Пояснительная записка школа полного дня

Обновлено: 07.07.2024

Школы полного дня становятся популярны среди родителей. В первую очередь их привлекает то, что ребенок весь день находится под присмотром взрослых. Это удобно. О плюсах и минусах школы полного дня поговорим в этой статье.

Что такое школа полного дня?

Мы привыкли к тому, что большинство детей учится в первую половине дня, потом приходят домой, кушают, делают уроки. Ну а кто-то предоставлен сам себе. В школе полного дня ребенок находится до вечера. Т.е. она объединяет учебу и дополнительное образование. При этом дополнительные занятия и укоки моргут чередоваться.

Расмпорядок дня в школе полного дня прмерно такой:

  1. Учеба (+ завтрак)
  2. Обед
  3. Прогулка
  4. Кружки (спортивные мероприятия, концерты, конкурсы и т д)
  5. Подготовка домашнего задания

Плюсы школы полного дня

  • Четкий режим дня
  • После уроков ребёнок сыт и под присмотром
  • Есть дополнительные занятия
  • Дополнительные консультации по предметам
  • Домашнее задание ребенок делает в школе

Минусы школы полного дня

1. Ребёнок весь день находится в школе. Целый день находиться в школе тяжело даже взрослому человеку. В первую очередь из-за шума. Постоянное нахождение в школе может усилить негативное отношение к школе.

2. Высокая нагрузка на детей. В школе полного дня день расписан. Это хорошо, с одной стороны. Но не каждый ребенок может каждый день активничать. Есть дети, корторые могут после школы посещать еще по несколько кружков. А для какого-то ребенка достаточно 1-2 кружков в неделю. Ребенок может уставать от постоянной инагрузки. В том числе и эмоциональной.

3. Если уроки и дополнительные занятия чередуются, то основные предметы могут быть во второй половине дня. Если ребёнок к этому времени устал, то это может плохо повлиять на запоминание материала.

Минусов, вроде, мало. Но они связаны в эмоциональным состоянием ребенка. Есть домашие дети, есть активные дети. Школа полного дня - хороший выход для работающих родителей. Но подходит она не каждому ребёнку.

d010fe75513ba840623b5177a3ae7415.jpg

Школа полного дня - это образовательная организация, позволяющая наиболее полно объединить учебную и внеурочную сферы деятельности ребенка в условиях учебного сообщества, сформировать образовательное пространство учреждения, способствующее реализации индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся, объединить в единый функциональный комплекс образовательные, развивающие и воспитательные процессы.

Цель педагогической деятельности Школы полного дня - формирование личности воспитанника (каким он должен быть, какими чертами характера обладать). Личностные качества, способствующие успешной социализации обучающихся, которые необходимо развивать в школе полного дня, можно представить в виде четырех блоков, характеризующих сумму проблем развития личности на современном этапе:

Конференция: Современные формы организации учебной деятельности

Автор: Мамцева Олександра Васильевна

Организация: МКОУ лицей №11

Населенный пункт: Воронежская область, г. Россошь

В данном режиме работы, лицей реализует общеобразовательные программы (в том числе программы углубленного изучения математики и физики, профильного изучения информатики и других предметов по выбору учащихся) и программы дополнительного образования, обеспечивая их интеграцию в учебное и внеурочное время.

⎯ формирование общей культуры личности учащихся на основе усвоения программ углубленного изучения математики, физики, профильного изучения информатики и других предметов по выбору учащихся, а также программ дополнительного образования;

⎯ адаптация учащихся к жизни в обществе, их активное участие в жизни местного сообщества, формирование активной жизненной позиции;

⎯ развитие творческих способностей учащихся на основе их индивидуальных склонностей и запросов;

⎯ воспитания гражданственности и правовой культуры учащихся;

⎯ создание основы для выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ, формирования у учащихся стремления и навыков непрерывного образования и самообразования, воспитание трудолюбия, любви к природе, Родине, семье, формирование здорового образа жизни.

Так же создаются дополнительные условия для личностного роста учащихся, формирования их общей культуры, организации содержательного досуга, сохранения и укрепления здоровья, адаптации их к жизни в обществе, развития мотивации личности к познанию и творчеству, самоопределению, самовыражению, стремлению к непрерывному образованию, выработки навыка самостоятельного пополнения знаний.

На сегодняшний день, в лицее №11 формируется образовательное пространство, объединяющее учебную и внеурочную деятельность детей, что обеспечивает более тесное взаимодействие с родителями учащихся и социальными партнерами по вопросам воспитания, здоровьесбережения, профилактики правонарушений и безнадзорности, социальной защиты детей, активного вовлечения молодежи в жизнь местного сообщества, создаются условия для социализации выпускников.

На подготовительном этапе был осуществлён подбор и расстановка педагогических кадров, а режим функционирования школы полного дня был построен на основе учебного плана лицея и с учетом требований СанПиНа.

Лицеисты имеют право посещать культурно-массовые, экскурсионные и другие мероприятия, которые проводятся в лицее и не предусмотрены учебным планом. Из всех курсов по выбору, только элективные курсы и элективные предметы являются обязательными для посещения. Так же они имеют право бесплатного пользования спортивной площадкой и спортивным залом, тренажерным залом, снаряжением спортклуба, театральным залом.

Равномерность учебной нагрузки учащихся осуществляется за счет единого расписания первой и второй половины дня, использования уроков психологической разгрузки. Расписание построено таким образом, что учащиеся имеют возможность посещать индивидуальные консультации у преподавателей; чередовать предметы, направленные на развитие различных видов деятельности, что позволяет поддерживать работоспособность учащихся в течение всего дня.

Стало возможным ведение урока несколькими преподавателями как основного, так и дополнительного образования; деление класса на мини-групы как за счет часов основных, так и за счет часов дополнительного образования.

Образовательный, воспитательный и оздоровительный процессы объединились в единый функциональный комплекс.

Поляризация образовательной среды в лицее осуществляется с помощью выделения разноакцентных зон:

- в информационно – библиотечном центре имеется читальный зал, где учащиеся имеют возможность выполнять творческие задания и подбирать материалы для выполнения различных проектов и индивидуальных работ;

- в компьютерных классах, в учебных аудиториях есть доступ в Интернет, поэтому для учащихся созданы дополнительные условия для самообразования, есть возможность для оперативного получения и обработки информации;

- в спортивном зале ежедневно занимаются секции по баскетболу и волейболу, работает секция по общей физической подготовке, тренажерный зал;

- в коридорах лицея оборудованы зоны для самоподготовки, творческой деятельности, спокойных игр, пространства для общения и уединения.

Основной формой дополнительного образования в Лицее является очная. В ходе занятий по ряду дисциплин, допускающих такую возможность (спецкурсы по предметам, по подготовке к ЕГЭ и ГИА), возможно применение дистанционных и сетевых методов обучения.

Дополнительное образование учащихся осуществляется в одновозрастных и разновозрастных объединениях. Занятия проводятся по комплексным интегрированным программам, направленным как на расширение кругозора, предметных и внепредметных знаний, так и на их углубление. Занятия могут быть организованы как дополнение основному образованию (консультации, факультативы), и/или носят чисто прикладной характер. Каждый учащийся может заниматься в нескольких объединениях.

Медицинское обслуживание учащихся обеспечивается медперсоналом, которое закрепляется органами здравоохранения Россошанского муниципального района за лицеем и наряду с администрацией и педагогическими работниками несет ответственность за проведение лечебно-профилактических мероприятий с соблюдением санитарно-гигиенических норм, режима и качества питания.

- создание атмосферы сотрудничества, содружества и сотворчества учителей, учащихся и родителей, выпускников Лицея;

- наличие психолого-педагогической службы, медицинского обслуживания; - организацию горячего двухразового питания;

- оборудование мест отдыха и психологической разгрузки;

- прогулки на свежем воздухе;

- оборудование мест и создание условий для организации занятий физкультурой и спортом.

Модель нашей школы полного дня подразумевает взаимодействие со всеми подразделениями ОУ, призвана создать максимально комфортные условия для развития учащихся и педагогов, сохранения и укрепления их здоровья, реализации запросов социума и потребностей детей и взрослых, подготовку к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда, решения всего комплекса задач, стоящих перед ОУ.

Цель работы нашей школы полного дня: создание комфортных условий для интеллектуального, физического, нравственного, творческого развития учащихся и педагогов.

Основные задачи любой школы полного дня:
1) интеграция основного и дополнительного образования обучающихся;
2) решение проблемы неуспешности в обучении и профилактики безнадзорности и беспризорности детей и подростков;
3) создание условий для самовыражения, самоопределения каждого конкретного обучающегося, способствующие развитию стремления к непрерывному образованию в течение всей активной жизни человека;

Наша школа работает в режиме полного дня (с 8.00 до 19.00) по 5-ти дневной неделе, с 6-м развивающим днем, что наиболее благоприятно для осуществления поставленных задач по интеграции образовательного, воспитательного и оздоровительного процессов.
В режим работы школы введены утренняя физзарядка, физкультминутки на уроках и утренняя прогулка после первого урока в 1-ых классах начальной школы, прогулки в обеденный перерыв и после окончания всех занятий.
Режим дня каждого конкретного класса строится с учетом учебного плана. (Приложение 1)
Режим полного дня открывает дополнительные возможности для школы в решении проблем обучения и воспитания детей. Режим полного дня позволяет адаптировать школьную среду с учетом особенностей каждого ребенка. (Приложение 2*)
Индивидуальная траектория развития каждого ребенка отслеживается и корректируется воспитателем и классным руководителем по маршрутному листу на каждый день недели:

Режим работы школы составляется с учетом продолжительности пребывания в школе, регламентируется единым расписанием учебных занятий, самоподготовки, внеурочной деятельности и системой дополнительного образования. В этом учебном году (как и в прошлом) система дополнительного образования включает объединения по восьми направленностям: научно-техническое, эколого-биологическое, туристско-краеведческое, военно-патриотическое, культурологическое, художественно-эстетическое, социально-педагогическое, спортивно-оздоровительное.

Организация второй половины дня является важнейшей частью учебно-воспитательного процесса. Проведение самоподготовки, консультаций включает в себя: консультации со слабоуспевающими учениками, работу с одарёнными детьми, подготовку к олимпиадам и конкурсам, работу библиотеки, кружков, элективных курсов.
Больше внимания уделяется совершенствованию физического воспитания и укрепления здоровья детей. Учебная нагрузка равномерно распределена в течение всего дня, разнообразные виды деятельности сменяют друг друга, что позволяет избежать перегрузки детей. Это чередование уроков с динамическими паузами, занятия в кружках, клубах и спортивных секциях, спортивно-оздоровительные и культурно-оздоровительные мероприятия, развивающая, игровая, досуговая деятельности. Одним из направлений работы нашей школы в режиме полного дня является организация проведения экскурсий. Экскурсионные программы для каждого класса насыщены, чрезвычайно разнообразны, открывают простор для познавательной деятельности учащихся, удовлетворения их эстетических и эмоциональных потребностей. Экскурсии по Москве и Подмосковью самые разнообразные по тематике: исторические, литературные, архитектурные, военно-исторические, заповедники, народные промыслы, предприятия и заводы по производству продуктов питания. Учащиеся вместе с воспитателем и классным руководителем создают отчеты-презентации о посещенных экскурсиях (Приложение 3*).

Читайте также: