Права и обязанности ребенка в семье в школе в социуме

Обновлено: 07.07.2024

Права ребенка – это представления (как правило, эти представления живут в форме верований и убеждений ) об объеме того, что дети могут делать свободно, не согласовывая с родителями, и одновременно объем обязательств взрослых в отношении детей. Например, у школьника может быть право самому решать, когда он будет делать уроки, и право ожидать от родителей, что они обеспечивают ему нормальные условия жизни.

Сколько прав у ребенка? Какие это права?

Если всерьез, то у ребенка никаких прав нет. У ребенка появляются только права, которые подарили ему старшие (родители подарили сами или передали в соответствии с культурными нормами, принятыми в обществе). В плохих семьях дети сами захватывают себе права и садятся на шею родителям, а позже и всем окружающим.

Когда сила у взрослых, права детей определяют они. Цивилизованное общество сочло возможным подарить детям права, которые отражены в Декларации о правах ребенка . Это не природные права детей, а решение взрослых, с помощью которого они реализуют свою политику в отношении детей.

Аналогично, все обязанности ребенка также определяются его родителями. Нормально, если ребенок оказывается в семье не только игрушкой и предметом поклонения, тем более не источником криков и беспорядка, а источником радости и пользы. Уже можешь убрать за собой игрушки – убери. Можешь помочь маме – помоги. Любящие родители назначают ребенку обязанности, которые полезны в первую очередь ему самому и заботятся о его будущем. Маме на кухне проще все сделать самой, но мудрая мама позовет дочку ей помочь, чтобы скоро вся готовка стала уже обязанностью не мамы, а дочки. У умных родителей все должны делать дети, а родители должны заботиться только о том, чтобы дети все это делать умели и любили.

Когда сила в большей степени у ребенка (а в некоторых семьях это вполне возможно), свои права и обязанности взрослых определяет он, ребенок. В проблемных семьях есть две крайности: либо взрослые нагружают ребенка обязанностями, не давая ему никаких прав, либо дают детям много прав, беря все обязанности только на себя. Это и называется – избаловать .

Интересен опыт в общине Януша Корчака, где был свой Суд, перед которым были равны и взрослые, и дети.

Что такое Пупс? Это милое, всеми любимое существо, у которого нет обязанностей и нет прав. Ребенок находится в статусе пупса примерно до 4-х лет, пока не может делать регулярные домашние обязанности. Пупс может участвовать в семейном совете, а именно может высказывать благодарности и говорить свои пожелания и просьбы. Это он может, но он не может голосовать. То есть он конечно может голосовать, но поскольку он только Пупс, его голос игрушечный и пока не учитывается.

Вы понимаете, что это описание реальной семьи с реальными детьми. Описание чудесной семьи с чудесными детьми. Мечта! Впрочем, может быть, вы её реализуете?

Первое, что я сделала, это попросила его маму забрать у него планшет. А после этого стала давать ему такие же задания, как и Диане. Действительно, он же у нас живет, значит порядки здесь наши. И все справедливо: сегодня пол моет Диана, а посуду моет Ваня. Диана собирает ягоду, Ваня помогает Диана выполоть траву за домом.

Теперь: иногда детям приходилось оставаться одним с больной лежачей бабушкой, и тогда я назначала кого-то из них за старшего. Первые разы это была Диана. Я знала, что Ване это очень сильно не понравится: он и по возрасту старше ее, и в принципе он любит быть главным – в смысле любит покомандовать, чтобы его слушали.

Ура, ура, ура! Когда за ним приехал отец, Ваня с гордостью рассказывал, как он мыл посуду, полол огород и читал!

Права ребёнка в школе

Вот какими правомочиями обладают дети на территории учебного заведения.

Право на получение бесплатного среднего образования

Статья 43 Конституции России.

Обучение в общеобразовательных государственных школах должно быть бесплатным. В школе должны быть классы для занятий, гардероб, санузлы, библиотека, столовая, спортзал, которыми дети могут пользоваться бесплатно.

Школа не может заставить родителей скидываться на ремонт, учебные пособия и другие нужды. Но если родители проявят инициативу, учебное заведение вправе принять помощь.

Право на уважение своего достоинства и личную неприкосновенность

Применение к ребёнку физического и психологического насилия недопустимо. Границы психического насилия чётко не определены, но обычно это оскорбления, угрозы, критика, выводящую ребёнка из душевного равновесия.

Право выбирать школу, форму обучения, программу и язык

Ученики вместе с родителями могут выбрать любую образовательную организацию. Например, можно в любой момент сменить школу или перейти на семейное образование. Но нельзя прийти в школу во дворе и потребовать, чтобы ребёнка учили китайскому, если этот предмет не предусмотрен учебным планом этого заведения.

Право не посещать кружки и факультативы

Любые дополнительные занятия в школе — дело добровольное. Преподаватели не могут занижать оценки или психологически давить на детей, которые не ходят на факультативы.

Право не участвовать в благоустройстве школы

Школа может проводить субботники и приглашать на них учеников. Но школьник с письменного согласия родителей может отказаться. Помогать школе с уборкой и благоустройством — право, а не обязанность.

Право бесплатно получать учебную литературу в школьной библиотеке

Школа должна бесплатно обеспечить учеников учебниками, рабочими тетрадями и другими необходимыми пособиями по всем предметам. Покупать учебную литературу самостоятельно родителям нужно только на факультативы и в случае, если ребёнок испортил школьный учебник.

Право на бесплатную медицинскую помощь в школе

В школе обязательно должен работать медпункт с квалифицированным медицинским работником, оборудованный всем необходимым для оказания первой помощи.

Право на неприкосновенность имущества

Статья 35 Конституции Российской Федерации.

Учитель не имеет права отбирать у ребёнка смартфон и любые другие вещи, если в уставе школы нет запрета на использование гаджетов во время занятий или на территории школы.

Обязанности ребёнка в школе

Не пропускать занятия без уважительной причины

Если ребёнок отсутствовал на уроке, он должен принести в школу справку от врача или заявление от родителей.

Добросовестно учиться

Отвечать на вопросы учителя на уроках, не мешать другим ученикам, выполнять домашние и контрольные работы.

Следовать распорядку школы

Ученик должен вовремя приходить на уроки, в классе занимать определённое ему место, носить форму, если она предусмотрена.

Беречь школьное имущество

Если ученик сломал стул, разбил проектор или порвал учебник — родители должны будут возместить ущерб.

Уважать других учеников и работников школы

Запрещается провоцировать конфликты и причинять кому-либо физическое или психическое насилие.

Не приносить в школу опасные предметы

Оружие, химикаты и тому подобное.

Не курить, не употреблять алкоголь и наркотики

А также не находиться на территории школы в нетрезвом виде.

Какие права и обязанности у ребёнка в школе

Нарушения прав ребёнка в школе

Пока ребёнок находится в школе, за соблюдение его прав и свобод отвечает школьная администрация, а за исполнение обязанностей — родители.

В штате каждой школы должен быть уполномоченный по правам ребёнка, который должен предотвращать нарушение прав учеников, рассматривать жалобы, а также рассказывать школьникам и их родителям о правах и обязанностях. На практике, к сожалению, такой специалист есть не везде.

Важно отметить, что о нарушении прав можно говорить, только если имело место самоуправство со стороны школы, и ребёнка действительно заставили что-то сделать. Большинство родителей не видит ничего плохого в том, чтобы дети помыли класс, в котором учатся, и понимают, что забрать гаджет на время урока — порой необходимая дисциплинарная мера.

Но если ситуация угрожает здоровью или психике ребёнка, следует немедленно принять меры. О том, что делать в случае нарушении прав ребёнка в школе, читайте в этой статье.

Записали!
Скоро с вами свяжется консультант, расскажет об обучении в нашей онлайн-школе.
Проверьте вашу электронную почту — там письмо о том, что стоит сделать перед консультацией.

Записали!
Скоро с вами свяжется консультант, расскажет об обучении в нашей онлайн-школе.
Проверьте вашу электронную почту — там письмо о том, что стоит сделать перед консультацией.

Записали!
Скоро с вами свяжется консультант, расскажет об обучении в нашей онлайн-школе.
Проверьте вашу электронную почту — там письмо о том, что стоит сделать перед консультацией.


Узнайте, как наладить семейное обучение в 1–4-м классах. Рассказываем, как построить здоровый режим дня, научить учиться и социализировать ребёнка.

У нас вы сможете учиться в удобном темпе, делать упор на любимые предметы и общаться со сверстниками по всему миру.

Дети, как и все остальные граждане, имеют определенные права, а также обязанности. Они устанавливаются, в первую очередь, Конвенцией ООН о правах ребёнка, а также Конституцией, Семейным и Трудовым кодексами, некоторыми федеральными законами.

На детей до шестилетнего возраста законом не налагаются какие-либо обязанности, а начиная с шести лет несовершеннолетний гражданин имеет ряд обязанностей, которые ему следует выполнять.

Главными обязанностями детей являются:

  • проявлять уважение к старшим (к родителям или тем, кто их заменяет, педагогам);
  • соблюдать нормы и правила поведения;
  • не нарушать законные права других детей и взрослых.

Обязанности ученика в школе следующие:

  • добросовестно относиться к учебе;
  • здороваться первым и уважительно общаться со старшими;
  • уважительно относится к труду;
  • соблюдать режим дня;
  • пропуск, прогул занятий без уважительных причин является недопустимым;
  • придерживаться устава школы;
  • соблюдать технику безопасности, в случае обнаружение каких-либо опасных предметов следует немедленно сообщить взрослым;
  • соблюдать порядок в школе и на пришкольной территории.

Конституция РФ об обязанностях ребенка

Конституция РФ накладывает на ребенка такие обязанности:

законодательство РФ

  • учитывать мнение педагогов, родителей, воспитателей. Исключением могут быть случаи, когда происходит насилие, унижение, оскорбление детей;
  • получить среднее школьное образование (об этом гласит Закон об образовании, статья 44, пункт 4: 9 классов образования в нашей стране являются обязательными);
  • соблюдать примерное поведение в общественных местах, учебных заведениях, с 8 лет соблюдать устав образовательного учреждения;
  • с 14 лет добавляется обязанность получить документ для удостоверения личности (паспорт);
  • также с этого возраста появляется право на осуществление трудовой деятельности. Вместе с этим накладываются обязанности соблюдать трудовую дисциплину в коллективе, справляться со всеми обязанностями, которые на него возлагаются по договору, контракту или правилами законодательства, правилами молодежных общественных организаций;
  • с 16 лет юноши, согласно закону о воинской обязанности, должны готовиться к прохождению службы;
  • в 17 лет юноши обязаны становиться на воинский учет, освоить военно-учетные специальности.

Права и обязанности ребенка в семье

В семье ребёнок должен выполнять такие обязанности:

  • слушаться родителей либо опекунов;
  • осуществлять посильную помощь по домашнему хозяйству, поддержанию чистоты дома;
  • помогать нуждающимся в помощи родственникам: пожилым бабушкам и дедушкам, маленьким братьям и сёстрам и т. д.

Что касается прав детей в семье, любой ребенок имеет неотъемлемое право жить и воспитываться в семье, получать внимание и заботу, уважительное отношение, возможность развития личности.

Если у ребенка нет родителей, то за его интересы несет ответственность государство, а именно органы опеки.

Права ребенка в приемной семье

Ребёнок, который воспитывается в приемной семье, имеет следующие права:

права детей

  • на получение денежных пособий:алиментов, пенсий и других соцвыплат;
  • на общение со своими родственниками (при согласии приемных родителей);
  • на бесплатное медицинское обслуживание;
  • на льготы при поступлении в ВУЗы;
  • на получение повышенной стипендии;
  • на закрепленное жильё или гарантию предоставления жилья;
  • на гарантию права собственности на землю, ранее предоставленную его родителям.

Право на общение с родителями и другими близкими людьми

Любой несовершеннолетний имеет право общаться со всеми своими родственниками, членами своей семьи.

В любой ситуации, в том числе и в случае развода родителей, запрещено препятствовать общению ребенка с кем-либо из родственников.

Запретить это общение вправе только суд в случае веских оснований (например, лишения родительских прав).

Право на защиту

Несовершеннолетние лица, согласно ст. 56 Семейного кодекса, имеют право на защиту прав и интересов. Как правило, такую защиту осуществляют родители, опекуны либо органы попечительства и опеки, в некоторых случаях – суд.

При нарушении прав, в том числе при ненадлежащем выполнении родителями их обязательств, дети имеют право самостоятельно обратиться за помощью в орган опеки, а с 14 лет и в суд.

Граждане, которым стал известен факт нарушения прав ребенка, угрозы его жизни и здоровью должны сообщить об этом в местный орган попечительства.

Право выражать мнение

Согласно ст. 57 Семейного кодекса, несовершеннолетний имеет право при решении любого вопроса, затрагивающего так или иначе его интересы, выражать собственное мнение, а также быть заслушанным судом при проведении судебных разбирательств (с десятилетнего возраста).

Право на фамилию, имя и отчество

Это право есть абсолютно у каждого человека. По соглашению родителей ребенок получает благозвучное имя, отчество присваивается по имени отца, если иное не предусмотрено законами субъектов РФ и не противоречит национальным обычаям.

Фамилия присваивается ребенку по фамилии родителей. При разных фамилиях родителей ребенок получает по соглашению родителей либо фамилию отца, либо фамилию матери, либо двойную фамилию, образованную путем присоединения друг к другу фамилий отца и матери в любой последовательности.

Если же отец неизвестен, мать вправе оставить графу об отце пустой, тогда указывается фамилия матери, а отчество присваивается с ее слов.

Изменение имени или фамилии

Один из родителей может поменять фамилию или имя своему ребенку. Это делается с согласия второго родителя, органа опеки, а также самого ребёнка, если ему уже есть десять лет.

Одобрение второго родителя не требуется, если такой родитель лишен родительских прав, является недееспособным, пропавшим без вести, не принимает участие в воспитании.

Таким образом, дети имеют права, которые обязано защищать государство, и обязанности, которые основываются, в первую очередь, на нормах морали.

Цель: обобщение и систематизация знаний детей о роли семьи в их жизни.

1. Формировать представление о семье, семейном укладе, семейных обязанностях.

2. Воспитывать убеждение о важности семьи в жизни человека.

3. Воспитывать чувства любви и уважения к родителям, гордости за свою семью.

4. Воспитывать желание заботиться о близких, развивать чувство гордости за свою семью.

Ход занятия.

Я очень рада видеть всех вас здоровыми и радостными на нашем занятии.

Ребята, посмотрите, пожалуйста, в окно. Что там светит и улыбается нам? (Солнце).

Улыбнитесь солнышку, улыбнитесь, голубому мирному небу. Повернитесь к гостям и подарите им свои добрые, солнечные улыбки.

Улыбнитесь друг другу, улыбнитесь мне.

Ведь добрая улыбка поднимает настроение, улучшает здоровье и располагает к общению.

Вы с каждым днем становитесь все взрослее и с вами уже можно обсуждать самые серьезные и важные вопросы.

- Ребята, прежде чем назвать тему нашего сегодняшнего классного часа, посмотрите, какие красивые предложения записаны на доске, давайте их прочтем.

- Мы тебя очень любим! Я тебя люблю! Ты нами любима! Ты нами любим! Я знаю, ты меня любишь!

- Как вы думаете, кто и кому обычно говорит эти прекрасные слова?

(Мамы, папы – своим детям, друг другу, дети – своим родителям, бабушки, дедушки - внукам, и т. д.).

- А как можно назвать слова: мама, папа, бабушка, дедушка, братья, сестры одним словом (Семья). Правильно.

- Мы с вами уже знаем, что есть много правил поведения, например, в школе, в театре, на улице и т. д. А как вы считаете, есть ли правила поведения в семье?

- Как они называются? (права и обязанности). Это - очень нужные и важные правила, без которых не сможет существовать ни одна семья. Так же мы с вами выясним, всегда ли дети выполняют свои обязанности в семье, почему это происходит и как нужно поступать, чтобы не нарушались ваши права и обязанности.

- Итак, проверим, насколько хорошо вы знаете свои права и обязанности, предусмотренные законом и государством.

1. С мамой дети должны жить, Ей цветы всегда дарить. (Это разрешается или запрещается)

Ответ детей – это право ребёнка жить с родителями.

2. Я умею думать,

Я умею рассуждать,

Что полезно мне для жизни,

То, и буду выбирать. (Это разрешается или запрещается)

Ответ детей – это право ребёнка свободно выражать свои взгляды и мнения.

3. Подарить ребёнку жизнь

Маме с папой (разрешается, запрещается).

Это право на жизнь.

4. Вот в углу стоит мальчишка,

Бить, наказывать ребёнка

Строго (разрешается, запрещается).

Это право на защиту от насилия.

5. Петь, рисовать и танцевать,

Уроки в школе посещать,

Свои таланты развивать. (разрешается, запрещается).

Это право на образование.

Права ребенка в семье

• право на жизнь

• право свободно выражать свои взгляды и мнения

• право на образование

• право жить с родителями

• право на защиту от насилия

- Молодцы, все права подобрали верно.

- Давайте повторим и запомним права ребёнка в семье. (дети повторяют)

- Ребята, а какие права детей в семье (кроме этих) вы еще знаете и можете назвать? (право на фамилию, имя, отчество, на отдых, на любовь, на ошибку, на помощь, уважение, на лечение)

- Ребята, что вы можете сказать об этой истории? Прав ли мальчик? (Дети высказывают свои мнения).

- Значит, наравне с правами мы всегда должны помнить о чем? (О своих обязанностях).

Семья : бабушка вяжет, мама пишет, папа смотрит телевизор. Забегает сын Петя.

Сын: - Мам, кушать хочется! Дай поесть (садится, ест)

Мать: - С грязными руками за стол? Помой руки!

Сын: - Это насилие над личностью! Мы сегодня с Конвенцией о правах ребёнка познакомились!

Бабушка: - Петенька, сходи в аптеку за лекарством, что-то давление поднялось.

Сын: - Бабуль, не имеешь права эксплуатировать ребёнка. (Встаёт из-за стола). Спасибо, я наелся.

Мать: - Помой посуду, сынок.

Сын: - Не имеешь права использовать детский труд. (садится смотрит телевизор).

Отец: - Выключай телевизор и садись за уроки, иначе ты будешь наказан!

Сын: - Это проявление жестокости, папа!

- Что получилось в этой семье? Сын требует соблюдения своих прав, но сам не хочет нести никакой ответственности перед правами других. Человек должен не только требовать соблюдение своих прав, но и выполнять обязанности перед государством и другими людьми.

Наравне с правами мы всегда должны помнить о своих обязанностях.

Обязанности ребенка в семье

• помогать по дому

• заботиться о старших

• стараться самому обслуживать себя

• заботиться о младших

- Мы видим, что права и обязанности тесно связаны между собой.

- Ребята, но как вы думаете, всегда ли дети соблюдают и выполняют свои права и обязанности? (Да, нет).

Цель: развитие слуховой памяти

Две женщины брали воду из колодца. Подошла к ним третья. И старенький старичок на камушек отдохнуть присел. Вот говорит одна женщина другой:

— Мой сынок ловок да силен, никто с ним не сладит.

— А мой поёт, как соловей. Ни у кого голоса такого нет, — говорит другая. А третья молчит.

— Что же ты про своего сына не скажешь? — спрашивают её соседки.

— Что ж сказать? — говорит женщина. — Ничего в нём особенного нету.

Вот набрали женщины полные вёдра и пошли. А старичок — за ними. Идут женщины, останавливаются. Болят руки, плещется вода, ломит спину.

Вдруг навстречу три мальчика выбегают.

Один через голову кувыркается, колесом ходит — любуются им женщины.

Другой песню поёт, соловьём заливается — заслушались его женщины.

А третий к матери подбежал, взял у неё вёдра тяжёлые и потащил их.

Спрашивают женщины старичка:

— Ну что? Каковы наши сыновья?

— А где же они? — отвечает старик. — Я только одного сына вижу!

- Ребята, почему же дедушка сказал, что видит только одного сына? Ведь их было трое … (Потому что только один сын подбежал и помог своей матери, а двое продолжали играть).

- Значит, всегда ли дети, соблюдают и выполняют свои права и обязанности? (Нет).

- Теперь наша задача – узнать, почему же так происходит, то есть найти причину?

- Давайте, вернемся к истории с мальчиками, подумаем и скажем, почему же только один сын помог своей маме, а другие - нет? (Ответы детей)

- любил свою маму

- понимал, что маме тяжело и ей надо помочь

- помнил о своих обязанностях

- не любили свою маму

- не были заботливыми

- не понимали, что мамам тяжело и им надо помочь

- забыли о своих обязанностях

- Ребята, посмотрите, как много причин вы назвали. Но, можем ли мы сказать, которая из них самая важная, самая главная? (Нет. Да. Они все важны.)

- Значит, легко ли найти точные причины поступков людей, которые уже произошли? (Нет)

- А легко ли, сразу совершить правильный поступок? (Нет)

- Правильно, трудно. Но, несмотря на это, нужно всегда уметь принимать правильное решение.

- Ребята, как вы думаете, прежде чем совершить какой-либо поступок, не ошибиться и не нарушить свои права и обязанности, что надо сначала делать? (Думать и только потом делать).

- Значит, как можно было мальчикам избежать нарушения своих обязанностей? (Сначала надо было им подумать, а потом поступать)

- Давайте, на их примере, поучимся это делать.

Алгоритм последовательности принятия правильного решения :

Учусь поступать правильно :

1. Ставим цель: Что мне надо сделать? (помочь маме)

2. Найдем причину: Почему мне это надо сделать? (она устала, ей тяжело)

3. Представим последствия:

А) Если я это сделаю, то (маме будет легче, а мне будет приятно от того, что я ей помогу)

Б) Если я это не сделаю, то (маме будет плохо, а мне стыдно.)

4. Выберем: Что мне нужнее? (чтобы маме было лучше)

5. Решим: Как я это буду делать? (возьму ведра и понесу их сам).

Права, обязанности надо знать.

- Расскажите случаи из своей жизни, когда вы не выполняли свои обязанности? И чем это заканчивалось (Рассказывают свои истории, коллективно их анализируют по алгоритму).

- Ребята, а сейчас, подумайте и скажите, могут ли ваши необдуманные поступки и дела повлиять на здоровье самых близких людей в семье и как? (Да, отрицательно).

Приведите, пожалуйста, примеры из своей жизни, если можете.

(Приводят примеры, когда родители огорчаются, переживают, у них начинает болеть голова, сердце и т. д.).

- А на ваше здоровье? (Да. Приводят примеры, делают вывод, что им становится стыдно и т. д.)

(Затем приводят примеры положительного воздействия поступков на эмоциональное состояние и здоровье членов семьи).

- Итак, ребята, на этом мы завершаем наш разговор о правах и обязанностях детей в семье. Скажите, был ли он полезен вам? (Да)

- Что вы узнали и чему научились? (Ответы детей).

- Как вы думаете, изменится ли теперь ваше отношение к своим правам и обязанностям? (Ответы детей).

Молодцы. Вы хорошо сегодня поработали. Спасибо всем! До свидания!

Читайте также: