнее задание;

- учащиеся, нуждающиеся в педагогическом сопровождении (болезнь, длительное отсутствие по семейным обстоятельствам) получают индивидуальное домашнее задание;

- высокомотивированные учащиеся получают домашнее задание повышенного уровня или получают задание с целью подготовки к олимпиадам;

- может быть групповое ДЗ.

Система домашнего задания отличается для слабоуспевающих детей.

Как организовать домашнее задание для слабоуспевающих учащихся или для детей с ОВЗ?

слабоуспевающий учащийся или ребенок с ОВЗ нуждается в нашем постоянном сопровождении – необходимо специально подбирать наиболее рациональную для таких учащихся систему упражнений;

более подробно объяснять порядок выполнения домашнего задания, предупреждая о возможных затруднениях в работе;

давать карточки-инструкции для выполнения определенного вида заданий;

давать задания по повторению пройденного материала, который требуется для усвоения новой темы по обществознанию;

необходимо составлять план ликвидации пробелов в знаниях учащихся, указать содержание задания или номера упражнений, сроки их выполнения.

Проверка домашнего задания как способ проверки знаний

Задание должно предопределять его проверку. При помощи контроля учитель воспитывает у обучающихся старательность, исполнительность и аккуратность в работе (установка на контроль). Обязателен анализ типичных ошибок.

Проверить выполнение домашнего задания – значит установить факт его выполнения, правильность выполнения, качество (как по содержанию, так и по форме), выявить самостоятельность выполнения, определить приемы, использованные учащимися при самостоятельной работе дома, в конечном счете, определить подготовленность учащихся к усвоению нового материала.

Домашние задания теряют смысл, если их регулярно не проверять. Если учитель отказывается от систематического контроля за выполнением домашнего задания или относится к нему недостаточно серьезно, он разочаровывает учеников, поскольку игнорирует их работу, их достижения и тем самым не стимулирует производительность их труда.

В зависимости от содержания и задач урока, проверка домашнего задания может осуществляться как в начале урока (если тема урока является продолжением предыдущей), так и в конце (если тема новая). Время на проверку регламентировано (не более 10 минут на уроке комбинированного типа). Поэтому в целях повышения результативности проверки следует активнее использовать доску, сигнальные карточки, тесты, схемы, перфокарты, игровые задания.

При проверке домашнего задания практикуются следующие способы:

Фронтальная проверка выполнения письменного задания;

Выборочная проверка письменного задания;

Фронтальный опрос по заданию;

Выполнение аналогичного упражнения;

Взаимопроверка, самопроверка выполненного задания;

Опрос с вызовом к доске;

Опрос по индивидуальным карточкам;

Проверка с помощью сильных учеников еще до начала урока.

Важно не затягивать проверку домашнего задания, что может привести к непродуктивным потерям учебного времени.

На сегодняшний день этап опроса учащихся и проверка состояния выполнения домашнего задания является самой неорганизованной составляющей урока (в большинстве случаев). Способы проверки домашних заданий желательно разнообразить. Следует избегать простого воспроизводства обучающимися полученных результатов, перечитывание текста, повторение заученного правила и тому подобное.

Проверить домашнее задание можно следующими способами:

- вызвать одного или нескольких учеников к доске и опросить по теме;

- провести фронтальный опрос (с места);

- выполнить аналогичную задачу;

- использовать индивидуальные карточки;

- провести выборочную проверку письменного задания;

- провести самопроверку или взаимопроверку письменного задания.

Проверка домашней работы может осуществляться учителем разными путями: устным опросом или попутным ознакомлением с письменными работами на уроке или просмотром тетрадей после урока. Проверка заданий в основном проводится в начале урока, однако может осуществляться и в конце, и в течение его в сочетании с работой над новым материалом. Некоторые учителя вместо проверки домашнего задания дают учащимся упражнения, аналогичные задаче, и на основе их исполнения делают вывод о качестве домашней работы. Наиболее распространена фронтальная проверка выполнения задания на уроке.

Примерное ПОЛОЖЕНИЕ

об организации и нормировании домашней работы обучающихся

в условиях реализации ФГОС

1. Общие положения.

1.1. Положение о домашнем задании для обучающихся определяет основные требования к организации домашней работы обучающихся в рамках освоения ими общеобразовательных программ, регламентирует цели, задачи, типы и объём домашних заданий по предметам.

1.3. Основная цель домашнего задания - организация домашней учебной работы обучающихся, формирование у них прилежания, самостоятельности, развития творческих способностей и склонностей.

1.4. Домашнее задание рассматривается как форма личностного развития ребёнка, стимулирования интереса к учению, формирование творческого мышления. Оно должно нести для обучающихся личную значимость, а потому ценность.

1.5. Домашняя работа обучающихся состоит в самостоятельном выполнении заданий учителя по повторению и более глубокому усвоении изучаемого материала и его применении на практике.

1.6. Домашнее задание служит средством разумной и содержательной организации внешкольного времени.

1.7. Изменение содержания и формы домашних заданий является одним из путей совершенствования образовательной деятельности.

1.9. Индивидуальные домашние задания задаются с целью преодоления пробелов в знаниях обучающихся, выработки практических умений, развития творческих способностей и склонностей хорошо успевающих учеников.

2. Правила выполнения домашней учебной работы, с которыми должен познакомить школьник

2.1. Процесс осмысления и усвоения знаний должен носить рассредоточенный характер (к изучению необходимо обращаться несколько раз в течение некоторого времени).

2.2. Домашние задания рекомендуется выполнять в день их получения.

2.3. Приступая к подготовке домашнего задания, обязательно нужно создать психологический настрой на их аккуратное выполнение и прочное усвоение изучаемого материала, детально продумать ту цель, которую необходимо достичь при выполнении домашнего задания.

2.4. Если домашнее задание включает в себя усвоение материала по учебнику и выполнение различных упражнений, то его подготовку надо начинать с работы над учебником: - вдумчиво прочитать параграф учебника, выделяя в нём важнейшие положения, правила, выводы и т.д.; - применить приёмы воспроизведения и самоконтроля: пересказ материала, составление плана, ответы на вопросы учебника и т.д. (если возникают затруднения, необходимо ещё раз поработать с учебником и добиться свободного и точного воспроизведения материала).

3. Основные требования к организации домашней работы.

3.1. Домашние задания должны даваться с учётом возможности их выполнения в примерных пределах. Необходимо предупредить излишнее увлечение домашними заданиями, которые могут привести к перегрузке обучающихся: исключить задания, рассчитанные только на механическую работу, слишком громоздкие задания, отнимающие много времени, но не дающие нужного положительного эффекта, а также задания, о приёмах выполнения которых обучающиеся не имеют ясных представлений. Постановка чёткой цели каждого домашнего задания, отбор их видов и реальная оценка всех возможностей обучающихся предупредит опасность перегрузки.

3.2. В 1-м классе домашние задания не задаются. Во 2-4 классах домашние задания не задаются на выходные, праздничные дни и каникулы. Исключение составляют предметы, изучаемые один раз в неделю. Суммарное время выполнения обучающимися домашних заданий не должно превышать:

2 - 3 классы – до 1,5 часов

4 - 5 классы – до 2 часов

6 - 8 классы – до 2,5 часов

9-11 классы – до 3,5 часов.

4. Основные требования, предъявляемые к домашнему заданию.

4.1. Необходимость домашнего задания должна быть обоснована. Если учитель может организовать работу так, что обучающиеся осваивают весь необходимый учебный материал на уроке, он может отказаться от домашних заданий на какой-то период. По степени трудности домашнее задание должно быть примерно равным или несколько легче тех, что выполнялись на уроке.

4.2. Для домашней работы предлагаются такие виды заданий, которые уже выполнялись обучающимися на уроке самостоятельно. Домашние задания должны быть посильными для большинства обучающихся класса.

4.3. Содержание задания должно быть понятно каждому ученику, т.е. все обучающиеся должны точно знать, что и как делать.

4.4. Объём домашних заданий на устных предметах не должен превышать объёма изученного материала на уроке.

4.5. Норма домашнего задания на письменных предметах не более 50% от объёма выполняемой работы на уроке.

5. Виды домашней учебной работы, используемые в школьной практике:

- индивидуальная учебная домашняя работа;

- групповая домашняя учебная работа (группа обучающихся выполняет какое-то задание, являющееся частью общего классного задания);

- одна на весь класс;

- составление домашней работы для соседа по парте (например, составить для соседа задания, аналогичные тем, что рассматривались на уроке);

- творческая домашняя работа (необходимо задавать на несколько дней вперёд).

6. Подготовка школьников к выполнению домашней работы, руководство ею со стороны учителя.

6.2. Задания, нацеленные на закрепление какого-либо навыка, лучше давать сразу после упражнений, вырабатывающих этот навык.

6.4. Работу по формированию умений выполнять задания, включённые в домашнюю работу, необходимо проводить на уроке.

6.5. В помощь обучающимся учитель может предлагать памятки по выполнению определённых видов домашней работы.

7. Требования к проверке домашней работы.

7.1. Методика проверки домашней работы должна быть гибкой, а формы её разнообразны, поскольку задача учителя заключается в том, чтобы взять под контроль не только системность выполнения каждым учеником домашнего задания, но и степень самостоятельности ученика при её выполнении, а также уровень усвоения учебного материала в процессе домашней работы.

7.2. Домашние работы теряют смысл, если их регулярно не проверять. Проверка домашнего задания проводится регулярно и связывается с изучаемым материалом.

7.3. Проверка домашнего задания может осуществляться как в начале, так и в середине и конце урока.

7.4. Выбор формы работы зависит от степени связи домашнего задания, его вида и цели с содержанием урока.

Возможные формы проверки:

- опрос с вызовом к доске;

- выполнение аналогичного упражнения;

- опрос по индивидуальным карточкам;

- взаимоконтроль обучающихся при работе в парах;

7.5. Формирование у школьников положительного отношения к учению в процессе выполнения домашних заданий является важнейшей задачей учителя в любом классе. Большие домашние задания ведут к снижению успеваемости.

В разделе "Задачи" мы рассмотрели несколько видов задач. Теперь поучимся оформлять решения к ним.

В вопросе задач такого типа всегда есть "Сколько всего?"

На школьном участке ребята посадили 7 лип и 4 клёна.

Сколько всего деревьев посадили ребята?


2. Задачи на нахождение остатка

В вопросе "Сколько . осталось?"

Мама с Юлей посадили 7 кустов смородины. Затем они полили 4 куста.

Сколько кустов смородины осталось полить?


В условии "на . больше"

Папа с Володей собирали грибы. Папа нашёл 8 грибов, а Володя на 3 гриба больше.

Сколько грибов нашёл Володя?


В условии "на . меньше"

У Ани было 10 рублей, а у Оли на 2 рубля меньше.

Сколько денег было у Оли?


4. Задачи на разностное сравнение

Краски стоят 15 рублей, а альбом 8 рублей.

На сколько рублей краски дороже альбома?


"На сколько меньше. "

Дыня весит 3 кг, а арбуз 7 кг.

На сколько кг дыня легче арбуза?


5. Задачи на нахождение неизвестного слагаемого

В условии "Было. Стало. "

В вопросе "Сколько добавили?"

У Саши было 4 карандаша. Когда ему купили еще несколько карандашей, у него их стало 9.

Сколько карандашей купили Саше?


6. Задачи на нахождение неизвестного вычитаемого

В условии "Было. Осталось. "

В вопросе "Сколько уехало?"

"Сколько человек вышло?"

В гараже было 9 машин. Когда несколько машин уехало, в гараже осталось 5 машин.

Сколько машин уехало?


7. Задачи на нахождение неизвестного уменьшаемого

В условии "Убрали. Осталось. "

В вопросе "Сколько было сначала?"

После того, как Дима отдал 2 свои машинки младшему брату, у него осталось 6 машинок.

Сколько машинок было у Димы сначала?


Задачи в 2 и 3 действия

Бабушка испекла пончики и разложила их по тарелкам. На первую тарелку она положила 5 пончиков, а на вторую на вторую на 2 пончика меньше.

Сколько всего пончиков испекла бабушка?


В классе два маленьких аквариума. В первом аквариуме 4 рыбки, а во втором - на 2 рыбки больше.

Сколько рыбок в двух аквариумах?


У Тани было 10 тетрадей. Она использовала 4 тетради.

На сколько больше тетрадей осталось, чем Таня использовала?


У Юры было 12 счетных палочек. Для решения примеров он использовал сначала 3, а потом еще 4 палочки.

Сколько палочек у него осталось?


У Вани было 20 рублей. На покупку карандаша и ручки он истратил 6 и 8 рублей.

Сколько рублей осталось у Вани?


Задачи с составлением таблиц по из условию:

I тип:

На 3 одинаковые шторы израсходовали 18 м ткани. Сколько таких штор можно сшить из 30 м такой же ткани?


В двух одинаковых пакетах 4 кг муки. Сколько килограммов муки в пяти таких пакетах?

Составитель: преподаватель кафедры ППД Закусилова И.М.

Цель.Овладение опытом организации учебно-воспитательного процесса в начальной школе.

Задачи.

Развитие навыков целеполагания (организация собственной деятельности, определение методов решения профессиональных задач, оценивание их эффективности и качества).

Формирование навыков рефлексии. Понимание сущности и социальной значимости своей будущей профессии, проявление к ней устойчивого интереса.

Формирование профессиональных коммуникативных навыков.

Виды деятельности

1. Знакомство с организацией учебно-воспитательного процесса в классе, с работой учителей и воспитателей (изучение методического фонда класса, школы, технические средства и наглядные пособия, календарно-тематические планы, поурочные планы и конспекты уроков учителей).

2. Наблюдение уроков и занятий по предметам..

3. Анализ уроков, внеклассных и воспитательных занятий.

4. Изучение системы планирования учебной работы с учащимися учителем начальных классов

Обязанности практиканта.

1. Подчиняться правилам внутреннего распорядка школы, распоряжениям администрации школы.

2. Заниматься самообразованием, совершенствовать умения педагогического мастерства.

3. Развивать культуру общения и речи.

4. Соблюдать требования, предъявляемы к внешнему виду учителя.

Методические рекомендации по выполнению заданий педагогической практики

Задание 1.

Составление индивидуального календарного плана прохождения педагогической практики

Цель задания: закрепление у студентов умения планировать на период педагогической практики работу в школе.

Календарный план прохождения учебной практики

Дата Время Учебный предмет Содержание работы
12.05 8.00-13.00 Матем Рус.яз Наблюдение Анализ урока математики
Проверка дневников уч.
Работа с журн

Выполнение задания. На весь период прохождения практики студенты составляют индивидуальный календарный план.

· Наблюдение уроков, внеурочных занятий по учебным предметам;

· Другие виды деятельности студентов в школе.

Задание 2.

Изучение системы планирования учебной работы с учащимися учителем начальных классов

Цель задания: изучение практикантами системы планирования учителем начальных классов учебной работы с младшими школьниками.

Выполнение задания. При выполнения данного задания практиканты должны изучить и проанализировать календарно-тематические и поурочные планы работы учителя. В отчете о выполнении задания необходимо:

а) описать и проанализировать структуру и содержание календарно-тематического плана изучения определенного учебного предмета (математики, русского языка, чтения,…);

б) сравнить распределение учебных часов в календарно-тематическом плане и учебной программе, отводимых на изучение определенной темы (раздела);

в) познакомиться со структурой и содержанием поурочных планов работы учителя начальных классов.





Задание 3.

Проведение наблюдения за использованием учителем методов обучения на различных этапах организации учебно-познавательной деятельности учащихся начальных классов

Цель задания:изучение студентами методов обучения и формирования умения выделять этапы организации учебно-познавательной деятельности младших школьников по овладению содержанием изучаемого материала.

Выполнение задания. В процессе выполнения данного задания необходимо посетить проводимый учителем начальных классов урок, запротоколировать его, а затем при оформлении отчета о выполнении задания ответить на вопросы:

1. определите тип урока.

2. какие методы проверки и оценки знаний, умений и навыков использовал учитель начальных классов на этапе организации работы учащихся над изученным материалом (проверки домашнего задания)?

3. с помощью каких методов обучения учитель организовал восприятие и осмысление учащимися нового учебного материала (изложение нового учебного материала)? Насколько они оказались педагогически эффективными?

4. какие методы обучения использовал учитель начальных классов на этапе усвоения младшими школьниками знаний и их применение на практике (закрепление нового учебного материала)? Показать какие методы обучения можно успешно применять при решении этих дидактических задач.

5. какие методические приемы и способы использовал учитель на различных этапах организации учебно-познавательной деятельности учащихся для формирования у них общих учебных умений и навыков? Выбрать оптимальное сочетание методов обучения для решения этой задачи.

6. как на различных этапах урока учитель начальных классов поддерживал внимание учащихся и активизировал их учебно-познавательную деятельность?

7. какие средства организации обучения использовал учитель на уроке? В какой степени они помогли ему эффективно организовать учебно-познавательную деятельность младших школьников?

8. соответствует ли организация учебной работы младших школьников на уроке структуре их учебно-познавательной деятельности?


Задание 4.

Ознакомление с организацией учебно-воспитательного процесса в классе, с работой учителей и воспитателей.

- познакомиться с оформление классного журнала;

- познакомиться с ведением дневников учащимися;

- познакомиться с ведением тетрадей учащимися;

- проанализировать уроки учителей по предложенной схеме;

- изучить содержание и особенности организации внеурочной учебной работы по предметам учителя начальных классов с младшими школьниками;

1. Ознакомление с ведением классного журнала

· Оформление титульного листа;

· Четкость, аккуратность записей.

· Распределение страниц, отведенных на предмет.

· Систематичность оценивания знаний, умений и навыков.

· Наличие отметок о посещаемости уроков школьниками.

· Запись темы, изученной на уроке.

· Правильность записи задания на дом (краткое содержание задания, страницы учебника, номер задания).

· Своевременность выставления оценок за выполнение письменных заданий.

· Указание тем и количества затраченных часов на практические, лабораторные, контрольные работы, экскурсии.

· Правильность записи оценок за четверть (после записи последнего урока четверти).

· Соответствие списка учащихся алфавитному порядку.

· Полнота общих сведений об учащихся и их соответствие данным из личных дел.

· Заполнение листка здоровья.

Ведение дневников учащимися.

a. Наличие дневников учащихся.

b. Внешний вид дневников.

c. Аккуратность ведения дневников.

d. Выполнение орфографического режима.

e. Работа учителя с дневниками

Ведение тетрадей учащимися.

a. Внешний вид тетрадей.

b. Выполнение орфографического режима.

c. Система работы над ошибками.

предмет Всего учащихся Просмотрено тетрадей Система письменных работ Проверка тетрадей учителем Соблюдение нормативных требований Система работы над ошибками
Классных Домашних Периодичность качество Исправление ошибок

Схеме плана предшествует краткая объяснительная записка. Она поясняет, по каким комплектам УПК работает учитель, сколько часов отводится на преподавание предмета (чтение, математика, русский язык и т.д.).

Количество часов в неделю по учебному плану ____________________________________.

Общее количество часов в соответствии с программой:_____________________________.

Основание для планирования: образовательный региональный стандарт._______________

Учебники, по которым работают учащиеся ________________________________________

Программа, по которой работает учитель __________________________________________

Список используемой литературы: _______________________________________________

Читайте также: