Туризм в детском саду с в кузнецова

Обновлено: 05.07.2024

Вы можете добавить книгу в избранное после того, как авторизуетесь на портале. Если у вас еще нет учетной записи, то зарегистрируйтесь.

Ссылка скопирована в буфер обмена

Вы запросили доступ к охраняемому произведению.

Это издание охраняется авторским правом. Доступ к нему может быть предоставлен в помещении библиотек — участников НЭБ, имеющих электронный читальный зал НЭБ (ЭЧЗ).

Если вы являетесь правообладателем этого документа, сообщите нам об этом. Заполните форму.


Методическое пособие раскрывает педагогическую технологию формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений об основах пешего туризма как в непосредственно образовательной деятельности, так и в совместной деятельности взрослого и ребенка. Представлены конспекты разных видов деятельности дошкольника с учетом интеграции направлений образовательного процесса и регионального компонента.
Инструктивно-методический материал позволяет организовать с дошкольниками физкультурно-оздоровительную работу с учетом современных подходов в сочетании с исследовательской деятельностью ребенка.
Раскрыты аспекты работы воспитателя, инструктора по физической культуре, даны практические рекомендации для родителей, описана методика проведения массовых спортивных соревнований, показан механизм включения работы по детскому туризму в общую систему оздоровительно-физкультурной работы детского сада.
Издание адресовано работникам детских садов, студентам, родителям.

Туризм в детском саду: учебно-методическое пособие./под ред. Кузнецовой С.В.-М.:Обруч,2013.-208 с. Методическое пособие раскрывает педагогическую технологию формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений об основах пешего туризма как в непосредственно образовательной деятельности, так и в совместной деятельности взрослого и ребенка. Представлены конспекты разных видов деятельности дошкольника с учетом интеграции направлений образовательного процесса и регионального компонента. Инструктивно-методический материал позволяет организовать с дошкольниками физкультурно-оздоровительную работу с учетом современных подходов в сочетании с исследовательской деятельностью ребенка. Раскрыты аспекты работы воспитателя, инструктора по физической культуре, даны практические рекомендации для родителей, описана методика проведения массовых спортивных соревнований, показан механизм включения работы по детскому туризму в общую систему оздоровительно-физкультурной работы детского сада. Издание адресовано работникам детских садов, студентам, родителям.

Скелет

Туризм – прекрасное средство, которое естественным путем удовлетворяет потребности ребят. В походе ребята раскрываются совсем с другой стороны, чем в детском саду. В этом отношении поход особенно ценен для педагога, так как позволяет глубже понять натуру каждого из ребят и найти индивидуальный подход к ним. Что способствуют настоящему взаимопониманию и установлению отношений сотрудничества, что потом переносится и в дальнейшую жизнь. Туризм – средство расширения кругозора и обогащения духовной жизни детей. В туристическом походе вырабатывается умение преодолевать трудности, ребята учатся коллективизму не на словах, а на деле. Регулярное занятие туризмом вырабатывает у детей сознательную дисциплину, настойчивость, ответственность. В туризме интегрируются все основные стороны воспитания: нравственная, трудовая, физическая, эстетическая.

ВложениеРазмер
СОДЕРЖАТЕЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЙ ТУРИЗМОМ В ДЕТСКОМ САДУ 413.5 КБ

Предварительный просмотр:

СОДЕРЖАТЕЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЙ ТУРИЗМОМ В ДЕТСКОМ САДУ

г. НАВАШИНО 2013год.

1. Программа содержательного обеспечения занятий туризмом

детей дошкольного возраста ………………………………. …………… 8

1. 1. Программа занятий туризмом для детей дошкольного возраста. 13

2. Экспериментальная апробация эффективности программ по туризму

для детей дошкольного возраста …………………………… ………… 22

Люди всегда высоко ценили гармонию силы, интеллекта, духовно–нравственных качеств. Об этом свидетельствуют высказывания известных людей: “Надо стремиться, чтобы дух был здоровым в теле здоровом”, (Д.Ювенал); “Нужно поддерживать крепость тела, чтобы сохранить крепость духа”, (В.Гюго). Обладание высоким уровнем здоровья является одним из основных прав человека, независимо от национальной принадлежности и социального положения. Многие тысячелетия человек отстаивает право на жизнь, опираясь не только на разум, но и на физическую силу и выносливость. Развивая физические навыки средствами физической культуры, он тем самым обеспечивает себе одно из благ – долголетие.

Главной целью всех доступных для детей форм туризма является оздоровление детей. Наиболее приемлемыми являются учебно-тренировочные походы, которые могут иметь разные цели:

  • оздоровительные
  • учебные
  • спортивные
  • познавательные.

Кроме того, можно выделить и другие группы целей.

Содержательные цели туризма:

  • Физическая активность – туризм прекрасно подходит для привлечения детей к занятиям туризма, чтобы дать им возможность самим понять преимущества регулярных занятий.
  • Поддержка хорошего состояния здоровья – одна из основных задач всех организаций, занимающихся спортом. Она заключается в том, чтобы поощрять желание детей заниматься туризмом для сохранения здоровья. Хорошее физическое здоровье достигается за счёт активного образа жизни. Туризм создаёт для этого уникальные возможности.
  • Характер приключения – ожидание результата туристского похода, повышая интерес к нему, стимулирует к подготовки к походу. Основным признаком туристского похода является неизвестность конечного результата, и делают его интересным.

Решение задач физического воспитания осуществляется в форме активного отдыха, в котором туризм представлен как дальние пешеходные (лыжные) прогулки в днях здоровья; туристских эстафет, туристских полос препятствий в физкультурных досугах и праздниках.
Таким образом, применение экскурсий, прогулок, прогулок – походов могут решать различные задачи:

  • оздоровление детского организма,
  • совершенствование двигательных навыков,
  • развитие физических качеств (сила, ловкость, быстрота, выносливость),
  • развития координационных способностей,
  • развитие нравственных качеств: самостоятельности, чувство ответственности, отзывчивости, взаимовыручки и умения преодолевать трудности,
  • развитие познавательных способностей – ознакомление с природой,
  • воспитание бережного отношения к ней,
  • изучение ближайшего социального окружения,
  • воспитание любви к родному краю.

На мой взгляд, целесообразно уточнить понятия, определяющие сущность прогулок и экскурсий, применяемых в системе обучения детей дошкольного возраста. Выявлено: экскурсии и прогулки предусматривают пребывание детей на воздухе с целью повышения сопротивляемости организма воздействиям внешней среды, удовлетворения потребности в движениях, а также решения воспитательных и познавательных задач. Главное отличие обычных прогулок от прогулок-походов и туристских прогулок заключается в целенаправленном развитии физических качеств, в насыщенной двигательной активности детей: около 80 % времени могут составлять циклические движения: ходьба, бег, ходьба на лыжах.

Принципы детского туризма:

  • личностно-деятельный
  • диалогический
  • индивидуально-творческий
  • целесообразности
  • краеведческий
  • единство педагогического влияния, воспитательного процесса – целостности.

В теории и практике туризма определены следующие его формы:

  • прогулки,
  • экскурсии,
  • походы,
  • путешествия.

Существуют и такие формы как:

Спортивные задачи будут выполнены, если удастся в течение всего срока сохранить хорошее физическое и духовное самочувствие всех участников в среде походного обитания.

К спортивному содержанию похода относятся:

  • естественные препятствия (верёвочные переправы, подъёмы, спуски, длина переходов, общий километраж похода),
  • ориентирование на незнакомой местности по компасу и карте,
  • автономное жизнеобеспечение,
  • туристско-краеведческая работа.

При наполнении туристского похода разнообразным содержанием повышается педагогическая ценность туристского похода.

Уточнив понятия простейшего туризма, представленного в форме экскурсий, прогулок и прогулок – походов, необходимо представить их место в системе физического воспитания дошкольников.
Система средств физического воспитания включает физические упражнения, которые представлены следующими видами:

2) подвижными и спортивными играми;

3) спортивными упражнениями;

4) простейшим туризмом (Д.В. Хухлаева, 1984; Т.И.Осокина, 1986).

Указанные физические упражнения реализуются в учебной работе, проводимой в виде физкультурных занятий; физкультурно-оздоровительной работе в режиме дня. К ней относятся – утренняя гимнастика, гимнастика после дневного сна, подвижные игры и физические упражнения на утренней и вечерней прогулках, физкультминутки; в самостоятельной двигательной деятельности, протекающей под наблюдением педагога, в работе с семьей, в активном отдыхе, проводимом в виде физкультурных досугов, праздников, дней здоровья, походы выходного дня. В настоящее время простейший туризм в системе дошкольного физического воспитания применяется только в таких формах организации как физкультурно-оздоровительная работа и активный отдых. В физкультурно-оздоровительной работе простейший туризм представлен в виде утренних и вечерних прогулок на территории участка и за его пределы.

Известно, что необходимым условием нормального развития растущего организма является двигательная активность ребенка (А.Н.Крестовников, 1951; Н.А.Фомин, 1991). Причем, важное значение имеет организация двигательной активности детей на воздухе. В связи с этим, процесс физического воспитания детей дошкольного возраста должен предусматривать определенный научно-обоснованный режим, включающий двигательную деятельность в условиях пониженной температуры воздуха, что способствует повышению устойчивости организма к изменениям внешней среды.
Высокую оздоровительно-воспитательную ценность двигательной деятельности на открытом воздухе отмечали видные физиологи и педагоги (В.В. Гориневский, 1928; Е.Г. Леви-Гориневская, 1955). Именно поэтому во многих научных исследованиях ставится и положительно решается вопрос максимального использования эффекта рационального сочетания естественных сил природы и разнообразной двигательной деятельности детей. Целью одних исследований являлось изучение эффективности круглогодичного проведения отдельных форм организации физического воспитания на воздухе (М.П. Голощекина, 1970), других – возможность переноса всех организационных форм физического воспитания из помещения на участок детского сада (З.И.Ермакова, 1974), третьих – организация двигательной деятельности дошкольников в природных условиях (Т.И.Осокина, 1971; Е.Н.Вавилова, 1971; Г.В. Шалыгина, 1977). Результатом проведенных исследований было значительное снижение случаев простудных заболеваний и уменьшение числа часто болеющих детей. В связи с этим, стимулирование развития данного качества в дошкольные годы создает определенные предпосылки в подготовке ребенка к школе, к более успешному преодолению нагрузок, меньшей утомляемости, а, следовательно, лучшему усвоению знаний. (В.К. Бальсевич, В.А. Запорожанов, 1987).

Таким образом, двигательная деятельность детей дошкольного возраста, организованная на открытом воздухе усиливает оздоровительный эффект физических упражнений, повышает их двигательную активность. При этом физические нагрузки умеренной интенсивности, к которым относятся циклические виды движений (ходьба, бег, ходьба на лыжах), направлены на развитие общей выносливости и являются оптимальными для детского организма.
Этим требованиям в полной мере могут отвечать средства и формы туризма, доступные для детей дошкольного возраста.

1. Программа содержательного обеспечения занятий туризмом для детей дошкольного возраста.

Современные условия жизни и образования предъявляют высокие требования к уровню психофизического состояния дошкольников, к их общекультурной готовности при переходе из детского сада в общеобразовательную школу. В связи с этим активизируется поиск таких подходов к оздоровлению, воспитанию и развитию детей средствами физической культуры, которые могли бы не только повышать физическую подготовленность, но и одновременно развивать умственные, познавательные способности и готовить их к жизни. Одним из таких подходов является применение элементов туризма в работе с дошкольниками. Выявленный в результате комплексного диагностирования средний уровень развития изучаемых показателей у детей на пороге перехода в школу не отвечает требованиям современной жизни и обосновывает необходимость применения новых подходов к использованию средств физической культуры, в частности средств туризма. В изложенном опыте раскрыта предварительная работа по подготовке детей старшей и подготовительной к школе групп к туризму, методика проведения занятий и походов.

По мнению Т. П. Завьяловой – туризм как средство физического воспитания включает разнообразные по форме и содержанию двигательные действия. Задачи физического совершенствования могут решаться лишь в совокупности с другими средствами физического воспитания – играми, спортивными упражнениями, гимнастикой. Исходя из содержания всех видов туристской подготовки к основным средствам туризма в работе с дошкольниками она относит: а) физические упражнения с максимальным использованием природного и социального окружения, направленные на развитие физических качеств, координационных способностей, рациональное преодоление естественных препятствий и овладение техникой движения в пешеходных и лыжных прогулках; б) специальные двигательные задания для развития пространственных ориентировок; в) подвижные игры с поисковыми ситуациями в помещении и на местности; г) доступные для дошкольников туристские упражнения прикладного многоборья (вязка узлов, укладка рюкзачка и т.п.); д) к средствам туризма относится и сама туристская деятельность, через которую формируются нравственные качества ребенка, и познается окружающий мир, а сменяемые туристские должности в этой деятельности являются средством познания самих себя. Перечисленные средства туризма могут включаться не только в физкультурно-оздоровительную работу и активный отдых детей, как сложилось в практике работы детских садов, но и в учебную работу по физическому воспитанию дошкольников.

Учебная работа представлена познавательными и физкультурными занятиями: - познавательные занятия проводятся один раз в неделю, как в помещении, так и на воздухе в форме бесед, дидактических игр, игровых заданий; - физкультурные занятия, как и предписано традиционной программой (20 -25 мин в старшей группе и 25 – 30 мин в подготовительной группе), проводятся на воздухе один раз в неделю, которые мы тратим на занятие туризмом. И два занятия в спортивном зале, которые посвящаем прохождению общей программы по физической культуре. Очень часто я провожу занятия в гимнастическом зале, в котором дети дополнительно к программе лазают по шесту, канату, навесной верёвочной лестнице, рукоходу и скалолазной стене. Разработано несколько видов занятий: комплексные; игровые – сюжетно-ролевые, сюжетно-игровые; круговые тренировки, занятия-тренировки, занятия-соревнования, прогулки-разведки, прогулки-поиски, природоведческие прогулки.

В физкультурно-оздоровительную работу средства туризма включаются в утренние и вечерние прогулки не менее двух раз в неделю и представлены топографическими прогулками, подвижными играми с включением поисковых ситуаций.

Средства туризма позволили разнообразить активный отдых детей. Физкультурные развлечения с туристской направленностью и туристские праздники организуются в форме игровых комплексов, экскурсий, прогулок-походов, которые мы проводим в осенние, зимние, весенние и летние каникулы, дни здоровья.

Теоретические и методические основы организации различных видов деятельности детей. Туризм в детском саду 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для СПО

В данном издании обобщен многолетний опыт исследовательской и практической работы автора по проблемам физического воспитания дошкольников, оптимизации их двигательного режима. Рассматриваются вопросы организации, планирования и методики проведения двигательной и познавательной деятельности с использованием средств туризма с дошкольниками 6—7 лет, выявляются дополнительные возможности туризма в достижении цели физического воспитания детей дошкольного возраста. Также приведены примеры физкультурно-оздоровительных занятий в различных формах физического воспитания, сценарии развлечений, праздников и дней здоровья с туристской направленностью, которые успешно опробованы в условиях дошкольных образовательных учреждений.

Читайте также: