Поздняя адаптация в детском саду

Обновлено: 07.07.2024

По статистике на каждые 100 детей приходится 2-3 случая длительной, осложненной адаптации к условиям детского сада.

Существуют 3 категории детей. У первой группы детей адаптационные проблемы начинаются сразу. Вторая группа детей нормально ходит в детский сад первые 2-3 недели, а затем появляются сложности (отказ посещать сад, отказ отпускать родителей, регресс навыков и т.д.). У третьих адаптация происходит без видимых изменений.

При легкой адаптации ребенок привыкает к новому ритму жизни 2-4 недели. При тяжелой адаптации ребенок не может привыкнуть к детскому саду более 3-4 месяцев, ребенок часто и тяжело болеет. Таких детей называют "несадичными" ("несадиковскими") и врачи могут настоятельно рекомендовать посидеть еще дома.

Основные проявления адаптации у детей:
- нарушения сна (дневного и ночного), нарушение аппетита (отказ от еды, избирательность в блюдах);
- нарушения эмоционального состояния (ребёнок выглядит подавленным, вялым, заторможенным, грустным);
- нарушения поведения (слезы, истерики, капризы, отказ от любой деятельности в садике);
- регресс навыков (недержание мочи, отказ есть самостоятельно);
- ухудшение здоровья.

Чаще всего тяжело адаптируются к детскому саду частоболеющие дети или дети с минимальным опытом общения с другими взрослыми и детьми. Факторами, вызывающими тяжелую адаптацию, могут быть :

  • возраст ребенка (лучше и быстрее адаптируются дети старше 2-х лет);
  • состояние здоровья ребенка (иммунная система детей формируется до 4-х лет, дети с хроническими заболеваниями более склоны к тяжелой адаптации);
  • уровень социализации (чем больше и чаще у ребенка было контактов с другими людьми, тем легче проходит адаптация);
  • уровень социально-бытовых навыков (чем больше ребенок умеет делать сам, тем легче ему в садике);
  • психологически тяжёлая обстановка в группе (неопытные воспитатели, плохое отношение воспитателей к детям, много детей в группе и т.д.)

Какие навыки нужны в детском саду, я рассказывала в статье: Готовимся идти в садик. Чему нужно научить малыша

В каком возрасте дети идут в ясли в других странах: Декрет в разных странах. Когда дети идут в ясли и в школу?

История мальчика с тяжелой адаптацией к детскому саду

У меня в окружении много детей, все ходили в детский сад. Кто-то плакал поначалу, кто-то нет. Практически все поначалу болели, чаще всего сопли, кашель, температура. Среди знакомых детей не было таких, кто-то болел постоянно и тяжело, и таких, кто в итоге не смог адаптироваться к детскому саду. Я слышала, что есть "несадичные" дети, я считала, что это особенности характера и воспитания в семье.

И вот такой ребенок появился в нашей семье. На момент поступления в детский сад ничего не предвещало возникновения такой ситуации.

Мальчик - сын моей близкой родственницы. Она сама работала в детском саду, куда пошел ребенок, но в старших группах. Жизненная ситуация у нее была непростая, с мужем разошлась до рождения ребенка. На одни алименты прожить сложно, поэтому вышла на работу в 1,5 года. Сложностей она не ожидала - всё-таки ребенок под боком, в одном садике, этажом ниже.

1-й год, ясельная группа для детей с 1,5 лет

В том детском саду ясельных групп было две - для детей с 1,5 лет и для детей с 2-х лет. Традиционно на ясельные группы ставят новых работников - это низшее звено карьерной лестницы в детских садах. Более опытные и давно работающие воспитатели переходят на старшие группы. Бывают исключения - воспитатели, которые работают на яслях, давно работают и им там комфортно, и детям с ними тоже.

В 2015/2016 учебном году на яслях было 6 сотрудников - 4 воспитателя и 2 няни. Из 6 человек лишь один педагог работал второй год на яслях . Два воспитателя не имели педагогического образования и опыта работы с детьми. На работу их взяли, потому что они учились на втором курсе педагогического колледжа, заочно. Женщины среднего возраста. Четвертая воспитательница вышла из декретного отпуска, до этого она год отработала в средней группе. На нянь требование иметь педагогическое образование не распространяется.

Об уровне педагогов моя родственница узнала уже в процессе адаптации .

Адаптационный период официально длится в детских садах весь сентябрь (один месяц). На этот месяц руководством допускаются отступления от режима дня. Например, первый месяц отсутствуют прогулки. Так как дети маленькие, сборы на прогулку - дополнительный стресс.

В тот саду воспитательницы уговорили заведующую, что они будут весь сентябрь работать вдвоем в первую смену. Группа 25 человек, больше воспитателей, будет легче. То есть весь сентябрь группа работала только пол дня.

Естественно смены родственницы никто не подстраивал под первую половину дня. Пришлось договариваться с заведующей с обеда она забирает ребенка к себе на группу. И тут сложилась ситуация, что на своего работодателя в общем-то и не пожаловаться.

И в октябре воспитатели не хотели работать в две смены. Но тут подключилось еще пару родителей, которым сад нужен на полный день. В итоге в октябре после обеда оставалось 3-4 ребенка. Воспитатели были жутко не довольны. До этого они вдвоем работали со всеми детьми, а тут одной нужно справляться пол дня. Воспитатели не стеснялись выговаривать родителям, что они рано отдали в детский сад, что "именно их ребенок" совсем не готов к саду. Оказывали давление на психику родителей, что они сами виноваты, что ребенок не может адаптироваться к саду.

Но мы же помним, что по статистике на каждые 100 детей приходится 2-3 случая тяжелой адаптации. Ну не может ВСЯ группа иметь тяжелую адаптацию.

Первый день ребенка отводила в садик я. Ребенок спокойно пошел в группу. Там было еще 2 ребенка, было тихо. На собрании было сказано, что в первый день детей максимум на 2 часа. Если будут сложности, то воспитатели позвонят.

Только я дошла дома, мне позвонила воспитательница: "ваш ребенок плачет - забирайте". Пошла обратно, суммарно ребенок в группе был минут 30-40. На второй день ситуация повторилась, но мать ребенка попросила, чтобы я не спешила, и дала ему побыть часик в детском саду.

За первую недели воспитатели ни разу не взяли ребенка хотя бы на 2 часа. Ребенок по характеру достаточно спокойный. Мать пошла узнавать, в чем конкретно сложности. Оказалось, что "Другие дети плачут, он пугается и начинает плакать. Он не плачет, если стоит рядом с воспитательницей или держит ее за подол. Но ОНА ЖЕ НЕ МОЖЕТ работать в таких условиях, он всё время под ногами крутится. А ей на руки нужно взять того, кто плачет".

Очень странная ситуация, согласитесь? Руки у воспитателя две, а детей много. Воспитатели стараются не брать детей на руки, а переключать внимание. Рассказывать и показывать. Моя родственница рассказывала, что когда к ней на адаптацию приходят дети, она разговаривает не замолкая всю смену, пляшет с игрушками и так далее. Она сама берет детей первый день на 2 часа, второй день до обеда, третий день оставляет на сон. С четвертого дня - полный день. В исключительных случаях, ребенок ходит по другому графику.

После садика ребенок приходил голодный. У него тряслись руки, когда видел еду. Просыпался ночью есть. Воспитатель сказала, что он отказывается есть в саду совсем. Пару раз мать забегала в группу на обед, при ней он ел. Один раз зашла, а его за столом нет. Оказалось, что лег около 12 часов в кукольную кроватку и уснул. Там и лежал, прикрытый игрушечным одеяльцем. Воспитатель сказала: "зачем его будить теперь? плакать опять будет". Действительно, пусть голодный спит.

Пришлось подключать бабушку. Бабушка работала воспитателем в коррекционной школе. Взяла отпуск на 2 недели. Согласовали с заведующей, что она будет приходить, кормить ребенка. И вот бабушка уже рассказала, как обстояли дела в группе с кормлением. Педагоги сажают детей за стол, ставят еду и убегают есть сами. А потом просто собирают тарелки. Кто что успел съесть, то и ладно.

Бабушка кормила своего и соседей по столу. Она никак не могла понять, что за порядки такие. У нее на работе дети-инвалиды старше 7 лет, и она за всеми следит, чтобы все поели. Воспитатели собирали тарелки даже у нее за столом, типа обед закончился, несмотря на замечание, что дети еще не доели. Это же малыши, 1,5 года, они не могут быстро есть, хорошо, что вообще ложкой пользуются. Пить давали только во время еды и по чуть-чуть. Чтобы не писались. На горшок пытались садить, но бессистемно. В общем все ходили мокрые. Даже те, кто дома просится на горшок. Среднестатический ребенок в норме осваивает горшок к 2-м годам.

В группе сложилась психически тяжелая ситуация для детей, психологи ее называют токсической. Считаю, это было основной причиной тяжелой адаптации у конкретного ребенка.

На фоне адаптации ребенок стал плохо спать. Поначалу он вскривал во сне, затем просыпался и плакал. Потом наступил период, когда он спал по 20 минут на руках, затем просыпался и 20 минут плакал, снова дремал на руках 20 минут, и снова плакал. На этом этапе его показали неврологу и назначили успокоительное на ночь.

Привет всем. у нас возникла такая проблема!! начали ходить в сад 1 февраля. сначала по часу, потом больше и больше!! всегда улыбалась и шла с удовольствием. так проходили 3 недели, в итоге оставались на сон, все было хорошо. потом заболели и просидели 2 недели. И теперь в сад мы не хотим воообще ходить. силой отрывают от меня! вчера в обед пришла за ней. а она качается по полу и орет. Мне скоро на работу вызывают, оставлять не скем, да и общение ей нужно. Это вообще поздняя адаптация или что. может у кого такое было. Как вы справились.


Тема адаптации ребёнка к детскому саду не теряет своей актуальности. Многие родители сталкиваются с трудностями привыкания сына или дочери к новым условиям и не знают, как правильно их разрешить.

В данной статье мы расскажем мамам и папам, в чём заключается адаптация ребёнка к дошкольному учреждению, какие существуют степени и этапы привыкания, и как помочь малышу поскорее адаптироваться в детском коллективе.

Содержание:

Что такое адаптация?


Представьте себе мир маленького ребёнка. Любимые мама и папа, знакомые игрушки, тёплая кроватка, привычные обстановка и режим дня.

И вдруг в один день всё меняется. Мама отводит его в незнакомое место и оставляет с чужой тётей. В этом месте всё чужое – и игрушки, и кроватка, и еда не такая, как дома. А главное – там много незнакомых детей, которые часто плачут, а некоторые могут даже и обидеть. В этом месте нужно слушать воспитательницу и делать всё, что она скажет. Это место называется детский сад….

Попадая в незнакомую обстановку, ребёнок находится в состоянии сильнейшего стресса. Чтобы он смог привыкнуть к ней, должен пройти период адаптации. Этот термин означает способность приспосабливаться к условиям внешней среды, подстраиваться под них.

Во время адаптации происходит перестройка деятельности практически всех систем детского организма.

Адаптация ребёнка к условиям детского сада, как правило, сопровождается следующими явлениями:

Существуют 3 категории детей. У одних адаптационные проблемы начинаются сразу, у других – спустя 2-3 недели, у третьих видимые изменения отсутствуют. Это связано со многими факторами и зависит от адаптивных возможностей организма ребёнка.

Пугаться изменений в поведении сына или дочери не стоит. Таким образом организм ребёнка справляется с возникшим стрессом и приспосабливается к новым условиям.

Степени адаптации


Различают лёгкую, среднюю и тяжёлую степень адаптации ребёнка к детскому саду.

Лёгкая степень

Ребёнок с лёгкой степенью адаптируется в среднем 2-4 недели. Для лёгкой степени адаптации будут характерны следующие показатели:

  1. Сон: ребёнок спокойно спит во время дневного и ночного сна, может иногда просыпаться, но легко засыпает снова.
  2. Аппетит: хороший, может присутствовать избирательность в блюдах.
  3. Эмоциональное состояние: ровное, спокойное.
  4. Поведение: без слёз и истерик отпускает от себя маму и остаётся в группе. Может занять себя игрой.
  5. Общение со взрослыми и сверстниками: идёт на контакт с воспитателями и детьми, может попросить педагога о помощи, включается в игру со сверстниками.

Даже при лёгкой степени адаптации у ребёнка первое время могут наблюдаться нарушения сна и аппетита.

Средняя степень


Средняя степень адаптации длится больше месяца. Ребёнок часто болеет, привыкание к детскому саду затруднено из-за долгих перерывов.

Об адаптации средней степени тяжести можно судить по следующим критериям:

  1. Сон: ребёнок временами не спит в тихий час; если засыпает, то сон беспокойный, прерывистый.
  2. Аппетит: может отказываться от некоторых блюд, ест мало.
  3. Эмоциональное состояние: часто плачет, грустит, настроение меняется от незначительных причин. Может занять себя игрой, но на непродолжительное время.
  4. Поведение: с трудом расстаётся с мамой, после её ухода подолгу стоит в одиночестве у окна.
  5. Общение со взрослыми и сверстниками: интереса к общению не проявляет, постоянно спрашивает у педагога, скоро ли придёт мама.

Ребёнок с тяжёлой степенью адаптации может привыкать к детскому саду более 2 месяцев, а может и не привыкнуть вовсе. Тогда врачи рекомендуют отказаться от посещения дошкольного учреждения.

Тяжёлая степень

Тяжёлое привыкание характерно для детей с ограниченными возможностями здоровья.

О том, что ребёнку нелегко даётся адаптация к детскому саду, можно судить по следующим показателям:

  1. Сон: ребёнок не спит в тихий час. Ночью сон беспокойный, прерывистый, бывают ночные страхи.
  2. Аппетит: пониженный, может отказываться от приёма пищи.
  3. Эмоциональное состояние: подавленное, ребёнок как бы уходит в себя или наоборот агрессивен.
  4. Поведение: после ухода мамы плачет, кричит, не хочет заходить в группу, может долгое время сидеть в раздевалке.
  5. Общение со взрослыми и сверстниками: на контакт не идёт или проявляет агрессию к детям и взрослым.

О завершении адаптационного периода у ребёнка можно судить по стабилизации всех показателей.

Этапы привыкания


Процесс привыкания ребёнка к детскому саду проходит в несколько этапов.

1 этап – период дезадаптации. Как бы ни готовили родители ребёнка к яслям, в первое время он всё равно будет находиться в состоянии стресса и постоянного напряжения. Ребёнку трудно даётся расставание с родителями, он часто плачет, капризничает. Могут начаться простудные заболевания.

2 этап – период адаптации. Срабатывают защитные механизмы психики, ребёнок начинает общаться с воспитателем и другими детьми, участвует в играх, но по-прежнему тоскует по родителям и часто спрашивает о них. На этом этапе малыш только начинает привыкать к новым правилам, поэтому может нарушать дисциплину и отказываться выполнять требования воспитателя.

3 этап – период компенсации. Процесс адаптации завершается, ребёнок привыкает к детскому коллективу, воспитателям и новому режиму дня, спокойно отпускает родителей на целый день. Эмоциональный фон стабилизируется, физиологические показатели приходят в норму.

Влияние различных факторов на адаптацию

На то, как долго будет привыкать ребёнок к детскому учреждению, влияет множество факторов. Рассмотрим основные из них.

1. Возраст ребёнка


Ситуация такова, что многие мамы стремятся поскорее отдать ребёнка в детский сад и выйти на работу после декретного отпуска. Поэтому в последнее время возросла потребность в яслях, начинающих принимать детей с полутора лет, которые есть далеко не в каждом дошкольном учреждении.

Большинство же специалистов считают, что, чем младше ребёнок, тем тяжелее у него протекает адаптационный период, поскольку ещё не окреп иммунитет и повышена потребность в родительской заботе и внимании.

Поэтому оптимальным возрастом для начала детсадовской жизни принято считать 2,5 – 3 года. А педиатры настаивают на том, чтобы родители отдавали ребёнка в садик не раньше трёх лет.

2. Состояние здоровья

Как мы уже говорили, тяжело привыкают к детскому саду дети, имеющие ограниченные возможности здоровья или частные простудные и хронические заболевания.

Поэтому родителям стоит повременить с детским садом и дождаться, пока организм ребёнка сможет адаптироваться к дошкольному учреждению без тяжелых последствий.

3. Уровень развития умений и навыков


К началу садичной жизни дети должны обладать всеми необходимыми умениями и навыками: ходить на горшок, держать ложку, пить из чашки, частично сами одеваться и раздеваться, а также уметь попросить взрослого о помощи.

Если родители привыкли всё делать за ребёнка, ему будет тяжело привыкать к самостоятельности. Соответственно, период адаптации у него может затянуться.

4. Уровень социализации

В детском саду ребёнку предстоит контактировать с большим количеством детей и взрослых. Хорошо, если у него уже есть такой опыт общения. В противном случае малышу, привыкшему видеть рядом с собой только маму и папу, будет очень тяжело привыкать к детскому коллективу и педагогам.

Также продолжительность адаптации зависит от личности воспитателя, к которому попадает ребёнок, количества детей в группе, особенностей нервной системы ребёнка и атмосферы в семье.

Как помочь ребёнку адаптироваться?


Правила успешной адаптации

  1. Правило 1. Заранее познакомьтесь с персоналом детского сада, режимом дня и условиями пребывания.
  2. Правило 2. Привыкание ребёнка к детскому саду должно происходить либо в летнее, либо в зимнее время для снижения риска инфекционных заболеваний.
  3. Правило 3. Прививки, медицинские осмотры и прочие посещения врачей должны быть строго до поступления ребёнка в детский сад.
  4. Правило 4. Ребёнок в первые дни должен оставаться в детском саду на 1-2 часа. Хорошо, если это время совпадёт с утренней прогулкой.
  5. Правило 5. Увеличивать время пребывания ребёнка в группе нужно постепенно, с учётом рекомендаций воспитателя.
  6. Правило 6. Если ребёнок заболел, маме или папе необходимо остаться с ним дома.
  7. Правило 7. Родителям необходимо предупреждать воспитателя обо всех особенностях поведения ребёнка, его привычках и склонностях.
  8. Правило 8. Забирая малыша домой, обязательно поинтересуйтесь у воспитателя, как ребёнок себя вёл в течение дня.

Соблюдая все эти правила, родители значительно облегчают адаптационный период ребёнка в детском саду.

Советы психолога


  • К детскому саду ребёнка нужно готовить заранее.

Покажите малышу здание, окна группы, где он будет находиться, участок для прогулок. Познакомьтесь с воспитателями. Неплохо, если ребёнок выучит их имена ещё до первого посещения. Обратите внимание сына или дочери на тот факт, что всех детей вечером родители забирают домой, на ночь никто не остается.

  • Чем больше ребёнок будет знать о правилах поведения в детском учреждении, тем легче для него пройдет период адаптации.
  • Способность ребёнка к успешной адаптации во многом зависит от психологической установки родителей.

Чем спокойнее мама и папа относятся к посещению ребёнком дошкольного учреждения, тем увереннее чувствует себя малыш в незнакомом коллективе.

  • Не забывайте о формировании необходимых навыков самообслуживания. Старайтесь давать малышу больше самостоятельности даже в том, чего он пока ещё не умеет делать.
  • Уделяйте внимание развитию коммуникативных навыков ребёнка.

Он должен уметь общаться не только с детьми, но и со взрослыми. Тренируйте навыки общения в гостях, на детской площадке, в поездках к родственникам.


  • Домашнее меню, как и режим, должны быть максимально приближены к садичным. Даже во время выходных и праздников.
  • Будьте доброжелательны и вежливы с воспитателями. Ведь это люди, которым вы доверяете самое ценное – своего ребёнка. И не только вы, а ещё 20 таких же мам и пап.
  • В период адаптации у ребёнка не должно быть никаких дополнительных стрессов, таких как переезд, развод родителей, рождение второго ребёнка. Постарайтесь обеспечить спокойную семейную обстановку.
  • Относитесь спокойнее к болезням после посещения детского сада.


Что не рекомендуется делать в адаптационный период?

Как облегчить расставание с ребёнком в детском саду?

Чтобы малыш научился безболезненно отпускать вас и идти в группу, соблюдайте эти нехитрые рекомендации:

  • заранее подготовьте ребёнка к мысли о том, что в детский сад нужно ходить каждый день, пока мама с папой на работе;
  • по дороге настраивайте ребёнка, как хорошо ему будет там сегодня, в какие интересные игры он там будет играть, что вкусного приготовят тети-повара и т.д.;
  • придумайте свой ритуал прощания с ребёнком. Это может быть поцелуй в щёку и соприкосновение ладоней или коротенький стишок. Главное – всегда его соблюдайте при расставании с сыном или дочерью не только в детском саду, но и дома;
  • разрешите малышу взять с собой любимую игрушку. В отсутствие мамы ему будет гораздо спокойнее, если рядом будет что-то родное и знакомое;
  • следите за собственным эмоциональным состоянием. Все ваши тревоги и опасения обязательно передадутся и ребёнку;
  • чётко сообщите малышу о времени своего прихода: после обеда, после сна, вечером, чтобы у него не было напрасных ожиданий.

Запомните, дорогие мамы и папы: залогом успешной адаптации ребёнка к детскому саду является правильная подготовка малыша, психологическая грамотность родителей, а также семейная атмосфера комфорта и эмоционального благополучия.

На сервисе СпросиВрача доступна бесплатная консультация психолога по любой волнующей Вас проблеме. Врачи-эксперты оказывают консультации круглосуточно. Задайте свой вопрос и получите ответ сразу же!

фотография пользователя

Захар, никак не приучали, пришли и отдали, потому что там никак по другому не разрешили, сначала 2 часа , через неделю стали оставлять на сон, плохого ничего не говорили, думали ему будет там интересно

фотография пользователя

Вам нужно было медленнее приучать. Все дети по разному привыкают. Есть правила как нужно это делать. Сначала дети ходят вместе с родителями на часик, потом без родителей на пару часов. За этим следят воспитатели и определяют как быстро ребёнок сможет адаптироваться. Некоторые дети до полу года привыкают к садику постепенно. Вам нужно либо начинать сначала и медленно приучать, либо создавать ребёнку травму и оставлять его насильно в садике.

фотография пользователя

Здравствуйте, ребёнок ходит в обычную группу или коррекционную? На сколько хорошо сформированы навыки самообслуживания? Как то лома изменилось повеление ребёнка, когда он начал посещать Детский сад: изменился ли сон, аппетит, поведение?

Кристина, обычная группа. толпа 19 человек, ложкой может есть сам, но в саду говорят ничего вообще не ест и даже не пьет, дома зато ест и пьет много , сон нормальный, поведение тоже не изменилось

фотография пользователя

Если у ребёнка не появилось признаков невроза: нет ухудшения со стороны сна, аппетита, не появилась грызенная ногтей и подобных привычек, вероятно так проходит адаптационный процесс. Ребёнок не ест в саду, потому что испытывает стресс, это нормально для человеческого организма не есть, когда страшно. Взрослые люди тоже не все могут есть первое время на рабочем месте. С адаптацией это проходит.
1. Играйте дома в Детский сад. Отличный вариант для этого: песочница домашняя и мелкие Игрушки, конструктор в ней.
2. Проанализируйте, насколько Вы сами готовы отпускать в сад? Тревожны Вы или спокойны? Очень важен ваш настрой.
3. Попросите ребёнка нарисовать свой Детский сад. Яркие и радостные тона могут говорить о том, что в саду он чувствует себя комфортно , а причиной его истерик является домашняя атмосфера. А вот если садик на картинке выглядит мрачно, то стоит показать этот рисунок психологу или же поговорить с воспитателем.
4. Спросите у воспитателя, как проходят занятия ребёнка . Возможно, он рисует или лепит хуже других, и получает негативную оценку. Тогда вам стоит приложить некоторые усилия и позаниматься с ребенком дома.
5. Если вы знаете, что ваш ребёнок чрезмерно эмоционален и чувствителен, то постарайтесь найти хорошего детского психолога, который поможет немного укрепить психику.

фотография пользователя

Доброе утро, Вика!
Ребёнка нужно показать детскому психологу, чтобы он смог провести диагностику эмоционального состояния.
Адаптация всем не просто даётся, но если всё идёт сложно, то стоит обратиться к детскому психологу. Отрыв от мамы это определённый стресс для ребёнка. Нельзя ругать ребёнка, когда он плачет, спрашивайте у него, как прошёл его день, что было в садике. Также попробуйте дома с ребёнком поиграть в детский сад через игрушки.

фотография пользователя

Здравствуйте, Вика!
По возрасту ребенку в сад не рано. Но, конечно, каждый ребенок индивидуален, у всех по-разному происходит адаптация, ведь у каждого свой характер, особенности нервной системы, уровень впечатлительности и т.д. Поэтому разбираться надо с учетом индивидуальных особенностей ребенка.
Поговорите с воспитателем подробно. Понятно, что воспитателю трудно полноценно уделить внимание и психологическую поддержку каждому ребенку и родителю, ведь детей много. Но все же искать подход к ребенку и беседовать с родителями входит в его обязанности.
Расспросите поподробнее о поведении ребенка. Вряд ли он плачет совсем целый день, без перерыва. Наверняка иногда успокаивается, обращает на что-то внимание, проявляет интерес.
Задайте воспитателю вопросы:
Когда малыш начинает плакать, сразу ли после Вашего ухода?
Обращает ли внимание на игрушки, других детей?
Пытается ли общаться с другими детьми, реагирует ли на приглашения поиграть?
В каких ситуациях начинает нервничать (например, когда дети шумят, что-то бросают или что-то еще).
Как реагирует на взрослых и успокаивающие дружелюбные фразы ("иди поиграй, тебе понравится", "мама скоро придет", "посмотри, как у нас тут интересно" и т.д.)?
Адаптация к садику - это в любом случае стресс. Но надо понять, что именно тревожит ребенка: остаться без мамы, страх чужих взрослых, трудности общения с другими детьми.
Дайте воспитателю рекомендации, как успокаивать ребенка. Поскольку Вы как мама хорошо знаете своего малыша, то у Вас наверняка есть какие-то методы, которые успокаивают его, когда расстраивается: может быть, какие-то определенные фразы, интонации, песенка, игрушки, картинки.
Насколько я понимаю, ребенок пока почти не разговаривает, поэтому не может рассказать о садике. Но попытайтесь выяснить у него, что именно его беспокоит, чтобы проговорить с ним это. Задавайте ему вопросы: Тебе нравится в садике? Хочешь завтра пойти в садик? Тебе весело играть с другими ребятами? Наверняка он может как-то по-своему ответить на вопросы, чтобы Вам было понятно.
Вам выше посоветовали, что можно выяснить причины беспокойства, попросив ребенка нарисовать садик или проиграв с ним поход в садик с помощью игрушек. Это хорошие советы, игровыми и рисуночными методами можно выяснить у детей очень многое об их переживаниях, и корректировать их. Проиграйте с ним ситуации, когда малыш пришел в сад, познакомился с другими, стал играть с ними вместе, и ему понравилось. Порисуйте вместе картинки, где ребятам весело играть вместе и с воспитателем. Расскажите ребенку о позитивных сторонах сада, постарайтесь настроить его на это, воодушевить: игры, интересные развивающие занятия, прогулки с ребятами.
Поскольку дома ребенок ведет себя спокойно, как обычно - предположу, что он все-таки там плачет не целыми днями. Ведь если бы это было так, то это указывало бы на очень сильный стресс, и Вы увидели бы признаки этого дома: например, начинал бы плакать при упоминании о садике, плакал утром по дороге, плохо спал, появился бы энурез или что-то еще. Поэтому постарайтесь выяснить именно то, что конкретно пугает малыша, и поработайте с этим. Также, когда гуляете с ним, понаблюдайте, как он ведет себя на детской площадке: подходит ли к другим детям, играет ли с ними, пугается ли чужих родителей, чтобы были понятнее его ощущения и над чем работать.
Ну и, конечно, соглашусь, что к детскому психологу походить стоит. На занятиях психолог будет выяснять, как малыш относится к садику, что конкретно ему там не нравится, а что нравится - соответственно, над чем работать, в какую сторону двигаться.
С уважением, Анастасия.

фотография пользователя

Здравствуйте, Вика! Можете подробнее рассказать, какие отношения у Вас в семье: где живёте, как проводите выходные дни, чем занимается ребёнок вечерами?

Читайте также: