Практические ситуации требующие взаимодействия сотрудников доу с целью оказания помощи детям и семье

Обновлено: 05.07.2024

Педагогическим основанием изменений дошкольного образования в соответствии с ФГОС на современном этапе является активное вовлечение родителей в работу ДОУ. Детский сад и семья — два воспитательных феномена, каждый из, которых по-своему дает ребенку социальный опыт.

Влияние на ребёнка семейного воспитания настолько сильно, что способно свести на нет любые педагогические усилия ДОУ. Педагоги понимают, что без согласования с семьёй педагогические воздействия теряют всякую силу. Только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Отсюда следует актуальность одного из механизмов реализации ФГОС — повышение ответственности родителей за воспитание детей, углубленное взаимодействие между семьей и ДОУ.

Семейное воспитание неповторимо по своему воздействию и эта уникальность определяется следующими причинами:

— первичностью семейного окружения в силу биологической и психологической зависимости ребенка от родителей;

— максимальной возрастной сензитивностью в период дошкольного детства к общению со значимым взрослым, которая, возникает раньше потребности в общении со сверстником;

— длительностью и постоянством пребывания в семье, интимно -эмоциональной атмосферой семейных отношений: любовью, привязанностью, индивидуализацией общения членов семьи с ребенком.

Цель моей работы — решение задач, связанных с возрождением традиций семейного воспитания, вовлечение родителей в педагогический процесс ДОУ.

Основными задачами взаимодействия ДОУ с родителями являются следующие:

1. Повышение активности и ответственности семей воспитанников детского сада и привлечение их к сотрудничеству в вопросах развития детей.

2. Обеспечение информационно-просветительской поддержки выбора родителями направлений в развитии и воспитании посредством выработки компетентной педагогической позиции по отношению к собственному ребенку.

3. Содействие созданию условий для развития способностей ребенка в различных видах образовательной деятельности, обеспечивая непрерывность подготовки к следующему образовательному этапу (школьное обучение).

4. Повышение уровня компетентности родителей.

Помимо традиционных форм работы ДОУ и семьи активно использую инновационные формы и методы:

— презентация образовательной деятельности ДОУ;

— фронтальные и индивидуальные опросы родителей, изучение проблем семей воспитанников;

— организация Дней открытых дверей;

— совместное проведение досугов;

— групповые встречи — практикумы, мастер-классы, круглые столы, дискуссии, видеопрезентации;

Опираясь на данные позиции, я приветствую любые формы включения родителей в жизнь детского сада. Для этого:

— информирую родителей обо всем, что происходит или будет происходить в группе и в детском саду в специальном календаре в фойе группы;

— приглашаю к обсуждению текущей ситуации в развитии ребенка и принятию решения о дальнейших совместных действиях педагогов, специалистов и родителей, способных обеспечить успешное развитие воспитанников;

— предлагаю творческие домашние задания для родителей с детьми, позволяющие наладить доверительные отношения с ребенком, и одновременно поучаствовать в образовательном процессе;

— призываю к участию родителей в методических мероприятиях: изготовление костюмов, игрового материала, видеосъемка;

-создала сайт группы- на котором поместила интересную информацию о жизни детей в детском саду и в группе.

Одной из основных форм работы по педагогическому просвещению семьи является родительское собрание. Хочу сказать о том, что я ушла от устаревшего лекционного метода проведения собрания. Использую такие приемы, которые активизируют внимание уставших родителей, способствуют более легкому запоминанию сути бесед, создают особый настрой на доброжелательный разговор. После небольшого вступления перехожу к дискуссии, в качестве примеров использую моменты из жизни группы, включаю инсценирование фрагментов из практики воспитания детей, включаю практические задания, игры. Предлагаю изготовление совместных поделок на различные конкурсы, которые проходят в нашем детском саду. Отправляю рисунки, поделки детей, затем вручаю детям полученные грамоты, что стимулирует их (детей) в дальнейшем прилагать большие усилия на развитие творческих и познавательных интересов.

Коллективное творческое дело помогло сплотить коллектив детей и родителей, по-иному оценить друг друга, познать и, возможно, открыть для себя новые грани содержания личности друг друга, причем это касается и взрослых и детей.

Акцентируя внимание на проблемах организации индивидуальных и групповых консультаций, я считаю необходимым рассказать родителям, что важно не только грамотно заниматься с ребенком, но и добиваться результата. Именно семья является основным источником сочувствия и поддержки дошкольника и может оказать их своевременно, тонко и ненавязчиво. Однако родители, зачастую не зная об этом аспекте межличностных отношений, не всегда понимают, что ребенок часто обращается к ним не за конкретным советом, а именно за пониманием. В процессе консультаций стараюсь объяснить родителям, что ребенок обычно обостренно реагирует на негативную оценку своих успехов, болезненно воспринимает ее принижения, поэтому именно домашние отношения часто являются главными средствами компенсации недостаточных успехов или недооценки окружающих вне семьи.

Просветительская работа периодически касается вопросов организации видов детской деятельности. В своей работе обращаю внимание родителей на значение игровой деятельности. Ребенок развивается как индивид и личность в игре и через игру, получая разнообразную информацию о мире и о себе от взрослых и сверстников, прежде всего в предметной и вербальной деятельности, в коммуникативном общении. Игра как феномен культуры обучает, развивает, воспитывает, социализирует, дает отдых, и она же пародирует, иронизирует, смеется, публично демонстрирует относительность социальных статусов и положений.

Детство без игры невозможно. Лишение ребенка игровой практики — это лишение его не просто детства, но и главного источника развития: творчества, осваиваемого опыта жизни, признаков социальной практики, богатства и микроклимата коллективных отношений, познания мира.

Поэтому объясняю значение игры родителям, которых очень часто волнует, прежде всего, интеллектуальная подготовка ребенка к школе.

Родители имеют возможность предложить свои идеи по лексическим темам, принести материалы или книги, поделиться с детьми своими знаниями, научить их тому, что умеют и любят сами. Для этого родителям совершенно не нужно обладать педагогическими способностями — дети рады, когда мама или папа просто находятся в группе.

Помощь в пополнении фондов детского сада (игрушки, книги, журналы и материалы, которые больше не нужны дома, но вполне могут пригодиться при организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ). Помощь в изготовлении дидактических материалов для занятий и свободной игровой деятельности детей (подбор заданий, ксерокопирование карточек).

Приветствую желание родителей иметь полную информацию о вопросах, решаемых в процессе проведения педагогического Совета, а также предоставляем родителям возможность принять участие в дискуссиях по интересующим их проблемам воспитания и развития детей дошкольного возраста.

Огромное значение придаю виду сотрудничества — праздники. Готовят их не только педагоги с детьми, но активно участвуют в них и родители. И, несмотря на занятость, родители откликаются, а со временем сами стремятся к участию в праздниках, поскольку именно в такие моменты они раскрепощаются сами с одной стороны, а с другой — лучше понимают состояние своих же детей, когда те выступают перед ними.

В ходе проведенной работы получены результаты:

— повысился уровень родительской компетентности;

— гармонизировались родительско — детские отношения;

— повысилась ответственность родителей за судьбу ребенка и его активность в отношениях с сотрудниками ДОУ.

Как это повлияло на развитие личности ребенка:

— улучшился эмоциональный климат в семье;

— изменилась в сторону большей объективности родительская оценка талантов малыша, уровень родительских притязаний стал лучше соотноситься со способностями ребенка;

— повысилась эмоциональная насыщенность и информативность контактов родителей с детьми.

В заключение необходимо отметить, что преимущества инновационных форм взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников неоспоримы и многочисленны:

— положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей. Родители уверены в том, что ДОУ всегда поможет им в решении педагогических проблем и в то же время не навредит, поскольку будут учитываться мнение семьи и предложения по взаимодействию с ребенком. Педагоги в свою очередь уверены в понимании со стороны родителей в большинстве проблем (от материальных до хозяйственных и многих других). А в самом большом выигрыше находятся дети, ради которых и осуществляется данное взаимодействие;

— учет индивидуальности ребенка, педагог, постоянно поддерживая контакт с семьей, знает особенности, привычки своего воспитанника и учитывает их при работе, что, в свою очередь, ведет к повышению эффективности педагогического процесса;

— возможность родителям самостоятельно выбирать и формировать уже в дошкольном возрасте то направление в развитии и воспитании ребенка, которое они считают нужным.

Таким образом, родители начинают понимать ответственность, которую они несут за воспитание детей;

— укрепление внутрисемейных связей, что тоже, к сожалению, является проблемным вопросом в педагогике и психологии на протяжении всех времен;

— возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в ДОУ и семье.

Я убеждена в том, что чем лучше налажено общение между семьей и группой детского сада, тем большую поддержку получит ребенок, тем вероятнее, что его жизнь в детском саду будет полна впечатлениями, любовью и доверием к окружению, а первый социальный опыт будет успешным.

Уверена, что мои воспитанники легко адаптируются в школе.

Таким образом, в эмоционально насыщенной атмосфере семейных отношений, аналогов которой нет в социуме, заложен важнейший резерв для обогащения чувственного и социально-нравственного опыта дошкольника.

В настоящее время в дошкольных учреждениях внедрена новая Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования " От рождения до школы«. В которой обозначено: «П.

Российская школа, как и все современные общественные институты страны, вошла в XXI век — век бума новых технологий. Согласно целям Федерального государственного образовательного ста.

Данный материал может быть использован в качестве дополнительного для классов с углубленным изучением английского языка на этапе систематизации и обобщения изученного материала по&.

Автор: Ольга Владимировна Курзякова

Населенный пункт: Смоленская область, г. Гагарин

Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. Все нормативно–правовые документы ориентируют на взаимодействие с родителями: родители должны участвовать в реализации программы, в создании условий для полноценного и своевременного развития ребенка в дошкольном возрасте, чтобы не упустить важнейший период в развитии его личности. Родители должны быть активными участниками образовательного процесса, независимо от того, какая деятельность в них доминирует, а не просто сторонними наблюдателями. Задача педагогов выстроить эффективное взаимодействие с семьёй.

  • Участие родителей в создании предметно-развивающей среды ДОУ

На выставке представлены работы мамы воспитанницы Беловой Евгении Михайловны.

  • Вовлечение родителей в образовательный процесс

Мама воспитанника проводила мастер-класс по обучению рисованию хохломской росписи.

Вовлечение семьи в воспитательно–образовательный процесс способствует улучшению эмоционального самочувствия детей, обогащению воспитательного опыта родителей, повышению их родительско- педагогической компетентности. Родители чувствуют себя полноценными участниками воспитательно-образовательного процесса и учатся отвечать за результаты воспитания и обучения ребенка наравне с педагогами детского сада.

  • Оказание консультативной помощи родителям воспитателями

После получения ответа на один вопрос у родителей, как правило, возникает потребность во второй и третьей встрече. Поэтому основная задача при оказании консультативной помощи заключается не только и не столько в предоставлении родителям готовых рецептов по любой проблематике, сколько в умении пробудить и поддержать у родителей интерес к совместной деятельности со своим ребёнком, в формировании практических навыков, в получении современной и достоверной педагогической информации.

  • Оказание консультативной помощи родителям специалистами

Нетрадиционное рисование – искусство изображать, не основываясь на традиции. Дети с самого раннего возраста пытаются изобразить свои впечатления об окружающем мире в своем творчестве. Рисование нетрадиционными способами увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что можно рисовать, чем хочешь и как хочешь, и даже можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают положительные, незабываемые эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребенка, о том, что его радует.

К 23 Февраля было проведено развлечение для пап и детей. А мамы, пока папы и дети участвовали в различных играх и конкурсах, готовили праздничное угощение – торт.

Организация досуговых мероприятий – замечательное направление деятельности для работы с родителями. Родители, наблюдая за жизнью ребенка в группе, начинают понимать проблемы своего ребенка, видят его успехи, которые в повседневной жизни скрыты за домашними хлопотами. Современная жизнь – вечно спешащие родители, сосредоточенные на том, чтобы заработать деньги, которые хотят отдохнуть в тишине и спокойствии, почти исключили возможность к совместному творчеству: изготовлению угощений или совместному отдыху. Детей отправляют в кружки, однако не находят время, чтобы побыть с ними, узнать о чем дети думают, чем интересуются. А дети не видят, какими знаниями, умениями и навыками обладают их родители. Задача педагога организовать совместное дело для детей и родителей. Обязательное условие организации досуга - чтобы дети и родители ушли с мероприятия с хорошим настроением. При организации досуга вместе с родителями всегда можно предоставить такую возможность как совместное изготовление угощения. При таком варианте у родителей есть возможность обмениваться опытом, обучаться друг у друга, делиться рецептами. А так же у родителей есть возможность изучать своего ребенка в другой обстановке, отличной от домашней.

В детском саду проводилось анкетирование для выявления степени удовлетворенности родителей взаимодействием детского сада и семьи . В анкетировании принимали участие все группы, после чего был проведен анализ анкет. По результатам опроса был сделан вывод о том, что родители хотели бы, чтобы в саду использовались разнообразные интересные формы взаимодействия с педагогами и детьми.

Таким образом, основная цель всех форм и видов взаимодействия ДОУ с семьей - установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать. Взаимодействие детского сада и семьи должно пронизывать всю воспитательно-образовательную работу в ДОУ. Необходимо следить за тем, чтобы использовались различные формы работы, уделяя внимание совершенствованию практических воспитательных навыков родителей.

2. Мастер-классы как одна из форм работы с родителями

Работа с родителями воспитанников в дошкольном учреждении сегодня стоит очень остро. А причины этой проблемы таковы : во–первых, занятость взрослого населения на рабочем месте ; во-вторых, недостаток внимания и заботы к детям. Все это является предпосылками психологических проблем и осложнений в развитии детей дошкольного возраста. Семья сегодня оказалась в эпицентре различных кризисных стрессовых ситуаций, которые, так или иначе, отражаются на детско-родительских отношениях, семейном укладе жизни. Дошкольное учреждение как социальный, образовательный, общественный институт призвано укрепить социальную ценность семьи, родительства и детства . В связи с этим актуализируется процесс поиска новых подходов к работе детского сада с семьей.

Цель: достижение оптимального уровня взаимодействия детского сада и семьи через созданную систему сотрудничества и партнерства.

Изучая различные формы работы с родителями , пришли к выводу, что наиболее эффективной является проведение мастер-классов .

Мастер -класс – хорошо известная форма передачи опыта посредством активной деятельности участников. Где предполагается наличие практических примеров, рекомендаций, технических приемов работы . А самое главное, тема мероприятия не должна быть скучной, должна заинтересовать слушателя.

Можно выделить следующие этапы мастер-класса :

  • теоретическая или методическая часть;
  • демонстрация процесса;
  • приобретение каждым участником определенных знаний, умений и опыта.
  • Участие родителей в воспитательно-образовательном процессе детского сада.
  • Повышение педагогической культуры родителей.
  • Объединение интересов семьи и ДОУ в вопросах воспитания и развития детей в условиях детского сада.
  • Активизация родителей.

Цель: взаимодействие родителей и воспитателей посредством совместной творческой деятельности.

  1. изучить технику плетения.
  2. изучение и распространение передового опыта;
  3. утилизировать старые газеты и журналы, применяя творчество и фантазию.

Материалы и оборудование: газеты, журналы ; спицы № 2-3; ножницы; клей; кисточка; простой карандаш.

2. Берем одну газетную полоску, на самый край газетной полоски под острым углом кладем спицу, только в этом случае трубочки получаются длинными.

3. Начинаем закручивать газетную полоску. Делать это можно на столе или же держать трубочку на весу.

4. На край газетной полоски намазать клей (лучше пользоваться клеем-карандашом, чем клеем ПВА. От клея ПВА не закрашиваются трубочки).

5. Таким образом, надо накрутить определенное количество трубочек (100-200 трубочек).

6. Берем две трубочки длиной 25 сантиметров, отрезаем лишнее.

7. Сгибаем трубочки через каждые 8 сантиметров. Остается маленький отрезок длиной 1 сантиметр для соединения концов треугольника.

8. Соединяем концы, и получаются два равнобедренных треугольника.

9. Вставляем один треугольник в другой.

10. Берем ещё одну трубочку и с помощью клея закрепляем в одном из наружных углов звездочки.

11. Когда трубочка приклеится, начинаем оплетать основу звездочки. Необходимо сначала оплести все наружные углы звездочки.

12. Начинаем оплетать по второму разу.

13. При необходимости нарастить трубочку, подрезав аккуратно оба конца, один под углом 90 градусов, другой- 45 градусов, и вставить одну трубочку в другую (обычно один конец бывает чуть шире другого).

14. При втором круге оплетения следить за тем, чтобы обязательно из каждого наружного угла отходили две трубочки к противоположным сторонам.

15. Звездочка готова. Конец трубочки обмазать клеем и закрепить на несколько минут прищепкой.

Цель: установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника, создание атмосферы взаимодействия и сотрудничества.

  1. установить единство в воспитании детей;
  2. педагогическое просвещение родителей;
  3. распространить передовой опыт воспитания;
  4. познакомить родителей с жизнью детского сада.

Материалы и оборудование: картон, 2 игральных кубика, природный материал (камушки, шишечки, желуди, каштаны).

1. Вырезаем ствол и крону дерева, соединяем их.

2. В стволе делаем отверстия для кубиков.

3. На линейке пишем числа от 1 до 12, между 6 и 7 ставим знак вопроса.

4. У основания ствола делаем прорези и вставляем линейку.

К празднику 23 Февраля в детском саду проходило развлечение для пап воспитанников группы №10. Пока папы с детьми вместе участвовали в соревнованиях, играх и конкурсах, мамы готовили для них праздничное угощение – торты. Мамам было дано задание: дома приготовить любимый папин крем для торта и принести с собой на праздник в детский сад.

Цель: создание благоприятных условий для сплочения родителей и педагогов, педагогов и детей, родителей и детей.

  1. способствовать усвоению детьми норм, принятых в обществе;
  2. развивать у детей коммуникативные способности в ходе взаимодействия со сверстниками, взрослыми;
  3. повышать самооценку детей;
  4. формировать ответственность родителей за воспитание своих детей, более серьезное отношение к дошкольному детству.

Материалы и оборудование: бисквитные коржи, кремы, взбитые сливки, мармеладки, шоколадная стружка, чай.

Для проведения мероприятия музыкальный зал разделили на две части. В одной части были папы и дети, а в другой – готовили мамы. И те и другие провели время с пользой и получили массу положительных эмоций. Папы – провели время вместе со своими детьми: играли, поддерживали и переживали друг за друга. Мамы – с энтузиазмом принялись за готовку. Они пробовали кремы, делились рецептами, творчески подходили к процессу. Закончилось все чаепитием и хорошим настроением у всех участников мероприятия.

Педагог по изобразительной деятельности, увлекаясь нетрадиционными техниками рисования, решил поделиться с детьми и их родителями одной из них: рисование по соли.

Рисование нетрадиционными техниками открывают широкий простор для детской фантазии, дает ребенку возможность увлечься творчеством, развить воображение, проявить самостоятельность и инициативу, выразить свою индивидуальность.

Нетрадиционные техники рисования являются замечательным способом создания маленьких шедевров. Оказывается можно создать соленую картинку.

Дезинфицирующие свойства соли давно известны и широко применяются для лечения многих заболеваний. Соль обладает отличным профилактическим действием: вдыхание солевых паров во время рисования способствует очищению и оздоровлению дыхательной системы, укрепляет иммунитет и уменьшает аллергические проявления. Регулярные занятия с солью оказывают оздоравливающее влияние на состояние носоглотки, щитовидной железы, кожных покровов.

Цель: развитие творческих способностей детей через художественное творчество.

  1. изучить технику рисования по соли;
  2. дать представление о многообразии художественных материалов;
  3. развивать художественный вкус, фантазию, желание экспериментировать в своей работе;
  4. воспитывать аккуратность, трудолюбие, целеустремленность.

Материалы и оборудование: цветной картон, клей ПВА, разведенная водой гуашь, пипетки, морская соль.

1. Вначале нанесите клей ПВА любыми узорами на нарисованный на картоне рисунок. Это может быть все что угодно: вертикальные, горизонтальные, волнистые линии, точки и т.д.

2. Далее посыпаем все солью и даём немного подсохнуть, затем стряхиваем излишки соли над тарелкой. Оставляем до полного высыхания.

3. Цветок подсох и начинаем раскрашивать: набираем пипеткой гуашь, разведенную водой, но не слишком жидкую. Цвет краски может быть любой, разных оттенков - это ваш выбор. Наносить краску на соль нужно аккуратно.

Краска будет очень интересно растекаться по солевым "дорожкам". Эффект растекания краски просто завораживает.

Таким образом, при помощи мастер-класса передача опыта происходит посредством активной деятельности участников. Участвуя в таких мероприятиях, родители лучше узнают своего ребенка. Так же здесь присутствует душевная атмосфера, раскрепощенность, стремление к сотрудничеству. Такая форма работы способствует повышению уровня воспитательно-образовательной деятельности родителей, установлению эмоционального контакта между родителями и воспитателем, родителями и детьми.

3. Роль родителей в проведении мастер-классов

Цель: взаимодействие родителей и детей посредством творческой деятельности.

  1. изучить технику рисования хохломской росписи;
  2. развивать умение применять усвоенные способы рисования, творческое воображение;
  3. воспитывать эстетический вкус, интерес к народным промыслам.

Материалы и оборудование: гуашь, кисти, стаканчики с водой, салфетки, бумажные тарелки, расписная посуда.

1. Рассказать детям об истории хохломской росписи.

2. Продемонстрировать образцы посуды, расписанной разными видами хохломской росписи. Показать и рассказать в чем разница.

3. Показать, как рисуются основные элементы росписи.

4. Дети самостоятельно расписывают тарелочки элементами хохломской росписи.

Таким образом, родители, участвуя в деятельности группы, ощущают личную причастность к образовательному процессу, видят, как их ребенок общается с другими детьми, знакомятся с друзьями своих детей, о которых те им рассказывали, начинают больше понимать своего ребенка. Родители получают представление о работе воспитателей и начинают испытывать большее уважение к ним. Они получают возможность помогать ребенку в освоении программного содержания, обучаются видам деятельности, которыми можно с удовольствием заниматься с детьми дома.

Привлечение родителей к жизни детского сада еще недавно казалось такой большой проблемой. Теперь обстановка иная: со стороны родителей исходит инициатива по проведению новых форм общения семей группы. Они проявляют творчество, выдумку, фантазию в целях претворения их новых идей в жизнь.

Воспитатели стали теснее и ближе общаться с родителями, привлекая их к групповым мероприятиям. Родители и воспитатели советуются друг с другом, предлагают, убеждают, как лучше организовать мероприятие. Совместная деятельность родителей, педагогов и детей положительно влияет на воспитанников. Дети активных родителей становятся увереннее в себе, задают больше вопросов о семье, о детском саде, проявляют инициативу в тех вопросах, где видят интерес и активность своих родителей. Ребенок чувствует себя ближе, роднее по отношению к воспитателю, так как видит тесное общение педагога с его родителями, эмоциональный подъем, желание быть в саду в центре всех игр и занятий. И, как результат, новое положительное отношение родителей к ДОУ, положительная оценка его деятельности.

Заключение

Организация взаимодействия с семьей – работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов. Её успех определяется интуицией, инициативой и терпением педагога, его умением стать профессиональным помощником в семье.

Мастер-класс - это форма проведения обучающего тренинга-семинара для изучения или отработки практических навыков по различным методикам и технологиям с целью повышения профессионального уровня и обмена передовым опытом участников, расширения кругозора и приобщения к новейшим областям знания, а методика его проведения включает предоставление родителям исследовательской позиции, практическое овладение различными способами и приёмами обучения в формировании способностей ребёнка.

Основная цель мастер-классов, как формы взаимодействия ДОУ с семьей - установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.

Основной спецификой мастер-класса является активное сотрудничество педагога и семьи в вопросах повышения воспитательной культуры родителей, и новизну данной формы работы составляют задачи практической реализации интегративного подхода к повышению воспитательной культуры родителей, как единства социальной и природной составляющих родительской компетентности.

Таким образом, мастер-класс является эффективной формой взаимодействия семьи и ДОУ, основанной на идее партнерства и реализации активного включения родителей в педагогический процесс при создании определённых педагогических условий.

Наш детский сад открыт для каждой семьи, и мы стараемся создать атмосферу общности интересов педагогов и родителей, соблюдения принципа единства воспитательных воздействий детского сада и семьи, тактичности и соблюдения прав родителей на осуществление ведущей роли в воспитании и образовании ребенка и понимания неизбежной субъективности точки зрения педагога.

В заключение можно сказать, что для повышения родительской компетентности в вопросах развития деятельности и формирования способностей воспитанников необходимо проводить и широко использовать мастер-классы, как эффективную форму партнёрского сотрудничества.

Литература:

3) Михайлова-Свирская Л. В. Работа с родителями. - М.: Просвещение,2015.

4) Муляр, Н.В. Инновационные формы работы с родителями в соответствии с ФГОС [Текст] / Н.В.Муляр, Е.В.Черниговских, Н.Д.Кубышкина // Инновационные педагогические технологии: материалы III междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2015 г.). - Казань: Бук, 2015.

6) Солодянкина, О.В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей. [Текст] / О.В.Солодянкина. - М.: АРКТИ, 2014.

Приложение 1

РАБОТА ДОУ С РОДИТЕЛЯМИ

Цель работы: оказание родителям практической помощи в повышении эффективности воспитания, обучения и развития детей.

Таблица 1.


Доминирующую роль среди форм общения педагог - родители по сей день продолжают играть познавательные формы организации их взаимоотношений. Они призваны повышать психолого-педагогическую культуру родителей, а, значит, способствовать изменению взглядов родителей на воспитание ребенка в условиях семьи, развивать рефлексию. Кроме того, данные формы взаимодействия позволяют знакомить родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей, рациональными методами и приемами воспитания для формирования их практических навыков. Родители видят ребенка в обстановке, отличной от домашней, а также наблюдают процесс его общения с другими детьми и взрослыми.
По-прежнему в этой группе лидируют следующие традиционные коллективные формы общения:

Общее родительское собрание ДОУ. Его цель - координация действий родительской общественности и педагогического коллектива по вопросам образования, воспитания, оздоровления и развития воспитанников (Приложение 1. Положение об общем родительском собрании ДОУ). На общих родительских собраниях обсуждаются проблемы воспитания детей. Как и любое родительское собрание требует тщательной предварительной подготовки (см. ниже). Для родителей, вновь принятых в ДОУ детей, целесообразно провести экскурсию по детскому саду с объяснением профиля и задач учреждения, познакомить со специалистами; можно издать буклет, рекламу, рассказывающие о конкретном учреждении или показать презентацию; организовать выставку работ детей и т.д.

Педагогический совет с участием родителей. Целью данной формы работы с семьей является привлечение родителей к активному осмыслению проблем воспитания детей в семье на основе учета индивидуальных потребностей.

Родительская конференция - одна из форм повышения педагогической культуры родителей (Приложение 2. Сценарий родительской конференции). Ценность этого вида работы в том, что в ней участвуют не только родители, но и общественность. На конференциях выступают педагоги, работники районного отдела образования, представители медицинской службы, учителя, педагоги-психологи и т.д. Кроме того, эта форма позволяет педагогам, специалистам и родителям моделируют жизненные ситуации, проигрывая их. Это дает возможность родителям не только накапливать профессиональные знания в области воспитания детей, но и устанавливать доверительные отношения с педагогами и специалистами.

Педагогический консилиум. По утверждению некоторых современных авторов (Е.П. Арнаутова, В. Лапицкая и др.) в работе с родителями можно и нужно использовать данную форму (Приложение 4. План-конспект консилиума «Подготовка детей к школьному обучению). Она помогает лучше и глубже понять состояние отношений в конкретной семье, вовремя оказать действенную практическую помощь (если, конечно, у родителей есть желание что-то изменить в сложившейся ситуации).
В состав консилиума можно включить воспитателя, заведующую, заместителя заведующего по основной деятельности, педагога-психолог, учителя логопед, старшую медсестру, членов родительского комитета. На консилиуме обсуждается воспитательный потенциал семьи, ее материальное положение и статус ребенка в семье. Итогом работы консилиума может быть:
• наличие сведений об особенностях конкретной семьи;
• определение мер помощи родителям в воспитании ребенка;
• разработка программы в целях индивидуальной коррекции поведения родителей.

Открытые занятия с детьми в ДОУ для родителей. Родителей знакомят со структурой и спецификой проведения занятий в ДОУ. Можно включить в занятие элементы беседы с родителями.

Презентация дошкольного учреждения. Это осовремененная в соответствии с открывшимися компьютерными возможностями форма рекламы ДОУ. В результате такой формы работы родители знакомятся с уставом ДОУ, программой развития и коллективом педагогов, получают полезную информацию о содержании работы с детьми, платных и бесплатных услугах.

Клубы для родителей. Данная форма общения предполагает установление между педагогами и родителями доверительных отношений, осознание педагогами значимости семьи в воспитании ребенка, а родителями — что педагоги имеют возможность оказать им помощь в решении возникающих трудностей воспитания. Заседания клубов для родителей осуществляются регулярно. Выбор темы для обсуждения обусловливается интересами и запросами родителей. Педагоги стремятся не просто сами подготовить полезную и интересную ин¬формацию по волнующей родителей проблеме, но и приглашают различных специалистов (Приложение 9. Клуб заботливых родителей)

Мини-собрания. Выявляется интересная семья, изучается ее опыт воспитания. Далее она приглашает к себе две-три семьи, разделяющие ее позиции в семейном воспитании. Таким образом, в узком кругу обсуждается интересующая всех тема.

Попечительский совет. Одной из новых форм работы с родителями, являющийся коллегиальным органом самоуправления, постоянно действующим на общественных началах при ДОУ. (Приложение 14. Общепринятое положение о попечительском совете при ДОУ).

Дни добрых дел. Дни добровольной посильной помощи родителей группе, ДОУ - ремонт игрушек, мебели, группы, помощь в создании предметно – развивающей среды в группе. Такая форма позволяет налаживать атмосферу теплых, доброжелательных взаимоотношений между воспитателем и родителями. В зависимости от плана работы, необходимо составить график помощи родителей, обговорить каждое посещение, вид помощи, которую может оказать родитель и т.д.
Подобные формы: Дни общения, День папы (бабушки, дедушки и т.д.)
К группе познавательных - относятся и индивидуальные формы взаимодействия с родителями. Преимущество такой формы работы с родителями состоит в том, что через изучение специфики семьи, беседы с родителями (с каждым в отдельности), наблюдение за общением родителей с детьми, как в группе, так и дома, педагоги намечают конкретные пути совместного взаимодействия с ребенком.

Посещение семьи. Основная цель визита – познакомиться с ребенком и его близкими в привычной для него обстановке. В игре с ребенком, в разговоре с его близкими можно узнать много нужной информации о малыше, его пристрастиях и интересах и т.д. Посещение приносит пользу и родителям, и педагогу: родители получают представление о том, как воспитатель общается с ребенком, имеют возможность в привычной для себя обстановке задать волнующие их вопросы относительно воспитания своего ребёнка, а педагогу позволяет познакомиться с условиями, в которых живет ребенок, с общей атмосферой в доме, традициями и нравами семьи.
Воспитатель каждой возрастной группы должен посетить семьи своих воспитанников. Каждое посещение имеет свою цель. Цель первого посещения семьи – выяснить общие условия семейного воспитания, обследование условий проживания ребенка. Повторные посещения планируются по мере необходимости.
Организуя домашний визит, необходимо, соблюдать следующие условия:
• быть тактичным при посещении семьи;
• не начинать разговор в семье о недостатках ребенка;
• не задавать много вопросов родителям о воспитании детей;
Составьте для себя памятку по организации домашних визитов и постарайтесь ее выполнять.

Индивидуальные консультации. Консультации по своему характеру близки к беседе. Разница в том, что беседа – это диалог воспитателя и родителя, а проводя консультацию, отвечая на вопросы родителей, педагог стремится дать квалифицированный совет.

Индивидуальные блокноты, куда воспитатель записывает успехи детей по разным видам деятельности, родители могут помечать, что их интересует в воспитании детей.

Кроме того, существуют приемы создания ролей для родителей. Они могут играть разные формальные и неформальные роли в программе развития и воспитания своих детей в группе детского сада. Ниже приведены некоторые из них.
Гость группы. Необходимо поощрять приход родителей в группу для наблюдения за детьми и игры с ними.
Доброволец. У родителей и детей могут быть общие интересы или умения. Взрослые могут помогать воспитателям, принимать участие в спектаклях, помогать в организации мероприятий, обеспечивать транспортом, помогать убирать, обустраивать и украшать групповые помещения и пр.
Оплачиваемая должность. Некоторые родители могут занять оплачиваемую должность в качестве члена воспитательного коллектива.

Досуговые формы организации общения призваны устанавливать теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми. В дальнейшем педагогам проще налаживать с ними контакты, предоставлять педагогическую информацию. Такие формы сотрудничества с семьей могут быть эффективными, только если воспитатели уделяют достаточное внимание педагогическому содер¬жанию мероприятия, а установление неформальных доверительных отношений с родителями не является основной целью общения.

Совместные походы и экскурсии. Основная цель таких мероприятий – укрепление детско-родительских отношений. В результате у детей воспитывается трудолюбие, аккуратность, внимание к близким, уважение к труду. Это начало патриотического воспитания, любовь к Родине рождается из чувства любви к своей семье. Из этих походов дети возвращаются обогащенные новыми впечатлениями о природе, о насекомых, о своем крае. Затем увлеченно рисуют, делают поделки из природного материала, оформляют выставки совместного творчества.

Информационные листы. Они могут нести в себе следующую информацию:
• информацию о дополнительных занятиях с детьми (Приложение 23. Информационный листок);
• объявления о собраниях, событиях, экскурсиях;
• просьбы о помощи;
• благодарность добровольным помощникам и т.д.

Памятки для родителей. Небольшое описание (инструкция) правильного (грамотного) по выполнению каких либо действий (Приложение 23. Серия памяток для ДОУ).

Основной задачей информационно-аналитических форм организации общения с родителями являются сбор, обработка и использование данных о семье каждого воспитанника, общекультурном уровне его родителей, наличии у них необходимых педагогических знаний, отношении в семье к ребенку, запросах, интересах, потребностях родителей в психолого-педагогической информации. Только на аналитической основе возможно осуществление индивидуального, личностно-ориентированного подхода к ребенку в условиях дошкольного учреждения, повышение эффективности воспитательно-образовательной работы с детьми и построение грамотного общения с их родителями.

Новое в практике работы детского сада с семьёй это использование письменных форм общения с родителями. Как и когда использовать письменные формы общения?
Когда нехватка времени или сложности с графиком работы родителей мешают вам встретиться с ними лично; если у вас нет телефона или вы хотите обсудить какой-либо вопрос лично, то поддерживать контакт с родителями вам помогут некоторые формы письменного общения. Но злоупотреблять такими формами общения не стоит. Так как они не способствуют сплочению детско-родительского коллектива группы. А некоторые (брошюра, пособие, бюллетень, отчёт) более приемлемы для организации работы с родителями в рамках всего детского сада.

Брошюры. Брошюры помогают родителям узнать о детском саде. Брошюры могут описать концепцию детского сада и дать общую информацию о нем.

Пособия. Пособия содержат подробную информацию о детском саде. Семьи могут обращаться к пособиям в течение всего года.

Бюллетень. Бюллетень можно выпускать раз или два в месяц, чтобы постоянно обеспечивать семьи информацией об особых мероприятиях, изменениях в программе и др.

Еженедельные записки. Еженедельная записка, адресованная непосредственно родителям, сообщает семье о здоровье, настроении, поведении ребенка в детском саду, о его любимых занятиях и другую информацию.
Неформальные записки. Воспитатели могут посылать с ребенком короткие записки домой, чтобы информировать семью о новом достижении ребенка или о только что освоенном навыке, поблагодарить семью за оказанную помощь; здесь могут быть записи детской речи, интересные высказывания ребенка и др. Семьи также могут посылать в детский сад записки, выражающие благодарность или содержащие просьбы.

Личные блокноты. Такие блокноты могут каждый день курсировать между детским садом и семьей, чтобы делиться информацией о том, что происходит дома и в детском саду. Семьи могут извещать воспитателей об особых семейных событиях, таких, как дни рождения, новая работа, поездки, гости.

Доска объявлений. Доска объявлений – это настенный экран, который информирует родителей о собраниях на день и др.

Ящик для предложений. Это коробка, в которую родители могут класть записки со своими идеями и предложениями, что позволяет им делиться своими мыслями с группой воспитателей.

Отчеты. Письменные отчеты о развитии ребенка – это одна из форм общения с семьями, которая может быть полезна при условии, чтобы она не заменяла личных контактов.

VII. Критерии эффективности использования различных форм работы с родителями в воспитании и развитии личности ребенка

конфликт воспитателя и родителей

Воспитатели и родители занимаются общим делом - воспитанием ребенка. Но в процессе их работы часто могут возникать конфликты. Непонимание между семьей и детским садом в первую очередь отражается на ребенке. Воспитатель в силу своего опыта должен выступить инициатором разрешения конфликтов, чтобы создать условия для гармоничного воспитания ребенка. В статье обсудим как воспитателю наладить отношения с родителями.

Почему появляются конфликты

Чаще всего инициаторами конфликтов выступают родители. Они сильно переживают за своих детей, передавая их в чужие руки. Поэтому, когда родителям что-то не нравится в работе воспитателя, появляются претензии. Критика может быть объективной в случае, если воспитатель действительно недобросовестно выполняет свою работу. И субъективной, если родитель требует особенного отношения к своему ребенку, игнорируя общие правила детского сада. Обсудим самые популярные причины конфликтов и способы их предотвращения.

Родители требуют особого отношения к их ребенку, игнорируя общие правила детского сада

  • Почему вы уделяете мало времени моему ребенку?
  • Почему вы заставляете его кушать или не следите, чтобы он все съел?
  • Почему вы так мало или так много гуляете с детьми?”

Претензии родителей часто противоречивы. Родители не знают четких правил детского сада, прав воспитателей и своих прав в воспитательном процессе. Поэтому они хотят, чтобы воспитатель относился к их детям также, как относятся родители. В одной семье ребенок полдня проводит на свежем воздухе. А в другой семье он чаще сидит дома, чтобы с ним ничего не приключилось. Конечно, воспитателю не нужно разрываться и пытаться угодить каждому.

Нужно просто донести и обосновать родителям единые правила, которые используются в детском саду. Для этого в начале знакомства проводят родительское собрание. Основная задача собрания - убрать искажения между ожиданиями родителей и реальной работой воспитателей. Воспитатель рассказывает, какую роль играет детский сад в воспитании ребенка, какие методы он использует, и какая роль отводится родителям. И если родителю не подходят правила детского сада, они просто ведут своего ребенка в другое место.

К примеру, некоторые родители хотят, чтобы ребенок развивался без вмешательства взрослых и сам выбирал для себя занятия и их продолжительность. Тогда есть смысл вести ребенка в детский сад, который работает по методике Монтессори.

Несмотря на общие правила, воспитателю следует учитывать личные особенности детей, принципы его воспитания в семье и семейные ценности. Общайтесь об этом с родителями. Задавайте открытые вопросы, прислушивайтесь к просьбам и жалобам родителей. В основе этого взаимодействия должно лежать уважение к родителям и их семейным принципам. Если в семье принят жестко авторитарный режим, то мягкие просьбы не будут иметь никакого влияния на такого ребенка. Если в семье ребенок может выйти из-за стола, не притронувшись к еде, не нужно его заставлять все съедать в садике.

Но бывают ситуации, когда воспитатели не могут учитывать некоторые особенности. К примеру в семье ребенку уделают много внимания и постоянно его развлекают. В садике он в любом случае будет получать меньше внимания, потому что есть еще и другие дети. Любой индивидуальный подход должен быть не в ущерб остальным детям в группе. А любые вопросы касаемо семьи не должны пересекать грань педагогического процесса и вмешиваться в дела семьи.

Ребенок получил травму или царапину

Некоторые родители очень болезненно реагируют на любые повреждения ребенка, которые он получил в садике. Моментально появляется желание наказать обидчика и обвинить воспитателя в том, что он недоглядел за ребенком. Однако ребенка отдают в садик, чтобы он учился социализации в группе. Учился общаться, выстраивать отношения с другими детьми и решать с ними спорные вопросы. Воспитателю не следует принимать слова родителей на личный счет, потому что невозможно уследить за микро-конфликтами или неосторожными движениями каждого ребенка. Нужно спокойно объяснить родителям, в какой ситуации ребенок получил повреждение и дать рекомендации, какую беседу провести родителю с ребенком.

Воспитатель не умеет давать обратную связь родителям

  • Ваш ребенок совершенно невоспитанный
  • Вы неправильно воспитываете ребенка, делайте вот так
  • Сколько можно опаздывать на завтрак?!
  • На вашем месте я бы. ”

В паре “воспитатель-родитель” работник детского сада должен выступать лидером в силу своего опыта. Лидерство не подразумевает наставничество и поучения. Оно подразумевает спокойную реакцию на претензии, и умение преподнести проблемы без негатива. У воспитателя тоже достаточно причин высказать свое недовольство по отношению к родителям за то, что они:

  • неуважительно разговаривают,
  • не кладут детям запасную одежду,
  • не воспитывают детей дома,
  • нарушают режим, когда с опозданием приводят и забирают детей из садика.

Не стоит игнорировать эти проблемы, но и не выражайте их с негативом. Некоторые родители агрессивно воспринимают обратную связь о своих действиях или о поведении детей. Особенно, если воспитатель откровенно жалуется на ребенка и ставит ему диагнозы типа “Он совершенно невоспитанный”. Чтобы уменьшить негативный эффект, можно использовать технику “Я-высказывания”, о ней мы поговорим ниже.

Как построить диалог с родителями

Чем больше открытого общения происходит между воспитателем и родителями, тем меньше конфликтов будет в процессе работы. Не торопитесь высказывать свое мнение и давать советы. Внимательно выслушайте родителя, постарайтесь понять его проблему и покажите, что вы тоже хотите ее решить. Все проблемы решайте в личной беседе с родителем, не привлекайте к разговору детей. Чтобы улучшить взаимодействие с родителями, используйте технику “Я-высказывания” и алгоритм взаимодействия с семьей.

Т ехника “Я-высказывания”

Эта техника помогает донести проблему без обвинений и негатива. Первым делом установите контакт с родителем, отметив положительные моменты в поведении ребенка. Только после этого приступайте к обсуждению проблемы.

  1. Опишите произошедшее событие без личной оценки происходящего.
  2. Часто воспитатели используют эмоциональные фразы с использованием обобщений: “Вася нагло отказался убирать за собой игрушки и нахамил мне. Он очень невоспитанный”. Говорите: “Я попросила Васю убрать игрушки. Он отказался и сказал мне “Сами убирайте”.”
  3. Точно выразите свои чувства, которые возникли в этой ситуации. Не обвиняйте ребенка или родителей, а скажите “Меня это сильно задело” или “Мне было неприятно”.
  4. Опишите причину возникновения чувства: “Я уважительно отношусь к вашему ребенку и имею право на уважительное отношение к себе со стороны детей”.
  5. Сформулируйте просьбу к родителям. “Я прошу в течение недели обсудить с ребенком правила общения со старшими. Через неделю созвонимся с вами, и я расскажу, насколько изменилось поведение Васи. Тогда мы обсудим дальнейшие совместные действия”.

Имеет значение не только что вы произносите, но и как вы это делаете. Говорите без эмоций, раскрепощённо и уверенно. Следите, чтобы в тоне не было высокомерия, задавайте открытые вопросы и внимательно слушайте ответы на них.

Будьте готовы, что даже такая формулировка может быть неприятна родителям. Но она увеличит шансы на формирование конструктивного диалога и совместное решение проблемы. Родитель увидит вашу заинтересованность в решении проблемы, положительное отношение к ребенку и желание совместного взаимодействия.

Алгоритм взаимодейс твия с семьей

Взаимодействие родителей и воспитателей происходит поэтапно.

Во время знакомства воспитатель устанавливает контакт с родителями. Общение должно начинаться со сдержанного деликатного общения. Воспитатель проявляет свое уважение к родителям, задает уместные вопросы и старается расположить к себе.

Воспитатель выясняет особенности ребенка. Совместно с родителем он определяет, на чем стоит делать акцент в воспитании ребенка. Можно осторожно поделиться наблюдениями о поведении ребенка - в каких ситуациях он ведет себя нежелательным образом.

Важно установить общие принципы воспитания ребенка. Воспитатель терпеливо выслушивает взгляд родителей на этот вопрос, даже если считает его ошибочным. Воспитатель не оспаривает их, а предлагает свои способы воспитания, призывая остановиться на едином мнении.

Если родитель согласился объединить с воспитателем усилия для воспитания ребенка, обе стороны приступают к реализации тех форм воспитания, которые обсудили на ранних этапах. Воспитатель не старается доминировать. Он делится с родителями своими сомнениями, спрашивает совета и прислушивается к ним.

Проведя определенную работу, воспитатель предлагает способы совершенствования форм воспитания.

На каждом этапе общения желательно применять технику “Я-высказываний”, чтобы сформировать конструктивное обсуждение без эмоциональных споров.

Если воспитателю удалось наладить доверительное открытое общение с родителями, конфликты прекращаются. И когда возникнет непростая ситуация, воспитатели не борются с родителями. Они объединят усилия и решат возникшую проблему. Это возможно только в диалоге, который наполнен взаимным уважением.

Если статья была вам полезна, пожалуйста, оцените ее по "звездной" шкале ниже, где 5 звезд - очень полезна.

Мы хотим, чтобы вы читали только интересные материалы, и будем благодарны за обратную связь!

Читайте также: