Практика тифлопедагога в доу

Обновлено: 05.07.2024

Автор: Мастрюкова Ирина Викторовна

Населенный пункт: Оренбургская область, г. Новотроицк

1 слайд. Тифлопедагог дошкольного образовательного учреждения является специалистом, координирующим и направляющим коррекционно-педагогическую работу. В общем коррекционно-педагогическом процессе, осуществляемом в детском саду для детей с нарушением зрения, специальные коррекционные занятия тифлопедагога играют роль пропедевтики - подготовки детей к различным видам деятельности.

2.Специальные занятия являются пропедевтическими – подготавливают детей к различным видам деятельности. Тифлопедагог организует и планирует свою работу в соответствии со специальными коррекционными программами, методическими разработками и рекомендациями, а также имеющимися авторскими методиками.

3. Направления работы тифлопедагога

1.Развитие зрительного восприятия (коррекционное)

2.Развитие ориентировки в пространстве (компенсаторное)

3. Развитие осязания и мелкой моторики рук (компенсаторное)

4. Социально-бытовая ориентировка (компенсаторное)

Тифлопедагогическое обследование детей

1.Проведение специальных коррекционных занятий с детьми (индивидуальных, подгрупповых);

2.Участие в методической работе образовательного учреждения;

3.Консультирование родителей детей, посещающих образовательное учреждение;

4. Консультирование и контроль над педагогами по реализации коррекционных задач в ООД.

4. Виды деятельности тифлопедагога:

- Тифлопедагогическое обследование детей;

-Проведение специальных коррекционных занятий с детьми (индивидуальных, подгрупповых);

-Участие в методической работе образовательного учреждения;

-Консультирование родителей детей, посещающих образовательное учреждение;

- Консультирование и контроль над педагогами по реализации коррекционных задач в ООД.

5. ТИФЛОПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ

  • 1.Знакомство с ребенком.
  • 2. Изучение документации.
  • 3. Обследование ребенка.
  • 4. Составление тифлопедагогической характеристики.
  • 5. Анализ и обобщение проведённых в течение года обследований

1.Используется стимульный материал ,учитывающий специфику зрительного восприятия детей.

2. Используются диагностические методики:

- визуальные (с опорой на зрение);

- аудиальные (с опорой на слуховое восприятие);

6. Схема проведения специальных коррекционных занятий тифлопедагога:
1)закрепление материала предыдущих занятий;
2)преподнесение нового материала;
3)физкультминутка и зрительная гимнастика;
4) закрепление нового материала;
5) заключительная часть.

Коррекционные задачи тифлопедагога в ООД:
1) формирование у детей представлений о своих зрительных возможностях и умений пользоваться нарушенным зрением;
2) формирование умений получать информацию об окружающем мире с помощью всех сохранных анализаторов;
3) обучение использованию получаемой полисенсорной информации в предметно-практической, познавательной и коммуникативной деятельности, в пространственной ориентировке;
4) формирование у детей навыков социально-адаптивного поведения

7. Специальные коррекционные занятия для детей с нарушениями зрения:

1.Развитие зрительного восприятия.

На занятиях по развитию зрительного восприятия:

- У детей формируется представление о цвете, форме, величине предметов окружающего мира;

- Расширяется умение пользоваться сенсорными эталонами на уровне называния, узнавания, оперирования;

- Развивается умение анализировать цветное изображение, соотносить его с силуэтным и контурным изображением и реальным предметом;

- Формируется умение воспринимать предметные и сюжетные изображения;

- Развивается детский глазомер и стереоскопическое видение.

-Занятия по развитию зрительного восприятия направлены на развитие умения определять и различать форму, цвет, и пространственное положение объектов на основе применения сенсорных эталонов.

8. 2.Развитие ориентировки в пространстве.

Занятиях по ориентировки в пространстве направлены на :

  • - формирование целенаправленного зрительного восприятия пространства и расположенных в нем предметов;
  • - обучение практической ориентировке на себе, особое внимание уделяя умению детей различать правую и левую стороны;
  • - развитие глубинного зрения, глазомера, глазодвигательных функций

9. 3. Социально – бытовая ориентировка.

Занятия по социально-бытовой ориентировке направлены на:

  • - Расширение детских представлений о предметном мире, упражнение в обследовании основных признаков и свойств предметов с использованием зрения и других анализаторов;
  • - Формирование и расширение знаний о явлениях общественной жизни;
  • - формирование представлений о самом ребенке и окружающих людях.
  • В разделе социально – бытовая ориентировка упор в основном делается на приближение условий к реальной жизни. Главным и основным дидактическим материалом является реальная игровая ситуация, в которой закрепляется, уточняется и расширяется социальный опыт ребенка. Для этого используются дидактические пособия, игры и игрушки, имитирующие реальные предметы.

10. Развитие осязания и мелкой моторики

Занятия по развитию осязания и мелкой моторики направлены на

  • - Расширение знаний об окружающем мире с помощью осязательного восприятия, использование этих умений в самостоятельной, игровой, учебной, бытовой деятельности;
  • - Развитие подвижности, гибкости, силы, точности, координированности движений пальцев рук;
  • - Развитие графомоторных навыков (обвод по пунктиру, точкам, трафарету, шаблону, штриховка, дорисовывание узора, предмета, копирование по образцу, рисование по цифрам, буквам);
  • - Развитие конструктивного праксиса (работа с палочками, с разрезными картинками, кубиками, геометрическими фигурами, шнуровками);

11. Заболевания зрительной системы , наиболее часто встречающиеся у дошкольников

12. Амблиопия- ослабление зрения при отсутствии видимых повреждений глаз; причинами амблиопии являются функциональные расстройства зрительного анализатора.

Гиперметропия (дальнозоркость)- вид аномалии рефракции, при которой параллельные лучи, идущие от отдаленных предметов, соединяются за сетчаткой.

Миопия (близорукость)-вид аномалии рефракции, при которой параллельные лучи, идущие от отдаленных предметов, соединяются перед сетчаткой.

Косоглазие –нарушение в симметричном положении глаз, при взгляде прямо или других направлениях взора.

Астигматизм- недостаток преломляющей способности глаза, состоящий в том, что лучи, вышедшие из одной точки не собираются вновь в одном фокусе на сетчатке глаза, и изображение получается расплывчатым.

17. Организация рабочего места ребенка с нарушением зрения на занятиях.

Рассадка детей: с учетом остроты зрения

* детей с близорукостью сажают ближе к наглядному материалу (первый ряд — дети с низкой остротой зрения (0,4), второй ряд – дети с остротой зрения 0,4-0,6 и третий ряд — дети с остротой зрения 0,6-1,0);

*детей с дальнозоркостью сажают вдаль;

  • детей с расходящимся косоглазием сажают по центру во второй – третий ряды;
  • если окклюзия левого глаза, то ребенок должен сидеть справа от педагога;
  • если ок­клюзия правого глаза, то слева от педагога;
  • дети с парезами глазных мышц – по центру с учетом остроты зрения.
  • Условиями для полного и точного восприятия демонстрируемого объекта являются: расстояние, размещение, фон, размер, показ предмета, цвет, форма, место педагога, освещенность.

18. Дошкольники со зрительной депривацией часто имеют те или иные нарушения речи, которые обусловлены недостатками зрительного восприятия. Нечеткость узнавания предметов, их форм, внешних признаков создают изначально неблагоприятные условия для формирования речи. Трудности в соотнесении слова и образа затрудняют накопление словаря, формирование обобщающих понятий, что приводит к нарушению всех структурных компонентов языка. Представления ребенка об окружающем мире носит фрагментарный характер, что, в свою очередь, порождает трудности образования причинно –следственных связей

19. Обязательный этап на занятиях - гимнастика для глаз, зрительная релаксация, игры и упражнения на развитие зрительных функций.

Занятия с детьми, имеющими нарушения зрения, проводятся в игровой форме с элементами двигательной активности. Это помогает чередовать интеллектуальную, речевую и зрительную нагрузки с двигательной нагрузки.

20. В упражнениях и играх, способствующих развитию слухового внимания, яркая наглядность и подключение тактильных ощущений помогут детям получить более полное представление об изучаемом предмете.

В каждое занятие логопед включает игры на осязание и мелкую моторику. Кроме этого, обязательной частью в структуре логопедических занятий обязательно присутствуют динамические паузы, пальчиковые игры, речедвигательные упражнения, работа стоя и другие здоровьесберегающие технологии.

А коррекционных физминутки по лексическим темам для детей с нарушениями зрения - улучшают общую и артикуляционную моторику, координацию движений, прослеживающую функцию глаз.

22. Таким образом, цель совместной коррекционной работы логопеда и учителя –дефектолога (тифлопедагога) - использование тех механизмов и методов, с помощью которых можно организовать всестороннее развитие детей с нарушением зрения в дошкольном учреждении. И кроме этого, обеспечить здоровьесберегающую и здоровьеохраняющую среду для динамики развития воспитанников.

Список использованной литературы:

1. Психология воспитания детей с нарушением зрения. /под редакцией Л.И.Солнцевой, В.З. Денискиной / - М.: Налоговый вестник, 2004.

2. Сековец Л.С. Коррекционно – педагогическая работа по физическому воспитанию детей дошкольного возраста с нарушением зрения.- Н.-Новгород, 2001

3. Лапп Е.А. Развитие связной речи дошкольников с нарушением зрения.- М.: Сфера, 2006

В консультации представлены основные направления работы тифлопедагога в ДОУ.

ВложениеРазмер
rabota_tiflopedagoga_v_dou.docx 179.47 КБ

Предварительный просмотр:

Работа тифлопедагога в ДОУ.

Основные требования к дидактическим пособиям для детей с нарушением зрения.

Коррекцию нарушений зрительного восприятия и вторичных отклонений в развитии у детей с патологией зрения невозможно осуществлять только на общеобразовательных занятиях. Дети с нарушением зрения нуждаются в специальной коррекционной помощи. Поэтому в детском саду, который посещают дети с нарушением зрения, должен быть учитель-дефектолог (тифлопедагог).

Программа, по которой работает тифлопедагог – это программа специальных коррекционных образовательных учреждений 4 вида. В этой программе представлен примерный перечень игр по основным направлениям работы дефектолога и воспитателя с детьми с нарушением зрения.

Основные направления в работе учителя-дефектолога (тифлопедагога):

  • Тифлопедагогическое обследование детей
  • Проведение специальных коррекционных занятий с детьми
  • Работа с родителями детей, посещающих дошкольное учреждение
  • Работа с педагогами и воспитателями ДОУ.

Программа коррекционной работы состоит из следующих разделов:

  • Развитие зрительного восприятия
  • Ориентировка в пространстве
  • Социально – бытовая ориентировка
  • Развитие осязания и мелкой моторики

В программе Плаксиной Л. И. развитие мелкой моторики и осязание указано как отдельное направление работы, но в тематическом планировании это направление не выделено. Связано это с тем, что задания и упражнения на развитие мелкой моторики присутствуют в каждом занятии и дефектолога и логопеда и воспитателя. Поэтому выделять его отдельно и включать в тематическое планирование нет необходимости. Каждый раздел направлен на раннюю коррекцию и компенсацию вторичных отклонений в развитии детей с нарушением зрения.

Занятия, которые проводит тифлопедагог носят опережающий характер. Это значит что, исходя из тематического планирования, занятия воспитателя должны по теме совпадать с занятиями тифлопедагога.

Одним из основных условий, обеспечивающих всестороннее развитие ребенка с нарушением зрения, является правильная организация педагогического процесса и создание рациональной и оптимальной предметно - развивающей среды в группе.

Предметно – развивающая среда должна соответствовать коррекционным задачам программы и психолого – педагогическим методам, направленным на развитие зрительного восприятия, активизацию сенсорно – перцептивных, мнемических и мыслительных процессов. Предметная методика позволяет развивать зрительные возможности детей с нарушением зрения, ее принципы реализуются на предметно – практических занятиях и в игре. Предметно – практические занятия связаны с моделированием, конструированием, изготовлением различных предметов. Дети выполняют задания, воспитателя, учителя-дефектолога (тифлопедагога) по опознанию предметов, анализу их формы, размеров, цвета, фактуры.

У детей с нарушением зрения отмечается снижение уровня обобщенности, точности, четкости зрительных представлений. Замедляется процесс развития социально – бытовой ориентировки, восприятия сенсорных эталонов, ориентировки в пространстве. Поэтому игры могут быть как дидактические, так и сюжетно – ролевые, но непосредственно связанные с целенаправленным зрительно – сенсорным восприятием.

Для развития зрительного восприятия используются различные изображения предметов: черно – белые, цветные, контурные, силуэтные, штриховые . В процессе выполнения заданий дети анализируют, опознают, описывают, сравнивают изображения, выделяют в них сходные и различительные признаки.

Коррекционные занятия целесообразно проводить со всеми категориями детей с остротой зрения, превышающей 0,01. Следует соблюдать определенные условия проведения занятий. Освещенность рабочего места определяется в соответствии с особенностями активности зрительной системы. Поза ребенка во время занятия не должна негативно сказываться на его осанке. Оптимальное расстояние от глаз до наглядного материала 20-30 см. Нельзя допускать зрительного утомления. Длительность зрительной работы не должна превышать 5-7 мин.

Важно ограничивать информационную емкость изображений, исключая избыточность. Каждое изображение должно иметь четкий контур, высокий контраст (от 60 – 100 %).

Требования к материалам и пособиям

  • Материалы и пособия для коррекционно – педагогической работы должны состоять из подлинных объектов, муляжей, игрушек, объемных и плоскостных геометрических фигур, рельефных и плоскостных изображений объектов и предметов на карточках, листах бумаги, картона, фанеры
  • Материалы и пособия должны быть доступны для зрительного восприятия: быть яркими, красочными, насыщенными по цвету (в основном используются красный, оранжевый, зеленый, желтый цвета )
  • Материалы и пособия должны иметь четкое композиционное построение, лаконичность рисунков, конкретные визуальные признаки предметов, объектов и явлений окружающего мира
  • Не допускается наслоение одного предмета на другой (кроме специальных заданий)
  • Фон изображения должен быть разгружен, без лишних деталей, затрудняющих восприятие предмета, объекта и его качеств
  • Материалы и пособия должны быть изготовлены из натурального, прочного, нетоксичного материала, гигиеничны, эстетично оформлены
  • В изображении должна соблюдаться пропорциональность соотношений по величине в соответствии с соотношениями по величине реальных объектов (кроме специальных заданий)
  • Материалы и пособия должны быть определенных размеров: более крупные для фронтальных занятий и строго дифференцированные для индивидуальных (соответствовать зрительным возможностям ребенка)
  • Отрицательные контрасты предпочтительнее, так как дети лучше различают темные объекты на светлом фоне по сравнению со светлым на темном; дети также лучше воспринимают заполненные силуэтные фигуры, нежели контурные (кроме специальных заданий)

Применяя средства наглядности в учебном процессе, необходимо учитывать диапазон индивидуальных различий учащихся с нарушенным зрением в скорости восприятия, а также состояние световой и цветовой чувствительности детей.

Требования, предъявляемые к объемной наглядности.

Характерные признаки изображаемых предметов должны быть точно переданы. Важно соблюдение правильных пропорций и соотношения частей предмета в модели или макете.

Требования, предъявляемые к натуральной наглядности.

Предметы должны быть удобными для зрительного и осязательного обследования, ярко окрашенными, традиционной, легко узнаваемой формы. Основные детали должны быть четко выражены и выделены цветом.

Требования, предъявляемые к изобразительной наглядности .

При подборе или изготовлении наглядности этого вида следует учитывать, что способность различать изображения зависит от остроты центрального зрения.

Следует также учитывать тот факт, что дети с нарушением зрения лучше воспринимают изображения в цветовом исполнении, чем черно-белые, силуэтные и контурные. Восприятие цветных изображений стимулирует зрительную реакцию, активизирует зрительные функции, создает у детей положительный эмоциональный настрой. При таких заболеваниях, как косоглазие и амблиопия, восприятие определенных цветов (красного, желтого, оранжевого) особенно важно, так как это растормаживает колбочковый аппарат сетчатки глаз, способствуя закреплению результатов лечения, направленного на повышение остроты зрения. В то же время следует избегать использования изобразительной наглядности темно-синего, темно-фиолетового, темно-зеленого цветовых оттенков, так как они хуже всего воспринимаются детьми со зрительной патологией.

При изготовлении раздаточного иллюстративного материала следует учитывать особенности нарушения зрения и зрительную нагрузку. Материал, используемый в качестве раздаточного, должен быть оптимальных размеров: для индивидуальных занятий от 1-5 см , и для фронтальных занятий 25-30 .

Требования, предъявляемые к дидактическим игрушкам.

Они выступают в качестве моделей и должны иметь четко выделенные основные детали, характеризующие изображаемый предмет. Игрушки, изображающие человека или животное, должны передавать все части тела и правильное их пропорциональное соотношение .

Требования, предъявляемые к графическим пособиям .

Они должны быть выполнены четкими линиями, с минимальным количеством деталей, должны быть понятны детям, доступны для их зрительного восприятия и осмысления. Применяемые в графической наглядности условные изображения должны быть очень простыми и точными, включать в себя только те элементы, которые передают основное содержание, признаки и свойства изображаемых предметов, т.е. быть легко узнаваемыми. Необходимо также придерживаться единой системы условных изображений в разных графических пособиях.

Для обследования наглядности детям с нарушением зрения должно предоставляться вдвое больше времени, чем нормально видящим.

Некоторым детям необходимо предоставить возможность приблизиться к демонстрируемой наглядности, внимательно рассмотреть ее, обследовать с помощью осязания.

Демонстрируемая наглядность должна быть размещена таким образом, чтобы каждый ребенок мог ее рассмотреть (в хорошо освещенном месте, на уровне глаз детей, на достаточном для их зрительного восприятия расстоянии).

В ряде случаев (например, при ознакомлении детей с многоплановыми сюжетными изображениями или с предметами сложной формы) наглядность следует внести в группу до начала занятия для того, чтобы дети могли предварительно рассмотреть ее. После окончания занятия эта наглядность некоторое время может оставаться в группе.

Педагог должен сопровождать демонстрацию наглядности четким, доступным пониманию детей данного возраста описанием.

Использование рельефной наглядности должно сопровождаться соотнесением ее с реальными предметами.

При демонстрации новых, не знакомых детям игрушек, предметов педагог обращает внимание на последовательность знакомства с их характерными признаками, свойствами, качествами, формирует у детей планомерность зрительно-осязательного восприятия.

Наглядность - основной элемент образовательного процесса не только зрячих, но и детей с нарушением зрения. Ребенок, имеющий глубокую зрительную патологию, нуждается в целенаправленном обучении способам ознакомления с окружающим миром.

Примерный перечень игр по 4 основным направлениям работы (развитие зрительного восприятия, развитие пространственной ориентировки, развитие социально-бытовой ориентировки, развитие осязания и мелкой моторики) с детьми с нарушением зрения:

Задача: развитие зрительного восприятия

  • Закреплять знания основных цветов, понятие о цветовосприятии;
  • Формировать умение анализировать цвет предмета;
  • Учить узнавать и называть цвет;
  • Знакомство детей со свойствами и качествами предметов и их характерными особенностями;
  • Группировать предметы по общему признаку.

Материалы: цветные корзинки (красная, желтая, зеленая), разрезные карточки с нарисованными предметами тех же цветов.

Ход игры : (перемешайте разрезные карточки с нарисованными предметами красного, желтого и зеленого цветов).

Рассмотри карточки с предметами. Перечисли названия предметов, нарисованных красным (желтым, зеленым) цветом. ( расскажи для чего эти предметы нужны). Разложи все предметы по цветам, в красную корзинку-только красные предметы, в желтую- только желтые и т.д.

Задача: развитие зрительного восприятия.

  • Закреплять знания цветов, формировать навыки зрительного внимания;
  • Учить запоминать и правильно называть цвет предметов;
  • Уметь дифференцировать предметы по основному признаку- цвет;
  • Учить ориентироваться в пространстве по словесной инструкции педагога (вверх, вниз, вправо, влево);

Материалы: карточка с цветными квадратами, геометрические фигуры 2-х цветов, предметные карточки тех же цветов что и квадраты.

Ход игры: Рассмотри карточку с квадратами. Назови цвет каждого квадрата. Скажи где рассположен каждый квадрат. Скажи где расположен оранжевый квадрат. Поверни карточку по часовой стрелке. На каком месте теперь оказался оранжевый квадрат.

Подбери к каждому квадрату карточку с изображением предмета такого же цвета, начиная с верхнего ряда, справа налево. Назови предмет и его цвет. Положи на верхний ряд три геометрические фигуры оранжевого цвета, а на второй ряд снизу – фиолетовые геометрические фигуры по количеству квадратов. Сколько получилось фигур?

Цель: социально-бытовая ориентировка

  • Закреплять знания цветов;
  • Упражнять в умении обследовать основные признаки предмета: цвет, форму;
  • Закреплять умения сравнивать и группировать предметы по классу и цвету.

Материалы: предметные карточки с изображениями разных цветов и классов(диван, слива, редис, куртка и т.д.)

Ход игры: Подготовить карточки. Предложить ребенку составить пары по цвету и классу. Называть предмет, его цвет и назначение.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы учителя-дефектолога(тифлопедагога)

Перспективно-календарное планирование учителя-дефектолога (тифлопедагога) по теме "Овощи. Фрукты" по разделам "Развитие зрительного восприятия", "Социально-бытовая ориентировка", "Ориентиро.

Перспективное планирование учителя-дефектолога (тифлопедагога)


консультация тифлопедагога для родителей

значение зрительной гимнастики.


Профилактика зрительного утомления. Консультация учителя-дефектолога, тифлопедагога

Консультация посвящена здоровьесберегающим технологиям, которые способствуют укреплению здоровья, профилактике утомления и различных заболеваний.


Консультация тифлопедагога для родителей по теме "Дикие зимующие и перелётные птицы"


Консультация для родителей "Взаимодействие тифлопедагога и воспитателя в работе по здоровьесбережению дошкольников" .

Консультация для родителей "Советы тифлопедагога родителям будущего первоклассника"

Консультация для родителей "Советы тифлопедагога родителям будущего первоклассника".

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Модель взаимодействия тифлопедагога с работниками ДОУ И НАПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИ.

  • Поможем развить концентрацию и внимание с раннего возраста
  • Повысим гибкость и раскованность в общении

Описание презентации по отдельным слайдам:

Модель взаимодействия тифлопедагога с работниками ДОУ И НАПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИ.

Модель взаимодействия тифлопедагога с работниками ДОУ И НАПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ

Тифлопедагог Родители Воспитатели Дети Медицинский работник Учитель-физическо.

Тифлопедагог Родители Воспитатели Дети Медицинский работник Учитель-физического воспитания Педагог-психолог Музыкальный руководитель Администрация ДОУ Методист

Условия учет различий в возрасте родителей их образовании общем культурном ур.

Условия учет различий в возрасте родителей их образовании общем культурном уровне личностных особенностей родителей их взглядов на воспитание структуры и характера семейных отношений открытость детского сада семье ориентация педагога на работу с детьми и родителями

Направления работы с родителями Проведение опроса для изучения ожиданий и пож.

Направления работы с родителями Проведение опроса для изучения ожиданий и пожеланий Установление доброжелательных отношений Формирование более полного образа ребенка Ознакомление с проблемами семьи в воспитании ребенка Исследование и формирование личности ребенка

Основными направлениями коррекционной работы в ДОУ являются: I. Развитие зрит.

Основными направлениями коррекционной работы в ДОУ являются: I. Развитие зрительного восприятия II. Развитие осязания и мелкой моторики III.Ориентировка в пространстве IV. Социально-бытовая ориентировка V. Охрана и развитие остаточного зрения и зрительного восприятия VI. Ритмика IX. Развитие коммуникативной деятельности VII. Лечебная физкультура VIII. Предметно-практическая деятельность

I. Развитие зрительного восприятия Формирование у детей способности фиксирова.

I. Развитие зрительного восприятия Формирование у детей способности фиксировать взгляд на предмете, умения выделять его среди других. Формирование представлений о форме, цвете, величине, умении выделять признаки с последующим анализом свойств и качеств предмета.

II. Развитие осязания и мелкой моторики Формирование у детей с нарушением зре.

II. Развитие осязания и мелкой моторики Формирование у детей с нарушением зрения умений и навыков осязательного восприятия предметов и явлений окружающего мира, а также обучение их приёмам выполнения предметно-практических действий с помощью сохранных анализаторов.

III.Ориентировка в пространстве Дети учатся выделять и анализировать различны.

III.Ориентировка в пространстве Дети учатся выделять и анализировать различные пространственные признаки и отношения, получать информацию об окружающем пространстве с привлечением всей сенсорной сферы.

IV. Социально-бытовая ориентировка Направлена на решение проблем социализации.

IV. Социально-бытовая ориентировка Направлена на решение проблем социализации детей, формированием навыки социально-адаптивного поведения, умения самостоятельно ориентироваться в пространстве, пользоваться определенным запасом представлений об элементарных социально-бытовых ситуациях, умения взаимодействовать с окружающими.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Либо полностью отсутствуют зрительные ощущения Слепые (незрячие) Нарушениями.

Либо полностью отсутствуют зрительные ощущения Слепые (незрячие) Нарушениями зрения с остротой зрения на лучше видящем глазу от 0,05 до 0,2. Слабовидящие Либо есть светоощущение или остаточное зрение (до 0,04 с коррекцией очками), а также с развивающимися заболеваниями и сужением поля зрения.

II. Развитие осязания и мелкой моторики Игра "Хитрые замочки" Цель: Развивать.

II. Развитие осязания и мелкой моторики Игра "Хитрые замочки" Цель: Развивать мелкую моторику. Коррекционные задачи: 1. Развивать зрительно-моторную координацию. 2. Развивать цветовосприятие, закрепить название основных цветов и их оттенков. 3. Развивать ориентировку на микроплоскости, учить работать по схеме. 4. Укреплять мышцы рук, развивать их подвижность и гибкость. 5. Развивать мышление Задания: - "Гусеничка", - "Собери по схеме", - "Бусы для бабушки".

III.Ориентировка в пространстве II этап. При составления других изображений о.

III.Ориентировка в пространстве III этап. На переднем плане три предмета, наз.

IV. Социально-бытовая ориентировка На 1 этапе проводят занятие по лексическим.

Большой вклад в развитие отечественной тифлопедагогики и тифлопсихологии внес.

Большой вклад в развитие отечественной тифлопедагогики и тифлопсихологии внесли А.Г. Литвак, В.П. Ермаков, А.Б. Гордин, Р.С. Муратов, И.С. Моргулис и другие. По её инициативе были созданы проблемные тифлопедагоги-ческие лаборатории Земцова Мария Ивановна Разрабатывал приборы и пособия, облегчающие жизнь слепым и слабовидящим. Им разработана система краткописи и математических записей для слепых Коваленко Борис Игнатьевич Результаты исследований были использованы дня разработки программ воспитательной работы и методик работы со слепыми детьми Солнцева Людмила Ивановна

Рабочая программа учителя-дефектолога (тифлопедагога) с детьми 4– 6 лет на 20.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Модель взаимодействия тифлопедагога с работниками ДОУ И НАПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИ.

  • Поможем развить концентрацию и внимание с раннего возраста
  • Повысим гибкость и раскованность в общении

Описание презентации по отдельным слайдам:

Модель взаимодействия тифлопедагога с работниками ДОУ И НАПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИ.

Модель взаимодействия тифлопедагога с работниками ДОУ И НАПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ

Тифлопедагог Родители Воспитатели Дети Медицинский работник Учитель-физическо.

Тифлопедагог Родители Воспитатели Дети Медицинский работник Учитель-физического воспитания Педагог-психолог Музыкальный руководитель Администрация ДОУ Методист

Условия учет различий в возрасте родителей их образовании общем культурном ур.

Условия учет различий в возрасте родителей их образовании общем культурном уровне личностных особенностей родителей их взглядов на воспитание структуры и характера семейных отношений открытость детского сада семье ориентация педагога на работу с детьми и родителями

Направления работы с родителями Проведение опроса для изучения ожиданий и пож.

Направления работы с родителями Проведение опроса для изучения ожиданий и пожеланий Установление доброжелательных отношений Формирование более полного образа ребенка Ознакомление с проблемами семьи в воспитании ребенка Исследование и формирование личности ребенка

Основными направлениями коррекционной работы в ДОУ являются: I. Развитие зрит.

Основными направлениями коррекционной работы в ДОУ являются: I. Развитие зрительного восприятия II. Развитие осязания и мелкой моторики III.Ориентировка в пространстве IV. Социально-бытовая ориентировка V. Охрана и развитие остаточного зрения и зрительного восприятия VI. Ритмика IX. Развитие коммуникативной деятельности VII. Лечебная физкультура VIII. Предметно-практическая деятельность

I. Развитие зрительного восприятия Формирование у детей способности фиксирова.

I. Развитие зрительного восприятия Формирование у детей способности фиксировать взгляд на предмете, умения выделять его среди других. Формирование представлений о форме, цвете, величине, умении выделять признаки с последующим анализом свойств и качеств предмета.

II. Развитие осязания и мелкой моторики Формирование у детей с нарушением зре.

II. Развитие осязания и мелкой моторики Формирование у детей с нарушением зрения умений и навыков осязательного восприятия предметов и явлений окружающего мира, а также обучение их приёмам выполнения предметно-практических действий с помощью сохранных анализаторов.

III.Ориентировка в пространстве Дети учатся выделять и анализировать различны.

III.Ориентировка в пространстве Дети учатся выделять и анализировать различные пространственные признаки и отношения, получать информацию об окружающем пространстве с привлечением всей сенсорной сферы.

IV. Социально-бытовая ориентировка Направлена на решение проблем социализации.

IV. Социально-бытовая ориентировка Направлена на решение проблем социализации детей, формированием навыки социально-адаптивного поведения, умения самостоятельно ориентироваться в пространстве, пользоваться определенным запасом представлений об элементарных социально-бытовых ситуациях, умения взаимодействовать с окружающими.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Либо полностью отсутствуют зрительные ощущения Слепые (незрячие) Нарушениями.

Либо полностью отсутствуют зрительные ощущения Слепые (незрячие) Нарушениями зрения с остротой зрения на лучше видящем глазу от 0,05 до 0,2. Слабовидящие Либо есть светоощущение или остаточное зрение (до 0,04 с коррекцией очками), а также с развивающимися заболеваниями и сужением поля зрения.

II. Развитие осязания и мелкой моторики Игра "Хитрые замочки" Цель: Развивать.

II. Развитие осязания и мелкой моторики Игра "Хитрые замочки" Цель: Развивать мелкую моторику. Коррекционные задачи: 1. Развивать зрительно-моторную координацию. 2. Развивать цветовосприятие, закрепить название основных цветов и их оттенков. 3. Развивать ориентировку на микроплоскости, учить работать по схеме. 4. Укреплять мышцы рук, развивать их подвижность и гибкость. 5. Развивать мышление Задания: - "Гусеничка", - "Собери по схеме", - "Бусы для бабушки".

III.Ориентировка в пространстве II этап. При составления других изображений о.

III.Ориентировка в пространстве III этап. На переднем плане три предмета, наз.

IV. Социально-бытовая ориентировка На 1 этапе проводят занятие по лексическим.

Большой вклад в развитие отечественной тифлопедагогики и тифлопсихологии внес.

Большой вклад в развитие отечественной тифлопедагогики и тифлопсихологии внесли А.Г. Литвак, В.П. Ермаков, А.Б. Гордин, Р.С. Муратов, И.С. Моргулис и другие. По её инициативе были созданы проблемные тифлопедагоги-ческие лаборатории Земцова Мария Ивановна Разрабатывал приборы и пособия, облегчающие жизнь слепым и слабовидящим. Им разработана система краткописи и математических записей для слепых Коваленко Борис Игнатьевич Результаты исследований были использованы дня разработки программ воспитательной работы и методик работы со слепыми детьми Солнцева Людмила Ивановна

Рабочая программа учителя-дефектолога (тифлопедагога) с детьми 4– 6 лет на 20.

Читайте также: